Тяжёлая умственная отсталость у детей. Характеристика тяжелой умственной отсталости Уо статья легкая или тяжелая


Умеренная степень умственной отсталости (легкая имбецильность)

Это - средняя степень психического недоразвития, составляет 10% от всего числа умственно отсталых. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так и последствия перенесенных органических поражений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и неспособностью образовывать отвлеченные понятия. IQ находится в пределах 35-49 или 54.

Статические и локомоторные функции . Развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедлены, неуклюжи, что мешает формированию сложного механизма бега и прыжков (кинетическая апраксия). Умственно отсталые с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы (апраксия позы). При этом нередко появляются патологические синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты мотор-го недоразвития могут препятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывания ленточек (апраксия одевания). Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре.

Расстройства внимания. У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

Нарушения процессов ощущения и восприятия . Сенсорная сфера очень нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. Нет активности восприятия, не умеют выделять особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате они самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.

Расстройства мышления . У умеренно умственно отсталых запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они совершенно не способны оперирировать отвлеченными понятиями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне.

Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых, конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Такие больные не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое; у них не развит самоконтроль.

Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается: чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Они не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения бедны, и являются повторением услышанных советов, рекомендаций.

Некоторые умеренно умственно отсталые усваивают все буквы, сливают их в слоги и даже читают короткие тексты. Но они не осмысливают прочитанное. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Усваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Не могут решать задачи: условие задачи не удерживается в памяти, а смысловые связи не устанавливаются.

Основные трудности умеренной умственной отсталости при решении задач: 1. слабое принятие задачи, обусловленное отсутствием или недостаточно сильной мотивацией, уход от задачи, психическая пассивность; 2. отсутствие ориентировки в задаче, т.е. понимания связей между звеньями; 3. неспособность к «осмысленной» организации своей деятельности по выполнению задачи, т.е. последовательного перехода от одного действия к другому, осуществления связи между действиями, неумение правильно использовать наглядные средства для решения задачи.

Нарушения речи . У больных медленно, запаздывая на 3-5 лет, развивается понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограничено. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограничено, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения.

В дальнейшем, в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями. Лексикон беден, состоит из наиболее часто употребляемых слов и выражений. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей.

Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, выраженное косноязычие, имеются нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используются наиболее употребительные предлоги, дети путают предлоги, заменяют их.

У них удается выработать умение использовать свою речь в коммуникационных целях. В процессе общения они умеют попросить у окружающих нужные им предметы, отваживаются задавать вопросы. В редких случаях речь ребенка представляет поток бессмысленных штампов, произносимых в услышанной ранее интонации (эхолалическая речь). Происхождение этого нарушения связывают с преимущественным поражением лобной доли коры головного мозга или с гидроцефалией. У 20% умеренно умственно отсталых детей речь не появляется вовсе в силу поражения речевых зон коры.

Расстройства памяти . Память развита недостаточно: ее объем мал, однако к подростковому возрасту он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко умственно отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной памяти. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Дети с умеренной умственной отсталостью по программе коррекционной школы (8-го вида) необучаемы.

Незначительная их часть (главным образом за счет неплохой механической памяти) осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Образовательные программы (в специальных классах коррекционных школ или интернатов) могут дать им возможность для развития ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания применяются механически, как заученные штампы.

В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе. Помимо уроков труда приходится закреплять навыки чтения и счета, связанные с трудовыми процессами. Умеренно умственно отсталые взрослые, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при постоянных указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им недоступна.

Эмоционально-волевые расстройства . Независимое проживание невозможно. Тем не менее, такие люди могут быть мобильными, физически активными и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, т.е. способны устанавливать контакты, общаться, участвовать в элементарных социальных занятиях, организованными воспитателями.

Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых: отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности в сочетании с инертностью и тугоподвижностью.

