Божества смерти в культурах разных народов. Славянская богиня смерти Мара. Амулет славянской богини мары


Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и Черная Луна. Каждое утро она пытается погубить солнце, но ужас перед его яркими лучами не дает ей сделать это.
Мара — дочь богини Лады и бога Сварога. В зависимости от времени года, она выглядит по разному. Поздней осенью, это молодая прекрасная девушка, с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны (походе на Снежную Королеву), а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны. Старается всеми силами удержать зиму. Именно из древнего язычества, к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, что бы злая Морана поскорее ушла.

Само имя «Морана» происходит от слова «мор». С образом богини селяне обходили деревни, когда в них начинался мор, умирали люди, животные. Они просили богиню забрать болезнь в Навь. Ведь изначально Морена олицетворялась как богиня жизни и смерти, забирая души умерших, она позволяла им переродится вновь. Со временем, об этом стали забывать и Морана ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам она играет с нитями жизни людей, ведя из в нужном направлении, а в конце, обрезая нить жизни умирающего. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней, или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того, как обряд был произведен, все что было в этом месте(камни, алтарь, сам идол) сжигалось или топилось в воде.

Еще по земле ходят прислужники богини — мары. Призраки, которые по ночам, под окнами шепчут имена людей, живущих в доме. Кто отзовётся на свое имя, тот вскоре умрет. Из других источников — мары наоборот, живут в домах людей, в уголках за печкой, если домовой помогает хозяевам, то мара, портит и рвет пряжу, крадет вещи. Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. Марами, так же пугали детишек, маленьких и слабых, они могли утащить и убив, сделать такими.
О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах. В них она предстает злодейкой, женой Кощея, подругой Яги Мареной Свароговной. В сказках она может принимать облик других девушек, пленять богатырей, и пакостить главным героям. Но, неизменно, добро побеждает зло, и Марана оказывается проигравшей.

Мало кому нужна информация о том, что это за богиня такая Мара. Если коротко, то это богиня смерти. Более развёрнуто мы писали про эту богиню в этой статье . Если этот образ не известен, предлагаем вначале ознакомиться вначале с указанной статьёй.

Но нас заинтересовало то, что у данной богини слишком много различных символов-чиров. Это приводит к дичайшей путанице среди родноверов, и это повод разобраться, что к чему относится и почему собственно так пошло. Начнём с того, что некоторые умы в официальной науке вообще ставят под сомнение факт существования данной богини, а мы тут пишем о куче символов связанных с ней. Вот такой парадокс. Толчком к этой статье стал вопрос одного из наших клиентов, который собственно и дал старт моему интересу. Крайне любопытно стало разобраться и оказалось, что я сам забыл про существование одного символа, а что уж говорить о людях, которые недавно в Родной Вере…

Поэтому ниже я перечислю все варианты символов великой богини Мары с подробным описанием.

Треугольник, развёрнутый вершиной вниз

Как известно практикующим магам и эзотерикам, такой треугольник ещё является символом луны и тёмной магии. Богиня Марена в кругах Чернобожия и практикующих славянскую магию людей достаточно почитаема и уважаема. Этот символ наносят на предметы ритуала и кумиров, когда хотят активизировать потаенные силы матушки Марены. Но есть ещё малоизвестный факт, такой треугольник в более образной форме имеет вполне явственное отображение в славянских оберегах. Символом богини, оказывается, является и достаточно известный, археологически выверенный женский оберег Лунница .

Символ воды Мары

Это достаточно известный символ, который обычно изображается несколькими волнистыми линиями параллельно идущими друг к другу. Такое отображение мы используем дабы показать одну из основных функций богини. Это связано с тем фактором, что по легендам Марена переправляет тела умерших через речку С-Мор-родину (Смородину). По мифологии речка протекает между Явным и Навьим миром, а Мара переправляет умерших в мир Богов. Вот так как Мара отвечает за переправление душ чере эту воду и называют Марьиными водами. Мы отображает это значимый символ на наших кумирах .

Косой крест Мары

Тут всё не однозначно и не двояко. Дело в том, что под крестом Мары подразумевается не этот графический символ, а правосторонняя свастика. Символ разрушающего солнца или умирающего, если угодно. Но такой символ не получится прилепить к кумирам и оберегам. Так по неведомой мне причине появился вот этот символ под видом креста Мары. Хотя сам символ имеет отношение скорее к символам плодородия. Но вернёмся к самому значению символа. Он, как вы поняли, имеет отношение к умирающему солнцу. Зимнему солнцу до Коляды. В это время Мара имеет наибольшую силу в природе. Это её время. Про это время, атмосферу и суть поёт известная отечественная группа Butterfly Temple, собственно песня так и называется «Время Мары».
Как и у многих славянских богов, у Марены есть два природных цикла летний и зимний. Данный символ относится к летнему циклу. Символ богини с поднятыми руками вверх говорит о её созидательности, как бы это не противоречило её сути и божественной направленности. По некоторым источникам Марена покровительствует полевым цветам, ягодам, грибам и пр. Она помогает соискателю даров природы найти нужное и благоговеет за наличие на земле всего необходимого человеку в поле и лесу, будь то ягодка, цветок или гриб. Зима, как мы уже писали, это время силы богини. Зима вообще считалась у славян временем льда, заморозков и смерти природы, она как бы отдавалась во владения этой богине. Поэтому с таким удовольствием славяне сжигали чучело Марены по Весне и встречали Младого Ярило. Символ двух треугольников, соединённых острыми углами говорит нам о двойственности богини, с одной стороны это покровительница магии и смерти, с другой это богиня созидательности. Некоторые исследователи трактуют этот символ как знак равновесия, как бы подчеркивая этим судьбоносность функций Марены. И то, что она делает всегда находится в равновесии. На этом стоит славянская языческая картина мира. Тут достаточно просто всё. Если знать функционал и божественные обязанности Мары, то станет понятно, что это она жница душ. И это необходимый атрибут в её нелёгкой работе. По преданиям, Марена сидела с умирающим в последние минуты его жизни, она никогда не прибирала людей у которых не истекло время. Это справедливая и спокойная богиня. На картинке можно видеть серп, который применяют в магических ритуалах и практиках посвящённых культу данной богини. Тут у нас всё заострено на суть славянского гороскопа и собственно на чертоги. Дело в том что всем кто родился в чертог Лисы покровительствует славянская богиня смерти. На картинке изображён чертог Лисы , но с лёгкой руки Интернет пользователей теперь это ещё один символ Марены.

Как можете заметить, я привёл целых 7 символов богини Марены и всех их обосновал и объяснил. Такого многообразия по символам нет, пожалуй, ни у одного из славянских Богов. Но это показывает и приоткрывает нам тот факт, что с точки зрения работы со славянской магией арсенал возможностей богини чрезвычайно велик. И пусть те, кто говорит, что славянская мифология пуста и неинтересна, сами перечислят и объяснят все символы Мары. А ты, дорогой читатель, таких людей теперь можешь троллить или просвещать (тут уж от человека зависит) знаниями, почерпанными из этой статьи.

Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь ) – богиня зимы, смерти , царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мара является дочерью богини Лады и Сварога (Марена Свароговна), сестрой Живы, Лели и Леля. Её мужем считается Кощей, а детьми Богумир, Желя и Карина. Судя по другим преданиям, сказкам, былинам, мужем Мары был и Даждьбог. Морана – это само воплощение нечистых сил. Она заведует навью и пеклом. По поверьям скитается в снегах и иногда навещает явь, что бы сделать чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает солнце, что бы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), что бы как можно дольше продлить на земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на масленицу. Имя Мораны дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др. Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; немного позже было предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена это имена одной Богини.

Символами богини Мораны являются Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной и что бы достичь их нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь.

Марь – это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Без смерти не может быть жизни и жизнь – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование. После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующем лицом в этой игре. Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире ЯВИ и богиней вечной молодости в мире НАВИ.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника - Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся - тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар – это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это (маруты) духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары - души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье вышитом драгоценностями. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молодая и полная сил, а вот на масленицу (комоедицы) она уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает по прошествии времени душу в навь. Поэтому кумир Маре ставили возле поминальных курганов и капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. День Марены традиционно отмечают 1 Марта.

Судя по достоверным источникам, многие историки и исследователи считают, что капище Мораны находилось на месте современного месторасположения Останкинской башни.

Выглядит так:

© Денис Блинцов

В далекой лесной избушке светлоокая Морена склонилась над очередной нитью Жизни, которую она собирается перерезать своим серпом. Дочь великой Лады и самого Сварога, покровительница женского начала, подземного мира и символ окончания телесной жизни.
Марена Свароговна имеет много имен: Маара, Мор, Морена и Мара, всемогущая владычица Зимы, которая укрывает землю ледяным саваном, чтобы та могла отдохнуть и набраться сил. Относится к пантеону древнеславянских богов, считается родной сестрой Лели и Живы.

Поклонялись Морене на территории Киевской Руси. Первоначально богиню почитали, как хранительницу домашнего очага, плодородия и Мать всего живого. Постепенно Мора трансформируется в злобную вестницу увядания, немощной старости и болезни. Символ богини – белый, словно саван или зимний снег, цвет, который в старину надевали во время скорби.

Встречается упоминание о Маре в скандинавской мифологии, где она представлялась ночным демоном. Существо садилось на грудь спящему и вызывало кошмарные видения. Но Мара могла издеваться не только над людьми, но и над домашним скотом.

У басков существует богиня Мари – покровительница природы и правосудия, которая влюбляет в себя мужчин либо ведет себя с ними, словно тиран.

Одни источники предполагают, что владения покровительницы Жизни и Смерти находятся ледяных скалах, размещенных на далеком севере. Именно в холодных пещерах богиня прячется от людских глаз и находит желанное уединение. Другие легенды гласят, что живет Мора в зеркальном дворце, добраться до которого можно только через Калинов Мост. Он соединяет два берега бездонной реки Смородины, и надежно охраняется многоглавым змеем.

Существовал у наших предков погребальный обряд, связанный с Мореной. Женщин, доживших до глубокой старости, которые являлись хозяйками всего рода, подобно богине, после смерти относили в специальную деревянную избушку на «куриной ноге», роль которой исполнял пень. Таким способом они переходили в распоряжение Моры, или Яги, и становились новыми ягишнями.

Образ Морены можно встретить в сказке о Василисе Прекрасной, которая отправилась в избушку на куриных ножках в поисках огня. Дом Яги-Мары был окружен забором из человеческих костей и черепов, которые также являются символом богини. А домашнюю работу выполняли оторванные руки и ноги, которые Морена забирала у умерших людей, чтобы те служили своей хозяйке.

В некоторых древних сказаниях Морена превращается в злобную девку Маринку, которая желает искусить богатыря Добрыню, заморочить славному молодцу голову и женить на себе. Славяне также считали, что Морена была женой самого Кощея Бессмертного, который так любил пакостить людям и насылать на них беды.

Морена может увязаться хвостом за понравившимся ей человеком, поэтому наши предки ежегодно устраивали ритуальные прощания с зимой. Делали из соломы чучело, ростом с девушку или ребенка, наряжали его в красивые одежды, венок и бусы, и ставили под ритуальным деревом, в ветви которого вплетали ленты и цветы. Юноши брали девушек за руки, и прыгали через огромный костер, а после праздника сжигали чучело Мары или топили в реке, чтобы избавиться от болезней, жизненных неприятностей и смерти. Отголоски этих языческих ритуалов можно встретить в современных обрядах, приуроченных ко дню Ивана Купала. К сожалению, молодые люди воспринимают прыжки через огонь, как веселую забаву и не более.

Встретить культ Морены можно у староверов, которые продолжают хранить языческие традиции. Мора – одна из главных в пантеоне славянских богов, которая остается проводником в мир вечной жизни. Некоторые историки предполагают, что образ Марены стал прототипом Девы Марии – матери Сына Божьего.

Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая ) – богиня зимы, смерти , царица ночи, могучее и грозное божество древних славян. Морана заведует загробным или подземным миром, где правит вместе с (Кощеем). По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает Явь, чтобы сделать своё чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света (Ярило, Жива), чтобы как можно дольше продлить на земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на .

Вероятно, в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; существовало предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена — это имена одной богини.

Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Её сакральные вещи – это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет мир живых и мёртвых.

Без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть – это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире.

В день весеннего равноденствия (современное название – Масленица, языческое название праздника — Комоедицы) славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги – Мары. Мары – это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане – души умерших, болгары — души умерших младенцев.

Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган.

Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами. Это может быть величественная королева в белом одеянии (Снежная королева). Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу (Комоедицы) Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Она даёт жизнь в явном мире и забирает душу, по прошествии времени, в мир мёртвых, поэтому кумир (идол) Маре ставили возле поминальных курганов и на капищах с крадой (жертвенником).

С ликом Марены или её идолом славяне-язычники обходили селение, когда заболевал скот или люди. Так же делали, когда ожидалось нападение врага или наступление войны. В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам.

В греческой мифологии Моране соответствует богиня царства мёртвых Персефона.