Идея картины рембрандта даная. Рембрандт. "Даная". Описание одной картины. PS. Многослойность Данаи спасла ей жизнь


И царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.

Картину "Даная" Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник любил свою жену и часто изображал ее на своих картинах. Не стала исключением и "Даная", написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами походит на творения более позднего периода его творчества. Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повернута ладонью вверх.

В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и "Данаю". После распродажи имущества художника след картины потерялся. Лишь в XVIII веке картина обнаружилась у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица ЕкатеринаII начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретенных картин была "Даная" Рембрандта.

15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошел к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению Ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провел шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был вскоре выпущен, ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Процесс реставрации картины начался сразу же. После консультации с химиками, художники-реставраторы начали промывку поверхности картины водой (в вертикальном положении) и добились прекращения химической реакции. Затем красочный слой был укреплен традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем.

Для руководства реставрацией шедевра были созданы Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и представители администрации музея, и Рабочая комиссия Государственного Эрмитажа.

Сложнейшая реставрация картины длилась 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. Картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как бронированное стекло.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ровно 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом.

13 января 1913 г. в Москве, в Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некто Абрам Балашов с криком "Довольно крови! Долой кровь!" порезал знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." Картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, примчавшегося по вызову со своей дачи в Финляндии.

В феврале 1914 г. в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала в нескольких местах картину Веласкеса "Венера с зеркалом". За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. После реставрации картина вновь заняла свое место в одном из залов галереи.

Чаще всего покушаются на творения Рембрандта. Великий голландец как будто притягивает людей с неуравновешенной психикой. Особенно их привлекает рембрандтовский шедевр "Ночной дозор", написанный в 1642 г.

14 (1) января 1911 г. в государственном музее Амстердама картина была повреждена ударами ножа. Виновник был арестован.

14 сентября 1975 г. в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк, хлебным ножом нанес 12 порезов рембрандтовскому шедевру. Это было уже второе нападение на одно из самых знаменитых творений мировой живописи.

В 1990 г. на картину плеснули кислотой , при этом пострадал слой лака.

В 1977 г. в Штатсгалерее в Касселе облили кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две - Рембрандта.

15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г.

В декабре 1956 г. в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в известное всему миру полотно Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда") камнем и повредил левый локоть красавицы. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" - едва заметная отметина. Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г., когда японский турист бросил в "Мону Лизу" пузырек с краской. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину.

В 1987 г. в голландском Стеделийк-музеуме было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III". Его поймали, он отсидел, вышел - и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь - и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.

В 1988 г. в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann), который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев.

Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг. нанес искусству материальный ущерб на 270 млн марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня, включая старинный церковный алтарь и картины Рембранта и Дюрера. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 г. он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

4 января 1997 г. в амстердамском музее "Стеделийк" русским художником Александром Бренером была изуродована картина Казимира Малевича "Супрематизм" , на которой он нарисовал знак доллара зеленой краской, из баллончика. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

21 января 1998 г. в Капитолийском музее в Риме на выставке Матисса охрана музея обнаружила на трех картинах повреждения, сделанные острым предметом. Две из них - из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции - пострадали серьезно, в картине же "Стоящая Зора" ("Марокканка") из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 см, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Просто так, от нечего делать.

В июне 2006 г. пожилой мужчина облил едкой субстанцией картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста "Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года" из собрания амстердамского Рейксмюсеума (Королевского музея, Rijksmuseum). Злоумышленник был задержан полицией. Серьезный ущерб картине нанесен не был, был поврежден лишь слой лака, которым покрыто полотно.

В апреле 2007 г. в одном из музеев города Милуокки (штат Миннесота, США) посетителем музея было повреждено полотно "Триумф Давида" итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 г. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что "сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа". Охрана музея не успела вмешаться и сохранить полотно.

В ночь на 7 октября 2007 г. неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа - музей д"Орсе и изуродовали картину Моне "Мост в Аржантее" 1874 г. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами.

Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине. Подозреваемые - четыре молодых человека и одна девушка в возрасте 18‑19 лет ‑ проживающие в парижских пригородах.

16 мая 2008 г. бывший охранник Художественного музея Карнеги (Carnegie Museum of Art) в Питтсбурге Тимур Серебрюков (Timur Serebrykov) ключом разрезал полотно американской художницы латвийского происхождения Вии Целминьш (Vija Celmins) "Ночное небо #2", выставленное в Художественном музее Карнеги. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн долларов.

По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему "не понравилась". На реставрацию картины музею пришлось потратить 5 тысяч долларов. Как утверждают сотрудники музея, стоимость полотна после восстановительных работ снизилась на 240 тысячи долларов.

2 августа 2009 г. туристка из России бросила керамическую кружку в знаменитую картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза" . Кружка разбилась о защитный экран. Россиянка была отправлена в полицейский участок, затем отпущена на свободу. Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

И царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Но властитель Олимпа, всемогущий Зевс, в виде золотого дождя проник в подземелье прекрасной Данаи и стал ее возлюбленным.

Картину "Даная" Рембрандт начал писать в 1636 году, через два года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник любил свою жену и часто изображал ее на своих картинах. Не стала исключением и "Даная", написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами походит на творения более позднего периода его творчества. Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине XX века. Оказалось, что картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд ее был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повернута ладонью вверх.

В 1656 году Рембрандт обанкротился, все его картины арестовали, в том числе и "Данаю". После распродажи имущества художника след картины потерялся. Лишь в XVIII веке картина обнаружилась у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трем его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица ЕкатеринаII начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекция Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретенных картин была "Даная" Рембрандта.

15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошел к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению Ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провел шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был вскоре выпущен, ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Процесс реставрации картины начался сразу же. После консультации с химиками, художники-реставраторы начали промывку поверхности картины водой (в вертикальном положении) и добились прекращения химической реакции. Затем красочный слой был укреплен традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем.

Для руководства реставрацией шедевра были созданы Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и представители администрации музея, и Рабочая комиссия Государственного Эрмитажа.

Сложнейшая реставрация картины длилась 12 лет. В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. Картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как бронированное стекло.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вновь выставлена картина Рембрандта «Даная », которая 12 лет находилась на реставрации после того, как психически неуравновешенный посетитель облил её кислотой.

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.


Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа.



Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.


Саския, жена художника...

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах...
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку .


На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «

15 июня 1985 года 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис посетил Эрмитаж и вошёл в историю. От других посетителей будущего пациента психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличало то, что с собой в музей он принёс нож и банку с серной кислотой. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве!». Однако эти показания нельзя считать надёжными, как и сообщения о том, что мужчина также планировал устроить взрыв.

Несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же и уже к вечеру реставраторы остановили химическую реакцию, сильно пострадала центральная часть картины — фигура Данаи. Кислота оставила в красочном слое глубокие отметины. Практически полностью была уничтожен фрагмент, изображающий драпировку на ногах.

На реставрацию картины ушло 12 лет. После атаки эксперты предлагали поместить оригинал в хранилище, а в музее выставить копию. Однако в 1997 году полотно руки Рембрандта вновь выставили в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. АиФ.ru рассказывает о секретах картины, которую чуть не уничтожил Майгис.

Куда исчез золотой дождь?

Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия . Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.

Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт . Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин.

  • © Commons.wikimedia.org / «Автопортрет», Рембрандт в возрасте 23-х лет

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аллегория музыки» (1626)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Даная» (1636/1643)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Ночной дозор» (1642)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Христос, исцеляющий больных» (1643-1649)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Аристотель с бюстом Гомера» (1653)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Отречение апостола Петра» (1660)

  • © Commons.wikimedia.org / Рембрандт «Автопортрет» (1665-1669)

Жена с чертами любовницы

Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии , которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы. «Данаю» Рембрандт начал писать спустя два года после того, как они поженились, а значит, писал не по памяти.

В 1956-1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс , которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме.

Без сожаления

Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Однако о содеянном он вряд ли сожалел.

«Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать», — заявил Майгис одной из литовских газет.