Батик: техники и виды. Что такое батик? Что такое батики определение


Узнайте, как сделать ткань батик горячим, холодным, узелковым способом, чтобы изготовить из него красивый шарф или сделать из старой футболки дизайнерскую вещь.

Виды батика


Батик представляет собой ручную роспись по ткани (на синтетике, шелке, шерсти, хлопке) для которой используют резервирующие составы.

Вкратце о технологии этого рукоделия: на полотно наносятся краски, чтобы на стыке оттенков получить четкие границы, применяют закрепитель, называемый резервом. Он изготовлен на водной основе или с использованием бензина, парафина, его состав зависит от выбранной ткани, техники, красок.

Слово «батик» в переводе с индонезийского «капля воска». Есть несколько способов получения рисунка на ткани по данной технологии:

  • холодный;
  • горячий;
  • окрашивание скрученной и связанной ткани;
  • свободная роспись.
Более детально рассмотрим их отличия:
  1. В горячем батике в качестве резерва используют воск. Его наносят специальным инструментом, который называется чантингом. Воск ограничивает распространение краски, так как не поглощает её. Его расплавляют, поэтому данный вид называется горячим батиком. Краска наносится в несколько слоев. По окончании работы воск удаляют. Таким способом чаще всего расписывают хлопчатобумажную ткань.
  2. Холодный батик прекрасно подходит для декорирования шелка, искусственных тканей. В этой технологии используются краски на основе анилина. Резерв может быть жидким, когда он приготовлен на основе бензина и густым, если имеет резиновую составляющую. Есть бесцветные и цветные резервы. Резиновые наносят из тюбиков, а бензиновые посредством стеклянных трубочек с резервуарами. В холодном батике однослойное нанесение краски, поэтому работа требует большей аккуратности по сравнению с горячим способом.
  3. Свободная роспись применяется на тканях из синтетических волокон и натурального шёлка. Для нее чаще всего используют анилиновые красители и масляные краски.
  4. При узелковом батике на окрашиваемой поверхности сначала завязывают много мелких узелков, перевязывая их ниткой. После окрашивания их удаляют.
  5. Складной батик или «сибори» - это перевязывание ткани определенным образом с последующим окрашиванием.

Как декорировать шарфик своими руками?

Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:

  • прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
  • кнопки;
  • рамку для натяжения ткани;
  • прозрачный резерв и трубочка для него;
  • специальные краски для батика голубого и синего цвета;
  • бензин, который используют для зажигалок;
  • емкости, чтобы разводить краски;
  • 2 кисточки;
  • крупную соль.
Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.

Если у вас рамка меньшего, чем полотно, размера, красьте его секторами. Для этого приколите одну часть, оформите ее, затем - вторую и последующие.


В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.


Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.

Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму. Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.


Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.


Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.


Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение - опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.

Роспись по ткани: холодный способ

Посмотрите, какие еще удивительные полотна получаются благодаря данной технологии.


Такое можно заключить в красивую раму и повесить на стену. Для работы использовались:
  • натуральный шелк - крепдешин;
  • черный резерв, стеклянная трубочка для него;
  • кнопки;
  • подрамник;
  • анилиновые краски;
  • простой карандаш;
  • каланоковые кисти.
Начнем с выбора эскиза. Очень эффектно смотрятся цветы. В конце статьи показано, как рисовать некоторые из них, которые вы можете включить в свою композицию.

При нанесении элементов на полотно, рисуйте их так, чтобы каждый имел замкнутый контур. Наносите на контуры резерв не задерживаясь, но и не спеша, чтобы он успел пройти внутрь ткани, но не оставлял кляксы.

  1. Постирайте ткань, хорошо натяните ее на подрамник, закрепив кнопками.
  2. Наполните стеклянную трубочку резервом, нанесите этот состав на контуры элементов картины.
  3. Чтобы было больше оттенков, одну и ту же краску разбавьте разным количеством воды. Для этого удобно использовать одноразовые стаканчики или баночки из-под йогурта.
  4. Сначала распишите цветы - от светлого до темного тона, затем - фон.
  5. Присыпьте полотно солью, дайте ему подсохнуть, затем стряхните соль.
  6. Когда ткань батик высохнет, снимите ее с подрамника. Через сутки прокипятите в течение 3 часов, постирайте в мыльной теплой воде. Прополощите, добавив в воду немного уксуса.
  7. Осторожно отожмите, прогладьте полотно влажным.

