А боитесь ли вы смерти или относитесь к ней спокойно? Надо ли бояться смерти


«Все мне позволительно!» — заносчиво доказывает злой раб себе и всему миру. «Но не все мне полезно», — добавляет раб благоразумный и верный. Его благоразумие проявляется не в примерном поведении или особенном внешнем виде, а в постоянном хранении памяти смертной. За любым занятием он старается помнить, что впереди его ждет кончина, которую нельзя отменить медицинскими процедурами, чудодейственными лекарствами или любыми иными способами.

Подготовку к смерти благоразумный человек расценивает как основное делание своей жизни. Он стремится соотносить с этим событием все свои поступки, слова и мысли. Говоря евангельским языком, человек приучает себя «бодрствовать» (см. Мф. 24, 42). Это отличает раба благоразумного от злого, который с пьяницами пьет и веселится и не ожидает прихода своего Господина. Злой раб тоже понимает, что смерть неизбежна, но пока, как говорится, «пить будем, гулять будем, а смерть придет — помирать будем». Зачем ему негативные мысли, вызывающие депрессию, к чему мучительный страх смерти, отравляющий и без того короткую жизнь?

Что удивительно, даже святые призывают нас не бояться смерти, правда, совершенно в ином ключе. Преподобный Антоний Великий утверждает, что надо опасаться не физической смерти, а погибели души, которая есть неведение Бога. Этот святой говорит о смерти как о процессе перехода из временного существования в жизнь вечную, чего не надо страшиться, если человек с Богом.

В Евангелии многократно звучит та же мысль. Господь говорит, что верующий в Единородного Сына Божия «не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Людей, не заботящихся о познании Бога, Он называет духовными мертвецами (см. Мф. 8, 22). Верующие во Христа Спасителя не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (см. Ин. 3, 15), ибо таковые уже перешли «от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). То есть человеку, уже здесь живущему единой жизнью со Христом и для Христа, переход в иной мир не страшен, ведь и там его связь с Господом сохраняется. На земле стяжавший Бога остается с Ним и после смерти, поэтому смерть ему не страшна.

Определение преподобным Антонием погибели души как неведения Бога следует из слов Христа: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Ведение вечного Бога и воплотившегося для спасения людей Богочеловека Иисуса Христа — это жизнь нетленная, а неведение, наоборот, — ее отрицание: погибель, кончина, смерть. Святой Антоний Великий, по сути, ссылается на Евангелие, но говорит немного иными словами.

Из этого определения следует, что основным занятием в жизни человека является богопознание. Чтобы познать Бога, недостаточно совершать молитвенное правило по утрам и вечерам, изучать книги по богословию и даже читать святоотеческую литературу. Познание Бога — это опыт жизни в Боге. Например, если нет возможности прочесть полное правило, можно молиться кратко: «Господи, помилуй» или «Боже, милостив буди мне, грешному», читать «Отче наш» или Иисусову молитву. Надо обращаться к Богу на всяком месте: во время уборки квартиры, за приготовлением пищи, при выполнении любых повседневных, бытовых дел, в пути, на работе.

Жизнь в Боге достигается через постоянный внутренний труд, который направлен на то, чтобы научиться всегда помнить о присутствии Божием и обращаться к Господу хотя бы немногословно, но в любой момент времени. Так постепенно, день за днем, мы будем укреплять память смертную — память о грядущей встрече со Христом, о том, что Господь задаст каждому из нас вопросы, а мы должны будем на них ответить, а не стоять перед Ним, как истуканы, в растерянности или испуге.

В житии преподобного Сисоя Великого есть такой эпизод. Когда он умирал и уже видел светлых ангелов, которые пришли за его душой, святой начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. В этот момент отнюдь не биологический страх смерти мучил преподобного, а мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами. Лежа на смертном одре, он говорил: «Поистине не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию моему», в то время как братия даже не дерзали смотреть на его лицо, источавшее сияние чистоты и святости, готовности к жизни вечной.

Преподобный Сисой переживал не о том, что сейчас окончится его земная жизнь, а каким он предстанет перед Богом. Для святого человека это важно. Нам же не так страшна наша неготовность ко встрече с Господом, как сам процесс смерти — каким он будет: безболезненным или мучительным, мгновенным или долгим, застанет ли он нас в одиночестве или в окружении близких и так далее. А у святых подобные размышления отходят на второй план, если не на десятый. Они заботятся, чтобы принести Христу покаяние и встретить Его максимально подготовленными. Для них главное — очищение своей души от грехов, а не то, сколько лет они проживут и будут ли физически страдать в момент кончины.

