Дали предчувствие гражданской войны описание картины. Предчувствие гражданской войны картина сальвадора дали. Дуэль с двойником


Сальвадор Дали — миф и реальность искусства XX века. Конечно не с самого детства, но уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Несмотря на то что мы знаем немало вполне аргументированных, хотя подчас и противоположных, версий феномена этого выдающегося художника, они не могут окончательно убедить нас в правоте отдельных точек зрения того или иного автора или склонить на сторону одного из них. По-видимому, это неизбежно. Ведь подобно тому как в природе существуют необъяснимые явления, так и в искусстве многое до конце непостижимо.

Пытаясь приблизиться к пониманию творчества Дали , обратимся к его собственным мыслям и суждениям: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену — получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейссонье, из этого получился Дали . Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали. После поп-арта и оп-арта появится арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой Современным искусством (арт модерн)».

Дали не перестает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он создавал почву для мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе... Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощая свою задачу, определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления — сюрреализма. Но, видимо, придет время, когда этого будет уже явно недостаточно и существующую теоретическую модель сменит более углубленное и сложное отношение к наследию великого мастера. Возможно, только грядущему дано почувствовать некую близость искусства Дали духовным исканиям русской культуры, гению Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова, их вселенским фантасмагориям. Опыт подобных параллелей, на наш взгляд, оказался бы плодотворным, позволил бы выйти из суженного круга устоявшихся воззрений, однако сегодня мы недостаточно подготовлены к этому. Вопреки такого рода предсказаниям возвратимся к традиционной на сегодня модели истории сюрреализма и роли в его развитии Дали .


Постоянство времени

Эта небольшая картина (24Ч33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — очень точный образ, лучше любых других, даже самых невероятных искажений подрывающий веру в естественный, закономерный порядок вещей. Этот образ распространяется и в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.


Это была мгновенная импровизация, которой я предался, прогуливаясь на мысе Креус [...]. Я стал прикидывать, как бы вписались персонажи Анжелюса Милле в две самые высокие скалы. Их расположение в пространстве не менялось по сравнению с картиной, даже сетка трещин-кракелюр сохранялись. А то, что многие детали этих фигур оказались разрушенными эрозией, как раз и позволило отнести их происхождение к временам весьма отдалённым.— Сальвадор Дали


Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)

Картина была написана Дали в 1936 году, незадолго до начала гражданской войны в Испании.Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.


Атомная Леда

«Атомная Леда» — картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году на известный с XVI века сюжет совокупления Леды с лебедем. Изображает собственно сцену эротического характера (но не само совокупление) с участием лебедя и самой Леды (изображена обнаженной). Фон картины и детали носят печать модернизма или футуризма, что и отличает её от аналогичных сцен в более классическом исполнении.


Великий мастурбатор

В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо, чьим прототипом стала скала на побережье Кадакеса в Каталонии. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча (в некоторых случаях ошибочно принятая за кузнечика из-за плохого перевода ранних записей Дали) — насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ коррупции.


Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря

Данная работа художника демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. В центре картины расположена ваза с фруктами. Ножка этой вазы играет роль переносицы в лице, проявляющемся в этой метаморфозе. В то время как передний план занимает большую часть внимания зрителя, за заднем плане можно увидеть некоторые действия нескольких людей, а также еще одну вазу с фруктами. Также в метаморфозах картины скрываются изображения двух собак.


Осенний каннибализм

«Осенний каннибализм» демонстрирует отношение Дали к разразившейся в Испании гражданской войне: на картине два существа, мужское и женское, ложками вынимают плоть друг друга. Однако, это событие соединяется с эротическими комплексами проявляющимися с прежней силой. Каннибалы не борются, а, напротив, обнимаются и целуются; вновь возникают муравьи (у Дали — символ разрушения); выдвинутый ящик комода (еще один частый у художника образ) сигнализирует о присутствии бессознательного слоя психики — «ящика Пандоры», полного нежелательных импульсов и побуждений.

Лицо Мэй Уэст (сюрреалистическая комната)

Содомское самоудовлетворение невинной девы

Находится в Лос-Анджелесе в коллекции журнала Playboy.

Три сфинкса

Христос Святого Иоанна Креста

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. Треугольник, который образуют руки Христа на картине, традиционно считается аллюзией к образу Святой Троицы, голова Христа образует центр этого треугольника. Треугольник стрелой направлен сверху вниз, что олицетворяет жертву, направленную от Бога к человечеству. Внизу картины художник изобразил пейзаж и лодки Порт Лигата, содержащие в то же время Евангельские аллюзии. По первоначальному замыслу художник отказался от изображения на картине Ран Христа, тернового венца, гвоздей, и хотел заменить их на красные гвоздики, которые он намеревался вложить в руки Христа. Однако он вовсе отказывается от этой идеи, стремясь показать «метафизическую красоту Христа», красоту через то, что Он воплощает, то есть показать величие жертвы Спасителя не ужасом Его ран, как другие художники, а Его красотой.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей

Предчувствие гражданской войны (Сальвадор Дали)

Знаменитое полотно «Мягкая композиция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» было написано художником в 1936 году — во время его программного сюрреалистического искусства. Когда началась гражданская война в Испании, С. Дали принял сторону фалангистов, видел в генерале Франко политика, который мог бы сделать для страны гораздо больше, чем любое новое правительство. «Но бесчисленные комментарии Сальвадора Дали обо всем и ни о чем, — как пишет А. Рожин, — не всегда следует принимать дословно. Поэтому его противоречивость, по словам Шниде, особенно очевидна, когда он одной рукой как бы прославляет диктаторскую власть, а другой в то же время создает одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ — «Мягкую конструкцию с вареными бобами: предчувствие гражданской войны».

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного С. Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании. Сам художник говорил: «Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, — вспоминал Дали, — и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная вареными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия. …Это не просто монстры — призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вобще».

Другое название картины «Мягкая конструкция с варёными бобами ». Картина была написана в 1936 году. Холст, масло. Размеры: 100 × 99 см. В настоящее время находится в Художественном музее Филадельфии.

Картина выполнена в характерной для Сальвадора Дали сюрреалистической манере. Если посмотреть на картину, то создаётся ощущение, что на картине представлен абсолютно бессмысленный сюжет, однако всё встаёт на свои места, если узнать о замысле художника. Как и многие другие картины сюрреалистов, эта работа наполнена символами и аллегориями, чтобы расшифровать которые необходимо знать историю создания полотна.

Картина была написана Сальвадором Дали в 1936 году, как раз тогда, когда началась Гражданская война в Испании. Тогда испанская оппозиция под предводительством генерала Франсиско Франко, которого поддерживал фашистский режим Германии, Италии и Португалии, устроила мятеж, в результате которого правительство Испании было свергнуто и началась Гражданская война. Эти события стали основополагающими для картины испанского художника Сальвадора Дали.

В своей работе он выразил свои переживания и свои представления о гражданской войне. В центре композиции находится странное переплетение из рук и ног. Если присмотреться, то можно заметить, что общая форма сюрреалистической конструкции напоминает очертание Испании. Части тела на картине будто сцеплены в жуткой схватке, что символизирует собой борьбу двух сторон. При этом на картине представлено две ноги и две руки, что говорит о том, что смертельная борьба двух сторон на самом деле является одним целым, то есть одним человеком, который разорвал сам себя — Испания, которая разделилась на два лагеря, после чего началась братоубийственная война. В самом верху композиции мы можем увидеть голову с лицом, которое искажено болью. В самом низу рука, которая уже почернела и отмерла. На земле разбросаны варёные бобы, которые считаются едой для бедных.

Картина может показаться жуткой и пугающей, но именно так Сальвадор Дали и решил изобразить все ужасы войны. Стоит также отметить, что эту работу по своему замыслу и пугающей реалистичности сравнивают с известной картиной Пабло Пикассо « », которая была написана в 1937 году и также относится к Гражданской войне в Испании.

Предчувствие гражданской войны (Мягкая конструкция с варёными бобами) Сальвадор Дали

Собираетесь отправиться в аэропорт Внуково или Шереметьево, но не знаете, где можно оставить свой автомобиль? Узнайте всё о парковке во Внуково на сайте «ParkPlatze». Вся необходимая информация по интересующей вас теме.

C 1931 года Испания была республикой.

Напор фашистской реакции внутри страны все возрастал. Антифашистское движение вылилось зимой 1936 года в создание правительства революционного Народного фронта. В июле профашистская каста во главе с генералом Франко подняла мятеж против Народного фронта. Так началась гражданская война в Испании.

В это время Пабло Пикассо переживает любовные перипетии, а Сальвадор Дали яростно занимается «завоеванием иррационального» (эссе 1935 года) на лондонской выставке сюрреалистов. Безумные испанцы отнеслись к вспыхнувшему конфликту очень по-разному.

Через год после начала войны Пикассо рисует серию карикатур «Мечты и ложь Франко» - сатиру на главу испанских националистов. «Рыцарь церкви» с червеобразным телом и мохнатыми отростками несет знамя, на котором Святая дева приняла форму вши, поклоняется монете в 1 дуро, разрубает античный бюст и яростно атакует солнце.


«Мечты и ложь генерала Франко» Пабло Пикассо

За полгода до войны Дали пишет «Мягкую конструкцию с вареными бобами. Предчувствие гражданской войны» и «Осенний каннибализм». «Приправленная вареными бобами» - едой бедняков - и кусками мяса, угловатая конструкция плечевых костей, узловатых рук, жестоко (или страстно?) сжатой груди, жил шеи «ломают друг друга в пароксизме безумия», опираясь на непредсказуемый (в символике Дали) шкафчик. На втором полотне существа, напротив, растекаются, изящно поедая друг друга. Дали пишет, что мучился дурными предчувствиями, и это «не просто монстры - призраки гражданской войны, а войны как таковой вообще».


