Боевой состав черноморского флота в 1914 году. Российский черноморский флот в годы первой мировой войны. Соотношение сил: Русский Черноморский флот и Германо-турецкий флот


Черноморский флот не был затронут русско-японской войной. Он располагал 8 эскадренными броненосцами, 2 крейсерами и 4 минными крейсерами.

Воссоздание военно-морских сил оставалось для России одной из первоочередных проблем. К ее решению были привлечены видные отечественные кораблестроители А.Н. Крылов, Н.Н. Кутейников, И.Г. Бубнов и другие. На нужды флота объявлен среди населения добровольный сбор средств. Учрежден “Комитет по усилению флота на добровольные пожертвования”. За пять лет Комитет собрал солидную сумму - 17 млн. руб. На эти средства решено было построить 20 эскадренных миноносцев типа “Генерал Кондратенко” и “Украина”. Они и положили начало новому флоту. В 1913 г. в развитии класса отечественных миноносцев произошло значительное событие. 4 сентября в Петербурге Путиловский завод сдал флоту головной эскадренный миноносец "Новик", принесший заслуженную славу военному кораблестроению России. В течение нескольких лет "Новик" был самым быстроходным кораблем в мире (37,5 уз.).

Проект "Новика" создавался в соответствии с техническими условиями, разработанными Морским техническим комитетом под руководством А.Н. Крылова, И.Г. Бубнова, и Г.Ф. Шлезингера.

За головным последовало строительство серийных кораблей с некоторыми элементами усовершенствования. Их строили три завода в Петербурге, а также заводы в Ревеле, Риге и Николаеве. К началу первой мировой войны на всех флотах России насчитывалось 75 эсминцев разных типов и достраивалось 11. Кроме того, флоты имели 45 миноносцев более ранней постройки. Всего за 1913-1917 гг. в состав Балтийского флота вступило 17, а Черноморского флота - 14 миноносцев типа "Новик".

Опыт войны с Японией показал важную роль крейсеров в эскадренных сражениях. Выявилась необходимость всемерного повышения их скорости и маневренности, а также усиления артиллерийского вооружения. В зарубежных флотах появился подкласс линейных крейсеров. В России к их строительству приступили только в 1913-1915 гг., когда были заложены крейсера “Измаил”, “Кинбурн”, “Бородино” и “Наварин”, но разразившаяся мировая война не позволила их достроить.

А сразу же после окончания русско-японской войны на отечественных и зарубежных верфях для русского флота строились крейсера, прототипом которых был “Баян”, хорошо зарекомендовавший себя в роли эскадренного крейсера и показавший высокую живучесть боевых и технических средств. Так, крейсера “Адмирал Макаров” был построен во Франции, новые “Баян” и “Паллада” - в Петербурге, крейсер “Рюрик”, строившийся в Англии, отличался от крейсера “Баян” главным калибром (вместо двух 203-мм пушек были установлены четыре 254-мм орудия).

В 1913 г. было заложено 6 легких крейсеров типа “Светлана” водоизмещением 6800-7800 т, вооруженных пятнадцатью 130-мм орудиями. Из них были достроены (в советский период) лишь три крейсера (“Светлана”, “Адмирал Нахимов” и “Адмирал Лазарев”).

К началу войны в составе русского флота насчитывалось 14 крейсеров различных типов.

Из поражения русского флота в Цусимском сражении, и, прежде всего из обстоятельств и причин гибели эскадренных броненосцев, первой сделала для себя вывод Англия. Уже в конце 1905 г. английские кораблестроители начали постройку оригинального броненосного корабля “Дредноут” водоизмещением около 13000 т, с паровыми турбинами, отнесенного к классу линейных кораблей. Артиллерию главного калибра на “Дредноуте” составляли десять 305-мм орудий, расположенных в двухорудийных башнях. В бортовом залпе линкора могли участвовать одновременно четыре башни, управляемые из одного центрального поста. Борт корабля бронировался полностью.

Русские кораблестроители построили линкоры-дредноуты по проекту И.Г. Бубнова и при участии А.Н. Крылова, которые по многим параметрам превзошли английский прототип. В 1909 г. на петербургских верфях были заложены линейные корабли “Севастополь”, “Гангут”, “Полтава” и “Петропавловск”.

Линейное расположение двенадцати 305-мм орудий, размещенных в трехорудийных башнях, позволяло вести огонь с любого борта одновременно всеми стволами. Если вес залпа одного из первых английских дредноутов “Венгарда” составлял 3003 кг, то на “Севастополе” он достигал 5650 кг. За одну минуту отечественный линкор выпускал до 11,5 т металла и взрывчатых веществ. Главный броневой пояс имел толщину 225 мм. Для Черного моря в Николаеве в 1915-1917 гг. были также построены линкоры-дредноуты “Императрица Мария”, “Император Александр III” и “Екатерина II”. Четвертый линкор “Император Николай 1”, заложенный в 1915 г., не был достроен.

Морское министерство России в связи с постройкой линкоров отмечало, что результат испытаний этих кораблей показал полную готовность наших заводов, впервые строивших суда столь значительного водоизмещения, а также весьма мощные механизмы турбинного типа.

Линейные корабли додредноутного типа “Андрей Первозванный”, “Император Павел 1”, заложенные в период русско-японской войны, вошли в состав Балтийского флота в 1912 г. В ходе их строительства в первоначальный проект был внесен ряд существенных изменений, учитывающих опыт минувшей русско-японской войны.

Применение минного оружия в русско-японской войне и его дальнейшее развитие требовало от флота принятия эффективных мер для обеспечения противоминной обороны. В первую очередь флот нуждался в кораблях, снабженных тральными устройствами. Такие корабли предусматривались малой судостроительной программой. Первые в мире тральщики специальной постройки “Минреп” и “Взрыв” были заложены на Ижорском заводе в 1909 г. В соответствии с тактико-техническими требованиями тральщики имели водоизмещение 150 т. Основным вооружением корабля были тралы Шульца (змейковый и катерный). Имелось также одно 57-мм орудие. Корабли вступили в строй в 1911 г. Перед первой мировой войной и в годы войны строились тральщики немного большего водоизмещения типа “Клюз” (190 т) и “Капсюль” (248 т).

В 1909-1910 гг. вступили в строй два корабля, специально предназначенные для постановки мин. Это - минные заградители “Амур” и “Енисей” водоизмещением 2926 т. Они могли принимать на борт 324 мины. Артиллерия включала пять 120-мм орудий и два 75-мм зенитных орудия.

Для Каспийской и речных флотилий строились канонерские лодки водоизмещением 600-400 т с артиллерией 120-152-мм калибра.

Набирало темпы и подводное кораблестроение. Первая боевая лодка “Дельфин”, спроектированная под руководством И.Г. Бубнова, вступила в строй в 1904 г. И.Г. Бубновым была спроектирована и подводная лодка “Акула”, которая строилась на Балтийском заводе (1910 г.). Подводная лодка имела на вооружении восемь торпедных аппаратов.

После “Акулы” в состав русского флота вошли подводные лодки типа “Кальмар” (по американскому проекту), “Минога” (водоизмещение 123/150 т) и “Морж” (водоизмещение 630/790 т).

