Древние флаги руси. Самые первые флаги. Когда и как вывешивают флаги


Для чего нужны?

Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

Какими были древние флаги?

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте. Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста. Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани. Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы. Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. К тому же и выглядел он красиво.

На этом каменном рельефе, созданном приблизительно в 3200 г. до н. э., изображены египетский фараон Нармер и пять обезглавленных врагов. Четыре воина несут перед фараоном воинские символы египетских провинций.


Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой - либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии. У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам, так назывались символы римского войска - легиона, привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки и уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи.



Тысячи лет назад воины несли с собой в битву длинные шесты, на острие которых были укреплены фигурки животных, например орла или льва, либо их черепа.

Что такое вексиллюм?

Позднее у римлян появился вексиллюм.

Это был длинный шест, наверху которого развевалось пурпурное четырехугольное полотнище. Пурпур считался цветом римских императоров, а затем - и цветом командиров римских легионов. Вексиллюм (от этого слова наука о знаменах и флагах получила название вексиллология) был, таким образом, первым флагом западного мира, хотя еще не был похож на современные знамена. Полотнище не крепилось к древку, как сейчас, а свисало вертикально с маленькой поперечной планки, прибитой к шесту. Первое похожее на привычное нам знамя появилось около 100 г. до н. э. в Китае. Обычай украшать военные символы длинными вымпелами пришел в Восточную Азию, скорее всего, из Индии и Египта. В Срединном царстве, как называли тогда Китайскую империю, знамена обрели вскоре иную форму: перед китайскими владыками несли прикрепленное к шесту четырехугольное полотнище из белого шелка. Китайский шелк имел преимущество перед грубым полотнищем вексиллюма: эта неизвестная тогда в Европе ткань была легка, но прочна, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развевалось даже на легком ветерке, тогда изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметнее. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку. Судя по старинным китайским рисункам тушью, такие знамена были принадлежностью не только военных отрядов Китая: их вывешивали и в храмах, носили во время религиозных процессий.

Когда флаги появились в Европе?

Обычай выступать в поход под флагами - полотнищами, прикрепленными к древкам, быстро распространился по всему тогдашнему миру. Первыми переняли его арабы: основатель ислама пророк Мухаммад (ок. 570–632) выступал в походы сначала под черным знаменем (по преданию, вход в шатер его любимой жены завешивался черным покрывалом). Позднее черный цвет был заменен зеленым, который с тех пор стал символическим цветом пророка.



Знаменосец Ганс Саксонский (гравюра на дереве Виргиля Золиса из Нюрнберга, 1550).


В XI–XIII вв., во время крестовых походов в Святую землю, рыцари познакомились с этим арабским обычаем. В те времена понятия «национальность» еще не существовало. В первых крестовых походах расцветки флагов и крестов означали принадлежность не стране, а своему сеньору. Лишь в 1188 г., собираясь в третий крестовый поход, враждовавшие прежде между собой французский король Филипп II, английский король Генрих II и граф Филипп Фландрский договорились об отличительных знаках для своих войск. Когда рыцари возвратились в свои крепости и замки, повсюду в Европе появились флаги: они развевались на рыцарских копьях, реяли на мачтах кораблей, над домами и городами. Даже самый захудалый феодал обзаводился собственным флагом с фамильным гербом. Еще в 1914 г., в начале первой мировой войны, враждующие государства выступили в поход под своими знаменами, и лишь когда наступление захлебнулось и войска перешли к позиционной обороне, знамена свернули и отправили обратно в родные гарнизоны. С тех пор они уже не играли прежней роли в сражениях.




Знамя тайных крестьянских союзов юго-запада Германии, поднявшихся в 1493 г. на борьбу с феодалами, отличалось от богато украшенных знамен аристократов: на нем был изображен кожаный башмак. В 1525 г. восстание было жестоко подавлено.


Чем отличаются флаг и знамя?

Специалисты различают эти понятия.

Знамя - это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Крепится оно непосредственно к древку. Каждое знамя уникально: его создают лишь в единственном экземпляре.

Флаги же, напротив, - массовое изделие. Их производят в большом количестве, чтобы в случае надобности заменить точно такими же. Полотнище флага обычно бывает четырехугольным, реже треугольным, чаще всего многоцветным. На нем также может быть изображен государственный герб или символ какой - либо организации. Флаги крепятся и к древку, и к шнуру - в этом случае их можно поднимать на флагштоках. Есть еще такие разновидности флагов, как штандарты, вымпелы и стяги. Штандартами в средние века назывались похожие на знамена прикрепленные к древкам военные символы, часто украшенные геральдическими изображениями животных. Вплоть до XX в. штандарты сохранялись в кавалерийских соединениях. Например, в армии царской России так называлось полковое знамя в кавалерии. Кроме того, штандарты - «должностные» флаги глав государств.

Вымпелы - это небольшие прямоугольные или треугольные флажки, которыми в былые времена украшали рыцарские копья. Сегодня они используются главным образом на флоте, чтобы подавать сигналы и команды.

Стяг - это старинное русское название военного знамени. Древние стяги были порой столь велики, что их возили на обозах вслед за войсками (в древнерусском войске стягами назывались и отдельные боевые отряды). Были в русских военных частях и знамена-хоругви: вертикально свисающие полотнища, на которых, как и на стягах, изображался лик Христа или святых (церковные хоругви носят во время крестных ходов и вывешивают по праздникам в православных церквах).



Во второй Силезской войне прусский король Фридрих II 4 июня 1745 г. одержал победу над австрийцами и саксонцами в битве при Хоэнфридберге. На созданной в те времена картине изображено, как драгуны проносят перед королем захваченные в сражении вражеские знамена.

Какие бывают флаги?

Флаги используют в первую очередь высшие официальные органы государства, но также и отдельные фирмы, организации, военные и торговые суда. В особо оговоренные праздничные дни флаги вывешивают на зданиях государственных учреждений. Обычно это государственные флаги, на которых изображены государственный герб или иная эмблема власти.

Различают государственные, национальные, торговые и военные флаги. На кораблях поднимают также флаги пароходных компаний, торговых фирм, сигнальные и опознавательные флаги. Государственный флаг - символ государственного суверенитета. В некоторых странах помимо общегосударственных существуют и другие флаги. Чаще всего это объясняется историей страны, сложившейся из нескольких государственных образований, ставших самостоятельными частями единого государства. Так, собственный флаг есть у каждого из 50 штатов США, каждого кантона (округа) Швейцарии, были свои флаги и у всех республик, входивших в состав СССР. Торговый флаг обычно соответствует государственному, но иногда и отличается от него. Каждое торговое судно, занесенное в Международный корабельный регистр, ходит по морям и океанам под этим флагом. Его поднимают на корме или на рее, прикрепленной к верхушке мачты, когда судно, например, заходит в иностранный порт. Одновременно на передней мачте в знак вежливости поднимают флаг принимающей страны. Военные флаги поднимают в гарнизонах и на военных кораблях. В своей основе это те же государственные флаги, только несколько видоизмененные. Корабельные флаги присваивают пароходным компаниям. Они указывают, кому принадлежит судно.

Сигнальные флаги используют на рейде и во время плавания для «общения» с другими кораблями.




Находясь в гавани или в иностранных водах, судно поднимает на носу флаг родного порта, на передней мачте слева, если необходимо, - сигнальный флаг, справа - флаг принимающей страны, на задней мачте - флаг пароходной компании и на корме - свой государственный флаг.


Кроме того, свои флаги есть у многих крупных международных сообществ и союзов, например у Организации Объединенных Наций, Совета Европы, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Есть свои флаги у католиков (католическая церковь позаимствовала желто - белый флаг Ватикана) и у протестантов (белый флаг с фиолетовым крестом). Эти флаги вывешивают в храмах по большим церковным праздникам.

Некоторые сигнальные флаги

B = опасный груз

F = судно неуправляемо

H = лоцман на борту

G = нужен лоцман

J = на борту пожар

O = человек за бортам человек

P = корабль дал течь

U = вам грозит опасность

V = нужна помощь

W = нужна медицинская помощь

T = держите дистанцию, поставлены сети

Q = на борту все здоровы

Когда и как вывешивают флаги?

Во всех странах существуют обычаи и законы, определяющие, по каким дням и в каких случаях следует вывешивать флаги. Это дни национальных празднеств, историко - религиозные памятные и торжественные даты, а также траурные дни. Висят флаги обычно с восхода до заката солнца. По траурным случаям вывешивают приспущенные флаги: сначала флаг поднимают на самый верх флагштока, а затем опускают примерно до его середины. Этот обычай восходит к XVII в. В те времена место над приспущенным флагом (например, по случаю смерти короля) символически отводилось для незримого знамени смерти.

9 апреля 1667 года, по указу Царя Алексея Михайловича были установлены Государственные Московские цвета: черчатый, белый и лазоревый, или по теперешнему цвета красный, белый и синий. Как были скомбинированы эти цвета сказать трудно, однако есть предположение что: синий прямой крест, два белых квадрата и два красных. Особого внимания заслуживает, «образец каковы делать знамена», это памятник времен Царя Алексея Михайловича. Полотнище разделено на 4 части, из которых две белых и две синих. а с 24 апреля 1669 года на корабельные знамена были нашиты орлы.

Само же русское слово «флаг» - производное от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая из-за прочности как раз и шла на морские флаги.

Желая сделать Россию цивилизованной частью Европы, Петр I утвердил сразу несколько флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов было великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамена. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамен. Такой флаг был всего лишь частью военной амуниции наряду с мундиром и головным убором.

В 1700 году, отправляясь в Керченский поход, Царь Петр сам нарисовал рисунок флага для кораблей – он имеет три горизонтальной полосы белая – синяя – красная. Именно под этим флагом направился в Константинополь корабль Крепость.
Вероятнее всего лишь до 1703 года, этот флаг был военным, когда его сменил «стандарт во образ креста святаго Андрея», т.е. Второй флаг Московский. А начиная с 1709 года флаг бело-сине-красный неизменно становится «обычайно торговых и всяких Российских судов флагом».

Подводя итог о вышесказанном, видно что начало положено Высочайшим указом Царя Алексея Михайловича в 1667 году, когда были избраны: «Государства Московского цвета». Эти цвета в знак уважения к памяти отца, утвердил и Царь Петр и ведены им для отличия в обмундировании полков гвардии на шарфах и темляках.

Впервые бело-сине-красный флаг на Руси появился во второй половине XVII в. при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I). И связано это было со строительством первого русского корабля «Орел», для которого царь (по одной из версий под влиянием корабелов-голландцев), приказал изготовить кормовой флаг бело-сине-красных цветов.

Предполагаемый вид флагов корабля «Орёл».

Однако «Орел» был сожжен восставшими под руководством Степана Разина в 1669 г.

Новую жизнь трехцветный флаг получил при Петре I. В 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" он использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом.


Сохранившийся до наших дней "флаг царя Московского".

Уже в 1697 году Петр I учредил новый флаг военных кораблей, в основу которого лёг штандарт яхты "Святой Пётр". В 1699 году появились первые варианты андреевского флага для военных судов - трёхполосный флаг с пересекающим его косым крестом.


Петр I и рисунки флагов, сделанные им в 1699 году.

С 1700 года во флоте стали использовать флаги красного, синего и белого цветов с Андреевским крестом в верхнем углу у древка, а в 1712 году для военных кораблей был утвержден Андреевский флаг в современном понимании - белое полотнище с косым синим крестом.


Андреевский флаг.

В 1705 году Петр I издает указ установивший расцветку флага, который должен был подниматься на российских торговых судах. С этого времени за пределами нашей Родины бело-сине-красный флаг стал восприниматься как символ Российского государства.


Русский торговый корабль н. XVIII века. Современный рисунок.

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

Русский Стяг

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Русская Хоругвь

Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Русское знамя

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель – Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

Летопись флагов российских

С незапамятных времен обширные пространства Восточной и Центральной Европы заселяли славянские племена. Древние летописи и хроники называют славян храбрым, воинственным и свободолюбивым народом. К IX веку образовались славянские княжества. Их центрами были Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль и др. Крупнейшими городами считались Новгород и Киев. В ту далекую пору еще не существовало единого славянского государства, и, естественно, не следует отыскивать единого государственного знамени. Сохранились упоминания о первых русских флагах, или, как их называли, стягах. Стяг - значит рычаг, а также шест, жердь, древко. И действительно, древнейшими русскими стягами были длинные шесты, на вершинах которых укреплялись ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, так называемые стяговые челки. Позднее на стягах стали крепить куски тканей яркого цвета, придавая им форму клина. Часто ткань прикрепляли не к шесту, а к небольшой поперечине. Шест заканчивался навершием - острожеком.

В конце IX века новгородский князь Олег захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей - «матерью городов русских». Киевская Русь впервые объединила славянские княжества от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в походы и не вступало в сраженья. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами - клинцами, яловцами. В 907 г. князь Олег дошел со своим стягом до Византии и прибил «щит на врата Цареграда». С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни.

При Ярославе Мудром в начале XI века Киевская Русь объединила обширные земли, достигла большого расцвета и стала одним из крупнейших государств Европы. Описания стяга Ярослава Мудрого не сохранилось, но с его именем связан, можно сказать, главный символ России - изображение св. Георгия, которое позднее заняло почетное место и на гербе России, и на штандарте ее царей. Имя Ярослав было светским, княжеским, языческим, а крестили князя именем Георгия. По христианскому обычаю покровителем князя после крещения стал св. Георгий. Поскольку Ярослав Мудрый считался первым объединителем «всея Руси», его «патрона» - св. Георгия Победоносца - стали считать и покровителем всего государства Российского.

Объединение Руси еще не было прочным, и после смерти Ярослава держава была раздроблена - поделена между его сыновьями на уделы. Началась междоусобица. Князю Владимиру Мономаху, правившему с 1113 по 1125 г., удалось лишь на время восстановить единство Киевской Руси, но после его смерти государство вновь раздробилось на отдельные княжества.

Страшным врагом славян стали кочевники-половцы. Удельные князья под своими стягами ходили походами на врага. Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об одном из таких походов. В рукописи упоминается, что во главе боевых дружин князя в 1185 г. были «чрьлен стяг, бела хорогвь, чрьлена чолка», т. е. красный стяг, белая хоругвь, красная челка. Великий князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси в свой город Владимир. Появились стяги великих князей. Великокняжеские и княжеские стяги древней Руси были огромными, до 8 аршин (6 метров) в длину, и тяжелыми. В стяговники подбирали бога­тырей. Во время походов стяги, снятые с древка, находились в обозе вместе с доспехами и оружием. Лишь перед сражением давалась команда «взять оружие, одеть доспехи и водрузить стяги». Обычно стяги устанавливали в центре войска на возвышении. Во время битвы нападающие стремились пробиться к стягу, «подсечь» его и захватить. В большинстве случаев это решало исход сражения. Вот почему стяг постоянно находился в центре внимания всех бойцов, а летописцы сражений олицетворяли ход битвы состоянием стяга. Когда, например, писали, что «стяг простирался яко облацы», то битва развивалась благоприятно, «падоша стяги» - сражение было проиграно.

У рати князя был не один стяг. Войско делилось на полки: большой, правую руку, левую руку, сторожи. Во главе большого полка выставлялся великий стяг князя, в остальных полках - стяги поменьше. Каждая княжеская дружина удела, а также рати областей и городов имели свои стяги. Так, например, в 1216 г. в Липицкой битве князь Георгий Суздальский выставил 17 стягов, а Ярослав - 13. Феодальная раздробленность и междоусобицы ослабили Русь, и в XIII веке на ее земли с юга и востока вторглись татаро-монгольские полчища Чингисхана, а затем хана Батыя. Наступил тяжкий период для Руси. С севера на русские земли напали войска шведских и немецких феодалов. 15 июля 1240 г. дружины под стягами новгородского князя Александра разгромили шведов на берегу Невы. Князь Александр получил прозвание Невского. А 5 апреля 1242 г. произошло «Ледовое побоище» на льду Чудского озера. Войско князя Александра Невского разбило рыцарей Ливонского ордена.

Разгром шведов и немцев способствовал восстановлению единства Руси. Хотя столицей еще оставался город Владимир, быстро усиливалось влияние Москвы, основанной князем Юрием Долгоруким в 1147 г. Началось объединение русских земель вокруг Москвы. Татаро-монгольские завоеватели стремились помешать объединению. Хан Мамай с огромным войском вторгся в пределы Московского княжества. Ему навстречу выступил с боевыми дружинами московский князь Дмитрий. 8 сентября 1380 г. русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном. На холме в стане Мамая возвышался татарский стяг, в центре русских дружин - великокняжеский стяг. В древнейшем документе «Поведание и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» имеются такие строки: «Князь же Великий Дмитрий Иванович, видев полки свои достойно оуряжены, обвеселися сердцем, и сшед с коня, паде на колено прямо великому полку и черному знамению, на нем же бе воображен образ владыки нашего Иисуса Христа». Этот стяг впервые называется знамением, в отличие от других стягов без лика Христа. Следует признать, что вопрос о цвете стяга Дмитрия Донского не бесспорен. В одних рукописях он указан как «чермный» - красный, в других - как черный, но многие исследователи считают это опиской. Красный цвет был широко распространен на Руси, чего нельзя сказать о черном цвете. Однако аскетические начала древнерусской живописи позволяют думать, что и стяг, скоторым народ шел на сражение на «грозный суд божий», был суровым, грозным, черным.

Перед началом битвы Дмитрий приказал ближнему своему боярину Михаилу Бренку стать под великокняжеским знаменем. Летописец пишет, что странно было видеть «две силы великие сходящиеся на кровопролитие, на скорую смерть». Из татарских орд выехал богатырь Челубей, против него вышел русский богатырь Пересвет. В смертельной схватке оба богатыря пали мертвыми. Началась всеобщая ожесточенная и кровопролитная битва. «Татарове же начашо одолевати и великий стяг Великого князя подсекоша», пал под ним храбрый Бренок и многие бойцы его дружины. Но русские не сдались. Из засады вышел свежий полк Боброка. Татары дрогнули и побежали. Великая битва была выиграна русскими. Но дорогой ценой далась эта победа. К стягу вернулись немногие - из четырехсот тысяч русских уцелели лишь сорок тысяч. Татар было перебито великое множество. «Дон-река три дня кровью текла, восемь дней хоронили павших...».

После Куликовской битвы стяги с изображением лика Христа - знамения - получили большое распространение. В XV веке вошло в употребление слово «знамя», в XVI веке упоминались и стяги и знамена, к XVII веку слово «стяг» встречается все реже и реже и окончательно заменяется словом "знамя". В XV-XVIвеках при Иване Ш и Василии III великая Русь была объединена под «высокую руку Московскую». Иван IIIстал называться в актах как «Осподарь всея Руси», а Василий IIIуже как «Царь и государь всея Руси». Русское государство быстро росло и крепло. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В XVI веке на российских стягах вышивали лики Христа и Богородицы, образ св. Георгия Победоносца. На белом знамени Василия III было изображение Иисуса Навина, останавливающего Солнце. Сохранились полковые знамена. Во главе полка теперь стояло большое Царское знамя. В сотнях были меньшие знамена.

При Иване III на Руси появился символ двуглавого орла, ставшего позднее эмблемой России. Двуглавый орел издавна был гербом Римской империи. После распада империи ее преемником стала Византия, сохранив в гербе двуглавого орла. В 1497 г. состоялось бракосочетание Ивана III с византийской царевной Зоей Палеолог, более известной под именем Софья. Московские великие князья как бы стали наследниками христианской Византии и получили в подарок византийский трон с изображением двуглавого орла. Так двуглавый орел стал гербом России.

Русские знамена того времени кроились косынею, т. е. с одной стороны пришивался один или несколько косых клиньев. Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, ее длина была больше высоты; прямоугольный треугольник - откос - пришивался к полотнищу своей короткой стороной, тетивой вниз. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Изображения на знаменах сохраняли религиозный характер. Полотнища оставались громадных размеров, и для ношения знамени назначались два-три человека. Знаменам отдавали большие почести, они освящались патриархом по чину святых икон. В 1547 г. Иван IV короновался на престол как «Царь всея Руси». Этот титул стали чеканить на деньгах московских, и они получили значение всероссийских. Однако единодержавное государство Российское еще не имело единого государственного знамени. У князей были свои знамена, у царя - свой стяг. Знамя еще не стало символом государства, а оставалось символом личной власти.