Чо Кок Суй - Чудеса лечения праной. Продвинутый уровень. Что такое прана Прана лечение глаз с помощью рук


Sharing is caring!

0 shares

Философы-йоги много столетий глубоко и обстоятельно изучали принципы, лежащие в основе исцелений. Исследования и опыты убедили их, что все целители, на самом деле исцелявшие болезни, пользовались великой естественной силой, одной и той же во всех случаях, хотя и применяли ее или призывали различно. Йоги поняли, что все виды оккультного лечения - это различные способы приведения в действие одной великой силы природы - праны, причем некоторые способы лучше в одних случаях, другие - в других, а в некоторых случаях нужны комбинации разных способов.

Энергией став, по закону природы, и всё потеряв, обретёшь ты свободу…

Прана - это универсальная энергия, проявляющаяся в самых разнообразных видах во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Все виды силы или энергии есть только проявления праны. Электричество есть форма праны, точно так же, как сила притяжения и человеческий магнетизм. Прана - одно из семи начал человека, и в большем или меньшем количестве она находится во всех человеческих организмах (в работе Карла Брандлера - Прахта «Руководство к воспитанию оккультных сил в человеке», публикуемой в нашем блоге, прана называется одом (одической силой).

Человек извлекает прану из воздуха, которым он дышит; из пищи, которую он ест, из воды, которую он пьет. Если человеку недостает праны, он становится слабым,- в нем мало жизни, говорят в таких случаях. Когда запас праны в человеке достаточен, он становится активным, бодрым, энергичным, полным жизни. Количество праны, имеющееся в запасе в организмах разных людей, очень различно. Некоторые переполнены праной и излучают ее из себя, как электрическая машина, заставляя людей, приходящих с ними в соприкосновение, чувствовать увеличенную жизнедеятельность, бодрость и здоровье. Другим, наоборот, настолько не хватает праны, что, находясь в обществе других людей, они пополняют свой недостаток жизненной силы, вытягивая ее из других организмов.

И в результате здоровые и сильные люди, побывавшие в обществе таких слабых людей, тоже чувствуют себя слабыми и усталыми. Некоторые люди такого рода, не умеющие сами создать себе запас праны, делаются буквально вампирами и живут магнетизмом других людей, хотя обыкновенно сами не осознают этого. Но есть другие, которые понимают, что могут жить, таким образом, за счет силы приближающихся к ним людей, и они делаются сознательными вампирами. Сознательное пользование этой способностью извлечения силы из живых людей есть одна из форм черной магии, и она неизбежно ведет за собой у пользующихся ею людей остановку душевного развития и другие пагубные последствия. Но человек никогда не может стать жертвой такого вампиризма, сознательного или бессознательного, если только он узнал и понял подробности проявления животного магнетизма и его законы.

Магнетизм

Человеческий магнетизм (праническая энергия) есть самая могущественная лечебная сила в природе; и в той или в другой форме эта сила всегда применяется в случаях так называемого психического лечения. Пользование пранической энергией - это одна из самых старых форм естественного лечения, и можно сказать, что употребление ее стало инстинктивным у людей. Ребенок, который ударился обо что-нибудь, бежит к матери, которая трогает ушибленное место и целует это место или гладит его рукой, и через несколько мгновений боль проходит. И когда мы приближаемся к кому-нибудь, кто очень страдает, самое естественное наше движение - положить ему руку на лоб или погладить его руку. Это инстинктивное пользование своей рукой есть способ передачи магнетизма тому, кто в нем нуждается. И обыкновенно горе или боль человека облегчаются прикосновением дружеской руки. Прижимание плачущего ребенка к груди - другая форма инстинктивного действия для той же цели. Магнетизм матери выходит из нее, выталкиваемый ее любящей мыслью, и ребенок успокаивается, затихает и чувствует себя хорошо.

Человеческий магнетизм может быть направлен из организма при помощи желания, мысли или может быть передан другому лицу более непосредственно; при помощи рук, прикосновения тела, поцелуя, дыхания и другими подобными средствами. Жизненность организма в той или другой его части определяется именно количеством праны или человеческого магнетизма во всей системе и в ее частях. Нужно помнить, что прана не создается заново для нужд людей. Она существует в природе в готовом виде. И когда мы говорим, что человек увеличивает количество магнетизма в своей системе, он делает это, просто притягивая к себе поток праны и извлекая ее из. великого запаса природы путем дыхания, питья или питания. Поглощаемый таким образом запас праны или извлекаемый из воздуха, пищи и питья, как мы дальше увидим, может быть значительно увеличен сознательным желанием получить его силой воли. Но количество праны во Вселенной постоянно и неизменно. Его нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Прана - это энергия, количество которой постоянно.

Прана очень сильно поддается направленным на нее мыслям и желаниям, как в тех случаях, когда человек хочет притянуть к себе побольше праны, так и в тех случаях, когда он хочет послать ее из себя. Поэтому количество праны, вбираемой в себя человеком, может быть очень сильно увеличено. Огромную помощь здесь могут оказать учения йогов относительно дыхания, пищи и питья. Но, вообще говоря, мысль, желание или ожидание, лежащие в душе человека, сами по себе увеличат количество поглощаемой праны. И подобным же образом, воля или желание человека увеличит количество праны. Говоря яснее, если человек в то время, когда он дышит, пьет или ест, будет составлять ментальный образ поглощения праны, то есть рисовать себе картину того, как его организм поглощает прану, он этими мыслями приведет в действие некоторые оккультные законы, на основании которых из вводимой в организм матери, действительно, освободится большое количество праны, и в результате организм получит большее усиление.

Попробуйте произвести опыт. Сделайте несколько глубоких вдохов, мысленно рисуя себе, что вы поглощаете большое количество праны, и в результате вы непременно почувствуете значительный прилив силы. Это стоит попробовать, когда вы чувствуете себя усталым и потерявшим силы. Подобным же образом выпейте стакан воды, рисуя себе, что вы извлекаете из воды содержащуюся в ней прану, и вы получите такой же результат, как в первом случае. Точно так же во время еды медленно пережевывайте пищу, держа в уме, что вы стараетесь извлечь из пищи всю прану, какая в ней есть, и вы получите гораздо большее подкрепление и усиление от пищи, чем обыкновенно.

Такие простые средства очень помогают людям и дают им возможность чувствовать себя сильнее и, в свою очередь, помогать другим. Пускай читателя не смущает кажущаяся простота описываемых способов ментального воздействия на прану, и пускай это не уменьшает в его глазах их ценность. Мы надеемся, что он испытает на себе рекомендуемые мысленные приемы и тогда убедится в их пользе и значении. В силу того же самого закона мысль, посылаемая с ярким ментальным образом, бывает сильно насыщена праной и достигает огромной скорости и силы действия в сравнении с обыкновенной мыслью, а практика еще больше увеличивает силу мыслей . Таким образом, во всех случаях оккультного лечения действующей силой является прана.

Три способа оккультного лечения

  1. Праническое лечение, которое включает в себя все то, что на западе называется магнетическим лечением.
  1. Ментальное лечение, куда входят различные формы ментального и психического лечения, включая лечение на расстоянии, а также все виды лечения, основанные на внушении.
  1. Духовное лечение, которое является очень редкой формой и требует высокого духовного развития. В наше время в различных сектах часто говорят о духовном лечении, но это всегда обман, потому что сила духовного лечения может принадлежать только очень далеко ушедшим в своем развитии оккультистам.

Чтобы рассмотреть более детально вопрос об оккультном лечении, мы должны выяснить некоторые стороны состояния здорового организма.

Философия йогов учит, что Бог дал каждому индивидууму физическую машину, приспособленную к его нуждам, и доставляет ему все средства для того, чтобы содержать машину в порядке и исправлять ее, если по небрежности ее владельца машина портится или расстраивается. Йоги смотрят на человеческое тело как на произведение Великого Разума. Во всей деятельности организма, во всех его функциях они видят указание на вложенную сюда заботу и разумный расчет. Они знают, что тело существует и создано по воле и плану Великого Разума, и они знают, что этот разум и теперь продолжает действовать через физическое тело.

Поэтому, если индивидуальное сознание в своих желаниях, стремлениях и действиях будет совпадать с желаниями, стремлениями и действиями Великого Разума, то тело будет оставаться здоровым и сильным. А если человек пойдет против этого закона, в результате будет нарушение гармонии и болезнь. По мнению йогов, смешно думать, что Великий Разум, дав существование прекрасному человеческому телу, предоставил его собственной судьбе. И они убеждены, что Разум непрерывно заведует всеми функциями тела, мы можем довериться ему и не бояться.

Великий Разум, проявление которого мы называем природой или жизненным началом, всегда находится в готовности исправлять повреждения, залечивать раны, соединять сломанные кости, выбрасывать из организма накопившиеся в нем вредные вещества, чтобы поддерживать машину в хорошем рабочем состоянии. Очень многое из того, что мы называем болезнью, в действительности есть благодетельное действие природы, имеющее целью освободить тело от ядовитых веществ, которым мы позволили войти в свой организм и остаться там.

