Александр блок о прекрасной даме. О сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (А.Блок). «Вхожу я в темные храмы…»


Вступление

Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.

Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?

Каждый конёк на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.

Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.

Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы...

Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне...
И тихими я шёл шагами,
Провидя вечность в глубине..

О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принёс издалёка
Звучные песни твои.

Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене...
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах...
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое - не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов...
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.

Душа молчит. В холодном небе
Всё те же звёзды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат...
Она молчит, - и внемлет крикам,
И зрит далёкие миры,
Но в одиночестве двуликом
Готовит чудные дары,
Дары своим богам готовит
И, умащённая, в тиши,
Неустающим слухом ловит
Далёкий зов другой души...

Так- белых птиц над океаном
Неразлучённые сердца
Звучат призывом за туманом,
Понятным им лишь до конца.

Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдалённые шаги.

Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее
Отдалённые шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?

В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.

Я приду - и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю.

Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь - я потух.

Самый огнь - слепые очи
Не сожжёт мечтой былой.
Самый день - темнее ночи
Усыплённому душой.

Так - разошлись в часы рассвета.
А. Б.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.

Там - далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Там - матерь сына не узнает,
Потухнут страстные сердца...
Там безнадёжно угасает
Моё скитанье - без конца...

И вдруг, в преддверьи заточенья,
Послышу дальние шаги...
Ты - одиноко - в отдаленьи,
Сомкнёшь последние круги...

В передзакатные часы
Среди деревьев вековых
Люблю неверные красы
Твоих очей и слов твоих.

Прощай, идёт ночная тень,
Ночь коротка, как вешний сон,
Но знаю - завтра новый день,
И новый для тебя закон.

Не бред, не призрак ты лесной,
Но старина не знала фей
С такой неверностью очей,
С душой изменчивой такой!

Всё бытиё и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно, -
Мне всё равно - вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее - во мне.
Всё бытиё и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешёл граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.

Кто-то шепчет и смеётся
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнётся
Снова смех из милых стран!

Снова шопот - и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьём-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!

Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделён и окрылён.

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполпенье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?

Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.

И мнилась мне Российская Венера,
Тяжёлою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица - спокойная мечта.

Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг неё толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные...
И странен блеск её глубоких глаз...

Они звучат, они ликуют,
Не уставая никогда,
Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда.

Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд, в саду моём
Звенит и буйствует природа.
Я - соучастник ей во всём!

Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь. - Меня не зови -
Я и сам уж давно ворожу.

От тяжёлого бремени лет
Я спасался одной ворожбой,
И опять ворожу над тобой,
Но неясен и смутен ответ.

Ворожбой полонённые дни
Я лелею года, - не зови...
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной тёмной любви?

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьёв

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

И поздно желать,
Всё минуло: и счастье и горе.
Вл. Соловьёв

Не сердись и прости. Ты цветёшь одиноко,
Да и мне не вернуть
Этих снов золотых, этой веры глубокой...
Безнадёжен мой путь.

Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много,
Ты лазурью сильна.
Мне - другая и жизнь, и другая дорога,
И душе - не до сна.

Верь - несчастней моих молодых поклонений
Нет в обширной стране,
Где дышал и любил твой таинственный гений,
Безучастный ко мне.

За туманом, за лесами
Загорится - пропадёт,
Еду влажными полями -
Снова издали мелькнёт.

Так блудящими огнями
Поздней ночью, за рекой,
Над печальными лугами
Мы встречаемся с Тобой.

Но и ночью нет ответа,
Ты уйдёшь в речной камыш,
Унося источник света,
Снова издали манишь.

В бездействии младом, в передрассветной лени
Душа парила ввысь, и там Звезду нашла.
Туманен вечер был, ложились мягко тени.
Вечерняя Звезда, безмолвствуя, ждала.

Невозмутимая, на тёмные ступени
Вступила Ты, и, Тихая, всплыла.
И шаткою мечтой в передрассветной лени
На звёздные пути Себя перенесла.

И протекала ночь туманом сновидений.
И юность робкая с мечтами без числа.
И близится рассвет. И убегают тени.
И, Ясная, Ты с солнцем потекла.

Сегодня шла Ты одиноко,
Я не видал Твоих чудес.
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно,
И эти горные пути
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.

