«Кологрив-Княжая Пустынь»: пеший маршрут зовёт. Княжая пустынь или святая гора Княжая пустынь группа


После Белого Луха я начала высматривать другие малые реки бассейна Унжи. Сначала заинтересовалась рекой Понга (и, возможно, ещё схожу туда). Но потом вычитала, что песчаные грунты характерны для левого (восточного) берега Унжи, а Понга - это правый приток. Все левые притоки Унжи, кроме Межи, короче Белого Луха, но одна интересная речка всё-таки нашлась. Называлась она Княжая, протекала в довольно глухих местах и имела на своих берегах только один населённый пункт, посёлок Советский. Чуть выше Советского на реке находится заброшенная деревня Княжая Пустынь, которая по местным меркам довольно интересна.

В Советский, Княжую Пустынь, а также к берегам чуть выше по реке, можно подъехать через Николу, наняв машину в Георгиевском. Я так и хотела сделать, но потом увидела у кого-то фразу "пришёл в Княжую Пустынь из Кологрива", и тут же решила превратить поход в пешеводный. Раньше я так не делала, это был бы мой первый пешеводный поход. Как раз для начала: всего 24 км пешком, потом 45 км на лодке по Княжей, а потом вниз по Унже, если останется время и желание.

Карта пути, по которому я шла . Не трек, но показано довольно точно, просеки не перепутаны. Альбом с чуть бОльшим количеством снимков, чем здесь.

Утренний автобус Кострома-Кологрив отменили, дневной приходит в Кологрив уже в темноте, так что я купила билет до Макарьева, рассчитывая уехать дальше автостопом. Автовокзал Макарьева очень удобно стоит прямо на трассе (и не очень удобно, когда тебе нужно топать от Унжи с лодкой через весь Макарьев). На трассе я простояла около часа, и никто даже не остановился! Пара человек к моему появлению уже стояли на остановке в противоположном направлении, и они тоже не смогли уехать. Загадочное место.

Пришёл автобус Кострома-Шарья (или Поназырёво, не помню), и я уехала на нём до Мантурова, а от него взяла такси за полторы тысячи рублей. Ровно в пять вечера была у деревни Березник перед въездом в Кологрив. От дороги между Кологривом и Березником начинается лесовозка, по которой я собиралась пройти большую часть пути до Княжей Пустыни. Заход солнца был почти ровно в шесть, так что у меня оставалось немного времени, чтобы удалиться от города и поставить палатку в более-менее безлюдном месте.

Сначала дорога была хороша, потом пришлось переобуваться в сапоги. Хотя деревья были зелёными, на земле уже лежала опавшая листва, окрашивая её в краски осени: жёлтые листья, оранжевые листья, дохлая белка...

Через некоторое время сапоги пригодились:

К счастью, таких участков было немного, в общей сложности где-нибудь полкилометра, а обычно можно было идти, не рискуя оставить сапог в грязи. Примерно к заходу солнца я вышла на открытое место, поля вокруг бывшей деревни Волегово. Дорога здесь была совсем приятная (видно на фото ниже), восходила почти полная луна, так что остановилась я уже после захода солнца.

Палатка была поставлена в семь вечера, уже при свете луны и на месте, где кто-то валялся. Ну, ладно, теперь тут буду валяться я. Почти лето, ещё тепло, город в пяти-шести километрах: вряд ли сюда придёт какой-нибудь злой и голодный обитатель леса.

Луна светила так ярко, что за вечер и ночь я так и не доставала фонарик: даже внутри палатки было достаточно светло. Свет этот в сочетании с полнейшим безмолвием - не было слышно ни насекомых, ни птиц, ни мелких животных - заставлял немножко нервничать. Странно, но обычная лесная возня вокруг палатки не так напрягает, как эта странная, неожиданная тишина.


Утро
. Судя по карте, деревенские дома стояли прямо здесь, но от них не осталось никаких легко заметных следов.

Вышла в 8:45, перешла через первый указанный на карте ручей (полностью пересох), потом через второй, с наваленными через него брёвнами. За ручьём была полянка, а сразу после полянки - указатель со стрелочкой:

На карте в этом месте дорога раздваивалась: лесная дорога, по которой я пришла, уходила на север (на фото она где-то за автобусом, её даже не видно и я не стала её искать), а прямым продолжением на северо-восток шла просека, на которую указывала стрелка. Заранее я пометила оба этих варианта, как возможные, и, раз уж стрелка подсказывает, пошла по просеке. Жаль, я заранее не погуглила старательнее: я бы узнала, что эти стрелки "пешего маршрута" развешивали в ноябре и на вездеходах ТРЭКОЛ.

Просека, однако, очень быстро превратилась в полностью заросшую кустарником, и в результате я шла не по ней, а параллельно ей по лесу. Идти по лесу было несложно, но когда мне подвернулась уходящая на север просека, я с радостью вернулась по ней на лесовозку, которая в этом месте шла параллельно моему пути. Лесовозка выглядела значительно приятнее: хотя посреди её и росли ёлочки, идти можно было по колее, а не по лесу.

А потом лесовозка неожиданно кончилась. Вообще. Упёрлась в идущую поперёк просеку и исчезла. Подозреваю, что на ГГЦ её перерисовывали с "генштаба", а лес вокруг иногда выглядел моложе этой "генштабовской" топокарты.

Поперечная просека, если верить карте, шла не туда, куда мне было надо, но к одному деревцу на ней был привязан кусочек белого полиэтиленового пакета. Я побегала туда-сюда, посуетилась, сунула навигатор с ГГЦшной километровкой в карман и пошла туда, куда показывал полиэтиленовый пакет. Пакет, в отличие от карты, не подвёл: прямая на карте просека в реальности повернула и вывела к броду через реку Ульшма. На карте, конечно, это был моооост...

Рядом с бродом было почти горизонтальное дерево, которое торчало из противоположного берега, но перебраться по нему с рюкзаком при моих умениях было нереально. Я попробовала на него забраться, но свободный (ближний ко мне) конец ходил ходуном - я мысленно посетовала на недостатки консольного крепления. Попыталась перейти в брод - налила воды в сапоги. Ну ладно, вылила, выжала носки, надела всё обратно, пошла дальше. Никакой, кстати, разницы.

Дороги на этом берегу Ульшмы были чище (хотя не всегда настолько чище, как на фото) и понятнее. Единственный забег туда-сюда случился в поисках ответвления с дороги на Советский на дорогу к Княжей Пустыни, мимо которой я проскочила и так и не нашла. Она даже на космоснимках Бинга есть! Но я прошла дальше и нашла более новую дорогу, которой все и пользуются.

На этом последнем пешем участке мне встретились единственные люди в этот день, зато много: мужичок на лёгком мотоцикле, две парочки (за одной тянулся выхлоп перегара почти такой же мощный, как от мотоцикла) и "Нива". Все эти люди возвращались из Княжей Пустыни - или от "святых источников", или с кладбища. Тамошнее кладбище, кстати, выглядит весьма ухоженным.

В одном месте дорога подходит к реке, и я впервые увидела Княжую. Ура, вода есть! Река выглядит достаточно полноводной (ха! Только здесь). Есть небольшое течение, примерно один километр в час.

Чтобы дойти до каменной церкви (единственного места в Княжей Пустыни, где есть следы деятельности человека, кроме кладбища), нужно пройти через всю покинутую деревню, каждый раз выбирая правую сторону развилки. Здесь ещё сохранились развалины домов. Сама церковь носит следы неторопливого ремонта: поставлены новый барабан, купол, настелена часть пола. Рядом с церковью стоит новый маленький домик с пластиковыми окнами. Я постучалась в открытую дверь и, не дождавшись ответа, заглянула внутрь. Посередине дома стояла металлическая печка, у одного из окон был стол с двумя скамьями, а в углу напротив входа было набросано немножко сена и лежало ватное одеяло: постель реального аскета.

Раз никого не нашлось, пришлось искать родники самостоятельно. Я читала про них, но никто не потрудился указать их расположение. Было легко догадаться, что они где-то внизу, на высоких склонах. За каменной церковью были развалины церкви деревянной и кладбище; вряд ли кладбище устроили над источником. На другом склоне был нужник домика: тоже вряд ли. Надо было искать дальше.

Оказалось, что найти их довольно легко. Если идти по Княжей Пустыни и прямо перед церковью повернуть налево, то в углу поля найдётся дорога, уходящая вниз. Деревня была расположена высоко, и спускаться к родникам придётся долго; посередине пути даже есть скамейка для отдыха. Спустившись, вы видите часовню с объявлением, в котором рассказывается, что предыдущая часовня сгорела из-за поставленных в ней свечей. От часовни короткая лесенка ведёт к двум ключам. Где-то есть и третий, но я его не заметила.