Физическое тело человека

Попробуем посмотреть, что собственно значит тело. Предположим, что душа ищет жилища, в котором она могла бы разрабатывать данную фазу своего существования. Оккультисты знают, что для того, чтобы проявиться известным образом, душе нужно телесное обиталище. Посмотрим же, что нужно душе от тела, и дает ли ей природа то, что, ей нужно. Прежде всего, душа нуждается в хорошо встроенном аппарате для мышления, в центральной станции, откуда она могла бы управлять телом. Природа дает ей тот удивительный инструмент, который называется человеческим мозгом, возможности, и способности которого до сих пор еще плохо реализуем. На настоящей стадии своего развития человек пользуется еще только маленькой частью своего мозга.

Душе нужны органы, предназначенные для того, чтобы воспринимать различные впечатления. Природа дает глаза, уши, нос, органы вкуса и осязательные нервы . Другие чувства природа держит в запасе до того времени, когда они понадобятся нам.

Душе нужны средства сообщения между мозгом и различными частями тела. Природа прокладывает нервные кабели и провода, создавая удивительную по своей стройности систему. Мозг получает возможность телеграфировать свои приказания, всем частям тела, посылая распоряжения клеточкам и органам и настаивая на их немедленном исполнении. По этой же самой системе мозг получает телеграммы из разных частей тела: предостережения об опасности, просьбы о помощи, жалобы и др.

Тело должно обладать средствами передвижения. Оно уже переросло условия неподвижной, растительной жизни, и ему нужно двигаться. Кроме того, ему нужно быть в состоянии брать полезные ему вещи и иметь возможность обращать их на свои надобности. Для этой цели природа дала ему члены, а также мускулы и сухожилия, при помощи которых двигаются и работают члены. Телу нужна прочная рамка, которая сохраняла бы его форму, делала бы для нее неопасными толчки, давала бы ему силу, крепость и упругость, вообще, поддерживала бы его. И природа дает телу рамку, известную под названием скелета, представляющего собой удивительный механизм, заслуживающий самого внимательного изучения. Душе нужны физические средства общения с другими воплощенными душами. И природа доставляет средства такого общения в органах речи и слуха.

Тело нуждается в системе передачи к разным его частям материалов, служащих для возобновления изнашивающихся сосудов и тканей, для починки, пополнения и усиления. Точно также оно нуждается в другой системе, при помощи которой отбросы производства и отработанные вещества могли бы передвигаться к мусоросжигательным печам организма, сжигаться там и выбрасываться из тела. И природа дает нам кровь, несущую жизнь; артерии и вены, но которым она бежит на работу и возвращается к легким взять новый, запас кислорода и сжечь принесенные отбросы. Тело нуждается в материале извне, при помощи которого оно могло бы непрерывно чинить и возобновлять свои изнашивающиеся части. Природа дает средства поглощения пищи, переваривания ее, извлечения из нее питательных элементов, превращения их в такое состояние, чтобы питательные элементы могли легко усваиваться организмом.

Никто не потратит даром времени, посвятив себя изучению удивительного механизма человеческого тела. От такого изучения человек получит полную уверенность в существовании большого Разума природы, он увидит великий принцип жизни в действии, увидит, что организация тела - не слепой случай, не совпадение, а работа могущественного Разума .

Человек научится доверять этому Разуму и узнает, что те же самые силы, которые дали ему физическое существование, помогут ему идти через жизнь. Когда люди открывают себя доступу великого жизненного начала, это всегда приносит им большую пользу. Если же они боятся его, или не доверяют ему, захлопывают дверь перед тем, что для них наиболее важно,- они сами страдают от последствий.

Читатели могут спросить, какое, отношение имеет все это к оккультному учению, и пожаловаться, что мы говорим о вещах, давно им известных. Но мы не можем обойти те факты, что в природе есть все. необходимое для поддержания полного здоровья человека. И мы намеренно повторяем, что истинные сведения о лечении болезней должны указывать на то, каким образом человек должен стремиться согласовать свою жизнь с законами природы и сохранять здоровье. Восточные учения считают неразумным создавать культы вокруг методов лечения. Они находят, что если культы необходимы, то лучше создавать их вокруг здоровья, как центра, избегая болезней, которые в таких случаях явятся только случайными. Существует особый отдел философии йогов, посвященный идее сохранения здоровья. Там учат, что здоровье - это нормальное состояние человека, и что болезни в значительной степени являются результатом невежества и неумения слушаться голоса естественных законов. Мы прибавляем к этому, что сила, излечивающая болезни, существует в каждом человеке и может быть, сознательно или бессознательно, приведена в действие. Оккультное учение заключается в приведении в действие внутренних сил индивидуума (иногда при помощи сил других индивидуумов) и в раскрытии физической системы для действия сил природы.

Все оккультное лечение зависит от того, что мы называем жизненной силой индивидуума. Активное начало этой жизненной силы, как мы уже объясняли, есть проявление всеобщей силы - праны.

Sharing is caring!

0 shares

Глава 7. Лечение праной в практическом применении

Способ лечения посредством наложения рук применяется людьми как-то инстинктивно. Мать инстинктивно накладывает руку на головку ребенка, прибежавшего к ней с жалобой, что он упал, ушибся, и это сразу успокаивает и облегчает ребенка. Как часто приходится видеть и слышать, что матери этим способом успокаивают своих детей, говоря им: «Теперь, голубчик, все хорошо, мама тебя вылечила, теперь беги и играй». И дитя убегает, и слезы его высыхают на щеках.

Или, если мы сами ушибемся, мы тоже инстинктивно прикладываем руку к больному месту, и это дает нам некоторое облегчение. Общепринято лечить головную боль прикладыванием руки, и этим сиделка успокаивает больного. Эти простые инстинктивные движения составляют основу применения пранического врачевания. Ход лечения до того прост, что почти не нуждается в объяснении, хотя мы собираемся обратить ваше внимание на главные методы, употребляемые теми, кто достиг выдающихся результатов этим способом врачевания.

Главные способы передачи жизненной силы или праны при лечении следующие: 1) пристальный взгляд или передача при помощи глаз; 2) пассы или передача при помощи рук и 3) дыхание или передача при помощи дуновения. Все три метода производят должное действие и могут применяться совместно.

Ввиду того, что передача жизненной силы главным образом мыслью и глазами служит каналом для передачи мысленной силы, то из этого вытекает, что глаз может быть успешно использован для передачи жизненной силы при лечении. При пользовании способом наложения рук на больное место исцелитель заметит усиленное действие лечения, если он при этом будет пристально смотреть на исцеляемую им часть тела и при том сосредоточит свои мысли и свою волю, чтобы его сила перешла на это место, и больные клеточки настолько бы укрепились, чтобы могли правильно исполнять свою работу.

Многие с успехом применяют дыхание при врачевании. При этом большей частью дуют прямо на больное место, на которое теплое дыхание производит поразительное оживляющее действие. Но иногда дуют на кусок фланели, прикладываемый затем сразу на больное место; фланель собирает теплоту и постепенно становится теплой.

Но главным способом передачи жизненной силы при таком врачевании являются пассы и манипулятивные приемы. Мы сначала обсудим пассы, а потом рассмотрим различные манипуляционные приемы.

Положение рук при врачевании можно описать следующим образом: вытяните руки и пальцы, чтобы последние не соприкасались друг с другом. Если пациент сидит, то приподнимите руки над его головой и затем медленно и постепенно опускайте их перед ним, кончая быстрым движением немного выше колен. Окончив эти движения, махните пальцами в сторону, как бы отряхивая с них воду, и затем, сомкнув пальцы и положив ладони на бока больного, поглаживайте его по направлению снизу вверх. Когда ваши руки дойдут выше головы, опускайте их снова перед ним, раздвинув пальцы. Представляя себе мысленно, что вы купаете его в потоке жизненной силы, исходящей из кончиков ваших пальцев, вы скоро приобретете силу движения; к тому же каждый целитель применяет собственные, излюбленные движения, прибегая к ним инстинктивно.

Движения рук книзу действуют на больного успокоительно, а движение кверху, перед лицом, возбуждает его к бодрствованию и к деятельности.

Существуют разные виды пассов или движений рук, и их мы сейчас обсудим. Мы советуем читателям ознакомиться с этими различными видами, чтобы не смутиться, если, например, больной пожелает быть успокоенным. Свыкнувшись с движениями, обретаешь уверенность, которую трудно достичь иначе; тогда целитель работает спокойно и может сосредоточить все свое внимание на самом врачевании.

