Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае. Ребятам о карелии


Наталья Ефремова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Герб и флаг Карелии»

Задачи :

обучающие : закреплять знания о флаге и гербе Карелии , «учить читать» заложенную в них информацию, познакомиться с понятием «символ» , с историей происхождения герба ;

развивающие : активизировать словарь детей по теме, совершенствовать грамматический строй речи (составление простых и распространенных предложений, обогащать и развивать связную речь детей, внимание, память;

воспитательные : воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю, своему государству, республике и его символам (флаг , герб Карелии ) .

Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Оборудование : флаг и герб Карелии , карта Карелии , коллаж «Лесные обитатели карельских лесов » , стихи карельских поэтов Ю . Никонова, А. Иванова, трафареты с деталями карельского герба , иллюстрации, фото с карельскими пейзажами , аудиозапись песни «Долго будет Карелия сниться » , пособие для дыхания.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель предлагает посмотреть детям на карту Карелии и ответить какие цвета преобладают на ней и почему. Выясняет с детьми, что на карте много зеленого цвета. Это карельские леса . Лес – это богатство Карелии , из древесины делают бумагу, на бумаге мы рисуем, на бумаге печатают книги, учебники, газеты, журналы. В лесу живут много различных животных. Воспитатель обращает внимание на коллаж , на котором изображены обитатели карельских лесов .

Так же на карте много синего цвета – это озера и реки. Не даром Карелию называют краем тысяч озер. В Карелии находится самые крупные озера Европы – Ладожское и Онежское. На берегу Онежского озера стоит наш любимый Петрозаводск, это самый большой и красивый город нашего края. Город Петрозаводск – столица Карелии . Дети находят на карте Онего и Петрозаводск.

На календаре месяц ноябрь, но у нас все занесено сугробами. Почему так происходит? Дети отвечают, что Карелия – это северный край и зима к нам приходит раньше, чем на юге.

Чтение воспитанником отрывка из стихотворения Ю. Никонова «Метель»

Метельная, веселая

Карельская зима !

Над садиком,

Над школою

Снежинок кутерьма,

Зима идет! Зима идет! –

Мы радостно поем.

Зима идет,

Метель метет

Широким рукавом.

Засыпала окошки,

Садовые дорожки,

По городу прошла

Весь город замела.

Воспитатель спрашивает детей о том, как называется сильный ветер со снегом, который так часто бывает в нашей Карелии зимой . Дети отвечают, что это вьюга.

Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика "Снежная вьюга"(с использованием пособия для дыхания. Дети дуют тихо, с силой, используя короткий выдох и долгий)

Переходим с детьми к мольберту, где расположен флаг Карелии . Воспитатель задает вопрос что это, какие цвета мы видим на карельском флаге и что они означают . Ответы детей. Красный цвет обозначает отвагу, смелость, огонь, любовь, доброта, честность. Слово «красный» раньше обозначало красивый, лучший. Синий цветКарельские реки и озера , небо, верность, правду, веру. Зеленый – леса Карелии , богатство и разнообразие животного мира .

Динамическая пауза. Карельская народная игра "Сеть и рыба"

Воспитатель показывает детям герб Карелии . При рассмотрении герба выясняем , что герб похож на щит , его фон имеет то же сочетание цветов что и флаг : красный, синий, зеленый. Есть золотое обрамление с изображением ели с левой стороны и сосны с правой. Почему? Вспоминаем, что лес – это наше богатство.

Нет лесам карельским края .

Сосны – чуть пониже туч!

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок – луч.

Словно в синем море волны,

Лес шумит, прохлады полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета,

Но прекрасен и зимой под пушистой бахромой.

Рассматриваем с детьми иллюстрации, где лес изображен в разное время года .

Продолжаем рассматривать герб , в середине изображен профиль стоящего медведя. Медведь – «хозяин» в карельском лесу , он самый сильный, большой и красивый. Он символизирует мужество, отвагу и силу. Золотая восьмиконечная звезда над гербом – символ вечности , процветания, счастья, богатства, символ солнца.

