Биография Ф.И. Тютчева. Срочно!!!!!!!!! краткое сообщение о тютчеве пожалуйста


Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потому уж Святую Русь строить.

Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы… TokaDoka copyright 2013-2019

Вся информация представлена в ознакомительных целях, вы используете информацию с сайта на свой страх и риск, сайт не несет ответственности в случае предоставление неточной или не правдивой информации, хотя и старается избежать подобного. Всегда дополнительно консультируйтесь в официальных источниках.

Доклад о Фёдоре Тютчеве , именитом русском поэте девятнадцатого «золотого» века русской поэзии может быть долгим, ведь его судьба богата событиями, чувствами, размышлениями, творчеством.

Детство и юность будущего поэта

Родился Тютчев в типичной для того времени дворянской семье, сочетающей в себе строгое соблюдение русских традиций с модным общением по-французски. Случилось это двадцать третьего ноября 1803 в имении села Овстуг, находящемся в Орловской губернии. Родители будущего поэта Екатерина Толстая и Иван Тютчев были людьми знатными, умными и образованными. Такими же хотели видеть своих детей.

В Москве, где прошли детство и юность Федора, его домашним учителем с девяти лет стал Семен Раич. Молодой талантливый словесник был начинающим критиком и стихотворцем, поэтому поощрял поэтические опыты своего воспитанника. В двенадцатилетнем возрасте Федор Тютчев уже делал переводы произведений Горация и сочинял стихотворения. В четырнадцать его избрали сотрудником Общества любителей словесности. Одаренный мальчик с 1816 года был вольнослушателем Московского университета, осенью 1819 – студентом филологического факультета, а в 1821 – уже его выпускником, проучившись вместо трех два года.

Служба в Мюнхене

Получив степень, через некоторое количество месяцев начал служить в престижной по тем временам коллегии иностранных дел и в июне 1822 отправился в немецкий город Мюнхен. Федор Иванович прервал связь с литературой и целиком отдался дипломатической службе. Правда, стихи писать не переставал, однако делал это для себя, не афишируя их. В отпуск на родину он попал лишь в 1825 году. По возвращении к месту службы в феврале 1826 вступил в брак с Элеонорой Петерсон, став опекуном трех ее детей от предыдущего замужества. Семья Тютчевых росла. Родилось еще 3 дочки.

В Мюнхене судьба свела его с поэтом Гейне и философом Шеллингом. Позднее, подружившись с немецким романтиком-стихотворцем, Тютчев первым перевел его поэтические произведения на родной язык. Свои лирические произведения он тоже продолжал писать. А весной 1836 передал их в Петербург, где опубликовали в «Современнике», издаваемом журнале. Кстати, великий поэт был в восторге от сочности поэтических красок, глубины мысли, силы и свежести тютчевского языка.

Служба в Германии длилась практически пятнадцать лет. В конце весны 1837 дипломат и поэт получил отпуск и поехал на три месяца в Санкт-Петербург.

Жизнь в Турине

А вот после отпуска Тютчеву судилось поехать в Турин. Туда его назначили поверенным в делах русской миссии и первым секретарем. В этом итальянском городе его ожидала жизненная трагедия, смерть жены Элеоноры. Спустя год женитьба на госпоже Дернберг стала окончанием его карьеры дипломата. Тютчеву не простили самовольный отъезд в Швейцарию для совершения обряда венчания с Эрнестиной.

Сообщение об освобождении поэта от занимаемой должности не заставило себя долго ждать. В течение двух лет пытался он возвратиться на службу, но безрезультатно. Тютчева окончательно исключили из числа чиновников Министерства. Без официального положения, находясь в отставке, пять лет поэт прожил в Мюнхене.

Снова на родине

В 1843 поэт вернулся в отчий край. Проживал сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге у родителей. Воссоединился с семьей в 1844. Весной следующего года он вновь начал служить в Министерстве иностранных дел. Еще через год получил должность чиновника особых поручений, позже - старшего цензора. Шёл карьерный рост, налаживалась светская жизнь. Эти и последующие годы ознаменовались написанием публицистических статьей, которые были опубликованы, и великолепных стихотворений, которых никто не читал.