1) Продольные пассы – уже отмеченные нами движения рук вдоль тела по направлению сверху вниз. Их делают над больным местом, где бы оно ни находилось: на голове, груди, руке, ноге или на любой другой части тела. Их всегда делают книзу, а не кверху. Как мы уже говорили, надо представить себе, что изливаешь поток жизненной силы из кончиков пальцев. Ваши пальцы должны быть разжаты, и следует держать руки ладонью книзу. Движения книзу делаются с разжатыми пальцами, а кверху, по бокам больного, со сжатыми пальцами, причем ладони должны быть повернуты к больному. Расстояние мы вам не указываем; оно предписывается инстинктом, который быстро подскажет вам правильное расстояние, причем в одних случаях оно будет куда меньшее, чем в других. Если вы сами почувствуете, что расстояние угадано, то будете довольны и знайте, что вы нашли то расстояние, на котором вы сможете достичь наибольших успехов.

В общем можно сказать, что медленное движение, на расстоянии трех-четырех дюймов от тела, дает чувство покоя и облегчения. Более ускоренное движение на расстоянии, скажем, одного фута, производит более оживляющее действие, вызывая деятельность и энергию в частях тела. Еще более возбуждающее действие достигается еще более быстрыми и сильными движениями, на расстоянии, скажем, двух футов от тела. Эти пассы способствуют оживлению кровообращения и поднятию деятельности органов.

2)Поперечные пассы – движения, производимые поперек больного места. При этом следует повернуть ладони боком или наружу. Это требует особого поворота кисти, но к нему легко привыкнуть. Поставив руки в правильное положение, протяните их боком перед телом или частью тела, а при обратном движении переверните ладони во внутрь, чтобы они были друг против дружки, а не отвернуты одна от другой. Эти движения очень помогают при лечении больных, страдающих от приливов крови. Иногда бывает очень полезно применять этот способ врачевания до лечения продольными движениями.

3) В некоторых случаях весьма рекомендуется пользоваться так называемым«подставлением ладони». При этом ладонь руки подставляется к больному месту на расстоянии в шесть дюймов приблизительно, или даже немного ближе, и не отнимается в продолжение нескольких минут. Обычно это делается лишь одной рукой. Это производит возбуждающее и подкрепляющее действие.

4) В том же роде так называемое «подставление пальцев»,состоящее в поднесении разжатых пальцев правой руки к больному месту на расстоянии шести дюймов и в держании их так несколько минут, чтобы жизненная сила могла перейти с кончиков пальцев на больную часть тела. В некоторых случаях этот способ оказывается всего успешнее.

5) Разновидностью подставления пальцев является«вращательное подставление»,при котором надо держать руки так, как выше сказано, в продолжение одной-двух минут, а затем начать вращательное движение руки (на расстоянии шести дюймов) слева направо в том же направлении, как движутся часовые стрелки. Это действует весьма возбуждающе.

6) Другая разновидность известна под названием«сверление»; при этом руки производят сверлящее движение, будто хотят просверлить дырки в теле больного (на шестидюймовом расстоянии). Этот способ сильно возбуждает к деятельности ленивые части и вызывает ощущение теплоты в исцеляемой части тела.

Следует обратить внимание на то, что при этих разновидностях подставления применяется неодинаковая сила. Всего умереннее действие подставления ладони. Затем следует подставление пальцев, которые уже значительно сильнее. За ним следует вращательное подставление, проявляющее значительно более высокую степень энергии. Самое сильное действие производит сверление.

7) В некоторых случаях можно достичь успешного результата наложением рук, причем руки (конечно, ладонь руки) накладываются на несколько минут прямо на больное место. Затем, отняв руки, надо их быстро потереть одну об другую и снова положить на тело. Повторив это по несколько раз, вы заметите явное улучшение. Этот способ обычно применяется при головной боли и может, в сущности, служить при любом недомогании. При невралгии и тому подобных болезнях такой способ лечения облегчает страдания.

8)«Поглаживание» хорошо помогает при направлении и уравнивании кровообращения, когда замечается склонность к неправильному кровообращению. Оно успокаивает, и мы очень советуем пользоваться им для завершения лечения.

При поглаживании следует легко прикасаться кончиками пальцев к телу пациента или к больным местам. Надо всегда тереть сверху вниз или к наружной стороне, а не снизу вверх или во внутрь, и всегда в одном направлении, а не взад и вперед. Соприкосновение должно быть очень легким, не всей рукой, а лишь кончиками пальцев. Слова «легкость, нежность и воздушность» всего лучше определяют точность движений. При упражнении можно скоро постичь правильность этих движений.

Если вы желаете гладить все тело больного, то лучше разделить этот способ врачевания на две части, а именно: 1) с головы до поясницы и 2) с поясницы до ног. При поглаживании всего тела следует обратить особое внимание на грудь и желудок, чтобы оживить эти органы и выровнить их магнетизм.

9) Следует вспомнить, что старый испытанный способ «растирание» есть лишь иной способ передачи жизненной силы или праны. Этот способ лечения известен с самых древних времен и всегда применялся всеми народами. В своем труде «De Medicina Egyptiorum» Альпини сообщает, что духовенство в Египте применяло какие-то мистические и медицинские натирания и пользовалось ими при исцелении от хронических болезней.

Гиппократ очень ценил натирания и, по-видимому, очень часто пользовался ими. Он писал следующее: «Врач должен знать многое; он обязан изучить благотворные последствия натирания. Посредством натирания можно достичь самых разнообразных результатов: оно ослабляет одеревенелые суставы и укрепляет ослабевшие». Почти две тысячи лет тому назад Цельс энергично выступал в защиту второго способа лечения; он уделяет много внимания этому жизненному способу врачевания в своих книгах и между прочим доказывает, что о нем знали и им пользовались за много лет до него.

В древнем Риме натирание было излюбленным способом лечения, и богатые люди регулярно прибегали к нему для сохранения здоровья. И теперь некоторые люди пользуются им под названием «массаж». Греческий врач VI столетия Александр Траллес был приверженцем «мистических натираний» и применял их при лечении. Он уверял, что натирания способствовали откидыванию всего вредного, успокаивали нервы и облегчали выделение пота. Кроме того, он считал, что это унимало судороги и вообще помогало при различных недомоганиях. Он много писал на эту тему и соглашался с Гиппократом, что в эти «тайные натирания» следовало посвящать лишь духовных лиц, а не сообщать их профанам. Врач Людовика XIII, короля Франции, Петр Борель, пишет, что некий Дегуст, придворный секретарь из Нима, исцелял множество людей растиранием их рук и ног.

И теперь, в наше время, массаж очень ценится, всюду применяется, и новая школа «Остеопатии» пользуется успехом.

При растирании для оживления тела посредством жизненной силы, следует действовать нежно, так как здесь не требуется и нежелательно проявление силы: результат достигается только передачей больному месту жизненности.

При этом способе лечения надо пользоваться ладонью и нижней частью пальцев. Кончики пальцев и большой палец следует отогнуть. Врачи, у которых нижняя часть большого пальца мясиста, могут пользоваться ею вместе с ладонью. Движения должны быть производимыми сверху вниз. Некоторые применяют иной способ растирания: после давления ладони они особым способом надавливают плоскими кончиками пальцев. Можно избрать лучший из этих способов по собственному усмотрению. При каждом способе важно, что врач должен почувствовать, что именно таким образом он лучше может передать жизненную силу больному. Это дело чувства целителя, и этого особого чувства следует придерживаться; оно быстро проявляется в каждом, кто начал исцелять.

10) Многие целители считают «вращательное движение» весьма успешным способом лечения. Оно состоит в круговом растирательном движении (как выше сказано) рук и пальцев по больным местам. Следует всегда придерживаться направления часовых стрелок, а не иного. Это движение возбуждает деятельность клеточек и полезно при их ослабленном действии.

11) Есть еще способ лечения, который называется«прижиманием»; он помогает при несгибании мускулов, при ревматизме и прочих местных, а не органических недугах. Прижимание производится схватыванием мускулов или тканей и «обрабатыванием» их по прилежащей к ним поверхности. Есть три различных вида: 1) поверхностное прижимание, 2) прижимание ладонью и 3) прижимание пальцами.

Одним из практических приемов наружного прижимания является«ущипление»; оно состоит в схватывании кожи большим и указательным пальцами, причем кожа слегка приподнимается, потом опускается и ложится по-прежнему. Обе руки употребляются попеременно: одна захватывает кожу, когда другая отпускает ее, и так по всей поверхности, действуя систематически. Этот способ очень оживляет больного и успешно применяется при плохом кровообращении и в других подобных случаях.

Прижимание ладонью производится всей рукой. Надо ухватить больное место ладонью руки и сжатыми пальцами, не пользуясь большим пальцем, за исключением его мясистой части, помогающей в движении нижней части ладони, называемой «пяткой» руки. Следует крепко держать захваченное тело, не давая ему ускользнуть; щипать надо глубоко, чтобы хорошо захватить мускулы. Не употребляйте чересчур много силы, но действуйте осторожно и все же энергично. Пользуйтесь обеими руками попеременно. Есть различные способы применения этого движения, которые исцеляющий сам постигает после некоторого упражнения. Он со временем почувствует «жизнь» в своих руках и инстинктивно сообразит, каким образом лучше всего передать больному эту «жизнь».