Делаем с детьми вывод, что Карелия – это наша Родина , которую мы все любим.

Чтение воспитанником стихотворения А. Иванова «Люблю тебя, Карелия » .

Люблю тебя, Карелия ,

Твои озера ясные,

И водопады грозные,

И тихие луга.

Люблю тебя, Карелия ,

Твои леса прекрасные,

И вечера морозные,

И белые снега.

Воспитатель предлагает детям изготовить карельский герб . Дети переходят к столам, на которых лежат трафареты с деталями изображений карельского герба , набор цветной бумаги, простые карандаши, ножницы, клей.

Воспитатель даёт краткий инструктаж по изготовлению работы.

Дети самостоятельно делают аппликацию карельского герба под аудиозапись песни «Долго будет Карелия сниться » .

После практической части рассматриваются и анализируются выполненные работы детей.

Подводится итог занятия : о чём говорили, что нового узнали. Даётся характеристика работы детей на занятии.

Коррекционно – образовательные цели:

  • Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии.
  • Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы используя разные типы предложений.
  • Активация и актуализация словаря по теме «Карелия»
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствовать умение составлять рассказ по предложенной схеме.

Коррекционно - развивающие цели:

  • Развитие связной речи, общих речевых навыков.
  • Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания
  • Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели

  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание чувства любви, уважения к родной республике, к её природе и народным традициям.

Оборудование: Магнитная доска; картинки, фотографии с видами Карелии; опорные картинки (рисунки) для составления описательного рассказа,

Предварительная работа:

Рассматривание карты Карелии, журналов, книг, иллюстраций, фотографий с изображением городов и достопримечательностей Карелии, карельской природы, карельских народных костюмов. Рассматривание гербариев, коллекции камней. Просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии. Рисование «Любимые уголки Карелии». Лепка «Птицы и животные Карелии». Чтение карельских сказок, стихов о Карелии, отгадывание загадок. Экскурсия в карельскую горницу в детском саду. Беседы: о городах, о природе, её богатстве и разнообразии, «Почему я люблю Карелию».

Ход занятия:

  1. 1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей в круг, организует приветствие: Дети подают друг – другу руки

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю-

Всех я вас приветствую!

2 .Звучит песня в исполнении Ирины Аникиной – «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, КАРЕЛИЯ!»

(Появляется карельская кукла Айно)

- Айно хочет узнать, что вы знаете о своей Родине.

- Скажите, что такое Родина. (Это место где мы родились и живём).

- Ребята, как называется наш край. (Карелия).

- Да красив и богат наш край!

- Айно предлагает рассказать. Почему вы любите свой край – Карелию. Составьте предложения со словами – потому что. Помните о правильном произношении звуков, старайтесь говорить красиво.

1-й ребёнок. Я люблю Карелию, потому что я здесь родился.

2-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас красивая природа

3-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много озёр и рек, есть водопады

4-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что в лесу много ягод и грибов

5-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много скал и камней

6-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много красивых городов…..

Очень хорошо!

А. давайте вспомним стихи о Карелии, и расскажем их Айно.

1-й ребёнок. Люблю тебя Карелия

Твои озёра ясные

И водопады грозные

И тихие луга

Люблю тебя Карелия!

Твои леса прекрасные

И вечера морозные

И белые снега! (А. Иванов)

2-й ребёнок. Меж сосен высоких камни лежат

А меж тех камней водопады шумят

Встречает Карелия свежим дождём

Болотным дыханьем бескрайних лесов.

3 -й ребёнок. Нет лесам карельским края.

Сосны – чуть пониже туч!

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок – луч.

4 -й ребёнок. Словно в синем море волны,

Лес шумит, прохлады полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета,

Но прекрасен и зимой под пушистой бахромой

(Ю. Никонова «Карельский лес»)

Замечательно хорошие стихи про Карелию знаете! Молодцы, много знаете о Карелии.

3. Айно предлагает вам отправится на лесную полянку.

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ноги выше поднимаем,

Ноги выше поднимаем так!

Если камень – перепрыгнем!

Вот болото впереди

Ты по кочкам поскачи!

По тропинке шли, шли

И к озеру пришли!

А потом назад вернулись,

И друг другу улыбнулись,

Вместе все покружились, на полянке очутились! вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Приставляем руку ко лбу. Смотрим.

Скачем с продвижением вперёд на 2 ногах.

Шагаем на месте, разводим руки в стороны

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

Руки ввёрх!

Вот и пришли мы на полянку, давайте сядем на брёвнышки (скамейки).

Айно предлагает составить рассказ о Карелии, а схемы – картинки помогут вам в этом. (Составление описательного рассказа по картинкам – схемам)

Давайте посмотрим на первую картинку, о чём она говорит? (Мы живём в Карелии. Наша республика находится на севере нашей страны)

- О чём говорит вторая картинка? (Красив и богат наш край. У нас голубые озёра, быстрые реки, хвойные леса, огромные болота, серые скалы)

Третья картинка на рассказывает о…(А сколько ягод дарит нам родной край! На болотах растёт сладкая жёлтая морошка, красная кислая клюква. В лесах полно черники, голубики, брусники, малины).

Четвёртая картинка подскажет … (В глухих лесах прячется дичь: глухари, тетерева, рябчики, куропатки. Весной на озёра прилетают чайки, утки, лебеди, гуси).

О чём говорит пятая картинка? (В реках и озёрах много рыбы: судаки, налимы, сиги, окуни, ряпушка, лещи, плотва).

О чём говорит шестая картинка? (В лесах растут грибы: крепкие грузди, рыжие волнушки, красноголовики и белые грибы)

О чём говорит седьмая картинка? (В лесах водятся белки, зайцы, хищные волки и медведи. Краса наших лесов – лоси и северные олени. У озёр и рек живут бобры. А в белом море водятся тюлени.)

Заканчиваем рассказ мы словами.... (Мы гордимся красотой и богатством родного края!)

4. Пауза для подготовки к рассказыванию.

А теперь вы ещё раз внимательно посмотрите на картинки, подумайте и будем рассказывать, что мы знаем о родном крае!

5. Рассказывание детьми по частям.(каждый по одной картинке )

Айно благодарит детей за интересный рассказ о родном крае!

Посмотрите, какие высокие сосны вокруг (динамическая пауза)

6 . Рассказывание по опорным картинкам одним или двумя детьми. Предлагаю оценить работу товарищей, чей рассказ понравился больше и почему. (Этот этап может быть перенесён на вечерний период времени)

7 .Занятие заканчиваем чтением стихотворения Б. Шмидт. (http://stihi-o.ru/2013/11/stihi-o-karelii.html)

Лес да перелески,
Звезды словно зерна...
Край ты мой карельский,
Северный, озерный Край мой белоснежный...
Ветер ветру вторит
Песни Заонежья,
Сказки Беломорья.
Белая береза
Смотрит с косогора
Край мой светозарный,
Край ты мой озерный.
Ветви сосен машут,
Свет-заря алеет.
Не сыскать мне краше,
Не найти милее.






Книг о Карелии выпускалось достаточно много. В советское время они исчислялись десятками, был определенный период, когда их было очень мало. В последние годы мы снова можем радоваться изданиям, посвященным Карелии, ее истории, традициям, праздникам, костюмам, малым, коренным народам Севера.

Что предлагают сейчас книжные магазины и сувенирные лавки гостям города и ее жителям?

Цикл статей хотелось бы начать с недавно изданных книг знаменитого в Карелии автора, педагога, — Лидии Ивановны Шитиковой . Она Более тридцати лет преподавала на факультете педагогики и методики начального обучения КГПУ и в 1990 году вышла ее книга «Край, в котором ты живешь», давшая название школьному курсу краеведения. Доработанное и обновленное переиздание этой книги небольшим тиражом в 1000 экземпляров вышло в 2008 году в издательстве «Версо», в ноябре этого же года вышло третье издание книги в издательстве «Карелия».

Лидия Ивановна в последние годы тяжело болела и работать над переизданиями книги «Край, в котором ты живешь» и учебниками по краеведению ей помогала ее внучка — Ксения Михайлова . Во время совместной работы и появилась идея серии книжек для младших школьников, которая получила то же самое название, что и самая популярная и востребованная книжка Лидии Ивановны — «Край, в котором ты живешь». Собирала, компоновала и набирала материал уже внучка Лидии Ивановны, так как самого автора не стало летом 2008 года. Ксения рассказывает, что бабушка оставила ей в наследство идею серии и пухлые папки с материалами. Результатом этой работы стала вышедшая в 2009 году, в издательстве «Версо», первая из серии книга — «Тайны и загадки Карелии». По словам самой Ксении:

«Это художественная книга для семейного чтения, которая поможет самым маленьким в изучении Карелии, там есть очаровательные герои — лосенок и сова, которые познают наш край, спорят, советуются...»

Лосенок Хирви и сова Мудра на протяжении практически всей задуманной серии, кроме книг, посвященных Великой Отечественной войне и Знаменитым людям Карелии будут знакомить ребят с родным краем. Образы лосенка и совы были воплощены художником Анастасией Трифановой . Она мастерски проиллюстрировала первую книжку из серии и будет работать над последующими.

Почему же именно тайны и загадки Карелии? Карелия — край загадок, камней, воды и лесов. Каменные лабиринты на островах Белого моря, карельские «карсикко», сейды, петроглифы, таинственная северная страна Гиперборея, верования древних, обереги и амулеты, издревле защищавшие жителей Карелии. Обо всем этом сможет почитать ребенок, недавно ставший школьником. Надо сказать, что об этом ни одна книжка еще младшим школьникам не рассказывала, тем более изданная в формате А4 и так разнообразно иллюстрированная. В конце каждой главы предлагаются вопросы для размышления и несколько фактов из уст совы Мудры или лосенка Хирви, которые также можно обсудить с ребенком. На последних страницах расположились несколько листов с заданими, где можно раскрасить картинки, решить кроссворд или в игровой форме вспомнить все то, что было прочитано.

В скором времени выходят еще книги из серии, получившей новое название «Ребятам о Карелии», книжка о природе Карелии и о войне на территории Карелии.

Экало Мария, статья проиллюстрирована работами Анастасии Трифановой для книги «Тайны и загадки Карелии»

Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»

Игра - жизненно важный и необходимый элемент в развитии ребёнка. Именно через интеллектуальные игры раскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника.

Данная игра была разработана в рамках проектной недели «Люблю тебя, Карелия!» для обучающихся начальной школы.

Цель игры: создание условий для повышения мотивации младших школьников к изучению своего родного края.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать память, внимание, наблюдательность;
  • Расширять словарный запас обучающихся;
  • Развивать навыки работы в команде;
  • Развивать навыки принимать решение;
  • Развивать умение концентрироваться на одном виде деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация игры «Моя Карелия».

Ход игры

Основной процесс в игре - ответы на вопросы. Данная игра рассчитана на участие двух команд.

Первая тема объявляется ведущим, а следующую выбирает команда, которая правильно ответила на заданный вопрос. Право ответа принадлежит команде, которая первой подала знак, что она готова отвечать. Если команда ответила неверно, право отвечать переходит к другой команде.

5 тем - 5 вопросов по каждой теме. При выборе плашки с номером вопроса какой-либо категории (нажатие левой кнопки компьютерной мыши) появляется слайд с вопросом. Правильный ответ появляется при нажатии на слово ОТВЕТ. Для возврата на слайд с темами игры необходимо нажать на домик в правом нижнем углу слайда. При этом плашка с номером вопроса меняет цвет, что позволяет обучающимся сориентироваться в дальнейшем выборе.

При нажатии на плашку с названием команды в красном круге добавляется балл. Так наглядно видно сколько баллов у каждой команды. Побеждает та команда, которая набрала максимальное количество баллов.

Приложение: Интеллектуальная игра «Моя Карелия»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие по стране Карелия Северная жемчужина России Шипилина В.Д.

Слева, на западе, Карелия граничит с Финляндией. На востоке Карелия – с Архангельской областью, на юге - с Вологодской и Ленинградской областями. А если поехать на север, то мы попадем за полярный круг, а потом в Мурманскую область. Соседи Карелии

Символика Карелии Флаг Герб Зеленый – природа и растительность Синий - цвет озер и рек Карелии Красный - цвет силы, мужества и храбрости народа Золотой - цвет верховенства, величия и богатства Центральный элемент герба - фигура медведя. Медведь у карел особо почитался. На вершине герба - восьмиконечная золотая звезда, символ путеводной звезды народа. Шипилина В.Д.

Природа Карелии и климат Половина территории Карелии – леса. И очень много озер и рек. В Карелии много камней – следов древнего ледника. Зима достаточно мягкая, а вот лето – прохладное. Шипилина В.Д.

Лапы и копыта: кого можно встретить в карельских лесах Медведи - хозяева карельских лесов. Волки - еще одни знакомые многим и довольно опасные лесные жители, сегодня их в Карелии не так много. В лесах на юге республики живут самые крупные дикие кошки Европы - рыси. Эти довольно милые на первый взгляд животные вооружены длинными и очень острыми когтями. Н а территории Карелии обитают разные животные, многие из которых, занесены в Красную книгу. Шипилина В.Д.

Природа Карелии В Карелии очень много хвойных деревьев, там можно найти ель, которой больше 170 лет. В Карелии растет береза, она всегда очень ценилась в народе, из-за своей красоты и особой прочности. Также там можно найти много ягод: морошку, чернику, голубику, бруснику, клюкву, И много разных грибов Шипилина В.Д.

Самые крупные водоемы Карелии Онего (Онежское озеро) – второе по величине в Европе. На берегу Онеги находится столица Карелии – Петрозаводск. Ладога (Ладожское озеро) – первое по величине в Европе. Ладога – озеро с крутым характером, нередки туманы и бури. Беломорье (Белое море), также его называют «Залив змей», из-за формы. Здесь обитает так называемый северный кит – белуха. Шипилина В.Д.

Ласты и хвост: кого можно встретить в карельских озерах Тюлени. Кажется, что они очень медлительные, потому что на суше неуклюже переползают с места на место, тяжело вздыхая. Но попадая в воду тюлени становятся очень быстрыми. В Карелии мы можем встретить несколько представителей: Кольчатая нерпа, или кольчатый тюлень живёт в Белом море круглый год. Еще в Ладожском озере есть Л а дожская к о льчатая н е рпа В начале зимы приплывают в Белое море стада гренландских тюленей. Заходит в Белое море для откорма, а иногда и зимует в нём другой крупный морской зверь, зубатый кит - белуха. Шипилина В.Д.

Вышивка Карелии В Карелии, как и по всей России, умение вышивать было обязательным для каждой женщины. В Заонежье, например, умение вышивать у девушек приравнивалось к знанию грамоты у парней. До наших дней дошли старинные вышивки – полотенца, подзоры, столешники, детали народного бытового и праздничного костюма. Шипилина В.Д.

Национальная кухня Карелии Калитки - национальное карельское блюдо. Карельские женщины говорят "Калитка просит восьмерки". Это значит, чтобы испечь калитки, необходимы восемь компонентов - мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка. Карелы в огромных количествах выращивали репу, из нее готовили компоты, квас, пекли запеканки и добавляли его в каши. Вяленая репа была самым любимым лакомством маленьких карел. Шипилина В.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном виде работы в игровой форме идет закрепление правил дорожного движения, алгоритмов поведения на дороге, знание сигналов светофора и регулировщика, знаков дорожного движения и видов транспорта...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...