31 октября катастрофа a321 над синайским полуостровом. Эксперты о версиях крушения самолета A321. Заказчики не установлены


31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .

В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.

В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.

Ужасающая катастрофа А321 над Синайским полуостровом, произошедшая осенью 2015 года, до сих пор будоражит мировую общественность. Страшная трагедия постигла воздушный транспорт, на борту которого находились 224 пассажира, принадлежащего авиакомпании под названием «Когалымавиа».

Причина авиакатастрофы, отнявшей жизни всех, кто находился на борту, согласно одной версии, была отмечена как теракт. Попробуем восстановить в памяти, как происходило расследование, а также какие факты удалось подтвердить экспертам.

Воздушный транспорт, принадлежащий авиакомпании «Когалымавиа», следующий в Санкт-Петербург из Шарм-эль-Шейха, потерпел страшное крушение, пробыв в воздухе всего лишь 20 минут . Катастрофа «Когалымавиа» произошла вблизи Синайского полуострова. Большая часть пассажиров были гражданами Российской Федерации.

Отклонения от нормального движения стали заметны еще на высоте 9411 метров. На тот момент лайнер сохранял скорость движения 755 км/ч. Самолет рухнул на землю в 6:14 по местному времени с высоты 8512 метров на скорости 115 км/ч. В результате удара самолет был полностью разрушен.

Останки авиалайнера и тел людей, находившихся на борту, были обнаружены в центре полуострова между Эль-Канталой и Эль-Лаксимой. Крушение произошло в 50 км от города Нехель.

Обломки оказались разбросанными на территории площадью около 30 км.

Также на борту воздушного транспорта летело трое подданных Украины и один белорус. Как ранее уже было отмечено, выжить в страшной трагедии не удалось никому, поэтому крушение самолета над Синаем было отмечено как с крупнейшее, имеющее место в российской и советской авиации.

Как только стало известно о свершившейся трагедии, российский следственный комитет возбудил по факту трагедии сразу же 2 уголовных дела . Представители следственного комитета, производя первоначальное расследование, отметили 2 версии, которые могли стать причиной крушения аэробуса:

  • техническую неисправность лайнера;
  • неверные действия, предпринятые экипажем.


Причина трагедии

Ответственность за трагический инцидент практически сразу же взяли на себя боевики, входящие в террористическую организацию Исламского государства. Однако данная причина была рассмотрена как представителями «Росавиации», так и в Министерстве транспорта России в качестве недостоверной.

Президент России выступил с комментарием относительно происшедшей катастрофы через 55 часов, принеся искренние соболезнования близким погибших и отметив, что расследование крушения будет продолжаться в полном объеме. О причастности террористической организации было отмечено в заявлении Александра Бортникова, занимавшего должность главы ФСБ.

Бортников отметил, что, вполне возможно, причиной крушения стал взрыв бомбы, которую незаметно пронесли на борт террористы. В скором времени один из представителей российского Министерства выступил с новой версией относительно организации теракта. В сообщении было отмечено, что боевики могли взорвать бомбу на борту по причине мести российской стороне, которая активно принимала участие в борьбе с террористическим организациями.

Спустя примерно месяц после крушения, в одном из тиражных изданий представителями ИГ были опубликованы фотографии бомбы, которая использовалась для подрыва аэробуса. Боевики самостоятельно создали подрывной механизм из жестяной банки, оснастив ее металлическим цилиндром и пультом.

Военные подразделения Египта смогли задержать одного из лидеров ИГ летом 2016 года. Примерно в это же время был ликвидирован еще один лидер боевиков на территории Сирии. А руководитель террористической группировки Аль-Аднани, по заверению представителей Министерства обороны России, был ликвидирован во время авиаудара.

Стоит отметить, что Пентагон полностью отрицает причастность российской стороны к ликвидации командира террористов.

