Английский археолог г картер факты. Говард Картер: На службе у Тутанхамона. Начало практической деятельности


28 октября 1922 г Г Картер приехал в Луксор и через три дня, 1 ноября, приступил к работе Чтобы добраться до дна Долины на участке перед гробницей Рамсеса VI, следовало убрать остатки лачуг. На это ушло три дня Под ними находился слой щебня и грунта примерно с метр толщиной 4 ноября, когда Г Картер пришел, по обыкновению утром, на место раскопок, ему сообщили, что под полом первой же снесенной хижины и залегавшим под ней слоем щебня показалась ступенька примерно в 4 м под входом в гробницу Рамсеса VI Мелькнувшая надежда на успех подгоняла рабочих, они стали копать с удвоенной энергией За первой ступенькой появились вторая, третья, четвертая Через два дня верхнюю часть лестницы расчистили со всех четырех сторон Сомнений не оставалось - обнаружен вход в чью-то гробницу Но тут же возникли опасения быть может, гробница осталась незавершенной или ее давным давно опустошили воры, как большинство усыпальниц Фиванского некрополя

Рабочие тем временем продолжали расчистку ступеней К вечеру показался верх замурованного входа На обмазке ясно виднелись оттиски печатей с изображением шакала - священного животного, бога бальзамирования Анубиса, а под ним девять связанных пленников - по три в ряд Это была хорошо известная печать царского кладбища Таким образом, гробница явно предназначалась для лица весьма высокопоставленного Кроме того, в нее никто не мог проникнуть после того, как соорудили усыпальницу для Рамсеса VI, так как вход надежно перекрывали не только слой щебня, но и выстроенные на нем хижины рабочих.

Ирония судьбы! Дважды в предшествующие годы Г. Картер непосредственно приближался к откопанной теперь лестнице В первый раз, когда он участвовал в экспедиции Т. Девиса, до нее оставалось лишь 2 м но Т. Девис предложил тогда перенести раскопки в другое место, как ему казалось, обещавшее больше находок. В другой раз - пять лет назад, когда было принято решение сохранить пока домики рабочих.

Дойдя до двенадцатой ступеньки, Г. Картер пробил отверстие в верхней части входа и, просунув туда электрический фонарь, убедился, что дальше проход завален мусором и щебнем. Появилась надежда - быть может гробница не тронута.

Лорд Карнарвон находился в эти дни в Англии Предчувствуя большой успех, Г. Картер, будучи человеком в высшей степени порядочным и добросовестным не считал удобным продолжать раскопки в отсутствие того, кто их щедро оплачивал. Поэтому он приостановил работы и отправил 6 ноября в Англию телеграмму: «Наконец сделал в Долине чудесное открытие: обнаружил великолепную гробницу с нетронутыми печатями Засыпана до Вашего приезда. Поздравляю». Если бы Г. Картер откопал оставшиеся четыре ступеньки, его бы не томил в течение почти трех недель вызванный мучительной неизвестностью вопрос: кому принадлежит найденная им гробница?

Пока же следовало сберечь ее от возможных покушений. Траншею засыпали, а сверху навалили кучу камней, оставшихся от древних хижин рабочих. Не забыли и про охрану. Надо было подумать и о помощниках. Ведь каждый сколько-нибудь значительный вновь открытый объект ставит множество дополнительных и даже неожиданных задач Г Картер пригласил опытного археолога Л. Коллендера, уже не раз работавшего с ним.

23 ноября лорд Карнарвон вместе с дочерью прибыли в Луксор На следующий день ведущую в гробницу лестницу вновь откопали. Теперь уже до конца - все шестнадцать ступеней. Внизу замурованного входа ясно различались оттиски печатей - среди них несколько с именем Тутанхамона Интуиция и опыт не обманули надежд Г. Картера: гробница найдена. Но в этот момент достижения, казалось бы, полного успеха сомнение и беспокойство вновь овладели присутствующими На облицовке двери сверху отчетливо было видно, что ее некогда вскрывали, и притом, вероятно, дважды Именно здесь приложили печати царского некрополя. Таким образом, и тут, очевидно, побывали грабители, но, конечно, до того, как начали сооружать усыпальницу для Рамсеса VI. В дальнейшем - об этом еще пойдет речь - удалось установить, что воры вторично проникли в гробницу лет через десять - пятнадцать после погребения фараона. Затем ее надежно скрыли щебень, грунт и поставленные на нем хижины рабочих.

Утром 25 ноября, после того как самым тщательным образом на рисунках и фотографиях запечатлели оттиски печатей, разобрали каменную стену, преграждавшую вход За ней, доверху засыпанный щебнем и камнем, шел наклонный коридор высотой 2,5 м и шириной 2 м. Внизу масса, заполнявшая галерею, состояла из белых обломков, перемешанных с землей, а верхний левый угол, где был когда-то прорыт узкий неровный ход, засыпали обломками темного кремня.

Рабочие приступили к расчистке коридора Следы, оставленные грабителями, становилась всё более явственными: целые алебастровые сосуды и их осколки, черепки, расписные вазы, печатки всё чаще и чаще попадались среди щебня. К вечеру значительную часть галереи очистили, но до:конца та.к и.не дошли.

Наступило утро 26 ноября - дня, который стал для Г. Картера «днем из всех дней, самым чудесным днем моей жизни». После полудня, когда от входа по коридору прокопали 10 м, показалась другая дверь, также замурованная и запечатанная печатями Тутанхамона и царского некрополя. И здесь виднелись следы взлома. У самого входа лежала превосходной работы деревянная полихромная портретная голова Тутанхамона, как бы вырастающая из подставки, имеющей форму цветка лотоса.

