Артикуляционные особенности произношения немецких звуков. Немецкий язык - произношение слов. Немецкий язык произношение



Наверно, все из нас знают, что немцы картавят, когда произносят букву "R", но вот как повторить это? И всегда ли необходимо именно картавить? Давайте разбираться!

А теперь посмотрим видео, где на немецком языке очень подробно объяснено, какие бывают типы R и как их произносить (с примерами):

Если же Вам ближе не очень формальное объяснение, то вот еще одно видео (на этот раз на английском):

Стоит отметить, что принципиально различают 2 варианта произношения буквы R в немецком языке:

Картавый R ;

Вокализированный R (читается как короткая "А ").

В первом случае (то, что мы назвали "картавый R") есть еще одно подразделение на 3 подтипа:

1) Щелевой r (заднеязычный щелевой звонкий звук) (Reibe- r)

При его артикуляции положение губ и расстояние между зубами направляются к произнесению следующего звука. Задний язычок поднимается к мягкому нёбу и образует щель, в которой поток проходимого через него воздуха производит слабый трущийся звук.

2) Заднеязычный r (увулярный сонорный вибрант) (Zäpfchen- r)

При его артикуляции положение губ и расстояние между зубами направляются к произнесению следующего звука. Язык поднимается в задней части ротовой полости навстречу нёбной занавески и образует в передней части углубление. Поток воздуха приводит в вибрирующее движение (задний) язычок против поднятой задней части языка. Нёбная занавеска поднята. Голосовые связки производят звук.

3) Переднеязычный r (переднеязычный сонорный вибрант) (Zungenspitzen- r)

При его артикуляции положение губ и расстояние между зубами направляются к произнесению следующего звука. Кончик языка ударяется против резцов или области альвеол примыкающих к верхним резцам, таким образом, что возникает прерывистая смычка. Нёбная занавеска поднята. Голосовые связки производят звук. Этот звук по способу образования напоминает русский звук «р», однако немецкое r произносится с меньшим числом удара языка у верхних зубов и их альвеол (всего около полтора удара) и поэтому звучит менее раскатисто, чем русское «р».

Примечание.

В современном немецком литературном языке все три варианта произношения r равноправны. Но следует знать, что наибольшее распространение имеет заднеязычный щелевой r (Reibe- r). На втором месте стоит заднеязычный увулярный r (Zäpfchen- r). Переднеязычный сонорный вибрант r (Zungenspitzen- r) имеет самое малое распространение и имеет оттенок диалектально окрашенной речи.

4) Вокализированный R

При его артикуляции положение губ и расстояние между зубами направляются к произнесению следующего звука. Кончик переднего языка соприкасается с нижними резцами. Средняя часть языка немного поднимается к твёрдому нёбу. Нёбная занавеска поднята. И таким образом образуется неопределённый гласный звук [ɐ]. После монофтонга er вокализация r реализуется полностью, и по этой причине не обозначается знаком наверху, а пишется, как и все обычные знаки на строке, то есть [ɐ].

Все эти варианты звука r по-разному произносятся в разных положениях в слове. Они могут чётко произноситься, быть слегка обозначенными или полностью вокализироваться, то есть превратиться в гласный звук.

Согласный r чётко произносится в следующих позициях:

1) в начале ударного или безударного слога, например: Rand «край», raten ["rα:tən] «советовать», original «подлинный», Pirat «пират».

2) после смычных и щелевых перед ударными гласными, например: Kran «грузоподъёмный кран», Gram «скорбь, грусть, тоска», fragen ["frα:gən] «спрашивать», Drittel ["drıtəl] «треть, третья часть», Brief «письмо».

3) после кратких ударных гласных, например: stark [ʃtark] «сильный», Birke ["bırkə] «берёза», Zirkel ["t‿sırkəl] «циркуль; кружок», wirken ["vırkən] «действовать», Narr «дурак».

Согласный r при его артикуляции лишь слегка обозначается, то есть вокализируется, превращаясь в звук [ɐ] в следующих положениях:

1) после долгих гласных (за исключением долгого гласного а) в ударных и безударных слогах, которые являются конечными, например:
Faktor ["fakto:ɐ] «фактор, обстоятельство», Matador «матадор», wir «мы», Klavier «рояль; пианино; фортепьяно», Natur «природа».

Klar «ясный», Haar «волос(ы)»,Bart «борода; усы», Arzt [α:rtst] «врач», Quark «творог», Quarz «кварц», Harz «смола; Гарц (горы)»

2) в безударных приставках: er-, her-, ver-, zer-, например:
erfahren [ɐ"fα:rən] «узнавать; испытывать», erinnern [ɐ"ınɐn] «напоминать», verbringen «проводить (время)», verbieten «запрещать», zerstampfen «растоптать», zerkratzen «расцарапать», hervor «наружу, вперёд».

3) в конечном безударном - er, а также когда после него следуют согласные, например:
Vater ["fαtɐ] «отец», immer ["ımɐ] «всегда»,besser ["bεsɐ] «лучший»,wieder ["vi:dɐ] «опять, снова», anders ["andɐs] «иной, другой», Kindern ["kındɐn] «детям», zergliedern «расчленить».

Задания

Прочитайте несколько раз вслух до полной беглости следующие слова. Определите самостоятельно, какова длительность гласных в данных словах.

1) чёткая артикуляция -r в начале слова

Raten советовать
Rabe ворон
rasch быстрый, скорый
Rand край
Ratte крыса
Rind рогатый скот
rinnen течь, струиться
Riemen ремень, пояс
Riese великан
Riff подводный камень
Rinde кора
Riegel задвижка, засов

2) чёткая артикуляция -r в середине слова
Brief письмо
brav храбрый
Draht проволока
Drittel третья часть
Frieden мир
Bahre носилки
Krieg война
graben копать
Brille очки
spritzen брызгать
Straβe улица
Frage вопрос

3) чёткое произнесение -r после кратких ударных гласных

Darm кишечник
Dirne девка, девица
stark сильный
wirken действовать
warten ждать
Wirt хозяин
Narr дурак
Stirn лоб
Kirsche вишня
schwarz чёрный
irren ошибаться
wirren спутывать

4) чёткое произнесение -r после долгого [а:] →
klar ясный, светлый
Haar волос(ы)
Bart борода; усы
Arzt врач
Quark творог
Quarz кварц
Harz смола; Гарц (горы)
Star скворец
Schar толпа, куча
gar совсем
wahr истинный
bar обнажённый

5) вокализированное -r [ɐ]

Vier четыре
wir мы
ihr вы
dir тебе
Bier пиво
Tier животное
Maler художник
immer всегда
verbieten запрещать
zerfallen распадаться
vertiefen углублять
vertilgen истреблять
hervor наружу, вперёд
Erzieher воспитатель
er rasiert sich он бреется
wandern бродить
erinnern вспоминать
klimpern бренчать
Pfarrer священник
zerknirschen раздавить
verschlafen заспанный
zerkratzen расцарапать
verschwinden исчезать
versklaven порабощать

Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи:

· мягкое небо;

· язычок;

· задняя спинка зева;

· нижняя челюсть.

Пассивные органы речи играют лишь вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными:

· альвеолы;

· твердое небо;

· верхняя челюсть.

Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение).

14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Артикуляция (от лат. Articulatio – членораздельно выговаривать) – совокупность работы отдельных речевых органов в процессе формирования звуков речи.

Артикуляционные органы имеют особое значение в голосовом аппарате. Это наиболее подвижная, подчиненная нашей воле и непосредственному наблюдению часть голосового аппарата, способная производить тончайшие движения отдельными органами.

Фазы артикуляции

В артикуляции различают три фазы:

Экскурсия - подготовка органов речи к произношению звука, начальное движение органов речи (от лат. Еxcursio - «выбега, вылазка, приступ»);

Выдержка - положение органов речи в момент произнесения (от лат. Culmen - «вершина» или «выдержка»);

Рекурсия - возврат органов речи в исходное положение (от лат. Recursio - «возвращение, отступление»).

в фонетике преемственно усвоенный уклад органов речи для звукообразования, привычный для всех членов данного языкового коллектива и в большей или меньшей степени различный в разных языковых коллективах. Каждый языковый коллектив (язык, диалект, говор) имеет свою совокупность привычных произносительных навыков, т. е. свою А. б. Для овладения правильным произношением изучаемого языка необходимо усвоение его А. б.

15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.

Акустические отличия гласных от согласных состоит в том,что гласные состоят только из тона,а в согласных всегда есть шум

Артикуляционные отличия в том,что у гласных нет преграды на пути воздушной струи

Функциональные отличияв ом,что гл-слогообразующий элемент,согл-в русском зыке такой функции не выполняют

16. Артикуляционная классификация гласных звуков.

1. Артикуляционная классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков по их артикуляции строится на различных признаках:

1. Подъем звука (нижний, средний, верхний) определяется степенью приподнятости языка к нёбу. Нижний подъем у звука [а]: язык не поднимается, и гласные получаются широкими, потому что остается большое пространство в полости рта. Средний подъем языка у звуков [э], [о]. Верхний подъем, когда язык занимает крайнее верхнее положение, имеют звуки [и], [ы], [у]. Их еще называют узкими гласными, потому что проход для звука узкий.

2. Ряд звука: передний, средний и задний. Язык при образовании гласного звука может двигаться в полости рта вперед, назад или оставаться на месте. Ряд - движение языка по горизонтали, продвинутость языка вперед или отодвинутость его назад.

По горизонтальному движению языка выделяют гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда [и], [э] по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда [у], [о] приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда [ы], [а] язык либо приподнимается средней частью к средней части неба (как бывает иногда при произнесении [ы]), либо лежит плоско (как при произнесении [а]).

3. По участию губ гласные делятся на губные (лабиализованные) и негубные .

Огубление (лабиализация, от лат. labium - губа) – артикуляция звуков, при которой губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Гласные нелабиализованные (неогубленные, негубные): [а], [э], [и], [ы]; лабиализованные (огубленные) [о], [у]. Степень огубленности может быть меньшей [о] и большей [у].

Уже говорилось (см. § 1), что у человека не было от при­роды специальных органов речи. Его речевой аппарат сложил­ся в процессе формирования языка. Органы, входящие в пи­щеварительную и дыхательную системы, не только приспосо­бились к произношению речевых звуков, но и значительно пе­рестроились при этом: ротовая полость укоротилась, гортань и надгортанник опустились вниз, что создало из увеличившей­ся глотки и ротовой полости одну общую надставную трубу, выполняющую важные функции в процессе образования звуков.

Речевой аппарат состоит:

а) из дыхательного аппарата, включающего легкие, диа­фрагму, бронхи, дыхательное горло (трахею);

в) надгортанных полостей, т. е. полостей глотки, рта и носа.

Наблюдениями последнего времени установлена активность всех органов в процессе образования речи. Органы дыхания не только дают материал для речи - воздушную струю, но и активно участвуют в ее первичном преобразовании. Приме­няя метод рентгенокимографирования, т. е. наблюдая одно­временно работу органов речи путем рентгенографирования и регистрируя с помощью кимографа давление воздушной струи, исследователи установили, что диафрагма колеблется с определенной амплитудой на каждом речевом звуке, то под­нимаясь, то опускаясь, хотя общий процесс выдыхания при этом не прекращается. Под влиянием тех же нервных импуль­сов, поступающих из коры больших полушарии, совершается согласованное с движениями диафрагмы движение бронхов, в результате чего регулируется скорость и количество пода­ваемого воздуха, что сказывается как на особенностях обра­зования звуков, так и на слогоделении.

Расположенные в гортани голосовые связки состоят из волокон, идущих в горизонтальном, вертикальном и диаго­нальном направлениях. Это дает возможность изменять голо­совые связки то толщине и зажимать колеблющиеся элементы голосовых связок в разных местах, что сказывается на их ра­боте, а следовательно - и на характере звуков.

Давление воздушной струи, идущей из легких, вызывает колебание голосовых связок. Возможная частота колебаний находится в диапазоне от 82 до 1100 гц. Появление в нашей речи более высоких звуков происходит за счет обертонов (см. §9).

Голосовые связки принимают участие в образовании всех звуков, кроме глухих согласных, при произношении которых воздух проходит свободно через открытую голосовую щель (расстояние между голосовыми связками). При произношении остальных звуков голосовые связки напряжены, голосовая щель сужена, причем просвет ее при произнесении разных зву­ков разный (при [и] меньший, чем при (а], и т. д.), что сказы­вается на амплитуде колебаний голосовых связок, а следова­тельно - и на высоте звуков.


Непосредственно над гортанью расположена полость глотки (рис. 3), эластичные стенки которой способны на­прягаться, меняя тем самым форму глоточной трубки, т. е. глоточного резонатора. От объема глоточной трубки зависит мощность звука (см. § 9). Изменение объёма глоточного ре­зонатора связано с изменением ротового резонатора. Так, при произношении звука [а], когда глоточный резонатор минимален (см. § 9), ротовой резонатор велик; наоборот, когда произно­сят звук [и], глоточный резонатор имеет максимальный объем, а ротовой резонатор сужен 1 . Различается форма ротового и глоточного резонатора и в момент произношения различных согласных звуков. Например, при произношении звука [р] гло­точная трубка более сужена, чем при произношении звука [л]. Исследователи отмечают три основных типа соотношения ро­тового и глоточного резонаторов: а) узкий ротовой резонатор и широкий глоточный, б) широкий ротовой резонатор и узкий глоточный, в) средний объем обоих резонаторов. Исследова­ния последнего времени указывают на тесную связь работы всех надгортанных полостей.

Рис. 3. Схема органов речи: I - ротовая полость; II - полость глот­ки; III - носовая полость; IV - полость гортани. L - нижняя губа; А - передняя часть языка: М - средняя часть языка; Р - задняя часть языка; R - корень языка; V - мягкое нёбо; 0 - маленький язычок (нёбная занавеска); Я - надгор­танник; в - верхняя губа; d - край верх­них передних зубов; е-задняя поверхность верхних передних зубов; / - альвеолы; g - переднее твердое нёбо; А - передняя часть мягкого нёба; / - задняя часть мягкого нёба.

Из глотки воздух может пройти только в полость рта, ес­ли мягкое нёбо поднято, и в полости рта и носа, если мягкое нёбо (небная занавеска) опущено, в последнем случае звуки получают особую носовую окраску. Так возникают носовые согласные [м], [н] и известные некоторым языкам, например французскому, польскому, носовые гласные, т. е. гласныеj с особой дополнительной носовой окраской [о], (е], (а] и т. д.

В полости рта, где получает окончательное оформление большинство звуков, расположен целый ряд подвижных и неподвижных органов речи. Более подвижная нижняя губа может смыкаться с верхней губой или только сближаться с ней так, что между ними остается узкая щель. В первом случав возникают смычные губно-губные звуки [б], [п], [м], во втором - щелинные [w] в английском и украинском языках, При сближении нижней губы с верхними передними зубами возникают щелинные губно-зубные звуки [в], [ф]. Губы участвуют и в образовании некоторых гласных звуков, вытягива­ясь в трубочку (при разных типах [у]) или округляясь (при разных типах [о]).

Самым подвижным органом речевого аппарата человека является язык. Принято различать корень, спинку и кончик языка. Спинку языка, кроме того, делят на пе­реднюю, среднюю и заднюю ее части (см. рис.3).

Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, ко­торый может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними зубами узкую межзубную щель, например, при английских щелевых межзубных согласных [Ф], [в] (на письме передаются сочетанием букв th); может прижиматься к задней стенке пе­редних зубов, как при русских смычных звуках [д], [т], [л], [н], или к краю верхней десны, как при немецких [d], [t], , к аль­веолам, т. е. к бугоркам у корней верхних зубов (см. рис. 3), как при английских Id], [t], , in]. Кончик языка может заги­баться вверх к твердому нёбу (при [A], It], , [п] в индийских и некоторых других восточных языках). В этих же случаях возможно не смыкание, а лишь сближение языка с зубами, деснами, альвеолами, нёбом. Тогда возникают различные пе­реднеязычные щелевые звуки, например, русские [с], {с"], [з], [з"] - при сближении с зубами и [ш], [ж] - при сближении с передней частью твердого нёба и т. д. Подвижный кончик языка может вибрировать (дрожать) у зубов или нёба, как при русском [р]. При произношении гласных кончик языка обычно опущен.

Передняя часть спинки языка может подниматься к твер­дому нёбу, образуя с ним узкую щель, плоскую при русских [ж], [ш] или волнообразную с выгнутой горбом спинкой языка, при французских и немецких [ц] Л Л (так принято обозначать звуки типа ж, ш, передаваемые в орфографии» разными соче­таниями букв, например сп во французском, sch в немецком и т. п.).

Если средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу, то между языком и нёбом появляется сужение, обра­зуется щель, при трении воздуха о стенки которой возникают звуки, подобные тому, какой слышится в начале русских слов яблоко, яма, южный, ель и т. д. и называется йотом, или тому очень мягкому согласному, который слышится в немецких словах ten, mfcch, nileht и называется ich-Laut. Если средняя часть спайки языка смыкается с нёбом, то возникают звуки, напоминающие очень мягкие [т"], [к"]. Такие звуки есть в сер­бохорватском языке.

Задняя часть спинки языка может сближаться или смы­каться с передней частью мягкого нёба, которую иногда назы­вают средним нёбом, или с задней частью мягкого нёба (см. рис. 3). В первом случае образуются мягкие смычные (ес­ли происходит смыкание) и щелинные (если спинка языка только сближается с нёбом) звуки типа русских [г"] ([к"], [х"] в словах ноги, руки, мухи; во втором - твердые смычные или щелинные типа русских [г], [к], {х] в словах нога, рука, муха.

От работы спинки языка зависит и характер гласных зву­ков, так как подъем разных частей спинки языка на разную высоту меняет форму ротового резонатора, а этим определяет­ся тембр гласного звука. Например, гласный [и] произносится при высоком подъеме передней части языка так, что сужение образуется в передней части ротовой полости, тогда как зад­няя часть ротового резонатора шире. Наоборот, при звуке [у] поднимается задняя часть языка и суженной оказывается зад­няя часть ротового резонатора.

Маленький язычок (по латыни uvula - язычок), называе­мый иначе нёбной занавеской, может образовывать звуки при смыкании или при образовании щели с задней частью языка. Такие звуки встречаются в тюркских языках (туркменском, узбекском, казахском и т. д.), в языках народов Сибири (нивх­ском, чукотском и т. д.). На слух эти звуки напоминают рус­ские [к], [х], но как бы отодвинутые назад при произношении. По участию маленького язычка в их образовании такие звуки называются увулярными (язычковыми). Чаще всего встреча­ются увулярные (язычковые) звуки, образованные в резуль­тате вибрации (дрожания) маленького язычка. Такие звуки есть во французском и ряде других языков, иногда их назы­вают картавым, или грасирующим, р.

В результате совместной работы перечисленных органов речи возникают разнообразные звуки. Работа органов речи при произнесении звуков речи называется артикуляцией. В ар­тикуляции звука принято выделять 3 части: приступ (или экскурсию), выдержку и отступ (или рекур­сию). Например, при произношении русского звука [п] на пу­ти идущей из легких воздушной струи создается препятствие путем смыкания губ (экскурсия), некоторое время губы оста­ются в сомкнутом состоянии (выдержка), а потом под давле­нием воздушной струи размыкаются (рекурсия).

По характеру экскурсии различаются звуки смычные и щелинные (фрикативные). При первых началом звука яв­ляется образование смычки, при вторых смычки нет, а пре­пятствие для воздуха имеет вид узкой щели, при проходе че­рез которую воздух трется о ее стенки, создавая звук.

Щелинные согласные, которые иначе называются фрика­тивными (от латинского fricare - тереть), или спиран­тами (от латинского spirans-spirantis - дующий, выдыха­ющий), различаются: а) по форме щели, б) по расположению щели, в) по количеству сужений. По форме щели они делятся на круглощелевые и плоскощелевые. Например, [$].в английском языке - круглощелевой звук, а - плоско­щелевой (ср.: английские sing - петь и thing - вещь). По расположению щели различают серединные, когда щель образована спинкой языка и зубами, деснами или нёбом, и боковые, когда щель образуется по бокам тела языка. Примерами серединных могут быть русские [с], (с*], [з], [з"], [ж], [ш]. Боковая щель образуется при русских [л], [л*], но при этом щель сочетается со смыканием, так что звуки [л], [л"] не явля­ются собственно щелинными (см. ниже). По количеству суже­ний выделяются звуки однофокусные, когда сужение об­разуется только в одном месте, и двухфокусные, когда сужение образуется в двух местах. Примером однофокусных звуков являются русские [с], {с"], [з], [з"], [х], двухфокусные - [ш], [ж]. Различия в положении спинки языка при произноше­нии этих звуков показаны на рис. 4.

Смычные согласные, одинаковые па экскурсии, могут быть разными по рекурсии: одни кончаются взрывом, при других смычка постепенно переходит в щель. В первом случае проис­ходит быстрое размыкание органов речи и за счет этого воз­никают звуки. Такие звуки принято называть с м ы ч н о -взрывными (иногда их называют мгновенными). К ним относятся, например, русские [б], [б"], [д], [д*], [г], [г"], [к], [к"] и др. Если при образовании звука смычка постепенно перехо­дит в щель, то образуются сложные по артикуляции звуки, ко­торые называются смычно-щелевыми, или аффрика­тами, (от латинского affricaTe - притирать).. Примерами аффрикат могут быть русские [ц], [ч1 (в литературном языке звук [ч"] всегда мягкий), английское , например, jam \Аъз>т]- варенье, jump -прыжок, немецкие , l l J ], (в словах: Zeitung-газета, Zunge-язык, deutsch- немецкий, Pferd - лошадь и т. п.).

Иногда при смыкании органов речи в одном месте ротовой полости остается свободный проход для воздушной струи, иду­щей из легких, в другом месте. В таких условиях появляются звуки со сложной артикуляцией, называемые с м ы ч н о ­проходными, Проход для воздуха может быть в полости носа, в этом случае возникают смычно-проходные носовые зву­ки, такие, как русские [м], [м*], {н], [н"], немецкие [т], [п] или особый, образуемый в задней части ротовой полости звук [г\[, известный немецкому, английскому и ряду других языков (ср.: немецкие слова Bank ] - скамья, singen - петь; английские sing - петь, song - песня и подобные. Проход для воздуха может быть в ротовой полости, по бокам языка, прижатого кончиком или передней частью спинки к зу­бам или к альвеолам. Такие звуки называются смычно-проходными боковыми, к ним относятся русские [л],

Рис, 4. Профили однофокус-

ных [с], [х] и двухфокусных [ш] Рис. 5. Кимограммы слов кф

звуков. тать, качать, тушить.

[л"] (ср.: лыко, лицо), немецкий {1] (lesen - читать, lang - длинный), английский , при котором язык прижат не к зу­бам, а к альвеолам (late - поздно, live - жить).

Если смыкание имеет прерывистый характер, сопровож­дается вибрацией кончика языка или маленького язычка, по­являются смычно-дрожащие звуки типа русских [р], [р"]. Смычно-дрожащие звуки есть во многих языках, но они отли­чаются или меньшей «раскатистостью» (меньше вибраций), как в немецком, или тем, что вибрирует не кончик языка, а маленький язычок (uvula), как в парижском произношении во французском языке. В английском языке [г] не является смычно-дрожащим, вибрирующим звуком. При произношении английского (г) кончик языка неподвижен и не касается нёба, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, обра­зуя серединный проход для воздуха (звук смычно-проходной серединный).

Смычно-дрожащие звуки отличаются от остальных смыч­ных звуков на всем протяжении их образования, поэтому не­которые исследователи выделяют такие звуки из числа смыч­ных в особую, третью самостоятельную группу дрожащих звуков, или вибрантов.

Разница между различными по способу образования зву­ками отчетливо проявляется ib их акустических признаках. Различия в акустических результатах в зависимости от спосо­ба произношения хорошо заметны при сопоставлении кимограмм (см. § 9) слов, имеющих в своем составе смычно-взрывной звук [т], смычно-щелевой [ч] и щелевой [ш] (рис. 5).

Артикуляция гласных носит более сложный характер, и вы­делить в ней три указанные выше части весьма затруднитель­но, но и здесь важно различать начало и конец звуков. Осо­бенно это важно для особых двойных звуков - дифтонгов (см. ниже).

Описание работы различных частей речевого аппарата че­ловека показало существенные различия между навыками произношения, выработанными в разных языках. В этом ярко проявляется общественный характер артикуляции звука. Для овладения тем или иным языком очень важно усвоить арти­куляцию всех входящих в него звуков.

Регулирование и управление процессом образования и вос­приятия речи осуществляется центральным нервным аппара­том человека. Это одна из форм высшей нервной деятельности человека.

§ 11. Классификация звуков речи. Гласные и согласные.

Деление звуков речи на гласные и согласные хорошо зна­комо каждому еще со школы. Однако критерии этого деления установить не так легко: ряд признаков оказывается общим у гласных и части согласных. Некоторые ученые считают де­ление на гласные и согласные вообще несущественным и пред­лагают иные принципы деления. Все же большинство после­дователей считает необходимым сохранить традиционное де­ление, имеющее акустические, артикуляционные и функцио­нальные (имеется в виду различие роли в языке гласных и согласных звуков) основания.

С акустической точки зрения гласные и согласные различаются по соотношению тона и шума. В основе гласных лежит тон, в основе согласных - шум, а тон может присутствовать (звонкие согласные) или отсутствовать (глу­хие согласные). Но есть особая группа согласных, называе­мых сонорными (от латинского слова sonorus - звучный), в которых тон преобладает над шумом, что сближает их с гласными. Таких звуков немного. В русском языке к ним от­носятся [л], [л"], [р], (р"], (м], [м"], [н], [н"], [j] (звук [j] слышится в начале слов типа яма, ёж, юг, ехать и подобных им). Сонор­ные звуки типа [р] и,(л] принято называть плавными. В неко­торых языках сонорным может быть и особый губно-губной звук [w] (например, в английском: water-вода, well - хоро­шо, way - дорога и т. п.). Но если акустически сонорные близки к гласным, то по артикуляционным особенностям они относятся к согласным.

С артикуляционной точки зрения наиболее суще­ственное различие между гласными и согласными состоит в том, что при произношении гласных наблюдается напряже­ние всего речевого аппарата, в том числе и стенок полости рта и глотки, являющихся резонаторами, а при произношении согласных напряжение сосредоточено в одном месте, в месте возникновения преграды, там, где создается характерный для данного согласного шум. Это различие, установленное видным русским ученым И. А. Бодуэном де Куртенэ, очень важно для разграничения гласных и согласных звуков. Наличие напря­жения в одном каком-то месте дает возможность сравнитель­но легко определить место образования согласных, чего нельзя сделать в отношении гласных звуков.

Преграда для идущей из легких струи воздуха есть и при гласных и при согласных, но характер ее различен. Когда про­износят гласные звуки, происходит сужение ротовой полости и полости глотки, но при этом свободный проход для воздуха всегда остается. При согласных преграда значительнее. Это или смыкание органов речи, или узкая щель между ними (см. выше). Свободного прохода для воздуха в ротовой по­лости нет. Учитывая это различие, другой видный русский фо­нетист, ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ, В. А, Богородицкий предлагал называть согласные -<ртосмыкателями>, а глас­ные - «ртораскрывателями».