Следственные выводы

Авиакатастрофа над Синаем встревожила всю мировую общественность, поэтому в расследовании причин крушения приняли участие представители многих стран:

  • Российской Федерации;
  • Египта;
  • Франции;
  • Ирландии;
  • Германии.

Согласно правилам расследования, одобренными в Международной ассоциации гражданской авиации, руководителем в этом вопросе должна была выступать египетская сторона. Версия о причастности террористов к крушению была признана действующим президентом Египта только в начале 2016 года. Полный доклад о проведенном расследовании был опубликован представителями Министерства через 2 месяца после выступления президента Египта .

В сообщении было отмечено, что в ходе расследования удалось даже отметить место закладки взрывного устройства. Для выяснения этого вопроса экспертной комиссии пришлось проанализировать все собранные фрагменты разрушенного аэробуса. Анализ фрагментов производился в специальном запасном ангаре на территории каирского авиакомплекса.

По окончании изучения, специалисты смогли подтвердить, что бомба была заложена боевиками в хвосте аэробуса, точнее, в отсеке, используемом для транспортировки негабаритного груза. Как только террористы активировали взрывное устройство, мощнейший взрыв оторвал хвостовую часть самолета, что и стало причиной возникновения неуправляемого пикирования.

Согласно данным, опубликованным в источнике Reuters, были задержаны несколько лиц, которых подозревали в причастности к трагедии. В частности, речь идет о 2-х сотрудниках полиции, механике и грузчике багажного отсека. В агентстве также дополнили, что брат подозреваемого в теракте механика примерно за 12 месяцев до трагедии прибыл на территорию Сирии, чтобы присоединиться к террористической группировке.

Интересная информация о злополучном рейсе

Самолет Аэробус A321-231, который потерпел крушение, имел номер 663. Сошел с завода в 1997 году, и в этот же период вышел в свой первый рейс. Сначала авиалайнер получил временный номер DAVZK.

После удачно проведенных испытаний самолет был выкуплен компанией «Международная лизинговая финансовая корпорация» (ILFC). Авиапредприятие MEA получило его в лизинг. Лайнер имел 149 пассажирских мест, из которых 31 находились в бизнес-классе и 118 в «экономе». Борт эксплуатировался в течение 6-ти лет до того, как перешел обратно к ILFC.

Интересно, что за это время авиалайнер стал непосредственным участником одного из инцидентов, произошедших также на территории Египта. 16 ноября 2001 года была совершена опасная посадка в городе Каире. По вине пилотов самолет так высоко поднял нос, что хвостовая часть сильно ударила по ВПП.
В результате инцидента пострадавших не было. Ни один из пассажиров рейса (81 человек) и 7 работников экипажа не нуждался в медицинской помощи. Вскоре после вынужденного ремонта судно вновь вернулось в эксплуатацию для выполнения пассажирских рейсов.

Дальнейшая история разбившегося самолета

В 2003 года этот же лайнер под номером TC-OAE получила в лизинг перевозчику Onur Air (Турция). Причем изменениям была подвергнута не только бортовая комбинация, но и салон. На службе у «Онур Эйр» самолет стал вмещать 220 мест экономкласса; бизнес-салон было решено убрать.

До 2012 года самолет выполнял рейсы непосредственно Onur Air, саудовской компании Saudi Arabian Airlines и сирийского перевозчика Cham Wings Airlines (последние использовали борт по договору субаренды с Onur Air). Весной 2012 года судно в последний раз вернулось к ILFC.

К перевозчику «Когалымавиа » судно перешло 30 марта . Номер борта был изменен на EI-ETJ. Российский перевозчик, как и предыдущие партнеры ILFC, также заключили лизинговое соглашение. Ровно через месяц самолет был полностью выкуплен голландской компанией AerCap и повторно сдан «Когалымавиа », которая на тот момент уже носила название Metrojet.