Решающий миг наступил. Сейчас должно выясниться, что ждет их за замурованным входом - очередное разочарование (давно опустошенная гробница или тайник, куда в спешке снесли то, что уцелело от грабежа) или, может быть, им действительно посчастливилось и найдено первое непотревоженное или почти не потревоженное погребение фараона! Г. Картер, наученный неоднократным горьким опытом, склонялся к первому варианту.

Из коридора вынесли последнюю корзину щебня. В левом верхнем углу двери Г. Картер пробил отверстие - там, где за тысячелетия до него его проделали грабители. Изнутри вырвалась струя спертого нагретого воздуха, которым почти тридцать веков назад дышали люди, последними оставившие гробницу. Просунутый в, дыру щуп двигался свободно. Следовательно, за дверью завалов нет. Г. Картер осторожно поднес к отверстию свечу. При ее трепетном свете он увидел то, что не доводилось видеть до него ни одному египтологу, да едва ли доведется когда-либо еще увидеть. На мгновение он лишился дара речи. Обеспокоенный молчанием Картера, лорд Карнарвон с нетерпением спросил:

Вы что-нибудь видите?

Да, чудесные вещи! - единственное, что нашелся ему ответить Картер.

А теперь ненадолго предоставим слово ему самому, потому что никто лучше не сможет передать чувства, испытанные им от представшего зрелища:

«Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее... ни о чем подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный зал... полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными, другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на друга в неисчерпаемом изобилии.

Прежде всего справа от нас выступили из темноты три больших позолоченных ложа... Боковыми сторонами каждого ложа служили фигуры чудовищных зверей... головы [их] вырезаны с потрясающим реализмом... Затем еще дальше направо наше внимание привлекли две статуи, две черные скульптуры фараона в полный рост. В золотых передниках и золотых сандалиях, с булавами и посохами в руках, со священными уреями-хранителями на лбу, они стояли друг против друга, словно часовые.

Это были главные предметы... Между ними, вокруг них и над ними громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и инкрустацией; алебастровые сосуды, некоторые с прекрасными сквозными узорами; странные черные ковчеги; из открытой дверцы одного из них выглядывала огромная золоченая змея букеты цветов или листьев; красивые резные кресла инкрустированный золотом трон; целая гора любопытных белых футляров овальной формы; трости и посохи всевозможных форм и рисунков. Прямо перед нашими глазами на самом пороге комнаты стоял великолепный кубок в форме цветка лотоса из полупрозрачного алебастра. (Кубок этот был показан на привезенной в Советский Союз выставке. Ручки его имеют форму связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них - резная фигурка человека, держащего в руках иероглифы, обозначающие «год», опирающиеся на другой знак - «сто тысяч дней», что все вместе символизирует вечную жизнь. По верхнему краю кубка - титулы царя и росхваления ему. Спереди начертано имя бога Амона-Ра и Тутанхамона с его титулами. ) Слева виднелось нагромождение перевернутых колесниц, сверкающих золотом и инкрустациями, а за ними - еще одна статуя фараона».

Однако никаких признаков погребения, ни саркофагов, ни мумии не было и в помине. Присутствующие решили было, что открыт еще один тайник. Но когда внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где, устремив друг на друга пристальный взор, стояли деревянные покрытые черной краской статуи фараона - изображения его Ка, то между ними заметили еще одну замурованную дверь. Появилась надежда, что за нею имеются и другие помещения и в одном из них, быть может, укрыт саркофаг с мумией царя.

Закрыв вход в гробницу и оставив охрану, археолога, потрясенные увиденным, возвратились на свою базу. Весь вечер строились догадки, предположения о том, что находится за третьей дверью. «Я думаю, что в ту ночь почти все не спали» - так завершает рассказ об этом незабываемом дне Г. Картер.

27 ноября работа началась с рассветом. Прежде всего в гробницу провели электрическое освещение. Одновременно фотографировались и зарисовывались печати на второй двери. Затем разобрали ее и вошли в переднюю комнату - как она была названа Г. Картером и как будет в дальнейшем именоваться нами. Естественно, как только доступ в нее был открыт, археологи прежде всего подумали о третьей запечатанной двери. (Кубок этот был показан на привезенной в Советский Союз выставке. Ручки его имеют форму связок из цветка и двух бутонов лотоса. На них - резная фигурка человека, держащего в руках иероглифы, обозначающие «год», опирающиеся на другой знак - «сто тысяч дней», что все вместе символизирует вечную жизнь. По верхнему краю кубка - титулы царя и восхваления ему. Спереди начертано имя бога Амона-Ра и Тутанхамона с его титулами. ) Здесь их постигло разочарование. Внизу, на уровне пола, выделялась заделанная и запечатанная небольшая брешь, достаточная, однако, для того, чтобы через неё мог пробраться мальчик или очень худой мужчина.

Как ни хотелось Г. Картеру, лорду Карнарвону и другим археологам проникнуть за манившую их своей загадочностью дверь, об этом нечего было и думать. Для того чтобы убрать обмуровку, неизбежно пришлось бы сдвинуть с места кое-какие предметы. Могло случиться и худшее - некоторые из них могли быть повреждены, чего, разумеется, следовало всячески остерегаться.