Нам надо по возможности приобретать ту готовность к смерти, которая была у святых, искренне полагавших: «Когда, Господи, Тебе надо будет, тогда это свершится. У меня здесь нет дел, кроме Тебя». Это не означает, что человек может не выполнять своих повседневных дел, не заботиться о чистоте, ходить в неряшливой одежде, жить в неубранной комнате и тому подобное. Напротив, память смертная учит полноценной жизни. Человеку следует прикладывать все усилия, чтобы его жизнь была достойной. Он должен обслуживать себя и своих домочадцев, обеспечивать семью и помогать нуждающимся, делать все, что необходимо в его положении. Но при этом он, как верный раб, понимает, что все это — некая дань своей ветхости, которую нужно отдать, расплатиться и отправиться из гостиницы в свой родной, прекрасно обустроенный дом — вечную жизнь.

Такой суровый аскет, как святитель Игнатий Брянчанинов, в одном из писем укоряет свою сестру за то, что она носит безвкусные, неизящные вещи и ходит в храм только в черном платье. Святитель советует живущей в мире женщине одеваться со вкусом, согласно стандартам, которые приняты в ее окружении. Верующему человеку не надо что-то изображать из себя, выделяться поведением или внешним видом. Надо идти путем внутренних изменений, стараться приучать себя к памяти смертной. Но это не значит ходить угрюмым и печальным, одетым в подчеркнуто «аскетическую» одежду, а стараться привести себя и свою жизнь в соответствие с Евангелием. Тогда вера будет восприниматься нами правильно - не как система запретов и ограничений, а как способ приблизиться к Богу, Который есть любовь (см. 1 Ин. 4, 16), как свобода жить в единстве с сотворившим нас Богом, Который делает все, чтобы удержать нас от зла и спасти для жизни вечной.

Что такое смерть? Почему все люди в той или иной степени боятся смерти. Страх неизвестности- сильный страх. Как это будет? Буду ли я страдать? Что будет после смерти? Все эти конкретные вопросы, требуют конкретных ответов.

Вначале попробуем разобраться, почему практически каждому человеку присущ страх смерти. Если рассматривать этот вопрос шире, то мы непременно придем к выводу, что такой страх напрямую связан с инстинктом самосохранения. Любое живое существо будет неохотно расставаться со своей физической оболочкой. Привязанность к своему телу появляется вместе с рождением этого тела. Эта привязанность заложена в Сознание самой природой.

Инстинкт самосохранения, а это означает и страх смерти помогает сохранять жизнь. Говоря по другому, страх смерти - это естественное чувство, которое необходимо для жизни. Жизнь - бесценный дар, и для его сохранения, нам вместе с жизнью дается и страх смерти. Это вполне нормально.

Другое дело, когда страх перед смертью сильней, чем он того заслуживает, если он приобретает панический характер. Тогда в смерти человек видит в исключительной степени нечто неизвестное, опасное и неотвратимое. Однако в большинстве своем наши страхи происходят в основном от невежества. А самым сильным лекарством от невежества, являются знания. Все, что нам удалось понять и объяснить, становится уже не страшным. В незапамятные времена человек панически боялся грома и молнии. Однако в последствии люди смогли объяснить причину этих природных явлений и паника исчезла.

Главная причина страха смерти - это отождествление людей с их собственным телом. Задумываясь о смысле жизни, человек непременно придет к вопросу: «А кто я есть в действительности?». И не особо задумываясь над ответом, человек решает, что он - это его физическое тело. Или решает, что тело первично, а Душа - вторична. «Я - русский. Я - строитель. Я - христианин. Я - отец семейства» — вот типичные примеры подобного отождествления себя с телом.

Становится вполне понятным, что придя к такого рода выводам, человек начинает заботиться в исключительной степени о нуждах своего тела. Хотя если немного задуматься о нуждах тела, то можно понять, что в действительности нашему телу требуется очень немногое. Однако люди отождествляют себя и свое сознание со своим собственным бренным физическим телом. И приходит время, когда человек уже не осознает себя без этого тела. Теперь его тело все время нуждается в воздухе, пище, сне, удовольствиях, развлечениях и т.д.

Человек превращается в слугу своего тела. Не тело служит человеку, а человек начинает служить своему телу. А когда человеческая жизнь подходит к концу, страх смерти целиком овладевает им. Он судорожно начинает цепляться за свое немощное тело, думая, что с исчезновением тела, исчезнет и сам человек, исчезнет его Сознание и Личность.

