Что такое подворье в деревне. Что такое Подворье? Подворье поместной церкви


Постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница ; в Москве много постоялых дворов сохранили старое названье подворья. || Дом со всем простором и ухожами купца, заводчика, для наезду, для стоянки своих обозов, для складки товаров в городе у ярмарок, пристаней, на местах валового сбыта. Строгановское, Пашковское подворье. || Обширный дом с ухожами митрополита, архиерея. || Вост. нанимаемая крестьянами, миром, изба, для заезда своих, либо для содержанья земских лошадей, выставки, либо вообще, для отвода полиции и проезжим. || Новг. помещенье или жилье, отдаваемое внаймы. У соседей есть подворье. Во всяком подворье свое поверье. Хоть баба Хавронья сбила с подворья-да воля ж Господня, а не быть без подворья! Подворный, стар. подворенный, ко дворам относящийся, принадлежащий. Подворная земля, усадебная, жилая, под двором и домом. Подворная опись, каждому двору, дому, одним обывателям, или также имуществу их. Подворная нищета. Служат соборно, а едят подворно. Подворное ср. подворная подать. А подворного а углового (с числа углов избы) и полозового и подушного и поголовного не дают (монастырские люди) ничего, стар. Пастух собирает подворное свое, или пасевое. Подворник м. ниж. шатун, бродящий по дворам; бездомок, захребетник, бобыль, или батрак, казак, работник. || вологодск. сиб. жилец, постоялец; подворник иногда живет и без платы, а за прожитье чистит двор и сторожит дом. И сам он не живет в доме, и подворников не пускает. || Служитель и житель подворья. Подворщина собират. то же. Подворок м. новорос. подгородная усадьба, мыза, дача, дворок, заимка. || Пск. твер. усад вост. место под двором и домом. Подворничать ниж. шататься по чужим дворам, для кражи, или ища себе пристанища в людях. Подворит ли нам счастье? ко двору ли будет, послужит ли. Не подварится ему тут, не подворит, не будет удачи, не обживется.

Толковый словарь Даля

ПОДВОРЬЕ: двор и огород , хозяйство при сельском доме
Крестьянское п.
- ПОДВОРЬЕ: Obs
== постоялый двор
Остановиться на п.
- ПОДВОРЬЕ: Obs Род
гостиницы, Maxime для духовных лиц ”с церковью, часовней”, принадлежащей архиерею или монастырю
Арихиерейское п.

Толковый словарь Ожегова

Подворье - , подворья, р. мн. подворий, ср. (устар.).
1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.
2. Постоялый двор.
3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.;

Толковый словарь Ушакова

ср.
1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба . б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе.
2) а) устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п. б) Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц.
3) устар. Постоялый двор; частная гостиница.

Толковый словарь Ефремовой

Монастырское подво́рье - «община православных христиан , состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви ). Административно подворье подчинено тому же архиерею , что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии , в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников , а в сельской местности - для соответствующей хозяйственной деятельности .

В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.

Подворье поместной церкви

Торговое подворье (купеческое подворье ) - в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров, а священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял доворы и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья .

Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами, которые строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы - нечто среднее между посольством и торговым представительством . Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм . Примером такого подворья может служить Старый английский двор в Китай-городе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Подворье"

Примечания

Литература

  • Торговое подворье // Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 томах / Автор-составитель В. В. Богуславский. - М .: Олма-Пресс, 2004. - Т. 2 Н–Я . - С. 451 . - ISBN 5-224-03660-7 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Подворье

– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…

Многие прихожане Никольского храма, да и просто жители города, далекие от церкви, с недавних пор видят возле центрального входа в собор надпись «Архиерейское подворье». Что это означает? В соборе произошли какие-то перемены? С чем они связаны? С просьбой разъяснить новый статус собора наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обратилась к отцу Михаилу САМОХИНУ, настоятелю Покровского храма, благочинному Северного Карачаево-Черкесского округа, руководителю миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии.
- Отец Михаил, что такое архиерейское подворье и что значит новый статус Никольского собора?
- Собор считается архиерейским подворьем, если он служит для пребывания архиерея и находится в его непосредственном подчинении. Столица Карачаево-Черкесской Республики является вторым титулярным городом Пятигорской и Черкесской епархии, и владыка неоднократно подчеркивал, сколь значим для него наш город. В Пятигорске есть храм с таким статусом, должен он быть и в Черкесске. И потому Никольскому собору был придан высокий статус архиерейского подворья, его настоятелем стал сам епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
- В связи с изменением статуса в храме что-то изменилось?
-Высокий статус собора как резиденции архиерея означает, что храм стал главным храмом республики, что предполагает оживление духовной жизни на приходе. С этой целью архиереем было произведено перераспределение обязанностей среди священников собора. Протоиерей Валентин Корнеев назначен ключарем, то есть заместителем настоятеля Никольского собора епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Благодаря этому отец Валентин сможет полностью сосредоточиться на организации богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности, не отвлекаясь на каждодневные бытовые нужды храма. Ими будет заниматься вновь назначенный казначей собора - иерей Сергий Кузнецов. Он же, отец Сергий, назначен и директором Свято-Сергиевской православной гимназии.
- Хотелось бы, чтобы вы поподробнее рассказали о новом батюшке.
- Отец Сергий Кузнецов - уроженец Мурманска, но с 1986 года его семья переехала в Нальчик. С 1988 по 1992 год он учился в Нальчикском музыкальном училище, где получил квалификацию хорового дирижера, учителя музыки и преподавателя сольфеджио. Позже он учился у Валерия Кайцукова в Северо-Кавказском институте искусств, на кафедре «Академическое пение». 15 февраля 1994 года он был рукоположен в сан диакона. В 1997 году назначен штатным диаконом Михаило-Архангельского собора Пятигорска, с 1999 года - штатным диаконом Свято-Никольского собора города Кисловодска. В 1998 - 2002 годах отец Сергий получил образование в Ставропольской духовной семинарии. В 2002 году переведен штатным диаконом в собор святого преподобного Симеона Столпника в Нальчике. В 2004 году рукоположен в сан священника и назначен штатным священником собора прп. Симеона Столпника. У батюшки четверо детей.
- В начале сентября в Черкесске состоялось торжественное открытие нового здания Свято-Сергиевской православной гимназии, где Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов и мэр Черкесска Руслан Тамбиев вручили епископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту символический ключ от нового здания. Устраивает ли вас новое помещение?
- Да, безусловно. Ранее православный лицей размещался в здании бывших детских яслей на улице Леонова, 10. Это здание не очень подходило для учебного заведения, в связи с чем было принято решение переместить лицей в просторное, приспособленное для учебного процесса помещение рядом с Покровской церковью. Свято-Сергиевская православная гимназия теперь расположена в старом корпусе СОШ №11 на улице Кочубея, 28. Гимназия рассчитана на 100 детей. Мы сердечно благодарны Главе республики Рашиду Темрезову и мэру города Руслану Тамбиеву, которые неизменно с большим пониманием откликаются на наши нужды.
- В чем отличие православной гимназии от обычной?
- Православная гимназия - это начальная общеобразовательная школа, в которой учебный процесс разделен на две части. В первой половине дня школьники обучаются в соответствии с федеральными образовательными стандартами по всем предметам, предусмотренным программой начальной школы. Во второй половине дня, с согласия родителей, учащимся гимназии предлагается ряд предметов этнокультурной направленности - церковное пение, церковно-славянский язык и основы православной культуры. На этом этапе к учебному процессу подключаются священнослужители Пятигорской и Черкесской епархии. А в самом скором времени на базе средней школы №11 появится учебно-методический центр, который будет целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
- Вы сказали об оживлении духовной жизни, но когда верующие снова увидят архиерея на своем подворье?
- Буквально через несколько дней, на Покров, 14 октября, владыка будет в республике. В поселке Кавказском, где недавно нам выделен участок земли, он осуществит закладку нового храма. И это станет еще одним шагом оживления духовной жизни в республике.

Что такое «подворье». Возникновение термина

В русском литературном языке слово подворье традиционно употребляется в значении «чей-либо дом вместе с относящимися к нему постройками, усадьба». У А. С. Пушкина, например, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» свой сговор с работником поп заканчивает словами:

«Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье».

Другое распространенное значение слова подворье — это «городской дом вместе с хозяйственными постройками, который использовался для проживания во время наездов, для хранения товаров и т. п.». Во многих городах нашей страны до сих пор сохранились старинные дома — подворья богатых купцов или промышленников, монастырские подворья. До начала XX века подворьем часто называли гостиницу, постоялый двор. В нашей классической литературе мы можем найти многочисленные примеры на употребление слова подворье во всех этих значениях.

В крестьянском быту подворьем чаще называли двор при доме. Например, у М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон» читаем: «Дарья пришла с подворья румяная». Это значение слова подворье живет в народной крестьянской речи и теперь. В традициях севернорусского крестьянского строительства было принято соединять вместе, под одной крышей жилые и хозяйственные постройки. Часто, например, отец и сын строились на одном подворье, то есть рубили две избы, соединенные общим двором, и все это под одной крышей.

Свои такие разнообразные значения слово подворье сохранило в русском языке от очень давних времен. В Ипатьевской летописи, например, читаем: «Мстислав же поиде на подворье, Володимер же посла к нему». Это в летописной записи под 1287 годом, здесь речь идет о княжеских палатах. В других летописях и в древнерусских грамотах слово подворье тоже упоминается. В знаменитом «Хождении за три моря Афанасия Никитина» говорится: «В Индейской земле гости (то есть купцы) ставятся подворьем». Это XV век, здесь уже речь идет о домах, наверное, с лавками и складами, в которых размещаются приезжающие в ИндНМ иностранные купцы.

Как обозначение крестьянской усадьбы слово подворье тоже живет в языке уже много столетий. Можно полагать, что еще в древнерусском языке слово подворье образовалось из сочетания слова двор с предлогом под и с прибавлением суффикса. Точно так же образованы слова подполье и подпечье, например. В памятниках русской письменности довольно часто встречается сочетание поддворная земля (под двором), то есть земля, на которой стоит двор, крестьянская усадьба.

Слово подворье служит нам и теперь. И в самое последнее время оно часто упоминается в литературе о жизни современной деревни, в периодической печати, обычно по отношению к современной крестьянской усадьбе.

Иногда, правда, оно применяется и в другом значении, не принятом в традиционном русском речевом обиходе. Можно возразить против употребления слова подворье по отношению к отдельному хозяйственному строению или к крупному хозяйственному комплексу. Так, например, иные журналисты «подворьем»? называют колхозный или совхозный скотный двор, свинарник и другие хозяйственные строения. Жителям значительной части территории нашей страны такое употребление кажется непривычным, потому что по традиции в русском языке название подворье обязательно связано с жильем. Подворье включает в себя жилые постройки или находится при жилом доме.