Один из непререкаемых законов современной археологии гласит: ничего не может быть взято или сдвинуто с того места, где находилось в момент открытия, пока не будет точно зафиксировано на плане и сфотографировано, а в случае необходимости и зарисовано. Особенно хрупкие предметы следует подвергнуть тут же предварительной консервации - в противном случае возможен непоправимый ущерб Труд археолога во многом напоминает работу следователя и технического эксперта уголовного розыска одновременно: как последние по мельчайшим следам и приметам восстанавливают картину совершенного преступления и изобличают виновного, так и умелый археолог заставляет говорить вещи, которые, как правило, рассказывают о событиях, отстоящих иногда на тысячи, а то и на (десятки тысяч лет от наших дней. Но рассказ будет правдив только в том случае, если все предметы останутся на тех же местах, где когда-то в последний раз прикасались к ним люди. Г. Картер принял единственно правильное с научной точки зрения решение: вскрыть замурованную дверь лишь тогда, когда в передней комнате будет завершена вся работа и ее полностью освободят

Первый же беглый и поверхностный осмотр показал, что многие предметы уникальны: некоторые были просто неизвестны, о других знали лишь по изображениям, а третьи сохранились частично, иногда в виде жалких обломков. Любой из всех этих достойных восхищения предметов способен вознаградить за целый сезон раскопок, признает Г. Картер. Следует принять во внимание, что все эти вещи были созданы в период Амарны, когда искусство Египта достигло своего наивысшего расцвета. Ответственность за их сохранение была поэтому особенно велика.

В тот день еще одно открытие ожидало Г. Картера. При более тщательном и внимательном осмотре передней комнаты выяснилось, что под одним ложем, стоявшим направо от входа в юго-западном углу, пробит лаз. Оказалось, что здесь имеется еще одна замурованная дверь, в которой осталось незаделанное отверстие.

Соблюдая величайшую осторожность, дабы ничего не повредить и не сместить, Г. Картер прополз под ложем через брешь в помещение, получившее впоследствии название боковой комнаты или кладовой. В отличие от передней комнаты, имевшей 8 м в длину и 3,6 м в ширину, она "была значительно меньше: 4 м в длину и 2,9 м в ширину. Чиновники, пытавшиеся придать передней комнате некоторый порядок после вторжения грабителей, здесь всё оставили в состоянии хаоса, в которое ее привели злоумышленники Пробраться в кладовую было просто невозможно: ее сплошь загромождали самые разнообразные предметы. Тот из воров, что пролез сюда сквозь пролом, переворошил решительно все, а содержимое ларцов и сундуков просто вывалил на пол. Кое-какие вещи он передал своим сообщникам в переднюю комнату, где те их бросили, поскольку они показались им недостаточно ценными. Естественно, что заняться кладовой можно было также только после того, как бу дет очищена передняя комната.

Теперь, когда картина стала более или менее ясной следовало подумать об организации работы и ее мето дах. Прежде всего каждую вещь, как уже упоминалось надо было сфотографировать и нанести на план, a случае необходимости подвергнуть предварительной кон сервации. Затем найти подходящее место для лабора тории ведь все следовало описать, более тщательнс отснять, возможно, заняться реставрацией и, наконец упаковать для перевозки в Каир. Следовательно, тре бовался и достаточно надежный склад. Для всего этогс необходимы были самые разнообразные материалы и конечно, прежде всего люди - опытные специалисты: археолога, эпиграфисты, химики-реставраторы, художники, фотографы

29 ноября 1922 г состоялось торжественное открытие гробницы в присутствии ответственных лиц, а на еле дующий день ее осмотрел директор Службы древностей Теперь этот пост занимал профессор Пьер Лако. Тогда же, 30 ноября, в «Таймсе» появилась заметка под заголовками «Египетское сокровище. Важное открытие в Фивах. Длительные поиски лорда Карнарвона». Далее следовал текст, в котором говорилось - здесь коррес пондент газеты против обыкновения не преувеличил,- что находка гробницы «обещает быть наиболее сенса ционным открытием века в области египтологии». Затем давалось краткое описание обнаруженных предметов основанное на первых, беглых, не совсем точных впечатлениях.

С этого дня имя Тутанхамона, известное до того лишь ограниченному кругу специалистов, вот уже более полувека не сходит со страниц газет и журналов всего мира Несколько лет подряд армия журналистов, фоторепортеров, кинооператоров и туристов, устремившихся в обычно тихий и провинциальный Луксор, «аводняла печать отчетами, заметками, очерками, статьями и фотографиями, где под самыми заманчивыми, невероятными «шапками» сообщалось о найденных английскими археологами сказочных сокровищах фараона. Популярность Тутанхамона достигла апогея: в Париже даже появляются предметы дамского туалета «а 1а Тутанх-амон». Вся эта шумиха до крайности мешала Г. Картеру и его помощникам, доставив им в дальнейшем немало забот и неприятностей.

Обеспечив надежную охрану гробницы, Г. Картер 6 декабря отправился в Каир для закупки всего необходимого. Что касается лорда Карнарвона, то он возвратился в Англию, надеясь позднее вновь приехать в Египет.

В Каире Г. Картер не только запасся нужными ему материалами и оборудованием, заказав в первую очередь надежную стальную решетку, но и договорился о сотрудничестве с опытными и надежными специалистами. Из экспедиции «Метрополитен-музеума», также работавшей в Фивах, к нему перешли фотограф Г. Бертон и два чертежника. Обещал помощь археолог А. Мейс. Директор Химического департамента, знаток древнеегипетского ремесла и технологии А. Лукас также охотно согласился оказать содействие. Впоследствии к ним присоединились один из лучших знатоков египетского языка, профессор А. Гардинер, и не менее известный историк профессор Д. Брэстед.

В середине декабря Г. Картер вернулся в Долину царей и, установив прежде всего срочно доставленную сюда стальную решетку перед входом в переднюю комнату, с 18 декабря принялся за работу, несмотря на неудобства, вызванные притоком посетителей. Только теперь он получил возможность не торопясь всесторонне ознакомиться с содержанием этого помещения. Следуя его описаниям, постараемся коротко рассказать о наиболее примечательных предметах, находившихся в нем.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вряд ли можно найти страну, столь богатую памятниками глубокой древности, как Египет.

В узкой долине Нила и на окаймляющих ее горах и холмах сосредоточены многочисленные величественные храмы и гробницы, произведения монументальной скульптуры, а недра земли скрывают всевозможные художественные изделия египетских мастеров и тысячи надписей.

