Как опротестовать отметки в начальной школе. Что делать, если учитель занижает оценки ребенку. Есть ли у учителя «право на ошибку»


Любой труд человека заслуживает справедливой оценки, даже если его трудовая деятельность нацелена на получение знаний, а рабочее место — школа. Но если трудовую деятельность взрослого можно оценить в соответствии с трудовым законодательством, отработанными часами, трудовым окладом, то школьные оценки могут выставляться субъективно по усмотрению учителя.

Многие родители понимают, что получение знаний в школе – это основная цель учеников, а отметки в дневнике – это формальные цифры. Однако для детей младших классов плохие оценки могут отрицательно сказаться на дальнейшей мотивации к обучению, а также на формирование умственной самооценки. Если в старших классах плохие отметки, наоборот, могут стимулировать к получению более высокого балла, который в дальнейшем поможет получить хороший аттестат, золотую медаль, поступить в ВУЗ, то у малышей такие оценки могут напрочь отбить стремление к учебе.

Учитель занижает оценки намеренно или чаду не хватает знаний?

Если вам кажется, что учитель занижает вашему ребенку оценку в школе, для начала попробуйте рассеять свою субъективность. Любому родителю кажется, что его ребенок самый умный и способный и получить неудовлетворительную оценку в школе он просто не мог, и учитель делает это намеренно. Но учителю невыгодно занижать баллы своим ученикам, так как они тем самым портят свой собственный имидж перед другими учителями и перед директором школы. Мало того, каждую учебную четверть учителя делают отчеты по качеству успеваемости.

Если ребенок учится в начальной школе, родители должны обязательно познакомиться с классным руководителем, получить рекомендацию о поведении и умственных способностях своего ребенка, уточнить какие науки даются ему с трудом и узнать общую успеваемость. Или наоборот, ребенок всерьез заинтересовался каким-либо предметом и тогда можно будет подумать о дополнительных курсах для развития знаний. Также можно договориться с преподавателем о возможности поприсутствовать на уроках под предлогом изучения и ознакомления с методикой преподавания, техникой оценки учащихся, а также с целью сравнительного анализа успеваемости своего ребенка с другими учениками.

Задача родителя – узнать сильную и слабую область знаний ребенка и выяснить, что об этом думает преподаватель. Субъективность мнения педагогов легко узнать по письменным заданиям, где они могут видеть и исправлять ошибки некорректно. А вот с устными ответами намного сложнее. Многие учителя предъявляют очень жесткие требования к самому ответу, т.е. к презентации домашнего задания. У детей очень часто можно наблюдать страх выступления перед одноклассниками. Ученики не могут внятно выложить материал, путаются и даже забывают его перед самым выступлением. И все это происходит из-за волнения и страха, а не потому, что ребенок плохо выучил домашнее задание или плохо готовился.

Боязнь публики – это страх, который может сопровождать человека на протяжении всей жизни, тем более на протяжении десяти лет обучения. Поэтому если вы выявили у своего ребенка подобную проблему, поговорите об этом с учителем.

Объясните, что ребенок не может ответить, потому что волнуется, а не потому, что не знает, что нужно отвечать. и в таких случаях нужно помочь ребенку с ответом, а не занижать оценки.

Что делать, если учитель занижает оценки специально?

Но если вы все-же уверенны, что преподаватель занижает оценку намеренно и уже решили пойти на крайние меры, вы можете решить такой вопрос законным путем. В ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ» описана процедура урегулирования различным ситуаций, в том числе споров, которые возникают между участниками обучения.

Самым оптимальным решением доказательства знаний учащихся – это участие во Всероссийской олимпиаде школьников по спорному предмету.

Возврат к списку

В классе всегда есть любимчики.

Мне трудно судить, на чем именно основана симпатия и антипатия.

Но учитель (как и родитель) всегда прав.

Это святая профессия, которую лично я себе не позволяю обсуждать.

Итак, я приступаю к ответу.

Личная встреча с учителем не на предмет успеваемости Вашего ребенка, а по вопросу оценки его поведения (прилежания) на уроке.

Если педагог пожалуется на то, что он отвлекается и безобразничает, мешает всему классу, пообещайте преподавателю провести строгую разъяснительную беседу со своим обиженным “отличником”.

Скорее всего, именно по этим причинам ему и занижают оценки по конкретной дисциплине.

Представьте себе, что я столкнулся со схожей проблемой.

Чем-то не приглянулся учителю по математике. Как ни старался, одни трояки.

Тогда я попросил оценить мои работы преподавателя, который читал лекции в параллельном классе.

К сожалению, это не принесло мне никакого результата.

Учитель сказал, что трояки – это не заниженная, а завышенная оценка.

Если у Вас есть знакомый педагог, лучшим решением будет посоветоваться с ним.

В случае систематического занижения баллов, обратитесь к Заведующему учебными классами.

Уважительно сообщите, что Вы проводили независимую экспертизу успеваемости школьника, и учителя, в некоторых случаях, готовы выставить более высокую оценку.

А что делать если завуч твердо стоит на своем?

Крайняя мера – это письмо в Министерство науки и Образования.

Если я ничего не перепутал, то это вышестоящая организация, которая очень любит грамотно подготовленные жалобы.

Зайдите на официальный сайт, заполните все необходимые поля своего обращения. Прикрепите отсканированные страницы домашних работ.

Контрольных на руках у Вас может не оказаться.

Вашу жалобу получат и зарегистрируют под входящим номером.

Ждите ее рассмотрения.

Не забудьте указать действующий адрес электронной почты, номер школы, фамилию и инициалы учителя, а также директора образовательного учреждения.

Если учитель занижает ребенку оценки, можете позвонить в вышестоящее ведомство по телефонам горячей линии или отправить заказное письмо на физический адрес.

Я почти гарантирую, что после звонка в школу, проблема будет моментально решена в Вашу пользу.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Поделитесь страницей в социальных сетях

Оставить комментарий

Несправедливая оценка

Учительница недавно начала вести уроки в этом классе. Однажды она необоснованно поставила двойку неформальному лидеру класса. Учащиеся в ответ устроили обструкцию педагогу: на самые простые вопросы не отвечают. Урок за уроком – в журнале одни двойки.

Оценка знаний – одна из важнейших функций учителя. Справедливая оценка играет стимулирующую роль в обучении, несправедливая – создает конфликтную ситуацию.

У детей, подростков особенно обострено чувство справедливости. И когда справедливость нарушена – это конфликтная ситуация. Инцидентом является выставленная оценка.

Конфликт разрешается по первой формуле, так как относится к типу Б.

Имеют ли право школьники судить о справедливости выставляемых оценок? Думается, что имеют. Ведь присутствуя ежедневно при выставлении оценок за устные ответы, сами научаются оценивать ответы. В подавляющем большинстве случаев они внутренне согласны с оценками, выставленными учителями. Дружное несогласие с учителем означает обычно, что учитель оценил ответ несправедливо.

Устранить конфликтную ситуацию – это значит устранить несправедливость: признать свою ошибку и исправить ее. Это нелегкий шаг, но сделавший его не только не уронит своего авторитета, но, напротив, поднимет его в глазах учеников. Это будет проявление уважения к ученикам, и для них это дорогого стоит.

Интересно отметить, что, «выставляя» (мысленно) оценки, дети как бы встают на место педагога. И рассуждают как педагоги, упрекая учительницу в отсутствии гибкости.

О пользе активности

У ребенка произошел конфликт с учителем: за одинаковые ответы двух учеников тот поставил разные оценки. Ему – 4, а однокласснику – 5. На вопрос ученика, почему так, учитель ответил, что за активность одноклассника в работе он поставил «отлично». Ребенок, возмущенный несправедливостью, пришел домой в слезах.

Чтобы мнения учителя и учеников в оценках не расходились, необходимо соблюдение следующих условий: критерии оценки должны быть известны учащимся и не должны меняться от случая к случаю.

Изменение критериев оценки – это конфликтная ситуация. Ученики привыкли, что оценка выставляется за знания. Когда же она «нагружается» такими факторами, как активность – пассивность, хорошее – плохое поведение и т. п., это создает впечатление произвола со стороны преподавателя.

Инцидентом послужила конкретная оценка. Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле.

Выпускной класс

Учительница русского языка и литературы очень требовательна к одиннадцатиклассникам. Оценки ставит низкие, даже у отличников они на уровне троек-четверок. Ученики перестали ходить на уроки этой учительницы. На родительском собрании она объяснила возросшую требовательность тем, что класс выпускной, дети будут поступать в вузы, и они потом только поблагодарят ее за хорошую подготовку к вступительным экзаменам. Однако некоторых родителей это не убедило, и они обратились с жалобами в вышестоящие инстанции.

Конфликт разрешается по первой формуле, относится к типу Б. Конфликтная ситуация здесь – в резком изменении требований к учащимся. Инцидентом явилось несогласие учащихся и их родителей с выставленными оценками.

Есть педагогический принцип, что даже доброе дело для воспитуемых не следует делать силой. И в данном случае учительница могла избежать конфликта, если бы прежде убедила родителей и учащихся в том, что это им на пользу. Если бы убедить не удалось, значит, им это не нужно и лучше не использовать подобную практику оценивания ответов.

Подлог

Ученику 7-го класса трудно дается черчение. Жалуется, что к нему и его друзьям придирается учитель. Однажды подросток просит отца помочь ему с домашним заданием. Отец, инженер-конструктор, выполняет чертеж сам.

На следующий день сын приносит за этот чертеж оценку «2». Оскорбленный отец идет к директору школы с жалобой на необъективность преподавателя, поскольку, как профессионал, уверен, что уж его-то чертеж не может быть на «двойку».

Конфликт типа В, разрешается по второй формуле, так как здесь две конфликтные ситуации. Первая – нелады сына с черчением . Разобраться с причинами – задача родителя. Беседа с сыном и учителем, совместный разбор чертежей сына помогли бы выяснить причину.

Вместо этого отец создал вторую конфликтную ситуацию – пошел на подлог . Пусть и небольшой, но с большими последствиями. Хорошо, что сразу все встало на свои места.

А если бы сын получил «5»? Выполнять за него и следующие чертежи и тем самым давать ему «уроки обмана» – что можно (и легче) достигать успеха нечестным путем? Вот такое бывает семейное «воспитание».

«Свинья на доске»

На уроке учительница назвала одного из старшеклассников толстяком. Перед следующим уроком этой учительницы оскорбленный юноша нарисовал на доске злой шарж на нее, подписав свое «произведение». На нем туловище и ноги учительницы были как у свиньи.

Увидев это, учительница выгнала «художника» с урока, сообщила о рисунке директору и вызвала родителей. Мать приняла сторону сына, обвинив во всем учительницу. Произошел крупный конфликт.

Здесь налицо эскалация конфликтогенов: первый – учительница обозвала ученика; второй – он «ответил» ей злым шаржем. Далее – разрастание конфликта.

Однако возникшая эскалация конфликтогенов не означает, что конфликт случайный. Он не случайный, поскольку имеет место конфликтная ситуация – неуважительное отношение учительницы к ученикам. Всякий педагог знает, что нельзя унижать ученика.