Закономерность просматривается прямая. Чем мы больше начинаем привязываться к своему телу - тем больше мы начинаем бояться смерти. Чем меньше мы отождествляем себя с физическим телом - тем легче мы будем думать о неизбежности смерти. В действительности мы боимся смерти больше, чем она этого заслуживает.

Чего еще мы боимся? В первую очередь того что - смерть неотвратима. Да, это так. Но не следует забывать что — умирает только наше физическое тело, наш временный телесный костюм.

Представьте такую ситуацию, что вы купили в магазине новый костюм. Фасон вам понравился, цвет тот что вы хотели, цена приемлемая. Уже дома вы продемонстрировали костюм своим близким и он им также очень нравится. В этом костюме вы каждый день отправляетесь на работу. И спустя год вы замечаете, что костюм немного поизносился, но вполне еще может вам послужить. Еще спустя год костюм еще больше износился. Однако он до такой степени вам стал дорог, что вы готовы потратить кучу денег на ремонт и химчистку. О том что бы купить новый костюм вы даже не задумываетесь. Вы практически стали единым целым со своим старым костюмом.

Вы бережно храните его в шкафу, своевременно чистите, гладите, на удивленные взгляды родных и коллег не реагируете, а лишь отводите глаза. Все чаще вас посещает мысль, что рано или поздно с этим костюмом придется расстаться. Эта мысль лишает вас покоя и сна, вы близки к срыву. Вы скажете: «Такого не бывает! Это полнейший абсурд!». Конечно, вряд ли такое может произойти с нормальным человеком. Однако ведь именно так большая часть людей и относятся к своему телу, к своему временному костюму!

Понять в этом случае надо не так уж много - наш временный костюм рано или поздно придет в негодность. Но взамен мы получаем новый костюм, новое тело. И вполне может быть, что это тело будет даже лучше прежнего. Так стоит ли об этом грустить?

Также человек боится неизвестности. «Что со мной будет потом?». Часто мы думаем, что после смерти абсолютно исчезнем. Как уже говорилось, лучшее лекарство от страха и неизвестности - это знание. Знание того, что жизнь продолжается после смерти. Она приобретает новые формы, но эта такая же сознательная жизнь, как и жизнь земная.

Существует еще одна причина страха смерти. Для некоторых людей, в особенности для тех, кто причисляет себя к атеистом, эта причина может показаться несущественной. В течении долгих лет, на протяжении многих столетий людей призывали к порядку при помощи угроз и наказаний, обещая им долгие мучения в аду. Страх перед адом - одна из причин неверия в продолжение жизни после смерти. Разве кто то может захотеть поверить в жизнь после смерти, если это будущее способно принести нам лишь страдания? В наше время уже никто никого не запугивает, но страх, засевший в подсознании за много поколений, не так просто искоренить.

Что еще страшит человека перед смертью? Страшит ощущение болезненности предстоящего перехода, мы думаем, что смерть - это продолжительное страдание, очень болезненное ощущение. В голову даже может закрасться мысль: «Если умирать, то я хотел бы это произошло сразу или же во сне, чтобы не мучиться».

В действительности сам переход происходит практически моментально. Сознание на короткое время как бы отключается. Болевые симптомы продолжаются только до самого момента перехода. Умирание само по себе безболезненно. После перехода пропадают все симптомы болезни, физические недостатки. Личность человека, переступив порог физического мира, продолжает жить в новых условиях существования.

Но, если мы не смогли избавиться от страха, то этот страх останется, потому как после перехода Сознание не теряется и Личность не исчезает. Обычно, мы видим в смерти врага, который хочет лишить нас жизни. Бороться с этим врагом нам не под силу и мы стараемся гнать мысли о нем. Но смерть, оттого что о ней не думать, не исчезнет. Страх смерти не только не пропадет, а уйдет еще глубже, в подсознание. Там без осознания он будет еще опасней и вредней.

Предположим, что человек умер во время сна и у него не было предсмертных переживаний. После перехода человек увидит себя в другой обстановке, однако все его мысли и ощущения, от которых он не сумел избавиться, останутся. То, что было в нашем сознании и подсознании до момента смерти, никуда не исчезает. Человек только лишается возможности управлять своим уже не нужным физическим телом. Все его мысли, переживания, страхи остаются с ним.

Желая уйти из жизни во сне или в другом бессознательном состоянии, мы лишаемся очень многого, теряем весь период роста Души.

Взглянем на эту проблему с философской и религиозной точек зрения. Не важно, считаем ли мы себя верующими или нет. По крайней мере в Душе мы все философы.

Мы живем в материальном мире не только для того, чтобы получать наслаждения и брать от жизни все. Господь, разумеется, не против, чтобы люди радовались жизни, и дал им все необходимое для этого. Но Господь также дал каждому из нас определенную жизненную задачу которая соответствует нашим силам и способностям. Мы рождаемся в этом мире не просто так. Наша задача — сделать что-то входящее в Замысел Господа, исполнить свое предназначение.

Если более конкретно, то за время нахождения на земном плане нам необходимо развить в себя высшие способности - способности Любить и Верить. Также мы должны пройти энергетическую очистку - очистить свою Душу от грязи, которая была накоплена за период всего нашего существования, отработать кармические проблемы с другими людьми, то есть стать лучше и чище.

Вначале нам необходимо узнать свое предназначение, а потом его исполнить. Об этом говорится и в притче Иисуса Христа о талантах, где господин в конце веков спрашивает у рабов, как они использовали данное им время и таланты (Евангелие от Матфея 25, 14 - 30):

…Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и поручил им свое имение:

И одному он дал 5 талантов, другому 2, третьему 1, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший 5 талантов пошел, вложил их в дело и приобрел другие 5 талантов;

точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

Получивший же 1 талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро своего господина.

После долгого времени, господин тех рабов вернулся и потребовал у них отчета.

И, подойдя, получивший 5 талантов принес другие 5 талантов и говорит: «Господин» 5 талантов ты дал мне; вот, другие 5 талантов я приобрел на них».

Также и получивший 2 таланта подошел и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие 2 таланта я приобрел на них».

Его господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость твоего господина».

И получивший 1 талант подошел и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты жестокий человек, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл твой талант в земле; вот тебе твое».

Его же господин ответил ему: «Лукавый и ленивый раб! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; потому тебе надо было отдать мое серебро торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и отдайте имеющему 10 талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во внешнюю тьму: там будет плач и скрежет зубов». Сказав это, воззвал: кто имеет уши слышать, да слышит!

Теперь вы сами сможете прийти к выводу, почему же мы все-таки боимся смерти? Вывод простой. В глубине нашего подсознания сформирована определенная задача - выполнение конкретного предназначения. Если мы пока не исполнили это предназначение, не исполнили свою программу нахождения в физическом мире, это будет нас беспокоить на уровне подсознания. И это беспокойство, проникая на уровень сознания, будет вызывать в нас уже конкретные страхи.

То есть, с одной стороны, этот страх напоминает нам о невыполненном предназначении. С другой стороны, такой страх, выражаясь в инстинкте самосохранения, заставляет нас беречь свою жизнь. И напротив. Люди, чья земная жизнь прошла в постоянном труде и с пользой для других, часто чувствуют, что они исполнили свое предназначение. Когда же приходит время умирать, страха смерти у них нет.

Может быть об этом говорил Игумен Синайской горы в «Лествице»?

«Боязнь смерти есть свойство человеческого естества… а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных прегрешений…»

Также один из православных святителей написал:

«Странно было бы, если бы в это время не было у нас боязни неизвестного будущего, не было бы страха Божия. Страх Божий будет, он благодетелен и нужен. Он помогает очищению души, готовящейся выйти из тела».

У отдельных людей может сформироваться прямо противоположное отношение к смерти. У людей, которые живут по принципу «после нас - хоть потоп». К чему думать о смерти вообще, если можно хорошо наслаждаться уже в этой жизни? Когда-то я умру. И что из того? Все мы рано или поздно умрем. Зачем думать о плохом? Давайте наслаждаться жизнью сейчас, не задумываясь о последствиях.

Есть и другая крайность. Архимандрит Серафим Роуз в 1980 г. выпустил книгу на английском языке «Душа после смерти». Он писал, что свидетельства людей, которые пережили временную смерть тела, часто рисуют неправильную и опасную картину. В ней слишком много света. Создается впечатление, что страшиться смерти не следует. Смерть - это, скорей, приятное переживание, а после смерти ничего плохого душе не угрожает. Бог никого не порицает и всех окружает любовью. Раскаяние и даже мысли о нем излишни.

Отец Серафим писал:

«Сегодняшний мир избалован и не хочет слышать о реальности духа и ответственности за грехи. Гораздо приятней думать, что Бог не очень строг и что мы безопасны под любящим Богом, который не будет требовать ответа. Лучше чувствовать, что спасение обеспечено. В наш век мы ждем приятного и часто видим то, чего ждем. Но действительность иная. Час смерти - это время дьявольского искушения. Судьба личности в вечности зависит, в основном, от того, как она сама смотрит на свою смерть и как готовится к ней».