Техника батик - горячий способ


Такой подойдет для тех, кто не хочет кропотливо закрашивать каждый фрагмент полотна, проявляя усидчивость. Даже если особо не стараться, все равно получатся эксклюзивные, сделанные в технике батик костюмы, юбки, платки, если затем из полученной ткани сшить эти изделия. Познакомимся с данным способом декорирования ткани поближе.

Традиционно мастерицы сначала наносят на полотно любое из этих веществ в расплавленном виде:

  • парафин;
  • воск;
  • стеарин;
  • либо смесь этих веществ.
Для нанесения раствора на ткань используют специальный инструмент - чантинг, он представляет собой леечку с тонким кончиком.


Сейчас широко используют кисти, при помощи которых наносят точечные капли, мазки на ткань. После этого сверху покрывают краской.


Затем можно снова нанести на определенные участки воск и другую краску. Если вы хотите, чтобы узоры были упорядоченными, можете окунать в расплавленный воск штампы и наносить его таким образом.


Можно использовать 2–3 тона или больше - 4–5, тогда получится полотно такого типа.


Когда краска высохнет, нужно избавиться от воска. Для этого на полотно кладут газету, проглаживают ее. Она впитает расплавленный парафин. Затем кладут еще одну, проглаживают. Используют и другие газеты, если есть остатки воска.


Ознакомьтесь с мастер-классом, в котором рассказано, как эффектно будет выглядеть выполненная по принципу батик одежда. В данном случае вы будете декорировать шаль.


Для работы вам понадобятся:
  • натуральная ткань (шелк, хлопок, шерсть);
  • трафарет из картона;
  • краски для росписи по ткани;
  • стакан воды;
  • кисточки;
  • воск;
  • целлофан, газеты;
  • резиновые перчатки;

При работе наденьте одежду, которую не жалко испортить, так как краска для ткани не отстирывается. Лучше надеть непромокающий фартук, который защитит вещи.

  1. Застелите рабочую поверхность газетами, целлофаном, чтобы она не испачкалась.
  2. Желтую краску разведите в воде в емкости. Опустите сюда ткань.
  3. Когда она окрасится, отожмите руками в перчатках, просушите феном, чтобы быстрее высохла.
  4. Положите на полотно трафарет. Это могут быть не только осенние листья, но и бабочки, цветы, сердечки и т.д.
  5. Поместите кусочки воска в небольшую кастрюлю или ковш, растопите на водяной бане. Можно использовать свечи.
  6. Приложите трафарет к выбранному участку на ткани, нанесите сюда кистью расплавленный воск.
  7. Если хотите, стряхните воск с кисти, чтобы на платке появились красивые капли и разводы. Для этого можете растереть их кисточкой.
  8. Добавьте в водный раствор желтой краски немного зеленой, покройте ткань этой салатовой краской.
  9. Промокните губкой капли краски с листьев (они не окрасятся салатовым, так как покрыты воском). Просушите полотно феном.
  10. Прогладьте полотно через тряпочку. Чтобы платок стал мягче, прополощите его в воде, в которую добавьте кондиционера.
  11. Осталось высушить палантин и можно примерять обновку, любуясь тем, как краски для батика и ваше трудолюбие помогли создать дизайнерскую вещь.

Раскраска футболки

Ее нам также поможет создать техника батик. Вы можете нарисовать цветы, животных, используя холодный, горячий способ или сделать вот такой абстрактный рисунок.


Его поможет сделать узелковый способ. Для него вам будут нужны:
  • краска для батика;
  • белые нитки;
  • техническая миска;
  • вода;
  • кисть;
  • хлопковая или шелковая ткань.


Завяжите узелки вот таким образом:


В поэтапном мастер-классе показано, как действовать дальше.


В такой технике можно сделать узоры не только на футболках, но и раскрасить леггинсы.


Посмотрите на несколько способов сворачивания полотна, чтобы сделать ткань батик.