Относительная сохранность их аффективной жизни проявляется в чувствительности к оценке их другими людьми. Нарушения эмоционально-волевой сферы включают отсутствие эмоционального многообразия, недифференцированность чувств, а также их косность и тугоподвижность. Их самооценка отличается своеобразием: себя ставят на первое место, товарища - на второе, воспитателя - на третье. Это можно объяснить их лучшим пониманием сверстников, в сравнении с взрослыми. В результате коррекционного процесса их самооценку нередко удается изменить. Они начинают отдавать должное своим учителям.

Побуждения, если даже и возникают по мере созревания личности, слабы и быстро истощаются.

Характерна асинхрония развития разных сфер психики: у одних выше уровень зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи. У других значительная неуклюжесть сочетается с некоторыми успехами в социальном взаимодействии и элементарном разговоре. Уровни развития речи варьируют: одни больные могут принимать участие в простых беседах, другие - обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые больные никогда не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. Такая асихрония развития разных сфер психики умеренно умственно отсталых детей, по-видимому, этиологически связана с последствиями перенесенных органических поражений головного мозга.

У малой части детей отсутствует потребность в общении. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину: одни добродушны и приветливы; другие дисфоричны, злобны, агрессивны; третьи - упрямы, ленивы; четвертые - вялы, аспонтанны, бездеятельны.

У многих отмечаются повышение и извращение влечений, в том числе и растормаживание сексуальности. Они склонны к импульсивным поступкам. Часто возникают эпилептиформные припадки. У умеренно умственно отсталых детей выявляются неврологические симптомы (парезы, параличи), а также признаки телесных пороков развития: недоразвитие конечностей, пальцев, нарушения формирования головы, недоразвитие внутренних органов, гипогенитализм, дефекты лица, глаз, ушей. Возможны соматические проявления присоединившихся заболеваний (бронхиальная астма, язва желудка).

Большинство лиц с умеренной умственной отсталостью способны обходиться без посторонней помощи. Основные психические нарушения иногда осложняются другой нервно-психической патологией - неврозами, психозами. Однако ограниченность развития их речи затрудняет ее выявление.

На основании психометрических исследований, по современной международной классификации болезней, характеризуется коэффициентом интеллекта, диапазон которого от 20 до 34 единиц.

По клинической картине и перечнем расстройств, данная форма умственной отсталости схожа с тяжелой формой имбецильности.

Общие характеристики данной категории детей

  • Дети с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное.
  • Ребятишки способны реагировать только на ярко окрашенные предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.
  • Явления и предметы, которые не знакомы детям, не вызывают никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются только те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами.
  • Диагноз тяжёлая умственная отсталость у детей определяет наличие довольно больших отклонений в памяти, мышлении, восприятии окружающего мира, разговорной речи, моторики делают этих ребятишек трудно, а порой, практически необучаемыми. Только в очень редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения.
  • Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.
  • Руки и пальцы детей особенно неразвиты, что мешает брать в руки мелкие предметы и манипулировать ими.
  • Моторная недостаточность при тяжёлой умственной отсталости отмечается у 9 из 10 больных.
  • У детей наблюдаются неправильное развитие костей скелета, формы черепной коробки, ног и рук, кожного покрова и внутренних органов.

Эти дети признаны инвалидами. Являясь недееспособными, над ними обязательна опека родителей или других лиц. До достижения совершеннолетия они часто пребывают в специализированных учреждениях, а затем их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля.

Причины недуга

  • поражение плода в материнской утробе нейротоксическими факторами, имеющими инфекционную, химическую, физическую природу – сифилис, цитомегаловирус, ионизирующее облучение и другие;
  • рождение малыша раньше определённого срока – большая недоношенность;
  • сбои в процессе родов, в результате чего малыш мог получить родовую травму или наблюдалась временная асфиксия;
  • получение в раннем детстве серьёзных травм головы;
  • гипоксия мозга;
  • инфекционные заболевания, в результате которых была поражена центральная нервная система ребёнка;
  • проживание в неблагополучных семьях и, как следствие, педагогическая запущенность;
  • проявление малоумия неясной этиологии.