Однако основное ядро подводного флота России составили подводные лодки типа “Барс” - также конструкции И.Г. Бубнова. Их строительство началось в 1913-1914 гг. в Петербурге и Ревеле. Надводное водоизмещение “Барса” составляло 650 т, подводное - 782 т. Два дизеля общей мощностью 3000 л.с. позволяли развивать подводному кораблю в надводном положении скорость 18 уз., его дальность плавания была в пределах 2250 миль. В подводном положении полная скорость доходила до 9,6 уз. Ее обеспечивала работа двух электродвигателей мощностью 900 л.с. Этой скоростью подводная лодка могла пройти под водой 25 миль. Рабочая глубина погружения ограничивалась 50 м, предельная -100 м. Вооружение состояло из четырех торпедных аппаратов (по два в носу и корме) и двух пушек 57-мм и 37-мм калибров.

Особое место в отечественном подводном кораблестроении занимает первый в мире подводный минный заградитель “Краб” конструкции М.П. Налетова. Разработки по его созданию, начатые конструктором еще в Порт-Артуре, были прерваны русско-японской войной. Однако после войны работы были продолжены на Николаевских судостроительных верфях, и в августе 1912 г. корабль был спущен на воду, а в июне 1915 г. принят в состав Черноморского флота. На борт “Краба” принималось до 60 мин. В составе вооружения - два носовых торпедных аппарата и 76-мм орудие.

В июле 1915 г. “Краб” совершил свой первый боевой поход. Вблизи Босфора им было выставлено минное заграждение, на котором подорвался вражеский крейсер “Бреслау”.

По типу “Краба” для Балтийского флота были построены подводные заградители “Ерш” и “Форель”, а также заложены три заградителя меньшего водоизмещения. К началу первой мировой войны в русском флоте было 15 боевых подводных лодок.

Основными морскими театрами боевых действий для России в период первой мировой войны являлись Балтийское и Черное моря. С начала войны Балтийским флотом была оборудована центральная минно-артиллерийская позиция Нарген - Порккала-Удд с целью воспрепятствовать прорыву противника в Финский залив. Вход в Рижский залив прикрывался другой минно-артиллерийской позицией. С помощью минных постановок в южной части Балтийского моря нарушались морские коммуникации противника, наносился ущерб германскому флоту. Особенно важно было ограничить функционирование морского пути, по которому из Швеции в Германию подвозилось стратегическое сырье.

Минная угроза, созданная русскими на Балтике, оказалась настолько эффективной, что немцы, потеряв большое количество боевых кораблей и транспортных судов, в конце 1914 г. надолго отказались от ведения морских боевых действий. За время первой мировой войны Балтийским флотом было выставлено около 40 тыс. мин. Важной задачей флота являлось также содействие группировкам сухопутных войск на приморских флангах, которую он успешно решал.

В 1915 г. Черноморский флот уступал в боевой мощности турецкому флоту, усиленному германским линейным крейсером “Гебен” и крейсером “Бреслау”. Однако в дальнейшем, пополненный новыми линкорами, он сумел блокировать германо-турецкий флот в Босфоре и резко сократить морские перевозки противника. Действуя на приморских флангах. Черноморский флот оказывал существенную помощь армии артиллерийским огнем, поддерживал ее высадкой десантов, обеспечивал перевозки войск и техники. За годы войны его кораблями было выставлено более 13 тыс. мин.

В ходе первой мировой войны в крупных морских сражениях, подобных Ютландскому, русский флот не участвовал. В то же время имели место многочисленные боевые столкновения с противником отдельных соединений и кораблей Балтийского и Черноморского флотов (бои у мыса Сарыч и о-ва Готланд, Моонзундская операция и др.).

Созданная в сентябре 1916 г. флотилия Северного Ледовитого океана обеспечивала морские перевозки с союзниками, вела борьбу с подводными лодками противника и минной опасностью. После Октябрьских событий 1917 г. Россия вышла из войны.

3 марта 1918 г. был заключен мирный договор между Советской Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией - с другой. Согласно договору, все российские корабли подлежали переводу в отечественные порты или разоружению на месте. Корабли и суда Балтийского флота, находившиеся в Финляндии, должны были оставаться там до начала навигации. Так возникла угроза потери морских сил на этом морском театре, основное ядро которых было сосредоточено в Гельсингфорсе.

Руководством Советской России было принято решение, несмотря на тяжелую ледовую обстановку в Финском заливе, перевести все корабли в Кронштадт.

В течение марта-апреля 1918 г. состоялся легендарный Ледовый поход кораблей Балтийского флота. Для России были спасены 226 кораблей и судов, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок. Кроме того, кораблями и судами были вывезены две бригады воздушного флота, различная военная техника.

В мае 1918 г. немецкое командование, угрожая сорвать Брестский мир, потребовало от России сдачи ее кораблей Черноморского флота. Чтобы не допустить этого, по приказу В.И. Ленина в июне 1918 г. в районах Новороссийска и Туапсе были затоплены, перешедшие сюда из Севастополя, линейный корабль “Свободная Россия” (бывший “Екатерина II”), 11 эсминцев и миноносцев, 6 транспортов.

С началом гражданской войны и иностранной интервенции революционно настроенная часть матросов, младших командиров, офицеров и адмиралов флота перешла на сторону новой власти, другая часть, прежде всего адмиралы и офицеры, перешла на сторону Белой армии. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал А.В. Колчак в ноябре 1918 г. самопровозгласил себя Верховным правителем России, возглавив контрреволюционную борьбу в Сибири. Большинство портов и баз отечественного флота оказалось в руках интервентов из стран Антанты и Японии. Военно-морские силы России практически перестали существовать. Для содействия сухопутным войскам командования противоборствующих в гражданской войне сторон создавали речные и озерные флотилии, которые вели активные боевые действия. В состав флотилий, как правило, входили переоборудованные из пароходов, вооруженные двумя-четырьмя 75-130-мм орудиями канонерские лодки, а также вооруженные буксиры, плавучие батареи, посыльные суда и катера. В отдельных случаях флотилии пополнялись кораблями, переводимыми с флотов по внутренним водным путям. Флотилии наносили удары по флангам и тылам противника, кораблям и судам, обороняли или уничтожали переправы, высаживали десанты, обеспечивали перевозки.

После разгрома Белой армии генерал-лейтенанта П.М. Врангеля в Крыму в 1920 г. основная масса кораблей и судов Черноморского флота (33 вымпела) под командованием вице-адмирала М.А Кедрова ушла во французскую военно-морскую базу Бизерту (Тунис).

Андреевские флаги на этих кораблях были спущены 24 октября 1924 г. после признания СССР правительством Франции. Русские моряки перешли на положение беженцев.

Военно-морской флот царской России к началу Первой мировой войны представлял весьма грозную силу, но так и не смог отметиться более-менее значимыми победами или даже поражениями. Большая часть кораблей в боевых операциях не участвовала или вообще простояла у стенки в ожидании приказов. А после выхода России из войны о былой мощи императорского флота вообще забыли, особенно на фоне похождений сошедших на берег толп революционных матросов. Хотя изначально для российского ВМФ все складывалось более чем оптимистично: к началу Первой мировой флот, понесший огромные потери в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг., был в значительной мере восстановлен и продолжал модернизироваться.