На первом рисунке показано, что нужно сперва прошить наметкой, затем затянуть эту нить и накрутить ее на данное место. На втором рисунке уже 3 наметочных шва - два из них делают справа, а третий - слева. Останется затянуть нить, намотать ее, и можно красить ткань, чтобы получился батик.


Чтобы сложить полотно, как рис. 3, вам понадобятся:
  • ткань;
  • деревянная дощечка;
  • нить;
  • ножницы.
Сначала ткань сворачивается «гармошкой». Теперь к лицевой стороне нужно приложить дощечку, перевязать ее в двух местах нитями. Ткань на рис. 4 также сначала складывают «гармошкой». Затем ее нужно перемотать нитью и придать заготовке форму елочки, также при помощи нитей. Таким образом можно изготовить детский батик, декорируя футболку для ребенка.

Следующий образец получается путем складывания полотна несколько раз и перевязывания веревкой крест-накрест.

Как нарисовать цветы?

Вы можете воспользоваться следующими идеями, когда будете создавать в технике батик детскую или взрослую одежду, полотно для декорирования помещения. Композиции из цветов прекрасно смотрятся на таких вещах.

  1. Чтобы нарисовать фиалку, сначала начертите окружность, чуть вытянутую к левому и правому краям.
  2. В ее центре обозначьте сердцевину, из которой наверх выходит маленький овал, который впоследствии будет цветоножкой. Не забудьте изобразить стебель.
  3. Вот как нарисовать цветы дальше. Изображаем 3 симметричных лепестка, а за двумя верхними - еще по одному.
  4. Нарисуем на одном стебле 2 зубчатых листа.
  5. Сотрите овал. Вот таким образом можно раскрасить ткань батик, нарисовав на ней фиалки.
Если вы хотите, чтобы на полотне красовался целый букет, следующий мастер-класс вам поможет.

  1. Начертите 3 овала разного размера. В центре каждого изобразите волнистую сердцевину цветка, а внизу - стебель.
  2. Теперь нужно нарисовать вокруг каждой сердцевины по цветку, а справа наверху – бутон.
  3. Изобразите стебли более объемными. Подрисуйте к каждому листья, нарисуйте их и вокруг цветков.
  4. Сотрите вспомогательные окружности.

На полотне нужно сразу рисовать букет цветов, без вспомогательных линий, поэтому лучше сначала потренируйтесь в этом на бумаге, а затем вы уже сможете создать детский батик или взрослый на ткани.


А вот как нарисовать розы.


Сначала на бумаге начертите несколько окружностей, затем преобразуйте каждую в многослойный распустившийся бутон. Поэтапные фото помогут в этом. Потренировавшись на бумаге, вы с первого раза нарисуете резервом розы на ткани и создадите красочное полотно в технике батик.

Роспись по ткани – это, пожалуй, один из немногих способов украшения, который, возникнув еще в глубокой древности, сумел сохранить свои традиции, приобрести новые воплощения и не потерять актуальности.

Само слово «батик» яванского происхождения и по некоторым данным происходит от слова «ambatik», дословно переводящегося как «ткань с небольшими точками». Корень « b a» - означает ткань, суффикс «tik» - маленькая точка, капля или создание точек.

Исследователи не могут точно сказать о месте и времени происхождения этой техники. Образцы окраски тканей с применением метода резервирования воском и различными растительными смолами впервые были обнаружены 1500 лет назад в Египет и на Ближнем Востоке. Похожие образцы также нашли в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке. Но, несмотря на их схожесть, большинство исследователей считают, что родиной батика все-таки является остров Ява, на котором эта техника развивалась несколько столетий и достигла наибольшего расцвета с технической и художественной точки зрения.

После того как в XVIII веке Индонезия стала голландской колонией, батик стал известен в Европе. Практичные европейцы модернизировали производство батика и превратили его в полупромышленный способ окраски тканей. Правда, в середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой. Лишь в 1900 году после Парижской Международной выставки, где впервые после пятидесяти лет забвения были продемонстрированы широкой публике работы в технике батик, он снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. В середине XX века батик проник в дизайн. Сейчас в этой технике выполняются панно, декоративные ткани, шторы, ширмы, платки, галстуки и многое другое.