Причины, обусловленные генетикой

Умственные заболевания относятся к тем причинам, по которым обращаются в генетическую консультацию. Это объяснимо – более половины случаев умственных аномалий, связаны с генетическими отклонениями. Основные типы генетических сбоев, которые могут спровоцировать детскую умственную недостаточность:

  • хромосомные отклонения, ведущие к нарушениям баланса генов – анеуплоидия, дупликации, делеции. Из-за данных отклонений рождаются дети с синдромом Дауна, синдромом Вильямса и другими отклонениями;
  • однородительская димиссия хромосом, или участков хромосом, ведёт к появлению детей с синдромом Ангельмана или Прадера-Вилли;
  • нарушения в работе некоторых генов, и мутации, происходящие в них. Число генов, способных мутировать превышает тысячу. Они вызывают аутизм, синдром хрупкой хромосомы Х, синдром Ретта, встречающийся только у девочек.

Наверное, поговорка про терпение и труд, как нельзя, более всего подходит для тех. у кого в семье есть детки с отклонениями в психическом развитии тяжёлая умственная отсталость у детей совсем не лёгкая ноша. Конечно,есть специальные учреждения, но где воспитываться ребёнку, каждый решает сам.

Тяжелая умственная отсталость (олигофрения в степени выраженной имбецильности) встречается у 5-7% детей с интеллектуальной недостаточностью. Выявить основные признаки дефекта можно уже в первые месяцы и годы жизни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) к тяжелой степени (шифр F 72) относятся психические расстройства с коэффициентом интеллекта IQ от 20 до 35.

Основные признаки интеллектуальной недостаточности тяжелой степени

  • у взрослого, страдающего тяжелой умственной отсталостью соответствует уровню развития ребенка 3-5 лет
  • Нарушено раннее и последующее развитие ребенка: он позже начинает держать головку, сидеть, ходить, разговаривать, моторно неловок, неуклюж, неспособен бегать и прыгать, собирать конструктор и мозаику, писать и рисовать
  • Речь грубо дефектна, ребенок в состоянии выучить около 15-20 простых слов, однако пользуется ими в основном механически, неосознанно. Чаще улавливается не смысл слов, а интонация, мимика и жесты, относящиеся к основным потребностям больного (приготовление еды, порицание за проступки)
  • Моторная неловкость, характерная для детей, сохраняется у взрослых с тяжелой умственной отсталостью, мешая выполнять сложные движения, требующие точности, координации, внимания. А вот простые бытовые навыки – одевание (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), прием пищи, переноска предметов, закрепляются при достаточном усердии и неплохо выполняются под контролем родных или воспитателей.
  • Мышление при олигофрении хаотичное, бессистемное. Если у ребенка тяжелая умственная отсталость, он может иногда различить хорошо знакомые предметы на картинке, а при длительном обучении – даже объединить их (животные, одежда), однако такое запоминание является чисто механическим. Составить рассказ по сюжетной картинке ребенок не в состоянии, он не может решить даже самую простую задачу, не различает предметы по размеру, цвету, форме
  • Логическая память отсутствует, механическая – резко снижена.
  • Поведение лиц с тяжелой умственной отсталостью обычно нарушено – они могут быть то эйфоричны и благодушны, то злобны, агрессивны, расторможены
  • Если диагностирована олигофрения в степени выраженной имбецильности, то в социальном плане это свидетельствует о том, что самостоятельно жить и обслуживать себя такие больные не могут, они нуждаются в постоянном уходе, надзоре, опеке.

Принципы оказания помощи больным с тяжелой умственной отсталостью

Основные подходы к лечению, реабилитации, воспитанию сходны с аналогичными мероприятиями при . Это и лечение сопутствующих заболеваний, и регулярная физическая активность на свежем воздухе, и рефлексотерапия, и массаж, и музыкотерапия. Только при выраженной имбецильности такой подход позволяет достичь лучших результатов, овладеть элементарными навыками самообслуживания и опрятности.

