Консультация на тему: игры, в которые играют дети. Игры, в которые играют дети


В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).

И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Вспомним исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь - стоп

Как играть. Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.


Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый -совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Города

Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.

Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»

Нитки

Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).

Что развивает: ловкость и смекалку

Красная Шапочка

Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам.. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.

Что развивает: силу и выносливость

======================================

Инна Морозова

Как ни странно, но сейчас, в век сверхразвитой игровой индустрии, все чаще встречаются дети, которые не умеют играть. Не умеют играть с игрушками. Они попадают в игровую комнату и им становится скучно, они не знают, чем себя занять. Компьютерные игры и планшеты заменяют привычных раньше кукол и машинки. Но достойная ли это альтернатива? И если ли разница в том, во что и как играют дети?

В детской психологии есть понятие ведущей деятельности, т.е. той деятельности, которая определяет развитие ребенка в конкретном возрасте. В младенчестве - это эмоционально близкий контакт со взрослыми. С 1 до 3х лет главной становится предметно-орудийная деятельность, т.е. освоение предметов. С 3 до 7 лет для ребенка важна сюжетно-ролевая игра, когда он может примерять на себя разные роли. До 12 лет на первый план выступает учеба, дальше - общение, а с 15 лет учебно-профессиональная деятельность.

Может игр стало слишком много?

Используя такую типологию, понимаем, что главная деятельность дошкольника - игра . Но что нам скажет ответственная мамочка? "Сейчас все только и делают, что играют. От планшета не оторвать". Многие родители озабочены тем, что дети играют только в компьютерные игры и раз дотянувшись до планшета, ребенок больше ни о чем не хочет думать. Появляется вполне обоснованный страх перед играми: «Зрение испортится», "мозг непонятно чем забивают", "игры слишком возбуждают нервную систему».И за каждым таким страхом формируется страх перед любой игрой.

И тут важно знать, что полезной и необходимой для ребенка является не все то, что мы называем игрой. А игра особенная - предметная или сюжетно-ролевая игра . То есть игра с игрушками, игра в дочки-матери или пожарного. Такую игру называют свободной. Для малыша такая игра - способ взаимодействовать с миром. Те малыши, которые еще не могут толком говорить, общаются с нами и с миром через игру. Игра - это язык малыша. Именно в игре ребенок способен рассказать нам, что происходит у него внутри, что его волнует, о чем он мечтает, что его пугает, а что воодушевляет. Игра - это творчество. И те дети, которые вдоволь наигрались, вырастают ‎людьми, способными творить, способными сказать и предложить что-то этому миру. Ведь основа такой игры - спонтанность. Дети постарше в ролевых играх проигрывают новые социальные роли, в них формируются взаимоотношения со сверстниками. Ведь очень важно не только почувствовать себя медсестрой или космонавтом, но и научиться взаимодействовать с ребятами, которые включены в эту игру.

Умеют ли наши дети играть?

Свободная игра - это не только творческое самовыражение, но и умение принимать решения и брать на себя ответственность . С игрушками ты остаешься один на один с собой и своими тревогами. Ты сам инициируешь игру, устанавливаешь правила, сам создаешь или не создаешь сюжет. Надо иметь воображение, чтобы представить, что палочка - это светофор, а брусок - паровозик. Ведь детское воображение безгранично. Вполне очевидный для взрослого предмет, например, ручка, может в руках ребенка превратится в ракету, кастрюля в шлем, а полотенце в плащ. Игра ребенка - это огромная загадка, и со стороны далеко не всегда можно догадаться о том, что сейчас за события разворачиваются в воображении малыша. И именно такая творческая и спонтанная игра позволяет ребенку выражать себя, познавать этот мир, быть ответственным за судьбы своих героев. Такая игра параллельно позволяет ребенку выражать свои чувства, она целебна. Именно в игре ребенок может проиграть все свои невыраженные эмоции и чувства: когда он злится, но взрослые говорят, что кричать и драться нехорошо, когда боится, а ему объясняют, что ничего страшного нет, когда грустит, а его пытаются развеселить. Эмоции, прожитые героями игры, не будут довлеть над малышом. Спонтанная игра освобождает.

Что для этого надо?