Морские против сухопутных

Сразу после Русско-японской войны и сопутствующей ей первой русской революции 1905 года царское правительство было лишено возможности приняться за восстановление Балтийского и Тихоокеанского флотов, которые были практически уничтожены. Но к 1909 году, когда финансовое положение России было стабилизировано, правительство Николая II начинает выделять значительные суммы на перевооружение флота. В результате по совокупным финансовым вложениям военно-морская составляющая Российской империи вышла на третье место в мире после Великобритании и Германии.

Вместе с тем, эффективному перевооружению флота в значительной мере мешала традиционная для Российской империи разобщенность интересов и действий армии и флота. На протяжении 1906-1914 гг. правительство Николая II фактически не имело единой, согласованной между армейским и морским ведомствами программы развития вооруженных сил. Преодолеть разрыв между интересами ведомств армии и флота должен был помочь Совет государственной обороны (СГО), созданный 5 мая 1905 года специальным рескриптом Николая II. Возглавил СГО генерал-инспектор кавалерии, великий князь Николай Николаевич. Однако, невзирая на наличие высшего согласительного органа, геополитические задачи, которые собиралась решать Российская империя, не были в должной мере скоординированы с конкретными планами развития сухопутных и морских сил.

Разность взглядов на стратегию перевооружения сухопутного и морского ведомств ярко проявилась на заседании Совета государственной обороны 9 апреля 1907 года, где разгорелся острый спор. Начальник Генерального штаба России Ф.Ф. Палицын и военный министр А.Ф. Редигер настаивали на ограничении задач морского флота, а им последовательно возражал глава Морского министерства, адмирал И.М. Диков. Предложения «сухопутчиков» сводились к ограничению задач флота регионом Балтики, что закономерно вызывало уменьшение финансирования судостроительных программ в пользу усиления мощи армии.

Адмирал И.М. Диков же видел главные задачи флота не столько в помощи армии в локальном конфликте на европейском театре, сколько в геополитическом оппонировании ведущим державам мира. «Сильный флот России необходим как великой державе, - заявил на совещании адмирал, - и она должна его иметь и быть в состоянии послать его туда, куда потребуют ее государственные интересы». Главу Морского министерства категорически поддержал влиятельный министр иностранных дел А.П. Извольский: «Флот должен быть свободным, не связанным частной задачей обороны того или другого моря и залива, он должен быть там, где указывает политика».

С учетом опыта Первой мировой войны ныне очевидно, что «сухопутчики» на совещании 9 апреля 1907 года были совершенно правы. Колоссальные вложения в океанскую составляющую русского флота, прежде всего в постройку линкоров, которые опустошили военный бюджет России, дали эфемерный, почти нулевой результат. Флот вроде бы построили, но он почти всю войну простоял у стенки, а многотысячный контингент обуреваемых бездельем военных матросов на Балтике стал одной из главных сил новой революции, которая сокрушила монархию, а за ней и национальную Россию.

Но тогда совещание СГО закончилось победой моряков. После небольшой паузы по инициативе Николая II было созвано еще одно совещание, которое не только не уменьшило, а, напротив, увеличило финансирование ВМФ. Было принято решение строить уже не одну, а две полные эскадры: отдельно для Балтийского и Черного морей. В окончательно утвержденном варианте «Малая программа» кораблестроения предусматривала постройку для Балтийского флота четырех линейных кораблей (типа «Севастополь»), трех подводных лодок и плавбазы для морской авиации. Кроме того, планировалась постройка на Черном море 14 эскадренных миноносцев и трех подводных лодок. На выполнение «Малой программы» рассчитывали затратить не более 126,7 млн. рублей, однако ввиду необходимости коренной технологической реконструкции судостроительных заводов общие затраты подошли возросли до 870 млн. рублей.

Империя рвется в море

Аппетит, как говорится, приходит во время еды. И после того, как 30 июня 1909 года на Адмиралтейском заводе были заложены океанские линкоры «Гангут» и «Полтава», а на Балтийском заводе - «Петропавловск» и «Севастополь», Морское министерство представило императору доклад, обосновывающий расширение кораблестроительной программы.

Предлагалось построить для Балтийского флота еще восемь линейных кораблей, четыре линейных (тяжело бронированных) крейсеров, 9 легких крейсеров, 20 подводных лодок, 36 эскадренных миноносцев, 36 шхерных (малых) миноносцев. Черноморский флот предлагалось усилить тремя линейными крейсерами, тремя легкими крейсерами, 18 эсминцами, 6 подводными лодками. Тихоокеанский флот, согласно этой программе, должен был получить три крейсера, 18 эскадренных и 9 шхерных миноносцев, 12 подводных лодок, 6 минных заградителей, 4 канонерские лодки. Для выполнения такого амбициозного плана, включая расширение портов, модернизацию судоремонтных заводов и пополнение боезапаса баз флотов, испрашивались 1125,4 млн. руб.

Эта программа, будь она реализована сразу же вывела бы русский военно-морской флот на уровень флота Великобритании. Однако план Морского министерства был несовместим не только с военным, но и всем государственным бюджетом Российской империи. Тем не менее, царь Николай II предписал созвать для ее обсуждения Особое совещание.

В результате долгих обсуждений и отрезвляющей критики со стороны армейских кругов расширение корабельного строительства удалось хоть как-то согласовать с реальным положением дел в Российской империи. В утвержденной Советом министров в 1912 году «Программе усиленного судостроения 1912-1916 гг.» предусматривалось в дополнение к уже строившимся четырем линкорам построить для Балтийского флота четыре броненосных и четыре легких крейсера, 36 эскадренных миноносцев и 12 подводных лодок. Кроме того, планировалась постройка двух легких крейсеров для Черного моря и 6 подводных лодок для Тихого океана. Предполагаемые ассигнования ограничивались суммой в 421 млн. рублей.

Несостоявшееся переселение в Тунис

В июле 1912 года Россия и Франция в целях усиления военно-стратегического партнерства заключили специальную морскую конвенцию. Она предусматривала совместные действия русского и французского флотов против вероятных противников, коими могли быть только страны Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Турция. Конвенция была ориентирована прежде всего на координацию военно-морских сил союзников в бассейне Средиземного моря.

Россия с тревогой расценивала планы Турции по усилению своего флота на Черном и Средиземном морях. Хотя флот Турции, включавший в 1912 году четыре старых линейных корабля, два крейсера, 29 миноносцев и 17 канонерских лодок, не представлял, казалось бы, слишком большой угрозы, тем не менее тенденции укрепления турецкой морской силы выглядели настораживающе. Турция к этому периоду дважды вообще закрывала проливы Босфор и Дарданеллы для прохода русских судов - осенью 1911 г. и весной 1912 г. Закрытие турками проливов, помимо определенного экономического ущерба, вызывало в общественном мнении России значительный негативный резонанс, поскольку под сомнение ставилась способность русской монархии эффективно отстаивать национальные интересы.