Как создается батик

Процесс создания настоящего яванского батика очень сложный и занимает много времени. Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной ткани (она идеально подходит для нанесения воска), которую для начала подготавливают к росписи: в течение нескольких суток вымачивают в воде, отбеливают, стирают и сушат. Затем готовят специальный состав для резервирования – к обычному воску, который очень быстро застывает, добавляют разные пластичные вещества – воск мелких черных пчел или даммаровую смолу. Подготовкой к росписи традиционно занимаются мужчины, а затем работа переходит в нежные женские руки.

Мастерица садится пред натянутой на раму тканью, и специальным инструментом – чантингом – наносит рисунок. Чантинг похож на маленький медный чайничек с длинным тоненьким носиком на длинной деревянной ручке. Рядом с мастерицей расположен очаг, на котором стоит емкость с расплавленным воском. Чантингом она зачерпывает воск и как кистью наносит рисунок на ткань. Опытные мастерицы не пользуются предварительными рисунками – наносят узор на чистую ткань.

После нанесения воска ткань опускается в раствор красителя. Места, где нанесен узор, остаются белыми, а там, где воска нет, – окрашиваются. Ткань просушивается и снова натягивается на раму для нанесения воска. Затем снова погружается в краситель, но уже более темного тона. Таких операций производится до 10 и соответственно это занимает очень много времени – от нескольких дней до нескольких месяцев.

Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету – все оттенки синего и коричневого. Это обусловлено как особенностями самой техники (окрашивание от светлого к темному), так и наличием естественных природных красителей – тропического кустарника индигоноски (насыщенный синий) и растения cora - (коричневый). Реже использовался и красный цвет – пурпур, - который добывался из морских брюхоногих моллюсков-иглянок. Но он был очень дорог и ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя (чтобы получить 200 граммов краски, нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков) и поэтому ткани, окрашенные пурпуром, могли позволить себе носить только королевские особы.

В настоящее время техника ручной росписи на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки чап или чантинг-печать. Ажурный, из тончайшей проволоки штамп опускают в расплавленный воск, а затем плотно прижимают к ткани. Восковые линии, таким образом отпечатываются на ткани. Получившийся рисунок заливают красителем. Понятно, что изготовленный таким быстрым способом батик гораздо дешевле.

Виды батика

Существует несколько видов росписи тканей. Они различаются по способу резервирования. Рассмотрим четыре из них: узелковый, горячий, холодный, свободная роспись.

bagiravip.com

Узелковый батик

Суть его состоит в том, что перед крашением ткань по предварительной задумке определенным образом складывается и плотно перевязывается жгутом. После этого ее окрашивают, промывают и развязывают жгут. Краситель не проникает в места перевязки (под нитками не окрашивается вообще, а в других местах окрашивается неравномерно), что и создает неповторимый узор на ткани. Чтобы получить более сложный рисунок, после первого крашения ткань сушат и, не развязывая первых узелков, завязывают новые. Затем окрашивают ткань в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить несколько раз, только стоит учесть, что окрашивание ведется от светлого тона к более темному.

Горячий батик

Это вид батика, в котором резервирование участков ткани производится путем нанесения на ткань воска или специального состава на основе воска или парафина. «Горячим» он называется потому, что воск при помощи кистей или специального инструмента – чантинга - наносится на ткань в «горячем», расплавленном, виде. Место, покрытое воском, не впитывает краску и ограничивает ее растекание. После нанесения рисунка на ткань воск с поверхности удаляется. Существуют несколько видов горячего батика: простой батик (в одно перекрытие); сложный (в несколько последовательных перекрытий воском) и роспись «от пятна», когда перед нанесением воска на ткань сначала накладываются цветные разводы, а затем все окрашивается в более темный цвет.

Холодный батик

В этом виде батика контуры рисунка наносятся специальным резервирующим составом, который ограничивает растекание краски по ткани. Этот резервирующий состав делается на основе резинового клея, с добавлением очищенного бензина и парафина. Продаются и уже готовые составы. Они бывают бесцветными и цветными. Резерв наносится на ткань с помощью специальных инструментов – стеклянных трубочек или тюбиков. После полного высыхания линии наносится краска.