Различаются гласные и согласные также по силе выдоха. Гласные произносятся с меньшей силой выдоха, чем соглас­ные. Особенно важно различие с глухими согласными. Боль­шая сила выдоха при согласных как бы компенсирует мень­шую роль резонаторов, усиливающих звук. Сонорные согласные по силе выдоха стоят ближе к гласным.

Сказанное позволяет утверждать, что действительно между гласными и согласными нет резких границ, а есть как бы ряд постепенных переходов. Крайними группами являются глас­ные и глухие согласные, в которых совсем отсутствует тон. Звонкие согласные уже ближе к гласным, так как в них есть тон и они произносятся с меньшей силой, чем глухие. Сонор­ные согласные особенно близки к гласным по своим акустиче­ским свойствам и слабой силе выдоха, но они отличаются от гласных наличием преграды в полости рта (они ртосмыкатели) и сосредоточением напряжения в месте образования пре­грады.

Акустические и артикуляционные различия сказываются на различии роли гласных и согласных в языке. Гласные обыч­но выступают как центр, ядро, вершина слога, т. е. они имеют слогообразующую функцию; согласные же примыкают к глас­ным, не могут самостоятельно образовать слог. Однако сонор­ные согласные и в этом отношении приближаются к гласным, так как в ряде языков они выступают как слогообразующие звуки (например, в чешском: vtk -волк, krk - шея, trh - рынок и т. д.). Другие согласные образуют слоги чрезвычайно редко.

У большинства людей бытует мнение, что немецкий язык произношение слов некрасивы и грубы. Мне же посчастливилось встретить много немцев, чья речь была легка и плавна. Они не кричали как в фильмах о войне, наоборот, в их речи присутствовала даже несвойственная на первый взгляд этому языку мелодичность.

Вот что, действительно, режет слух, на мой взгляд, так это немецкий язык с русским акцентом. Это звучит смешно и пугающе. В чем же секрет красивой немецкой фонетики?

Произношение в немецком языке

Каждому языку присущи свои отличительные звуковые особенности, поэтому мы легко можем различить на слух английскую, итальянскую, немецкую, французскую речь. Но почему, изучая иностранный язык, мы сталкиваемся с проблемой акцента? Потому что мы подсознательно переносим навыки своей родной артикуляции на чужую, при этом некоторые нам помогают, а некоторые очень даже мешают, выдавая наше происхождение.

Поэтому существует отдельная наука по изучению всех особенностей звукового строя того или иного языка. Это – фонетика. Мы не будем с Вами становиться фанатичными фонетистами, а лишь рассмотрим наиболее важные случаи, влияющие на произношение в немецком языке .

Правила произношения немецкого языка

Чтобы приблизиться к классической немецкой артикуляции нужно много тренироваться, соблюдая правила произношения немецкого языка , описанные ниже. Но перед тем как произносить те или иные звуки, важно правильно настроить артикуляционный аппарат. Итак:

  1. Губы должны быть выдвинуты вперед в расслабленном состоянии и слегка округленном положении.
  2. Язык продвинут вперед и его кончик контактирует с нижними передними зубами.
  3. Гласные звуки в начале слова или морфемы произносятся с твердым приступом, или с щелкающим звуком (Knacklaut), и в транскрипции обозначается апострофом перед гласным звуком. Нашему языку такое явление чуждо, но что-то похожее можно встретить в русском ответе «не-а». При этом, чтобы две гласные не слились, звук [а] произносится с похожим твердым приступом.
  4. Гласные могут произноситься кратко или долго – от этого зависит смысл слова, но всегда стабильно и четко, без раскачивания и удваивания звука, если мы говорим о долготе. Например, слова Weg «дорога» weg «прочь» Долготу звука в транскрипции показывают двумя точками: , , .
  5. Умлауты ä, ö, ü отсутствуют в русском языке. Ä произносятся как русское [э], ö = что-то посередине между о и ё как в слове мёд. Для того чтобы правильно произнести ü, нужно вытянуть губы трубочкой и произнести нечто среднее между у и ю как в слове мюсли. В транскрипции их обозначают как [ɛ], [ø], [y].
  6. При произношении ряда согласных, например: [d], [l], [n], кончик языка контактирует с верхними альвеолами (бугорки на нёбе за передними зубами) а не с зубами.
  7. Немецкие согласные никогда не смягчаются, даже если за ними идут гласные i, e, ö, ü. У русскоязычных это вызывает большие трудности, так как именно этот навык является главным маркером отсутствия или наличия акцента.
  8. Глухие согласные p, t, k произносятся энергично и с придыханием.
  9. Звонкие согласные оглушаются при соседстве в пре- и пост- позиции с глухими согласными не только внутри слова, но и на стыке слов. Всегда глухо они произносятся в конце слов и фонем, если за ними нет гласных звуков.
  10. Глухие согласные никогда не озвончаются из-за звонкого согласного, особенно [b], [d].
  11. Сонорные согласные l, m, n, r после кратких гласных произносятся более напряженно и длительно.
  12. При артикуляции звука [r] работает задняя спинка языка, и звук произносится картаво. В конце слова после долгих гласных, в приставках er, ver, zer и в суффиксе er [r] произносится как нечто среднее между русскими [a] [э] и обозначается «перевернутой а», например: besser [ˈbɛsɐ].
  13. В окончаниях -en звук [e] редуцируется иногда до полного исчезновения. В транскрипции может обозначаться значком [ə]: kennen [ˈkɛnən], а его отсутствие обозначают точкой под , например: offen [ˈɔfn̩].
  14. Если перед окончанием –en стоит согласный b, m, то звучит больше как [m]. Например: haben (хабм), oben [ˈoːbn̩] (обм), хотя в транскрипции часто можно встретить n с точкой вместо m с точкой.
  15. Звук [l] произносится полумягко, что-то между ль и л.
  16. – больше звучит как тш чем как ч.
  17. Сочетание согласных ng читаем как верхнее носовое н без проговаривания звука г, в транскрипции используем значок [ŋ]: Zeitung [ˈt͡saɪ̯tʊŋ].
  18. [ç] – этим значком обозначается шипящий звук, похожий на наш хь, как, например, в слове химия. Ich [ɪç], König [ˈkøːnɪç]. На письме он передается сочетанием букв: ch и ig – на конце слова.