Внемля зову жизни смутной,
Тайно плещущей во мне,
Мысли ложной и минутной
Не отдамся и во сне.
Жду волны - волны попутной
К лучезарной глубине.

Чуть слежу, склонив колени,
Взором кроток, сердцем тих,
Уплывающие тени
Суетливых дел мирских
Средь видений, сновидений,
Голосов миров иных.

Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывёшь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, - Себя Ты отдаёшь.

Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встаёт туман, алеют небеса.

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поёт. Его не знаешь Ты,

Не отличишь его в толпе народной,
Не наградишь улыбкою его,
Когда вослед взирает, несвободный,
Вкусив на миг бессмертья Твоего.

Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За жёлтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось моё воззванье.

Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше...
Ночную тайну разрушит слово...
Помилуй, боже, ночные души!

На миг проснулось за нивой, где-то,
Далёким эхом моё воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье.

Александр Блок вошел в литературу, как поэт-символист. Сам он говорил об этом так: «Символистом можно только родиться…быть художником – значит, выдерживать ветер из миров искусства, совершенно непохожих на этот мир, только влияющих на него; в тех мирах нет причин и следствий, времени и пространства, плотного и бесплотного, и мирам этим нет числа…».

Во время его восхождения на литературный Олимп, европейская культура переживала далеко не самые лучшие времена. Возник глубокий кризис, в связи с разочарованием о прежних, ставших уже своеобразным достоянием общественности, идеалах. Гибель прежнего общественного строя казалась неизбежной, поэтому неизбежным казался и вопрос, связанный с пересмотром прежних, устоявшихся моральных ценностей. В результате чего и появился символизм.

Он представляет собой одно из наиболее ярких литературных течений в литературе на рубеже веков. Данное направление можно назвать своеобразной попыткой человека-писателя уйти от противоречий в реальности и окунуться с головой в омут вечных идей и истин.

Именно таким человеком и является Блок. Особенно заметно это в «Стихах о Прекрасной даме». Сборник вышел в свет в 1904 году. Сборник в «Стихах о Прекрасной Даме» состоит из 129 небольших стихотворений, каждое из которых богато своей историей. В большинстве своем здесь звучат грезы об идеале, идея-мечта, поразившая собой Блока о неких грандиозных событиях. Собственно, можно сказать, что весь символизм писателя был сосредоточен именно в этом сборнике. Последующие произведения творца в дальнейшем частично меняются. Чаще всего они пронизывают чувство необходимости установить новые отношения с реальностью, без каких-либо возвышенных идеалов и грез, как в «Стихах о Прекрасной Даме». Сам Блок говорил об этом в своем письме С.М. Соловьеву так: «Во мне что-то обрывается, и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как когда реже».

Стихи о Прекрасной Даме

«Стихи о Прекрасной Даме», вышедшие в свет в 1904 году, представляют собой первый поэтический сборник Александра Блока. Впоследствии оно станет по-настоящему оригинальным, единственным в своем роде гениальным произведением, такого же гениального человека. Специалисты называют этот сборник лирическим дневником. Это вполне логично и понятно, так как сам писатель во многом изложил в стихах некоторые факты из своей собственной биографии. В сборнике он повествует читателям о собственных переживаниях, чувствах и размышлениях. Сам цикл «Стихов о Прекрасной Даме» представляет собой центральную часть сборника. Однако его особенности трудно понять без обращения к тем стихотворениям, которые составили раздел «Ante Lucem», открывающий книгу. В переводе с латинского это означает «во мраке». Тем самым автор как бы намекает читателю о том, что его герой в это время – сугубо лирический, который пребывает в одиночестве и, естественно, страдает от этого. Его герой буквально находится в беспросветном мраке. Особенно заметно это в произведении «Пусть светит месяц - ночь темна…». Здесь и рассказывается об отреченности главного героя от внешнего мира, его душевных терзаниях:

«Пусть светит месяц - ночь темна.

В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц - ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье-
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.»