Тяжелая умственная отсталость – не приговор и при правильно проводимых коррекционных мероприятиях можно достичь многого. Хочу пожелать упорства и терпения родным и близким, знакомым и незнакомым людям, которые так или иначе участвуют в судьбе детей и взрослых с нарушением интеллектуального развития.Даже если имеется глубокая или тяжелая умственная отсталость, не стоит отчаиваться. Помогая, отдавая частичку себя другим, мы становимся богаче внутренне и духовно, мы становимся ЛЮДЬМИ.

Характеристика умственной отсталости

План

1. Признаки умственной отсталости

2. Виды умственной отсталости

3. Степени умственной отсталости

1. Признаки умственной отсталости

Умственная отсталость - это выраженное, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате дифузного органического повреждения коры головного мозга.

В этом определении следует подчеркнуть наличие трех признаков:

1) органического диффузного повреждения коры головного мозга;

2) системного нарушения интеллекта;

3) выраженность и необратимости этого нарушения.

Нехватка хотя бы одного из этих признаков будет свидетельствовать о том, что мы имеем дело не с умственной отсталостью, а с каким-то другим видом дизонтогенеза. Действительно:

Недоразвитие умственной деятельности при отсутствии органического повреждения коры головного мозга является признаком педагогической запущенности, которая поддается коррекции;

Локальное повреждение мозга может обусловить выпадение или расстройства той или другой психической функции (нарушения слуха, речи, пространственного гнозиса, зрительного восприятия и тому подобное), но при этом интеллект в целом оказывается сохраненным и есть возможность компенсации дефекта;

Функциональные нарушения мозговых структур могут привести к изъянам познавательной деятельности временного характера, которые при определенных условиях могут быть устранены;

Невыразительное снижение интеллекта ограничивает возможности человека относительно овладения определенными видами сложной познавательной деятельности, однако не влияет на успешность самостоятельной социальной адаптации индивида;

Органическое повреждение мозга не обязательно вызывает нарушение когнитивных функций, а может обусловить расстройства эмоционально-волевой сферы и дисгармоничноеразвитие.

Следует отметить, что не все дефектологи соглашаются с приведенным определением. Например, Л.М. Шипицына считает, что при легкой умственной отсталости не всегда имеет место органическое повреждение мозга. Некоторые ученые понятие умственной отсталости расширяют за счет тех случаев, когда отставание в развитии предопределено неблагоприятными социальными условиями, депривацией, педагогической запущенностью. Действительно, педагогическая запущенность может быть настолько глубокой, что приводит к необратимым изменениям в высшей нервной деятельности.

Ребенок пропускает сензитивные периоды формирования важнейших высших психических функций, в частности речи, и фактически останавливается на натуральной стадии развития.

По определению Д.М. Ісаевата (2005), умственная отсталость - это совокупность этиологически разных (наследственных, врожденных, приобретенных в первые годы жизни), непрогрессирующих патологических состояний, которые оказываются в общем психическом недоразвивании с преобладанием интеллектуального дефекта и приводят к осложнению социальной адаптации.

2. Виды умственной отсталости

В зависимости от времени возникновения умственную отсталость разделяют на два вида - олигофрению и деменцию.

Олигофрения - это вид умственной отсталости, который возникает в результате органического повреждения мозга в пренатальный, натальный или ранний (до трех лет) период детства и оказывается в тотальном психическом недоразвивании.

Важно отметить, что олигофрения определяется не этиологическими факторами, а ранним влиянием этих факторов на мозг. То есть очень разнообразные наследственные, врожденные, приобретенные вредности в пренатальный и ранний постнатальный периоды предопределяют общее психическое недоразвивание. Клинические проявления олигофрении не зависят от причин ее возникновения в отличие от деменции, при которой структура дефекта в определенной степени определяется этиологическими факторами.