Прижимание пальцами состоит в схватывании больного места между пальцами и большим пальцем и легком растирании его по другой, прилегающей части тела или по кисти.

12) Если больному требуется возбужденная деятельность организма, можно применять различные виды врачевания при помощи выстукивания, из которых мы назовем здесь несколько. При этом кисть руки должна оставаться гибкой и свободной; несгибающаяся кисть в таких случаях неприменима. Выстукивание должно быть упругое, и надо избегать всякой грубости и нанесения ушибов.

а)Первый способ применения выстукивания можно назвать«раздробляющим движением»,состоящим в нанесении ударов внутренней плоской поверхностью полусжатого кулака, причем пятка руки и сжатые кончики пальцев соприкасаются с телом пациента.

б)Второй способ применения выстукивания можно назвать«ударным движением»,состоящим в рубящем движении руки, которая должна быть открыта, со сжатыми пальцами; удары наносятся боковой частью руки (у маленького пальца), так что рука действует подобно употребляемому в мясных резаку. Пальцы следует держать свободно; они сжимаются при нанесении удара.

в) Третий способ можно назвать«ударным методом»,причем рука «ударяет» или «шлепает», и пальцы остаются неподвижными.

г)Четвертый способ можно назвать«методом хлопанья»; при нем следует держать руку слегка согнутой, чтобы получался глухой звук. Положение руки должно походить на применяемое некоторыми людьми движение руки в театре, когда они хотят вызвать сильный звук рукой при аплодисментах. После некоторого упражнения это движение может быть быстро усвоено.

д)Пятый способ можно назвать«методом выстукивания»; он состоит в приближении друг к другу кончиков пальцев обеих рук и в ударении ими тела, пользуясь руками попеременно.

13) Любимым способом лечения посредством передачи жизненной силы или праны является так называемоевибрационное врачевание, состоящее из целой серии вибрационных движений, производимых рукою врача. При этом обычно применяют пальцы. Их твердо накладывают на больное место, и затем делается легкое дрожащее, или вибрационное движение. Последнее кажется сначала сложным, но достигается при должном навыке. Это сильно действующий способ лечения, и пациент получает ощущение как бы электрического тока. Не следует нажимать на тело кистью руки; больной должен чувствовать лишь тяжесть самой руки. При правильном вибрационном врачевании вибрации должны проходить сквозь больное место, так что при подложении другой руки под тело вибрации должны чувствоваться ею.

Некоторые врачи, обучая своих учеников этому способу врачевания, ставили на стол стакан воды и показывали ученику эти вибрационные движения на столе. При достижении правильного движения вода лишь дрожит посередине, а не переливается с боку на бок. Мы очень советуем читателям серьезно заняться вибрационным врачеванием; если его постигнешь, то можно достичь поразительных результатов.

14)Лечение посредством дыхания приносит тоже удивительную пользу. Этот способ известен с доисторических времен. Арноб сообщает, что египтяне весьма успешно лечили этим способом, и что некоторые предпочитали его поглаживанию или наложению рук. В своем труде «Tractatus Medicothycis» Мерклин рассказывает про случай, когда одна старая женщина своим дыханием оживила и исцелила ребенка, уже безжизненного.

Борель говорит о живущей в Индии секте, исцелявшей больных посредством дыхания. В Индии существуют и теперь некоторые духовные лица, которые, дыша на больных, как бы передают им новую жизнь и свежие силы.

Борель (живший приблизительно в 1650 г. по Р. Х.) сообщает о случае, когда слуга дыханием оживил казавшееся мертвым тело своего хозяина, и прибавляет: «Разве удивительно, что дыхание человека производит такое действие, раз мы читаем, что Бог вдохнул жизнь в тело Адама. Это есть частица того Божественного дыхания, которая даже в наши дни может вернуть здоровье больному». В Испании есть люди, называемые инсальмадорес, исцеляющие слюной и дыханием.

Врачующие дыханием пользуются двумя общепризнанными методами лечения. Первый известен под названием «Горячее вдыхание воздуха». При этом на больное место накладывают чистое полотенце или салфетку и потом прижимают полуоткрытый рот близко к телу, чтобы дыхание не могло улетучиться. Затем надо медленно, но сильно дышать, как бы заставляя дыхание проникнуть в тело. Полотенце станет очень горячим, и больной ясно ощутит теплоту. Иной способ этого лечения состоит в приближении губ к телу на расстояние в один дюйм; при этом надо дуть на больное место, как дуешь зимой на замерзшие руки, чтобы согреть их.

Второй метод следующий: надо сложить губы и дуть на расстоянии в один фут или более, как будто собираешься погасить свечу. Это действует успокаивающе и даже нагоняет сон. Это помогает и для прояснения переутомленного мозга, и при других подобных случаях.

15) Некоторые целители охотно применяют лечение посредством глаза. Оно состоит в следующем: врач «пробегает» взором больного или больное место и буквально купает больного в своих «лучах».

16) Жизненная сила часто предаетсяпосредством предметов, например, новых платков и других, подвергшихся до того «лечению» точно так же, как если бы лечили самих людей. Чтобы «лечить» или «магнетизировать» предмет, вроде носового платка, исцелитель должен проделать над ним пассы, пока не почувствует, что предмет достаточно снабжен его силой; тогда он может прекратить «лечение». Этот предмет, при употреблении его больным испускает на последнего лучи магнетизма, постепенно уменьшающиеся до полного истощения. Некоторые «магнетизируют» предмет, держа его некоторое время в своих руках.

При всех способах лечения рекомендуется кончать поглаживанием, о котором мы уже говорили. Это облегчает и успокаивает больного. Никогда не забывайте успокоить больного после лечения, Все это явится начинающему целителю постепенно, по интуиции, и в конце концов есть нечто, чему можно научиться лишь на личном опыте. И нет двух лиц, врачующих совершенно одинаково. Не бойтесь следовать в этом отношении собственной интуиции.

Из книги 08_Неизлечимых болезней нет. автора Панова Любовь

Глава SEQ Глава * ARABIC 4. ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ БОЛЕЗНЕЙ На следующий день мы снова встретились с Любашей. Я приготовил список болезней, для лечения которых требовались народные рецепты.Опять вышел Серафим Саровский и дал подробные ответы на все

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Брак и развод в религиозном, практическом и политическом аспекте Перевод – К. Леонов В глазах многочисленных Соломонов общества м-р А. Ричард представляет весомую силу, призванную под религиозной личиной превозносить в каждом столетии авторитет Библии для оправдания

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Лад Васант

Глава 7. Лечение Всё аюрведическое лечение стремится к установлению равновесия телесных свойств вата, питта, капха. Как говорилось в четвертой главе, болезнь - это результат нарушения равновесия этой триады.Согласно аюрведическому учению, приступать к любой форме

Из книги Осуществление желаний: 21 волшебный урок для полной и счастливой жизни автора Витале Джо

Из книги Традиционная медицинская астрология автора Хофман Оскар

ГЛАВА 7. ЛЕЧЕНИЕ ДиетаВ медицинской астрологии диета-фундаментальная составляющая лечения. Диетические предписания обычно построены на принципе антипатии. При избытке холода и влаги (флегмы) питание больного должно быть направлено на выведение из организма излишка

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

[Вопрос о применении в медицине наркотических средств для облегчения страданий умирающих] Вы спрашиваете – возможно ли применение терапевтической дозы наркотика, чтобы прекратить страдания умирающего и привести его в бессознательное состояние? Это тоже один из

Из книги Аспектика автора Славинский Живорад

[Методы и меры сопротивления злу; соизмеримость в их применении] К сожалению, принято рассматривать Учение Христа, как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. Но нужно уметь

Из книги Тайны русских знахарей. Целебные составы, обряды и ритуалы автора Ларин Владимир Николаевич

Из книги Пранаяма. Путь к тайнам йоги автора Лисбет Андрэ ван

Возможные ошибки в применении процесса Аспектики Основным условием, которое должно быть выполнено для достижения максимального успеха, является точное следование описанной процедуре. Игнорирование данного условия ведет к неудаче. Когда практикующий накапливает

Из книги Как победить желание. Из работ Шри Ауробиндо и Матери автора Ауробиндо Шри

Глава 3. Лечение травами Сказки и уроки бабушки Ани Мы жили в Ленинграде, на 4-й линии Васильевского острова, в семиэтажном каменном доме, который до революции принадлежал нашей семье. Я те времена уже не застал и узнавал обо всем из рассказов взрослых. Родители много

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

3. Сознательное управление праной Открыть существование праны – это хорошо, а доказать, что она управляема, – это уже из серии чудес. Йогины достигают и того, и другого. Техника сознательного контроля над праной осуществляется с помощью Пранаямы (аяма – усмирять,

Из книги автора

Из книги автора

Деформация, вносимая психической праной …великое искажение, которое психическая прана вносит в наше бытие, – это желание. Корень желания – это витальная тяга завладеть тем, чем, как мы чувствуем, мы не владеем, это инстинкт ограниченной жизни, направленный на обладание

Из книги автора

Необходимость осторожности в применении новых лекарственных препаратов Сейчас не помню где, но в одном из полученных нами американских научных журналов или же в газетной статье мы читали, что Мед[ицинский] Совет в Америке признал, что патентованные лекарства во многих

Концентрация на солнечное сплетение и лечение праной

Солнечное сплетение является важным нервным центром, связанным с симпатической нервной системой. Йоги рассматривают его как главное хранилище для накопления праны в теле для физической деятельности. Точно также, как аккумулятор накапливает электричество, так и солнечное сплетение запасает прану, пока вы дышите. Во время йоговского дыхания (ПРАНАЯМ) йог поглощает огромное количество ПРАНЫ, которая накапливается в этом центре.

Это сплетение часто называют "брюшным мозгом". Оно расположено в надчревной области за подложечной ямкой по обе стороны позвоночного столба. Оно играет важную роль в управлении эмоциями и различными функциями тела.

Удар по этому хранилищу праны приводит к потере сознания. Оно состоит из белого и серого мозгового вещества и излучает силу и энергию во все части организма. Мысли и прана, направляемые к этому центру с помощью ПРАНАЯМЫ (упражнения на попеременное дыхание), будут повторно заряжать его. Он постоянно разряжается, отдавая ПРАНУ для мышления, действия и желания. Чем больше запасено ПРАНЫ в этом центре, тем больше возрастет сила воли и мощь мышления, и наоборот.

Те, кто выполняет ПРАНАЯМУ регулярно и перезаряжает солнечное сплетение, могут использовать свой избыток праны для лечения болезней у других людей и снова перезаряжать себя ПРАНОЙ очень быстро с помощью ПРАНАЯМЫ.

Не думайте, что, отдавая прану другим, вы будете истощать запас праны: чем больше вы отдаете, тем больше ее притекает из космического источника.

Когда вы хотите лечить других, положите мягко руки на место, в котором пациент ощущает боль, и вообразите, что ПРАНА стекает с ваших пальцев на пораженную часть пациента, как вода стекает с более высокого уровня на более низкий. Мысленно свяжите себя с космической энергией, мощью божества, и чувствуйте себя связующим звеном, которое доставляет ПРАНУ от космического источника к больному.

Больной сразу почувствует теплоту, облегчение и увеличение сил. Когда вы направляете прану в печень, селезенку, желудок или любую другую часть тела, вы можете мысленно разговаривать с клетками и приказывать им работать как следует. Вы можете командовать клетками и они будут повиноваться вашим приказам.

Как мог Иисус Христос совершать чудеса, прозревая слепых и излечивая болезни? Это не чудеса, как мы думаем. Это - закон божий. Христос мог полностью соединять себя со вселенской энергией божества и он делал это без каких-либо эгоистических мотивов. Мой учитель, Свами Шивананда, один из величайших праведников нашего времени, делал много так называемых чудес. Он даже излечивал людей, которые были далеко от него, с помощью лечения на расстоянии. Многие великие святые и пророки делали то же. В будущем будет много таких чудес. Однако, все они являются обычными законами природы. Конечно, мы не можем совершать такие большие чудеса, так как мы неспособны полностью отождествить себя со вселенской мощью бога, как делали Иисус и другие святые. Но мы могли бы выполнять простое лечение, используя прану для удаления различных заболеваний из наших братьев.

Мы должны выполнять такое лечение на благо мира, а не для собственной корысти. Только тогда такое лечение будет успешным. Думайте всегда, что вы только инструмент в руках божьих для лечения и облегчения других страждущих. Повторяйте "ом", когда передаете вашу прану другим.

Можно смело сказать, что все методы лечения прямо или косвенно направлены на пробуждение в больном теле жизненной энергии (праны). Если равновесие потоков праны в организме нарушено нездоровым образом жизни или неэффективным дыханием, то нарушаются соответствующие физиологические процессы, а последствием этого становятся различные недуги и заболевания.

Йоги, правильно занимающиеся пранаямой, регулярно получают доступ к источнику праны и могут использовать ее для самолечения, а также для помощи другим людям. Лечение праной производится путем сосредоточения на пране и направлении ее усилием воли в любую часть организма.

Накопление и распределение праны

1. Лягте на спину с закрытыми глазами и полностью расслабьтесь. Без нажима положите руку на солнечное сплетение (над пупком), сверху положите правую руку.

2. Дышите медленно и ритмично. С каждым вдохом мысленно направляйте прану к солнечному сплетению. Очень полезно представить, как прана в виде целительного голубого или белого света входит в тело и течет по нему.

3. С каждым выдохом спокойно и целенаправленно ведите этот исцеляющий поток энергии по телу, распределяя ее между всеми костями, мышцами, органами, нервами и клетками.

4. Сосредоточьтесь на точке между бровями («духовное око») и мысленно внушайте себе: «Совершенный божественный свет заполняет все части моего тела. А там, где исцеляющий свет праны - там совершенство».

Самоисцеление

1. Лягте сзакрытыми глазами в шавасане (позе расслабления).

2. Представьте, что прямо над вашей головой находится шар, излучающий белый целительный свет.

3. Отсчитывая восемь секунд, делайте обеими ноздрями вдох, пользуясь соотношением 8:4:8:4 савитри пранаямы. Одновременно представляйте себе и ощущайте, как вы вводите в себя через ступни и направляете к голове поток чистого и белого целебного света, который, двигаясь по телу, насыщает его чакры энергией и жизненной силой.

4. Задержите дыхание на четыре секунды.

5. Выдыхайте в течение восьми секунд, представляя при этом, как поток белого и чистого света движется от головы к ногам и выходит через ступни, вымывая из организма все шлаки и нечистоты.

6. После выдоха задержите дыхание на четыре секунды.

7. Выполните еще пять циклов.

8. Перейдите на обычное дыхание, но дышите медленно, глубоко и ритмично.

9. Сделайте вдох и представьте себе, как целительная энергия праны движется по вашему телу от стоп к голове со стороны спины.

10. Сделайте энергичный выдох по направлению от лица к ногам.

11. Трижды направьте прану по кругу в направлении от спины к верхней части тела.

12. Теперь представьте себе, как поток праны при вдохе направляется к голове по верхней части тела, а при выдохе движется к ногам со стороны спины. Выполните упражнение три раза.

13. Вдохните и представьте себе, как прана три раза делает полный круг слева направо.

14. Выдохните и трижды представьте себе движение энергетического потока праны справа налево.

15. Полностью расслабьтесь и сосредоточьтесь на «духовном оке». Мысленно внушайте себе: «Божественное совершенное здоровье и энергия праны наполняют клетки моего тела. Это тело - здоровое, в каждой его клетке сияет божественный свет, несущий исцеление».

Еще по теме Лечение праной:

  1. Глава 9. Лечение и психосоциальная реабилитация психически больных. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Прана и болезнь. Йога.

Ф изическое тело представляет собой хранилище пранической энергии. Эта энергия подразделяется на пять компонентов в соответствии с ее взаимодействием с пятью таттвами: землей, водой, огнем, воздухом и эфиром. Затем она проявляется в виде более грубых форм энергии - механической, тепловой, химической и электрической, которые используются для преобразования материи.


Для поддержания целостности этих энергий и равновесия между телом и умом требуются постоянные забота и внимание. Если мы пренебрегаем физическим, тонким или ментальным аспектом своего существа, то рискуем заболеть. Возможен избыток праны в ида или пингала нади, либо в обоих одновременно. Избыток праны может создавать избыточное функционирование и, в крайних случаях, короткое замыкание. При недостатке праны уровень энергии падает, вызывая подавление или утрату функционирования.



Распределение праны


Каждая часть тела обеспечивается праной через сложную систему нади. Функции нади можно сравнить с работой системы электроснабжения. В физическом теле энергия распределяется точно так же, как система электроснабжения подает энергию от электростанции в наши дома.


Роль электростанции выполняет муладхара чакра. Из нее энергия распределяется по трем линиям высокого напряжения - ида, пингала и сушумна нади. Дальнейшее распределение из этих трех главных нади и чакр осуществляется через посредство тысяч второстепенных нади, которые доставляют энергию к каждому органу и каждой клетке тела.

Где нет электричества, там нет освещения; точно так же, где нет праны, там нет жизни. Избыток энергии может вызывать короткое замыкание в системе электроснабжения, и освещение погаснет. Или напротив, иногда вследствие чрезмерного потребления энергии мощности системы электроснабжения не хватает, в ней падает напряжение, и все освещение становится тусклым. Так же и в физическом теле прана шакти часто претерпевает различные изменения, иногда создавая избыток, а иногда недостаток энергоснабжения.


В какие-то моменты каждый испытывает избыток или недостаток энергии. Однако некоторые люди часто входят в состояния депрессии, в которых их энергия столь низка, что они видят жизнь в мрачном свете, и все вокруг кажется окрашенным их страданием. Обычно это служит признаком низкого уровня энергии в главных нади. Серьезные расстройства, закупорки, или нарушения равновесия в главных нади приводят к депрессии, нервному срыву, мании и так далее. Если главные нади функционируют правильно, но имеются неполадки во второстепенных нади, то физическое тело также не будет работать должным образом.


Происхождение болезни


Болезнь может зарождаться в теле или в уме. Многие болезни начинаются в уме, а затем переходят в тело. Их также называют психосоматическими заболеваниями. Болезни, которые начинаются в теле, а затем переходят в ум, называются соматопсихическими.


Хатха йога и тантра описывают и предписывают техники, которые помогают справляться и с соматопсихическими, и с психосоматическими заболеваниями. Эти науки признают, что тело составляет основу, а прана служит его силой; поэтому и тело, и ум зависят от праны - жизненной силы. Манипулируя праной с помощью пранаямы и прана видьи, мы лечим болезнь с соматопсихической точки зрения. Поэтому в йоге считается, что все болезни, в конечном счете, вызываются неправильным распределением праны в физическом теле. Даже те болезни, которые считаются психологическими по своей природе, в действительности вызываются дисбалансом в распределении праны.


Например, функцию крупной распределительной станции выполняет вишуддхи чакра. Располагаясь на стыке шеи и туловища, она направляет прану к глазам, носу, горлу, щитовидной, паращитовидной и вилочковой железам, а также к другим органам в этой области. Многие эмоциональные комплексы непосредственно вызываются недостаточным или избыточным функционированием щитовидной железы, даже когда болезненное состояние не диагностируется клинически. Таким образом, эмоциональная проблема, возникающая из-за неправильного распределения праны в щитовидной и паращитовидной железах, представляет собой соматопсихическое, а не психосоматическое расстройство.


В качестве второго примера, рассмотрим манипура чакру, которая находится позади пупка. Это главный центр распределения энергии для пищеварительной системы и надпочечников, которые вырабатывают гормон адреналин. Неправильное распределение праны из манипура чакры к надпочечникам может вести к параноидальному психозу, а также к таким психо­соматическим заболеваниям, как колит.


Очень важен третий пример: свадхистхана чакра, расположенная в копчике, служит распределительным центром для всей мочеполовой системы, за исключением яичек. Эта система включает в себя матку, яичники, мочеиспускательный канал, почки и мочевой пузырь.


Неправильное распределение праны к этим органам, или возникновение в них избытка энергии, может приводить к фригидности или импотенции. Хотя медицина может считать эти проблемы чисто психологическими и возникающими вследствие болезненных переживаний детства, нам следует помнить, что фригидность или импотенция представляют собой не только психологические или психосоматические, но и соматопсихические расстройства. Это обусловлено тем, что переживания детства могут нарушать течение праны, что, в свою очередь, ведет к психологическим расстройствам.


Передача энергии


Наука прана видьи призвана способствовать правильному распределению праны по всему телу. С помощью этой техники можно уравновешивать избыток праны, имеющийся где-либо в организме. Болезни, вызываемые недостатком праны, можно лечить, отбираю прану из тех областей, где она в избытке, и направляя ее к пораженным частям тела. Это осуществляется путем преобразования праны в разновидность магнетической силы, и затем в поток психической энергии. Когда она преобразована в эту магнетическую энергию, ее также можно передавать вовне тела через пальцы, взгляд или мысль. Она может переноситься цветком. Кроме того, ее можно использовать для зарядки таких объектов, как четки (мала), подобно тому, как заряжают автомобильный аккумулятор от электросети.


Такая передача праны - вполне естественное событие, и происходит в нашей жизни постоянно, осознаем мы это или нет. Любое физическое тело постоянно испускает вибрации или заряды энергии. Некоторые люди обладают длительным и сильным праническим излучением, тогда как у других оно кратковременное и слабое. Исследования с помощью фотографии по методу Кирлиан вплотную подошли к подтверждению гипотезы о том, что излучения пранической энергии составляют естественную часть нашего взаимодействия с жизнью.


Прана имеет очень тонкую природу, и ее может ощущать только психическое тело у людей, обладающих паранормальными способностями. У природных целителей, которые рождаются с этой способностью, преимущественно проявляется пранамайя коша. Они способны лечить больных, хотя не учились этой науке у гуру или из книг. Нередко они сами удивля­ются своим способностям, и могут задаваться вопросом, откуда они взялись и как действуют.


Немногие люди рождаются целителями, однако большинство из нас способны в той или иной степени развивать этот потенциал с помощью практики прана видьи. Эта техника не только открывает нашему осознанию огромные запасы энергии, заключенные в человеческом теле, но и учит нас сознательно манипулировать праной для улучшения нашего собственного здоровья и здоровья других людей.


Праническое целительство


Прана видья - йогическая техника пранического целительства - представляет собой форму терапии, которая совершенно не зависит от каких-либо материальных средств и может одинаково хорошо действовать как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Ее эффективность подтверждают и ученые, и непрофессионалы, вне зависимости от их религиозных убеждений. Более того, с ее помощью можно лечить не только людей, но и животных.


Праническое целительство в различных формах практикуется во всем мире. Оно было издавна известно в Индии, Тибете и Китае, где целители составляют неотъемлемую часть медицинского сообщества. Новый интерес к этой области вызывают психические целители на Филиппинах и в Бразилии. Праническое целительство широко практикуется оккультными школами в разных странах Европы, особенно в Великобритании. Его практикуют в различных формах христианские и другие духовные общины целителей в США и Австралии.

В статье П. П. Матхаи в газете Times of India News Service (18 октября 1992 г.) сообщается, что Праническое целительство снова приобретает популярность в Индии. Министр здравоохранения штата Керала публично поддержал Праническое целительство, выступив на открытии Всемирного Фонда пранического целительства, который имеет более четырнадцати центров во многих штатах Индии.


Хотя ранее Праническое целительство знали и практиковали только йоги и целители, владевшие этой наукой, сегодня этот древний метод целительства привлекает большое внимание ведущих медицинских специалистов, и проводятся исследования, призванные подтвердить его применимость в современной медицине. Праническое целительство подвергалось широкому изучению в бывших коммунистических странах - СССР, Болгарии и Югославии. Многие из этих исследований описаны в книге «Психические открытия за железным занавесом».


Лечебное прикосновение


В одном эксперименте, который проводился в США под наблюдением доктора Кригера - профессора колледжа среднего медицинского персонала в университете Нью-Йорка - шестьдесят пациентов были поделены на две группы. Одна группа два раза в день получала от медсестер «лечебное прикосновение» (метод психического целительства с помощью «наложения рук»); контрольная группа получала только обычный уход. После первого дня такого лечения у пациентов экспериментальной группы начало наблюдаться значимое повышение уровня гемоглобина в крови, тогда как в контрольной группе не было отмечено никаких значимых изменений.*


* Это также говорит в поддержку высказанной ранее (см. сноски в других постах) гипотезы о связи праны с активными формами кислорода (АФК). (пер.)


Малайское Праническое целительство


Лечение «наложением рук» представляет собой простой и эффективный метод пранического целительства. В других культурах используются иные методы. Антрополог Кэрол Лейдермен изучала психическое целительство в Малайзии, где шаманы (целители) используют музыку и наговоры, чтобы вызывать состояния транса. Первоначально она старалась оставаться в своих исследованиях полностью объективной, но в конце концов согласилась пройти двадцатиминутный сеанс трансового лечения.


Ее описание аналогично тому, что йоги рассказывают о праническом целительстве: «По мере того, как музыка становилась громче, мой рот открывался, охваченный неуправляемой вибрацией. Я начала ощущать, что у меня в груди дуют холодные ветры, которые становились сильнее с нарастанием и ускорением музыки, пока не стало казаться, будто в моем сердце бушует ураган»..


В малайской традиции, которая отражает понимание йоги, умственные процессы, способности и желания и т.п., определяются как «воздух» или «внутренние ветры». Когда их подавляют или не выражают, отвергают или пресекают, они могут становиться опасными, вызывая «ветровую болезнь». Шаманы используют свои техники для того, чтобы рассеивать эти подавленные ветры. Для этого используются различные методы, вызывающие измененные состояния сознания - от сенсорной депривации до гиперстимуляции. В одном из наиболее распространенных методов используется музыка, особенно музыка, исполняемая на ударных инструментах с ритмом около четырех ударов в секунду. Этот ритм, который считается вызывающим переход в состояние транса, эквивалентен тетаритму волновой электрической активности мозга, обнаруживаемому в глубокой медитации, а также оптимальной частоте для обезболивания при электроакупунктуре.


Исследования


Не исключено, что эффекты пранического целительства отчасти объясняются выделением эндорфинов (эндогенных морфиноподобных веществ).