Поэтическая популярность

Двадцать четыре лирических произведения и статья под названием «Русские второстепенные поэты», написанная , увидели свет в журнале «Современник» в начале 1850. Они заставили широкую публику вспомнить Тютчева-поэта. Через четыре года первый сборник лирических произведений был восторженно встречен читателями.

Прощальное чувство

Любовь юной Елены Денисьевой и немолодого поэта Федора Тютчева длилась четырнадцать лет. Роковое чувство родило прекрасную лирику так называемого «денисьевского цикла». Их отношения были обречены на трагизм, ведь у поэта была семья. Об этом Тютчев написал в стихотворении «О, как убийственно мы любим», рассказав о мучительном, греховном, осуждаемом людьми чувстве.

Тяжелые утраты

Последнее десятилетие жизни поэта заполнено тяжелыми непоправимыми утратами. От чахотки умерла Елена Денисьева в 1964, за ней в следующем году уходят из жизни их сын и дочь, затем умирает мать и в 1870 - брат. Жизнь поэта, угасая, теряет смысл. С 1873 он начинает тяжело болеть и пятнадцатого июля того же года жизнь его обрывается.

Прах его захоронили в городе Петра на Новодевичьем кладбище. А сам Тютчев остался любимым поэтом многих поколений.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (по новому стилю) 1803 года в старинной дворянской семье. Детство его прошло в родовом имении - Овстуг Орловской губернии, юношеские годы - в Москве. Его воспитателем и первым учителем был поэт и переводчик С.Е. Раич. В Москве Тютчев знакомится с будущими любомудрами (Д. Веневитиновым, В. Одоевскими, братьями Киреевскими, А.Н. Муравьевым, М. Погодиным, С.П. Шевыревым), поэтами, которых объединило увлеченное занятие немецкой философией.

В 1818 году Тютчев поступает в Московский университет и оканчивает его ранее положенного срока - в день 18-летия, в 1821 году.

В годы обучения в университете Тютчев публикует ряд своих стихотворений - в «Трудах» Общества любителей русской словесности и в «Речах и отчетах» Московского университета. После окончания университета Тютчев переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре он получает назначение в русское посольство в Баварии и с 1822 года живет вне России - сначала в Мюнхене, потом в Сардинском королевстве, в Турине, затем, оставив на время дипломатическую службу, опять в Мюнхене. За границей Тютчев переводит немецких поэтов - Шиллера, Гейне, ряд отрывков из «Фауста» Гете, пишет оригинальные стихотворения, часть из которых, горячо одобренная Пушкиным, была опубликована в «Современнике» при жизни великого поэта в 1836 году. В этом же журнале стихотворения Тютчева публиковались и позднее, до 1840 года.

В Россию Тютчев вместе с семьей возвращается только в 1844 году. Его дипломатическая карьера не сложилась особенно удачно. Ни чинов, ни денег служба ему не принесла, возможно, потому, что воззрения поэта на судьбу России и ее роль в европейской жизни не совпадали со взглядами тогдашнего министра иностранных дел графа Карла Нессельроде. Кроме того, Тютчев, блестяще образованный дипломат, замечательный публицист, вероятно, не обладал особенным честолюбием, заставившим бы следить за продвижением по служебной лестнице.

Но, характерно, что и к судьбе своих поэтических произведений, как отмечали и современники Тютчева, и исследователи его творчества, он также проявлял редкое безучастие. «Вирши», «пустозвонное безделье», «ничтожные стихи» - так он называл свои стихотворения; себя же именовал «рифмотворцем». По свидетельству А. Фета, Тютчев «тщательно избегал <...> даже намеков на его стихотворную деятельность». Для Тютчева, как пишет один из современных исследователей, «был важен сам акт творчества», но он испытывал «прямое отвращение к поэтической славе». Это утверждение прямо подтверждается тем фактом, что стихотворения Тютчева публиковались достаточно долгое время, до 1854 года, под инициалами Ф.Т.