Тут Блок связывает состояние души главного героя с темной ночью. Ночь распростерлась над ним, а в душе его царит и властвует такая же темнота. Одиночество усугубляется оторванностью человека от реальной жизни, так как главный герой обладает характерным романтическим мироощущением. Несмотря на то что автор не указывает никакого прямого противопоставления «я» или «мы», он все равно указывает, что главный герой находится где-то среди людей. Тем не менее они живут совершенно по-другому, в отличие от нашего главного героя, который не может никак порвать со своим одиночеством. Его позиция весьма странна: «Пусть жизнь приносит людям счастье», но сам он о себе этого не говорит. Сам человек – творческая личность, он пытается постигнуть тайны неземного, мироздания, а самая лучшая пора для таких размышлений – ночь.
Стихотворение и начинается, и заканчивается одним и тем же четверостишием. Главный герой убежден, что ночь так и останется для него темной, хотя и светит месяц.

«Ветер принес издалека…»

Как можно догадаться, ключевыми произведениями в цикле стихов являются «Стихи о Прекрасной Даме», которые так и озаглавлены. Они отражают сложность любовных взаимоотношений между самим писателем и его будущей женой, Любой Менделеевой. Как и в первом случае, в стихотворении все далеко неоднозначно, неясно и неопределенно. Единственная разница заключается лишь в том, что поэт намекает нам на приближение чего-то хорошего, того, что сможет наполнить жизнь человека смыслом. Это отчетливо видно в произведении «Ветер принес издалека…», хотя образ человека так и остается неизвестным для читателя, мы не видим той, которая сможет наполнить жизнь смыслом, но понимаем, что ее скорое появление неминуемо.

«Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.»


Тут у Блока начинают проявляться и новые образцы. В частности, непросветная ночь, которая, казалось бы, должна была быть бесконечной, изменяется. Теперь у главного героя появляется небольшой «клочок неба». Этот клочок постепенно увеличивается, превращаясь ближе к концу произведения в «бездонную лазурь». Кроме внешнего облика, изменяется и звук вокруг. Если раньше была лишь тихая, беззвучная ночь, то теперь ветер приносит главному персонажу «песни намек».

До появления Прекрасной Дамы, жизнь главного героя сравнивается с зимой. Появляется намек на то, что в скором будущем, зима должна смениться весной, но ее, как таковой еще нет. Герой ощущает только ее предвестники, но прекрасно понимает, что эта весна уже близка. Это же заметно и в стихотворении «Тихо вечерние тени…»:

«Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене...
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах...
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое - не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов...
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.»

Заключение


В сборнике «Стихов о Прекрасной Даме» в полной мере воплотилась характерная для большинства символистов идея «двойного мира». В подобных произведениях присутствует противопоставление «земли» и «неба», а также материального и духовного состояния человека. В образе Прекрасной Дамы Блок воплощает Душу мира, которая сама по себе представляет собой женственную натуру.

В общем и целом для подобного поэтического сборника характерными можно назвать некие возвышенные чувства, регулярный разрыв человека с действующей реальностью, а также святость неземных идеалов и своеобразный культ красоты.

Если отождествлять все стихи в этом сборнике, то можно сказать, что везде главный герой представляет собой обычное земное существо, которое томится в ожидании той самой Прекрасной Дамы, а она, в свою очередь, является чем-то божественным, неземным идеалом.

«Стихи о Прекрасной Даме» написаны утонченным и довольно изысканным языком. Каждое произведение в сборнике пропитано поиском, ожиданием идеала, гармонии, красоты. Естественно, что главный герой в этих произведениях обладает резким неприятием будничной действительности. Он пытается стремиться к совершенству, ждет положительных изменений и, кажется, что уже вот-вот дождется их. Сама же Прекрасная Дама в цикле – неземное существо, которое лишь отдаленно чем-то напоминает женский облик. На самом деле, это идея человека, его мечта, надежда которая греет душу главного героя, но и одновременно с этим вызывает тоску по непостижимому.

Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме».

Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Цензура не приложила руку к сборнику поэта; это произошло благодаря протекции Э.К.Метнера, будущего известного руководителя издательства «Мусагет», с которым автор в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.

«Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выражает идею постоянства, верности, рыцарского служения Прекрасной Даме». В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи».

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор. Уже стартовое стихотворение «Обман», его название, скажет нам о многом. Лучезарность строк позади, многозначительность и откровенная дерзость – впереди. Вместо розовых зорь – фабричная гарь, в глаза мечется красный свет.