Все это вызвало к жизни планы Морского министерства по устройству специальной базы русского флота во французской Бизерте (Тунис). Эту идею активно отстаивал новый морской министр И.К. Григорович, который предлагал перебазировать существенную часть Балтийского флота в Бизерту. Русские корабли в Средиземном море тогда могли бы, по мнению министра, с гораздо большей эффективностью решать задачи стратегического порядка.

Начало Первой мировой войны сразу же свернуло всю работу по подготовке перебазирования флота. Поскольку в целом потенциал русского флота даже отдаленно нельзя было сопоставить с потенциалом флота Открытого моря Германии, то с первыми же выстрелами на границе существенно более актуальной стала другая задача: физически сохранить имеющиеся корабли, особенно Балтийского флота, от потопления противником.

Балтийский флот

Программа усиления Балтийского флота была выполнена к началу войны только частично, прежде всего в части постройки четырех линейных кораблей. Новые линкоры «Севастополь», «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» относились к типу дредноутов. Их двигатели включали турбинный механизм, что позволяло достигать высокой скорости для кораблей этого класса - 23 узла. Техническим новшеством стали впервые примененные на русском флоте трехорудийные башни главного 305-мм калибра. Линейное расположение башен обеспечивало возможность залпа всей артиллерией главного калибра с одного борта. Двухслойная система бронирования бортов и тройное дно кораблей гарантировали высокую живучесть.

Классы более легких военных кораблей Балтийского флота состояли из четырех броненосных крейсеров, 7 легких крейсеров, 57 миноносцев преимущественно устаревших типов и 10 подводных лодок. Во время войны вступили в строй дополнительно четыре линейных (тяжелых) крейсера, 18 миноносцев и 12 подводных лодок.

Особо ценными боевыми и эксплуатационными характеристиками выделялся эскадренный миноносец «Новик» - корабль уникального инженерного проекта. По своим тактико-техническим данным этот корабль приближался к классу безбронных крейсеров, именуемых в русском флоте как крейсера 2-го ранга. 21 августа 1913 года на мерной миле у Ерингсдорфа «Новик» в ходе испытаний развил скорость в 37,3 узла, что стало абсолютным рекордом скорости для военных судов того времени. Корабль был вооружен четырьмя тройными торпедными аппаратами и 102-мм корабельными орудиями, обладавшими настильной траекторией выстрела и большой скорострельностью.

Важно отметить, что, невзирая на очевидные успехи в подготовке к войне, Морское министерство слишком поздно озаботилось обеспечением наступающей составляющей Балтийского флота. К тому же, основная база флота в Кронштадте была очень неудобна для оперативного боевого применения кораблей. Создать новую базу в Ревеле (сейчас - Таллинн) к августу 1914 года не успели. В целом в годы войны Балтийский флот России был сильнее германской эскадры на Балтике, состоявшей всего из 9 крейсеров и 4 подводных лодок. Однако в том случае, если бы немцы перевели хотя бы часть своих новейших линкоров и тяжелых крейсеров из флота Открытого моря в Балтику, шансы русских кораблей противостоять германской армаде становились призрачными.

Черноморский флот

К усилению Черноморского флота Морское министерство, по объективным причинам, приступило еще с большим опозданием. Только в 1911 году в связи с угрозой усиления турецкого флота заказанными в Англии двумя новейшими линкорами, каждый из которых, по свидетельству Морского генерального штаба, превосходил бы по силе артиллерии «весь наш Черноморский флот», было принято решение строить на Черном море три линейных корабля, 9 эсминцев и 6 подводных лодок со сроком окончания постройки в период 1915-1917 гг.

Итало-турецкая война 1911-1912 гг., Балканские войны 1912-1913 гг., а главное, назначение генерала Отто фон Сандерса главой Немецкой военной миссии в Османской империи до предела накалили обстановку в регионе Балкан и Черноморских проливов. В этих условиях по представлению МИДа была в срочном порядке принята дополнительная программа развития Черноморского флота, которая предусматривала постройку еще одного линейного корабля и нескольких легких судов. Утвержденная за месяц до начала Первой мировой войны, она должна была быть завершена в 1917-1918 гг.

К началу войны ранее принятые программы усиления Черноморского флота не были выполнены: процент готовности трех линейных кораблей составлял от 33 до 65%, а двух крейсеров, в которых крайне нуждался флот - всего 14%. Тем не менее, Черноморский флот был сильнее флота Турции на своем театре военных действий. Флот насчитывал 6 эскадренных броненосцев, 2 крейсера, 20 миноносцев и 4 подводные лодки.

В самом начале войны в Черное море вошли два современных германских крейсера «Гебен» и «Бреслау», которые весьма укрепили военно-морскую составляющую Османской империи. Однако даже соединенные силы германо-турецкой эскадры не могли бросить прямой вызов Черноморскому флоту, в составе которого находились такие мощные, хотя и несколько устаревшие линкоры как «Ростислав», «Пантелеймон», «Три святителя».

Северная флотилия

С началом Первой мировой войны обнаружилось значительное запаздывание в развертывании оборонной промышленности России, которое усугублялось ее технологическим отставанием. Россия остро нуждалась в комплектующих, в некоторых стратегических материалах, а также в стрелковом и артиллерийском вооружении. Для поставок таких грузов возникла необходимость обеспечить связь с союзниками через Белое и Баренцево моря. Корабельные конвои могли защитить и эскортировать только специальные силы флота.

Россия была лишена какой-либо возможности перевести на Север корабли с Балтийского или Черного морей. Поэтому было решено перевести с Дальнего Востока некоторые корабли Тихоокеанской эскадры, а также приобрести у Японии поднятые и отремонтированные русские корабли, доставшиеся японцам как трофеи в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг.

В результате переговоров и предложенной щедрой цены удалось выкупить у Японии эскадренный броненосец «Чесма» (бывшая «Полтава»), а также крейсеры «Варяг» и «Пересвет». Кроме того, в Англии и США были совокупно заказаны два тральщика, в Италии - подводная лодка, а в Канаде - ледоколы.

Приказ о формировании Северной флотилии был издан в июле 1916 года, но реальный результат последовал только к концу 1916 года. В начале 1917 года в составе флотилии Северного Ледовитого океана находились линейный корабль «Чесма», крейсеры «Варяг» и «Аскольд», 4 эскадренных миноносца, 2 легких миноносца, 4 подводные лодки, минный заградитель, 40 тральщиков и катеров-тральщиков, ледоколы, другие вспомогательные суда. Из этих кораблей были сформированы отряд крейсеров, дивизия траления, отряды обороны Кольского залива и охраны района Архангельского порта, группы наблюдения и связи. Корабли Северной флотилии базировались в Мурманске и Архангельске.

Принятые в Российской империи программы развития военно-морских сил запаздывали по отношению к началу Первой мировой примерно на 3-4 года, причем, существенная их часть оказалась невыполненной. Некоторые позиции (например, строительство сразу четырех линкоров для Балтийского флота) выглядят явно избыточными, в то время как другие, которые в годы войны показали высокую боевую эффективность (эсминцы, подводные минные заградители и подводные лодки), были хронически недофинансированы.