В юношеском возрасте оскорбление воспринимается особенно остро, тем более нанесенное при всем классе. Молодой человек сознательно шел на крупные неприятности (конфликт), лишь бы показать сверстникам, что не позволит оскорблять себя. Жаловаться на учительницу – это значит еще больше упасть в глазах товарищей.

Любой человеческий труд должен быть оценен по достоинству, даже если он заключается в получении знаний, а рабочим местом является школа. Но в то время как работа зрелого человека оценивается в соответствии с Трудовым кодексом, проработанным временем и установленной заработной платой, то школьные отметки проставляются индивидуально по решению преподавателя.

Для большинства родителей основной целью обучения является приобретение знаний, а отметки в дневнике это лишь формальность. Но на детях, особенно тех, кто учится в начальных классах, низкие отметки могут не наилучшим образом сказаться в плане последующей мотивации к учебе и на развитии интеллектуальной оценки в целом. Если в выпускных классах низкие отметки, как правило, стимулируют на получение высшего балла, потому как это, несомненно, поможет получить аттестат с хорошими оценками, медаль, поступить в высшее учебное заведение, то у малышей низкие показатели могут навсегда отбить желание учиться.

В этой ситуации главное - разобраться в причине, не понимает ли что-то ребенок или учитель занижает отметки? В первом случае все проще - нужно просто больше заниматься, а как поступить во втором случае, что делать, если учитель занижает оценки?

Учитель намеренно занижает отметки или ребенок недостаточно знает материал

Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.

Не знаете, как поступить, если учитель занижает оценки? Если ребенок учится в начальных классах, то родителям непременно нужно познакомиться с классным руководителем, узнать его мнение о поведении и умственных способностях ученика, а также понять, какие предметы даются ему сложно и что сделать для повышения успеваемости. Или, напротив, ребенок мог серьезно увлечься каким-то отдельным предметам, и тогда следует задуматься о дополнительных занятиях для углубления познаний. Кроме того, можно условиться с учителем о возможности посетить некоторые уроки под предлогом знакомства с методикой обучения и сравнительного исследования успеваемости своего чада с остальными детками.

Не знаете, как понять, что учитель занижает оценки? Цель родителя заключается в том, чтобы распознать слабые и сильные стороны ребенка, а также узнать, что о нем думает учитель. Личную точку зрения преподавателя легко можно понять по проверке письменных заданий, где будут отображаться исправленные некорректно ошибки. Гораздо сложнее с устными ответами. Дело в том, что многие учителя предъявляют слишком высокие требования к устным ответам, то есть к презентации домашних работ. У некоторых учеников существует страх перед публичными выступлениями. Дети не могут внятно изложить материал, путаются, а иногда вовсе забывают перед выступлением. В результате ребенок получает низкий балл, но происходит это не из-за незнания урока, а по причине волнения.

Боязнь выступлений - это страх, который может сопутствовать человеку в течение всей жизни, не только в детстве. Поэтому если вы обнаружили у ребенка эту проблему, предупредите о ней преподавателя. Объясните ему, что ученик не может ответить не из-за отсутствия знаний, он просто волнуется, и в таких ситуациях ему необходима помощь, а не занижение оценок.

Что делать родителям, если учитель занижает оценки намеренно

Заниженные баллы за успеваемость приносят не только нравственные страдания, но и влияют на итоговые результаты, а соответственно, на возможность получения дальнейшего образования в средних и высших учебных заведениях. Следовательно, у родителя или учащегося появляется право защищать собственные интересы как на административном, так и на судебном уровне.

Административный порядок предполагает право обжаловать выставленную оценку как самому лицу, принявшему это решение, так и вышестоящим лицам, то есть директору школы, но как доказать что учитель занижает оценки? Отметку за письменную работу оспорит довольно легко, это заметно по некорректным придиркам. Но если дело касается устного ответа, то решить проблему становиться сложнее, необходимо заранее зафиксировать ответ, а также выдвинутые по нему замечания.

Текущая оценка знаний учеников регулируется исключительно актами определенного образовательного учреждения. В каждом учебном заведении существует положение о текущей аттестации и оценке достижений. Этот документ должен содержать четкие параметры оценивания знаний учеников по всем предметам, а также описание критериев не прохождения аттестации. Документ подлежит ознакомлению родителями и учащимися.

Лучшее решение доказательства знаний учащихся - это участие во Всероссийской олимпиаде школьников по спорному предмету.

При выставлении отметок преподаватель, как правило, руководствуется не только установленными нормами оценивания знаний, но и различными педагогическими соображениями. На свое усмотрение он может поставить оценку на балл выше тому, кто в первый раз что-то сделал, и, напротив, занизить ее отличнику, начавшему лениться. В обоих случаях это должен послужить стимулом, с педагогической точки зрения. Это довольно спорный метод, поскольку все дети разные, но на практике он применяется повсюду. Поэтому в первую очередь, необходимо спокойно выяснить, какими соображениями руководствовался учитель при выставлении отметки.

Вот, что отвечает психолог на вопрос о том, как поговорить с учителем, который занижает оценки.

Разговор с преподавателем изначально должен строиться на волне «презумпции невиновности», то есть с точки зрения того, что он желает ученику только добра, просто вы его понимаете по-разному. К примеру, вы уверены, что хорошо учиться вашему ребенку мешает неуверенность в себе, и соответственно, всеми силами стараетесь его поддерживать. Преподаватель же придерживается другой точки зрения - он считает, что четкая и строгая обстановка гораздо эффективнее отражается на выработке таких качеств, как добросовестность и организованность. Поэтому очень важно понимать, чем руководствуется учитель, и какие требования предъявляет. Соглашаться с ними или нет, решает родитель, но обладая информацией, требования можно обсудить. Попросите учителя дать четкую формулировку, какие действия должен выполнить мой ребенок, чтобы получить пятерку, запишите все в присутствие учителя и договоритесь с ребенком проделать это хоть раз. Если и в этом случае оценка не будет удовлетворительной, то можно смело жаловаться по инстанциям.