Например, существенно отличаются патогенез и психологические особенности детей с травматической деменцией и деменцией, которая возникла в результате нейроинфекции, тогда как олигофрении, предопределенные травмой или инфекцией, имеют одинаковую симптоматику.

Как известно, мозг новорожденного ребенка еще не завершил своего формирования. Образование пробковых структур, установления связей между нейронами коры, миелинизация нервных волокон осуществляются параллельно с психическим развитием индивида и в значительной степени зависят от того опыта, который приобретает ребенок.

Через вредное влияние на кору головного мозга в ранний период нейроны оказываются незрелыми или заблокированными и не могут полноценно выполнять свои функции, что усложняет процесс образования связей между ними. Нейродинамика при олигофрении характеризуется слабостью запирательной функции коры головного мозга, неустойчивостью связей, инертностью и слабостью нервных процессов, недостаточностью внутреннего торможения, чрезмерной иррадиацией возбуждения, трудностями формирования сложных условных рефлексов.

Поэтому психическое развитие ребенка-олигофрена осуществляется на аномальной основе. Ранний период повреждения коры головного мозга приводит к более выразительному недоразвитию функций, которые имеют более длительный период дозревания, что, в свою очередь, определяет иерархию, при которой прежде всего страдают регуляторные системы и высший уровень организации любой психической функции. Первичный дефект при олигофрении связан с тотальным недоразвития мозга, особенно филлогенетично самых молодых ассоциативных зон.

Вторичный дефект при олигофрении, за В.В. Лебединским, имеет круговой характер, предопределенный двумя координатами недоразвития,: "снизу кверху" - недостаточность элементарных психических функций создает неблагоприятную основу для генеза вербально-логического мышления; "сверху книзу" - недоразвитие высших форм мышления препятствует перестройке элементарных психических процессов, в частности, формированию логической памяти, произвольного внимания, эталонного восприятия и тому подобное. Формирование вторичного дефекта предопределено культурной депривацией.

В структуре дизонтогенеза при олигофрении наблюдается нарушение межанализаторних связей и соответственно - изоляция отдельных функций. Характерной для детей-олигофренов является оторванность речи от действия, осмысления, понимания материала от его запоминания.

Олигофрения имеет резидуальний (непрогредиентный) характер, то есть не имеет тенденции к прогрессу - углублению степени выраженности. Это обстоятельство и относительная сохраненность при легкой степени мотивациионно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, целенаправленности деятельности, отсутствия енцефалопатических и психотических расстройств обеспечивают возможность удовлетворительной динамики развития и эффективность педагогического влияния. Но при олигофрении в динамике психического развития на всех этапах наблюдаются явления недоразвивания.

Выделяют такие основные признаки олигофрении:

Наличие интеллектуального дефекта, который сочетает с нарушениями моторики, вещания, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;

Тотальность интеллектуальной недостаточности, то есть недоразвитие всех нервно-психических функций, нарушения подвижности психических процессов;

Иерархичность интеллектуального дефекта, то есть подавляющая недостаточность абстрактных форм мышления на фоне недоразвития всех нервно-психических процессов. Недоразвитие мышления отражается на ходе всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции абстрагирования и обобщения, сравнения по существенным признакам, понимание переносного смысла; нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга.

При этом высшие психические функции, которые формируются позже и характеризуются произвольностью, являются менее развитыми, чем элементарные. В эмоционально-волевой сфере это оказывается в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения. Следовательно, олигофрения характеризуется непрогредиентностью, тотальностью и иерархичностью нарушения психического развития, относительной сохраненностью личностного аспекта познавательной деятельности. Этим отмеченный вид умственной отсталости отличается от деменции.

Деменция - это вид умственной отсталости, который возникает вследствии повреждения коры головного мозга в период после двух-трех лет и оказывается в выразительном снижении интеллектуальных возможностей и в частичном распадении уже сформированых психических функций.

Поскольку формирование коры головного мозга в основном завершается в 16-18 лет, то явления деградации сопровождаются и психическим недоразвитием

Характер дезонтогенеза при деменции определяется соединением грубого нарушения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетический ранних образований (лобных систем), как следствие - страдает лобно-подкорковое взаимодействие. Рядом с частичным выпадением отдельных корковых функций прежде всего наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, часто с расторможенными поездами, тяжелыми нарушениями целеустремленной деятельности и личности в целом.

Повреждение приводит к явлениям изоляции отдельных систем, распада сложных иерархических связей, часто с грубым регрессом интеллекта и поведения.

Деменция характеризуется парциальностью нарушения психических функций. Это значит, что одни из них повреждены больше, а другие - меньше. Осложнение познавательной деятельности предопределено не столько нарушениями мышления, сколько грубыми расстройствами целенаправленности, внимания, памяти, восприятия, эмоций, а также крайне низкой интенсивностью стремления к достижениям. При деменции существенно страдают нейродинамические процессы, вследствие чего наблюдается инертность мышления, быстрая изнурительность, дезорганизация психической деятельности в целом.

Человек может успешно трудиться и получать новые знания благодаря когнитивным функциям головного мозга. У детей, особенно первого года жизни, часто наблюдается нарушение этой функции, что ставит под удар их нормальное существование. Проблема, связанная с тяжелой умственной отсталостью. Протекает тяжело, как для самого ребенка, так и для его родственников. Знание симптомов патологии позволит взрослым вовремя заметить у малыша имеющиеся отклонения и обратиться за помощью к специалисту.

Причины

Умственная отсталость чаще обнаруживается у детей до 3 лет, но в некоторых случаях диагноз ставят и в школьном возрасте.

Патология выделена в отдельную категорию – олигофрению. Проявляется в проблемах с речью, моторикой, социальной адаптацией и способностям к получению новых знаний и навыков.

Заболевание чаще носит непрогредиентный характер, то есть не развивается с течением времени. Но иногда, при отсутствии лечебных мероприятий, патология прогрессирует. На фоне недуга могут проявляться и другие психологические расстройства. Пациенты с диагнозом тяжелой умственной отсталости имеют сходные черты с людьми, имеющими синдром Дауна или аутизма.

Причины, которые могут привести к возникновению патологии, до сих пор изучены не до конца. Факторы, провоцирующие возникновение патологии, подразделяют на внешние и внутренние или на эндогенные и экзогенные. К причинам возникновения патологии относят:

Патология может развиться на фоне:

  • неблагоприятной экологической обстановки;
  • повышенного уровня радиации;
  • приема наркотиков или спиртосодержащих напитков родителями;
  • низкого уровня достатка.

В последнем случае больной не дополучает необходимых микроэлементов с пищей.

Классификация заболевания

При умственной отсталости у детей страдают не только когнитивные, но и психологические функции головного мозга. Поэтому больному трудно находиться в организованных коллективах. Легкие степени патологии сложно диагностировать до годовалого возраста, поскольку в это время ребенок еще не умеет разговаривать и анализировать информацию.

Степени патологии принято классифицировать в зависимости от уровня интеллекта ребенка (IQ). Результаты оценки интеллекта расшифровывают следующим образом:


Вместе с уровнем интеллекта определяется тип его поведения и наличие сопутствующих психологических нарушений. У детей с тяжелой формой заболевания отмечают нарушения:


Все желания больных идиотией связаны с удовлетворением естественных потребностей. В поведении детей с тяжелой умственной отсталостью прослеживается заторможенность, вялость или неконтролируемая двигательная активность.

Идиотия подразделяется еще на 3 группы:


При полной идиотии у человека отсутствуют практически все желания, нарушены функции восприятия окружающего мира. По поведению они похожи на животных: громко кричат, неадекватно реагируют на внешние раздражители, не могут обслужить себя сами.