Вместе с тем, следует признать, что военно-морские силы России очень внимательно изучили печальный опыт Русско-японской войны, и сделали в основном сделали правильные выводы. Боевая подготовка русских моряков, в сравнении с периодом 1901-1903 гг., была улучшена на порядок. Морской Генеральный штаб провел крупную реформу управления флотом, уволив в запас значительное число «кабинетных» адмиралов, упразднил цензовую систему прохождения службы, утвердил новые нормативы проведения артиллерийских стрельб, выработал новые уставы. С теми силами, средствами и боевым опытом, которыми располагал русский военно-морской флот, можно было с известной долей оптимизма ожидать финальной победы Российской империи в Первой мировой войне.

Потери Черноморского флота в Первой Мировой воине

Таблица 1

Класс и наименование корабля{~1}

Водоизмещение (т)

Время гибели{~2}

Место гибели

Причины гибели

Линейный корабль «Императрица Мария»

Севастополь

Внутренний взрыв

Канонерская лодка «Донец»

Порт Одессы

От торпеды турецкого эсминца

Минный заградитель «Прут»

На подходах к Севастополю (район мыса Фиолент)

От снарядов

Эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин»

В районе Варны

Тральщик Т-250

В бассейне Черного моря

Причина гибели не установлена

Тральщик Т-63

У побережья Лазистана

После боя с турецким крейсером «Мидилли» выбросился на берег

Эскадренный миноносец «Живучий»

Камышовая бухта

Тральщик ТЩ-252

Район Арсен-Искелесси

Причина гибели не установлена

Эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный»

В районе острова Фидониси

Подводная лодка «Морж»

В районе Босфора

Миноносец № 272

У Херсонесского маяка

Столкновение с посыльным судном «Успех»

Переоборудованный под заградитель пароход «Олег»

В районе Зунгулдака

Затоплен после боя с турецким крейсером «Мидилли»

{~1}Кроме того, в бассейне Черного моря было потеряно 34 вспомогательных судна и 29 коммерческих судов.

{~2}Все даты гибели приведены по новому стилю.

Потери иностранных флотов в бассейне Черного моря в период иностранной военной интервенции

Таблица 2

Водоизм. (т)

Время гибели

Место гибели

Причины гибели

Примечания

Буксир «Перванш»

Конец 1918 г.

В Севастополе

В 1925 г. поднят и введен в строй Морских сил Черного моря

Линейный корабль «Мирабо»

Район Севастополя

Навигационная авария

После снятия части брони и вооружения отбуксирован во Францию, превращен в корабль-цель

Охотник за подводными лодками С-40

Порт Одесса

Затоплен после внутреннего взрыва

В 1920 г. поднят, находился в строю Морских сил Черного моря до 1933 г.

Канонерская лодка «Скарн»

В районе Очакова

Захвачена советской несамоходной ПБ № 1 «Красная Заря»

Возвращен Франции

Эскадренный миноносец «Карло-Альберто Раккия»

В районе Одессы

Зашел на минное поле при конвоировании транспортов с репатриантами

Эскадренный миноносец «Тобаго»

Лето 1920 г.

Черное море

Отбуксирован на Мальту, не восстанавливался, списан в 1922 г.

Боевые потери белого флота в бассейне Черного и Азовского морей в 1920 г.

Таблица 3

Водоизм. (т)

Дата гибели

Место гибели

Примечания

ВП «Николай»

Нижний Днепр

Буксирный катер с одним 47-мм орудием, захвачен

КЛ «Салгир»

Азовское море

Потоплена артогнем

ЭМ «Живой»

Азовское море

Подорвался на минах, затонул месяц спустя при буксировке в Константинополь

ТЩ «Дмитрий Герой»

У входа в Таганрогский залив

Подорвался на минах и затонул

ТЩ «Успех»

У входа в Таганрогский залив

Подорвался на минах и затонул (?)

ТЩ «Граф Игнатьев»

У входа в Таганрогский залив

Подорвался на минах и затонул

ТР «Батум»

В районе Мариуполя

Подорвался на минах и затонул в 7 милях от берега

ТР «Смоленск»

Между Мариуполем и косой Белосарайской

Подорвался на минах и затонул

2-я бригада линейных кораблей:

«Иоанн Златоуст»

«Евстафий»

«Три Святителя»

«Ростислав»

«Борец за свободу»

Бригада крейсеров:

«Память Меркурия»

Минная бригада (эскадренные миноносцы):

«Гневный» (на мели)

«Счастливый»

«Быстрый»

«Капитан Сакен»

«Жуткий»

«Зоркий»

«Заветный»

«Звонкий»

«Завидный»

«Страшный»

«Свирепый»

«Строгий»

Бригада подводных лодок:

«Гагара»

«Тюлень»

«Кашалот»

«Буревестник»

«Нарвал»

«Налим» (учебная)

«Скат» (учебная)

«Судак» (учебная)

«Лосось» (учебная)

Плавучие базы:

«Березань»

«Кронштадт» (мастерская)

Румынские вспомогательные крейсера:

«Принцесса Мария»

«Романия»

Из Севастополя в Новороссийск

Линейные корабли:

«Свободная Россия» («Екатерина Великая») «Воля» («Александр III»)

1-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Дерзкий»

«Беспокойный»

«Пронзительный»

2-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Пылкий»

«Громкий»

«Поспешный»

3-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Гаджибей»

«Фидониси»

5-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Лейтенант Шестаков»

«Капитан-лейтенант Баранов»

6-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Жаркий»

7-й дивизион эскадренных миноносцев:

«Стремительный».

Вспомогательный крейсер:

«Император Траян»

Список кораблей Черноморского флота, затопленных в Севастополе, Новороссийске и Туапсе (в апреле-июне 1918 г.)

Линейный корабль:

«Свободная Россия» («Императрица Екатерина Великая»).

Эскадренные миноносцы:

«Гаджибей»

«Громкий»

«Гневный»

«Калиакрия»{84}

«Фидописи»

«Лейтенант Шестаков»

«Пронзительный»

«Капитан-лейтенант Баранов»

Миноносцы:

«Заветный»

«Летчик» («Котка»)

«Сметливый»

«Стремительный»

Список кораблей и судов, ушедших из Новороссийска в Севастополь в июне 1921 г.

Линейный корабль:

Эскадренные миноносцы:

«Пылкий»

«Поспешный»;

«Дерзкий»

«Беспокойный»

«Жаркий»

«Жуткий»

Транспорт:

Русская (Бизертская) эскадра

После ухода большей части кораблей Черноморского флота в Бизерту приказом вице-адмирала М. А. Кедрова № 11 от 21 ноября 1920 г. на их базе была создана так называемая Русская эскадра, состав и организация которой приводятся ниже.

1-й отряд (младший флагман - контр-адмирал П. П. Остелецкий):

линейный корабль «Генерал Алексеев» (командир - капитан 1 ранга И. К. Федяевский);

крейсер «Генерал Корнилов» (командир - капитан 1 ранга В. А. Потапьев);

вспомогательный крейсер «Алмаз» (командир - капитан 1 ранга В. А. Григорков);

Дивизион подводных лодок (старший - один из командиров лодок):

подводная лодка «Буревестник» (командир - старший лейтенант Оффенберг);

подводная лодка «Утка» (командир - капитан 2 ранга Н. А. Монастырев);

подводная лодка «Тюлень» (командир - капитан 2 ранга М. В. Копьев);

подводная лодка АГ-22 (командир - старший лейтенант К. Л. Матыевич-Мациевич);

база подводных лодок транспорт «Добыча» (командир - капитан 2 ранга Краснопольский).