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

Раздел «Ущерб», третий по счёту — переходного плана. Впереди новый сборник стихов — «Нечаянная радость».

«В одном из поздних писем (весна 1914 года) Блок изрёк вещие для него слова, относящиеся в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни, по которой он шёл «стезёю правды: «…искусство там, где ущерб , потеря, страдание, холод. Эта мысль стережёт всегда…». Название заключительного раздела книги «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в блоковском письме.

«Настоящее вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки » — так писал Блок своей невесте, делая комментарии к сборнику о «Прекрасной Даме». Выход этого поэтического труда Блока не прошёл незамеченным. Одним из первых критиков поэта явился его друг Андрей Белый (конфликтных ситуаций на тот момент между ними ещё не было). «Здесь в Москве есть люди, которые ставят Вас во главе русской поэзии. Вы и Брюсов нужнейшие поэты для России ».

100 Великих Книг Демин Валерий Никитич

93. БЛОК «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

«СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

Блок не сразу нашел название цикла и, соответственно, книги своих стихов. Тема была ясна с самого начала - Вечная Женственность; в ней виделась разгадка бытия и всех его законов. Она шла от Гете и Владимира Соловьева. Последний незадолго до смерти написал программное стихотворение с подобным названием:

Знайте же: Вечная Женственность ныне

В теле нетленном на землю идет…

Первоначально Блоку тоже хотелось назвать собрание самых сокровенных стихотворений - «О вечноженственном». Но потом он по-новому взглянул на свою собственную строфу:

Вхожу я в темные храмы,

Свершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Так родилось название сборника, который сразу же вывел молодого поэта в первый ряд русской литературы. У Владимира Соловьева Вечная Женственность тоже выступала в разных обличиях. Главная ее ипостась, конечно же, - София Премудрость Божия - воплощение Истины, Добра и Красоты. Развивая мысль Достоевского «Красота спасет мир», Соловьев утверждал: «… В конце Вечная красота будет плодотворна, и из нее выйдет спасение мира». В поэзии на данной основе была разработана целая система нетленных образов - Дева Радужных Ворот, Подруга вечная, Лучезарная подруга и др., ставших опорными категориями русского символизма. Блок продолжил осмысление понятия Вечная Женственность. В его стихах под влиянием первой любви соловьевская Вечная Подруга превратилась в Прекрасную Даму и Деву-Зарю-Купину, под именем которых выступает будущая жена Блока, дочь великого Менделеева - Любовь Дмитриевна:

Белая Ты, в глубинах несмутима,

В жизни - строга и гневна.

Тайно тревожна и тайно любима,

Дева, Заря, Купина.

«Стихи о Прекрасной Даме» и представляют собой поэтический дневник становления возвышенного чувства Блока. О, то была воистину неземная любовь! Действительный символ Любви! Зная свою будущую супругу с детства, он увлекся ею по-настоящему лишь в 19-летнем возрасте, пригласив летом на даче на роль Офелии в любительском спектакле, где сам играл Гамлета (с тех пор тема Гамлет - Офелия превратилась в лейтмотив его творчества). Четыре года трепетной любви - вся она, как на ладони, в «Стихах о Прекрасной Даме». И не только в стихах. Их письма той поры достойны стать в один ряд с перепиской Абеляра и Элоизы.

Александр Блок - Любови Менделеевой (10 ноября 1902 года): Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца… Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, все будет Твое, от Тебя и к Тебе.

Любовь Менделеева - Александру Блоку (12 ноября 1902 года): Нет у меня слов, чтобы сказать тебе все, чем полна душа, нет выражений для моей любви… Я живу и жила лишь для того, чтобы дать тебе счастье, и в этом единственное блаженство, назначение моей жизни.

17 августа 1903 года они обвенчались. Для творчества Блока это событие превратилось в акт вселенской значимости. Он всегда космизировал свою возлюбленную:

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли «…»

Непостижного света

Задрожали струи.

Верю в Солнце Завета.

Вижу очи Твои.

Блок космизирует любые явления природы и жизни. Особый смысл обретает звездная ночь - космический символ космической Любви. Звездное небо при этом персонифицируется: возлюбленная становится звездой, у влюбленного в звезды превращаются глаза:

И будет миг, когда ты снидешь

Еще в иные небеса.

И в новых небесах увидишь

Лишь две звезды - мои глаза.

Поэт рисует головокружительные космические картины, их неотъемлемая часть - он сам и его возлюбленная:

Да, я возьму тебя с собою

И вознесу тебя туда,

Где кажется земля звездою,

Землею кажется звезда.

И онемев от удивленья,

Ты узришь новые миры -

Невероятные виденья,

Создания моей игры.

Но эти стихи будут написаны позже и посвящены уже другой женщине. Отношения Блока с женой, которые поначалу складывались столь романтично, обернулись личной трагедией. Еще до замужества Люба Менделеева стала Вселенским символом не только для мужа, но и для его друзей, что привело к острым конфликтам, дошло даже до дуэли с Андреем Белым (к счастью для русской культуры, она не состоялась). Впрочем, вскоре дало знать извечное противоречие между мечтой и действительностью - самим Блоком и его Прекрасной Дамой: та оказалась далекой от созданного поэтического идеала, к тому же еще и неверной супругой.

Личная трагедия поэта нашла отражение и в его стихах, в частности, в одном из шедевров блоковской лирики:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому,

Я бросил в ночь заветное кольцо…

Все так и было: сначала портрет, как икона, затем - снятое обручальное кольцо. А что же Прекрасная Дама? Это ведь она без предупреждения покинула мужа и вернулась назад много времени спустя с ребенком от другого мужчины. Поэтому вполне закономерна и хрестоматийная концовка приведенного стихотворения:

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Впрочем, только ли Прекрасная Дама виновата? Три года спустя после венчания с ней поэт был уже безоглядно влюблен в другую - актрису Наталью Волохову и лучшие свои стихи, циклы и книги посвящал уже ей:

О, весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь!

Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А затем была певица Любовь Дельма

И проходишь ты в думах и грезах,

Как царица блаженных времен,

С головой, утопающей в розах,

Погруженная в сказочный сон.

Но с кем бы в дальнейшем ни сводила Блока судьба и какие бы лирические шедевры при этом ни рождались - былой образ Прекрасной Дамы, «Жены, облаченной в Солнце», возвышенный, вдохновенный и в какой-то мере недостижимый идеал любви, по-прежнему лучезарно светился между строк интимной любовной лирики. В этом смысле судьба знаменитого сборника, посвященного невесте-жене, оказалась более чем символичной. По существу, Прекрасная Дама - это вся поэзия Блока «без конца и без краю», да и вся мировая поэзия вообще!

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Культ Прекрасной Дамы С расцветом рыцарства связан и расцвет культа Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства. Дело в том, что и женщина стала совсем другой; разительно изменилась сама ее роль в обществе. В раннюю эпоху рыцарства, до

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Александрийские стихи Александрийские стихи – шестистопные ямбические стихи, которые, как отличительный признак, имеют после 3-ей стопы цезуру и рифмуются обыкновенно попарно – 2 мужские и 2 женские приемы: Так Анджело на всех навел невольно дрожь. Роптали вообще,

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Вольные стихи Вольные стихи – так называются стихи, в которых не соблюдены рифма и постоянный размер; в последнем отношении они сходны с размером басен, где встречаются самые разнообразные размеры. Вольный стих отличается от прозы во внешнем отношении только тем, что он

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Духовные стихи Духовные стихи, в народной словесности, возникли под непосредственным влиянием христианства и, главным образом, из материала, доставляемого духовной письменностью. Принимая новую религию, народы новой Европы находились на той ступени умственного

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Хорошие и плохие стихи Отличие хороших стихов от плохих. В хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих – плохие. Осип Брик (1888–1945), теоретик литературы Хороших стихов мало у кого много. Лазарь Лагин (1904–1979), писатель Бывают хорошие стихи, плохие стихи и стихи

Из книги Фонтенбло автора Останина Екатерина Александровна

Миф о прекрасной Диане. Фонтенбло при Генрихе II В итальянских походах Франциск I потерпел неудачу. В битве при Павии поражение было сокрушительным, а монарх оказался в испанском плену. Вновь обрести свободу ему удалось благодаря заключенному между Карлом V, королем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Повесть о прекрасной Отикубо Из первых японских романов в жанре моногатари (X в.)Жил когда-то в старину средний советник по имени Минамото-но Тадаёри, и было у него много красивых дочерей, которых он любил и лелеял в роскошных покоях. И была у него еще одна дочь, нелюбимая,