В век современных игр, важно помогать ребенку проходить нужный для него этап спонтанной игры . Создать условия для такой игры под силу каждому родителю. Для того, чтобы ребенок мог играть во что угодно, ему надо предложить построить этот мир. А значит нужно собрать большой комплект игрушек. В наборе для свободной игры должны быть люди, животные, дома, мебель, посуда, ‎растения, строительный материал, транспорт, военная техника и солдатики, и, конечно же, монстры. Ведь детские страхи для детей - такая же реальность, как и все остальное. ‎

Необходимо выделить время 30 или 45 минут специально для свободной игры . Объяснить ребенку, что сейчас мы будем играть немного по-другому. Когда начинаете игру, достаточно просто пригласить ребенка к игре, сказав: «Ты можешь играть во все, что хочешь, и как хочешь». А теперь самое сложное. Родитель должен избегать оценивающих реплик и отдавать активность в игре ребенку. Если ребенок играет сам, то достаточно активно наблюдать за игрой и озвучивать действия в игре. "Вот куколка обедает, а теперь моет посуду». Такое ненавязчивое сопровождение создает ощущение диалога. Взрослый рядом, но автором остается ребенок . Конечно, если ребенок просит играть за того или иного персонажа, то важно уметь включаться в игру. При этом все же не забывать, что автор этой сказки ваш малыш.

Игра - это не только времяпрепровождение для детей. Это еще и способ формирования новых психических структур. Даже один или два раза свободной игры в неделю будут хорошей практикой для любого ребенка. Говорят, что свободно играющие дети более спокойны, лучше адаптируются к новым условиям , более устойчивы эмоционально, легче находят общий язык со сверстниками, да и чаще ощущают себя счастливыми. А разве не для этого нам дано детство?

Надежда Кутор

В последнее время укрепляется тенденция увеличения в дошкольных учреждениях детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью, снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, предлагаю некоторые примеры игр, в которые мы играем с гиперактивными детьми, которые подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

Игры, способствующие закреплению умения общаться.

«Дрессированная муха»

Поместите вашу "муху" на какую-либо клетку игрового поля. Взрослый дает команду, на сколько клеточек и в каком направлении "мухе" нужно перемещаться. Ребенок 5 - 7 лет должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз, попросите ребенка показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Дети 3 - 5 лет выполняют шаги по игровому полю "мухой", называя цвет последней клеточки.

«Рисование со слов»




Взрослый показывает картинку одному из играющих и затем прячет её. Тот, кто её увидел, шёпотом рассказывает второму участнику, что на ней изображено. Второй шёпотом пересказывает Третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет её изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

«Путешествие» (релаксация под музыку)

Используется как элемент игрового сеанса. Под тематическую музыку дети расслабляются, совершая путешествие в сказочный лес или на морское дно, или на таинственный остров.

«Вода – берег»


На полу с помощью скакалки либо каната обозначается озеро или река. Между этими линиями -«вода», а по краям - «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все ребята прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих.

"Робот"

Взрослый оговаривает правила игры с ребенком: "Ты робот, а я твой хозяин. Поскольку робот делает только то, на что его запрограммировали, сейчас ты попробуешь выполнить мои команды". Так предлагаются команды, направленные на передвижение ребенка в пространстве и др.

«Волк и семеро козлят»


В этой игре детям раздаются карточки с изображением одного волка, козы и семерых козлят. Показывать картинки друг другу запрещается. По сюжету сказки известно, что коза уходит из дома, а козлята остаются одни. Дети с карточками козлят занимают импровизированный домик. «Волк» хочет попасть в дом, а козлята не должны его впускать. Но никто не знает, кто «волк», а кто «коза», ведь она скоро тоже захочет в дом. Задача «козлят» не впустить «волка», а впустить «козу» (тогда козлята выигрывают, а задача «козы» и «волка» доказать, что они «коза», используя различные способы убеждения. Если в дом попадет «волк», то «козлята» будут съедены им, они проиграли.

В заключении хотелось бы отметить, что детям очень нравится играть, хотя им бывает иногда очень трудно придерживаться правил и временного регламента.

Источники:

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001.

2.http://adalin.mospsy.ru

Публикации по теме:

«Играют дети, играем вместе». Родительское собрание в средней группе «ИГРАