Хари ом намах шивайя значение. Смысл мантры всемогущества ом намах шивайя


Слова, мысли, чувства и желания человека - это волны энергии, обладающие мощной созидательной силой. Направленные во Вселенную с верой и осознанностью, они вернутся обратно многократно увеличенными. Ом Намах Шивая - широко практикуемая на востоке мантра, помогающая разуму постичь смысл мироздания.

Обращение к богу Шиве

Эти священные слова находятся в самом сердце Вед, сборнике древних знаний, записанных на санскрите несколько тысяч лет назад.

Индусы считают, что ведической мудростью со смертными поделился сам Всевышний, а мудрецы собрали драгоценные тексты в книги и стали передавать от одного поколения к другому.

Ом Намах Шивайя является одной из сильнейших мантр, с помощью которой можно получить благословение и поддержку Шивы. Он входит в триаду самых почитаемых богов в индуизме: Брама создает мир, Вишну поддерживает в нем порядок, а Шива разрушает.

Но это не проявление зла, так как Вселенная циклична. Когда старый мир изживает себя, божество всего лишь доводит дело до логического завершения. Шива олицетворяет разрушительное начало и трансформацию мира, без которых невозможно обновление.

Три божества имеют одинаковую силу и могущество, но только Шива управляет временем. Ему подвластно изменить и длину человеческой жизни. Поэтому тысячи людей возносят молитвы, чтобы он продлил их земной век.

Смысл

В школах шиваизма во все времена Ом Намах Шивайя считалась самой главной и почитаемой мантрой. Переводов существует несколько десятков, так как санскрит допускает множественность толкования. Еще больше написано трудов о сакральном смысле этих трех слов.

Самый простой (буквальный) перевод - «Поклоняюсь Шиве», «Поклонение Благому».

Состоит мантра из двух отдельных частей - «Ом» и «Намах Шивайя». Если отбросить первое слово, то она становится пятислоговой (на-мах-ши-ва-йя), иначе - Панчакшара мантра. Добавление «Ом» увеличивает влияние молитвы, расширяет ее значимость. Агхора мантра - еще одно название, буквально - «мантра бесстрашия». Ее огромная сила наделяет человека всем желаемым.

Каждая религиозная школа на востоке имеет свои трактовки мантр. В этом нет противоречия, это всего лишь разные философские взгляды. Один из популярных вариантов:

  • Ом - бессмертное божественное начало;
  • Намах - почтение, поклонение;
  • Шива - имя божества;
  • окончание «йя» - единство каждой отдельной души с Высшим Духом.

Другая расшифровка вкладывает смысл во все слоги мантры, соотнося их с пятью основными элементами, из которых состоит Вселенная:

  • На - с землей;
  • Мах - с водой;
  • Ши - со стихией огня;
  • Ва - с воздухом;
  • Йя - с эфиром.

Шива разрушает не только материальный мир, но и человеческие иллюзии и невежество. Простая фраза в три слова (или 6 слогов) несет в себе огромный, бездонный смысл. В ней умещается все мироздание.

Влияние на судьбу

Считается, что настолько огромна, что с ее помощью в одно мгновение можно разрушить весь мир внутри себя и тут же построить новый. Молящийся обретает власть над своими чувствами и пятью элементами Вселенной. Но на полную мощь сила мантры способна раскрыться лишь в устах самого Шивы.

Ом Намах Шивайя обладает целительными и защитными свойствами, помогает исполнять желания. Тому, кто ежедневно произносит священные слова, не бросая практики на половине, она подарит 10 тысяч благ (счастье, здоровье, удачу, знания и пр.) и откроет новые возможности:

  • отворит разуму путь к высшим знаниям;
  • одарит человека покровительством великого Шивы;
  • повысит духовный и физический потенциал;
  • поможет открыть третий глаз.

Для достижения таких высоких результатов практиковать джапу нужно очень активно. Но даже просто обращаясь за поддержкой к Шиве, человек с легкостью избавится от губительных привязанностей, греховных помыслов и вредных привычек.

Правила выполнения

Даже вдумчивое и сосредоточенное прослушивание записи даст нужный эффект.

Главное не только произносить или слушать слова, но и чувствовать их сердцем.

Место и время суток также не имеют особого значения.

Традиционно любая мантра произносится минимум 3 раза. Большее число повторов должно быть кратно трем (9, 27, 54, 108). Духовная практика чтения мантр одновременно с медитацией называется джапа. Один ее круг - это 108-кратное повторение текста без перерывов.

Молящиеся часто используют четки со 108-ю бусинами, чтобы не сбиваться со счета и не отвлекаться тем самым от практики.

Число повторений джапы в течение дня не ограничено и зависит лишь от желания медитирующего.

Драгоценная шиваитская мантра Ом Намах Шивайя очищает ум от греховных помыслов и желаний, избавляет от негатива, открывает путь сознанию на новый уровень развития. Главное произносить священные слова с чистым сердцем и любовью ко всему сущему.

Вконтакте

«Дословно» эту мантру переводят как «Поклоняюсь» (नमः – намах) «Шиве» (शिवाय – Шивайа). Или, если использовать более привычные нам формулы, «Да здравствует Шива!». Не знаю как вы, а я, когда первый раз услышала такой перевод, подумала: «Всего-то? Так просто? И почему же говорят, что эта мантра такая великая?» Оказалось, что знающие люди видят в этой мантре бездну смысла.

Существуют различные философские школы, относящиеся к шиваизму, поэтому и великую мантру Шивы толкуют разными способами. Эти толкования не противоречат друг другу, а лишь отражают философские предпочтения различных людей. К тому же все они сходятся в том, что в отличие от других мантр, дающих человеку преходящие ценности (благосостояние, таланты, богатство, любовь) эта мантра дает знание того, что вечно.

Эту мантру часто рассматривают без первого слога ॐ («ом»). В таком случае говорят, что ॐ усиливает воздействие мантры. А в пяти слогах «на-ма-ши-ва-йа» заложено единство души и Бога, дживы и Шивы. Дело в том, что каждое слово (в любом языке) является лишь символом, который ассоциируется с неким объектом, вызывает в уме некие представления об этой объекте. В этой мантре слово «намах» (नमः) ассоциируется с человеком – частичкой. Слово «шива» (शिव) означает Господа – целое, дает способность представить Его себе. Слово «айа» (अय) обозначает взаимосвязь человека и Бога, части и целого. Таким образом эта мантра дает знание того, что такое человек, Бог, и каковы их отношения.

Если использовать другую терминологию (характерную для адвайта-веданты), то слово «намах» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива» (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Слово «айа» (अय) обозначает идентичность. То есть мантра говорит о том, что человеческая душа и Высший Дух одинаковы, имеют одну природу. Вспоминается еще одна великая мантра – «тат твам аси» («ты есть То»). Разными словами, но мантры говорят об одном и том же.

Мантру «ом намах шивая» (ॐ नमः शिवाय) называют также обращением к Шиве. То есть человек, который хочет призвать Шиву, должен произносить это выражение. Это примерно как если вы хотите позвать человека, который приносит в ресторане еду, то стоит обратиться «Официант!». На «Эй, ты!» человек может и не придти. А если позвать «Василий, идите сюда!», то человек может не понять, что обращаются к нему, даже если его и действительно зовут Василием. Вобщем, как всегда – если хочешь что-то получить, то нужно знать не только кто может это дать, но и как правильно это обратиться, чтобы твое желание исполнили. Только тот, к кому обращаются этой мантрой, приносит не еду, а нечто другое – радость (ананду). Кстати, санскритское слово «шива» означает «счастливый, удачливый, процветающий». Поэтому говорят, что мантрой «аум намах шивайа» призывают не Бога-разрушителя из индуистской троицы, а сущность, которую описывают как «вечность-сознание-блаженство» (сат-чит-ананда), то есть Пара-Брахман.