Мозг может вырабатывать многие тонкие химические вещества, например, транквилизаторы, не уступающие Валиуму.**


** Популярное успокоительное средство «Валиум» относится к семейству так называемых бензодиазепиновых препаратов. В мозгу имеются специальные рецепторы, реагирующие на эти препараты, которые получили название «бензодиазепиновых рецепторов». Эти рецепторы регулируют деятельность нервных клеток, использующих в качестве нейромедиатора гаммма-амино-масляную кислоту, которая оказывает тормозящее действие на активность центральной нервной системы. Наличие этих рецепторов говорит о том, что мозг сам способен вырабатывать вещества, для которых они предназначены; некоторые из таких веществ уже обнаружены, (пер.)


Многие из этих веществ обладают неизвестным действием, а те, которые мы знаем, лишь частично изучены и поняты.


Подобные исследования - это лишь начало длинного пути к пониманию методов психического целительства, принятых и практикуемых в различных культурах. Эти исследования сталкиваются с многими трудностями, особенно, когда целителя и пациента извлекают из их культуры и помещают в лабораторию. Однако, новые научные методы, в частности, основанные на эффекте Кирлиан, а также растущий интерес к таким традиционным техникам, как прана видья, служат стимулом для дальнейшей работы.


Традиционное праническое целительство


Праническое целительство очень распространено в Индии. Практически в каждой деревне можно найти по крайней мере одного специалиста по его применению. Этих целителей называют оджха, и их главная обязанность состоит в том, чтобы помогать другим людям, используя свою психическую силу. Они не берут за свою работу денег или подарков, поскольку если бы они это делали, то перестали бы быть настоящими целителями.Эти целители не используют мантры - они используют прану.


Исцеление может достигаться с помощью благословения, мантр и религиозных ритуалов, однако все эти методы отличаются от пранического целительства. Праническому и психическому целительству очень трудно научиться. Мантры и прана - это очень разные силы. Мантра - сама по себе сила, тогда как прана зависит от умения и способности человека пробуждать и направлять ее.


Двадцать лет назад индийские целители утратили свою хорошую репутацию в обществе из-за враждебной пропаганды со стороны интеллектуалов, которые к тому времени появились в Индии. Эти люди считали целителей шарлатанами, обманывающими общество, и обвиняли их в том, что они нарушают главный обет - ничего не брать за свою работу. При этом совершенно игнорировался тот факт, что многие из тех, кого обвиняли в шарлатанстве, были настоящими целителями, которые отвергали любые дары - не только деньги, но даже пищу или одежду. Однако, в более недавнее время различные методы целительства подверглись анализу и исследованию, и снова стали более приемлемыми. Поэтому праническое целительство снова вошло в практику, и во всей Индии возрождается вера в его эффективность, хотя эта традиция никогда не прекраща­лась в сельских районах, несмотря на колебания мнения образованных классов.


Метод с использованием травы куша


Обычно в Индии, если у ребенка высокая температура - живет ли он в деревне или в городе, в бедной или богатой общине - родители могут позвать пандита (священнослужителя), чтобы определить природу болезни - является ли она психической, соматической или психосоматической. Если заболевание диагностируется как психическое или психосоматическое - праническое, а не чисто телесное - то ребенка несут к целителю; это должны делать сами родители, и ни в коем случае не кто-либо другой. Кроме того, духовный целитель никогда не идет в дом другого человека, будь он богатым или бедным. Это очень строгое правило. Поэтому мать несет ребенка к дому целителя, а отец идет за ней. Эту процедуру приходится соблюдать даже очень богатому человеку, даже главе штата; не может быть и речи о том, чтобы послать за целителем машину.


В отношении правил процесса исцеления существует много разных традиций. Например, иногда целителю нужно принести кокосовый орех или орех эрика, завернутый в лист бетеля и перевязанный красной ниткой. Такие обычаи существуют в разных местах Индии. Затем ребенка помещают рядом с целителем, который пробует различные методы, чтобы найти центр болезни, в соответствии с различными традициями. У каждого целителя имеется своя собственная техника.


Целитель может использовать траву куша - это встречающаяся в Индии особая трава, которая обладает очень большой магнетической силой и всегда используется в духовных и оккультных церемониях. Это очень грубая трава с острыми краями, которой при неосторожном обращении можно порезаться. Сперва травой куша особым образом проводят над передней стороной тела, от макушки головы до стоп. Затем этот процесс повторяют над левой и правой сторонами тела ребенка, пока, наконец, куша не останавливается - с виду, сама по себе - над центром болезни. В действительности, психический целитель использует свою прану, чтобы ощутить в ребенке центр психической болезни. Махая травой, он способен психически «видеть» болезнь.


Снятие сглаза или порчи


Еще один метод используется для лечения болезней, вызванных порчей. Подобно тому, как можно посылать прану, чтобы лечить других, некоторые люди способны посылать злые влияния с намерением причинить вред. Например, они могут передавать зловредные или странные силы через свои глаза, вызывая необъяснимую горячку, простуду, или другую болезнь. Чтобы снять эту порчу, рядом с пациентом ставят железный горшок, в который кладут горящий древесный уголь, красный перец и семена горчицы. Если пациент чихает и кашляет, что является естественной реакцией на запах горящего перца, то его болезнь не связана с порчей. Однако, если он не чихает и не кашляет, то это признак порчи.


Кармическая болезнь


Если болезнь не вызвана сглазом или порчей, то для угадывания центра болезни в теле также может использоваться метод с травой куша. Кроме того, целитель может обнаружить и какую-то другую причину болезни, например, что она обусловлена дурным обращением со стороны мужа или семьи. Тогда целитель открывает эту основополагающую психологическую причину мужу или родственникам, говоря, что это не физическая болезнь, а результат кармы.


В качестве составной части процесса исцеления, он говорит им: «Я могу исцелить ее прямо сейчас, но у нее неизбежно будет рецидив, если только не устранить другие неизвестные причины, породившие болезнь, поскольку она обусловлена не физическими факторами. Необходимо изменить структуру кармы». Затем он просит мужа или родственников выяснить, что могло вызвать болезнь. Возможно, все дело в муже, хотя он может об этом не знать. Поэтому целитель старается заставить его осознать этот факт, и рассказывает, что нужно делать, чтобы пациентка снова была здорова.


В подобных случаях целитель совершенно ясно указывает, что вина лежит на окружающих. Поэтому он не несет ответственности за лечение - он должен только поставить диагноз и дать рекомендации относительно необходимых изменений окружения. Таким образом, он освобождает себя от всякой кармической ответственности. Зачастую после этого муж или родственники признают свою вину и обещают исправить ситуацию, но если эти люди невежественны и все отрицают, то духовный целитель может отказаться проводить лечение.


Вибхути


Коль скоро точно установлено, на ком лежит ответственность, и виновные это признали, начинается лечение физических симптомов. Целитель берет золу, полученную при сжигании высушенного чистого коровьего навоза. Эту золу просеивают через ткань, смешивают с молоком, готовят из смеси шарики и высушивают их. Эти шарики также сжигают, и полученную золу снова просеивают и смешивают с молоком. Они издают отвратительный запах, подобный запаху горящей человеческой плоти. Такой процесс может повторяться семь, одиннадцать или пятьдесят один раз, в зависимости от традиции целителя.


Местное название этой смеси - бабхут, а на санскрите она называется вибхути, что означает «психическая сила и слава». Иногда это выражение используют по отношению к санньясину или монаху-отшельнику.


Препарат вибхути помещают между бровями пациента; иногда это сопровождается повторением мантр. Затем целитель сдувает порошок и повторяет этот процесс еще три раза, после чего на то же место между бровями помещают соль. Ее также сдувают, но с большей силой и небольшим звуком. Для нанесения порошка на лоб используется только большой палец.


Следующее действие представляет собой тайну, известную только праническому целителю. Не говоря ни слова, он оставляет больного и выходит наружу. Порой он удаляется на две или три мили, прежде чем вернуться к больному. Никто, кроме посвященных, не знает, куда он идет, или что он там делает. Это тщательно охраняемый секрет. Сразу после возвращения, целитель спрашивает пациента о том, как он себя чувствует. Если тот говорит, что никакого изменения не произошло, то целитель отсылает его, объясняя, что больше ничего не может сделать. Целитель ни на что не претендует. Он совершенно открыто признает, что не может помочь. Если произошло лишь небольшое улучшение, он рекомендует обратиться к другому целителю. Если человек исцеляется, то он должен немедленно уйти и никогда не возвращаться к этому же целителю.


Удаление ядов


«Когда известно, что проявившаяся болезнь обусловлена ядом, проводится еще одна форма пранического целительства. В таком случае используется нож; это не обычный нож. Нож, который применяют в этом методе целительства, содержится в состоянии великой святости. Его лезвие состоит из особым образом «магнетизированного» металла.*


* Здесь неясно, имеется ли в виду просто намагниченный металл, или, что более вероятно, речь идет о чем-то вроде «зарядки психической энергией». (пер.)


