Какое нравоучение сказки маршака про двух лодырей. Хорошие хозяева, болгарская сказка про лодыря и лентяйку. Какие пословицы подходят к сказке


Возле речки, на лужайке, жили Лодырь и Лентяйка
В низком доме в два окошка, покосившемся немножко.
Если хлещет дождь осенний, домик - от дождя спасенье.
Если вьюга завывает, в домике огонь пылает.
И жила у них коза - плутоватые глаза,
С беленькими ножками, с маленькими рожками,
А на рожках днём и ночью чуть звенели два звоночка.
По траве она бродила и хозяев веселила
Тихим звоном, добрым звоном, что с лугов летел зелёных.
...Солнышко давно уж встало - Лодырь сбросил одеяло,
Подошёл, кряхтя, к окну и давай будить жену.

Лентяйка ровно дышит, будто Лодыря не слышит.
– Эй, вставай, нас ждёт работа!
– Встать в такую рань? Да что ты!

Наконец, примерно в полдень,
и хозяйку голод поднял.
В пять минут герои наши
съели молоко и кашу.

А потом, собравшись с силой, в лес поплёлся он уныло,
Чтоб дровишек принести и в село их отвезти.
А Лентяйка целый день, разложив в тени кудель,
Всё пряла неспешно пряжу, не себе, а на продажу.
Так они тихонько жили. Дни летели. Годы плыли.
Но однажды, в день воскресный, их коза в лесу исчезла.
За оврагом дальним скрылась - как сквозь землю провалилась!

– Без козы нам будет плохо! – молвила жена со вздохом. –
– Ты бы в лес, дружок, пошёл и козу домой привел!..
Торопись, а то козу встретит волк в густом лесу.
Иль угонят злые люди...
– Ничего с козой не будет.
Явится обратно скоро. Хватит лишних разговоров!
Вот придумала беду! За козой я не пойду.

–Как же так - ты не пойдёшь? Ну, хозяин! Ну, хорош!
Ты совсем сошёл с ума!
– Замолчи! Иди сама! Хоть за тридевять земель...
Ну, а ты скорей в постель?
И пока брожу я в поле, ты хоть выспишься тут вволю?

Так они ругались долго, но от брани мало толку:
И козу искать не стали, и от ругани устали - как тут можно не устать?
И легли лентяи спать.
И приснилось им в ту ночь, будто кто-то гонит прочь,
За долины, водопады два огромных козьих стада.
Слышен был всю ночь сквозь сон колокольцев медный звон.
В это время на рассвете волк козу у речки встретил. И коза под тёмной ёлкой прямо в пасть попала к волку.
А лентяи сладко спали, и храпели, и вздыхали.
Наконец-то, ровно в полдень, их с постели голод поднял.
Но ни молока, ни каши не нашли герои наши ни в горшках и ни в кастрюлях.
– Ну так что ж! – они вздохнули. – Да, козу, конечно, жалко, но пока хотя бы прялка –
Есть у нас и старый дом - как-нибудь мы проживём!
Так промолвили они. И опять помчались дни.

Но однажды летним днём вдруг нежданно грянул гром,
Замолчали в страхе птицы. Град пошёл, побил пшеницу.
Ветер стёкла в доме вышиб и совсем разрушил крышу.
И жена сказала мужу:
– Лето, а такая стужа! Ливень хлещет с потолка, в доме целая река.
Починить бы надо крышу, муженёк... Ты что, не слышишь?
Но ответил муж: – Да что ты! Дом - хозяйкина забота.
Нужно крышу починить, черепицу заменить.
Ты на крышу полезай-ка, ведь на то ты и хозяйка!
– Ну и ну! – жена сказала. – У меня ль работы мало?
Кто, скажи, с утра до ночи варит, моет и хлопочет? Нет ни сна мне ни покоя...
Ах, да что это такое? А теперь ещё жена и на крышу лезть должна?
Так они ругались долго, но от брани мало толку.
Как друг другу ни перечь - крыша продолжает течь.
Так вода текла, текла, мебель по полу плыла,
От воды чернели стены, гнили балки постепенно.