Куда обращаться с претензией

Итак, куда жаловаться, если учитель занижает оценки? Ваше терпение лопнуло от слез ребенка, встречи с преподавателем не приносят никакого результата, а на все вопросы преподаватель решительно и без объяснений заявляет, что он так решил, и прочих вариантов быть не может? Выход один - писать жалобу! Не знаете, как написать жалобу на учителя? Читайте далее.

Первое, что нужно сделать, - просмотреть нормативные документы учебного заведения и изучить в них раздел о критериях оценивания знаний. Это необходимо для того, чтобы не попросту размахивать руками, а задавать аргументированные вопросы и знать когда можно возразить. Ознакомиться с документом можно только в школе, поскольку критерии оценок не устанавливаются на законодательном уровне.

Кстати говоря, отметки ученикам могут проставляться и за поведение, но они проставляются отдельно от оценки за предмет и не должны отражаться на оценивании знаний.

Для пересмотра итоговых результатов, как правило, собирается комиссия из трех человек и в присутствии родителей осуществляется тестирование фактических знаний ребенка.

На что нужно обратить внимание

Не знаете, что делать, если учитель занижает оценки? Тут важно понимать, на каждое действие преподавателя можно пожаловаться и доказать факт занижения, а сделать это бывает очень непросто. Дело в том, что преподавательская деятельность осуществляется в рамках Закона об образовании, где прописано о его праве свободно выражать собственное мнение и противостоять вмешательству в его деятельность. Простыми словами, педагог самостоятельно выбирает методы и средства обучения, а также воспитания. Поэтому придется очень постараться, чтобы доказать, что учитель действует непедагогично.

Однако и с этим можно бороться. Если родитель не согласен с методом преподавания, то он имеет право обратиться к директору школы либо в департамент образования по месту расположения школы с просьбой проведения переаттестации либо замены определенного учителя, соответственно, указав весомые для этого причины.

Визит в школу

Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.

Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.

Может, оставить все как есть?

Не каждый родитель готов идти к директору школы и отстаивать права ребенка, чаще всего это связано со стереотипом, что станет еще хуже. Доля истины в этом, конечно же, есть, но очень неприятно мириться с тем, что кто-то неправ и продолжает делать, так как ему хочется, пользуясь своим служебным положением. К тому же, задумайтесь, какой пример вы подаете ребенку: у него войдет в привычку молча сидеть в сторонке и кивать тому, кто смелее и авторитетнее его.

Не знаете, как повлиять на учителя, который занижает оценки? Если вы не из тех, кто будет доказывать собственную правоту и выяснять отношения, тогда у вас есть всего один выход - дать совет ребенку быть лучшим! То есть ему придется зубрить все так, чтобы ни один педагог не смог найти к чему придраться.

Это означает, что все письменные работы должны быть сделаны идеально не только по теме, но и по оформлению и грамотности. Вся школьная программа должна быть освоена на 100%. Только в этом случае ни один преподаватель не сможет найти слабое место. Такой подход стоит невероятных усилий, но заложит хороший фундамент - ребенок сможет сдать любые экзамены и получить наивысший балл даже если все будут против него

Некоторые предпочитают вовсе не замечать, что им занижают оценки, и просто смиряются с этим. По большому счету, красивые «пятерки» и «четверки» нужны только родителям. Поэтому если ваш ребенок совершенно не беспокоится о том, что учителя занижают оценки в выпускном классе, ему не нужны грамоты и медали, но при этом он уверен, что хорошо напишет ЕГЭ, результаты которого откроют все дороги в высшие учебные заведения, то стоит ли тратить нервы?

Если же это принципиальный вопрос, то утереть нос всему педагогическому составу помогут победы в олимпиадах. Докажите преподавателю, что вы лучший, заняв одно из призовых мест по спорному предмету. В этом случае педагога непременно вызовут к начальству и, глядя в глаза, поинтересуются, как у победителя олимпиады могут быть низкие баллы по предмету?

Что делать, если учитель занижает оценки, вы знаете. Решение стоит принимать исходя из собственного характера, а также настроя и желания самого ребенка. Может быть, для него это не так уж и важно?

Залогом успеха является примерное поведение

В некоторых случаях занижение оценок может быть связано с неподобающим поведением ребенка. Как бы хорошо он ни был знаком с программой, огромную роль при выставлении отметок играют взаимоотношения ученика с учителем. Иногда даже незначительная дерзость со стороны ученика может расцениваться педагогом как посягательство на его авторитет. Ребенок в течение занятия делает следующие вещи:

  1. Дерзко себя ведет.
  2. Перебивает преподавателя.
  3. Не слушает учителя.
  4. Не выполняет задания и прочее.

Естественно, педагог любыми способами старается поставить ученика на место. Поэтому при отличных знаниях, но низких баллах стоит задуматься о поведении ребенка. Лучшим решением в этом случае станет извинение перед преподавателем и изменение поведения во время урока.

Обратная ситуация

Бывает так, что преподаватель всеми силами старается помочь ученику, но это не приносит результатов. В этом случае никак не обойтись без помощи родителей, которые совместными с педагогом усилиями смогут повлиять. Душевная беседа может прояснить причины и позволит найти решение для улучшения успеваемости ученика.