Шиваитские школы, ставящие во главу угла преданность Шиве (бхакти), используют другой вариант толкования мантры. Слог ॐ означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) – это сокращение от «на мама» (न मम) – «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы. Шива творит, Шива играет в этом мире. Я ничего не делаю, это Шива совершает все поступки. А я – лишь инструмент, при помощи которого Шива наслаждается миром. Так при помощи мантры происходит посвящение окружающего мира Богу. Произнося «ом намах шивайа», человек преподносит Господу все, что видит, слышит, все запахи, вкусы, прикосновения, а также все чувства и настроения. Повторение мантры становится тренировкой в посвящении себя Богу, что в конце концов приводит к духовному освобождению. Такое толкование довольно близко к христианскому «…да будет воля Твоя… ибо Твое есть Царство и сила и слава…» Не так уж они и различны – христианство и индуизм.

Пранава, священный звук ॐ означает неописуемый Высший Дух, с точки зрения которого не существует различий, нет мира, состоящего из разных признаков и названий. А пять слогов «на-ма-ши-ва-йа» обозначают Дух, проявленный в мире. Он принимает разные формы, откликается на разные имена. Таким образом мантра «ом намах шивайа» пробуждает в человеке знание обоих аспектов Божественного: неописуемого Высшего Духа и мира, как его вещественного выражения.

Великая мантра Шивы вездесуща, она неотделима от тела человека, повторяющего ее. Спросите, как? С пятью слогами «на-ма-ши-ва-йа» связаны пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), пять чакр от муладхары до вишуддхи, пять чувств (обоняние, вкус, зрение, осязание и слух), пять органов восприятия и пять органов действия. ॐ связан с мыслительной деятельностью и умом. Слог ॐ совершенен, он неотделим от тела и присутствует во всей коже. Слог «на» (न) – в крови, «ма» (म) – в мышечных тканях, «ши» (शि) – в жире, «ва» (वा) – в костях, «йа» (य) – в костном мозге. А вся шестислоговая мантра – в сперме. В муладхара-чакре обитает энергия (шакти), которая выражается слогом «на» (न). В анахате живет энергия слога «ва» (व), в вишуддха-чакре – энергия слога «йа» (य). Энергия великого слога ॐ обитает в аджня-чакре.

Написано на основе текстов «Сиддханта Шикхамани» и «Анубхава Сутра».


Мантра Ом Намах Шивайя – одна из самых древних и значимых мантр в индуизме.

Считается, что она способна в одно мгновение разрушить мир и также быстро воссоздать его вновь. Но всю ее силу способен проявить лишь Великий Шива. Для простого человека ее смысл заключается в осознании и восприятии того, что бытие и окружающее пространство – иллюзия, которую необходимо презреть, и перейти к истинной реальности – миру Света и Духа.

Она также известна как:

  • Панчакшара-мантра – мантра пяти слогов;
  • Агхора-мантра – мантра бесстрашия;
  • Шадакшара-мантра – мантра шести слогов, если читается вместе с Ом.

Ом Намах Шивайя – три слова, которые символизируют Шиву, Дживу и Шакти, единых и неделимых членов Изначальной семьи.

Известно несколько ее видов:

Стхула-Панчакшара-Намах Шивая;
Сукшма-Панчакшара-Шивайя-Намах;
Карана-Панчакшара-Шивайя-Шива;
Махакарана-Панчакшара-Шивайя;
Махаману-Панчакшара или Мукти-Панчакшара-Ши.

Слушать ее можно бесконечно: мелодичная, нежная, очень позитивная. Музыка слов льется плавно, кажется, что божественный свет снизошел на эту землю и озарил все сущее.

Оооооооом намах шивайя
Оооооооом намах шивайя
Оооооооом намах шивайя
Оооооооом намах шивайя
Шивайя намах аа
Шивайя намах ом
Шивайя намах аа
Шивайя намах ом
Шамбо шанкара намах шивайя
Гириджа шанкара намах шивая
Шамбо шанкара намах шивайя
Гириджа шанкара намах шивая
Хара ом намах шивайя
ом намах шивайя
ом намах шивайя
ом намах шивайя
Харуна тал шива намах шивайя
Харуна тал шива намах шивайя
Харуна тал шива намах шивайя
Харуна тал шива намах шивайя

Сакральный смысл Мантры Ом Намах Шивайя

Буквальный ее перевод:

Ом. Поклонение Благому.

Она объединяет пять первоэлементов:

На – земля;
Ма – вода;
Ши – огонь;
Ва – воздух;
Йа – эфир.

Они в свою очередь соответствуют пяти ликам Шивы: творению, поддержанию, разрушению, сокрытию, спасению. Все мироздание заключено в этих словах и образах.

Толкование джняни:

Намах – ограниченная человеческая душа (джива).
Шива – Мировой дух (Паратман).
Окончание «йа» олицетворяет идентичность Дживы и Паратмана.
Ом – разрушение Майи, иллюзии.

Толкование бхакти:

Ом – весь мир, живой и неживой.
Намах – сокращение от «намама», что означает «не мой», «не для меня».
Шивайа – для Шивы.

Мантра Ом Намах Шивайя целиком переводится как:

Весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.

Однако, равно как и в других священных индуистских текстах, важен не столько смысл, сколько звуки, их комбинация. Если внимательно слушать Панчакшара-мантру, можно познать самое себя.

Техника прочтения

Мантру Ом Намах Шивайя повторяют громко, шепотом или про себя. Лучшее время для этого – 4 часа утра. Начинать проще с повторения мантры вслух. Так легче сконцентрироваться, привести мысли в порядок, сосредоточится на визуальных образах мантры и отринуть все лишнее. Важно правильно произносить каждое слово, каждый слог и контролировать дыхание: потеря и искажение звуков совершенно недопустимы.

Прочтение мантры про себя – есть наиболее трудный способ, но он же является и наиболее действенным.

Во время произношения сакральных слов представляйте, что в области сердца расположен светящийся Шивалингам, прообраз Шивы.

Постоянное повторение данных слов настраивает мозг на восприятие еле уловимых вибраций Абсолюта. Постоянная практика преобразует ум в мантру, в которой впоследствии будет отражаться истинная сущность человека, так он сможет познать себя. Чем чаще она читается, тем лучше, но снижать количество ежедневных упражнений нельзя. Количество повторений определяется путем отсчитывания семян голубого кипариса на четках. Для того чтобы читать Панчакшара-мантру, посвящение не требуется. Однако приветствуется ее передача от учителя к ученику, чтобы последний мог постичь всю глубину и величие этих сакральных слов.

Большинство из вас уже слышали о великой махамантре Махамритьюнджая мантре. Она широко известна и распространена. Не менее известна и другая мантра Шиве – Ом намах Шивайя. Сегодня я расскажу вам о ней.

Впервые мантра была упомянута в Кришна-Яджур Веде, отсюда можно судить о ее силе, важности и величии. Эта мантра также относится к махамантрам: многие духовные течения считают, что для начала ее повторения не обязательно получать ее от Гуру. Махамантру можно повторять в любое время в любом месте – она очень милостива.
Как же мы можем ее рассмотреть с точки зрения астрологии? Согласно учению джйотиша, сколько слогов в мантре, на тот дом гороскопа она и воздействует.
Например:

ом на мах ши ва йя - 6 слогов. Такая мантра называется шадакшара мантрой, или шестисложной мантрой, от санскритского «шад» - шесть и «кшара» - часть или слог. Шестисложная мантра гармонизирует 6-ой дом гороскопа, а он очень важен: это и споры, и конфликты, враги, болезни (+ физиологически это болезни кишечника), суды, медицина, работа на службе, тяжелая работа и трудности вообще. 6-ой дом называют Шатру-бхавой, или домом врагов. Враги у человека бывают трех видов: проявленные в его теле (болезни), проявленные вовне (недоброжелатели) и проявленные в пространстве (обстоятельства жизни, опасности).
Так, эта важная мантра поможет человеку обрести защиту Махадева, Господа Шивы.

на мах ши ва йя – 5 слогов. Это другой вариант мантры. Такая мантра называется панчакшара мантрой, или пятисложной мантрой, от «панча» -пять и «кшара» - часть, слог. Пятисложная мантра гармонизирует 5-ый дом гороскопа, он также очень важен: привязанность к азартным играм, махинациям или флирту с женщинами, работа интеллекта, знание языков, дети, самообразование, здоровье желудка, сила молитвы. 5-ый дом гороскопа показывает благочестивую карму, принесенную с прошлой жизни, и если она не очень хорошая, подобные пятисложные мантры просто необходимы. Что интересно, мантру намах шивайя называют еще Агхора-мантрой, мантрой, дающей невозмутимость, бесстрашие, отсутствие сомнений в разуме.
Писания считают, что 5 слогов этой мантры, это 5 элементов природы, таким образом мантра заключает в себе все Творение. С другой стороны 5 слогов это 5 ликов Шивы, или 5 ликов самой главной пятиликой рудракши, на которой благоприятно повторять панчакшара-мантру.

Прежде, чем повторять эту мантру, нужно понять ее смысл.
Самый простой перевод – намах – приношение поклонения, Шива – Всеблагой. Т.е. эта мантра поклонения Всеблагому Господу .
По версии гьяна-йогов, намах есть ни что иное, как индивидуальная душа, а Шива – это Брахман, Вселенский всепроникающий Господь, йя же означает единение души и Брахмана, ом – понимание иллюзорности самсары.
По версии бхакти-йогов, ом также означает самсару, намах – отрицание, отсутствие обладания; Шивайя – принадлежность Шивы. Другими словами, самсара принадлежит всецело Господу Шиве, нет ничего моего в этом мире.

Скачать мантру Ом намах Шивайя в исполнении Шри Бабаджи
Скачать мантру Ом намах Шивайя в женском исполнении (108 раз, 1 круг)

В заключении.
Цитаты из писаний о мантре ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ

Джапа (Панчакшары) без повеления, без ритуала, без веры, не произносимая и без дакшины - бесплодна, о Брихаспати! Мантра с выполняемым повелением, ритуалом, верой, дакшиной (дает) великий плод. Получив вначале посвящение от гуру, повеление (на повторение) мантры, провозгласив намерение, следует выполнять постоянно джапу, совершив прежде пурашчарануЧандра Джнана Агама 8.46-48

Суть Вед сокрыта в Шри Рудрам. Смысл Шри Рудрам открывается с помощью Панчакшары.
Шива-пурана

Пятислоговая Паньчакшара является обителью Господа. Намах Шивая - проявленная форма Паньчакшары. Шивая намах - её тонкая форма. Так Он присутствует в этой мантре - проявленный и непроявленный.
Тирумантирам, 919

Мистическое выражение «Намах Шивайя» - это священное имя Господа Шивы, сумма и сущность четырех Вед и ведет по священному пути души, полные преданности, которые произносят эту мантру с облегченным сердцем, а из глаз у них текут слезы.
Тирумурай

Веды с Ведангами, Пураны, а также многочисленные мантры, различные Агамы. Все эти учения растворяются в Пятислоговой (Панчакшара) мантре и снова возникают из неё.
Сукшма-агама, Крия-пада, 3.75

Среди учений лучшее - Шрути (Веды). В Шрути лучшее - 11 анувак (уроков) Рудрадхьяя. Там лучшее - Пятислоговая мантра. А в этой мантре лучшее - пара слогов ШИ-ВА.
Карана-агама, Крия пада, 8.4

Пара слогов ШИВА - квитэссенция Вед. В этом слове «а» волощает Риг-веду и Сама-веду, так как они обе начинаются с «а». «и» - это суть Яджур-веды, которая начинается с «и». «ш» - это Атхарва-веда, которая начинается с «ш». «в» - это Вьякарана, которая начинается с «в».
Карана-агама

Нет друга лучшего, чем знание. Нет практики лучшей, чем преданность. Нет смертного лучше, чем шиваит. Пятислоговая мантра лучше всех.
Парамешвара-агама, 10.90

Лучше той (Агхора) мантры - моя Пятислоговая мантра. Остальные мантры - её ответвления.
Сукшма-агама, Крия пада, 3.6

Когда реализованы другие мантры, эта мантра не реализована. Но когда эта великая мантра реализована, все остальные мантры реализованы.
Чандраджняна-агама, Крия пада, 8.92

«Дваждырожденным ее следует произносить с пранавой в начале, женщинами и шудрами она произносится без пранавы с „НАМАХ“ в конце.»
Чандраджняна-агама, 8.10

Шивая Субрамуниясвами «Катехизис Индуизма»:

«Намах Шивайя» - одна из главных ведийских мантр. Она означает «поклонение Шиве» и называется паньчакшара (пятибуквенной)-мантрой. В её небесных звуках содержится интуитивное знание шиваизма. Аум.

«Намах Шивайя» - это самое святое из имен Бога Шивы, записанное в самой сердцевине Вед и разъясненное в Шайва-агамах. На есть сокрывающая милость Бога, Ма - это мир, Ши означает Шиву, Ва - Его милость откровения, Йя - это душа. Пять элементов также воплощены в этой древней формуле для призывания Бога. На - это земля, Ма - вода, Ши - огонь, Ва - воздух, а Йя - эфир, или акаша. Значений этой мантры очень много. «Намах Шивайя» имеет такую силу, что даже простое произнесение этих слогов обязательно сыграет свою роль в спасении души от уз предательского инстинктивного ума и стальных оков изощренного внешнего интеллекта. «Намах Шивайя» обуздывает инстинкт, разрывает стальные оковы и разворачивает этот интеллект вовнутрь и на себя самого, чтобы он мог посмотреть на себя и увидеть свое невежество. Мудрые провозглашают, что мантра - это жизнь, мантра - это действие, мантра - это любовь, а повторение мантры, джапа, производит эффект взрыва мудрости изнутри. В святой книге «Натчинтанай» объявляется: «Намах Шивайя» - это, воистину, и Агама, и Веда. «Намах Шивайя» представляет все мантры и тантры. «Намах Шивайя» - это наши души, наши тела и наше имущество. Мантра «Намах Шивайя» стала нашей надежной защитой". Аум Намах Шивайя.

Те, кто посвящены в Паньчакшара-мантру (Аум намах Шивая) обладают преимуществом, так как повторение этой мантры приведет их к прямому видению совершенной Вселенной Господа Шивы и они сами станут сплавом веданты и сиддханты.

Ведический астролог поможет вам подобрать специальные мантры для улучшения качества вашей жизни, общего самочувствия и успеха во всех сферах.

В Индии верят, что вся Вселенная состоит из вибраций. Самые высокие вибрации образуют духовные миры, где обитают боги. Мир, где проходит жизнь людей, создан из плотных вибраций более низкого порядка. Но есть вибрации, которые могут связать эти миры. Имея божественное происхождение, они способны проявить себя как звук на материальном плане. Это мантры – древние священные стихи, которые дарованы людям богами. Мантру ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ связывают с индийским богом Шивой.

В этой статье

Из истории

Шива принадлежит к числу трех главных богов индийского пантеона, которые управляют вечным циклом творения. Брама отвечает за создание мира, Вишну служит хранителем, а Шива разрушает старый мир, чтобы расчистить пространство для нового цикла.

Вместе с тем Шиву нельзя считать злым богом или некой темной силой вроде Сатаны в христианстве. Напротив, имя его в переводе с санскрита означает «благой» либо «милостивый». Он разрушает материальные миры, этим самым подчеркивая иллюзорность материи и вечность мира духовного.

Правильнее воспринимать это божество в единстве тримурти – триады индийских богов. В сущности, Шива – это лишь один из ликов Верховного Творца, который поддерживает божественный порядок во Вселенной. Некоторые ответвления индуизма рассматривают Шиву как изначального мужа и не видят разницы между ним, Брахмой и Вишну.

Шиву воспринимают как мужское начало Вселенной, а его супругу Шакти – как женскую созидательную ипостась. Кроме того, Шива известен как великий мастер йоги. Согласно древней легенде, он практиковал 330 миллионов асан. Немалую роль сыграл Шива и в возникновении практик медитации. Ему приписывают создание священной мантры ОМ и древнего языка санскрита.

Шива – один из трех главных индийских богов

Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ – это молитва, обращенная к Шиве. В индийских религиях эта мантра пользуется особым почитанием. К тому же она принадлежит к числу древнейших сакральных текстов. Она входит в состав Яджур-Веды, древнего собрания мантр, гимнов и ритуалов. Ее называют Агхора-мантра, то есть мантра бесстрашия.

В этом видео представлена небольшая лекция о том, кто такой Шива:

Значение

Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ состоит из двух самостоятельных частей. Универсальный звук ОМ и пятислоговая (Панчакшара) мантра. В индуизме и шиваизме существует множество школ, каждая из которых толкует значение священного стиха по-своему.

Начнем с буквального перевода. ОМ имеет смысл вечного божественного начала. НАМАХ подразумевает поклонение, уважение и почтение. ШИВА – милостивый Господь. ЙЯ указывает на единство индивидуальной души и универсального духа. Общий смысл стиха «О, великий Шива, моя душа поклоняется твоей милости!»

Есть расшифровка, которая вкладывает в каждый слог названия 5 элементов, составляющих мироздание:

  • НА (земля);
  • МАХ (вода);
  • ШИ (огонь);
  • ВА (воздух);
  • ЙЯ (эфир).

Еще один вариант смысла открывается, если рассматривать три слова как три ипостаси единого Бога-творца (тримурти). В этом смысле ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ воплощает весь процесс творения, в котором Шива играет важную роль. Также в трех словах можно видеть неразрывную связь Шивы, его женской половины Шакти и Дживы (так называют бессмертную субстанцию, или индивидуальную душу всех живых существ). Таким образом, произнося мантру, человек заявляет о своем единстве с Создателем.

Можно также говорить, что ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ представляет собой формулу мироздания, великий Абсолют в проявленной и непроявленной форме.

Правила чтения

Для медитаций, которые привязаны к какой-либо мантре, существует традиция повторений, кратных числу три. Наиболее эффективный результат дает 108 повторений – это классический круг джапа-медитации. Хорошим подспорьем для практики послужат четки, которые в индийской традиции имеют название джапа-мала. Поклонники Вишну пользуются четками, изготовленными из дерева нима либо туласи. Однако у шиваитов другая традиция. Они считают, что четки должны быть из сухих плодов растения рудракши, потому что ими пользовался сам Шива. Такую джапа-малу можно всегда носить, как бусы, на шее. Также четки можно хранить в специальном мешочке.

Впрочем, если такие четки найти не удалось, подойдут четки из любого материала. Главное, чтобы они помогали вам придерживаться счета во время медитации.

Четки из плодов рудракши – атрибут Шивы

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ принадлежит к числу мантр, которые не требуют посвящения в духовную традицию. Ее разрешено использовать для медитации всем желающим, и не важно, какую религию исповедует человек.

Существует четыре вида практики для мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ. Ее можно:

  • внимательно слушать в записи;
  • проговаривать в полный голос;
  • произносить шепотом;
  • повторять про себя.

Новичку на первых порах следует послушать разные исполнения мантры и выбрать наиболее созвучное собственной душе.

Через неделю переходите к громкому проговариванию или пению священного стиха. Старайтесь произносить текст выразительно и отчетливо, концентрируясь на звучании своего голоса. Представьте, что вибрации проникают в ваше сознание, заставляют откликаться все тело на сакральный звук.

Проговаривание в полный голос позволяется лучше сконцентрироваться на звуковых вибрациях и дисциплинирует ум, очищая его от посторонних мыслей. Другим подспорьем может послужить визуализация цветов, связанных с чакрами, либо сосредоточенность на Аджна-чакре («третьем глазе»).

Полный круг медитации состоит, как говорилось выше, из 108 повторений. За один раз нужно пройти круг целиком, не прерывая его на середине, иначе все ваши старания сведутся к минимальному результату. А вот общее количество кругов неограниченно. Было бы время и личное желание. На Youtube можно найти записи длительностью в четыре часа и более. Но есть и короткие записи.

Красивое исполнение мантры ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ:

После того как освоили пение в полный голос и почувствовали, как воздействует мантра на вас, можно переходить к следующему этапу практики: повторению древней молитвы шепотом либо про себя. Это не совсем простая задача, поскольку в тишину начинает вторгаться поток непрошеных мыслей. Поэтому начинать можно вслух, а когда ум успокоится, переходить на шепот, а затем на молчание.

Петь или проговаривать мантру ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ можно на прогулках. Желательно выбрать безлюдное место, чтобы никто не мешал вашей практике.

Время не имеет большого значения. Хотя у самих индусов духовными практиками принято заниматься утром. В Священных Писаниях Индии утро считается временем благости, а после полудня, согласно Ведам, преобладают вибрации страсти. Поэтому для большей результативности выбирайте утро, но помните, что мантра поклонения Шиве универсальна. Для нее нет особо оговоренных ограничений. Если есть потребность перед сном очистить разум от навязчивых мыслей, то ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ пойдет на пользу.

Еще один вариант исполнения мантры Шивы, который можно просто слушать:

Что дает регулярное повторение

Древняя мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ обладает магическим свойством влиять на ум практикующего. Она останавливает поток неуправляемых мыслей, очищает сознание, выводя его на новый уровень восприятия. Сознание расширяется до пределов Вселенной, становится более тонким и ясным, поскольку греховные желания, мрачные мысли и негативные эмоции уходят прочь.

Этот священный стих неслучайно причисляют к разряду Маха-мантра («маха» на санскрите значит «великий»). Пять слогов обращения к Шиве несут в себе могущество всей триады верховных богов Индии, в них заложена энергия Творца в разных ипостасях.

Обращение к Шиве дает молящемуся великие возможности

Соединение сакрального звука ОМ и Шива-мантры многократно усиливает молитву. ОМ адресован Великому Абсолюту, который китайцы называют Дао. Он не имеет формы и находится вне времени и пространства. Это Всевышний в непроявленной форме, недоступной человеческому сознанию. НАМАХ ШИВАЙЯ – обращение к личности Шивы, который соединен с Шакти. Таким образом, мантра воспевает все аспекты Создателя, помогая постигать Бога на недоступном для нас высшем уровне. Поэтому ее можно назвать одной из самых действенных молитв.

Текст Шива-пураны («пурана» значит «древняя былина») утверждает, что мантра Шивы обладает таким могуществом, что в один миг может разрушить мир и столь же скоро вернуть его в прежнем облике.

Считается, что человек, практикующий мантру, получает власть над своими чувствами, умение управлять стихиями и некоторые сиддхи – сверхъестественные способности. Но только Шива знает, как пользоваться всем могуществом мантры.

Еще одной важной функцией мантры является защита человека от различных опасностей и неприятных ситуаций. Маха-мантре Шивы приписывают свойство оберегать душу человека даже в астральном мире или в сновидениях. Злые духи, услышав звуки мантры, непременно отступят и не станут причинять вам вред.

Регулярное повторение мантры Шивы дает такие результаты:

  • она исполняет ваши сокровенные желания;
  • притягивает возможные блага в вашу жизнь;
  • приносит покой вашей душе;
  • приводит в порядок мысли;
  • способствует открытию «третьего глаза»;
  • мантра активирует спящие участки мозга, включает ясновидение, телепатию и другие паранормальные способности;
  • вы получаете покровительство и защиту Шивы;
  • молитва может принести любое из 10 тысяч благословений (физическое здоровье и сила, удача в делах, благополучие, мудрость, понимание и т. д.);
  • вам открывается доступ к высшему пониманию реальности.

Послесловие

Мантра ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ существует на Земле со времен глубокой древности. Возможно, она появилась на заре человечества. А значит, многие тысячи лет она помогала йогам в их духовной эволюции. Вы также можете взять на вооружение Шива Маха-мантру и с ее помощью не только трансформировать свою личность, но и коренным образом поменять судьбу. Главное – регулярно практиковать мантру и верить в себя.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!