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Повесть о прекрасной Отикубо - Из первых японских романов в жанре моногатари (X в.) Жил когда-то в старину средний советник по имени Минамото-но Тадаёри, и было у него много красивых дочерей, которых он любил и лелеял в роскошных покоях. И была у него еще одна дочь, нелюби­мая,

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Культ Прекрасной Дамы С расцветом рыцарства связан и расцвет культа Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства. Дело в том, что и женщина стала совсем другой; разительно изменилась сама ее роль в обществе.В раннюю эпоху рыцарства, до

Из книги Школа литературного мастерства. От концепции до публикации: рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа автора Вольф Юрген

Рассказы и стихи В рассказах обычно описывается короткий промежуток времени, какая-то часть жизни персонажей или история с неожиданным поворотом. Работа над рассказом требует меньше времени, и размер рассказа может быть от одной до тридцати-сорока страниц. Как и в работе

Из книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила автора Колисниченко Денис Николаевич

Совет № 35 Блок управления ABS «заточен» под определенный тип покрышек, обычно под конкретного производителя и под корректный размер. Устанавливая шины другого производителя в целях экономии, не забудьте внести изменения в электронный блок управления ABS. Помните, ABS не

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Из книги Грузинское вино: ренессанс автора Сорокина Наталья

Глава 9. С прекрасной родословной Если не брать в расчет монастырские вина, то это, вероятно, из числа самых породистых. По-хорошему, перед нами один из немногих в сегодняшней Грузии производителей с опознаваемыми историческими корнями, – звучит, согласитесь,

Александр Блок стал известен как один из величайших поэтов-классиков. Современники называли этого стихотворца «трагический тенор эпохи». Он удостоился посвящений таких блистательных личностей, как:

Марина Цветаева;
Борис Пастернак;
Анна Ахматова.

Александр Блок в своих стихотворениях весьма сумрачен. Многие из его произведений таят отчетливую недосказанность, что, в целом, согласуется с эпохой модерна, резонатором которой стал поэт.

Следует отметить, что книга «Стихи о Прекрасной даме» – это сборник, вобравший в себя стихи из двух других книг, которые Александр Блок издал с 1898 по 1908 годы. Эта книга собрала такие циклы, как:

«Город»;
«Распутья»;
«Фаина»;
«Пузыри земли»;
«Вольные мысли»;
«Снежная маска».

Примечательно, что книга получила название «Стихи о прекрасной даме» благодаря другу Блока В. Брюсову. Кроме произведений, кои создал сам Александр блок, книга содержит текст за авторством Зинаиды Гиппиус под названием «Мой лунный друг».

Название, которое получила книга «Стихи о прекрасной даме», фактически, отражает устремления ее автора. Большое количество произведений, вложенных в эту книгу, – стихи, созданные под впечатлением, оказанным на Блока его возлюбленной Л. Менделеевой. Впоследствии они поженились.

Читать эту книгу стоит всем, кто желает оценить высоту поэтического слога поэта серебряного века русской литературы, а ещё тем, кто желает выучить несколько утонченных произведений наизусть и впоследствии зачитывать своим избранницам сердца. Стихотворения, которые писал Александр Блок, способны увлекать и вдохновлять, поскольку автор писал по-настоящему вдохновенно. В своих стихах он поклонялся Прекрасной Даме, словно божеству, наделял ее бессмертием и безграничной властью, нетленным телом и едва ли не божественностью.

Если верить дневнику самого поэта, который читать не менее интересно, чем его поэтические произведения, то он был твердо уверен, что стихи его — молитва. А дело каждого поэта Блок сравнивал с апостолом, который занимается стихосложением в «божественном экстазе». Вдохновение же Александр Блок приравнивал к вере.

Исследователи поэтических произведений Блока выделяют в них три образа героини. Это Душа мира, как космический образ, Царица Небесная, как образ религиозный, и нежную, пусть и несколько надменную, девушку как образ бытовой.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Александра Блока «Стихи о Прекрасной даме» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах - epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.