При типичной форме заболевания инстинкты больных более выражены. О своих желаниях или дискомфортном состоянии они могут сообщать при помощи жестов или звуков. При этом речевые навыки отсутствуют полностью.

Речевые идиоты способны реагировать на внешние раздражители и произносить отдельные звуки. Навыки к познавательной деятельности отсутствуют.

Программы для детей

Программа для детей с тяжелой умственной отсталостью разрабатывается специалистами нескольких профилей – преподавателями, неврологами, психологам, педиатрами. В лечении детей участвуют также ортопеды, логопеды и физиотерапевты.

Основная цель терапии – обучить пациентов элементарным навыкам самообслуживания и помочь адаптироваться к окружающей среде. Для этого создано множество специализированных центров, в которых обучение детей ведется по упрощенной схеме. Реабилитация проходит с помощью оборудования для стимуляции нервных волокон, профессиональных массажистов и кинезиотерапевтов. Благодаря этим мероприятиям увеличивается шанс научить ребенка необходимым навыкам.

Подростков также обучают в специализированных центрах. Основная цель учебных программ – научить пациента ориентироваться во времени и пространстве, а также самостоятельно выполнять элементарные действия – посещать туалет, выполнять простую работу за компьютером.

Люди со средней или легкой степенью слабоумия способны обслуживать себя и трудиться на работе, не требующей интеллектуальных способностей.

Из-за функциональных нарушений в головном мозге продолжительность жизни таких пациентов снижается. Однако постоянный контроль у специалистов, своевременные медицинские мероприятия способны улучшить прогноз выживаемости для детей с любой степенью умственной отсталости. Малыши с тяжелыми формами патологии, как правило, всю жизнь нуждаются в посторонней помощи. Чем выраженнее симптомы заболевания, тем выше риск летального исхода.

Терапия

Лечение умственно отсталых детей будет успешным только при комплексном воздействии, то есть не только с индивидуальным подходом к обучению необходимо сочетать прием медикаментозных средств. Для коррекции патологического состояния детям приписываются ноотропы – Пирацетам, Аминалон, Пантогам. Цель приема ноотропных препаратов – ускорить метаболизм в клетках головного мозга. С этой же целью больным назначают витамины группы В и аминокислоты.

При нарушенном поведении больному рекомендован прием транквилизаторов или нейролептиков. Дозировку и схему лечения препаратами данной группы определяет врач-психиатр. Вместо медикаментозных препаратов, например, ноотропов можно использовать лекарственные средства натурального происхождения – китайский лимонник, настойку женьшеня. Растения активируют работу нервной системы. Однако стимулирующие средства в некоторых случаях провоцируют психозы. Поэтому прием средств народной медицины возможен только после консультации с врачами.

Снизить риск рождения ребенка с тяжелым умственным отклонением позволяют консультации семейных пар у генетика. Если есть риск рождения больного малыша, то парам рекомендуется пройти пренатальное тестирование, включающее в себя:

  • ультразвуковое исследование;
  • амниоцентез;
  • изучение в сыворотки крови матери фетопротеина.

Амниоцентез позволяет выявить генетические и метаболические аномалии у плода. Данный анализ в обязательном порядке назначается всем беременным женщинам, чей возраст старше 35 лет.

Благодаря вакцине от краснухи, вошедшей в график национальных прививок, удалось устранить одну из причин тяжелой умственной патологии. В настоящее время активно разрабатывается прививка от цитомегаловирусной инфекции, которая в некоторых случаях также приводит к слабоумию.

Тяжелая умственная отсталость – неизлечимый диагноз. Дети и взрослые с таким заболевание всю жизнь нуждаются в сторонней помощи, поскольку не могут полностью справляться с навыками самообслуживания, как люди с легкой и средней степенью заболевания. Выделяют несколько форм слабоумия: полную, речевую и типичную. В первом случае больные не поддаются обучению и не могут выражать свои желания при помощи мимики и жестов, а продолжительность их жизнь намного меньше, чем у здоровых людей.