В принципе, неплохо, когда мы не зацикливаемся на своем будущем, ведь все в руках Господа. Нужно жить здесь и сейчас. Проживать и осознавать каждую минуту своего существования. Если это приятные минуты, то мы должны делиться своей радостью с окружающими. Если это грустные минуты, то это может подтолкнуть нас к пониманию смысла жизни.

Однако в любом случае, как бы мы не относились к своей земной жизни, наше предназначение остается. Берем ли мы от жизни все или больше этой жизни и другим людям отдаем- это предназначение никуда не исчезает. Соответственно задача немного усложняется - все время мы должны помнить о свое предназначении и каждую свою минуту мы должны использовать для его выполнения. А это согласитесь не вяжется с принципами «После нас - хоть потоп» и «Бери от жизни все».

Нам могут возразить много людей: «Мы счастливы и довольны жизнью уже сейчас. У нас все есть - хорошая работа, хорошая семья, успешные дети и внуки. К чему нам задумываться о каком-то мифическом будущем»? Мы не отвергаем, что на Земле много, в действительности замечательных, добрых и отзывчивых людей, которые своими качествами заслужили такую счастливую жизнь.

Однако существует и другой вариант. Именно в своей прошлой земной жизни эти люди были добрые и отзывчивые. И смогли наработать определенный Духовный потенциал. А в этой жизни этот потенциал они не нарабатывают, а попросту растрачивают. На самом деле, в этой жизни все у них хорошо. Но потенциал стремительно тает. И в последующей жизни им, возможно, доведется начинать все сначала.

Разумеется, и во все это можно не верить. И это отдельная тема для разговоров. Потому читателю предлагаем просто задуматься над этими вопросом. В принципе у всех людей почти равные возможности. Человек рождается, идет вначале в детский сад, после в школу. И здесь пути людей расходятся. Одни поступают в институт, другие идут в армию, третьи идут на работу, четвертые заводят семью и т.д. То есть каждый идет по своему пути: кто-то растет, кто-то падает, кто-то счастлив, а кто-то нет. То есть у всех вроде бы одинаковые возможности после окончания школы, а в результате уже лет через 5-10 пропасть между людьми может быть просто огромной.

Тут могут возразить: «Дело не только в возможностях, но и в способностях». А вот об этом мы и предложили подумать. Откуда у человека его способности и возможности? Почему кто-то рождается гением, а кто-то не способен даже школу закончить? Почему один человек рождается в обеспеченной семье, а кто-то рождается больным или в семье с одним родителем? Почему изначально заложена такая несправедливость?

Кто этим управляет? Господь или сам человек?

Вы можете спросить: «Получается страх смерти нужен человеку?» Но вы уже и сами можете ответить на этот вопрос. Нужен, но только как инстинкт самосохранения. И не более того. Чтобы избавиться от страха перед смертью, по сути, нужно не многое - только знание. Знание того, зачем мы находимся на Земле и знание того, что эта земная жизнь - только часть одной большой нашей жизни.

О. Казацкий, М. Ерицян

Смерть подстерегает нас на каждом шагу. Но если постоянно думать о ней и тем более бояться её, то жизнь становится невыносимой. Напомню ещё раз мои строчки: – Смерть сама по себе не страшна. Мысли о смерти страшны.

Ожидание смерти страшнее, чем сама смерть. 94 % респондентов, отвечая на вопрос "хотели бы вы знать день своей смерти", ответили отрицательно.

В мире каждые 40 секунд один человек совершает самоубийство, каждые 28 секунд погибает один человек в автокатастрофе, каждые 15 секунд один человек умирает от алкоголя.

Мы знаем, что к каждому из нас придёт смерть. Её приход -самое определённое, что есть на белом свете. А вот когда это произойдёт – большой вопрос. Час её прихода – самое неопределённое на земле. Поэтому каждый миг надо проживать так, словно он последний. По большому счёту мы не так уж боимся сам приход смерти, но самое "небытие" после неё.

На Руси люди относились к смерти спокойнее. Для них она была естественным переходом из жизни в нежизнь. Они готовились к этому переходу всю жизнь. Стоящий в сенях бабки Груни гроб десятки лет при живой ещё бабульки не был чем-то зазорным.

Древние египтяне считали земную жизнь приготовлением к вечной жизни.

Христианство и ислам считают, что каждому из нас жизнь даётся на земле одна. А вот после смерти нас ждёт воскресение, и через Божий Суд вечная жизнь в Раю или Аду.