Немецкий язык произношение

И наконец, одно из самых главных правил! Чтобы немецкое слово Herr (господин) звучало прилично, никогда не произносите его с интенсивными русскими звуками [х] и [р], что делают большинство новичков, не вникая в тему немецкий язык произношение .

Звук [h] в начале слова или морфемы произносится как легкий выдох, словно мы дышим на стекло, чтобы оно запотело или на снежинку на рукавице, чтобы она растаяла. А rr мы произносим почти как а (см. пункт 12). Тогда это слово приобретает поистине благородное звучание.

Просто прочитав эти правила, не означает, что у вас в кармане красивый немецкий язык Произношение обязательно требует практики и желательно хорошего музыкального слуха, чтобы процесс подражания немецким звукам протекал как можно быстрее и приятнее. В этом процесе Вам могут помочь наши курсы: немецкий для начинающих с репетитором и в группах.

Немецкая речь имеет свою артикуляционную специфику и, соответственно, звучание, которое проявляется вследствие специфической работы органов речи. Особенности произнесения звуков немецкой речи можно сообщить следующим образом:

  • — общий мелодический диапазон немецкой речи значительно уже, в противовес ему русская речь звучит очень певуче;
  • — по сравнению с немецкой интенсивной и напряженной артикуляцией при произнесении звуков работа органов речи при произнесении русских звуков выглядит просто вялой;
  • — смена артикуляционных позиций органов речи происходит очень резко и быстро, то есть плавные переходы, типичные для русского языка, отсутствуют;
  • — при произнесении звуков немецкой речи очень большая работа возлагается на губы: они практически всегда находятся в энергичном использовании;
  • — нижняя челюсть также принимает активное участие в артикуляции;
  • — при произнесении немецких звуков язык практически всегда находится в продвинутом вперед состоянии.


Похожий урок:

Звуки немецкой речи во многих случаях заметно отличаются от звуков русской речи, хотя в определенных случаях возможно провести соответствующие аналогии, при этом имеющиеся различия оказываются не очень большими. В целом система звуков также состоит из гласных и согласных, однако их количественное соотношение и качественные характеристики заметно разнятся.

Гласные звуки немецкой речи могут быть краткими и долгими. Данные характеристики звуков выполняют смыслоразличительные функции. Долгота гласных проявляется в открытых слогах, которые заканчиваются на гласный звук, и в условно закрытых слогах, которые открываются при изменении словоформы, а краткость – в закрытых слогах, которые заканчиваются на согласные звуки (от двух согласных на конце слога). Например: « der Stie l [ st i : l ] — черенок, ручка, рукоятка (долгий гласный)» — « sti ll [ stil ] – тихий, спокойный (краткий гласный)», « der Rah m [ ra : m ] — сливки (долгий гласный)» — « das Ra mm [ ra m ] — баран, таран (краткий гласный)».

Особенностью гласных звуков немецкой речи является то, что, находясь в начале слога или слова, они произносятся с так называемым твердым приступом, вследствие чего происходит выделение слога или начала слова. Например: « be ¢ u rteilen – оценивать, судить характеризовать», « der Be ¢ a mte – служащий, чиновник», « der ¢ O sterhase – Пасхальный заяц».

Гласные звуки всегда произносятся с четкой и выдержанной артикуляцией, не позволяющей им сливаться с последующими звуками. Это делает невозможными плавные переходы одних немецких звуков в другие.

Качественные характеристики также являются очень важными у гласных звуков немецкой речи и позволяют различать разные в семантическом отношении слова. При произнесении гласных может варьироваться расстояние между зубами верхней и нижней челюсти, вследствие чего произносятся открытые (при большом расстоянии) и закрытые (при малом расстоянии) гласные звуки. Например: « gew ä hren [ gewε : r ә n ] – давать, предоставлять (открытый гласный звук) » — «(mit ) Gewehren [ gew е: r ә n ] — (с) винтовками (закрытый гласный звук)», « die B ä ren [ bε : r ә n ] – медведи (открытый гласный звук) » — « die Beeren [ b е: r ә n ] — ягоды (закрытый гласный звук)».

Согласные звуки немецкой речи также имеют совершенно иную артикуляцию, чем русские звуки. Глухие звуки немецкого языка имеют существенно более напряженную артикуляцию, чем сравнимые с ними русские согласные. При этом есть три согласных — t, k, p — произнесение которых сопровождается сильным выдохом, иначе говоря придыханием. Примеры слов с вышеуказанными согласными: « die T ä t igk eit [ t h ε : t h í çk h ae t h ] – деятельность, функционирование, работа », « die Universit ä t [ univerzi t h ε : t h ] — университет », « t aut [ t h aot h ] — тает », « der Koch [ k h ox ] – повар, кох », « k rumm [ k h rum ] – кривой, скрюченный, искривленный », « der P udel [ p h ud ә l ] — пудель », « prost [ p h rost h ] — за здоровье, ваше здоровье (тост) ». Аналогичные русские звуки произносятся безо всякого напряжения и придыхания.