Свободная роспись

В этом виде батика роспись производится вообще без резервирующего состава. Он напоминает акварельную живопись «по сырому» и дает художнику большие возможности, хотя и требует большого мастерства.

Дополнительные эффекты в батике

Кроме основных видов, с которыми мы познакомились выше, существуют еще и дополнительные эффекты, способные придать неповторимость каждой работе.


Солевой эффект

Он основан на способности соли поглощать влагу. Если нанести несколько крупных кристаллов соли на только что наложенную и невысохшую краску, то соль станет притягивать воду, а вместе с ней и краску. После высыхания на месте кристаллов образуются красивые разводы, абстрактные узоры. Причем результат всегда будет разный – это зависит от многих факторов – размера кристалла, влажности ткани, насыщенности красителя.

Аэрография

Это способ нанесения на ткань узоров с помощью аэрографа (пульверизатора). В итоге можно получить плавные светотеневые переходы. При этом контур рисунка будет мягким и расплывчатым. Если на ткань положить какие-нибудь предметы, например кусочек кружева, листья растений или специально вырезанный трафарет, и окрасить аэрографом, то можно получить очень красивую композицию.

Набойка

Набойка выполняется с помощью штампов. Поверхность, на которой лежит ткань, должна быть ровной и не скользкой. Для этого можно накрыть стол старым байковым одеялом. Штамп опускают в приготовленную печатную краску, делают первый оттиск на бумаге, тем самым удаляя лишнюю краску, и плотно прижимают к ткани, на которой отпечатывается рисунок.

Инструменты и материалы

Для занятия батиком потребуются специальные инструменты и материалы.

Ткань

Для батика используют самые разнообразные ткани – все зависит от задумки художника. Лучшим, конечно, является натуральный шелк – крепдешин, атлас, туаль. Для горячего батика часто используют тонкий хлопок. Подойдут также и шерсть и тонкий лен. Можно работать и на синтетических тканях. Важно, чтобы краситель соответствовал типу ткани. Все ткани перед росписью проходят обработку – замачивание в воде, стирку и сушку. Это необходимо для того, чтобы удалить с ткани апперт – специальную заводскую пропитку, которая препятствует свободному растеканию краски по ткани.

Краски

Если не вдаваться в глубокие технологические подробности, то все красители можно разделить на две большие группы – на анилиновой и на акриловой основе. Они различаются по своим свойствам и способу закрепления.

Анилиновые дают более насыщенный, богатый цвет, хорошо растекаются по ткани, после закрепления не придают ткани жесткость. Хорошо подходят для росписи шарфов, палантинов, одежды. Они используются для натуральных тканей и требуют закрепления паровым способом.

Акриловые обладают меньшей растекаемостью и насыщенностью, при росписи дают микроскопическую пленку на поверхности ткани и делают ее жесткой. Цвет менее глубокий. Но они более удобны в закреплении (закрепляются проглаживанием утюгом) и подходят для любых видов ткани, в том числе и синтетических.

Для узелкового батика подойдут порошковые красители. Они разводятся по инструкции, и окрашивание производится путем погружения ткани в теплый или горячий раствор красителя.

Резервирующие составы

Резервирующие составы для холодного батика можно купить в любом магазине художественных товаров. Они бывают как бесцветные, так и разных цветов. Для горячего батика потребуется парафин, электрическая плитка и две емкости для водяной бани.

Кисти

Кисти нужны разные – мягкие беличьи или колонковые, для росписи анилиновыми красителями, жесткие щетинные (разного размера) для нанесения воска при горячем батике, синтетические - для акрилов.

Инструменты для нанесения резервов

Для холодного батика стеклянные трубочки или специальные тюбики со съемной насадкой. Для горячего - чантинг, кисти, специальный батик-штифт (электрический), различные печати и штампы.

Подрамник или рама

Для маленьких работ можно натянуть ткань на обыкновенные пяльцы. Для больших - потребуется деревянная рама или подрамник. Рамы бывают раздвижные и стационарные. Важно, чтобы рама была выполнена из мягкой породы дерева для удобства натягивания ткани и легкого вдавливания кнопок.