Но подкралась незаметно осень с холодом и ветром.
И когда однажды ветер, перепутав всё на свете,
На домишко налетел, как разбойник засвистел -
Домик набок накренился и внезапно обвалился.
Из-под брёвен и развалин долго-долго вылезали
Лодырь, наш герой несчастный, весь оборванный и грязный,
И угрюмая Лентяйка, злополучная хозяйка.
На лужайке, сев на пни, пригорюнились они.
И до слёз им стало жалко и раскрашенную прялку,
И козу их бедную, и звоночки медные,
И домишко в два окошка, покосившийся немножко.

Всего доброго! До новых встреч!

Портной Рабинович любил говорить: «если бы я был королём, я бы жил даже лучше, чем король. Я бы ещё немножечко шил».

Звучит смешно, однако такая точка зрения, - вы удивитесь, - очень распространена. Многие всерьёз думают, что короли должны ещё и шить, а если они просто сидят на троне и правят государством, так они просто лодыри, а не короли.

Вот вам история из прошлых лет. На излёте перестройки некий пенсионер договорился с соседним колхозом напилить им брёвен. Обговорили сумму, ударили по рукам, пенсионер достал из багажника своего запорожца импортную, привезённую сыном из-за моря бензопилу.

Дальше удивлённые зрители стали свидетелями чуда - пенсионер не только завёл свою японскую технику с первого раза, но и начал орудовать ей с такой скоростью, что некоторые колхозники вынуждены были протереть себе глаза, дабы убедиться в надёжности своего зрения.

Зайдя в избу, в которой заседал председатель колхоза, пенсионер попросил расчёта - вместо оговоренной суммы ему однако выдали только четверть обещанного. «Я думал, ты тут весь день с утра до вечера провозишься», - пояснил изменения клиент, - «а ты за два часа всё перепилил».

С точки зрения председателя колхоза всё справедливо. Работал два часа? Получи оплату за два часа. А сколько ты за эти два часа сделал - уже не твоя заслуга, а твоей техники. В конце концов, ты и не перенапрягался, с японской бензопилой работать удобнее, чем с советской. Если пенсионер попросит заплатить за день работы, председатель сочтёт себя обманутым - как пассажир, который дал водителю крупную купюру, чтобы тот с ветерком довёз его от Ленинградского вокзала до Ярославского, а через минуту обнаружил, что оба вокзала расположены на одной площади.

Аналогичной логики придерживался и упомянутый в начале портной Рабинович. У короля есть свободное время? Есть. Так почему бы ещё и не шить на продажу брюки, чтобы немного увеличить свой доход?

Теперь, после этого необходимого вступления, расскажу, как обещал в заголовке статьи, про два типа лодырей.

Допустим, мы поручаем двум лодырям изготовить 100 деталей. Сроку на это выделяем месяц.

Первый лодырь, назовём его Буцефалов, весь месяц приходит на работу, встаёт к станку, и честно вытачивает по одной детали за смену. К концу месяца он разводит руками и сдаёт нам 25 деталей из 100.

Второй лодырь, дадим ему фамилию Левшин, два дня мастерит хитрую оснастку, ускоряющую процесс работы, потом за три дня делает все 100 деталей и исчезает. Три недели его на рабочем месте нет, потом отдохнувший и загоревший лодырь появляется, чтобы сдать нам давно готовый заказ.

Как видите, оба слодырничали на 75%. Первый лодырь сделал только 25% заказа, второй лодырь работал только 25% времени. Тем не менее между лодырями есть существенная разница.

Один из комментаторов прокомментировал историю так:

Формально комментатор, конечно же, прав. Почему король сидит на троне и правит, когда он мог бы ещё немного шить брюки, чтобы увеличить тем самым общий доход королевства?

Если вдуматься однако, становится ясно, что благосостояние стран не так уж сильно зависит от количества истраченных рабочих часов.

В Италии ВВП на душу населения - 38 тысяч долларов. В богатом ресурсами Нигере - 1100 долларов на человека, в 34 раза (!) меньше. Если считать, что всё дело в рабочем времени, следует предположить, что граждане Нигера очень ленивы: итальянец работает в среднем, допустим, 8 часов, а его коллега из Нигера, следовательно… 14 минут.