Достижения египетских мыслителей и художников еще в древности признавались другими народами. Знаменитые финикийские мореплаватели, посетившие множество стран, считали, что родиной наук и искусств является Египет.

Древнеперсидские цари лечились у египетских врачей и поручали египетским мастерам украшать свои дворцы. Древние греки видели в египтянах своих учителей. Уже в «Илиаде» упоминается столица Египта - полные сокровищ «стовратые» Фивы.

Позднее многие греки и римляне, в том числе выдающиеся полководцы и поэты, философы и историки, нередко отправлялись к берегам Нила и с восхищением осматривали достопримечательности страны: пирамиды и храмы, обелиски и колоссы. Возвращаясь на родину, они знакомили своих соотечественников со страной чудес - Египтом. У Геродота, Диодора и Плиния Старшего мы находим подробнейшие описания шедевров древнеегипетского искусства.

Интерес к Египту и сокровищам его культуры сохранялся в средние века и особенно усилился в XIX-XX вв., после того как были вновь прочтены, казалось навеки забытые, древнеегипетские письмена. Ученые разных стран, соревнуясь друг с другом, успешно изучали и продолжают изучать наследие одной из древнейших цивилизаций.

Большое значение имело знакомство с древностями Египта и для нашей родины, на протяжении веков связанной с народами Востока. Многие русские путешественники посещали страну пирамид, собирали, зарисовывали и копировали памятники ее искусства и письменности и в своих ярких и увлекательных описаниях раскрывали значение великих достижений египетского народа.

Еще в XVIII в. русский исследователь В. Г. Григорович-Барский осмотрел и с большой точностью списал целый ряд надписей древнего Египта и зарисовал некоторые храмы и обелиски.

Много интересных памятников египетской старины собрали и изучили его продолжатели - путешественники А. С. Норов и И. П. Бутенев и особенно выдающийся египтолог нашей страны В. С. Голенищев (1856 - 1947), основатель кафедры египтологии в Каирском университете.

Значительно возрос у нас интерес к Египту после Великой Октябрь­ской революции.

Советский читатель безусловно с большим интересом прочтет книгу английского археолога Г. Картера, которому принадлежит честь открытия и предварительного обследования гробницы Тутанхамона.

Его книга впервые появляется в полном (если не считать некоторых незначительных сокращений) русском переводе. В ней подробно и увлека­тельно описаны ход археологических работ, методика и техника раскопок, приемы сохранения и перевозки многообразного содержимого гробницы, включая царскую мумию. В книге дается исчерпывающий обзор и художе­ственный анализ наиболее интересных образцов древнеегипетского искус­ства и ремесла, погребенных вместе с фараоном, и интересные для антро­полога и историка результаты анатомического обследования мумии.

Книга Г. Картера написана живым, ярким языком и снабжена иллю­страциями, дающими конкретное представление и о технике археологиче­ских работ, и о самих древностях. Историки, археологи и искусствоведы смогут почерпнуть из этого труда незаменимый познавательный материал. Конечно, далеко не все выводы автора удовлетворят наших чита­телей и окажутся приемлемыми для них. Чрезмерный пафос и не лишен­ные известного мистического налета рассуждения об эмоциональных свя­зях между людьми далекого прошлого и современности покажутся наив­ными. Еще большее возражение встретит у наших читателей стремление идеализировать древневосточных деспотов и их окружение. Ни единым словом не упоминает Г. Картер о тех безвестных и талантливых тружени­ках, которые в тягчайших условиях создавали шедевры искусства, най­денные в гробнице, великолепно характеризующие гениальные достижения древнеегипетских мастеров и художников. Советскому читателю также бросится в глаза присущая капиталистическому обществу тесная связь науки и бизнеса и зависимость талантливого научного исследователя от частной благотворительности, о чем в книге говорится как о самом есте­ственном явлении.

Однако все эти отрицательные моменты нe могут снизить огромной научной ценности содержащихся в книге конкретных сведений.

Горячее сочувствие к свободолюбивому египетскому народу, сверг­нувшему господство империалистов и строящему самостоятельную жизнь, обязывает нас с исключительным вниманием изучать культуру предков этого народа, создавших много веков назад великую цивилизацию.

Академик В. В. СТРУВЕ

ТУТАНХАМОН И ЕГО ВРЕМЯ

Даже не особенно внимательному читателю, проглядывавшему 30 ноября 1922 года очередной номер газеты «Таймс», долж­ны были броситься в глаза многообещающие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски лорда Карнарвона». Под ними следовало краткое, но в то же время достаточно подробное сообщение «нашего корреспондента из Каира» от 29 ноября о том, что «сегодня после полудня лорд Карнарвон и мистер Г. Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее сенсационным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона - одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона. Не много известно о поздних царях, включая Тутанхамона, и настоящее открытие неоценимо увеличивает знания об этом периоде...». Далее корреспондент передавал сжатое описание «удивительной находки», основанное на первых, не совсем еще точных впе­чатлениях.

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, действительно вызвало настоящую сенсацию, хотя обычно газеты не слишком балуют археологов своим вниманием. Из номера в номер появлялись новые срочные корреспонденции, и многие годы эта тема не сходила со страниц газет и журналов.

В небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей, где находилась усыпальница египетского фараона, словно с поля сражения или важной международной конференции ежечасно неслись по телефону, телеграфу и радио сводки, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи. Словом, умерший в возрасте примерно восемнадцати лет молодой египетский фараон, о существовании которого до сих пор знали только очень немногие ученые-специалисты, и которому даже в самых подробных исследованиях по истории Египта уделялось более чем скромное место, вдруг приобрел мировую известность. Его имя упоминалось наряду с именами Хеопса, Тутмоса III и Рамсеса II - великих правителей и завоева­телей. Чем же объяснить эту внезапную популярность? Почему находка английского ученого привлекла такое внимание и вошла в науку как одно из наиболее значительных археологических открытий?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с некото­рыми фактами и хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов XVIII династии (1584 - 1342 гг. до н. э.).

Читателю не следует удивляться многочисленным «вероятно», «воз­можно», «очевидно», и т. п., которыми будет изобиловать наше изложение. До нас нe дошло ни хроник, ни летописей, в которых была бы закреплена история этого периода. Мы располагаем только случайными и неполными источниками; отдельные надписи и рельефы, немногие скарабеи, кое-какие упоминания в дипломатической переписке того времени, некоторые религиозные тексты - вот, пожалуй, все, за исключением археологических па­мятников, что имеет в своем распоряжении историк, пытающийся осве­тить то смутное время.

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.



Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Афера Говарда Картера

Чудинов В.А.

Мне было интересно собрать сведения о Говарде Картере и афере с открытием Тутанхамона. Оказалось, что на эту тему написано множество статей. Я начал с

Самый неизвестный фараон . «Находка века» была связана с именами английского археолога Говар­да Картера и лорда Карнарво­на, многие годы копавших в Долине царей на берегу Нила. Археологические исследова­ния в Долине продолжались много лет и ни одному из ис­кателей не приносили удачи. Помог случай - они наткну­лись на необычный архитек­турный ход, который должен был куда-то привести.

До того, как Картер и Кар­нарвон приступили к рас­копкам в Долине царей, имя Тутанхамона было известно лишь по одной-двум печатям, где упоминалось его имя. Никто даже не знал, что он имел царский титул. Некоторые считали, что такого фараона вовсе не было, а печати впол­не могли принадлежать про­сто какому-то богатому египтянину. Можно сказать, что Тутанхамон появился на свет благодаря Картеру, до этого он был лишь смутной истори­ческой тенью.

Оказалось, фараон вступил на престол еще ребенком, а умер в девятнадцать лет. Найденные сокровища стали его «звездным часом», пусть даже и после смерти. Дело в том, что даже хорошо сохранив­шиеся погребения были разграблены в древности. А усыпальница юноши-фараона была заполнена колоссальным количеством ритуальных изделий, исполненных из золота, бронзы, драгоценных камней. И все же особое место занимала маска - портрет правителя, выкованный из золота. Она покрывала голые плечи мумии. Это прекрасный и единственный в своем роде образец портрета Древнего Египта. Скульптору удалось с большим мастерством передать лицо фараона со спокойным и печальным выражением, напоминающим о юности, которой не суждено было превратиться в зрелость, на лбу помещены знаки царской власти: коршун Нехебт и змея Буто - эмблемы Верхнего и Нижнего Египта. Заплетенная в косичку борода - символ бога загробного царства Осириса. Археологи вскрывали пелены мумии, изымая из-под каждого слоя новые и новые предметы, которые должны были сопровождать фараона в другой жизни. Амулеты, украшения, ожерелья, среди которых золотыми были 143 набора. За поясом мумии был размещен золотой кинжал. Рукоятка его орнаментирована золотой зернью и oбвита полосами полудрагоценный камней. Ножны состоят из рельефных изображений диких зверей.

В оформлении маски ис­пользованы разные материа­лы, в том числе смальта и не­фрит - ритуальный и редкий камень. Его в Египте никогда не было, что позволяет неко­торым скептикам сомневать­ся в принадлежности маски именно Тутанхамону и вы­двигать версию о том, что это подделка. Так что тайна еги­петского нефрита до сих пор не разгадана ». - Последнее утверждение меня заинтересовало. В моём исследовании происхождения многих артефактов погребения Тутанхамона я прочитал, что они были сделаны в 35-й Арконе Яра, то есть, в Великом Новгороде. Осталось узнать, имеются ли залежи нефрита в России.

О нефрите . «В настоящее время нефрит распространен более чем в 20 странах мира, но самые крупные и промышленно значимые его месторождения известны в России, Китае, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. В России в настоящее время разведано и оценено 16 месторожденийний, из которых 13 находится в Бурятии: по качественным характеристикам лучшими из них являются Кавоктинское, Голюбинское и Оспинское. На девяти нефритовых месторождениях Бурятии сегодня работают восемь предприятий, в 2007 году они добыли 909 тонн сырца и 272 тонны сортового нефрита. Практически 100% добытого в Бурятии нефрита без обработки было экспортировано в Китай. Месторождения нефрита сосредоточены в пяти районах Бурятии: Муйском, Баунтовском, Закаменском, Тункинском и Окинском. В Муе и Баунте известно три месторождения белого нефрита - наиболее дефицитного в настоящее время » .

Получается, что нефрит был из России, поскольку само захоронение принадлежало одному из жрецов (мимов) храма Рюрика, хараона Всея Руси , а вовсе не египтянину.

Кем же был Тутанхамон? Продолжу цитирование статьи : «По сторонам саркофага археологи увидели несколь­ко алебастровых ваз. Одна из них была выполнена в виде распустившегося лотоса с человеческими фигурами на изящных ручках. Другая изображала мифического льва, вставшего на задние лапы. При изготовлении ритуальных саркофагов для внутренностей фараона ис­пользовались яркие красные и зеленые камни, слоновая кость, лазурит и малахит, листовое золото. Черты фа­раона повторялись в много­численных статуэтках царя, изображенного на ладье, на льве, в виде жреца, охотника, правителя.

Несмотря на то, что в гроб­нице обнаружено семь статуй фараона, и некоторые из них в человеческий рост, они ра­зительно отличаются друг от друга. В одной он предстает правителем, в другой - жре­цом, в третьей - укротителем диких зверей ».

Это наводит на мысль, что в гробницу Тутанхамона Картер поместил артефакты, найденные в малом количестве в других погребениях. «Некоторые изделия благо­даря рельефам и инкрустаци­ям иллюстрировали бытовую жизнь правителя, другие - его участие в жреческих обрядах, третьи - ритуалы в управле­нии Верхним или Нижним Египтом. Весь мир был бук­вально опьянен этой наход­кой. Отрезвление наступило несколько позже » .

Как это удалось? « И первый вопрос в этом ряду касался нарушений еги­петских законов. Первым фактом нарушения египетского закона о худо­жественных ценностях было то, что гробницу не закрыли после беглого осмотра через дыру при свете свечи - а ведь между открытием гробницы и извлечением сокровищ про­шло некоторое время.

Картер, Карнарвон, дочь Картера Эвелина и Каллендер ночью 26 ноября 1922 года проникли внутрь и вни­мательно осмотрели первую камеру, составлявшую часть погребального комплекса. Здесь между двумя боль­шими, в человеческий рост, скульптурами мальчика-царя они обнаружили заделанную и опечатанную жрецами- хранителями дверь в камеру захоронения. Ночные посе­тители, взломав часть двери у самого пола (чтобы было менее заметно), проникли в усыпальницу. Когда они воз­вратились в переднюю каме­ру, взлом был замаскирован и прикрыт предметами.

Томас Ховинг в своей книге «Тутанхамон: нерассказанная история» описал выставлен­ные в музеях США 29 бесцен­ных произведений, никогда не продававшихся официаль­но Каиром, утверждающим, что он владеет всем кладом Тутанхамона. Естественна мысль о том, что подлинники поступили и в Метрополи­тен-музей, и в музеи Бостона, Кливленда, Канзас-Сити, Цин­циннати через руки археоло­га Картера и лорда Карнарво­на. Документы подтвердили возникшее у исследователя подозрение » .

Итак, Картер и компания действовали как типичные чёрные археологи, которые тайком, ночью, посетили древний археологический объект.

Многократные посещения объекта . «Работник египетского де­партамента химии Альфред Лукас присоединился к экспе­диции Картера в декабре 1922 года, и они пробыли вместе десять лет. Уже после смерти руководителей экспедиции Лукас написал заметку-впе­чатление в египетский архе­ологический журнал. Именно там находится продолжение ночной истории четырех человек, намеренно преступив­ших закон Египта.

«Ходит много таинствен­ных рассказов об этой дыре грабителей, - писал Лукас. - Когда я впервые оказался в гробнице 20 декабря (то есть через три недели после сде­ланного открытия), дыра была замаскирована крышкой от корзины или какой-то плетен­кой и камышами, поднятыми с пола мистером Картером».

Так он ставит точку в во­просе в незаконных действи­ях открывателей: «Опубли­кованное заявление мистера Картера о том, что дыра была заделана и опечатана в древ­ности, вводит в заблуждение. В отличие от входа в гробни­цу, отверстие было заделано и опечатано не жрецами, а са­мим мистером Картером. Когда я только начал ра­ботать с ним, мистер Картер показал мне это место, а когда я сказал, что очень уж это все не похоже на древнюю рабо­ту, он согласился и признался, что это сделал он! » . - Таким образом, злоумышленник признался в нарушении закона.

Растаскивание древностей до официального открытия гробницы . «Одни из самых ценных экс­понатов Метрополитен-музея - находящиеся в египетском отделе фигурки газели и коня, исполненные замечательным анималистом из слоновой кости в манере, которую мож­но сопоставить с пластикой; обнаруженной в гробнице Тутанхамона. Блестяще моде­лированные, с тонко прора­ботанным силуэтом, эти ста­туэтки привлекли внимание лорда Карнарвона и вместе с его наследством оказались в Америке. Найденное Ховингом письмо Картеру об этом «приобретении» указывало на то, что лорд предупреждал соратника о сокрытии места находок своих ценностей.

Возвратимся к записям Альфреда Лукаса, прямо ука­зывавшего, что еще до офи­циального вскрытия он видел в доме Картера чашу и пре­красный ларец для благово­ний. Сотрудник археолога за­явил: «Очевидно, он (ларец. Ю. Г.) был найден, когда лорд Карнарвон и мистер Картер впервые проникли в погре­бальную камеру». Правда, следует указать, что оба изде­лия позднее передали в Каир, где разместились редкие на­ходки из гробницы, но они были не только слишком за­метны, но и помечены картушами, что могли сразу и не за­метить. Самой неожиданной оказалась история с винной корзиной, явно хранившей похищенное произведение, ставшее предметом разбирательства с властями » . - Иными словами, Картер был еще и пойман за руку как грабитель.

«Египетские чиновники и работники Каирского музея осматривали не только все в самой гробнице и прилегаю­щем помещении, но и архе­ологические службы, скла­ды, мастерские, подсобные помещения экспедиции. На складе археологов, египтян неожиданно заинтересова­ла гора корзин из-под вина фирмы «Фортнэм энд Мэйсон». Тара была пуста, но до­тошность контролеров заста­вила их перевернуть каждую корзину и обнаружить среди использованных одну, в ко­торой оказалась деревянная скульптура - бюст мальчика-царя. Бюст не прошел инвен­таризационную опись и не был зарегистрирован архео­логом Картером ». - Иначе говоря, еще один артефакт был предназначен к похищению, которое не состоялось благодаря бдительности египетских чиновников.

На деньги банкиров . «Британский египтолог Джеральд Оверолл в своем исследовании «Обманувшие Тутанхамона» высказал предположение, что гробница фараона была открыта не в 1922 году, а семью годами раньше. Говард Картер, по словам автора, которому фактически были отданы на откуп раскопки в Долине царей, фактически руководил бандой профессиональных расхитителей гробниц, а Карнарвон финансировал это ограбле­ние. За два месяца до опубли­кования отчета Карнарвон дал интервью одному аме­риканскому журналу, в кото­ром подробно перечислил... будущие экспонаты, выдав это за «научную догадку». По подсчетам Оверолла, «твор­ческий дуэт двух „К" похитил из знаменитой гробницы 329 бесценных реликвий, из ко­торых 300 до сих пор хранят­ся в фамильной резиденции Карнарвонов в Лондоне, а остальные рассеяны по част­ным коллекциям в США.

Оверолл напоминает, что Карнарвон был связан с кланом Ротшильдов, значи­тельная часть состояния ко­торых связана с практикой разграбления царских могил, хранивших золото и драго­ценности. После смерти Аль­фреда Ротшильда в 1918 году Карнарвон женился на его единственной приемной до­чери, и именно клан мульти­миллионеров финансировал его раскопки. Согласно кон­тракту, Ротшильды должны были получить значительную долю находок, но Карнарвон попытался перехитрить сво­их спонсоров, заведя дело по перепродаже ценностей в США. Как считает Оверолл, лорд был устранен наемным убий­цей - отравителем, а вслед за ним подобная участь постиг­ла других участников раско­пок, которые знали или мог­ли знать о проворачиваемой афере. Избранный способ расправы получил мистиче­скую окраску благодаря тому, что вокруг древних захороне­ний и погибших древних го­родов всегда бытовало много сказаний и легенд, придавав­ших правдоподобность происходившему » .

Итак, Джеральд Оверолл откровенно называет Говарда Картера не просто бандитом, но руководителем банды профессиональных расхитителей гробниц .

Рис. 1. Официальное открытие гробницы Тутанхамона

Перехожу к статье : «В начале ноября 1922 года собиратель произведений искусства и путешественник лорд Карнарвон и независимый археолог Говард Картер раскопали гробницу древнеегипетского фараона Тутанхамона. И никто из славословящих этот воистину эпохальный акт не хочет признавать, что Карнарвон и Картер заставили мир поверить в чудовищный обман ». - Насколько я понимаю, на рис. 1 Картер показан перед внешним входом в гробницу.

Триумф или позор? «Работа по поиску сокровищ у Картера и Карнарвона началась с 1906 года. И длилась с некоторыми перерывами до ноября 1922 года, когда им удалось наткнуться на гробницу Тутанхамона. В ней находилось более трех с половиной тысяч предметов искусства, а самым ценным из них считается посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.
Поразительная история этого открытия практически с первых дней была подвергнута сомнению - ведь Долина царей к тому моменту была перекопана вдоль и поперек, и найти то, что обнаружили удачливые англичане, можно было только в фантастическом сне. И все же это случилось!
» .

Найти хотя бы что-то там, где всё уже найдено - не столько удивительно, сколько подозрительно.

Рис. 2. Печать на входной двери и моё чтение надписей

Помимо веревочной печати с пломбой на наружных дверях гробницы, подтверждающих принадлежность комплекса к храму Мары Яра Рюрика (якобы «печати Анубиса»), на внутренних дверях имелась другая печать, рис. 2, которую я хочу рассмотреть. Слева от левой круглой ручки помещен левый профиль мужчины скорее с арабскими, чем с африканскими чертами лица: курчавые волосы, но прямой нос. А на ручке можно прочитать надпись: ВОИН ХАРАОНА РЮРИКА ЯРА. Полагаю, что именно ему и принадлежала небольшая гробница, которую Говард Картер назвал гробницей Тутанхамона. Скорее всего, там находилось не слишком много артефактов. Они позже были добавлены из усыпальниц других лиц.

Над левой ручкой я вижу рельефное изображение головы льва анфас. Так обычно изображалась зооморфная ипостась бога Рода. И действительно, под изображением льва написано: РОДА ХРАМ. Обычно к храму Рода принадлежали пехотинцы (к храму Яра - кавалеристы, к храму Мары - лучники). И в работе я показал, что мумия умершего юноши как раз относилась к храму Рода.

На самой печати я читаю слова: РИМ МИРА РУСИ МАРЫ. А слева от правой ручки можно видеть мужской лик анфас, вероятно, того же воина, на котором можно прочитать слова: МИРА РИМА ВОИН ЯРА РЮРИКА. Это - еще одна подпись комнаты, куда вход запечатан.

Над промежутком между печатью и правой ручкой можно прочитать слова, написанный крупными буквами: ВОЙСКА ВОИНОВ СТАНА РИМА И РУСИ МАРЫ. Вот к каким войскам принадлежал покойник, чья гробница стала гробницей Тутанхамона.

Продолжу цитировать статью : « Собственно говоря, это было не сложно, поскольку никакого выдающегося открытия не было и в помине! Некоторые археологи, современники и коллеги Картера, еще до случившегося открытия высказывали предположение, что все гробницы, существующие в Долине царей, связаны между собой подземными ходами. Знал об этом и Картер ». - Итак, попав в подземный ход одной гробницы, можно было пройти в другую гробницу, найти там малозначительные помещения с небольшим количеством артефактов, а потом занести всё это в гробницу юноши-воина из Рима. И, пополняя основное хранилище, постепенно сделать его весьма значительным.

Это подтверждает и статья : «Поэтому, найдя несколько предметов, на которых было написано имя практически неизвестного ученым Тутанхамона, Говард решил сделать ставку на него. Еще до прихода археологов местные жители пробавлялись подпольными раскопками - работали, так сказать, черными археологами. Особое место среди них занимала семья Абд эль-Расул. Они фактически и стали первооткрывателями захоронений фараонов еще в XIX веке. Обнаружив большое количество древностей под землей, предприимчивое семейство поставило их продажу на поток. Так продолжалось до тех пор, пока ими не занялась полиция. После этого эль-Расулы не могли торговать древностями в открытую. Тут-то на горизонте и нарисовался Картер, который якобы стал посредником между расхитителями гробниц и музеями - об этом знали многие из археологов, работавших в то время в Долине царей. По-видимому, кто-то из членов семьи и рассказал Картеру о существовании гробницы, относительно нетронутой. Вопрос: почему же черные археологи сами не разграбили гробницу? Скорее всего, там ничего ценного уже не было. Но Картеру была нужна гробница, о которой никто не знал.