Несмотря на столь долгую историю эксплуатации различными перевозчиками, самолет поддерживался полностью в исправном состоянии. Лайнер был оборудован двумя мощными двигателями модели V2533-A5, разработанными International Aero Engines. Последняя эксплуатирующая компания Metrojet («Когалымавиа ») предоставила доказательства того, что периодичность и качество всех технических проверок строго соблюдалось.

Согласно документации, последний технический осмотр перед катастрофой произошел 26 октября 2015 года. Плановое обслуживание выполнялось согласно графику и датируется 18 марта 2014 года. Уровень безопасности судна соответствовал коэффициенту 0.67 (максимально 2).

За все 18.5 лет активной эксплуатации самолет совершил 21 590 взлетно-посадочных циклов. Общее время полетов составило 57 413 часов 11 минут. Что соответствует 48% от всего ресурса.

Кто находился в самолете

Всего на борту было 224 человек а. Среди погибших были в общей сложности 218 граждан России, 4 Украины и 2 Белоруссии.

Самолетом управляли двое пилотов:

  • Командир воздушного судна В.Ю. Немов (48 лет). Количество часов в полете : более 12 000.
  • Второй пилот С.С. Трухачёв (45 лет). Летный стаж: 5 641 час.

С пассажирами рейса работали пятеро бортпроводников. «Росавиация » предоставила данные, согласно которым на борту присутствовали 192 взрослых и 25 детей. Наиболее старшему пассажиру исполнилось 77 лет, а младшему - на момент трагедии было всего лишь 10 месяцев.

Как власти стран отреагировали на трагедию?

Соболезнования публично выразили главы большого количества стран:

  • Германии;
  • Египта;
  • Болгарии;
  • Латвии;
  • Литвы;
  • Нидерландов;
  • Украины и т. д.

Среди официальных лиц был даже Папа Римский Франциск. Равнодушных к этой трагедии и пострадавшим в мире просто не было, несмотря даже на неоднозначные политико-экономические отношения.

Однако все же один инцидент имел место быть. Хоть официально Франция выразила соболезнования и поддержку, печально известный журнал Charlie Hebdo сразу опубликовал 3 карикатуры по мотивам авиакатастрофы . Российское правительство и общественность были возмущены. Официальный Париж высказался в поддержку журналистов, сказав, что журнал имеет право «выражать без ограничений собственное мнение обо всем», даже если оно противоречит позиции правительства.

Стало известно, что главные авиаперевозчики Франции и Германии - "Эйр Франс" и "Люфтганза" - приостанавливают полёты над Синайским полуостровом. Чуть ранее агентство "Франс Пресс" сообщило, что ответственность за гибель российского лайнера взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ. На интернет-ресурсах этой запрещённой в России организации даже появились фотографии, якобы в доказательство. Правда, выложили их через полдня после катастрофы, и на фотографиях самолёт совершенно другой авиакомпании.

Власти Египта категорически отвергают возможность диверсии. О том, что информация не может быть достоверной, сказали и в Минтрансе России. Специалисты тоже говорят, что "аэробус" не могли сбить ракетой из переносного комплекса - она просто не способна забраться так высоко.

Что к этому моменту известно доподлинно? По данным сайта "Флайтрадар", самолет штатно набирал высоту, после чего, в конце своего недолгого полёта, вдруг стал снижаться, причем существенно. Каждую секунду он терял 66 метров высоты, одновременно резко теряя скорость. То есть, фактически самолет остановился, как останавливается автомобиль, водитель которого снимает ногу с педали газа - и камнем, вертикально рухнул на землю. Вопрос: почему? Может, пилот неопытный или техника старая? В "Когалымавиа" говорят - нет, пилоты высокого класса, а самолёт был в порядке. А321 - одно из самых надёжных воздушных судов, 18 с половиной лет для него - это возраст расцвета сил. А год назад борт EI-ETJ прошёл так называемое тяжёлое ТО, во время которого самолет проверяют досконально.