Это первый ключ (вот у самого края снимка видна струя). Тут я набирала воду. Ленточки там развешаны везде, это какой-то непонятный языческий обычай. Про Княжую Пустынь говорят, что это "место силы" - не понимаю, в чём смысл навешивать странные названия на места, которые тебе нравятся. А вообще-то пишут, что поклонение источникам сильно развилось уже при Советской власти, когда церкви были закрыты. Вот так с тех пор и продолжается.

Этот "акведук" идёт от второго ключа несколько выше по склону. Вода по нему поступает в сруб, где можно набрать воду ведром, как из колодца.

К церкви я впервые подошла ровно в три, но в поисках родников и места для ночлега еле ползала от усталости: как только я сбросила рюкзак, так сразу и почувствовала, что эти двадцать килограммов я сегодня несла двадцать километров. Потихоньку поставила палатку, пообедала и залегла отдыхать. В шесть вечера начался дождь, шедший почти всю ночь, и поднялся ветер. Поскольку палатка стояла на опушке, мне впервые пришлось привязывать штормовые оттяжки.

Утром я отправилась на поиски подходов к реке: деревня отстоит от неё довольно далеко. В одном месте в направлении реки шёл безлесный спуск, но он оказался очень длинным и неудобным. Зато в его конце, почти у воды, обнаружилась тропа, по которой я и вернулась обратно наверх. Тропа вывела меня на спрятанное за церковью кладбище.

Пока собиралась, пока шла к реке, собирала лодку... вышла примерно в 10:50, поздновато для сезона, когда солнце заходит в шесть вечера. Отказалась от обеда, немножко перекусив и напившись кофе перед упаковкой вещей. Режим получился такой: два часа гребли, потом чашка сладкого чая из термоса с печеньем или орешками, потом ещё два часа и ещё одна чашка чая, а потом ещё немножко меньше двух часов и поиск места для стоянки.

Села в лодку, сделала несколько гребков... лодка практически стоит. Попробовала грести посильнее - маленькое и незагрёбистое весло просто проваливается, не придавая лодке ускорения. А! Вспомнила! Это ж "Эридан"! Всё лето лодка лежала у меня на шкафу, пока я каталась на быстрой каркасно-надувной "Лене", и теперь я просто отвыкла от ощущения, что надувастик "не едет". Потом целый день вспоминала, как грести на надувастике: часто, почти без усилия и под высоким углом, а иначе это просто бессмысленный перевод сил.

Река, между тем, шикарная. Прозрачнейшая, несмотря на дождь, без примеси торфа вода: сначала слегка каменистое, а потом песчаное дно, обычно заросшее, но изредка с чистым песком. Водоросли уже пожелтели и легли на дно, и лодка плывёт через них, как по волосам блондинки из рекламы шампуня. Оба берега почти везде заросли лесом, и не только обычной смесью ели и осины, но и берёзами, ивами, а иногда встречаются и сосны (хотя обширных светлых сосняков нет). Не видны следы бобриных зубов, почти не нависают над рекой "расчёски". Мелко, часто встречаются перекаты - на сорока пяти километрах их, похоже, более сотни - но Эридан хотя и цепляет дно частенько, но плывёт: за полтора дня идти пешком по дну пришлось всего три раза и притом считанные метры.

До Советского (за час сорок пять минут, если я правильно помню) встретились два завала: через один я перешла пешком и перетащила лодку, а второй пришлось обносить по берегу. Подскользнулась, опять налила воды в сапог: ещё не знала, что ЭВА очень легко скользит по всему мокрому и гладкому, и вставать на дерево в воде нужно было очень-очень осторожно.

Советский начинается с моста, под которым я проплыла, и вскоре огорчает ещё одним, разрушенным, мостом, который надо обносить. Берег там такой замусоренный, что пришлось нести лодку на руках. За мостом встретила в реке быка. Бык нехорошо поглядел на меня и пошёл на другой берег реки. Мелко тут... да почти везде на Княжей мелко.

Посёлок словно преследует лодку: исчезает из вида, потом снова появляется. Снова исчезает - ну, думаешь, кончился - и тут он появляется на берегу третий, а потом и четвёртый раз! Этот раз уж последний, но в русле здесь, как прощальный привет, раскидан металлический мусор.

Специально посадила лодку на мель, чтобы поснимать. Это где-то между вторым и третьим явлением посёлка Советский: видите, левый берег безлесный? Значит, тут неподалёку жильё. Без человека тут была бы только глухая тайга.

Вот куда более типичный вид реки. Без солнца и на снимке со смартфона берега выглядят печально, но на самом деле они весьма приятные, хотя и почти одинаковые на всём протяжении. Кто-то на "Ветре Перемен" сказал про одну из костромских рек, что она "однообразно-красивая": это описание прекрасно подходит и реке Княжая.

Завал после Советского был только один, он выглядит огромным и прекрасно виден на космоснимках Бинга, но на самом деле достаточно было перетащить лодку через пару-тройку брёвен у правого берега, и всё.

Чистая вода, песчаное дно, водоросли, глубина по колено: типичное состояние. Просвет за деревьями, видимо, вырубка. Маленькая глубина, возможно, одна из причин медлительности моей лодки: прикидывая затраченное время, пройденное расстояние и скорость течения, я решила, что где-то потеряла не менее полукилометра в час. Близкое дно тормозит все лодки, но широкие плоскодонки - в особенности. В этих местах, кстати, и рыбья мелочь мелькает: этот участок реки, видимо, неудобен для автомобильного подъезда или однодневного сплава с рыбалкой.

Иногда, когда на берегах особенно часто росли берёзы, дно реки было устелено жёлтыми листьями - не сплошь, но густо, красивым узором золота по тёмно-зелёному фону, и плыть над этим ковром было огромным удовольствием.

Разглядывая за час до заката карту, я решила остановиться около одной бывшей деревни, где слева к реке подходило чистое поле с отдельными деревьями у самого берега. Я плыла, плыла, а чистое поле и отдельные деревья никак не появлялись. Наконец, я глянула на смартфон: оказывается, я почти проплыла это место и находилась у его самого дальнего края. Вышла на берег и полезла вверх по крутому склону, заросшему старыми деревьями. Наверху был молодой лес, кусты, и никакого поля не наблюдалось. Нашлась только пара свободных ровных мест под маленькую палатку, и всё. Пока таскала барахло наверх (лодку пришлось нести боком, чтобы она пролезла сквозь чащу), растоптала в труху ствол упавшего дерева. Мда, ГГЦ - уже тоже старая карта...

Ночью опять начался дождь, который так и продолжался весь следующий день, изредка сменяясь на лёгкую морось. Вот, готовлю в закрытом тамбуре завтрак: в чашке остатки кофе, в чайнике варится пакетик с рисом. Характерная лагерная захламлённость: торчат сапоги, из-под них виднеется край деревянной крышки термоса, закрутка герморюкзака с ненужными на стоянке вещами, и полиэтиленовые пакеты. Вообще нереально обойтись без полиэтиленовых пакетов, как не организуй всё аккуратно и по специально сшитым мешочкам...

Оставшиеся четырнадцать километров (за первый день я прошла 30.8 км) я пролетела быстро. Вода чуть поднялась и течение ускорилось. Уже через час с небольшим берега приобрели характерный вид: крутые откосы, ровные, как по уровню вымерянные, лужайки над ними, редкие деревья на них, высаженный недавно сосняк. Всё подсказывает, что здесь рядом или есть, или хотя бы недавно была цивилизация. И действительно, за первым же после посадок поворотом показывается ЛЭП, а за следующим и мост дороги на Кологрив.

За мостом, как ни странно, довольно приятные места, река не разливается, а течёт так быстро, что дно становится чисто-песчаным, нарядным. Совсем неподалёку от устья слева вливается ручей с очень мутной водой, и следующие несколько сот метров я плыву по реке с прозрачной водой с левого борта лодки и жёлтой мутью с правого. Течение продолжается до самой Унжи, что меня не радует: значит, вода в Унже низкая, и халявной добавки к скорости не будет.

Так оно и оказывается. И даже хуже: я надеялась, что течение здесь будет таким же, как в Макарьеве, где два года назад мне пришлось подниматься вверх, ведя лодку "корабликом". Но нет, течение гораздо медленнее, GPS смартфона даже не может его замерить. Чуть позднее прямо посередине реки я проплываю над мелью и могу прикинуть скорость на глазок: тот же километр или полтора в час. Плыть по широкой, слабо текущей реке на медленной лодке и под дождём скучно. Маловато, конечно, получилось, полтора дня пешком и полтора на лодке, но грести ради самой гребли не хочется. Пока дорога не отошла от реки, нужно приставать к берегу, ставить палатку и дожидаться автобуса, который пойдёт рано утром.