Иудаизм учит, что после смерти мы переходим либо в "будущий мир" (Эдемский сад), "Небесную академию", либо в геену – но лишь на время. Затем придёт Мессия, и мёртвые станут живыми.

Если человек не верит в бессмертие, тогда нет никакой нравственности и никаких правил, кроме собственных желаний.

Думаю, что никакими рационалистическими доводами, никакой материалистической логикой невозможно постичь, что в нашем сознании стоит на первом месте – страх смерти или страх неведомого. Вот почему Смерть как и Бог, должна оставаться Тайной. Предполагаю, что для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет.

"В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего, мучений, сомнений, тревог, лжи и даже... свободы", – говорил Роберт Хорвиц.

Я уже ранее говорил, что моё нынешнее существование на земле не является единичным, что я уже когда-то гостил не единожды среди людей. Теперь встаёт вполне закономерный вопрос: а сколько раз мы живём, сколько раз нам даётся жизнь?

Кто-то говорит – 9, кто-то – 47, а трактат "Чаша Востока" утверждает – 350, а кто-то насчитывал – 777 земных воплощений от низших существ до человека.

Иудаизм и буддизм полагают, что жизнь человеку на нашей земле даётся бесчисленное количество раз и каждое новое воплощение происходит по закону кармы, т.е. в зависимости от того, как прожил предыдущую жизнь. А поэтому цель – избавиться от этой нескончаемой жизни ("дурной бесконечности" – Гегель), устранив само желание жить.

Выходит, что многие люди добровольно отказываются от жизни, предпочитая смерть бессмертию? Да, так. И здесь совершенно неважно, уход из жизни происходит осознанно или нет. Важен сам факт добровольного ухода. Согласно официальной статистике, в мире каждый год кончают жизнь самоубийством 1 миллион 100 тысяч человек. Реально кончают с собой более 4 миллионов человек. А совершают неудачные попытки самоубийства 19 миллионов человек ежегодно.

Но жизнь – это дар Божий и кончать с ней по своему усмотрению – это предательство Бога. И здесь совершенно не важно, какими соображениями руководствовался человек при этом. Важен сам факт.

Другое дело – должен ли человек бояться или ни бояться смерти? Как только человек перестаёт бояться смерти, так сразу же перед ним открывается цель пребывания на земле.

Смерть – это линза, через которую видна истина. Главное – не замутить, не замусолить поверхность этой линзы своими ежедневными похотями в погоне за материальными и другими недостойными благами. Только смерть позволяет нам быть честным и откровенным с собой до конца. Смерть словно рентгеновскими лучами высвечивает всё скрываемое, делая очевидным, каков ты есть на самом деле. Вот почему людям необходима смерть. Нужно заботиться о том, чтобы жить не как можно дольше, а как можно правильнее.

Вслед за Францем Кафкой я могу с уверенностью сказать, чтострах перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.

Бертольд Брехт полагал, что бояться надо не смерти, а пустой жизни. А Лев Толстой исповедовал: чем лучше прожить жизнь, тем меньше страх смерти.

И тем не менее многие утверждают, что быть бессмертным скучно. Чем заняться каждый день, если ты вечен? Простой и хороший ответ на этот вопрос дан в фильме "День Сурка": помогать людям, делать добро, творить любовь!

Так для чего мы приходим в этот мир? Для того, чтобы выполнить своё предназначение быть

ЧЕЛОВЕКОМ.Одни его выполняют, другие нет. Поэтому они вынуждены вернуться, чтобы исполнить до конца то, ради чего рождаются в этом мире. Логично спросить себя: а может ли до конца исполнить своё предназначение, и есть ли этот конец? Не знаю. Сейчас я не готов ответить исчерпывающе на этот сложнейший вопрос.

Известный психоаналитик Карл Юнг писал: " Я легко могу себе представить, что мог жить в прежние века и столкнуться там с вопросами, на которые я ещё не был в состоянии ответить, что я должен был родиться вновь, ибо ещё не выполнил порученного мне задания".

Гёте говорил: "Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячу раз, и надеюсь вернуться ещё тысячу раз".

Если бы люди знали, что после смерти жизнь не заканчивается и будет расплата за всё содеянное, возможно, они были бы более ответственны за каждый поступок и за каждое своё слово.

Однако многие предпочитают не верить ни в реинкарнацию, ни в Бога, ни в чёрта. Потому что не хотят признавать ответственность за каждый свой поступок, за каждое слово, и даже мысль.Они хотят верить, что им ничего за их прегрешения не будет. А между тем, каждый поступок порождает последствие. Народная мудрость гласит "Что посеешь, то и пожнёшь".