Внешне, техника лечения совершенно поразительна. Нож помещают над пораженной областью и с удивительной быстротой проводят им из стороны в сторону пятьдесят или шестьдесят раз. Все пассы совершаются примерно за одну минуту, причем каждый из них сопровождается резким вздохом. После этого целитель тщательно очищает нож, кладет его в задний карман и уходит прочь. Куда он идет и что делает также составляет секрет. Этого никто не знает, и никто за ним не идет.


При укусе змеи, скорпиона или шершня и в других подобных случаях используется другая процедура. Целитель берет носовой платок и завязывает на нем три узла. Он чрезвычайно быстро водит пальцами над пораженным местом, совершая точные механические движения. Целитель изо всех сил напрягает пальцы, и никогда не касается тела пациента или пораженного места. После шести или семи быстрых пассов пальцами целитель спрашивает пациента о том, куда переместилась боль. После этого он перекладывает туда носовой платок, который ранее был помещен на место укуса, и процедура продолжается. Спустя примерно пятнадцать минут пациента снова просят сказать, где у него болит. Вплоть до этого момента пассы, которые целитель делал пальцами, были направлены сверху вниз.


На этом этапе носовой платок заменяют кусочком черного шнурка. В зависимости от характера укуса или укола жалом, пациент может чувствовать боль в течение двадцати четырех или даже тридцати шести часов. Есть некоторые целители, умеющие устранять последствия укуса змеи из любой части тела, и они обладают способностью исключать возможность смерти. Пациенту необходимо только отдыхать, спать и оставаться как можно более спокойным в течение суток. Змеиный яд не удаляется.


Медиумическое праническое целительство


В Индии изобретена особая техника целительства, которая называется медиумическим целительством. Утверждают, что в этом процессе действует праническая энергия целителя, но лечение происходит через посредство медиума. В этой форме целительства медиум входит в трансоподобное состояние, в котором его тело обычно раскачивается из стороны в сторону, глаза закрыты и ум очень спокоен. Когда медиум достигает состояния транса, в игру вступает целитель. Человек, который болен, или беспокоится о ком-то, кто болен, объясняет целителю симптомы болезни. Медиум также слушает, хотя, находясь в состоянии транса, вероятно, не понимает того, что говорится. Затем целитель обращается к медиуму. Медиум подтверждает или объясняет действительное состояние болезни - является ли она психической, соматической или психосоматической. Медиум всегда дает через целителя правильный диагноз.


Лечение обычно бывает очень простым, с использованием воды из Ганги или листьев тулси. Иногда больного просят лечь, и его тело полностью накрывают простыней. В соответствии с одним из методов целитель берет руку больного и руку медиума, и помещает их под ткань. Предполагается, что при этом происходит какая-то психическая передача. На этом этапе целитель и медиум становятся одним человеком. Они три раза соприкасаются и сливаются друг с другом. После этого ткань удаляют резким взмахом. Этот тип лечения обычно используется для психологических проблем. Целитель не признает неполного исцеления, и если его просят высказать мнение относительно того, было ли лечение успешным, он обычно сильно сердится.


Настоящему духовному целителю в Индии глубоко неприятно любое предположение о том, что пациенту, возможно, придется вернуться для повторного лечения. Это считается не.только нарушением приличий со стороны пациента, но и свидетельством отсутствия веры в силы целителя. Поэтому любое подобное предположение, или любое выражение сомнения, приводят целителя в ужасный гнев. Человек, который хочет лечиться у духовного целителя, должен быть готов прийти, получить лечение, понимать все, что ему говорят, выполнять все инструкции и уйти, не задавая никаких вопросов и не предлагая ничего в оплату.

Оживление мертвых


В Индии было много известных случаев оживления людей, которые были при смерти в результате укуса змеи или отравления, либо находились в состоянии комы. Эта практика, которая не используется в случае смерти от гипертонии или паралича, хранится в строгой тайне и известна лишь немногим людям. Она связана с чисто праническим целительством.


Целитель накрывает тело умершего тканью, и затем водит под ней руками от головы до ног. Он проводит руками над лбом, щеками, руками, запястьями и другими важными частями тела, чтобы почувствовать, осталась ли в теле прана и можно ли попытаться его оживить. Точный характер движения рук целителя неизвестен. Обнаружив прану, целитель начинает действовать посредством танца и круговых восходящих или нисходящих пассов. Он не произносит никаких мантр, поскольку это чисто праническое целительство. Когда человек приходит в сознание, он идет к реке, где совершаются обряды и ритуалы для избавления от яда. Целитель может почернеть в результате переноса яда. Этот метод воскрешения держится в такой тайне, что помещение, где лежит тело умершего, наглухо закрывают, и никто не может наблюдать за тем, что там происходит.


Перенос болезни


Известно много случаев, когда пранические целители по ошибке переносили болезнь на другого человека. От яда, выделяющегося при исцелении, иногда избавляются, захоранивая его под деревьями, а болезни духовные целители всегда захоранивают под определенными деревьями. Поэтому в Индии существует правило, согласно которому нельзя мочиться или спать под деревьями баньян, пипал, тулси или манго. В отношении этих деревьев существует и много других запретов. В качестве переносчиков болезней, которые зарывают в землю, могут использоваться волосы, ногти и кусочки меди. Поэтому если вы нашли что-либо зарытое в землю, будьте осторожны!


Это можно проиллюстрировать такой подлинной историей. В одной богатой семье сын копал землю вблизи фундамента своего дома и нашел золотое изображение змеи. Посчитав находку ценной, он сохранил ее и расплавил. Через несколько дней у него началась горячка и он стал худеть. Его отвезли в больницу, где были проведены различные анализы на наличие рака, болезни крови и т.п., однако это обследование не смогло обнаружить никакой причины его состояния. В конце концов, позвали священнослужителя, который сказал, что это не болезнь, а наказание свыше, обусловленное неизвестными причинами. Мальчика отвели к праническому целителю, который обнаружил в его теле излучения золота. Он ничего не знал о золотом изображении, но сказал, что количество золота, требуемое для лечения, точно соответствует количеству золота, которое было расплавлено. Родители рассказали ему о золотой змее, которую нашел мальчик. Эту змею первоначально кто-то зарыл, чтобы избавиться от болезни.


Отец распорядился, чтобы из золота снова сделали изображение змеи, и когда целитель провел золотой змеей над телом мальчика, а потом опять зарыл ее в землю, мальчик исцелился. Судя по всему, ранее змея была вместилищем болезни, которая каким-то образом передалась мальчику.


Заключение


Умелые пранические целители понимают различные типы болезней, возникают ли они сами собой, переходят от другого человека или приобретаются по ошибке. Затем они лечат эти состояния, используя различные пассы, направленные вверх, вниз, налево, направо или по кругу, либо вдувание праны. Однако, как и в случае любой науки, этим практикам необходимо должным образом учиться.


Для правильного изучения этой науки требуются труд и строгая дисциплина. Немногие люди выбрали бы это призвание. Чтобы быть праническим целителем, необходимо придерживаться строгого и убежденного образа жизни, который предписывает йога. Каждое утро в любое время года целители погружаются по пояс в воду и выполняют нади шуддхи (очищение нади), поднимая руки к солнцу. Они следуют различным правилам, как например, никогда не мочиться лицом к востоку по утрам, и лицом к западу по вечерам.


Пранические целители практикуют многие разновидности пранаямы. Как правило, для них запрещены долгие выдохи. Они вдыхают очень глубоко, но выдыхают очень мало. Кроме того, они очень мало разговаривают, чтобы не растрачивать прану. Никогда нельзя увидеть целителя, который предается болтовне или спорам о религии или политике. Целители едят очень простую пищу, состоящую, в основном, из хлеба и молока, и не употребляют сахара и соли. Они не просят подаяния для своего пропитания. У некоторых из них есть немного земли, на которой они выращивают пищу для себя и своей семьи. Женщины и дети обычно содержат себя сами. Целитель не занимается физической работой в течение дня. К нему с утра до вечера могут обращаться люди, которые нуждаются в лекарствах или лечении. На Западе врачи и психиатры полностью заняты лечением и консультациями; так же обстоит дело и у психических целителей в Индии.


В настоящее время традиция целительства в Индии живет и процветает, однако в течение нескольких поколений она может умереть. Пранические целители принадлежат к числу беднейших людей Индии. У них нет никакого материального имущества; они не могут писать о своем искусстве или распространять его. Кто бы захотел добровольно стать учеником пранического целителя, который может обещать только бедность? Обычно человек ожидает что-то получить - будь то материальная выгода, успех в обществе или интеллектуальное знание - но целитель не может предложить ничего из этого. У больного, который идет к духовному целителю, нет никакого способа оплатить или вознаградить его услуги. Такова традиция, и эта дилемма остается без ответа вследствие структуры современного общества, которое в данное время не поддерживает целителей.


Свами Ниранджанананда Сарасвати "Прана. Прнаяма. Прана Видья".