Это Ильинское на берегу Унжи, за ним я и пристала. Место для ночёвки я выбрала странное, с раскатанным автомобильным подъездом (он есть и на спутнике, и на Яндекс-картах в виде этакого колечка на берегу реки чуть ниже Ильинского), но никто не приедет сюда отдыхать в рабочий день под дождём, а палатку я поставила в середине "колечка" так, чтобы меня не было видно из деревни, а это самое главное. С дороги, которая совсем рядом, меня тоже практически не видно. Если же отойти ещё подальше, то там скоро уже соседняя деревня, так что место вот прямо здесь и сейчас не самое плохое, хотя в других условиях я бы не ночевала так близко к жилью: можно заиметь проблем.

Вечером дождик ненадолго перестал, и лодка немножечко обсохла, хотя лишний килограмм воды в ней я всё-таки привезла домой (двухслойки очень неудобны, когда приходится уезжать с реки в дождь). Утром быстренько собралась, дошла до остановки у Ильинского, дождалась автобуса и поехала в Кострому и домой в Иваново. Маловато получилось, маловато, три дня и четыре ночи, но я не ожидала, что и пешая, и водная часть будут такими беспроблемными.

Снаряжение:


  • Трек-палки, которые на самом деле палки для скандинавской ходьбы. Куплены в "Ленте" за триста рублей, очень полезны. Сломаю - куплю настоящие трек-палки, но в лес без них не пойду. С ними спокойнее перебираться через препятствия и почему-то вообще быстрее идти. Чуть-чуть разгружают колени, что приятно.

  • Сапоги из ЭВА, купленные в магазине спецодежды и тоже очень дешёвые. Купила одновременно с Эриданом, но до этого похода они мне не пригодились. Взяла самый маленький женский размер, чтобы использовать без тёплого вкладыша, но всё равно они были немножко велики. Перед походом сделала для них стельки из 10 мм пенки, но за два дня растоптала их до 1 - 2 мм толщины. Нужно что-то пожёстче, чем утеплитель (это была голубая пенка с алюминиевой плёнкой, не самая жидкая). ЭВА, которая у меня есть, с другой стороны, слишком жёсткая, её толщины (тоже 10 мм) будет чересчур. Сапоги использовались и на суше (с тёплыми носками), и на воде (с неопреновыми носками), получилась удачная экономия по весу. И на суше, и на воде черпала ими воду, но всё равно было тепло.

  • "Эридан". Пятикилограммовая лодка заставила меня задуматься о покупке пакрафта для таких маршрутов, но он медленноват. В качестве сидушки на Эридан поставила самоделку для "Лены", установив длинной стороной вдоль. Сидеть было удобно, колени при такой более высокой посадке болели меньше. Но снизу тянуло холодком.

  • Копеечное четырёхсоставное весло, купленное на eBay. Стоило двадцать с чем-то долларов, называлось "7 ft paddle". Вес 830 грамм, площадь лопатки 580 кв. см. Использовала его вместе с "Леной" на ПВД, мне понравилось. Незагрёбистое, при попытке приложить силу проваливается, очевидно непрочное, зато очень лёгкое и компактное. Осталось целым и будет использоваться дальше. Похожее весло есть в Декатлоне, но оно тяжелее.

  • Одежда: дешёвый комплект влагоотводящего слоя термобелья, сухие штаны Palm Zenith, флиска, лёгонькая курточка-дождевик из Декатлона. Всё, кроме сухих штанов, лёгкое и дешёвое. Было комфортно, в том числе и под дождём.

  • Спасжилет не брала, хотя для холодной воды Унжи и хотелось. Но в итоге по Унже я прошла меньше двух километров, а средняя глубина Княжей была по колено.

  • Газ: дешёвая шланговая газовая горелка (живёт второй год), газ, который дома был перелит из трёх цанговых баллонов в один с помощью сантиметрового кусочка соломинки от двухсотграммовой упаковки сока. Метод работает безупречно, если охладить баллон-получатель в морозилке. Нужно только следить, чтобы не залить больше газа, чем в новом баллоне. Я знала, что такой баллон весит 317 грамм, и залила газ до веса 315 грамм. За четыре ночи и три дня истратила 150 грамм газа (чуть многовато, но я кипячу всё, что пью).

  • Вкладыш в спальник: боялась замёрзнуть, если придут заморозки. Спальник у меня формально +3 -2 C°, но фактически при плюс трёх уже холодновато. Хотела купить на Экстримтекстиль тёплый двухсторонний поларфлис, но это выходило дорого и потом, а мне нужно было сейчас. Пошла в обычный магазин и купила велсофт - примерно то же самое, но в три раза дешевле. Он также чуть тяжелее и гораздо, гораздо дольше сохнет. Сложила вдвое, чуть подрезала ("пух" с краёв летел так, что комнату пришлось пылесосить), обшила окантовочной лентой, в последние 60 см вшила молнию. Лучше, конечно, молнию на всю длину и ширину в ногах, чтобы изделие раскрывалось в одеяло, но это тяжелее (не могу найти лёгкую длинную молнию) и немножко дороже. Вес, к сожалению, 600 грамм. Заморозков не случилось, эти граммы протаскала зря: эта штука очень жаркая! В плюс пять-семь градусов спала в ней, а спальник лежал сверху одеялом. Теперь я или укорочу её до пояса (в груди спальник очень тёплый сам по себе, ИджисМакс перестарался с неравномерным распределением пуха), или оставлю на роль летнего спальника для тёплой погоды.

Чтобы попасть в заброшенное село Пустынь на реке Княжей, надо идти 7 километров от поселка Советский. Но как попасть в тот Советский? На карте к нему есть дорога от Воймаса (28 км.), но на деле она оказалась безнадежно разбита лесовозами. Пришлось вернуться в Кологрив , где симпатичный отец Алексей из Успенского собора посоветовал добираться через Георгиевское и Николу. Дальше там вроде гравийка не так испорчена. Это был дельный совет. Путь увеличился на 70 километров, но все-таки мы добрались.

В Пустыни мы встретили семью, пришедшую на сенокос из Советского. Мальчик Вова вызвался быть нашим гидом. Привел к церковным развалинам на высоком берегу Княжей. Церквей две - деревянная и каменная. Деревянная осталась еще от времен бывшего в этом месте силы монастыря. Возник он в 1719 году. Помещик Цезырев, охотясь в здешних местах, обнаружил на липе икону Успения . У него было что-то неладно с ногами. Помолившись перед новоявленной иконой, он почувствовал вдруг облегчение. А через некоторое время и вовсе выздоровел. Женский сайт female-happiness.com сайт для женщин Это перепахало помещика: он впал в мистицизм, бросил мирское, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.

Каменную церковь построили на деньги прихожан в 1842 году. В советское время закрыли. Сейчас в алтарной части прибрано, стоит стол с иконами. На столе рядом с ними - монетки, печенье, конфета. Люди не слишком вникают в духовные тонкости христианства. Они только знают: раз тут место святое, значит надо оставить приношение. Может, будет какая-то польза. Польза бывает. Когда-то к церквям Княжей пустыни вела липовая аллея. Стволы были изгрызены богомольцами. Кора чудесно помогала от зубной боли. Теперь уже лип этих нет. Последняя рухнула где-то в 50-х годах прошлого века. Один из Вовиных родственников еще помнит эту огромную липу около каменной церкви. Обрубок ее (или ее соседки) показывают в Кологривском краеведческом музее.

О здании, в котором обретается музей, рассказывают поучительную историю. Когда в 19-м веке строили железную дорогу из Петербурга на Вятку, линия должна была пройти через Кологрив. И уже построили вокзал, в котором теперь музей, но местные купцы не хотели, чтобы чугунка прошла через их тихий город. У них была налаженная торговля лесом по Унже, четкая инфраструктура. Зачем нужны конкуренты? Собрали деньжат, дали кому надо, и дорога прошла южнее, через Мантурово. А вокзал остался. В легенде, правда, кое-что искажено. Не все Кологривские промышленники были настолько дремучими лешими, чтобы еще и платить за стопор в развитии города. Были среди них и люди вовсе не чуждые мечтаниям о прогрессе и просвещении. Свидетельством тому - жест купца Макарова, предложившего свой собственный особняк под так и не состоявшийся вокзал. Отсюда и пошла гулять байка о городе, в котором нет железной дороги, зато есть вокзал. Мораль из нее: одного лишь желания быть перемолотым жерновами прогресса - слишком мало для того, чтобы это сбылось. Дух места, если захочет, всегда найдет способ воспротивиться цивилизации.

Жуликовато, но не без пользы потратив деньги купцов, гений места сумел сохранить вокруг Кологрива настоящую европейскую тайгу : леса, в которых - не то, чтоб совсем не ступала нога человека, но все же природа осталась нетронутой. Со всеми вытекающими из этого для человека последствиями. Там случаются странные вещи. Люди пропадают порою надолго - блуждают (в Интернете нашлось сообщение про гражданку, которая проблудила целых 11 суток), иногда часы вдруг без всяких причин останавливаются и даже - идут вспять. Ну и, конечно, встречается снежный человек. В Кологривских лесах часто видят анормально крупного дядю - без всяких одежд, но густо покрытого шерстью. Его пытаются изучать, на его поиски снаряжаются экспедиции. Но, естественно, никто ничего не нашел. Потому что принципиальная позиция снежного человека и прочих таинственных чудищ: энтузиастам, пришедшим по их душу, ни в коем случае не показываться.

Волосатый верзила является только лишь тем, кому до него нет никакого дела - грибникам, охотникам, рыболовам. Всегда внезапно: выйдет из леса, постоит в тишине минуту-другую, доведет очевидца до панической икоты, насладится, может быть, его трепетом и - снова в чащу. Никого ни разу не задрал, ни одну даже женщину не озверил, несмотря на все свое экзистенциальное одиночество. Только какую-то глупую жучку, бросившуюся на него с истерическим лаем, пнул ногой так, что та скулила в полете добрую сотню метров. Да еще медведицу разодрал пополам, но даже ее не попробовал, бросил. Этого, правда, никто не видал, но - какому же еще супермену по силам сделать такое? Только снежному человеку. Вроде и зверю, но - где-то уже гуманисту.

Повествования о волосатых людях в кологривских краях имеют давнюю традицию. Еще когда тамошние лесопромышленники только собирали деньги, дабы откупиться от грязной вонючей чугунки, поблизости от Кологрива были обнаружены люди, от макушки до пят обросшие шерстью. Некоторые из них позднее покинули историческую родину, появились в столицах, где их изучали медики, лицезрела публика. Известны их имена: Андриан Евтихиев и Федор Попов.

Облик Андриана должен быть всем отлично знаком, поскольку его фото тиражировалось едва ли не в миллионах экземпляров в учебниках биологии (как яркий пример атавизма). Андриан вскоре спился, а Федор отправился на гастроли в Америку. Там у него была такая легенда: в России они с отцом мирно жили в лесу, пока их не поймали. Отец (видимо - Андриан) совсем не поддавался дрессировке, а сын - вполне. Вот смотрите: ходит на двух ногах, носит цивильное платье, бегло говорит на трех языках (русском, английском, немецком). Выступал обволошенный Федор под псевдонимом Песья Морда. Возможно, отголоски этой истории стали основой повести Булгакова «Собачье сердце».

В те времена никто не называл волосатых людей - снежными. И не только потому, что тогда еще не было понятия «снежный человек». Даже если б такое понятие было, люди, страдающие гипертрихозом (волосатостью), под него бы не подошли. Потому, что они ни от кого не скрывались. Снежный же человек (по самой сути этого понятия) должен быть неуловим. И в этом смысле он нечто вроде лешего , которого видели многие, но никто не сумел ни поймать, ни сфотографировать. Просто потому, что он из разряда существ нематериальных. Снежный человек - тоже. Он, собственно, и есть форма существования лешего в условиях повального позитивизма и всеобщего среднего образования. В бабушкины сказки верить как-то неудобно, а вот в то, что наука пока не открыла, но обязательно скоро откроет (или докажет, что этого нет), верить не только можно, но даже и нужно. Поэтому и стали называть обычного лешего каким-то снежным человеком. Но прочувствуйте разницу: леший является тому, кто не рассматривает его явление в рамках научной картины миры, а снежный человек - тому, кто рассматривает. Поэтому с лешим можно успешно общаться, а снежного человека можно только безуспешно изучать.

Только не надо воображать, что раз леший нематериален, значит уже и не существует. Нематериальная сущность нематериальна в такой же степени, как нематериальна наша с вами душа. Вряд ли, однако, найдется такой субъект, который бы не испытывал идущего из ее глубины воздействия. И от этого внутреннего воздействия (приносящего - когда пользу, а когда и вред) просто так не отделаешься. Когда в твоей жизни случается пруха или фатальное невезение - это что, неужели просто фишка так выпала? Нет, это кто-то так тебе выбросил фишку. Духи воздействуют на мир через нас, нашу душу, подключенную к богатому событиями и обильно населенному нематериальному миру. В некотором смысле любой человек - тот же леший, но - обладающий плотью. А леший может обойтись и без оной, ибо он - лесной дух, который может иногда явиться в человеческой форме. Но может - и в форме пня, воздушного вихря, волка, снежного человека, змеи.

Судя по байке об отводе на юг железной дороги, кологривский леший является людям, чтобы отвадить их от прогулок по лесу. И многие уже боятся забираться в глухие места, даже просто входить в лес. Вот, например, мальчик Вова не пошел с нами на Святой Ручей, который течет в полукилометре от Пустыни. Я все думал: кого он боится? Нас? Медведя, недавно задравшего у них корову? Волка, на которого сегодня утром пошел охотиться его старший брат? Змей, о которых Вова все болтал, пока мы осматривали церкви? О лешем я в тот момент не подумал.

Над спуском к Святому Ручью прибита табличка: «Питьевая вода». Внизу нечто вроде садовой беседки - открытая всем непогодам часовня. К ней ведет лестница. Перила ее густо обвешаны ленточками, платками, салфетками, полотенцами. Много я (и уже ) мест силы, в которых люди оставляют мануфактурные и прочие приношения, но такого обилия - нет, никогда не встречал. Впечатление, будто здесь ежедневно бывают сотни паломников, а между тем до этого ручья еще надо умудриться добраться. И все так аккуратно подвязано, даже столбы беседки отчасти задрапированы.

Ручей как бы обтекает беседку слева. Справа от нее бьет родничок, чуть ниже - притекает еще один. Как нам объясняли, один из родников с живой водой, а другой с мертвой. Не разобравшись, какой из них с какой водой, я пил из обоих. Вода у беседки гораздо вкусней.

Дух в лощине у Святого Ручья свежий и влажный. Типичная атмосфера святилища Великого Змея, даром, что рядом стоят иконы и крест. Напрасно их даже и ставят - для духов они не помеха. У меня на Ручье все время было ощущение, что в некоторых местах воздух неуловимо сгущается. Будто что-то готово вот-вот показаться и не показывается. Будто кто-то все время следит за тобой. Чувствуешь взгляд и не знаешь, кто там. Может, просто какой-нибудь зверь затаился, а может - вовсе не зверь. Беспокойно. Вот так же начинались мои тяжелые видения на .

«Видели?» - спросил Вова, поджидавший нас на опушке. А что мы должны были видеть? Он не ответил и стал опять говорить о том, как много здесь змей. Убедить его в том, что змей бояться не стоит, что они стараются избегать человека, было никак невозможно. Он точно знал, что змеи злые, опасные, могут напасть. Говорил возбужденно. Оказывается, пока мы ходили к ручью, гадюка укусила его пса Шалуна прямо в морду. И Вовин папа убил ее. Лопатой. Деяние . Мужик был горд. Тоже что-то бубнил о злых змеях. «Сфотографируй ее на память», - предложил он и стал тормошить хворостиной безопасную, мертвую, почти перерубленную пополам гадюку. При этом руки змееборца дрожали, он был на взводе, как будто змея сейчас бросится, и ему снова придется вступить в смертельную схватку.

Лично я всегда остаюсь на стороне змеи, хотя и, не скрою, всякий раз, как беру змею в руки, испытываю жуть, чувство гадливости, прямо мистическое омерзение. Такова архетипика. Из глубин души прет: раздави гадину. Змеи в лесах и полях очень страдают из-за того, что люди в каждой из них узнают . Всякий плюгавенький мужичонка готов взять на себя роль Змееборца.

Между тем, жены их без особой нужды змей не убивают (вряд ли кто даже слыхал о таком), а иногда и берут их в любовники (в мифах). Что тоже архетипично: Змей живет во влажных недрах Земли, в потаенной женской пещере. Он, собственно, похоть лона Земли, влекущая Змееборца. Змееборец без Змея - бессмыслица, оксюморон, тот самый Иван, что ехал в частушке по лесу: «был мороз трескучий, у Ивана хуй стоял, так - на всякий случай». Но и Змея без Змееборца - тоже, в сущности, нет. Ибо Змей - тот, кого побивают. Эти и существуют, как таковые, только в момент поединка. Кто видел мертвого Змея? Никто. На любом грамотном изображении змееборчества Змей еще жив. А гибнущий за гранью видимости Змей всегда возвращается к жизни, как похоть к оттраханной женщине. Змей - это первоначало, единство Инь и Ян, возникающее между Адамом и Евой. А леший - одна из многих ипостасей Змея post coitum. О чем - как-нибудь в .