В заключение

Итак, что делать, если учитель занижает оценки? При явном занижении отметок ученик, а также его родители должны предпринять все возможные шаги для восстановления справедливости. Иначе ребенок может лишиться возможности продолжать обучение в средне специальных и высших учебных заведениях. Можно использовать все варианты, как активное доказывание с фактами перед комиссией либо победы на олимпиадах с демонстрацией собственных достижений. Кто-то изберет другой путь и спустит все на тормозах. Главное - вы должны показать ребенку, что свои права всегда нужно отстаивать, подбирая для этого наиболее подходящий способ и стать для него надежным плечом, на которое он всегда сможет опереться.

Оценка – способ отметить труд ученика – не всегда бывает адекватной. Причиной субъективного подхода к оцениванию может послужить поведение ученика, списывание, пропуск занятия или опоздание. В любом случае, занижая отметку, учитель не всегда прав, поэтому стоит рассмотреть эту ситуацию подробнее.

Если учитель нарушает права?

Подача жалобы – это не гарантия того, что отметка действительно необъективна. Ведь согласно статье 47 закона «Об образовании» учитель может применять те методы и способы, которые посчитает более целесообразными (педагогически обосновав, конечно), а также имеет право на невмешательство в свою деятельность.

Эти права должны соблюдаться так же, как и . Поэтому прежде, чем пожаловаться на необоснованность действий учителя, необходимо убедиться в необъективности его оценивания.

В случае разногласий с педагогом по поводу форм и методов обучения составляют письмо, где указывают:

  1. Реальное состояние той части учебно-воспитательного процесса, с которой не согласны (формы, способы, методы).
  2. Обоснование подобного заявления (почему эти действия неэффективны в усвоении материала учениками).
  3. Выход из ситуации: просьба о переаттестации, увольнении или замене учителя.

Письмо отправляется директору образовательного учреждения или вышестоящему органу управления образованием.

Если оценка была занижена?

Законные представители имеют право узнавать, какие отметки и за что были выставлены их детям.

Лучше лично побеседовать с педагогом, убедиться, что ребенок имеет пробелы в знаниях.

Бывает, что ученик просто стесняется или теряется во время устного ответа. Следует об этом сказать учителю, спросить, что должен делать ребенок, чтобы улучшить успеваемость.

Если в результате учитель продолжает занижать отметки, то следует подробнее изучить локальные акты, в которых говорится о системе выставления отметок, и сопоставить их с действиями педагога.

Ведь оспорить оценку может и директор школы. Но ему сначала нужно доказать, что учитель неправильно оценивает.

Где узнать о системе оценивания?

В законах сказано, что оценивают учеников за усвоение знаний. Нормативные документы о системе оценивания разрабатываются и утверждаются школой.

Что может быть в них включено:

  • Критерии оценивания за разные виды работ.
  • Классификация ошибок и недочетов.
  • Порядок оценивания контрольных и итоговых работ.
  • Оценивание при пропуске уроков.
  • Порядок выставления итоговых оценок.
  • Время оспаривания отметки со времени сообщения.
  • Указания на последовательность действий при пересмотре отметки.

В документации может быть указана допустимость оценивания поведения обучающихся (они не указаны в законе, но могут быть введены в образовательном учреждении).

Что делать дальше?

Возможно 2 варианта развития событий:

  1. Проведение процедуры пересмотра отметки на основе нормативных документов (составление комиссии, порядок рассмотрения, занесение в протокол), если в них имеются соответствующие указания.
  2. Письменное обращение о пересмотре отметки на имя администрации или в комиссию по урегулированию споров.

Право на пересматривание отметки подтверждает статья 45 закона «Об образовании».

Что нужно указать в жалобе:

  • Причину выставления отметки.
  • Ситуацию, с которой не согласны.
  • Предполагаемое решение проблемы (оценить поступок учителя на основе общепринятых педагогических методов и переоценить действия учащегося).

Письмо рассматривается в школе коллегиально в предусмотренном порядке, проводится проверка наличия факта занижения отметки.

Бездействие администрации — повод обратиться с письменной жалобой в территориальные органы управления образованием.

Если имеет место массовое занижение оценок?

Когда педагог занижает отметки группе обучающихся или всему классу при написании контрольной или проверочной работы, обращаются с просьбой передачи дела на рассмотрение педсовета.

В письме:

  1. Описать сложившиеся обстоятельства.
  2. Указать обучающихся, которым занизили оценки.
  3. Попросить представить обращение для разбирательства на педсовете.

Совещание проводится с присутствием обучающихся и их законных представителей.

Еще несколько случаев

В каких случаях можно требовать пересмотра оценки:

  1. Когда ученик не мог сделать домашнее задание к первому уроку после пропусков по уважительной причине . Но неподготовленность по пропущенному материалу не считается поводом для индивидуального оценивания, ведь закон не отстраняет ученика от усвоения учебной программы на этот период.
  2. Когда имеет место выставление отметок за поведение вместо оценивания знаний . Поведение оценивается только, если это указано в школьной документации, но при этом не заменяет оценку по предмету.
  3. Если в работе по математике была занижена отметка за орфографию , а это не предусмотрено в школьном Положении об оценивании.

Чтобы пересмотреть итоговую отметку, обычно создается комиссия, которая в присутствии законных представителей проверяет фактическое наличие знаний ученика. А это – дополнительный стресс для школьника. Стоит это делать или нет – решать каждому. Только при этом нужно учесть желания, настроение самого ребенка. Может, ему это просто не нужно?

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Вы не согласны с выставленной оценкой - что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ - переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке . Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Свобода преподавания

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

См. дополнительно ответ на вопрос

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Дата публикации:

четверг, февраля 2, 2017

    YulyaMylia 19/02/2010 в 18:40:46

    Учителя занижают оценки. У кого есть опыт борьбы?

    В наше древнее время оценки школьникам завышали, учителей за двойки ругали. Сейчас столкнулись с обратным. Некоторые учителя занижают оценки, это как бы модно. Кто с таким встречался и есть ли смысл бороться?

    • laro4ka 20/02/2010 в 15:44:50

      Не согласна, что в наше время оценки завышали. Нам - часто занижали. От времени не зависит.Подойдите к учителю и все выясните.

      • Югина 21/02/2010 в 08:36:17

        Девченки! Чем больше читаю - тем больше Вас, преподавателей, уважаю!

        Но. не все такие:(((Сын, в силу празных причин, поменял 3 учебных заведения(в том числе и "платное№ у нас было). Есть школы (лицеи и т,д,) где 8 - самая высокая оценка! А есть - где всем подряд ставят 12:((Вопрос, надо ли глобально со всеми бороться? У подростков уже видны склонности и способности. Ну не идет один предмет, как по мне- черт с ним), Никогда - Я (не учитель) не смогу доаказать неправомерность оценивания! Вся система образования станет на дыбы) Только не обижайтесь - все учителей нежно люблю, а своих всю жизнь помню!

        • Югина 21/02/2010 в 08:37:01

          В основную ветку)

    • НИЯ 20/02/2010 в 20:30:08

      Вы так все бурно защищаете учителей.Тогда ответе на вопрос оценка по

      физ-ре 7.А ученик кандидат в мастера спорта по боксу.Это как занижение оценки или ученик не справляется со школьной программой по физ-ре по мнению учителя?

      • 1Лянка 20/02/2010 в 20:33:10

        именно так, не

        справляется с школьной программой, вернее с той, которую видит учитель(

        • НИЯ 20/02/2010 в 20:40:55

          Ну да и что же видит учитель по физ-ре когда там только одни

          нормативы 10 раз подпрыгнул на 12 баллов и все или прыгать надо с закрытыми глазами или носочек вытягивать на 3 см а у него вытягиваетсяна 2.Это же не лит-ра где мысль развить и подать красиво надо.Это физ-ра где один сплошной норматив.
          В оценивании учеников всегла был и будет заложен человеческий фактор.Если ученик учителю не нравится (по любой причине)хоть из трусов выпригивай ни чего не будет.И директор и завуч всегда будут на стороне учителя.Здесь либо взятку давать либо становиться очень очень известным учеником(по телику засветиться или в газете пропичататься)Ну если у ребенка родители высшая каста там все решится на этом же высоком уровне

          • 1Лянка 20/02/2010 в 20:54:15

            да, мне знакома ситуация "занижение оценок" - при чем

            дело даже не в предвзятом отношении отдельных учителей - там такова стратегическая политика лицея((

            офф я, возможно, ошибаюсь (потеряла темку), но не Вы ли рассказывали про увлечение ребенка "телом человека" т.с., про препарирование лягушек в т.ч.?
            есть вопросы)

            \"В жизни свое место знаю, и если оно не из последних, то лишь потому, что я никогда не становилась в ряд!\" М. Цветаева

            • НИЯ 21/02/2010 в 09:16:04

      • ЮК 20/02/2010 в 22:29:58

        да ладно

        у моего 5 в табеле по физре за семестр - а у него 1ый юношеский по фехтованию
        но я вполне понимаю, почему у него 5
        и он тоже. что характерно.
        это не всегда прямо связанные вещи
        потом еще мне кажется, у родителей не всегда обоснованные ожидания высоких балов. и понимание того, что есть высокий бал.
        тут на форуме. даже в этой теме, пишут очень часто - 9 - заниженная оценка. почему обязательно так? 9 - достаточно высокий бал. а 12 - тоже меня умиляет:) - вообще не должно быть в табеле, как я понимаю. это балл за сверх, творчество, неординарные достижения. он не может быть средним балом. а его ждут. и я смотрю во многих школах ставят таки.
        элемент субъективности, безусловно, есть. но имхо - в обе стороны. и это нормально, в общем-то. главное, адекватное отношение к оцениванию у ученика.

        • Marinatom 21/02/2010 в 01:30:53

          сама преподавала иностранные языки в школе и лицее

          было пару недовольных мамаш: один пацаненок ходил к репетитору по немецкому. а к урокам не готовился вообще. мамаша слушала. ес-но что сын ей говорит, пошла жаловаться к класной что мол я такая бяка. классный руководитель прямиком ко мне с ней. и как раз в этот момент у меня урок в этом классе. мамаша орала на меня чуть не матом, я ее перебила, поворачиваюсь к ее сыну. тот еле живой. и нежно так говорю ему: солнышко. ты дз сделал? -нет, а прошлый раз - нет. а где твоя тетрадь - забыл, а словарь - полупустой, и тут все дети напербой в классе - да он вообще ниче не делает, говорит что ему не надо потому что он к репетитору ходит. мать побледнела, потащила сына в коридор, начала лупить. я малого отбила и в класс. и говорю ей: я взяток не беру, на репетиторство не намекаю, материал даю оч доходчиво (у меня в классе никто не жаловался), а Вы хоть иногда проверяйте выполнение дз и тд. а не верте на слово сыну. через пару месяцев он вышел на одни 5, так что...

          • hamster 21/02/2010 в 06:59:59

            Знакомо, у меня сейчас один такой товарищ есть +

            Вот только родителей в школу дозваться не могу и на собрания они не ходят, видимо, считают посещение школы ниже своего достоинства. ЮК правильно пишет, что высокие баллы - 11, 12 - это полная самостоятельность + выполнение творческих заданий. Физкультура - это вообще отдельная история, нормативы, вроде, отменили - но в программе они есть. Кроме того, школьная физкультура меня просто поражает требованиями к, если можно так сказать, разносторонности. Каждый ребенок, независимо от физических данных, роста, например, должен делать все. Вот и получается, что дети - разрядники и призеры в одних видах не могут выполнить требования по другим видам...

            • НИЯ 21/02/2010 в 09:28:43

              Ну это шахматисты разрядники не смогут пробежать ну фехтование может

              там их не учат отжиматься,а силовые виды спорта иногда фору легкоатлетам дают.На счет языка иностранного меня учителя тоже иногда умеляют.Пример Насколько я помню существует несколько видов в анг-яз написания дом работа,класс работа По какой-то вместе по какой то отдельно.В связи с тем что учителя по англ.у дочери менялись чаще чем погода в марте.Вся ее тетрадь была перечеркнута красным.т.к. у каждого учителя свое представление о написании этих слов.Оценка естесственно ниже на балл.А про произношение я вообще молчу.Хто в лес кто по дрова.Опять таки новый учитель новое произношение Оценка ниже на 2 балла(только не надо рассказывать что все наши учителя иностр.языков каждый год проходят практику в среде носителя языка и в зависимости от местности "погружения" у них акцент)

              • Marinatom 22/02/2010 в 00:37:16

                да о каких практиках Вы говорите!

                у мего сына в школе по английскому 4!!! это при том что я учитель иностранных языков! а вся суть в том что я посмела перечить учительнице! она писала дни недели неправильно, ну короче кто знает немецкий то вторник-динстаг. а она исправляла на динерстаг. фамилию на теради перечеркивала и писала по своему, я к ней и приперлась. после этого немецкого у них больше нет. она отказалась. вся суть в том что ее основной язык - английский, так что учила она их на свой манер! зато она теперь преподает у моего английский, а злобу уже 3 год вымещает.

                ЮК 21/02/2010 в 20:02:49

                Вы сравнили - шахматы и фехтование:))))))

                а силовые виды спорта поголовно предполагают баскетбол, метание мяча и прыжок через козла прям на 12?:)) это смешно:)))
                остаюсь при своем мнении - родители не могут в своем сознании отойти от 5-ти бальной системы, по которой учились сами. плюс перфекционизм. вот и завышенные ожидания 11 и 12 балов и упреки учителям.
                не, учителя есть очень разные, никто не спорит.
                но балл - это все лишь балл. даже не оценка:)

      Marinatom 20/02/2010 в 15:02:46

      а Вы уверены что занижают?

      Вы на уроке были у этого учителя? для начала! или это со слов ребенка? сходите на урок без предупреждения сына.может он привирает! а если нет то тогда уже к классному, директору подойти

      НИЯ 21/02/2010 в 10:31:03

      И еще учитель от Бога ни когда не будет занижать оценки,а наоборот

      будет завышать т.к.для него главная задача состоит в том чтобы не отбить у детей охоту к знаниям.Ведь все дети разные кто-то математик а кто-то лингвист.И мерить их всех по 12 балльной шкале нельзя.

      • polenka 21/02/2010 в 11:40:50

        у нас в лицее (Русановский) оценки однозначно ниже. Но я не уверена, что потому, что их занижают - скорее, сами учителя сильнее, дети сильнее, и то, что в обычной школе было бы 11 - здесь тянет дай бог, чтобы на 9. И в Политехническом так же, и в мое время в 173 было так же.

        \"Каждый из нас создает свой чемодан, в который кладет все, что у него есть. И если вещь уже тебе не нужна - отпусти ее, тогда в твоем чемодане появится место для новой, любимой вещи! \" Даша, 8 лет.

        • Югина 21/02/2010 в 16:52:26

          Во времена Онадской так и было)

          Мои, сбежавшие в 173 одноклассники, получали оценки по математике и физике заметно ниже чем мы в 159:))

      • hamster 21/02/2010 в 11:42:55

        Очень спорное утверждение, на мой взгляд. Попробую по пунктам:

        1. Если ребенок знает на, допустим, 5 баллов, а я поставлю 7, вы думаете, это его заинтересует? Скорее, он поймет, что можно все делать кое-как и иметь приличные оценки. Да, когда девочка-цыганка, которая в сентябре говорила, что она букв не знает (5 класс, четвертый год учат язык), сейчас начала писать (в том числе и благодаря моим усилиям) и поднимает руку, и просится к доске, я ей балл накидываю, т.к. там действительно видны огромные усилия ребенка, но объясняю, что ей нужно еще доработать, чтобы было больше.
        2. Родители не всегда могут реально оценить, насколько ребенок знает предмет, особенно класса после 6-7. Они ориентируются на оценку... Потом ребенок переходит в другую школу или сдает ЗНО - и получает оценки ниже, чем рассчитывали родители и он сам. Вам это надо?
        3. Не секрет, что оценки иногда "натягивают". И в выпускном классе очень часто учителя ставят оценки по "непрофильным" предметам чуть выше, именно чтобы аттестат не портить, допустим, филологу, оценкой по геометрии. Но это в выпускном классе...
        Проблема в том, что учитель не всегда объясняет, почему оценка такая, а не другая, и что нужно сделать, чтобы ее повысить.

        • НИЯ 21/02/2010 в 15:42:02

          А вот интересно если бы нас мужья в течении 10-12 лет оценивали

          как оценивают учителя в школе.Сколько бы каждая из нас терпела?
          Поставил планку по книге Домострой не выполнила получай по заслугам

      Ah_nutta 21/02/2010 в 13:08:19

      я за борьбу,

      но сама не борец. я школофоб.
      мне кажется, что основная функция учителей - ставить оценки, т.е. контролировать. Но контролировать я и сама могу.
      считаю, что единственная и главная задача учителя - заинтересовать предметом. это очень творческая задача. любыми способами, хоть сальто мортале крутить перед детьми, но заинтересовать. Тогда имеешь право ставить оценки.
      А я только тем и занимаюсь, что "оживляю" для своего сына школьные предметы. Нахожу фильмы в инете по биологии, слушаем в машине аудиокниги, обсуждаем историю. Трачу на это много сил. Начала это делать, когда задала пару вопросов по темам, которые он говорит, что выучил. Ужаснулась. Есть формальное запоминание для формального "ответа", но понимания, жизни в этом нет. Выходит, школа - это тренинг кратковременной памяти?
      у знакомой в школе учитель укр лит говорит: если я ставлю "2" - я ставлю ее себе, значит не доработала. дети у нее читают, обсуждают взахлеб

      • НИЯ 21/02/2010 в 15:39:23

        И наверняка к этой учительнице не ходят родители доказывать что их

        чадо знает на 12 а она ставит 7.Все зависит от учителя и если беспрерывно говорить ребенку что он не дотягивает до поанки ему в скором времени будет абсолютно на эту планку плевать
        >> у знакомой в школе учитель укр лит говорит:
        > если я ставлю "2" - я ставлю ее себе, значит
        > не доработала. дети у нее читают, обсуждают
        > взахлеб

      Алиша 21/02/2010 в 13:43:40

      знакомая ситуация

      И чем ближе к выпуску, тем ниже становятся оценки.
      Одна моя знакомая боролась таким образом: подошла к завучу и сказала, что хочет посидеть на уроках, посмотреть, послушать. 2 недели ходила на "проблемные" уроки, ситуация значительно улучшилась.
      Тоже планирую начать ходить в школу

      • Marinatom 22/02/2010 в 00:46:45

        девочки, все зависит от учителя!

        я, вообще, человек трудноуговариваемый. ну. понятное дело, что ВСЕ языки иностранные выучить не могут! но вы войдите в положение учителя! нас проверяли постоянно! без предупреждения на урок могли прийти, тетради проверить, контрольный срез дать, я уже не говорю о том что постоянные комиссии прутся! может некоторые учителя потому и занижают оценки! чтоб потом перепуганные дети на таких контрольных на 2-3 уровня ниже результаты не выдавали. потом же выносят всякого рода ДОГАНЫ учителям, подозревают во взятках и тд. я никогда оценки не завыщала и не занижала, даже любимчикам, всегда ставила двойки отличникам (ну естественно могла раз в год простить в случае чп какого-то). а тем кто просто не мог выучить но сильно старался ставила госоценку. ну если ребенок сделал дз, но с 40 ошибками, ну и что. но сделал же!

        • Алиша 27/02/2010 в 12:47:27

          вот объясните мне как ребёнок может получить по лаб раб по биологии 2?

          В моём понимании только в том случае, если вообще ничего не сделал на уроке. Но нет, всё сделал, но учитель хочет видеть чтото другое, непонятное ни ученикам ни родителям.
          Еще ситуация: 2 спареных урока геометрии. 1 урок рассказывается теория, 2 урок даётся самостоятельная работа. Результат у всего класса не выше 6 балов. И так каждый урок. В чём смысл?

          \"Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать. \" (Толстой Л.Н.)

          • hamster 28/02/2010 в 16:16:11

            Критерии оценивания по биологии:

            Вот за что ставится "2" по биологии: Учень (учениця) намагається відтворити окремі факти, з допомогою вчителя або з використанням підручника (робочого зошита), наводить елементарні приклади біологічних об"єктів і їх окремі ознаки; за інструкцією і з допомогою вчителя фрагментарно виконує лабораторні та практичні роботи без оформлення. А это вся ссылка: http://osvita.ua/school/estimation/2389
            За "совсем не работал" - 1 балл. Так что сравните, что там в тетради, с критериями и оспаривайте. По поводу геометрии: если алгебру и геометрию ведет один учитель, то нужно на родительском собрании сказать классной, что вы бы хотели разделить эту "пару". Поменять алгебру с геометрией в один из дней - вполне реально. Вот если разные учителя - тогда, конечно, это проблема завуча, составлявшего расписание.

              • hamster 02/03/2010 в 07:02:36

                Если иначе - можно оспорить

                Но, знаете, мой опыт таков, что чаще ищешь, за что бы поставить хоть баллов пять некоторым несознательным товарищам:) Если вы намекаете на то, что ребенка наказали оценкой, допустим, за плохое поведение или недостаточное прилежание - поговорите с учителем, только аргументированно, критерии + обоснование ответов. Я так с учителем по экономике спорила, даром, что коллеги:) Девушка задала заполнить табличку по видам товаров (спонтанного спроса, сезонного и т.д.) Сын воспользовался книгой Котлера "Основы маркетинга" - я накануне делала контрольную на заказ, заполняла похожую таблицу, дытынко знало, где искать. Девушку ответы не устроили - пришлось брать в библиотеке книгу, нехилого размера том, приносить и показывать... Но, понятно, не в присутствии ученика, а тихо, мирно, тет-а-тет. Сделайте так и вы: распечатайте критерии, учебник биологии в руки - и просто поговорите: мы нашли это там-то и там-то, сделано в работе столько-то, в критериях оценивания по этому поводу сказано то-то... Если это "2", то что нужно было сделать, допустим, на "5", на "9"? Ребенок плохо себя вел? Для этого есть рапортичка и дневник. Поверьте, учителя - не зловредные монстры, как иногда кажется после чтения форума:)