«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» Сальвадор Дали
«Осенний каннибализм» Сальвадор Дали

Пикассо, считавший себя до этого момента далеким от политики, возлагает на себя роль политического борца. Он продает большинство своих картин и вносит вырученные деньги в фонд обороны. На его рисунках все больше мучительных экспрессивных образов. Искусственный распад картин Пикассо стал реальностью. Разрывающиеся тела, дробящиеся лица, пространства, жизни, несуразные, обугленные, обрубленные люди.

Руками «тыловых» фалангистов убит поэт Федерико Гарсиа Лорка - бывший близкий друг Дали. Дневники Дали дышат страхом. Художник не возвращается в Испанию, однако говорит, что видит в лидере фалангистов Франко перспективного политика. Хотя бы не пишет об эротических чувствах, как к Гитлеру… В отличие от эпатажных высказываний, творчество Дали пронизано чудовищной холодностью. Он изображает трагический распад личности, используя традиционную академическую манеру, добросовестно и равнодушно.


«Загадка Гитлера» Сальвадор Дали

Весной 1937 года Пикассо получает известие о бомбардировке мирного городка Герника, на который за три часа было сброшено более пяти тысяч бомб. Пораженный художник и проводит у холста 12 часов, в этот день появляются основные образы «Герники» - мать с мертвым ребенком на руках, растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, человек со светильником. Хаос картины происходит в замкнутом пространстве, в пределах одного кадра, это замершее мгновение ада бомбардировки, запечатленное навеки страдание, вырванное из мрака жестоким светом. Апокалипсис без единого изображения солдата, самолета, разорвавшейся бомбы. Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, это отзвук внутреннего потрясения случившимся.

«…крики детей крики женщин крики птиц крики цветов крики бревен и камней крики кирпичей крики мебели кроватей стульев штор горшков кошек и газет крики запахов царапающих друг друга крики дыма прокалывающего плечо крики которые тушатся в котле и дождь птиц которые наводняют море которые грызут кость и ломают себе зубы кусая вату которые солнце жадно глотает с тарелки которые прячут кошелек в карман и еще отпечаток который нога оставляет на скале» - ужасается Пикассо. Пикассо кричит. «Герника» кричит. Начиная с 1936 года, кричат женщины - «матери скорби» - на множестве искаженных портретов. Пикассо начинает кричать политические лозунги. «Художник… это политическое существо, постоянно живущее потрясениями, страшными или радостными, на которые он должен дать ответ…» – высказывается будущий коммунист.


«Герника» Пабло Пикассо
«Плачущая женщина» Пабло Пикассо

Пожалуй, одна из самых сложных для понимания картина «Испания» пишется Дали в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. Очертания женской фигуры сотканы из маленьких дерущихся людей – призрачная Испания, раздираемая на части. Из ящика комода на этот раз свисает красная ткань или мясо: жертвы войны не предвещают ничего хорошего. Но нельзя быть уверенными, что Дали вкладывал в свое творение именно этот смысл. И если Пикассо негодует по поводу конкретного события, то Дали «показывает» всю Испанию, и без политического контекста. Сальвадор («спаситель») предпочтет политике религию, разлагая распятие на атомы, обожествляя возлюбленную Галу, предсказывая новую войну.


«Испания» Сальвадор Дали
«Воин» Сальвадор Дали

Две вещи могут стоять на пути художника: деньги и политика. Дали обвиняют в подчинении первому, Пикассо – второму. Надо сказать, что без лоббизма им было бы сложно приобрести всемирную славу. Если нам нельзя что-либо утверждать об истинных целях знаменитых испанцев, будем лишь внимательно вглядываться в их картины. В «Восстании масс» Ортега-и-Гассет писал: «Европа утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу, не придерживаться никакой… Массовый человек попросту лишен морали, поскольку суть ее - всегда в подчинении чему-то, в сознании служения и долга». Дали ужасно не понравилась это высказывание, но, кажется, оно отражает то, о чем говорят полотна. Для «искусства встревоженного человечества» человек - нечто безликое, бесформенное: искаженное и рубленное (у Пикассо) или растекающееся (у Дали); человеческая личность в картинах утрачивает всякую нравственность, превращаясь в уродливую маску.

Без внутреннего надрыва не рождаются шедевры. Каким бы этот надрыв ни был: психологическим, политическим, нравственным, - он художественен, потому прекрасен. Гражданская война в Испании – надрыв человечества. Только Дали видит ее как личную психологическую травму, предсказывая, проявляя, как индикатор, сквозь свои кошмары и комплексы. Пикассо находит в антифашистской борьбе смысл жизни, а в искусстве – оружие. Мы же везде находим безумие.