2-й отряд (младший флагман - контр-адмирал М. А. Беренс):

эскадренный миноносец «Пылкий» (командир - капитан 2 ранга А. И. Кублицкий);

эскадренный миноносец «Дерзкий» (командир - капитан 1 ранга Н. Р. Гутан 2-й);

эскадренный миноносец «Капитан Сакен» (командир - капитан А. А. Остолопов);

эскадренный миноносец «Жаркий» (командир - старший лейтенант А. С. Манштейн);

эскадренный миноносец «Звонкий» (командир - М. М. Максимович);

эскадренный миноносец «Зоркий» (командир - капитан 2 ранга В. А. Зилов);

эскадренный миноносец «Гневный»

эскадренный миноносец «Поспешный»

эскадренный миноносец «Цериго»

3-й отряд (младший флагман - контр-адмирал A.M. Клыков):

канонерская лодка «Страж» (командир - капитан 2 ранга К. Г. Люби);

канонерская лодка «Грозный» (командир - старший лейтенант Р. Э. фон Вирен);

канонерская лодка «Якут» (командир - капитан 1 ранга М. А. Китицын);

яхта «Лукулл» (командир - старший лейтенант Б. Н. Степанов);

тральщики «Альбатрос», «Баклан», «Китобой» (командир - лейтенант О. О. Ферсман);

сторожевой катер «Капитан 2 ранга Медведев»;

гидрографические суда «Казбек», «Веха» (командир - штабс-капитан Е. А. Поляков);

буксиры «Черномор» (командир - капитан 2 ранга В. А. Бирилев); «Голланд» (командир - лейтенант И. В. Иваненк; «Бельбек», «Севастополь».

4-й отряд (младший флагман - инженер-механик генерал-лейтенант М. П. Ермаков):

ледокол «Илья Муромец» (командир - капитан 2 ранга И. С. Рыков);

ледокол «Всадник» (командир - старший лейтенант Ф. Э. Викберг);

ледоколы «Гайдамак» (командир - капитан 1 ранга В. В. Вилькен); «Джигит»;

транспорты «Дон» (командир - капитан 1 ранга С. И. Зеленый); «Крым» (командир - штабс-капитан Я. С. Андросов); «Далланд» (командир - капитан 1 ранга Я. И. Подгорный); «Шилка» (командир - капитан 2 ранга Д. К. Нелидов); «Самара» (командир - контр-адмирал А. Н. Заев); «Екатеринодар» (командир - капитан 2 ранга П. А. Ивановский); «Рион», «Инкерман», «Поти», «Ялта», «Сарыч», «Осторожный», «Туркестан», «Ольга» (переименован из транспорта «Сухум»), «Заря», «Псезуапе», № 410 (переименован из транспорта «Вера»), № 412, № 413.

Кроме того, в состав эскадры от Добровольческого флота входили транспорты «Владимир», «Саратов», «Колыма», «Иртыш», «Херсон», «Витим», «Омск», «Доброволец»; от Дунайского пароходства - «Александр Невский», «Русь», «Моряк», «Адмирал Кашерининов»; от русского Константинопольского порта - «Радость», «Трапезунд», «Надежда», «Днепр», «Почин» и буксиры - «Днепровец», «Иппокай», «Скиф», «Чурубаш».

В распоряжении командующего Бизертской эскадрой были:

линейный корабль «Георгий Победоносец» (командир - капитан 2 ранга П. П. Савич);

транспорт-мастерская «Кронштадт» (командир - капитан 1 ранга К. В. Мордвинов);

учебное судно «Свобода» (командир - старший лейтенант А. Г. Рыбин).

Командование эскадры:

командующий эскадрой и старший флагман - вице-адмирал М. А. Кедров;

начальник штаба - контр-адмирал Н. Н. Машуков;

командир военно-морской базы - контр-адмирал А. И. Тихменев.

Первая мировая война окончилась 84 года назад. Однако, связанные с ней события до сих пор не получили должного рассмотрения и советской, а затем и в украинской историографии. Не была исключением и война на море. Подавляющее большинство работ по этой теме было издано в 30-40 гг. ХХ века и представляли собой преимущественно переводы иностранных авторов. Совсем немногочисленны монографии и работы, касающиеся деятельности и роли Российского Императорского флота в Первую мировую войну. Лишь в последние десятилетия несколько спал информационный голод по военно-исторической тематике, стали появляться новые и переиздаваться старые книги по истории Первой мировой войны.

19 мая 1911 года царь Николай II подписал программу строительства кораблей для Черного моря . В 1911-1913 гг. Россия приступила к строительству трех линкоров-дредноутов, двух легких крейсеров, девяти эсминцев и шести подводных лодок. Подавляющее большинство этих кораблей строились на верфях, расположенных в Николаеве. В 1914-1915 гг. были заказаны дополнительно один линкор-дредноут, два легких крейсера, восемь эсминцев и двенадцать подводных лодок. Из этого общего числа кораблей в строй до окончания боевых действий вступили три линкора, тринадцать эсминцев, девять подводных лодок . Но модернизация Черноморского флота была начата слишком поздно, время было упущено. Флот вступил в войну, не располагая ни одним новейшим линкором, легким крейсером и с мизерным количеством турбинных эсминцев и мореходный подводных лодок. В 1914 году российский Черноморский флот имел в своем составе семь линкоров устаревшей конструкции (2 из них служили в качестве кораблей охраны Севастопольской бухты, либо штабных), два бронепалубных крейсера, двадцать один эсминец (из них только 4 новейших), девять миноносцев, пять подводных лодок, три канонерки и некоторое количество вспомогательных судов . Абсолютное большинство плавсостава было построено на Николаевских верфях.

Военно-морские силы Османской империи к лету 1914 года располагали еще более ограниченными силами, состоящими из 3 старых линкоров, 2 бронепалубных крейсеров, 10 эсминцев (из них только 4 новых), 10 миноносцев, 18 канонерских лодок и еще 20 кораблей различного назначения . Состояние плавсостава было ужасным, многие корабли нуждались в ремонте. Подготовка экипажей не выдерживала никакой критики.

Ситуация кардинально изменилась, когда 10 августа 1914 года в Мраморном море вошел германский Средиземноморский отряд под командованием контр-адмирала В. Сушона в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау». Германское правительство, стремясь вовлечь Турцию в войну на стороне центральных держав, и, умело используя прогерманское лобби в Стамбуле, продало немецкие корабли за символическую плату в 1000 марок Турции. На «Гебене» и «Бреслау» были подняты турецкие флаги и матросы надели фрески. В Сушон стал фактически главнокомандующим турецким флотом. На требования союзников разоружить «Гебен» и «Бреслау», либо заставить их покинуть территориальные воды Турции, Стамбул отвечал отказом.

29 октября 1914 года началась наступательная операция турецкого ВМФ против России. В 3 часа ночи два турецких эсминца нанесли удар по порту Одесса, потопив 1 канонерскую лодку и повредив несколько судов и портовых сооружений, после чего беспрепятственно удалились. Утром того же дня «Гебен» и два эсминца обстреляли Севастополь, однако огонь русских береговых батарей вынудил их отступить, при этом был затоплен собственным экипажем минный заградитель «Прут». Одновременно с «Гебеном» действовал и «Бреслау», обстреляв порт Новороссийска и вызвав сильнейший пожар. На минах, выставленных немецким крейсером, в то же день затонули два парохода. Наконец, турецкий крейсер «Гамидие» обстрелял Феодосию, где нанес серьезный ущерб портовым складам. Германское правительство добилось своего - Турция вступила в войну. Россия объявила ее 31 октября, а после, 5 ноября Стамбул объявил войну Антанте.

Опасаясь высадки десанта, русское командование начало спешно минировать прибрежные зоны, выставив в общей сложности 4200 мин. Окончив минные постановки, русский флот приступил к диверсионным рейдам на коммуникации противника, тревожа его по всему Кавказскому побережью. В море выходило ядро Черноморского флота из 5 наиболее боеспособных старых линкоров вместе с силами охранения.

18 ноября возле мыса Сарыч, в 45-ти милях от Севастополя произошла внезапная встреча русской эскадры с «Гебеном» и «Бреслау». В результате скоротечного боя, длившегося 14 минут, «Гебен» получил ощутимые повреждения и пользуясь преимуществом в скорости, скрылся. Из русских кораблей повреждения получил флагманский корабль адмирала Эбергарда, линкор «Евстафий».

После боя у м.Сарыч русские корабли до конца 1914 года неоднократно выходили в море, осуществив, например, маневрирование Босфора. Другой крупной акцией была попытка заблокирования порта Зонгулдак, через который осуществлялась перевозка угля в турецкую столицу. К сожалению, эта операция не увенчалась успехом. Все же усилия русских дали некоторые плоды - 26 декабря «Гебен» подорвался на мине у входа в Босфор и получил серьезные повреждения, которые надолго вывели его из строя. Пользуясь этим, русские легкие силы активно действовали возле турецкого порта Трапезунд, обеспечивая перевозку войск морем. Черноморский флот продолжал свои рейды, а в начале 1915 года, каждый раз почти в полном составе, выходя к Кавказскому побережью. В результате операции у берегов Анатолии, которая состоялась 12-17 февраля, были потоплены ряд мелких судов противника. Всего же с начала года и до конца марта было потоплено 4 турецких парохода и около 120 небольших парусников , что нанесло серьезный удар по турецким угольным перевозкам.

Директивы верховного российского командования вице-адмирала Эбергарду, в связи с англо-французской операцией по овладению Дарданелл, обязывали его предпринять наступательные действия. Началась подготовка десантной операции Черноморского флота на Босфоре. К высадке готовился 37-тысячный экспедиционный корпус, однако, в связи с широкомасштабным наступлением немцев на Восточном фронте, операция не состоялась.

Зато Черноморский флот действовал весьма активно. Кроме обычных рейдов к восточно-анатолийскому побережью была совершена бомбардировка укреплений Босфора 28 и 29 марта. Огонь русских кораблей корректировался с гидропланов, которые были запущены с гидроавиакрейсеров «Николай І» и «Алмаз». Эта акция имела больше психологический, нежели военный характер и большого успеха не принесла. На обратном пути русские корабли в очередной раз атаковали угольные порты на турецком побережье.

Германо-Турецкие силы действовали менее активно, ограничивались рядом диверсионных вылазок легкими силами к русским берегам. В один из этих походов турецкими ВМС был потерян легкий крейсер «Меджидие». Он подорвался на мине и затонул возле Одессы 1 апреля. Позже он будет поднят русскими, отремонтирован и войдет в 1916 г. в строй под названием «Прут». В апреле Черноморский флот неоднократно выходил в море для действий в южной части Черного моря, в том числе для обстрела укреплений Босфора. С апреля же начинались регулярные самостоятельные обходы турбинных эсминцев против турецкого судоходства. 10 мая во время очередной бомбардировки Босфоора. Имел место бой русской эскадры с «Гебеном», который получил ряд повреждений, и лишь преимущество в скорости позволило ему ускользнуть. Летом 1915 года русское командование узнало о прибытии в Константинополь немецких подводных лодок, поэтому временно прекратило обстрелы Босфора, поставив все крупные корабли на плановый ремонт. Операции против турецкого судоходства продолжали лишь эсминцы и подводные лодки. Тем более, что Черноморский флот пополнился к этому времени 5-ю новыми эсминцами, 2-мя авиатранспортами и 2-мя подводными лодками, одна из которых «Краб» являлась подводным минным заградителем .

Во второй половине года в строй вступили самые мощные корабли - новейшие дредноуты «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», которые превосходили «Гебен» вооружением и бронированием, уступая лишь в скорости. Ситуация коренным образом изменилась в пользу русских. Они становились хозяевами моря. Мало того 18 июля 1915 года на минах, выставленных подводным минным заградителем «Краб» подорвался «Бреслау» и на семь месяцев вышел из строя. Тем временем русские эсминцы и подводные лодки терроризировали вражеские коммуникации. Ситуация с углем в турецкой столице стала угрожающей. Только с мая по август в районе Босфора были уничтожены 17 пароходов, 3 буксира и 195 малых парусников .

Как уже отмечалось выше, летом 1915 года в Стамбул стали прибывать немецкие подводные лодки, была потоплена только одна подводная лодка «С-13» .

Всю вторую половину 1915 года русский Черноморский флот активно действовал против турецких угольных бассейнов, совершая обстрелы побережья, в которых участвовали уже и новейшие линкоры. В октябре 1915 года в войну на стороне Германского блока вступила Болгария. Поэтому часть сил русское командование выделило на обстрел порта Варны. Болгарский флот был мизерным по своему составу и серьезной опасности не представлял. Но болгарские порты активно использовались противником для перевозок войск. Всего в 1915 году корабли Черноморского флота потопили свыше 40 грузовых пароходов и несколько сотен парусников. Турецкий флот потерял 1 легкий крейсер, немцы - 1 подводную лодку. Русские за все это время потеряли лишь 7 небольших вспомогательных судов. Черноморский флот добился решительного преимущества над противником, но его успехи свело на нет поражение англо-французских войск на Геллиополийском полуострове и провал Дарданельской операции.

С наступлением 1916 года задачи Черноморского флота несколько изменились. После эвакуации экспедиционного корпуса союзников с полуострова Гелиополи ситуация позволила туркам высвободить свои войска для других фронтов, в первую очередь для Кавказского. Чтобы определить турок, 10 января 1916 года русские войска начали наступление, отбросив на 70-100 км. Батумский отряд легких сил флота всемерно оказывал поддержку поддержку с приморского фланга наступающим войскам. При этом для высадки тактических десантов использовались грузовые десантные лихтеры типа «Эльпидифор», строительство которых было организовано в Николаеве. Кроме эсминцев и канонерских лодок для действий по обеспечению Приморского фланга Кавказской армии привлекался и линкор «Императрица Мария».

В мае-июне при поддержке главных сил флота в район Трапезунда были переброшены две пехотные дивизии. «8 августа 1916 года на стороне Антанты выступила Румыния. Но румынский фронт был крайне слаб, армия малоспособна. Русскому командованию пришлось выделить часть и без того немногочисленных сил для поддержки приморского фланга Румынского фронта. Слабая Румыния не могла выдержать натиска противника, и к концу года большая часть ее территории была оккупирована противником.

Как и в предшествующие годы войны, в начале 1916 года блокада турецкого угольного бассейна оставалась важнейшей задачей российского Черноморского флота. В то время как часть сил оперировала у Кавказского побережья. Другая практически постоянно наносила удары по турецким портам. Единственным серьезным препятствием в осуществлении данной задачи были немецкие подводные лодки, которые отвлекали на себя русские эсминцы. Поэтому ситуация с доставкой угля в Стамбул, например. В марте несколько улучшилась. Русские расплачивались теперь за недостаточное внимание к развитию Черноморского флота перед войной. Боеспособных кораблей было мало, новые строились медленно, а задач у флота становилось все больше. Командование Черноморского флота, считая, что инициатива полностью принадлежит ему, несколько утратило бдительность, чеи не преминул воспользоваться противник. 4 июля 1916 года «Гебен» и «Бреслау» предприняли дерзкий рейд к берегам Кавказа, обстреляв позиции русских войск и потопив несколько транспортов. Перехватить немецкую эскадру не удалось. Успех немецкой диверсионной операции и возросшая активность их подводных лодок дала повод для смещения с поста командующего флотом вице-адмирала Эбергарда. Вместо него 16 июля был назначен вице-адмирал Александр Васильевич Колчак (1873-1920). Новый командующий при помощи мин решил полностью заблокировать Босфор и угольный порт Зонгулдак. Турки пытались тралить русские заграждения, однако на месте вытраленных, возникали новые.

Эта тактика Колчака начала быстро давать свои плоды - действие вражеских кораблей резко ограничилось. Угольный кризис в августе достиг апогея. Блокаду Босфора осуществляли и подводные лодки. В общей сложности во второй половине 1916 года русские субмарины совершили 33 боевых похода .

Крупные боевые корабли осуществляли прикрытие конвоев с войсками и обстрелы вражеского побережья, а также обеспечивали постановку мин у Босфора. Всего в районе Босфора. Всего в районе Босфора в 1916 году было выставлено 2187 мин .

Судоходство противника удалось почти полностью реализовать. Кроме Босфора русские осуществляли интенсивное минирование г.Варны, главной базы немецких подводных лодок неоднократно подвергался атакам русских гидропланов, поднятых с гидроавиакрейсеров. На минах, выставленных русскими, погибли в октябре - ноябре три подводные лодки противника и еще одна затонула предположительно от ударов авиации.

Таким образом, план Колчака был выполнен, русский флот добился к концу осени полного господства в Черном море. Потери его были минимальны: на минах подорвалось и затонуло два старых эсминца и три тральщика. Кроме них были потеряны 13 транспортов и вспомогательных судов.

Самой крупной потерей была гибель 20 октября 1916 года от взрыва погребов с боеприпасами дредноута «Императрица Мария». Сотни членов его экипажа погибли или были ранены. Это была самая тяжелая потеря русского флота за все годы на всех морях.

Первая половина 1917 года прошла под знаком полного господства русского флота на Черном море. Был заблокирован Босфор, парализовано судоходство, налажено взаимодействие с сухопутной армией. Все турецкое побережье было блокировано легкими силами, в первую очередь эсминцами. Начавшаяся февральская революция и последовавшее за ней разложение Балтийского флота почти не коснулось Черноморского, так как адмирал Колчак, предпринимал все усилия, чтобы не допустить упадка дисциплины и поддерживал боеспособность на надлежавшем уровне. Это ему удавалось путем интенсификации боевых действий в первую очередь у анатолийского побережья Турции. Операции проводились там по обычному сценарию и сводились к обстрелу береговых сооружений и уничтожению мелких кораблей противника поскольку крупнее выходить в море не решались. Германо-турецкий флот не проявлял в первые месяцы 1917 года никакой активности и все его действия сводились к осуществлению траления русских минных заграждений, которые очень быстро обновлялись.

Тем временем на кораблях Черноморского флота продолжали развиваться революционные настроения, создавались так называемые революционные комитеты. 19 июня 1917 года по их требованию вице-адмирал Колчак ушел в отставку. Его место занял контр-адмирал В.Лукин, которого уже в августе сменил контр-адмирал А.В.Немитц.

После долгого перерыва, в июне на Черном море вновь появились немецкие корабли, в частности подводные лодки. Крейсер «Бреслау» в конце июня совершил набег на остров Фидониси (Змеиный). Уничтожив русский маяк. На обратном пути он имел стычку дредноутом «Свободная Россия» («Бывшая Екатерина Великая»), однако немецкому крейсеру удалось уйти. Это был последний в годы Первой мировой войны бой между немецкими и русскими кораблями в Черном море.

Между тем экономическое положение империи ухудшалось, что в полной мере ощутил на себе Черноморский флот. Верфи не могли работать продуктивно в обстановке надвигающегося хаоса. Не хватало самых необходимых материалов, постановка импортных затягивалось.

Начиная с лета, блокада Босфора ослабевала с каждым днем. Столь успешно начатое минирование оказалось заброшенным. Последняя минная постановка состоялась в ночь с 19 на 20 июля 1917 года. Турки воспользовались ослаблением противника и стали наращивать угольные перевозки. Попытки русских эсминцев восстановить свое господствующее положение в сентябре - октябре успехом не увенчались - боеспособность русского флота упала до угрожающей черты, за которой находился хаос. 1 ноября на перехват «Бреслау» вышли две эскадры русских кораблей, но экипаж дредноута «Свободная Россия» отказался выполнять приказы и корабль вернулся в Севастополь. Немецкий крейсер, пробыв некоторое время в море, вернулся на базу. Не спасло ситуацию вступление в строй дредноута «Воля» (бывший «Император Александр III»). 8 ноября в Севастополе узнали о победе большевистской революции в Петрограде. В связи с этим сообщением командующий Черноморским флотом контр-адмирал Немитц отдал приказ всем кораблям и частям флота подчиняться только Центрофлоту, где господствовали эсеры и меньшевики, с которыми Немитц находил общий язык. К концу ноября все корабли Черноморского флота находились на базах, боевые действия фактически прекратились. Вскоре было подписано перемирие, и начались переговоры в Брест-Литовске между делегациями России и Германии.

Литература

1. История отечественного судостроения. - СПб., 1996 - ч. III.
2. Первая мировая война на море. - М., 1999.
3. Больных А. Морские битвы Первой мировой войны. - М., 2001. -т. 11.
4. Первая мировая война на море. - М., 1999.
5. Там же.
6. Больных А. Морские битвы Первой мировой войны. - т. III.
7. Первая мировая война на море. - М., 1999.
8. Гибсон. Пендертарст. Германская подводная война 1914 - 1918 гг. - М., 2002.
9. Там же.
10. Больных А. Трагедия ошибок. - М., 2001.
11. Там же.