Что касается звонких согласных звуков немецкой речи, то они произносятся заметно менее звонко и напряженно по сравнению с русскими. Вследствие этого их также именуют полузвонкими согласными. Кроме того, они всегда оглушаются, когда занимают место в конце корня или в конце слова, например: « der Krieg [ k h ri : k ] — война », « ab nehmen [ ap h ne : m ә n ] — худеть ».

При произнесении немецких согласных звуков n , d , t язык находится на альвеолах, то есть место их образования в ротовой полости в немецкой и русской речи различно, что, соответственно, влияет и на качество звучания. То есть, к примеру, слова « der Ton = тон (звук)» будут звучать вовсе неодинаково.

Все согласные немецкого языка являются твердыми, такое понятие как мягкость согласного в немецком отсутствует в принципе. Поэтому в речи они ни при каких условиях не смягчаются, какие бы гласные за ними ни стояли. Это принципиальное отличие от русского языка.

Сдвоенные буквы, встречающиеся в написании слов, всегда читаются как один звук, например: « renn en [ ren ә n ] – бежать, мчаться, нестись », « penn en [ pen ә n ] — придремывать, кемарить, ночевать, дрыхнуть», « lass en [ las ә n ] – покидать, оставлять ».

Звуки немецкой речи

Немецкий звук

Особенности

Немецкая буква

Гласные звуки немецкой речи

гласный, краткий, открытый wann – когда; der Brand brand] – пожар; der Ball — мяч
гласный, долгий, открытый die Sahne – сметана; der Aal [а:l] – угорь; der Samen – зародыш, семя
гласный, краткий, открытый der Helle – рассвет; der März март
гласный, долгий, открытый das Mähen – сенокос, скашивание, жатва; gären – бродить (о вине), сбраживать
гласный, очень краткий, размытый biegen – гнуть, загибать, заворачивать; bemalen – окрашивать, раскрашивать
гласный, долгий, закрытый lehren – обучать, поучать; die Seele – душа
гласный, краткий, открытый blind – слепой; winden – обвивать, наматывать
гласный, долгий, закрытый verdienen – зарабатывать; (er) sieht – (он) видит
гласный, краткий, открытый rollen – катиться, катить; die Trommel – барабан
гласный, долгий, закрытый wohnen – проживать, обитать; die Dose – банка, коробка, жестянка
гласный, краткий, открытый öffnen – открыть, раскрыть; köstlich — вкусный, изысканный, великолепный
гласный, долгий, закрытый das Möbel – мебель; föhnen – сушить феном
гласный, краткий,открытый der Grund – почва, грунт, земля, грунтовка; bunt — пестрый
гласный, долгий, открытый puh – ух (восклицание); das Ruder – весло
гласный, краткий, открытый der Rhytmus – частота, ритм
гласный, долгий, закрытый die Lüge – ложь, обман; rühren – мешать, перемешивать
дифтонг, краткие гласные Saigon – Сайгон (город); das Fischlein – рыбка, рыбешка
дифтонг, краткие гласные der Raub – кража, грабеж; das Laub – листва, крона
дифтонг, краткие гласные heulen — выть, реветь, рыдать; die Kräuter – травы

Согласные звуки немецкой речи

глухой, смычный das Gepäck – ноша, багаж;
звонкий, смычный basteln – мастерить; der Grabbe — причуда, прихоть
глухой, смычный die Ratte – крыса; der Rhytmus – ритм, частота; der Rand – кайма, бортик, предел
звонкий, смычный der Dienst – работа, служба, прислуга; der Pladder – ливень
глухой, смычный die Kreide – мел; der Lachs – лосось; backen –печь; klug – умный, толковый
звонкий, смычный der Regen – дождь; einloggen – войти в систему
глухой, щелевой der Frost – стужа, мороз; der Photograph – фотограф; vier – четыре; die Raffung – драпировка, сборка
звонкий, щелевой der Virus – вирус; wagen – решаться, отваживаться
глухой, щелевой der Fleiß – прилежание, старание; der Sessel — кресло; die Kruste – корка, кора
звонкий, щелевой der Saum – подол, кромка; sorgen – заботиться, тревожиться, обеспечивать, хлопотать
глухой, щелевой der Schwert [ʃvert] – меч; das Chassies [ʃasi:] – шасси; der Stab [ʃtap] – посох, палка, стержень
звонкий, щелевой die Giraffe [ʒ irafә] – жираф; jobben – подрабатывать
звонкий, щелевой der Juwel — драгоценный камень; das Jahr — – год
глухой, щелевой fruchtig — фруктовый; chemisch [çe:miʃ] – химический
глухой, щелевой jedoch – однако же; der Rachen — глотка, горло, пасть
глухой, щелевой das Horn – рог; der Honig — мед
звонкий, сонорный raspeln – нашинковать, натереть; knurren – рычать, ворчать
вокализ. [r] dir – тебе, das Ohr — ухо
звонкий, сонорный bellen – лаять, гавкать; der Lamm – ягненок, барашек
звонкий, сонорный das Motto – девиз; jammern – плакать, причитать, стенать
звонкий, сонорный das Banner – флаг, знамя; der Planet — планета
звонкий, сонорный, носовой dringend – неотложный, настоятельный, срочный, безотлагательный; der Tank [‘taŋk] – бензобак, бак
аффриката pfeifen – свистеть, насвистывать; das Pfingsten — Троица
аффриката Görlitz – Гёрлиц (город); ziehen – тащить, тянуть, идти; der Zyklon — циклон
аффриката klatschen – хлопать, аплодировать; der Match – соревнование, матч, состязание
сочетание звуков der Quatsch – вздор, глупость, чепуха; die Quelle – источник, родник
сочетание звуков wachsen – расти, произрастать; der Xerox – ксерокс (копировальный аппарат)