"Командир Валерий Юрьевич Немов имеет более 12 тыс. часов налета, то есть этот человек, безусловно, опытный. Из них более 3800 часов налета - на данном типе воздушного судна. Самолет полностью исправен, сертификат летной годности у него обновлен в 2015 году ирландскими властями, так как самолет с ирландской регистрацией. С точки зрения технической самолет полностью, стопроцентно, летногоден", - заявила представитель авиакомпании "Когалымавиа" Оксана Головина.

Могли ли в лётногодный лайнер залить что-то, чего он не переварил? Чтобы это выяснить, транспортная прокуратура изымает образцы топлива в аэропорту Самары. В последний раз перед отправкой в Египет, самолёт заправляли именно там.

Погода, часто бывающая причиной авиакатастроф, на этот раз вообще ни при чем: она была хорошей.

Полностью отметена и аналогия с печально известным Germanwings, чей пилот умышленно разбил самолет. Экипаж докладывал о неких проблемах и запросил экстренную посадку, то есть пытался спасти себя и людей. Но что же могло произойти в небе над Синаем?

По словам главного редактора журнала "Национальная оборона Игоря Коротченко, в качестве приоритетной рассматривается техническая версия, связанная с отказом двигателей, либо иных систем на борту самолета, которые привели к катастрофе.

"Если мы допускаем целенаправленное воздействие на самолет, либо версию, связанную с терактом, это могло быть выгодно тем, кто хочет посеять хаос и террор. В регионе активно действуют различные группировки радикального типа, там не один ИГИЛ, там есть и другие, кто мог быть заинтересован в таком развитии ситуации", - сказал Игорь Коротченко.

"Аэробус" летел над неспокойным регионом: конфликт на Синайском полуострове между исламистами и властями Египта продолжается несколько лет. Египетские власти возможность обстрела лайнера категорически исключили. Но Люфтганза" и "ЭйрФранс, узнав о катастрофе, приостановили полёты в этой зоне - факт красноречивый.

В пользу некоего внешнего воздействия говорит и то, что экипаж загадочно замолчал - передав сообщение о проблемах, но ничего не разъяснив, больше на связь он не вышел, и то, что самолет, скорее всего, развалился в воздухе. Тела погибших находят в радиусе 5 километров. Так мог ли это быть теракт?

"Я не исключаю версию теракта. Для такого самолета много-то и не надо в принципе. Достаточно в багаже тчто-то заложить - и полная разгерметизация в конечном итоге может привести неизвестно к чему", - сказал заслуженный летчик-испытатель Советского Союза Виктор Заболоцкий.

Теоретически бомбу подложить в самолет могли. Но как тогда быть с техническими проблемами, о которых докладывал экипаж? Не могли же он запросить экстренную посадку в Каире после того, как самолет взорвался? Каков характер неисправности, озаботившей экипаж, пока толком не ясно. Были сообщения о поломке радио. Но от этого самолеты не падают.

"Отказа радиосвязи просто быть не может, потому что там 2 УКВ - приемо-передающих станций. 2 УКВ на любом самолете такого типа: и нашем, и турецком, и французском. Две сразу отказать не могут. Могут только в случае полного отказа электропитания. Но есть аккумуляторы, есть аварийная шина, и тогда бы одна из станций работала на аккумуляторе без проблем", - говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виталий Жильцов.

Не исключено, что проблема с радиосвязью, если она в каком-то виде была, могла стать следствием какой-то более серьезной проблемы, которая и привела к трагедии. Но вот какой? Есть информация о том, что в последние дни перед роковым полетом экипажи неоднократно жаловались на работу двигателя. Но даже если он отказал, у "аэробуса" ведь их два.

"При одном отказавшем двигателе самолет совершенно спокойно может лететь и в горизонте, и долететь до того же Каира, и произвести посадку. Более того, он даже набирает высоту на одном двигателе. Много говорилось о том, что были проблемы с двигателями. Но если они были, и были жалобы, официально записанные в "техникал бук", в бортовой журнал, то естественно должна быть какая-то акция после этого. Самолет так просто не поднимается в воздух. Значит были разрешения на эксплуатацию данного самолета", - говорит заслуженный пилот России Виктор Саженин.