Говард Картер родился 9 мая 1874

В октябре 1891

1899

В 1905

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в провинциальном городе Суаффэм в Норфолке, Англия. Его отец, Сэмюэл Картер, будучи художником, учил сына основам рисования карандашом и красками. И хотя у Говарда развились навыки и способности выше среднего, он не имел ни малейшего желания продолжать семейное дело, рисуя портреты семей и питомцев местных норфолкских землевладельцев.

Вместо этого Картер искал возможность поехать в Египет и работать на Египетский Исследовательский Фонд чертежником-копировщиком, то есть перерисовывать рисунки и надписи на бумагу для последующего изучения.

В октябре 1891 года, в возрасте 17 лет, Говард Картер отплыл в Александрию, Египет, отправившись в первое путешествие за пределы Англии. Его первым проектом было кладбище Верховных Правителей Среднего Египта в Бани-Хассане, относящееся ко второму тысячелетию до нашей эры; заданием Картера было перерисовать надписи со стен гробницы.

В то время Говард был усердным работником с огромным энтузиазмом: он работал бы весь день, а потом – спал с летучими мышами прямо в склепе. Некоторое время спустя его повысили, дав работу у Флиндерса Петри, энергичного полевого директора и одного из самых заслуживающих доверия археологов того времени. Петри думал, что Картер никогда не добьется хороших результатов в раскопках, но последний доказал ему обратное, когда открыл несколько важных находок на участке Эль Амарна (столица Египта во время правления Ахенатена).

Под требовательным руководством Петри, Картер стал археологом, в то же время сохранив навыки художника. Он сделал эскизы множества необычных предметов материальной культуры, найденных в Эль Амарна. Картер был назначен главным художником Египетского Исследовательского Фонда на раскопках Деир Эль Бабри, места захоронения царицы Хатшепсут. Полученный опыт позволил ему усовершенствовать навыки художника, развить технику реставратора, а также тренироваться в раскопках.

Когда Картеру было 25 лет, его тяжелая работа была вознаграждена, когда директор Египетской Службы Древностей, Гастон Масперо, предложил ему в 1899 году место главного инспектора памятников Верхнего Египта. В обязанности Картера входили контроль и наблюдение за археологическими работами в долине Нила. В Египетской Службе Древностей Картер работал до неприятного инцидента между египетскими охранниками участка и пьяными французскими туристами. Когда туристы стали с бранью избивать охранников, Картер разрешил последним защищаться. Взбешенные туристы пошли по высоким инстанциям, включая лорда Кромера, главного английского консула в Египте, требуя, чтобы Картер принес официальные извинения. Картер отказался, сославшись на то, что по его мнению он принял правильное решение. Этот случай послужил Говарду Картеру черной меткой и вызвал его назначение в дельту Нила, город Танта, место, представляющее очень небольшой археологический интерес.

В 1905 году Говард ушел из службы Древностей. После этого у него началась очень сложная жизнь. Он вынужден был зарабатывать на жизнь, продавая акварели, а иногда – работая туристическим гидом. Это продолжалось три года.

В 1908 году Картер был представлен Гастоном Масперо пятому лорду Карнарвона. Их сотрудничество было удачным, и партнеры очень подходили друг другу. Картер стал контролером раскопок, спонсируемых Карнарвоном в Фивах и к 1914 у Карнарвона была самая ценная частная коллекция египетских древностей. Однако, у Говарда Картера были более честолюбивые стремления. Он хотел найти могилу абсолютно неизвестного в то время фараона по имени Тутанхамон. Он уже нашел несколько различных доказательств его существования, перерыл всю Долину Царей, пытаясь отыскать захоронение, но сезон за сезоном находил всего лишь небольшое количество древних предметов.

Карнарвона не удовлетворял факт невозвращения его инвестиций и в 1922 году он дал Картеру последнюю попытку найти могилу фараона. Картер был уверен в результате, и работа началась 1 ноября 1922 года. Всего за три дня слой грунта был снят с верхней площадки лестницы. Примерно через три недели лестница раскопки лестницы завершились, и стал полностью виден оштукатуренный блок, использовавшийся при постройке зданий. К 26 ноября первый блок был извлечен, обломки камня, наполняющие коридор – убраны, и второй оштукатуренный блок почти разобран на части.

В 16 часов того же дня Картер проломил второй блок и совершил одно из величайших открытий 20 века, открыв гробницу Тутанхамона. Чтобы описать все находки потребовался не один десяток каталогов. В это время лорд Карнарвон умер в Каире от пневмонии. После этого в средствах массовой информации прокатился слух о связи этой смерти и сокровищ, гипотеза о проклятии мумии взбудоражила средства массовой информации.

К большому неудовольствию Картера со всего мира хлынули письма спиритов, продавая советы и делая предупреждения «из загробного мира». В конце концов, все древности были посланы в Каирский музей и мумия молодого правителя после изучения снова положили покоиться. Завершив работу с Тутанхамоном, Картер больше не работал в этой области, уйдя из археологии. Он весьма преуспел, решив коллекционировать египетские древности.

Часто, до самого конца жизни, его видели в Уинтер Пэлэс Хоутел в Луксоре, сидящего (по его собственному желанию) в полном одиночестве. Он вернулся в Англию и в 1939 году в возрасте 65 лет умер.