По этим причинам Тютчев, уже будучи автором таких стихотворений, как «Люблю грозу в начале мая», «О чем ты воешь, ветр ночной», оставался в России почти неизвестным поэтом. Когда несколько лет спустя Н.А. Некрасов пишет о Тютчеве статью «Русские второстепенные поэты», уточняя, что «второстепенный» относится не к качеству поэзии, а к степени ее известности, то, в сущности, он выступает как первооткрыватель поэта.

Только в 1854 г. был издан сборник стихотворений Тютчева как приложение к журналу «Современник», редактором которого был Н.А. Некрасов, затем - по инициативе и под редакцией И.С. Тургенева выходит отдельное издание стихотворений поэта. Творчество Тютчева становится достоянием широкого круга читателей, а его имя обретает известность.

С этими годами связан расцвет творчества Тютчева, поэт переживает высокий творческий подъем. В 1850-х гг. создан целый ряд стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой, так называемый «денисьевский цикл» - вершина лирики Тютчева.

1860-1870-е гг. были омрачены тяжелыми утратами: в 1864 г. умерла Е.А. Денисьева, в 1865 - сын и дочь, в начале 70-х гг. - старший сын Дмитрий и дочь Мария. После смерти Е.А. Денисьевой Тютчев, по его словам, «перестал принадлежать к числу живых». Навсегда утраченная жизнь - вот один из лейтмотивов его писем конца 1860 - начала 70-х гг. и его немногочисленных лирических произведений. В эти годы поэт пишет в основном стихотворения «на случай» и политические стихотворения.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА

Исследователи единодушно пишут об особенном месте Тютчева в поэзии XIX века. Младший современник Пушкина, во многом испытавший влияние тех настроений и идей, которые волновали и великого поэта, он создает свой неповторимый поэтический мир, открывший его современникам совершенно новое видение человека и мира. Исследователи творчества Ф. Тютчева справедливо отмечают то сильнейшее воздействие, которое оказал первый сборник поэта 1854 г. и на поэзию второй половины XIX - начала ХХ вв., на творчество Н.А. Некрасова, А. Майкова, А. Толстого, А. Фета, Вл. Соловьева, А. Блока, Вяч. Иванова, А. Ахматовой, и на развитие центрального для русской литературы жанра - романа.

Обращаясь к традиционным поэтическим темам - жизнь и смерть, смысл человеческого существования, любовь, природа, назначение поэта, Тютчев сумел придать им неповторимое звучание, утвердить свое понимание этих вечных проблем.

Годы жизни Тютчева: 1803-1873 гг. За это время большой путь прошел знаменитый русский поэт, публицист, дипломат и видный мыслитель XIX века, который до сих пор остается одним из главных классиков русской литературы. С его творчеством знакомятся в школе, но для многих оно остается привлекательным и во взрослой жизни.

Детство и юность

Годы жизни Тютчева сегодня знает каждый школьник. Известный русский поэт родился в 1803 году на территории Орловской губернии. Место рождения Тютчева - село Овстуг, которое сейчас находится на территории Брянской области.

Получил домашнее образование. Его учителя уже в детстве поддерживали в нем интерес к языкам и стихосложению. Уже в 12 лет Тютчев переводил оды Горация.

В 1817 году его определили на лекции в Московский университет, где он занимался на словесном отделении. В конце 1818 года был принят в число студентов и даже избран членом Общества любителей русской словесности.

Работа за границей

Годы жизни Тютчева за границей были весьма насыщенными. Окончив в 1821 году университет, он начал работать в коллегии иностранных дел. Практически сразу его отправили в Мюнхен в должности внештатного атташе российской дипмиссии.

Именно здесь герой нашей статьи встречает свою первую жену Элеонору Петерсон. У них родились три дочери - Анна, Дарья и Екатерина.

Здоровье супруги поэта сильно портится после того, как они потерпели бедствие на пароходе «Николай I», который направлялся из Петербурга в Турин. Их спасли, но физическое состояние Элеоноры оставляло желать лучшего. В 1838 году она умерла.

Для Тютчева семья и дети всегда играли большую роль в жизни. Возле гроба покойной он провел всю ночь и, как утверждают очевидцы, поседел буквально за несколько часов.

Второй брак

При этом поэт достаточно быстро нашел новую супругу, которой стала Эрнестина Дернберг. Некоторые биографы предполагают, что связь между ними была, когда он еще был женат на Элеоноре. В 1839 году они вступили в законный брак. У них родилась дочь Мария, а также сыновья Иван и Дмитрий.

В 1835 году Федор Иванович Тютчев получил придворное звание камергера, но при этом вскоре после второго брака его дипломатическая работа прервалась. При этом вплоть до 1844 года он продолжал жить за границей.

В этот период произошла встреча поэта с всесильным Бенкендорфом, итогом которой стала поддержка всех начинаний и инициатив Тютчева Николаем I. В первую очередь это были проекты, связанные с созданием позитивного облика России в западных странах. Федор Иванович Тютчев получил одобрение на самостоятельные выступления в международной печати по политическим проблемам, а также по взаимоотношениям между Россией и Европой.

Возвращение в Россию

С краткой биографией Тютчева вы сможете ознакомиться, прочитав эту статью. Важное место в ней занимает возвращение из Европы на службу в Россию, которое состоялось в 1844 году. Герой нашей статьи начал работать в министерстве иностранных дел на должности старшего цензора.

В Петербурге он практически сразу стал активным участником кружка Белинского. При этом своих стихов он практически не печатал, а писал много публицистических произведений. Среди них можно выделить статьи:

  • «Записка царю»,
  • «Папство и римский вопрос»,
  • «Россия и революция»,
  • «Письмо г-ну доктору Кольбу»,
  • «О цензуре в России».

Трактат «Россия и Запад»

Многие из этих материалов он включил в свой трактат под названием «Россия и Запад», который был им задуман под впечатлением от революционных событий в 1848-1849 гг.

Этот трактат сыграл большую роль, как можно заметить, ознакомившись с краткой биографии Тютчева. Он создал своеобразный образ тысячелетней российской державы. При этом поэт сформировал собственное представление об империи, а также о ее характере в России, который, как утверждал мыслитель, имеет православную направленность.

В одной из статей Тютчев выразил мысль, что в современном мире представлены две основные силы - это консервативная Россия и революционная Европа. Здесь же он изложил идею создания союза славянско-православных государств.

Стоит отметить, что на этом этапе жизни государственным интересам подчинялось даже творчество Федора Тютчева. Это можно заметить по произведениям «Современное», «Славянам», «Ватиканская годовщина».

В 1857 году Тютчев получил чин статского советника, а еще через год его назначили председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту ему приходилось не раз сталкиваться с правительством, разрешать конфликтные ситуации. Но при этом писатель занимал должность до самой своей смерти.

В 1865 году его перевели в тайные советники, так он достиг фактически второй ступени в иерархии государственных чиновников. При этом Тютчев по-прежнему живо интересовался положением в Европе. Даже когда в 1872 году он потерял возможность управлять левой рукой, ощущал серьезные проблемы из-за зрения, его мучили тяжелые головные боли, писатель не терял интереса.

В результате в первый день 1873 года поэт отправился на прогулку, и с ним случился удар. Парализованной оказалась вся левая сторона тела. Годы жизни Тютчева подошли к концу в Царском Селе. Он умер 15 июля. Похоронили его в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

Творческий путь

По мнению исследователей, одними из самых важных произведений поэта были небольшие стихотворения, в которых он развивал традиции русской поэзии, заложенные Ломоносовым и Державиным.

Форма, в которой поэт создавал свои произведения, часто оказывалась сжатой до краткого текста оды. За счет этого ему удавалось максимально сконцентрировать усилия и сохранить напряжение. Все это привело к большому количеству компонентов в лирике, которые позволяют крайне проникновенно передавать любые трагические ощущения космических противоречий окружающей человека действительности.

Всего Тютчевым было написано около 400 стихотворений. При этом все его творчество условно можно разделить на три части:


Любовная лирика Тютчева

Важное место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Здесь принято выделять ряд произведений, которые объединяют в любовно-трагедийный цикл. Большинство из них он посвятил своей возлюбленной Елене Денисьевой, отношения с которой длились 14 лет, у них родилось трое детей - Елена, Федор и Николай.