Версий много, но любом случае все они - пока лишь версии, и не более. Выводов же, судя по всему, скоро ждать не стоит. Расследование авиакатастроф - процесс не быстрый, и остается лишь запастись терпением.

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .

В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.

В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.

Авиакатастрофа А321 над Синаем, случившаяся 31.10.2015, стала самой крупной катастрофой на территории Египта и наиболее масштабной трагедией в авиационных крушениях. Самолет Аэробус А321-231, принадлежащий компании «Когалымавиа» использовался туроператором «Бриско» и вез туристов рейсом 9268 Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург. Жертвами крушения стали 224 человека

Сведения о рейсе

Самолет

Airbus A321-231 был произведен в 1997 году. Затем судно передали владельцу – лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Авиалайнеру был присвоен номер F-0HMP, его вместимость составляла 149 чел. В Ливане он использовался 6 лет, и в 2003 году был возвращен ILFC.

Факт. За время использования в MEA произошла одна поломка – при посадке в Египте пилоты слишком высоко подняли нос лайнера, и хвостовая часть задела взлетную полосу. После этого воздушное судно было отремонтировано.

В 2003 году самолет был снова передан в аренду корпорации Onur Air (Турция). Борт судна был модернизирован, его вместимость увеличилась до 220 чел. В 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 - Cham Wings (Сирия). В 2012 авиалайнер был сдан в аренду ООО «Когалымавиа».

Согласно информации лизинговой компании, самолет обслуживался на соответствующем нормам уровне, вовремя осуществлялся технический контроль и проверки. 26.10.2015 был проведен еженедельный техосмотр, 18.03.2014 самолет проходил заводской контроль. За все годы использования лайнер выработал 46-48% своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Экипаж и пассажиры

На судне работал российский экипаж, включая:

  • 2 опытных пилотов,
  • 5 бортпроводников.

Среди пассажиров, находившихся в момент катастрофы на борту самолета, было 192 чел. взрослых и 25 детей. Самый старший из них был в возрасте 77 лет, самой младшей девочке было 10 мес. При крушении все люди умерли. Фото погибших были размещены на нескольких официальных сайтах.

Список пассажиров погибших над Cинаем

Большая часть жертв катастрофы проживала в северо-западных регионах РФ, также в самолете было 4 гражданина Украины и 2 из Беларуси.

В списке погибших при падении самолета, были:

  • А.Копылов – замглавы администрации города Пскова,
  • Д. Громова (10 мес.), чье фото стало символом авиакатастрофы.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх-Самара-Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам - Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург-Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

Факт. Представители французского МИДа ответили, что все журналисты имеют право свободно высказывать личное мнение, но оно не всегда совпадает с позицией официальных руководителей страны.

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Факт. 17.11.2015 года было размещено публичное объявление, что за помощь в поимке виноватых в авиакатастрофе террористов будет выплачено денежное вознаграждение в 50 млн. долл.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

Последствия катастрофы

После трагедии многие авиационные компании, включая «Когалымавиа», прекратили полеты над Синаем до выяснения точных причин крушения.

С 4 по 6 ноября 2015 года Правительства Великобритании, Ирландии, России, Германии и других европейских стран приостановили регулярное авиационное сообщение над Синайским полуостровом.

16.11.2015 года В.В. Путин объявил, что Россия и дальше будет искать и причины катастрофы, нужно объединить усилия и наказать виновных в трагедии.

Факт. После катастрофы в Египте вышел приказ об усилении авиационных ударов по террористической организации ИГИЛ.

Заключение

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом стала крупнейшей в истории российской пассажирской авиации. 23 октября 2017 года в С.Петербурге был установлен памятник по погибшим над Синаем. 31 октября 2017 года во Всеволожске был заложен мемориал погибшим.