Разумеется, это чушь. Граждане Нигера, может быть, не так трудолюбивы, как беззаботные итальянцы, однако добыча урановой руды и сельское хозяйство всё же весьма утомительны. Разгадка разницы между Нигером и Италией очевидна - в Италии выше производительность труда.

Из всего этого вытекают два плохо уживающихся друг с другом подхода к работе.

Подход 1 . Побуждаем людей работать больше. Требуем, чтобы каждый работал как минимум по 8 часов, желательно с чёрными от сажи руками и крупными каплями пота на морщинистом лице. Ставим в пример обществу безымянного труженника, который всю жизнь работал на одном месте и выходит на пенсию с нулевым карьерым ростом, в той должности простого рабочего, с которой он начинал когда-то после окончания ПТУ. Платим исключительно за потраченное время.

Подход 2 . Побуждаем людей больше производить. Ставим в пример обществу богатых людей типа Генри Форда, сумевших разбогатеть за счёт хорошей организации своего и чужого труда. Платим исключительно за произведённый продукт, игнорируя усилия, затраченные на его производства.

Как полагаете, какой путь для нашего общества оптимален?

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Вполне заслужено Самуила Яковлевича Маршака можно назвать «русским Андерсеном», ведь его вклад в развитие национальной детской литературы так же велик, как и достояние известного датского сказочника. На произведениях писателя, учащих добру и осуждающих человеческие пороки, выросло не оно поколение, и они не теряют своей популярности до сих пор. Его перу принадлежат любимые всем «Сказка про глупого мышонка», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и «Сказка про двух лодырей», история создания которой уходит еще в далекий XVII век – период расцвета русской смеховой литературы.

История создания сказки про двух лодырей

История создания сказки о двух братьях, привыкших постоянно лениться и откладывать на потом, невероятно проста, но в то же время очень увлекательна. Известно, что Самуил Маршак уважал труд и людей, которые ответственно относятся к своим обязанностям. Однажды он написал: «Я люблю работающих людей – тех, кто делает свое дело мастерски, весело, щедро». Поэтому не удивительно, что его затронула тема лени. Являясь талантливым сатириком, он не только высмеял любителей безделья, но и показал, что такое поведение не останется безнаказанным – в итоге ленивых Фому и Ерему съели волки и никто о них даже не заплакал.

Истории не известно, в каких именно обстоятельствах Самуил Маршак написал свою сказку, но читая произведение нельзя не заметить много старинных и непривычных современной речи слов, а сами стихи очень похожи на традиционные русские частушки. Дело в том, что история ленивых Фомы и Еремы – не выдумка Маршака, а древняя русская баллада, известная еще в XVII веке. Писатель отнюдь не присвоил себе чужую работу: его целью было пересказать поучительную историю для того, чтобы сберечь традиции народной смеховой литературы для будущих поколений, что, впрочем, ему отлично удалось.
Зная пристрастие Маршака к народному творчеству разных стран: писатель всемирно известен как переводчик английских баллад, за что является почетным гражданином Шотландии, не удивительно, что он решил дать новую жизнь и старинной русской истории, и еще раз засудить всех тех, кто постоянно откладывает работу на потом.
Интересно, что Маршак хотел максимально передать аутентичность старинного произведения, поэтому не поменял даже имена героев. Кстати, один из вариантов стихотворения так и назывался – «Фома и Ерема». Его опубликовали в 1929 году в одноименной книге. А вот впервые сказка в стихах увидела свет на год раньше в журнале «Дружные ребята» под названием «Побежим да полежим». Окончательный вариант с известным нам названием «Сказка про двух лодырей» был опубликован намного позже – аж в 1957 году в полном собрании сочинений автора.


Сказка про двух лодырей учит нас быть более ответственными, а также является наглазным примером того, как лень способствует деградации и безразличию к окружающим: поведение братьев не поменялось даже тогда, когда в беду попал их отец. А история ее написания подает нам отличный пример для наследования: нужно беречь традиции своего народа и не терять возможности дать им новую жизнь, чтобы сохранить их для своих детей и будущих поколений.
Если вы еще не знакомы с гениальным произведением Самуила Маршака, не поленитесь сделать это в ближайшее время, ведь у этой сказки есть чему поучиться и взрослым, и детям.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!