Еще понадобится много дополнительных вещей: кнопки и зажимы – для равномерного натяжения ткани на подрамник; копировальная бумага, калька и мягкий карандаш - для перенесения рисунка с эскиза на ткань; фен - для ускорения высыхания красок или придания необходимых эффектов; утюг - для закрепления готовой работы или выпаривания воска из ткани при горячем батике; соль - для создания красивых эффектов; прочные нити - для узелкового батика; ватные тампоны - для свободной росписи и удаления излишков краски с поверхности; палитра - для разведения красок; бак с плотной крышкой и старое одеяло - для закрепления паровым способом.

И еще, конечно же, хорошее настроение, потому что батик - это такая техника, где радость является составным компонентом.

Теперь вы знаете о батике все: и об инструментах, и о техниках, и о его видах. Осталось только запастись всем необходимым и попробовать самостоятельно создать полотно в этой технике.

Подготовила Елена Карпицкая

С незапамятных времен люди научились раскрашивать и украшать ткани, сделав это занятие одним из важнейших ремесел. Первые мастера крашения и набойки тканей проживали на территориях современных Китая и Индия. Учеными установлено, что природные красители были открыты и стали применяться за несколько тысячелетий до нашей эры. Многие слышали об индонезийском острове Ява. Это место по праву считается мировым центром зарождения батика. Само это слово появилось именно там. В буквальном переводе на русский язык оно подразумевает процедуру рисования при помощи горячего воска. От явайцев это искусство переняли индусы и китайцы, египтяне и жители древнего Перу.

Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку. Именно тогда был создан особый инструмент, который на местном наречии получил название «чан-тинг». Он и был предназначен для нанесения узоров на поверхность ткани при помощи расплавленного воска. Внешне чан-тинг представлял собой маленькую медную емкость, снабженную ручкой из бамбука или дерева, а также имел несколько загнутых носиков. В настоящее время использование этого инструмента отошло на второй план, так как наиболее популярной на Яве стала штамповка «чап».

Как происходит роспись по ткани

При оформлении тканей мастера используют резерв различных смесей. Им покрывают те участки ткани, которые остаются незакрашенными. В состав этого резерва могут входить самые различные компоненты: растительные и древесные смолы, парафин, пчелиный воск. Резерв призван пропитать материю и надежно защитить ее от воздействия краски.

Когда ткань подготовлена, ее опускают в краску, а еще через некоторое время удаляют имеющийся резерв. На холсте остается белый рисунок, тогда как остальной фон полностью закрашен.

Несмотря на то, что в последнее время повсеместно используется штамповка, ткани часто расписываются ручным способом. Существует несколько способов ручной росписи, и у каждого имеются свои особенности.

Когда резерв имеет вид наносимого на ткань замкнутого контура, и уже внутри него изделие подлежит росписи - это холодный батик. Рисунки в этой технике отличаются четкой графикой, а количество используемых красок не ограничено. Если резерв служит и для нанесения контура и для покрытия отдельных участков ткани - такая живопись называется горячим батиком. При свободной росписи узоры наносятся свободными мазками. Наконец, техника узелкового батика предполагает уже не роспись ткани, а исключительное ее окрашивание. Отдельные участки материала могут перевязываться узелками.

Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.

При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.

Роспись ткани

Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

pixabay.com

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

  • Подготовка эскиза.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

  • Требования к эскизу.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

decor-doma.ru

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

  • Работа в цвете.
  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
  • Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

  1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
  2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
  3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.






Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

pixabay.com

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрытие не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор.

В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: ””””Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе.
Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается”.

В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: ””””Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается”.
Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку (шифону, крепдешину) – это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Батик – batik – индонезийское слово. Часть слова – tik – на всех индонезийских языках означает ””””точка”””” или ””””капля””””; -ба – хлопчатобумажная ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик – конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
Батик - ручная роспись по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука).

Существует два вида батики - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани. Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места покрытые воском не поглащают краску, а также ограничивают ее распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Холодный батик. Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шелк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и безцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком.