Чем обработать стоматит — лучшие средства для обработки. Паллиативная помощь тяжелобольным пациентам. Уход за полостью рта, зубами и зубными протезами Техника обработки полости рта тяжелобольным


Полость рта требует тщательного постоянного ухода. Большое количество микроорганизмов, скапливающихся в ней, при определенных условиях вызывают заболевания полости рта и способствуют ухудшению общего состояния и самочувствия человека. Особо бурно микробы размножаются при наличии в полости рта остатков пищи. При плохом гигиеническом состоянии полости рта в ней имеется много вязкой слизи, что значительно затрудняет процессы самоочищения зубов и слизистой. Ухудшают гигиеническое состояние рта и зубные протезы, особенно у тех, кто курит, злоупотребляет алкоголем. На протезах быстрее накапливаются зубные отложения, создается благоприятная среда для распространения микробов.

Состояние полости рта влияет на аппетит и возможность принимать пищу. Если язык обложен налетом, то вкус пищи не чувствуется, а потому и желания принимать пищу у пациента будет мало. В результате дефицита ухода возникают воспалительные заболевания полости рта (стоматит и др.), вызывающие боль при приеме пищи, слюнотечение, повышение температуры. Иногда возникают сухость губ и слизистых полости рта, болезненные трещины в углах рта. Появление болезненности при жевании заставляет больных полностью отказываться от приема пищи. Образовавшийся в результате воспалительного процесса налет на слизистых полости рта при дыхании больного через рот превращается в корки, что еще более усугубляет тяжесть состояния. Процессы гниения в полости рта сопровождаются появлением неприятного запаха изо рта, беспокоящего больного и окружающих его людей.

Если ротовая полость человека периодически не очищается, то во рту и горле накапливается все больше и больше болезнетворных бактерий, что в значительной мере увеличивает вероятность, особенно у ослабленных и пожилых больных, развития инфекционных заболеваний дыхательных путей.

Гигиенический уход должен включать туалет полости рта после полного сна и после каждого приема пищи, а также после рвоты.

Если пациент не принимает пищи, то обработку рта необходимо проводить не менее 4 раз в сутки. Если пациент дышит ртом, то и чаще.

Уход за полостью рта можно подразделить на:

  • уход за слизистыми полости рта (слизистыми губ, щек);
  • уход за поверхностью языка;
  • уход за зубами.

Для ухода за полостью рта следует использовать очень мягкую зубную щетку, а для слабых пациентов - марлевые тампоны. Если пациент в состоянии хорошо полоскать рот, можно использовать зубную пасту. После еды полезно полоскать рот теплой водой или отварами ромашки, шалфея, зверобоя.

Для тех, кто слаб, лучше использовать зубной эликсир или растворы антисептиков:

  • раствор фурациллина (2 таблетки на 400 мл воды);
  • раствор соды (1/2-1 чайная ложка на стакан воды);
  • раствор борной кислоты (1-2% раствор);
  • слабо-розовый раствор марганцовки (1:5000);
  • отвар ромашки;
  • отвар коры дуба (при кровоточащих деснах).

Для обработки полости необходимо приготовить:

  • зубную щетку и пасту или марлевые тампоны, салфетку, зажим и емкость с раствором антисептика;
  • грушевидный баллон - для тех, кто не может удерживать воду во рту, или стакан;
  • емкость для сплевывания (почкообразный лоток, обычная миска или маленький тазик);
  • шпатель (за его неимением можно использовать ручку ложки) - для отодвигания щеки и прижатия языка;
  • перчатки, лучше латексные;
  • вазелин или гигиеническую губную помаду.

Для обработки полости рта следует:

  • придать пациенту удобное положение сидя или лежа (лежа - голову необходимо повернуть набок);
  • надеть перчатки;
  • марлевым тампоном, смоченным раствором антисептика или зубной щеткой очистить зубы;
  • продолжить обработку, продвигаясь от коренных зубов к резцам и меняя тампоны (на обработку рта необходимо, в среднем, 10-15 тампонов);
  • движения зубной щетки проводят по оси зуба (вверх-вниз), захватывая часть десны. Не рекомендуется чистить зубы с помощью движений поперек оси зубов, так как это может приводить к стиранию эмали в области шейки зуба;
  • язык очистить в последнюю очередь. Если язык не удерживать, то очистка его будет затруднена, поэтому оберните его марлевой салфеткой и потяните на себя. Во время снятия налета не нажимайте на корень языка, чтобы случайно не вызвать рвоту;
  • попросить пациента хорошо прополоскать рот или промыть из грушевидного баллона раствором антисептика;
  • осушить губы и кожу вокруг рта;
  • смазать губы вазелином или гигиенической помадой;
  • убрать оборудование;
  • снять перчатки, вымыть руки.

Если больной пользуется съемными зубными протезами, их необходимо ежедневно снимать и обрабатывать два раза в день - утром и вечером - в специальных дезинфицирующих растворах (например, с помощью растворимых таблеток Протефикс, содержащих активный кислород. 1 таблетка растворяется в половине стакана воды. Протезы кладутся в раствор на 15 минут, после чего протезы очистятся, будут уничтожены все запахи и микробы. Затем протезы промываются проточной водой и снова надеваются).

Иногда возникает потребность в постоянном промывании полости рта водой, растворами лекарственных препаратов или отварами лекарственных трав. С этой целью используются ирригаторы - специальные аппараты, обеспечивающие непрерывное поступление жидкости в полость рта через наконечник под давлением 2-4 атм. перед проведением ирригации необходимо обеспечить чистку зубов с помощью зубной щетки.

Заболевания органов пищеварения

Осмотр полости рта и зева

Цель: оценить состояние слизистой оболочки полости рта, дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.

Оснащение:

­ стерильный шпатель в лотке;

­ емкость с дезинфицирующим раствором;

­ перчатки.

Обязательное условие : хорошее освещение.

Алгоритм действия:

1. Объясните ребенку/маме цель манипуляции, установить доброжелательные отношения.

2. Вымойте руки, наденьте перчатки.

3. Усадите ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;

б) руки и туловище фиксирует одной рукой;

в) голову держит, положив ладонь на лоб ребенку.

4. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.

Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо правой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать.

5. Осмотреть и оценить состояние слизистой оболочки полости рта, дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки.

  1. Погрузите использованный шпатель в дезинфицирующий раствор.
  2. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки
  3. Запишите результат.

Примечание: при необходимости фиксируйте всегда ребенка с помощью помощника.

Алгоритм обработки полости рта при стоматитах

Цель: снять воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта.

Показания: воспалительный процесс слизистой оболочки полости рта разной этиологии (стоматит, молочница)

Оснащение:

  1. Растворы для обработки полости рта - 2 % раствор бикарбоната натрия,

отвары трав - ромашка, шалфей, антисептики- раствор фурациллина).

4.Баллончик резиновый.

5. Пеленка.

6. Стерильные марлевые салфетки.

  1. Анестезиновая мазь.
  2. Перчатки.

Алгоритм действия:

1. Объясните маме цель и ход проведения процедуры

2. Подготовьте оснащение

3. Обработайте руки гигиеническим способом, наденьте перчатки

4. На второй палец правой руки обмотайте марлевую салфетку, кончик которого необходимо зафиксировать большим пальцем

5. Большим пальцем левой руки осторожно надавите на подбородок и откройте рот ребенку (при необходимости примените шпатель)

6. Салфетку промокнуть в готовом растворе и промокательными движениями обработайте полость рта.

Примечание: Наберите в стерильный резиновый баллончик один из растворов для обработки полости рта.

  1. Орошайте слизистую так, чтобы вода стекала в лоток. Проводите данную процедуру пе­ред и после каждого кормления.
  2. После орошения перед кормлением смажьте слизистые полости рта анестезиновой мазью с целью обезболивания.

При обработке полости рта следует соблюдать следующие правила:

    1. Обрабатывать слизистую полости рта только промокательными движениями.
    2. Температура лекарственного раствора должна быть 37-36гр.С.
    3. Обработку полости рта проводить не менее 4-5 раз в сутки (лучше после каждого кормления).
    4. В острый период использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления.
1 | | | |

Приготовьте : 2% раствор натрия гидрокарбоната или 10-20% натрия тетрабората в глицерине, противогрибковые антибиотики, деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки, резиновый баллон или шприц, пинцет, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость, пеленку, фартук клеенчатый, емкость с дезинфицирующим раствором, резиновые перчатки, инструментальный столик.

Алгоритм действия

1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

3. Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение.

4. Приготовьте лекарственный раствор для орошения: 1 чайную ложку соды на 200мл воды.

5. Орошение полости рта с помощью стерильной салфетки или палочки с ватой:

Уложите ребенка на пеленальный стол, помощник фиксирует его положение;

Захватите зажимом стерильную салфетку, обернув ее вокруг зажима, смочите в растворе, вращая осторожно зажим легкими движениями, снимите налет;

6. Орошение полости рта резиновым баллоном (шприцем):

– уложите ребенка на колени помощника, фиксируйте левую руку на лоб, правой охватите руки, скрещенными ногами помощник удерживает ноги ребенка;

Грудь и шею ребенка закройте передником внизу, возле подбородка подставьте лоток;

Наберите в резиновый баллон (шприц), лекарственный раствор, откройте рот ребенку и введите баллон (шприц) в полость рта;

Сожмите баллон, направив струю к твердому нёбу

Голову ребенка наклоняйте вначале на одну сторону, затем на другую;

7. Осушите лицо ребенка.

8. Использованные предметы сложите в емкость с дезинфицирующим раствором.

9. Обработайте рабочие поверхности дезинфицирующим раствором.

10. Снимите перчатки поместите в КБУ, вымойте руки, осушите.

16 вопрос Измерение длины тела (у детей до 1 года)

Показания: оценка физического развития.
Оснащение:горизонтальный ростомер, пеленка, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка.
Выполнение процедуры:
2. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой по верхности шкалой "к себе".
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши.
6. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
7. Уложить ребенка на ростомер.
8. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени.
9. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера.
10. По шкале определить длину тела ребенка.
11. Убрать ребенка с ростомера, записать результат.
12. Убрать пеленку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина! двукратно с интервалом 15 минут.
13. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина.
14. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

Измерение длины тела стоя (дети старше года)

Показания: Оценка физического развития.
Оснащение: Вертикальный ростомер, резиновые перчатки, емкость с дез.р-ром, ветошь, бумажная салфетка одноразового применения.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить маме, цель исследования.
2. Откинуть скамеечку ростомера.
3. Вымыть руки, надеть перчатки.
4. Обработать рабочую поверхность ростомера дез.р-ром с помощью ветоши, постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.
5. Поднять подвижную планку ростомера.
6. Предварительно снять обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера:
а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок
б) расположить голову так, чтобы наружный угол таза и козелок располагались на одной горизонтальной линии.
7. Опустить подвижную планку ростомера к голове ребенка.
8. Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале деления).
9. Помочь ребенку сойти с ростомера.
10. Записать результат.
11. Убрать салфетку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина
двукратно с интервалом 15 минут.
12. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина на 60 минут.
13. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

17 вопрос Техника измерения температуры тела детей различного возраста

Манипуляция - Техника измерения температуры тела детей различного возраста, графическая регистрация.
Цель: диагностическая.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: наличие гиперемии и местных воспалительных процессов в подмышечной области.
Оснащение: медицинский термометр в емкости "чистые термометры", температурный журнал, часы, ручка, температурный лист, лоток с дез.р-ром.
Техника измерения температуры тела детей, алгоритм действия.
Подготовка к процедуре:
1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, маску;
2. Возьмите сухой, чистый термометр из емкости и встряхните его, убедитесь, что ртуть опустилась ниже 1 градусов;
3. Объясните пациенту цель исход процедуры;
4. Осмотрите подмышечную область пациента;
ВНИМАНИЕ! При наличии гиперемии, местных воспалительных процессах нельзя проводить измерение температуры в данной области.
5. Протрите насухо подмышечную впадину пациента;
6. Поместите резервуар термометра в подмышечную впадину, так чтобы он соприкасался с кожей, прижмите плечо пациента к грудной клетке, проверьте положение термометра, проведя кистью руки по заднему краю подмышечной впадины;
7. Придерживайте руку детям и ослабленным пациентам;
8. Извлеките термометр через 10 минут, и определите его показания;
Окончание процедуры:
9. Запишите показания термометра в температурный журнал.

Графическая запись.
Результаты измерения температуры переносят на температурный лист, где помимо графическое регистрации данных измерения температуры (шкала "Т") стоят кривые частоты пульса (шкала "П") и артериального давления (шкала "АД"). Чтобы правильно написать данные измерения температуры, следует помнить, что "цена" одного деления по шкале "Т" температурного листа 0,2 градуса. Графа "День пребывания в стационаре" разделена на 2 половины: "У» (утро) и "В" - (вечер). Утренняя температура регистрируется (черной или синей пастой) в графе "У", вечерняя - "В". При соединении точек получается температурная кривая - график изменения температуры, отражающий определенный тип температурной кривой, имеющий при некоторых заболеваниях диагностическое значение.

18 вопрос Техника подмывания грудных детей
Оснащение : проточная вода 37-38 градусов, марлевые салфетки, полотенце или мягкая пеленка, стерильное растительное масло или детская присыпка, чистое белье, расположенное на пеленальном столике, резиновые перчатки;
Обязательные УСЛОВИЯ: подмывать после дефекации обязательно, только проточной водой.
Подготовка к процедуре :
1.Информировать маму о правилах проведения процедуры;
2.Подготовить необходимое оснащение;
3.Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем;
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
5.Снять с ребенка грязную одежду и сложить в мешок для "грязного белья".
6.Выполнение процедуры:
7.Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки;
8.Подмыть под проточной водой ребенка;
ПОМНИТЬ! Девочек подмывать только движениями спереди назад.
9.Уложить ребенка на пеленальный столик на чистую пеленку;
10.Промокательными движениями осушить кожу;
11.Переложить ребенка на чистый набор для пеленания;
12.Мокрую пеленку скиньте в мешок "грязное белье";
13.Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрив присыпкой;
Окончание процедуры :
14.Запеленать ребенка (одеть ребенка).

19 вопрос Обработка культи пуповины и пупочной ранки.

Ежедневно проводит врач при осмотре.

ОБРАБОТКА КУЛЬТИ ПУПОВИНЫ: пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают сначала 95%-м этиловым спиртом марлевыми тампонами, затем 5%-м р-ром перманганата калия индивидуальной палочкой с ватой (не трогая кожу).

ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ РАНКИ: сначала капают пипеткой 3%-й р-р перекиси водорода на область ранки, одновременно протирая её палочкой с ватой. Затем 95%-м этиловым спиртом стерильным марлевым тампоном промывают ранку и 5%-м р-ром перманганата калия одноразовой палочкой с ватой обрабатывают ранку, не трогая кожу вокруг пупочного кольца.

20 вопрос Алгоритм выполнения процедуры

В утренний туалет грудного ребенка входят подмывание, обработка глаз, носовых ходов, наружных слуховых проходов, осмотр полости рта и обработка кожных складок.

  1. Подготовка к процедуре:
  1. Выполнение процедуры:
1. Обработка глаз
- Взять 2 ватных шарика стерильным пинцетом из емкости (бикса), опустить их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достать один из шариков, слегка отжать.
- осторожно протереть один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла глаза к внутреннему.
- сбросить использованный шарик в емкость для использованного материала
- обработать второй глаз таким же способом
2. Обработка носовых ходов
- Взять стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика, смочить их в стерильном масле и слегка отжать.
- Взять ватный жгутик первым и вторым пальцами правой руки, ввести осторожными вращательными движениями его на 1-1,5 см, используя для каждого носового хода отдельный ватный шарик
- Удалить ватный жгутик вращательными движениями в том же направлении из носового хода.
- Сбросить использованный ватный жгутик в емкость для использованного материала
- Обработать второй носовой ход таким же способом
- При необходимости процедуру повторить
- Вымыть руки гигиеническим способом
3. Осмотр полости рта
- Открыть рот ребенка, надавливая на подбородок и опуская его вниз
- Осмотреть полость рта ребенка, используя стерильный шпатель, в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхность языка и десен.
- При обнаружении изменений со стороны слизистой оболочки обратиться к врачу
4. Обработка наружных слуховых проходов
- Осмотреть ушные раковины и наружные слуховые проходы (оттянув за верхний край ушных раковин вверх и кзади)
- При наличии серы, обработать наружные слуховые проходы сухими ватными жгутиками: ватный жгутик осторожно вводится вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину до 1 см.
- Удалить корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный жгутик
- Сбросить использованные ватные жгутики в емкость для сбора использованного материала
5. Обработка кожных складок
- Провести обработку кожных складок согласно алгоритму
  1. Окончание процедуры:

21 вопрос Манипуляция - Техника взвешивания детей разного возраста

Измерение массы тела детям до 2 лет.
Оснащение: чашечные весы, резиновые перчатки, емкость с дез.р-ром, ветошь.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить маме цель исследования.
3. Подготовить необходимое оснащение.
5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
6. Обработать лоток дез. р-ром.
7. Постелить на лоток сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов).
9. Открыть затвор.
10. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса, закрыть затвор.
11. Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить).
12. Открыть затвор.
13. Передвинуть "килограммовую" гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево.
14. Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения
установления равновесия.
15. Закрыть затвор и снять ребенка с весов.
16. 3аписть показатели массы.

Измерение массы тела детям старше 2 лет.

Оснащение: мед.весы, резиновые перчатки, бумажная салфетка одноразового применения, емкость с дез. р-ром, ветошь.
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить ребенку цель исследования.
2. Установить весы на ровной устойчивой поверхности.
3. Подготовить необходимое оснащение.
4. Проверить, закрыт ли затвор весов.
5. Вымыть руки, надеть перчатки.
6. Обработать площадку весов дез. р-ром.
7. Постелить на площадку весов салфетку.
8. Установить гири на нулевые деления.
9. Открыть затвор.
10. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса(уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом).
11. Закрыть затвор.
12. Помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов.
13. Открыть затвор.
14. Передвинуть "килограммовую" гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево.
15. Плавно передвинуть гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге до положения установления равновесия.
16. 3акрыт затвор, помочь ребенку сойти с весов.
17. Записать показатели массы тела.
18. Убрать салфетку с весов.

22 вопрос Кормление недоношенного ребенка через зонд.
Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса

Подготовка к процедуре
1. Рассчитайте необходимое количество молока,
2. Вымойте руки с антисептическим мылом,
3. Налейте в чистую бутылку молоко,
4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:
- прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,
- налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,
5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,
6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,
7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,
8. Вымойте руки, наденьте перчатки,
9. Возьмите одноразовый зонд:
- измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,
- сделайте отметку на зонде,
- положите зонд в стерильный лоток,
- возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.
10. Наберите молоко в шприц:
- возьмите в левую руку зонд,
- откройте зонд,
- заполните зонд молоком,
- отсоедините шприц, положите в лоток,
- закройте зонд заглушкой или зажимом.
11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.
Выполнение процедуры
12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,
13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.
ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!
14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:
- введите медленно молоко в желудок
- отсоедините шприц и положите в лоток
- закройте зонд
15. Наберите в другой шприц 1-2 мл кипяченой воды:
- откройте зонд,
- подсоедините шприц к зонду и промойте зонд кипяченой водой,
- отсоедините шприц и положите в лоток,
- закройте зонд.
Окончание процедуры.
16. Закрепите зонд на щечке лейкопластырем до следующего кормления,
17. Положите ребенка в кроватку на бочок.

Кормление ребенка из бутылочки .

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.
Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса
Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.
Мед.сестра работает в маске!
Подготовка к процедуре
1. Рассчитать необходимое кол-во молока,
2. Вымойте руки,
3. Возьмите чистую бутылочку,
4. Налейте в бутылочку молоко:
- закройте бутылочку стерильным ватным шариком.
5. Возьмите кастрюлю:
- положите на дно ветошь,
- налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.
6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.
7. Возьмите бутылочку из кастрюли:
- уберите шарик в лоток для использованного материала.
8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.
Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.
9. Наденьте соску на бутылочку.
10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.
11. Поставьте бутылочку на стол.
12. Подготовьте ребенка к кормлению:
- перепеленайте,
- проведите туалет носа ватными жгутиками,
- умойте ребенка ватными шариками, смочив их 0,02% р-ром фурацилина.
Выполнение процедуры
13. Возьмите ребенка на левую руку,
14. Сядьте удобно на стул,
15. Положите пеленку на грудь ребенка,
16. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было
постоянно заполнено смесью.
17. Ребенок должен плотно охватить соску губами Окончание процедуры.
18. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.
19. Оботрите губы ребенка пеленкой:
- подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания
- положите ребенка в кроватку на бочок.

23 вопрос Манипуляция - Техника проведения ребенку противотуберкулезной вакцинации и ревакцинации
Цель: профилактическая.
Показания: вакцино-профилактика туберкулеза
Противопоказания: вес ребенка меньше 2кг, высокая температура, положительная реакция Манту
Оснащение: стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом, перчатки, вакцина БЦЖ с растворителем, мензурка для помещения в нее ампулы с вакциной, светозащитный конус из черной бумаги, 2 шприца (туберкулиновый и на 2мл), лоток с дез.раствором для сбрасывания шприцев, емкость с дез.раствором для отработанного материала, 70% этиловый спирт
Подготовка к процедуре
1. Подготовить необходимое оснащение
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
3. Достать из упаковки ампулы с вакциной и растворителем, протереть шейки ампул ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском
4. Накрыть стерильной салфеткой и надломить
5. Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в емкость с дез.раствором
6. Ампулы поставить в мензурку
7. Вскрыть упаковку шприца на 2мл
8. Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца
9. Снять с иглы колпачок
10. Взять ампулу с растворителем и набрать его в шприц в количестве 2мл
11. Ввести растворитель (осторожно по стеночке) в ампулу с вакциной БЦЖ
12. Перемешать вакцину возвратно-поступательными движениями поршня в шприце
13. Сбросить шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв)
14. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца
15. Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле
16. Снять с иглы колпачок
17. Взять ампулу с растворенной вакциной БЦЖ и набрать в шприц 0,2мл препарата
18. Ампулу с оставшейся растворенной вакциной возвратить в мензурку и прикрыть стерильным марлевым колпачком и светозащитным конусом
19. Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в нее воздух из шприца (сбросить салфетку в емкость с дезраствором)
20. В шприце должна остаться вакцина в количестве 0,1мл
21. Положить шприц внутрь стерильного столика
Выполнение процедуры
1. Обработать наружную поверхность средней трети левого плеча пациента ватным шариком, смоченным в 70% этиловом спирте, (сбросить ватный шарик в емкость с дезраствором)
2. Растянуть между 1 и 2 пальцами левой руки кожу инъекционного поля
3. Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов и медленно внутрикожно ввести вакцину под визуальным контролем образования лимонной корочки
4. Извлечь иглу
5. Место инъекции спиртом не обрабатывать!
6. Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв)
Завершение процедуры

24 вопрос ТЕХНИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОГО

ОСНАЩЕНИЕ:1. Детская эмалированная или пластмассовая ванночка,2. Кувшин для воды,3. две кастрюли с кипячёной холодной и горячей водой,*4. водный термометр,5. детское мыло,**6. 2 тонких пелёнки,7. фланелевая рукавичка или салфетка,8. большое махровое полотенце или большая фланелевая пеленка,9. набор для пеленания, разложенный на пеленальном столике,10. стерильное растительное масло или детская присыпка.

Примечания: *Кипяченой водой ребенка купают до полного заживления пупочной ранки;**С мылом ребенка купают не чаще 3 раз в неделю.

ПОДГОТОВКА:

1. Помыть ванночку горячей водой с мылом щеткой, ополоснуть её кипятком.

2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

3. Помыть руки.

4. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько раз (края пеленки не должны заходить на стенки ванночки).

5. Налить воду температурой 36,50-38,00С (чтобы не образовывались водяные пары вливать горячую воду в холодную) на ½ или 2/3.

6. Проверить температуру водным термометров в различных частях ванны.

Помните! Недопустимо определять температуру воды путем погружения руки /локтя в воду.

7. Набрать из ванны кувшин с водой для ополаскивания.

8. При купании обеспечить температуру в помещении 22 – 240С.

9. Помыть руки.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Раздеть ребенка, при необходимость подмыть под проточной водой.

2. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой – ягодицы и бедра (при необходимости можно слегка завернуть ребенка в тонкую пеленку).

3. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.

4. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).

5. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды, правую освободить для мытья.

6. Надеть на правую руку рукавичку (при необходимости намылить ее мылом).

7. Помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище – конечности – область половых органов и межъягодичная область (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

8. Перевернуть ребёнка кверху спиной, чуть приподняв его над водой.

9. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 360-350С).

10. Накинуть на ребенка полотенце и осушить промокательными движениями.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

1. Положить ребенка на пеленальный столик.

2. Обработать естественные складки кожи растительным маслом или присыпкой.

3. Запеленать (одеть) ребёнка и положить в кроватку.

4. Вылить воду из ванночки и сполоснуть ее.

5. Пеленки из ванночки и пеленального столика, рукавичку сбросить в бак для грязного белья.

6. Вымыть и осушить руки.

25 вопрос Манипуляция - Техника взятия мазков из зева и носа на флору у детей
Цель: диагностическая.
Показания: воспаление носоглотки, миндалин.
Противопоказания; нет.
Оснащение: - резиновые перчатки, маска;
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами - 2шт.
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Выполнение процедуры взятия мазков из зева и носа на флору у детей
1. Выписать направление в лабораторию.
2. Вымыть руки, надеть маску, перчатки.
3. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение, промаркировать пробирки "Н", "3" (нос, зев).
4. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощник»,
5. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком "Н" взяв его правой рукой за пробку в которую он вмонтирован.
6. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка.
7. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам.
8. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.
9. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
10. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированный знаком "3".
11. Осторожно не касаясь языка и щек ввести тампон в полость рта.
12. Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин.
13. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев.
Окончание процедуры.
Заполните направление
НАПРАВЛЕНИЕ
В бактериологическую лабораторию направляется мазок из зева и носа на СД б-го: Петрова Олега, 7 лет Адрес: ул. Шевченко, 15 участок № 5 Диагноз - Обследование. Фолликулярная ангина Дата_ Подпись м/с
Отправьте материал в баклабораторию.

26 вопрос Санитарная обработка пациента при выявлении педикулеза (приказ МЗ РК № 236 от 11.03.2004)

Цель: предупреждение распространения ВБИ, уничтожение яиц, личинок и вшей на волосистых частях тела.

Показания: наличие вшей и гнид

Противопоказания: запрещена при заболеваниях кожи, детям до 5 лет, беременным женщинам, кормящим матерям.

Приготовьте: противопедикулезную укладку: медицинский халат, косынки (полиэтиленовая, матерчатая), 6% раствор уксусной кислоты, частый гребень один из педикулицидов (лосьоны «Ниттифо», «Антибит», шампунь «Педилин»), марлевые тампоны, лупу, бритвенный набор, мешок для отправки белья в дезинфекционную камеру, клеенку, резиновые перчатки, оцинкованное ведро и подставку, медицинскую карту стационарного больного, экстренное извещение об инфекционном заболевании (ф №058/у), журнал учета инфекционных заболеваний (ф-060/у).

Алгоритм действия:

1. Установите доверительные конфиденциальные отношения с пациентом.

2. Объясните цель и ход процедуры

3. Наденьте дополнительный халат, косынку, перчатки

4. Усадите пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеенкой или стул. Накройте плечи полотенцем.

5. Обработайте (обильно увлажняйте) волосы пациента тампоном смоченным одним из педикулицидов последовательно, начиная с краев волосистой части головы.

6. Завяжите голову полиэтиленовой косынкой, сверху матерчатой, время выдержки зависит от вида применяемого педикулицида.

7. Промойте волосы теплой проточной водой, затем шампунем или мылом, просушите полотенцем.

8. Обработайте волосы теплым 6 % раствором уксусной кислоты, вновь завяжите голову полиэтиленовой косынкой на 20 минут.

9. Промойте волосы теплой проточной водой, высушите полотенцем.

10. Наклонив голову пациента над белой бумагой, тщательно счесывайте волосы течение 10 -15 минут частым гребнем, сквозь зубцы которого пропущена нитка, обильно смоченная уксусом.

11. Сбросьте марлевые тампоны, бумагу в ведро для сжигания.

12. Сложите в мешки одежду пациента и одежду медицинской сестры и отправьте в дезинфекционную камеру, а гребень, ножницы поместите в емкость с дезраствором.

13. Сделайте на титульном листе медицинской карты стационарного больного отметку «Р» о выявленном педикулезе, дату, время обработки и подпись медсестры, проводившей ее.

14. Зарегистрируйте пациента с педикулезом в приемном отделении стационара в журнале учета инфекционных заболеваний ф – 060/у.

15. Подайте экстренное извещение о педикулезе по телефону в районную СЭС с последующим заполнением направления ф-058/у.

16. Осматривайте пациента в лечебном отделении ежедневно и в случае обнаружении вшей проведите повторную санитарную обработку.

Примечание: стрижку и сбривание волос проводят в случае необходимости.

27 вопрос Манипуляция - Использование кувеза для ухода за новорожденным
Оснащение: кувез
Наиболее эффективным методом выживания недоношенных детей является инкубационный (кувезный) метод с индивидуальным микроклиматом и оксигенотерапией.
В кузеве поддерживается оптимальная температура и влажность. В кувезном методе выживания нуждаются дети 2-3-4 степени недоношенности.
Температура в кузове для детей с массой тела 1200-1500 г. равна 32-33°С, более 1500 г. - 31 -32°С.
Влажность в первые трое суток должна быть максимальной (90-100%), затем постепенно снижается до 60-65%. Для контроля за температурой тела ее измеряют каждые 3-4 часа в течение всего пребывания ребенка в кувезе.
Подключение в кувез кислорода и длительность его применения зависят от состояния ребенка, степени недоношенности и синдрома дыхательных расстройств.
Высокая концентрация кислорода в кувезе может оказать на ребенка токсическое действие. Поэтому концетрация кислорода в кувезе не должна превышать 30-38%.
При выживании детей в кувезе необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенический режим. Через каждые 2-3 дня нужно проводить дезинфекцию. А т.к. высокая температура способствует размножению микробов, пребывание детей в кувезе не должно быть продолжительным.
Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой 1500г.- 8-14 дней, а с массой 1750г. - 7-8 дней.

28 вопрос Определение сахара в моче у ребенка
Цель: диагностическая
Показания: для лабораторного исследования
Противопоказания: нет
Оснащение:
- глюкотест
- моча в баночке
Техника выполнения.
Для быстрого определения сахара в моче у ребенка используют реактивные бумажки глюкотест.
1. Собрать в 200,0 баночку мочу.
2. Погрузить в мочу глюкотест и проследить за изменением его окраски.
3. Сравнить полученную окраску глюкотеста со шкалой в наборе.
4. Результаты исследования записать в историю болезни.

29 вопрос Методы подачи кислорода детям.

  1. Подачу кислорода можно осуществлять через два носовых катетера, которые вводятся одинаково в разные носовые ходы, а для подсоединения к аппарату Боброва необходим тройник. Носовые катетеры можно оставлять в носовой полости не более 12 часов, поэтому при длительной потребности в оксигенотерапии целесообразно пользоваться одним катетером и чередовать носовые ходы с целью профилактики пролежней и инфицирования.
  2. При осуществлении оксигенотерапию в домашних условиях используют подачу кислорода из кислородной подушки согласно алгоритму манипуляции (см. основы сестринского дела).
  3. Новорожденным детям кислород подается в кувез, детям раннего возраста можно использовать кислородную палатку.

Манипуляция - Техника подачи кислорода ребенку с помощью аппарата Боброва .
Цель: лечебная.
Показания: тяжелое состояние ребенка сопровождающиеся гипоксией организма.
Противопоказания: нет.
Оснащение: емкость «чистые баллончики», салфетки, пинцет, марлевые шарики, одеяло пеленка, подушка с кислородом, увлажнитель-банка от аппарата Боброва (столб воды 10-12см).
Примечание: существует несколько способов дачи кислорода ребенку: подачи кислорода к ротовой области через обычные мундштуки, воронку или соски, при помощи носовых катетеров, специальных масок, кислородной палатки (ДКП-1).
ВНИМАНИЕ! Струя кислорода подаваемая в дыхательные пути ребенка, должна быть увлажненной.
Подготовка к процедуре:
1. Приготовьте все необходимое согласно оснащению;
2. Вымойте руки;
3. Освободите дыхательные пути ребенка от слизи, мокроты отсасывая их с помощью баллончика;
4.Возьмите воронку, обработанную спиртом подсоедините к аппарату Боброва подсоедините кислородную подушку к аппарату Боброва Выполнение процедуры:
Манипуляция выполняется на пеленальном столике, кроватке.
1. Поднесите левой рукой воронку к лицу ребенка, захватив рот и нос.
Внимание! Не прижимайте воронку плотно.
2. Откройте пробку кислородной подушки правой рукой, закручивая подушку осуществляйте подачу кислорода;
Примечание: наличие пузырьков в аппарате Боброва говорит о поступлении кислорода Окончание процедуры.
3. закройте пробку подушки;
4. уберите воронку от лица ребенка;
5. отсоедините воронку и подушки от аппарата Боброва;
6. обработайте воронку спиртом;
7. вымойте руки;
ВНИМАНИЕ! Во время проведения оксигенотерапии ребенок должен быть под постоянным наблюдением медсестры. Продолжительность сеанса назначает врач! (от 30 мин до 2 час)

Чем обработать стоматит — лучшие средства для обработки

5 (100%) 1 vote

Местное лечение стоматита - основное. Оно направлено на борьбу с возбудителями и профилактику распространения инфекции на здоровые ткани. Но многие люди точно не знают, чем обработать стоматит во рту и как часто нужно использовать средства для борьбы с болью и воспалением. Обычно местное лечение проводят в домашних условиях. Но у детей стоматит может сопровождаться выраженной интоксикацией и требовать постоянного врачебного контроля. Поэтому консультация стоматолога не будет лишней, особенно в детском возрасте.

Обработка стоматита - основной метод лечения болезни. Системная терапия при данной патологии применяется редко, преимущественно при высоком риске осложнений и выявления большого количества инфекционных возбудителей.

Основные цели местного лечения стоматита:

  • обеззараживание тканей;
  • уничтожение вирусов, грибков и других патогенных микроорганизмов, которые поддерживают воспалительный процесс в полости рта;
  • значительное облегчение самочувствия;
  • осложнений;
  • повышение эффективности других методов лечения.

Для обработки стоматита чаще всего используют антисептические растворы, и гели. Можно ли обрабатывать стоматит конкретным средством - точно скажет только лечащий врач.

Антисептики при правильном применении не могут навредить, если комплексно подходить к борьбе с заболеванием и не игнорировать подозрительные симптомы.

Но некоторые люди ограничиваются только местной обработкой очагов стоматита, тогда как в первую очередь необходимо воздействовать на этиологические факторы болезни и по возможности исключать их влияние на организм больного.

Для обработки стоматита чаще всего используют стандартные антисептики - раствор Хлоргексидина 0,05% и Мирамистин . Эти средства применяют для ежедневных антисептических полосканий полости рта. Курс лечения обычно не превышает 7-10 дней. Также применяют . Дополнительно рекомендуется пользоваться обезболивающими и противовоспалительными стоматологическими мазями.

Но после применения Хлоргексидина на слизистой образуется незаметная тонкая пленка, которая сохраняет антимикробную активность еще в течение 2-3 часов.

Хлоргексидин также выбирают за доступную цену - раствор стоит около 30 рублей, а спрей - 60-70 рублей. Стоимость Мирамистина достигает 200-300 рублей. При этом антимикробный эффект у обоих препаратов практически одинаковый, более того, дешевый Хлоргексидин даже эффективнее при бактериальных формах стоматита.

Для ухода за полостью рта в период развития стоматита лучше использовать щетки с мягкой щетиной и растительные зубные пасты, содержащие компоненты, восстанавливающие нормальную микрофлору. В качестве домашних методов нельзя применять прижигающие спиртовые настойки и другие агрессивные средства. Некоторые рецепты народной медицины способны раздражать слизистую и усиливать признаки стоматита.

8.1.1. Проведение гигиенического душа


Противопоказания: тяжёлое состояние больного.
Оснащение: скамейка или сиденье для ванны, щётка, мыло, мочалка-рукович-ка, перчатки, средства для обработки ванны.
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- вымыть ванну щёткой с мылом, ополоснуть 0,5%-ным раствором хлорной извести или 2%-ным раствором хлорамина, ополоснуть ванну горячей водой (можно применять чистящие и дезинфицирующие бытовые средства);
- поставить в ванну скамейку и усадить пациента;

- помочь пациенту вытереться полотенцем и одеться;
- снять перчатки;

8.1.2. Проведение гигиенической ванны

Показания: загрязнение кожи, педикулёз.
Противопоказания: тяжелое состояние больного.
Оснащение: щётка, мыло, мочалка-рукавичка, перчатки, подставка для упора ног, средства для обработки ванны.
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- вымыть ванну (рис. 73) щёткой с мылом, ополоснуть 0,5%-ным раствором хлорной извести или 2%-ным раствором хлорамина, ополоснуть ванну горячей водой (можно применять чистящие и дезинфицирующие бытовые средства);
- наполнить ванну тёплой водой (температура воды 35-37 °С);
- помочь пациенту принять удобное положение в ванной (уровень воды должен доходить до мечевидного отростка);
- вымыть пациента мочалкой: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, пах и промежность;
- помочь пациенту выйти из ванны, вытереться полотенцем и одеться;
- снять перчатки;
- проводить больного до палаты.
Продолжительность ванны не более 25 минут.

Возможные осложнения: ухудшение самочувствия - боли в сердце, сердцебиения, головокружение, изменение цвета кожи. При появлении таких признаков необходимо прекратить приём ванны, транспортировать пациента на каталке в палату, оказать необходимую помощь.

Для облегчения работы персонала существуют специальные приспособления, позволяющие легко помещать больного в ванну (рис. 74).

8.1.3. Уход за кожей тяжелобольного

Пациентам, которым показан постельный или строгий постельный режим, применение гигиенической ванны или душа противопоказано из-за тяжести состояния и высокого риска развития осложнений. Однако соблюдение гигиены кожи у этой категории больных также необходимо. Таким больным не менее двух раз в день протирают кожу тампоном или концом полотенца, смоченным тёплой водой или раствором антисептиков (10%-ным раствором камфарного спирта, раствором уксуса - 1 столовая ложка на стакан воды, 70%-ным этиловым спиртом пополам с водой, 1%-ным салициловым спиртом). Затем протёртые места насухо вытирают.
Медсестра моет больного (лицо, шею, руки) с помощью губки, смоченной тёплой водой. Затем высушивает кожу полотенцем. Ноги больному моют 2-3 раза в неделю, поставив тазик на кровать, после чего при необходимости коротко стригут ногти. При плохом уходе за кожей могут возникнуть опрелости, пролежни и другие осложнения, ухудшающие их состояние.
Особенно тщательно необходимо обмыть и высушить складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины, паховые складки, так как в противном случае высок риск развития опрелостей. Защитные свойства кожи при этом снижаются, и микроорганизмы получают возможность проникнуть через повреждённую кожу. С целью профилактики опрелостей необходимо ежедневно осматривать складки кожи под молочными железами, подмышечные впадины, паховые складки. После обмывания и высушивания эти участки кожи необходимо припудривать присыпкой.

8.1.4. Мытьё ног в постели

Оснащение: резиновая клеёнка, тазик, тёплая вода температурой 34-37 °С, мочалка, мыло, полотенце, вазелин или смягчающий крем.
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- положить клеёнку на матрас;
- поставить таз на клеёнку;
- налить воды до половины таза;
- опустить ноги больного в таз с минимальной физической нагрузкой для больного;
- хорошо намылить ноги, особенно межпальцевые пространства;
- ноги больного сполоснуть чистой водой, приподняв их над тазом;
- вытереть ноги насухо полотенцем;
- смазать подошвы и пятки кремом;
- вынуть клеёнку;
- удобно уложить ноги на постели и накрыть их одеялом;
- вымыть руки.

8.1.5. Подмывание больного

Больные, которые сами могут себя обслуживать, проводят подмывание кипячёной водой с мылом ежедневно, желательно утром и вечером.
Тяжелобольных, длительное время находящихся в постели и не имеющих возможности регулярно принимать гигиеническую ванну, следует подмывать после каждого акта дефекации и мочеиспускания. Больных, страдающих недержанием, необходимо подмывать несколько раз в день, так как скопление мочи и кала в области промежности и паховых складок может стать причиной появления опрелостей, пролежней или инфицирования.
Показания: гигиена промежности.
Оснащение: 8-16 ватных тампонов, клеёнка, судно, корнцанг, кувшин, кружка Эсмарха с резиновой трубкой, зажимом и наконечником, раствором антисептика (слаборозовый раствор марганцовки или раствор фурацилина 1:5000).
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- уложить больного на спину, ноги у него должны быть согнуты в коленях и разведены;
- под больного постелить клеёнку и поставить судно;
- взять в правую руку корнцанг с салфеткой или ватным тампоном, а в левую - кувшин с тёплым раствором антисептика или водой температуры 30-35 °С. Вместо кувшина можно использовать кружку Эсмарха с резиновой трубкой, зажимом и наконечником;
- поливать раствором на половые органы, а салфеткой (тампоном) производить движения от половых органов к заднему проходу (сверху вниз).
Вначале подмывают малые половые губы (двумя разными тампонами или одним большим, но разными сторонами), затем - большие половые губы, паховые складки, в последнюю очередь подмывают область ануса, каждый раз меняя тампоны;
- высушить в той же последовательности, постоянно меняя тампоны;
- в конце процедуры убрать судно и клеёнку;
- вымыть руки.

8.2. Уход за полостью рта

Уход за полостью рта - необходимая процедура для всех больных, так как там скапливаются микроорганизмы, вызывающие неприятный запах изо рта и являющиеся причиной воспалительных изменений зубов, слизистых оболочек ротовой полости, выводных протоков слюнных желез. Помощь в таком уходе необходимо проводить больным, которые не в состоянии сами сделать это.
Пациенты должны тщательно чистить зубы, особенно возле дёсен, 2-3 раза в день, желательно после каждого приёма пищи. При невозможности выполнить это следует полоскать рот после еды слегка подсоленной водой (*/4 чайной ложки поваренной соли на стакан воды) или раствором питьевой соды (У2 чайной ложки на стакан воды). Эта процедура также необходима людям, у которых нет зубов.
Тяжелобольным, которые не могут сами почистить зубы, после каждого приёма пищи медицинская сестра должна обработать ротовую полость. Больные полощут рот. После этого дёсны аккуратно и тщательно протирают ватным шариком или марлевой салфеткой, закреплённой зажимом или корнцангом и смоченной раствором антисептика.
Аппликация - это наложение на слизистую оболочку стерильных марлевых салфеток, смоченных в каком-либо дезинфицирующем растворе (0,1%-ный раствор фурацилина) на 3-5 минут. Эту процедуру повторяют несколько раз в день. Можно делать аппликации с болеутоляющими средствами.
Больные, у которых нарушено носовое дыхание и которые почти полностью дышат ртом, часто страдают от сухости губ, ротовой полости. Через некоторое время у них образуются трещины в уголках рта, что бывает болезненно, особенно при разговоре, зевоте, еде. Больного надо научить не прикасаться руками к этим ранам и широко не раскрывать рот. Губы осторожно протирают тампоном, смоченным раствором фурацилина 1:4000, а затем смазывают растительным, оливковым или вазелиновым маслом, маслом облепихи.
Для профилактики образования трещин и высыхания губ больным в коме при искусственной вентиляции лёгких накладывают марлевую салфетку, умеренно смоченную раствором фурацилина, которую по мере высыхания заменяют.
У больных с высокой лихорадкой, страдающих вирусной инфекцией или тяжёлым нарушением кровообращения, иногда развивается афтозный стоматит, при котором появляется резкий запах изо рта. Чтобы избавиться от этого запаха, необходимо лечить, прежде всего, основное заболевание. Обязательно проводить полоскание рта дезинфицирующими средствами (0,2%-ный раствор гидрокарбоната натрия, 1%-ный раствор хлорида натрия или зубной эликсир).
При наличии у больного съёмных зубных протезов на ночь их снимают, тщательно промывают проточной водой и хранят в сухом стакане. Перед тем как надеть, опять промывают.

8.2.1. Обработка полости рта

Алгоритм ухода за полостью рта

Показания: регулярный уход за полость рта.
Оснащение: шпатель, ватные шарики, зажим или пинцет, лоток, растворы перечисленных ранее антисептиков, перчатки.
Подготовка к процедуре:
- представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры (если он в сознании);
- подготовить всё необходимое оборудование;
- расположить пациента в одном из следующих положений:
- на спине под углом более 45°, если это не противопоказано,
- лёжа на боку,
- лёжа на животе (или спине), повернув голову вбок;
- надеть перчатки;
- обернуть полотенце вокруг шеи пациента.
Выполнение манипуляции:
- приготовить мягкую зубную щётку (без зубной пасты) для чистки зубов. Попросить больного широко открыть рот. Смочить щётку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии зубной щётки можно использовать марлевую салфетку, закреплённую на зажиме или пинцете;
- произвести чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз;
- сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта;
- попросить больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то необходимо обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта;
- салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налёт, в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык, сменить салфетку;
- салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щёк, пространство под языком, дёсны пациента;
- при сухости языка смазать его стерильным глицерином;
- последовательно обработать верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трещин на губах).
Оконгание процедуры:
- убрать полотенце. Удобно уложить пациента;
- собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки;
- снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции;
- вымыть руки, обработать их антисептиком или мылом;
- сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.
Во время этой манипуляции внимательно осматривается рот, язык, дёсны. При возникновении воспалительных изменений в ротовой полости проводят полоскание, обработку дёсен раствором фурацилина 1; 5000, 2%-ным раствором борной кислоты. Иногда накладывают аппликации с этими же растворами, через 1-2 часа удаляя их. Лечение проводят под руководством стоматолога.
В качестве доврачебной помощи места воспаления слизистых оболочек можно обработать раствором бриллиантовой зелени. Эту процедуру повторяют 2-3 раза в сутки. На ранних стадиях она иногда позволяет полностью излечить больного до прихода консультанта-стоматолога.
У больных, длительно находящихся на постельном режиме и употребляющих мало витаминов, может развиться стоматит: на красной слизистой появляются круглые язвочки. Затем они желтеют, и появляются боли в полости рта. Иногда язвочки появляются по краю языка, на дёснах, внутренней части губ и щёк. Лечение местное - используются аппликации или орошение полости рта перечисленными ранее антисептическими растворами. Смазывание язвочек производят специально приготовленными мазями или растительным маслом.

8.2.2. Орошение ротовой полости

Показания: явления стоматита.
Оснащение: шпатель, ватные шарики, зажим или пинцет, лоток, растворы антисептиков, перчатки, клеёнка, грушевидный баллон или шприц Жанне. Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- тёплый антисептический раствор набрать в грушевидный баллон или в шприц Жанне;
- чтобы раствор не попал в дыхательные пути, голову больного необходимо повернуть на бок (при возможности - усадить больного);
- на грудь и шею больного положить клеёнку (или пелёнку), под подбородок поставить лоток;
- оттянуть угол рта шпателем, ввести наконечник в преддверие рта;
- струёй жидкости под умеренным давлением поочерёдно промыть левое и правое защёчное пространство.
Манипуляция орошения ротовой полости не применяется у тяжелобольных из-за опасности попадания жидкости в дыхательные пути, что может вызвать необратимые последствия.

8.3. Уход за ушами

Пациенты, находящиеся на общем режиме, самостоятельно моют уши во время утреннего ежедневного туалета. Больным на постельном режиме необходимо периодически проводить туалет наружных слуховых проходов.

8.3.1. Удаление грязи и серной пробки

Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- усадить больного;

- закапать в ухо несколько капель 3%-ного раствора перекиси водорода (раствор должен быть тёплый);
- оттянуть ушную раковину назад и вверх и вращательными движениями ввести ватную турунду в наружный слуховой проход;
- сменив турунду, повторить манипуляцию.
Для удаления серы из ушей нельзя пользоваться жёсткими предметами во избежание повреждения барабанной перепонки.

8.3.2. Закладывание мази в ухо

Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- усадить больного;
- голову пациента наклонить в противоположную сторону;
- нанести на стерильную ватную турунду необходимое количество мази;
- оттянуть ушную раковину назад и вверх и вращательными движениями ввести турунду с мазью в наружный слуховой проход.

8.3.3. Закапывание капель в уши

Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- усадить больного;
- голову пациента наклонить в противоположную сторону;
- набрать в пипетку необходимое количество капель (они должны быть тёплыми);
- оттянуть ушную раковину назад и вверх и ввести капли в наружный слуховой проход;
- по завершении процедуры заложить в наружный слуховой проход ватный тампон.

8.4. Уход за носом

Ходячие больные во время утреннего туалета уход за носом осуществляют самостоятельно. Тяжелобольным, которые не в состоянии следить за гигиеной носа, необходимо ежедневно освобождать носовые ходы от выделений и образующихся корочек. Медицинская сестра должна делать это ежедневно.

8.4.1. Обработка носовых ходов

Выполнение манипуляции
- надеть перчатки;
- в положении лёжа или сидя (в зависимости от состояния больного) слегка запрокинуть голову пациента;
- смочить ватные турунды вазелиновым или растительным маслом или глицерином;
- ввести вращательными движениями турунду в носовой ход и оставить там на 2-3 минуты;
- удалить турунду и повторить манипуляцию.

8.4.2. Закапывание капель в нос

Другой способ очистить нос больного - закапывание капель. В этом случае используется стерильная пипетка. Больные находятся в положении сидя или лёжа (в зависимости от состояния), голову наклоняют к противоположному плечу и слегка запрокидывают назад. Медсестра должна проверить соответствие капель назначению врача, усадить больного и набрать необходимое количество капель в пипетку. Капли закапываются сначала в один, а потом, спустя 2-3 минуты, - в другой носовой ход, предварительно поменяв положение головы.

8.4.3. Помощь при носовом кровотечении

Причины носовых кровотечений разнообразны. Они могут быть результатом местных изменений (травм, расчёсов, язвы перегородки носа, перелома черепа), а также появляться при различных заболеваниях (болезнях крови, инфекционных заболеваниях, гриппе, гипертонической болезни и т. д.).
При носовом кровотечении кровь поступает не только наружу, через носовые отверстия, но и в глотку, и в полость рта. Это вызывает кашель, нередко рвоту (при заглатывании крови). Больной становится беспокойным, что усиливает кровотечение.
Выполнение манипуляции:
- усадить или уложить больного и успокоить;
- голову запрокидывать не рекомендуется во избежание заглатывания крови и её попадания в носоглотку;
- прижать крылья носа к носовой перегородке;
- положить на перегородку холодный компресс или пузырь со льдом;
- если кровотечение не останавливается, ввести в носовые ходы ватные шарики (сухие или смоченные 3%-ной перекисью водорода);
- если носовые кровотечения рецидивируют или кровотечение массивное, показана консультация оториноларинголога.

8.5. Уход за глазами

Ходячие больные во время утреннего туалета ухаживают за глазами самостоятельно. У тяжелобольных часто появляются выделения из глаз, склеивающие ресницы и мешающие смотреть. Таким больным необходимо ежедневно протирать глаза стерильными марлевыми или ватными тампонами, смоченными дезинфицирующими растворами. Необходимо запомнить, что для каждого глаза берут отдельный стерильный тампон. После манипуляции по обработке глаз больного сестра должна тщательно вымыть руки с мылом и протереть их спиртом.

8.5.1. Протирание глаз

Показания: гигиена глаз.
Оснащение: стерильный лоток, стерильные марлевые шарики, растворы антисептиков, перчатки.
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- в стерильный лоток положить 8-10 стерильных шариков, и смочить их раствором антисептика (раствором фурацилина 1: 5000, 2%-ным раствором
соды, 2%-ным раствором борной кислоты, 0,5%-ным раствором марганцовки), 0,9%-ным раствором натрия хлорида или кипячёной водой;
- слегка отжать тампон и протереть им ресницы по направлению от наружного угла глаза к внутреннему;
- повторить протирание 3-4 раза;
- остатки раствора промокнуть сухими тампонами;
- вымыть руки.

8.5.2. Промывание глаз

Показания: дезинфекция конъюнктивального мешка, удаление из него слизи, гноя, первая помощь в случае ожога глаз химическими веществами. Оснащение:
- лоток;
- стерильный резиновый баллончик;
- растворы антисептиков, перчатки.
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- уложить больного;
- голову пациента слегка запрокинуть назад;
- со стороны виска подставить лоток;
- набрать в резиновый баллончик раствор антисептика;
- раздвинуть оба века большим и указательным пальцами левой руки;
- промыть глаз струёй из баллончика, направляя от виска к носу;
- вымыть руки.
Тяжелобольным, у которых по тем или иным причинам веки не смыкаются во время сна, необходимо накладывать марлевые салфетки, смоченные тёплым физиологическим раствором на глаза (во избежание высыхания конъюнктивы).
Выполнение манипуляции:
- надеть перчатки;
- усадить или уложить пациента;
- на стерильную стеклянную палочку набрать мазь, чтобы она покрывала всю лопатку;
- запрокинуть голову больного;
- заложить лопаточку с мазью за нижнее веко так, чтобы мазь была направлена к глазному яблоку, а свободная поверхность к веку;
- опустить нижнее веко и попросить больного сомкнуть веки;
- извлечь лопаточку из-под сомкнутых век и затем слегка прижать мазь к глазному яблоку;
- излишки мази убрать ватным шариком;
- вымыть руки.

8.5.3. Другие манипуляции при уходе за глазами

8.5.3.1. Выворот верхнего века

Показания:
- заболевания конъюнктивы различной этиологии (бактериальной, вирусной, аллергической) (рис. 75);

Наличие инородного тела;
- ношение контактных линз. Противопоказания:
- выраженные рубцовые сращения конъюнктивы век с конъюнктивой глазного яблока;
- последствия травм;
- последствия ожогов.

Оснащение:
- настольная лампа;
- стеклянная палочка;
- лупа 20х;
- бинокулярная лупа (при необходимости). Рекомендации пациенту перед процедурой: при вывороте и осмотре конъюнктивы верхнего века необходимо смотреть вниз, на колени.

Выполнение манипуляции:
1- й способ. Выворачивание верхнего века пальцами. Исследуемый смотрит вниз. Врач:
- большим пальцем левой руки поднимает верхнее веко (рис. 76А);
- большим и указательным пальцами правой руки фиксирует веко за край и ресницы, оттягивая его вниз и вперёд (рис. 76Б);
- большим или указательным пальцем левой руки смещает верхний край хряща вниз (рис. 76В);
- вывернутое веко за ресницы прижимает к верхнему краю орбиты и удерживает в таком положении до окончания осмотра (рис. 76Г).
2- й способ. Выворачивание верхнего века с помощью стеклянной палочки.
Все этапы выполняются так же, как при первом способе, только при выполнении пункта «В» используют стеклянную палочку, на которую выворачивают верхнее веко. Для исследования конъюнктивы верхней переходной складки при вывернутом верхнем веке необходимо слегка надавить на глазное яблоко через нижнее веко. При этом рыхло связанная с подлежащими тканями конъюнктива верхней переходной складки становится доступной для осмотра. Рекомендации пациенту после процедуры: нет.
Возможные осложнения:
- инфицирование конъюнктивальной полости;
- при грубом выполнении процедуры возможна эрозия роговицы.

8.5.3.2. Закапывиe (инстилляция) глазных капель

Показания:
- лечение;
- диагностика;
- обезболивание при проведении различных манипуляций. Противопоказания: непереносимость препарата.
Методы обезболивания: не требуется.
Оснащение:
- закапываемый раствор;
- пипетка;
- ватный или марлевый шарик.
Рекомендации пациенту перед процедурой:
- приподнять подбородок;
- зафиксировать взгляд кверху и кнутри.
Выполнение манипуляции:
Надеть перчатки. Усадить или уложить пациента. Непосредственно перед процедурой проверить правильность вводимого лекарства. Попросить пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх. Левой рукой взять ватный шарик, положить на кожу нижнего века и, удерживая ватку большим пальцем, оттянуть нижнее веко вниз, а указательным пальцем той же руки придержать верхнее веко. Не касаясь кончиком пипетки ресниц и краев век, ввести одну каплю раствора в пространство между веками и глазным яблоком, ближе к внутреннему углу глазной щели (рис. 77). Вытекающую из глаз часть лекарства удалить ватным шариком. Можно закапывать капли и на верхнюю половину глазного яблока - при оттянутом верхнем веке и при взгляде больного вниз. При закапывании в глаза сильнодействующих лекарственных средств (например, атропина) во Рис. 77. Закапывание избежание попадания их в полость носа и для умень-глазных капель. шения общего действия следует указательным пальцем
прижимать область слезных канальцев в течение 1 минуты. В конце процедуры вымыть руки.

Рекомендации пациенту после процедуры: закрыть глаза и мягко надавить на внутренний угол глаза в течение 3-5 минут.
Возможные осложнения:
- аллергическая реакция на препарат;
- повреждение конъюнктивы;
- повреждение роговицы при неосторожном проведении манипуляции.

8.5.3.3. Закладывание глазной мази

Показания: введение мягкого лекарственного средства в конъюнктивальный мешок при воспалительных заболеваниях переднего отрезка глаза различной этиологии.
Противопоказания:
- непереносимость препарата;
- подозрение на проникающее ранение глазного яблока.
Методы обезболивания: не требуется.
Оснащение:
- используемая мазь;
- стерильная стеклянная палочка;
- ватный шарик.

Рекомендации пациенту перед процедурой:
- приподнять подбородок;
- фиксировать взгляд кверху.
Выполнение манипуляции:
Надеть перчатки. Усадить или уложить пациента. На стерильную стеклянную палочку набрать мазь таким образом, чтобы она покрывала всю лопатку и, удерживая её параллельно векам, поместить кончик палочки за нижнее веко мазью к глазному яблоку, а свободной поверхностью - к веку. После того как больной зажмурит глаза, извлечь палочку из глазной щели. Далее выполнить круговое поглаживание ватным шариком сомкнутых век для равномерного распределения мази по глазу. Излишки мази убрать ватным шариком. Мазь может быть введена непосредственно из специально выпускаемой тубы. В конце процедуры (рис. 78) вымыть руки.
Возможные осложнения: см. пункт 8.5.3.2.

8.5.3.4. Удаление поверхностных инородных тел с конъюнктивы

Показания: инородное тело роговицы или конъюнктивы.
Противопоказания: нет.
Методы обезболивания:
- при удалении инородного тела с конъюнктивы анестезии не требуется;
- при удалении с роговицы - инсталляционная анестезия 0,25%-ным раствором дикаина (или другого анестетика).
Оснащение:
- раствор анестетика;
- ватный тампон;
- инъекционная игла или копьё;
- щелевая лампа или бинокулярная лупа.
Рекомендации пациенту перед процедурой: фиксировать взгляд по просьбе врача. Выполнение манипуляции:
Удаление инородных тел с конъюнктивы производится с помощью небольшого ватного «банничка», увлажнённого какими-либо дезинфицирующими глазными каплями.
Для удаления инородных тел, расположенных на конъюнктиве верхнего века, необходимо предварительно его вывернуть. После удаления инородного тела в конъюнктивальный мешок закапывается 0,25%-ный раствор лево-мицетина. При инородном теле роговицы в глаз закапывают раствор местного анестетика. Поверхностно лежащие инородные тела удаляют влажным ватным тампоном. Инородные тела, внедрившиеся в поверхностные слои роговицы, удаляют инъекционной иглой или копьём (процедуру осуществляет врач).
Возможные осложнения: см. пункт 8.5.3.2 и реакция на анестетик.

8.5.3.5. Инородное тело в конъюнктивальном мешке

Поиски инородного тела следует начинать с оттягивания нижнего века. При обнаружении его можно удалить с помощью ватного «банничка». Если за нижним веком инородного тела нет, то нужно искать его на внутренней поверхности верхнего века; для этого его необходимо предварительно вывернуть. Важно помнить, что инородное тело в конъюнктивальном мешке следует искать без предварительной анестезии. После удаления инородного тела в поражённый глаз закапываются капли, содержащие антибиотик.

8.5.4. Химические ожоги глаз

При попадании за веки порошкообразного химического вещества необходимо удалить его сухим «банничком» и лишь после этого приступать к промыванию глаза. При ожогах жидкими химическими веществами промывание глаз следует начать как можно быстрее. Промывание лучше проводить слабой струёй воды в течение 10-15 минут. Если ожог нанесен щёлочью, для промывания используется 2%-ный раствор борной кислоты или 0,1%-ный раствор уксусной кислоты. При кислотных ожогах используется 2%-ный раствор гидрокарбоната натрия или изотонический раствор хлорида натрия. Ни в коем случае нельзя ограничиваться 1-2-минутным промыванием, особенно при ожогах порошкообразными химическими веществами. После орошения обожжённая кожа век и лица смазывается антибиотикосодержащей мазью: 1%-ной мазью тетрациклина, 1%-ной мазью эритромицина, 10-20%-ной мазью суль-фацил-натрия. В конъюнктивальный мешок закапывается 0,25%-ный раствор дикаина или 3%-ный раствор тримекаина и закладывается антибиотикосодержащая мазь. Подкожно вводится 1500-3000 ME противостолбнячной сыворотки. При ожогах 2-й, 3-й и 4-й степени необходима срочная госпитализация в стационар.
Специфические антидоты:
- известь, цемент - 3%-ный раствор динатриевой соли этилендиаминтет-рауксусной кислоты (ЭДТА);
- йод - 5%-ный раствор гипосульфита натрия:
- перманганат калия - 10%-ный раствор тиосульфата натрия или 5%-ный раствор аскорбиновой кислоты:
- анилиновые красители - 5%-ный раствор тонина;
- фосфор - 0,25-1%-ный раствор медного купороса:
- смолы - рыбий жир, растительное масло.

8.5.5. Термические ожоги глаз

Вещество, вызвавшее ожог, тщательно удаляется с кожи лица, век и слизистой оболочки глаз пинцетом или струёй воды. Конъюнктивальный мешок промывается водой, в глаз закапывают 3%-ный раствор тримикаина, 0,25%-ный раствор дикаина, 20%-ный раствор сульфацил-натрия, 0,25%-ный раствор ле-вомицетина. За веки закладывается 1%-ный тетрациклиновая или эритромициновая мазь. При наличии на коже пузырей их необходимо срезать, а раневую поверхность обильно смазать антибиотикосодержащими мазями. Подкожно вводится противостолбнячная сыворотка (1500-3000 ME). На глаз накладывается асептическая повязка.

Тестовые задания:

1. При обработке глаз:
a. Пользуются разными тампонами.
b. Движения совершают от боков к центру.
c. Тампоны должны быть стерильными.
2. Обтирание больного производится:
a. Тёплой водой с мылом.
b. Тёплой водой без мыла.
c. Тёплым раствором фурацилина.
d. Не реже 1 раза в неделю или при возникновении загрязнений.
3. Обработка промежности производится:
a. Движениями от гениталий к заднему проходу.
b. Движениями от заднего прохода к гениталиям.
4. Обработка ротовой полости:
a. Выполняется больным самостоятельно.
b. По показаниям, выполняется медсестрой.
5. При уходе за ушами в наружный слуховой проход закапывают:
a. Раствор салициловой кислоты.
b. 70%-ный спирт.
c. Стерильный раствор глицерина.
d. 3%-ный раствор перекиси водорода.
6. Мытьё больного в стационаре должно проводиться:
a. Каждый день.
b. Не реже 1 раза в неделю.
c. 1 раз в 10 дней.
d. 1 раз в месяц.
e. Каждые 3 дня.
7. При обработке полости носа используют:
a. Сухие турунды.
b. Турунды, смоченные раствором фурацилина.
c. Турунды, смоченные раствором гидрокарбоната натрия.
d. Турунды, смоченные вазелиновым маслом.
e. Поваренную соль.
8. При носовом кровотегении необходимо:
a. Запрокинуть голову больного.
b. Уложить или усадить больного.
c. При рецидиве кровотечения вызвать оториноларинголога.
d. Выполнить экстренный эндоскопический осмотр носовых ходов.
e. Положить на носовую перегородку пузырь со льдом.