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА - АРХИВ МЕСТ СИЛЫ -

Княжая Пустынь - проект, сочетающий в себе русско-славянскую эстетику и натурфилософское мироощущение, выраженное через различные формы искусcтва. Княжая Пустынь - это далеко не только музыка, а музыка Княжей Пустыни - далеко не один жанр или стиль. Проект основан музыкантами из разных частей России, а музыка варьируется от Atmospheric Black Metal до Dark\Neo Folk и Folk Ambient. Лирика и визуальные образы - такая же важная часть творчества Княжей Пустыни, как и музыка, что выводит проект за рамки только лишь музыкального. И сегодня мы представляем вам шанс более глубоко погрузиться в творческий мир Княжей Пустыни и подробнее узнать о доселе не афишировавшихся фактах творческой деятельности проекта из первых уст.
Княжая Пустынь не стремится часто упоминать имена своих участников, и данное интервью - не исключение. Достаточно сказать, что группа отвечала коллективно, и ни на одни наш вопрос не был дан уклончивый или туманный ответ. Впрочем, тот кто жаждет знаний о проекте, при должном усердии найдёт их и без нашей помощи...

Итак, начнём...

WinterHeim: Greetings!

Княжая Пустынь (Knyazhaya Pustyn`) is a project as successful as secretive, not least because you personally don`t aspire to lift up the veil of secrecy which hides the truth. We respect your right for such privacy, but even so we prepared a couple of question, not just to know some moments about band biography, but to understand a history and sense of things, which are directly connected with your creativity.

The first question will touch a very important topic. Tell about how exactly was formed a conceptual base of your project. Did this conception find own form before (or during, maybe) recording of your debut album, or is conception in development period still? How do you assess a way that you have passed? Are you satisfied with result, which you have today?

КП: Project «Княжая Пустынь» is inspired and permeated by spiritual quest, which each member does in his own way. It`s another level and other task, not just making a conceptual music based on some idea limited by frameworks. Foundation for this quest is life itself, education of the soul by living Universe around us, day by day, one event after another. This is quest for the roots, ancestral identity, an attempt to touch the universe and attempt to find kinship in people, both near and random. We can say that it is an experience realized through the images that each member has acquired in his life"s journey.

It would be prematurely to speak of results, because only a little bit of our potential is released. Ahead are the new stages of the path to be overcome.

Княжая Пустынь is not assumed, not high-coloured, but really existing place in Kostromskaya oblast (Central Russia). Why did you choose exactly this name for your project? What does this name mean for you and is it connected with your personal experience? Aren’t you bothered with the fact that this place of power in new history is associated exceptionally with Christian orthodox religion?

The Place, as well as its name, conveys that state of mind in which a man may stay in full harmony – external and internal. A real personal experience is required here, philosophic insinuations are not enough. Княжая Пустынь is one of those places (and there are plenty of them all across the world) where in silence, contemplations and inner prayer you can find the truth.

Княжая Пустынь is not just a band, or one-man project. It`s a whole unity of people with different visions, musical tastes and creative specializations. How is the writing process in your formation going? Are you working on music together, equally imbedded in a process or is there one person, who creates all basis and then roughly explains to other, what they need to do? Is it comfortable for you to work with each other and in regime which you have chosen?

Geography of the band extends from central part of Russia to Eastern Siberia. Band works remotely.

In spite of thousands of kilometers which divide us, it does not slow down the creative process. Considering the studio basis of project, work in this mode is comfortable to all members.

Album creating process itself in general is realized through simple scheme: the independent preparation of the material - the formation of the framework for future work - merging together all findings and then proper shaping. After that follows work on the details, mixing and design.

In 2013, Княжая Пустынь declared about itself by release of debut full-length album called «Вечность » («Eternity»). Despite, that the public branded your style as Atmospheric\Ambient\Folk\Black Metal, it is not quite correct in our opinion. Surely, all these elements have their place in your music, but they are rather forming something their own, something unique and different, subordinated only to their composers ideas, not to the genre patterns. Am I correct? How do you estimate this album today, two years after its release? Are you satisfied with this album and did this work embody your original musical vision of your project?

This album displays the most initial vision of the project at the time in its laconic, somewhat utold, but also a holistic form. "Eternity" - a symbiosis of leisurely course of time, Russian aesthetics and self-contemplation. The characteristic sound, instruments and techniques used in the recordings, presentation of the material are specified by its creative task, spiritual quest and nothing else.

Simple album title reflects the essence of it. All styles and symbols are just a form, the shell in which content is available in particular environment. The sound itself is what important.

The next album called «Марево » («Mirage»), which was released year after, continued the musical way of « Вечность » album. But on "Марево " many new elements occured, which were expected by someone and feared by others. What can you say about your relatively fresh creation? What are the main musical and conceptual differences between "Марево " and «Вечность »? And vice versa, what components did you decide to leave and to develop further, and why? Are you satisfied with results?

It does not make sense to explain the album concepts, since the whole point is represented in the most understandable way - projections of images in sound. These are the images that will eventually become brighter.

Specifically, "Mirage" is necessary and important step on creative way and on the path of life as well, and its purpose and essence are not separable. Subjects which were touched upon in this record can be projected on anything, regardless of external factors in certain periods of spiritual development. They can be valid in their own way at any time, but in current era they become more important.

The peculiarity of the second album "Mirage" is in its relative completeness. In many respects this step was caused by the particular circumstances of that time, a sense of impending changes. Album artwork particularly reflects this: for example, the conceptual frame that surrounds the booklet page is based on the principles of traditional folk art and does not contain any excess elements. It can be read like a book.

More recently, the conceptual work entitled «Сплетение » was released - split album in which you participate on an equal basis with friendly projects | and Лесной Танец . What can you tell us about this release and its basic concept? What do you think about friendly projects, which intertwined their stuff with yours into one piece? Is it an ordinary record for you, or did you compose tracks for this split-album with a special enthusiasm?

"Сплетение" was born as an experiment. The idea of making an album together was born in the period of work on our first album. The split with "Княжая Пустынь " and «|» (at that time called "to the North") was originally planned, but the circumstances made it a little different. A positive aspect of work postponement was the emergence of the third participant - "Лесной Танец", Andrew project (designer of "Княжая Пустынь" albums artworks). In fact, all the participants of "Сплетение" are related to " Княжая Пустынь" in one way or another. Percussion, some ethnic instruments and vocals performed by Alexander from «|» can be heard on the album "Марево".

Tracks of "Лесной Танец" from "Сплетение" were recorded back in the years of 2005-2009, which was a long before we joined our forces in "Княжая Пустынь", but idea fell perfectly into the overall outline of the album. In addition, Andrew took up instruments again for the first time after five years of creative break and recorded bass, various percussion and folk instruments for "Княжая Пустынь".

This work was originally conceived with the members of these projects, and in this case the concept was formed more clearly only at the end of the work - experience of cooperation was based on trust, and the result of this experience turned out to be an album in the form in which it was.

Conceptual part of CD is the result of similarity between directions of search and interference, which are united by an important clue - a direct kinship between human and Nature.

The next topic is lyrical component of Княжая Пустынь . What is the greatest source of inspiration for your lyrics – is it personal experience, tradition and folklore or historical and artistic exploration and appeals to interpretations of dubious works such as "The Book of Veles"? What is the aim of your lyrics, what are the main topics which you are trying to convey to the listener through the lyrics?

The main source of inspiration for the lyrics is primarily the Russian Nature – northern one and taiga. The author of lyrics has spent many years within the Arctic Circle and in his mature years he acquainted with taiga and its endless beauty, which made him conscious of fact that modern man has lost his connection and harmony with Nature. These experiences became the impulse to creativity and rethinking of human values, which subsequently formed the basis for the poetic side of "Княжая Пустынь".

Let"s talk about the artwork of your releases. Usually you use for it very picturesque and colorful photos of Russian nature. As far as I know, the one who works on it all is official member of the band (Andrey), and this is his role in Княжая Пустынь . Does this mean that your visual side is inextricably linked with your musical and ideological sides and each of the sides can’t be imagined without others? And why did you choose a photos, not the painting or graphic for example?

The band members try to make each album not just a CD with music, but some kind of an artifact, independent, integral and, if possible, harmonious both inside and outside.

We decided to use photos as cover art because Andrey was engaged in nature photographer for more than 15 years and he had accumulated a really solid archive of photos. In addition to Siberian panoramas, there is a footage made by other band members in other parts of Russia used for CD design, and these photos look equally good that once again confirms the unity of the natural spirit.

Creating a good booklet is a considerable work, which eats up enormous amount of time and intellectual resources. And we must pay tribute to Andrey, because he does his job brilliantly. He also created a drawings which were used on our last two releases.

Connection of our musical, visual and ideological sides exists and it is unbreakable. One without the other in the creativity of "Княжая Пустынь" is unthinkable as for today.

All albums of Княжая Пустынь were released by Der Schwarze Tod – a very respectable label in Russland as for today. Tell us about you cooperation with this label and their chief KN. Are you happy with such cooperation? Do you plan to continue your cooperation in the future?

Project members are satisfied with collaboration with Der Schwarze Tod label and all our further works are planned to be released with its direct assistance.

What is your attitude towards today"s pagan communities/organizations? How do you think, do they bring revival of pagan culture and faith, or are they just making everything more confused and departing even further from visions of the past? And what is the way of the future in your opinion - the restoration of the old or the creation of a new?

Our attitude towards them is ambiguous, different. There are those who sincerely and thoroughly trying to create something good, acting on their heart, and there are those whose views are not fully clear. The original tradition of our ancestors are now virtually suspended, and there will not be ability to recreate it on base of any scientific research or intuition, as long as there is the attempt to "recreate". Living Tradition is meant to live and to be born like a living creature and to be transmitted from generation to generation like a seed. Reconstruction is not able to reproduce all the nuances and subtleties of its former greatness. Many things that once had sacred meaning are transferred in new interpretation now, which is full of speculation.

Most likely, the little part that still remained from the true antiquity (if not in form but at least in spirit), is preserved in so-called national "grandmother Orthodoxy."

Man is born free by nature and should remain so until the end of his way metered by gods.

Russian man must to go ahead. At the same time he must use what is still left from the past to maintain the integrity – the present as the unity of the past and the future. The one who seeks will find, the one who walks will overcome the distance and the one who keeps fire in his heart will stay warm.

What can you tell us about the modern stage of the CIS (Russia in particular)? Are there any bands and projects that you can call your friends and colleagues or simply recommend to listen to? Who can you call worthy among the foreign hordes?

Companions who passed together and experienced an important part of the way together with us are the projects and members who participated in "Сплетение" and on Княжая Пустынь albums.

Tell us about the plans for the future. How soon will you record and release new material and should we expect any surprises from you at this time? Are you looking at the future with optimism?

It is very useful to look at things with optimism, but to do it objectively is even better. It is too early to talk about the terms new material realization at present moment, but work slowly continues, and the process of work comprehension is connected with some transcendental experience, so to speak. Initially there are new, perhaps even unexpected approaches to everything used. But again, these are just outward forms, and whatever they were, the essence remains the same.

Thank you for your answers. Your final words) ...

In the search for truth always go forward, hold the hands of your people and those who need your support. No matter how difficult it can be, do not lose faith and keep the Light in your hearts!

WinterHeim: Приветствую вас!

Княжая Пустынь – проект настолько успешный, насколько и скрытный, не в последнюю очередь из-за того, что вы сами не стремитесь приподнимать покровы тайн, под которыми скрывается истина. Мы уважаем ваше право на неразглашение, но всё же подготовили несколько вопросов, цель которых – не просто узнать какие-то моменты биографии Княжей Пустыни, а понять историю и смысл вещей, непосредственно связанных с вашей творческой деятельностью.

Первый вопрос затронет весьма важную тему. Расскажите о том, как именно была сформирована концептуальная основа вашего проекта. Концепция уже была чётко определена до или в период записи вашего дебютного альбома, или же концепция до сих пор находится в периоде частичного формирования? Как вы оцениваете пройденный вами путь? Довольны ли вы результатом, что уже достигнут вами на сегодня?

КП: Проект «Княжая Пустынь» вдохновлён и пронизан духовным поиском, который по-своему ведёт каждый из участников. Это совсем другой уровень и иная задача, нежели просто делать концептуальную музыку, взяв за основу ограниченную рамками идею. В основе такого поиска лежит сама жизнь, воспитание души окружающей нас живой Вселенной, день за днём, событие за событием. Это и поиск корней, и родовой идентичности, попытка коснуться мироздания и попытка обнаружить родство в людях, как близких, так и случайных. Можно сказать, что это опыт, реализованный через образы, который каждый из участников приобрел на своём жизненном пути.

О результате говорить преждевременно, поскольку реализована лишь малая толика потенциала. Впереди новые этапы пути, которые предстоит преодолеть.

Княжая Пустынь – не выдуманное, не приукрашенное, а вполне реально существующее место в Костромской области. Почему вы выбрали именно это название для своего проекта? Что это название означает для вас и связанно ли оно с каким-то вашим личным опытом? И не смущает ли вас того факт, что данное место силы в современной истории ассоциируют исключительно с христианской православной религией?

Место, как впрочем, и его название, передаёт то состояние духа, в котором может пребывать человек, находясь в полной гармонии – внешней и внутренней. Здесь необходим действительно личный опыт, и одних философских измышлений не достаточно. Княжая Пустынь - одно из тех мест (а их в мире великое множество), где в тишине, созерцании и внутренней молитве постигается истина.

Княжая Пустынь – это не просто группа и не проект одного человека. Это целое объединение людей с довольно разными взглядами, музыкальными вкусами и творческими специализациями. Как проходит процесс сочинения материала в вашем коллективе? Вы сочиняете музыку вместе, в равной степени вкладываясь в процесс, или же есть один человек, который создаёт всю основу и примерно объясняет, что нужно делать другим? Удобно ли работать в таком составе и в том режиме, который вы избрали?

География коллектива простирается от центральной части России до Восточной Сибири. Группа работает дистанционно.

Не смотря на разделяющие тысячи километров, творческий процесс это не тормозит. Учитывая студийную плоскость проекта, работа в таком режиме достаточно комфортна для всех участников.

Сам процесс создания альбома в целом происходит по простой схеме: самостоятельная наработка материала - формирование каркаса будущей работы - слияние воедино всех наработок и собственно придание формы. Далее следует работа над деталями, сведение и оформление.

В 2013-ом году Княжая Пустынь заявила о себе дебютным полноформатным альбомом «Вeчность». Несмотря на то, что публика окрестила вас как Atmospheric\Ambient\Folk\Black Metal проект, нам видится это не совсем корректным определением вашей музыки. Конечно, все эти элементы имеют место быть, но эти элементы скорее стараются образовать что-то своё, что-то совершенно иное, подчинённое только задумке авторов, а не признанным правилам этих стилистик. Насколько верно подобное суждение? Как вам видится этот альбом сегодня, спустя два года после его выхода? Довольны ли вы альбомом «Вечность» и насколько хорошо данная работа воплотила ваше изначальное музыкальное видение проекта?

Данный альбом максимально отображает изначальное видение проекта на тот период времени, в его лаконичной, отчасти недосказанной, но одновременно целостной форме. «Вечность» - это симбиоз неторопливого хода времени, русской эстетики и самосозерцания. Характерный звук, инструменты и приёмы, используемые в записях, подача материала обусловлены её творческой задачей, духовным поиском, и ничем другим.

Простое название альбома отражает всю его суть. Все стили и обозначения - всего лишь форма, оболочка, в которой содержимое является доступным в условиях конкретной среды. Важен сам звук.

Следующий альбом под названием «Марево», вышедший годом позже, продолжил музыкальный путь альбома «Вечность». Но при этом на альбоме «Марево» появилось множество новых элементов, появление которых кто-то ожидал, а кто-то наоборот - опасался. Но что вы сами можете сказать о своём, относительно свежем творении? В чём заключаются основные музыкальные и концептуальные отличия альбома «Марево» от предыдущей работы? И наоборот, какие элементы вы решили оставить и усерднее развивать, и почему? Довольны ли вы проделанной работой ?

Концепции альбомов не имеет смысла объяснять, так как вся суть представлена в максимально понятном виде – проекциями образов в звуке. Это образы, которые со временем становятся ярче.

Конкретно альбом «Марево» является нужным и важным шагом как на творческом пути, так и на жизненном, и его назначение и суть не разделимы. Затрагиваемые темы можно спроецировать на что угодно, вне зависимости от внешних факторов в определённые периоды развития души. Они могут оставаться актуальными по-своему в любое время, но в нынешнюю эпоху приобретают большую значимость.

Отличие второго альбома «Марево» кроется в его относительной завершённости. Во многом этот шаг был вызван конкретными обстоятельствами в тот период, ощущением грядущих перемен. Оформление альбома в частности отражает это: например, концептуальная рамка, которая окружает страницы буклета, построена по принципам традиционного народного искусства и не содержит ни одного лишнего элемента. Её можно читать как книгу.

Относительно недавно также была выпущена концептуальная работа под названием «Сплетение» - сплит-альбом, в котором вы принимаете участие наравне с дружескими проектами I и Лесной Танец. Что вы можете рассказать об этой концептуальной работе и её основной концепции? Что вы думаете о дружественных проектах, сплетавшие свой материал с вашим в единое целое? Для вас это рядовая работа, или же к сочинению треков для данной работы вы подошли с каким-то особым трепетом?

"Сплетение" родилось как эксперимент. Идея сделать совместный альбом родилась еще в период работы над первым альбомом. Изначально планировался сплит «Княжая Пустынь» и «|»(в то время еще проект «На Север»), но обстоятельства сложились немного иначе. Положительным моментом переноса сроков работы стало появление третьего участника – «Лесной Танец», проекта Андрея (оформитель альбомов «Княжей Пустыни»). По сути, участники «Сплетения», так или иначе, имеют отношение к группе «Княжая Пустынь». Партии ударных, некоторых этнических инструментов и вокала в исполнении Александра из «|» можно услышать на альбоме «Марево».

Треки «Лесного танца», представленные на «Сплетении», были записаны ещё в 2005-2009 годах, то есть задолго до объединения, но их идея идеально легла в общую канву альбома. К тому же, Андрей впервые, после пятилетнего творческого перерыва снова взялся за инструменты, записав для «Княжей Пустыни» партии баса, различной перкуссии и народных инструментов.

Данная работа изначально была задумана с участием именно этих проектов, и в данном случае концепция более чётко сформировалась лишь к концу работы – опыт сотрудничества заключался в доверии, и результатом этого опыта оказался альбом в том виде, в котором он есть.

Концептуальность диска - результат сходства направлений поиска и взаимовлияния, которые объединены общим важным ключом - прямой родственной близостью человека к Земле, Природе.

Следующая тема – лирическая составляющая Княжей Пустыни. Что является большим источником вдохновения для создания лирики – личный опыт, традиции и фольклор, или исторические и художественные изыскания и обращения к интерпретациям весьма сомнительных произведений, таких как «Велесова Книга»? В чём заключается цель текстов, какие основные темы вы пытаетесь донести до слушателя по средству лирики?

Основным источником вдохновения для лирики, служит в первую очередь Природа – северная и таёжная. Автор много лет прожил за полярным кругом, а уже в зрелые годы произошло знакомство с тайгой и её бескрайними красотами, повлёкшими осознание утраты современным человеком гармонии с природой. Эти переживания послужили толчком к творчеству и переосмыслению человеческих ценностей, которые впоследствии и легли в основу стихотворной стороны «Княжей Пустыни».

Отблески вдохновения также черпаются из русской литературы, поэзии, пейзажной живописи и фольклора.

Поговорим о художественном оформлении ваших релизов. В основном, при оформлении альбомов вами используется весьма живописные и красочные фотографии природы, Русской природы. Насколько мне известно, фотографиями и всем дизайном занимается один из полноправных участников группы, и именно в этом и заключается его роль в творчестве. Означает ли это, что для вас художественная сторона неразрывно связана с музыкальной и идеологической, или одно без другого не мыслится? И почему ваш выбор пал именно на фото, а не скажем, на художественный арт например, или ту же графику?

Участники группы стараются сделать так, чтобы каждый альбом был не просто музыкальным диском, а являлся неким артефактом, самостоятельным, цельным и, по возможности, гармоничным как внутри, так и снаружи.

Выбор фотографий в качестве оформления был обусловлен тем, что Андрей занимается фотографией природы уже более 15 лет, накопив изрядный архив. В оформлении дисков, помимо сибирских панорам, использованы и кадры, снятые участниками группы в других частях России, и смотрятся они одинаково гармонично, что лишний раз подтверждает единство Природного духа.

Создание хорошего буклета – немалый труд, съедающий колоссальные временные и интеллектуальные ресурсы. И надо отдать должное Андрею, со своей задачей он справляется блестяще. Ему также принадлежат рисунки, используемые в последних двух работах.

Связь музыкальной, художественной и идеологической сторон существует, и она неразрывна.

Изданием альбомов Княжей Пустыни занимается весьма котируемый в последнее время на Руси лейбл Der Schwarze Tod. Расскажите, как вам работается с этой конторой и лично с K.N. Довольны ли плодами совместного сотрудничества? Планируете ли продолжать ваше сотрудничество в будущем?

Плодами сотрудничества с лейблом Der Schwarze Tod участники довольны, и все следующие работы планируется и впредь выпускать с его непосредственной помощью.

Каково ваше отношение к сегодняшним языческим общинам\организациям? По вашему мнению, они несут возрождение языческой культуры и веры, или же они просто «баламутят воду», отходя ещё дальше от воззрений прошлого? И что, по вашему, есть путь в будущее – восстановление старого или же создание нового пути?

Отношение неоднозначное, разное. Есть и те, кто искренне и обстоятельно пытается создать что-то доброе, идя от сердца, есть и те, чьи воззрения не ясны до конца. Изначальная традиция наших предков сейчас практически прервана, и уже не удастся её воссоздать ни на основе научных исследований, ни на основе интуиции, до тех пор, пока существует попытка его «воссоздавать». Живая традиция на то и живая, чтобы рождаться, словно живое существо, и передаваться, как семя, из поколения в поколение. Реконструкция не способна воспроизвести все нюансы и тонкости былого величия. Многие вещи, имевшие сакральный смысл, сейчас передаются в новой интерпретации, исполненной домыслами.

Скорее всего, то немногое, что ещё сохранилось от истинной древности, если не по форме, то хотя бы по духу, сохранилось именно в так называемом народном, «бабушкином православии».

Человек от природы рождён свободным и должен таковым оставаться до конца отмеренного ему Богами пути.

Русскому человеку нужно идти вперед. При этом, используя то, что еще осталось, чтоб сохранялась целостность – настоящее, как единство прошлого и будущего. Ищущий - найдёт, идущий - преодолеет пространство, а хранящий в своём сердце огонь - обогреется.

Что вы можете поведать о современной СНГ сцене (и Российской в частности)? Есть ли банды и проекты, которых вы можете назвать своими друзьями и соратниками, или которые вы можете просто порекомендовать? Кого вы можете назвать достойным из зарубежных банд?

Соратниками, с которыми совместно пройдена и пережита важная часть пути, можно назвать проекты и участники, которые представлены на «Сплетении» и альбомах Княжая Пустынь.

Расскажите о планах на будущее. Как скоро ожидается запись и выпуск нового материала и стоит ли ждать каких-либо приятных сюрпризов с вашей стороны? Смотрите ли вы в будущее с оптимизмом?

С оптимизмом бывает очень полезно на вещи смотреть, но еще лучше – объективно. О сроках реализации нового материала на данный момент пока ещё рано говорить, но работа неспешно идёт, а сам процесс осмысления работы, связан с получением трансцендентного опыта, если можно так это назвать. Изначально используются новые подходы ко всему, возможно, даже неожиданные. Но опять же это всего лишь внешние формы, и какими бы они не были, суть же останется сутью.

К северу-востоку от Кологрива, на границе Кологривского и Межевского районов, среди бескрайней тайги, на вершине высокой горы находится Княжая пустынь, бывший мужской монастырь. Здесь удивительная по красоте природа, овеянное легендами и преданиями историческое место. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон.
В народе сохранилась легенда о возникновении Княжей пустыни. Основатель монастыря – Цизарев Игнатий Фомич, то ли помещик, то ли купец из г. Кологрива. Во время охоты в этих местах над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божией Матери. И дал Игнатий Фомич зарок поставить монастырь. Слово свое сдержал. На его средства в 1719 году был построен монастырь. В 1762 г. неподалеку от монастыря была построена деревянная церковь. В этом же году по ходатайству верующих приход церкви был узаконен, а монастырь закрыт. В настоящее время находится под охраной государства, как памятник старины.
В 1842 г. на средства родственников Цизарева рядом с деревянной была построена двухэтажная каменная церковь в честь Успения Святой Богородицы. Руководила строительством Анастасия Микулина – потомок Цизарева, она и была основной вкладчицей.
На протяжении столетий сюда стремились попасть богомольцы из разных мест Российского государства. В гору, называвшуюся Святой, нужно было подняться пешком, многие паломники при этом несли тяжелые камни. Слева от церквей, в логу, находились святые источники, почитавшиеся целебными. На горе росли огромные святые липы, изгрызенные зубами тысяч паломников – считалось, что кора этих деревьев способна избавить от зубной боли.
В настоящее время Княжая пустынь, словно оправдывая свое название, пустынна и безлюдна. Оба храма в полуразрушенном состоянии. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные плиты. Жива и тропинка, проложенная верующими к «Святому источнику». Между церквами и вокруг них сохранились отдельные деревья липовой аллеи. В урочище Княжая пустынь бьет Святой родник – ручей, рождающийся из трех родников. Самой хорошей и целебной считается вода из среднего родника - экологически чистая с элементами серебра влечёт к себе желающих её попробовать и окунуться в купели.
Хочется верить, что это святое и прекрасное место обязательно возродится. Во всяком случае, с каждым годом паломников и туристов становится все больше. В последние годы построена часовня, благоустраиваются святые источники, сделана купальня, построен гостевой дом для паломников. Экскурсии в это намоленное место проводят сотрудники заповедника «Кологривский лес», сотрудники районного центра культуры и досуга Межевского муниципального района Костромской области.

Акция

«Кологрив-Княжая Пустынь»: пеший маршрут зовёт

Лучшее время для путешествий по району – погожая золотая осень. Не жарко и не холодно , нет назойливых насекомых, лесные дали, расцвеченные осенними красками, живописны.

Но акция по устройству пешего туристическо-паломнического маршрута из Кологрива до Княжой Пустыни, к сожалению, а может, и к лучшему, состоялась в начале ноября, после первых морозов. Ляги, сырые лесные дороги с водой и жидкой грязью не простыли. А с утра, перед выездом , начал сыпать мелкий снежок, припорашивая землю, бурую траву, лапник елей и сосен.

Поездка получилась, можно сказать, от Успенья до Успенья, по названию храмов в Кологриве и Княжой Пустыни. На призыв принять участие в акции организованно откликнулся коллектив заповедника «Кологривский лес» со своими вездеходами и инструментами. Дело для его работников знакомое - по обустройству дорог и других объектов в лесах заповедника.

Под руководством директора Павла Чернявина на расчистку пешеходного маршрута отправились водители «ТРЭКОЛов» Сергей Невзоров, Игорь Водов, Михаил Майдаков , научный сотрудник Сергей Чистяков, инспекторы Геннадий Невзоров, Сергей Шкаликов, Валентин Смирнов, Сергей Цветков, Валерий Кудрявцев, Роман Шабанов, Андрей Бушков, Сергей Водов.

Вдохновители и организаторы акции - настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы отец Алексий и специалист по туризму отдела культуры Эмиль Тимганов. Именно они несколько лет назад были инициаторами идеи создания этого пешеходного маршрута по так называемой старой дороге из Кологрива в Княжую Пустынь , в древний святой и живописный уголок района.

Тогда небольшая группа с лошадью для перевозки вещей и инструмента провела её расчистку. Но, как поётся в былинах, с тех пор «прямоезжая дорожка заколодела», то есть заросла, захламилась валежником, зимние снега нагнули на неё деревья.

Это интересный маршрут для паломников и туристов. В прошлом именно этим путем в святые места, где был монастырь Успенская Княжая Пустынь, шли пешком паломники-богомольцы из далёких от Кологривского уезда мест. Сюда ездил и запечатлел на литографиях, как выглядели тогда местные храмы в полной их красе среди живописной природы, художник Г.А. Ладыженский.

А когда упразднили монастырь, по этой дороге несли или везли в Кологрив Чудотворную шестилистовую икону Божией Матери , которая, к сожалению, утрачена в годы гонений на религию. Дорога проходит через бывшие деревни Волегово и Баринцево (или Бояринцево), которые считаются одними из древнейших в нашем районе.

Нашу поездку мы начали от Успенского собора через деревню Судилово. На подъёме от речки Алексинка были укреплены на соснах первые два указателя - «Княжая Пустынь». Большинство из нас - охотники, грибники, исходившие или изъездившие эти места. С собой взяли карты и навигатор. После оживлённого обсуждения определили направление движения.

Сначала лесом пошла разбитая дорога с лужами и грязью. Но их вездеходы преодолели. На развилках дорог тоже вывешивали указатели. Урочища Волегово и Баринцево миновали быстро. Под колёсами шевелилась ещё не припорошенная снежком опавшая листва. А когда стали углубляться в лес, всё чаще водители или инспекторы из первого вездехода выскакивали, чтобы срубить нависший куст, распилить упавшее поперёк дороги дерево.

От сыпавшегося с неба снега было сумеречно. Когда миновали урочище Стариковка, впереди оказались завалы и заросли. Вот тут и началась самая жаркая работа. Одни пилили бензопилами деревья, другие топорами рубили молодняк , выросший на дороге. Остальные откидывали на обочину обрубки, ветки и лапник.

Самым захламлённым оказался участок от бывшей высоковольтной линии до развилки дорог от урочища Клиновое. Здесь местами не то что проехать на любом транспорте - пешком идти было трудно.

Мы не просто расчищали дорогу, а, буквально, прорубались сквозь заросли и завалы. Следом постепенно двигались «ТРЭКОЛы». В одном месте начался густой ельник, показалось, что ещё немного, и работы станет меньше. На разведку выдвинулись Чистяков и Тимганов. Но до развилки, сырой ляги-болотины, шли сплошные завалы. Похоже, большую часть года здесь всегда будет топко. Приняли решение пройти по краю справа, иначе здесь потратили бы весь световой день.

После небольшой передышки и обеда , дорога вышла к реке Ульшма. Здесь, от Клинового, проезжали до нас участники гео-джип-фестиваля «Полная Чухлома». С правой стороны моста со свежим берёзовым настилом сошли в реку два бревна. Но все три вездехода успешно преодолели мост, и участники акции вскоре оказались в урочище Ульшмареченский кордон.

О том, что места эти посещаются лесозаготовителями, свидетельствовали отвалы порубочных остатков. Раньше здесь были сенокосы. Частые гости в этих угодьях - охотники и рыбаки. Вдоль наезженной дороги приходилось убирать нависающие кусты и деревья.

Навигатор уже показывал близость посёлка Советский. Придорожные полосы расширились, и мы увидели дорогу от урочища Великая. На этой просторной развилке отец Алексий с Эмилем Тимгановым с крыши «ТРЭКОЛа» установили на придорожной сосне со стрелкой на северо-запад большой указатель «Кологрив», а под ним – «Княжая Пустынь». На этом фоне сделали общую фотографию участников акции.

Следующий указатель установили уже при дороге от посёлка Советский. Дорога туда была засыпана нетронутым снегом. Здесь пошёл знакомый для большинства из нас перегон с горки на горку в Княжую Пустынь. Толстый лёд в лужах был взломан джиперами. Под берегом темнела в промоинах вода реки Княжая.

В Пустыни мы побывали в каменном храме. Рядом с ним стоял аккуратно построенный, под железной крышей, с пластиковыми окнами и железной дверью, так называемый гостевой домик, возведённый волонтёрами. Внутренние работы в нём ещё не закончены.

У святых потоков стояла новая часовенка. Все желающие испили святой воды , умылись из источников под Святой горой. Водители и инспекторы вскипятили чай из этой вкусной целебной воды. Мы вместе поужинали перед обратной дорогой. Уже в сумерках, ещё раз сфотографировались на память о необычной поездке.

Акцию успели провести вовремя - на следующий день прошёл ледяной дождь! Ехали домой по очищенной дороге, уже по свежей пороше. Все были довольны: поставленная цель была выполнена полностью. В районе появился маршрут для развития паломнического туризма «Кологрив-Княжая Пустынь».

Путь теперь свободен для пешеходов, малой техники, можно организовать даже конный маршрут. Зимой можно путешествовать здесь на лыжах или снегоходах. В основном, дорога почти прямая. Навигатор показал ее протяженность - 25 км. Обратно мы ехали чуть больше двух часов. Почти столько же времени тратится на проезд по дороге через Воймас и Советский, а это 60 км. Но эта дорога никем не содержится и даже не в межсезонье в плохом состоянии.

Пеший поход по живописным местам в любое время года оставит незабываемые впечатления. Весной здесь запоют лесные птицы, засверкают светлые лужицы, зазеленеют листва и травы , распустятся первые цветы. Можно своими глазами увидеть урочища, которые многие знают только по названиям.

И самое главное - побывать в удивительном древнем святом месте - Княжой Пустыни - с её храмами, источниками, которая включена в перечень так называемых «мест силы» Русской равнины (№55), где незримо присутствует наше духовное наследие.

Сергей Смирнов.

Врезки


Историческая справка

Основателем Княжой Пустыни является помещик д. Урма Фома Данилович Цизарев, которому на Святой горе во время охоты явилась на липе икона Божией Матери. Поражённый этим видением и излечившись от недуга, он принял монашество под именем Иезикииля и в 1719 году на этой горе построил деревянную церковь. Здесь образовался небольшой мужской монастырь Успенская (Богородичная) Княжая Пустынь.

В 1762 году монастырь упразднили. Церковь стала приходской, духовно окормляла десяток окрестных селений. А в 1842 году, в основном, на средства наследницы Цизаревых А.С. Микулиной с участием прихожан был построен каменный Успенский храм. Оба храма сохранились в полуразрушенном состоянии и до сих пор привлекают многочисленных паломников и туристов.

Павел Чернявин , директор заповедника «Кологривский лес»:

Всегда стараюсь помочь в начинаниях отца Алексия по возрождению духовности. Вот, и в акции по расчистке дороги в святые места Княжой Пустыни принял участие со своими работниками, техникой. Это мы сделали , прежде всего, для наших земляков и гостей района. Намеченное выполнили полностью.

Отец Алексий , настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы:

Продолжаем обустраивать Княжую Пустынь, которую с каждым годом посещает всё больше паломников, несмотря на её запустение. Маршрут от Кологрива пройден и обозначен указателями. Дорога через Воймас и Советский длиннее и не всегда проезжая. А теперь паломники и жители района могут даже пешком побывать в святых местах, на целебных источниках.

Если будем постоянно следить, то дорога не зарастёт. В Пустыни у потоков поставлена новая часовня, продолжается строительство дома для паломников. Надеюсь, придёт время и для восстановления храмов.