В этом цикле поэт пытается осмыслить трагедию любви, фатальной силы, которая ведет к гибели и полному опустошению. Интересно, что сам Тютчев не формировал «Денисьевский цикл», поэтому многие исследователи до сих пор спорят, к кому обращено то или иное стихотворение - к Денисьевой или его жене Эрнестине.

Признаки любовной лирики можно найти и у раннего Тютчева, который в 18 лет обращается к будущей баронессе Крюденер. Яркий пример - стихотворение «Я помню время золотое...». Тютчев был влюблен в молодости в баронессу, которая не ответила ему взаимностью. Несчастная любовь, как это нередко бывает, породила немало блестящих стихов.

На нашем сайте Вы можете скачать сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве или прочитать его краткое содержание.

Скачать полный вариант сообщения о Ф.И. Тютчеве

Краткое содержание сообщения о Федоре Ивановиче Тютчеве

Биография

Федор Иванович Тютчев (5.12.1803 – 15.07.1873) родился в дворянской семье, в имении Овстуг (Брянский уезд, Орловская губерния). Детские годы Тютчева прошли в Москве. Домашние учителя во главе с поэтом-переводчиком Семеном Раичем обучали его латыни и античной лирике. О способностях будущего дипломата и поэта говорит то, что он в 14 лет уже был вольнослушателем словесного отделения Московского университета.

После окончания университета Тютчев начинает дипломатическую карьеру (20 лет работает в Мюнхене и 2 года в Турине). В 1839 году он выходит в отставку, вызванную его самовольной поездкой в Швейцарию для бракосочетания с Эрнестиной Дернберг . Первая жена Тютчева, Элеонора Петерсен , скончалась 1838 году. На государственную службу Тютчев возвращается в 1845 году и становится старшим цензором министерства иностранных дел. В 1850 году Ф.И.Тютчев познакомился Елене Александровне Денисьевой , которая стала его последней любовью, осужденной высшим светом за разницу в положении и возрасте.

В 1858 году Федор Иванович становится Председателем комитета иностранной цензуры и занимает этот пост 15 лет. За заслуги Тютчев получает в 1865 году высокий чин тайного советника. Интересуется европейской политикой, пишет политические статьи, несмотря на слабеющее здоровье. Сильные головные боли и утрата свободы движения левой рукой в конце 1872 года были симптомом надвигающего инсульта, от которого поэт скончался через 8 месяцев в Царском селе.

Основные периоды творчества Ф.И. Тютчева

Собственные стихи Тютчев начал писать рано: первые из них («Любезному папеньке!», «Всесилен я и вместе слаб…» ) датируются 1813-1816 годами. Первые публикации известны только узкому кругу близких людей, потому что поэт печатался очень мало. Перу Тютчева принадлежит около 400 стихотворений (считая варианты и незавершенные черновики), а его творческий и жизненный путь можно разделить на три периода:

  1. Детское и юношеское творчество в духе поэзии 18 века (1810 – 1820).
  2. Оригинальное творчество – синтез русской одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма (середина 1820-х –1840-е годы). В 1836 году в «Современнике» А.С. Пушкина публикуется 16 и потом еще 8 стихотворений Ф.И. Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» .
  3. После 10-летнего периода, когда стихи Тютчевым почти не писались, с 1850-х по 1870-е годы он создает много политических стихотворений и стихов «на случай». В 1854 году состоялась публикация его первой книги, в которой были старые и новые стихи, составившие знаменитый «денисьевский цикл» , посвященный Елене Денисьевой («Я очи знал, о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…» и др.).

Первое знакомство с Ф.И. Тютчевым в школе

С изучения в 6-м классе краткой биографии и нескольких стихотворений поэта (в основном пейзажных) начинается постижение лирики и личности Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...» позволяют почувствовать сложные, переходные состояния природы, воплощают смятение чувств в душе поэта. В стихотворении «С поляны коршун поднялся...» противопоставлены два образа: свобода полета вольной птицы и земная – «в поте и пыли» – ипостась человека. В список дополнительной литературы для самостоятельного чтения в 6 классе включено еще 3 стихотворения: «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь...» .