Я убеждён: впереди нас ждёт метафизический поворот – после признания факта, что смерти нет, что мы по сути бессмертны.

Вот только захотят ли люди жить вечно?

Умереть не страшно. Страшно не умереть!

Возможно, благодаря бессмертию люди наконец поймут смысл и значение смерти не как абсолютного конца, а лишь как очередного перехода в своё новое состояние? Только смерть есть плата за бессмертие!

Смерть – последняя тайна, которая перевернёт наше представление о жизни, изменит наше отношение к жизни. Тот, кто хотя бы один раз взглянул в лицо смерти, ощутил её дыхание на себе – поймёт меня. Я был на краю жизни не единожды. Я знаю, что говорю!

Конечно, очень легко просто сказать: «Не надо боятся смерти. Смерть также естественна, как и сама жизнь». Намного трудней не только свыкнуться с такой мыслью, но и осознать ее в полной мере. Если человек еще никогда всерьез не задумывался о том, что ожидает его , то ему трудно принимать новые сведения. Мы живем в физическом мире, в материалистически настроенном обществе, и эти знания все еще кажутся необыкновенными и неправдоподобными.

Нашим предкам было известно, смерть – явление такое же естественное как и жизнь, и они принимали ее спокойно. Умирающий испытывал чувство горя; ему было грустно оставлять близких людей, природу, дом, все, что он любил в земной жизни, но, согласитесь, это чувство вполне естественно.

Смерть, со всеми переживаниями которые ей присущи – это очень сильный очистительный процесс. Он дает возможность окончательно избавиться нам от энергетической грязи в нашем Сознании. Потому сам процесс смерти, сам процесс оставления физического тела, крайне важен для нас. Если сказать упрощенно, то в момент смерти очистившаяся часть нашей Личности, нашего Сознания, назовем это Душой, сбрасывает в физическое тело остатки грязи и оставляет это тело. Если бы человек мог неким образом избежать смерти, то он бы захватил бы с собой эти остатки грязи. А так они остаются в физическом теле. В дальнейшем тело предается земле, а остатки энергетической грязи перерабатываются земными энергиями.

Также, смерть близкого человека – это своего рода экзамен и для его близких. Сильные переживания – это также энергетическая очистка. После таких переживаний человек, может быть, пересмотрит и свои взгляды на жизнь и, возможно, даже станет лучше. Такие трагические события, как это ни странно, дают возможность человеку выработать такие качества, как милосердие, чуткость и сострадание. А все это приводит к появлению в человеке ростков Любви и Веры.

Согласитесь, что при такого рода понимании смерти, довольно легко принять тот факт, что смерть – самое важное в человеческой жизни событие. С одной стороны, в момент смерти человек окончательно очищает свое Сознание от грязи, а, с другой стороны, само явление смерти – это своеобразный стимул для близких умершего. Смерть человека – это всегда испытание кому-то и шанс для начала самосовершенствования. Вроде бы смерть близкого человека – это трагедия. Но своим уходом этот человек дает оставшимся шанс переоценить свою жизнь, возможность почувствовать Бога. Согласитесь, что для многих людей, потерявших своих близких – это в действительности шанс.

И, в конце концов, последний аспект, почему смерть, как явление, в земной жизни необходима. Представьте, что вы устроились на новую работу, к примеру маляром. Условия работы маляра требуют определенной экипировки, того же рабочего костюма. Фирма, куда вы устроились, довольно преуспевающая. Она разработала новый рабочий костюм, на основе новых материалов. Теперь этот костюм, стирать не необходимости, ни самому рабочему, ни самой фирме. Когда костюм полностью испачкался, его не стирают, а перерабатывают, как макулатуру или даже сжигают.

Планета Земля – это определенного рода энергетическая и природная среда. Для проживания на Земле нужно определенное физическое тело, определенный «костюм», который наиболее приспособлен к условиям земной жизни. Когда этот «костюм» износился и рабочее время (жизнь в физическом мире) на Земле у человека закончилось, этот «костюм» не стирается. Старый костюм сбрасывается и человек получает новый костюм, новое тело. Ну, а определенные законы самой планеты, законы Мироздания не позволяют человеку просто так «прыгать» из одного костюма в другой. Для смены костюма человеку необходимо вначале умереть (сбросить костюм), а потом родиться вновь (получить новый костюм).

Приведем рассказ человека пережившего клиническую смерть из книги Майкла Сабома:

“Я не мог больше терпеть боль… А потом в глазах потемнело и я упал… Спустя какое-то время… Я сидел где-то наверху и смотрел вниз, и я раньше не замечал, что пол был из черно-белой плитки. Это было первое, что я заметил при отключенном сознании. Я узнал себя там, внизу, как бы свернувшимся в полуэмбриональном положении. Три человека подняли меня и пожили на тележку… Они связали мои ноги и стали двигать меня. Когда они в первый раз бросили меня на стол, (доктор) ударил меня, он замахивался кулаком над своей головой и бил меня точно по центру моей груди. И потом они давили на мою грудь… Они сунули пластиковую трубку, в мой рот…

Это было тогда, когда я заметил другое подобное столу устройство со связкой или с аппаратом на нем. Я позднее узнал, что это машина, которой они тебя бьют током… Я мог видеть свое правое ухо и эту часть моего лица, потому что был повернут. Я слышал человеческую речь… Оно (контрольно-измерительное устройство) походило на осциллограф. Оно делало одинаковую полосу вновь и вновь… Они вложили в меня спицу – наподобие одного из ритуалов ацтеков-индейцев, когда они выкалывали у девственниц сердце. Они брали ее двумя руками – я думал, что это очень необычно…

Потом они взяли эти круглые диски с рукоятками… Они положили один вот сюда, наверх – думаю, он был больше, чем другой – и один положили сюда, вниз (пациент указал на соответствующие позиции на груди)… Они ударяли меня, а я не реагировал… Я думал, что они дали моему телу слишком много напряжения. Ужас, я подпрыгивал на две стопы от стола… Это казалось мне очень странным, что я решил попробовать войти назад в свое тело и дать им шанс привести меня обратно в чувство, или я мог только идти вперед и умереть, если я еще не умер… Я знаю, что был бы в полной безопасности, если бы умерло мое тело… Они вторично меня ударили… Я повторно вошел в свое тело…”.

Еще пример:

“Я видел свое (физическое) лицо. Оно было примерно на четыре фута ниже меня, и я мог его видеть… Я видел, что они (доктора и медсестры) очень заняты. Фактически, один раз медсестра, на которую я смотрел, посмотрела прямо мне в (нематериальное) лицо. Я попытался что-то говорить, но она ничего не услышала… Она была как смотрящая на телеэкран, которая не может возражать и не видит, что ты там. Я был реальным, а она нереальной. Вот что я чувствовал”.

В отделе интенсивной терапии госпиталя Флориды врач выжившего при остановке сердца столкнулся лицом к лицу с деталями реанимирования, описанными его пациентом на другой день:

“Когда доктор В. увидел меня, он мне сказал, что я находился на волосок от смерти и все такое. Я сказал ему: «Доктор В., я не мог умереть. Я знаю все, что происходило». Я рассказал ему, как он залез мне под правую мышку но потом передумал, перейдя на другую сторону. Он сказал, что этого не может быть, я никак не мог видеть этого, что я был официально мертв в то время. Он попросту был в шоке от услышанного. Он не мог этого понять. И я спросил: «Я прав?». Он сказал: «Да, Вы правы!». Он был шокирован – и вышел прогуляться”.

Еще один мужчина сообщал о том что пережил при остановке сердца в феврале 1976 года:

“Я мог уходить от своего тела всякий раз, когда хотел этого… Не было никаких механизмов для перемещения наподобие автомобиля или чего еще. Это был только мысленный процесс. Я чувствовал, что могу подумав о чем то быть там, где хотел быть немедля… Даже было весело чувствовать силу. Я мог делать все, что хотел… В действительности, это реальней, чем здесь”.

Вот еще известный рассказ о молитве солдата. Во время Отечественной войны в бою был убит красноармеец Александр Зайцев. Его друг обнаружил в кармане гимнастерки убитого стихотворение, написанное перед боем.

«Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет всегда мне говорили,
Что нет Тебя, и я дурак поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
На небо звездное, что было надо мною.
Я понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу и Ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой,
Ты видишь, что со мной случилось,
Что нынче я прозрел?
Прощай, мой Бог! Иду я, вряд ли уж вернусь.
Как странно, что теперь я смерти не боюсь».

Вера в Бога пришла абсолютно неожиданно и эта вера уничтожили страх перед смертью.

Таким образом, смерть как явление, имеет много аспектов, ни один из которых нельзя назвать трагическим. не безвыходная ситуация, а переход с одного плана бытия на другой. Это не то событие, которого следует бояться и опасаться.

Как не бояться смерти? Нам следует понять, что наши умершие близкие никуда не уходят. Они живут в той же Вселенной, что и мы. Разница в том, что они более свободны, чем мы. Наши миры – рядом.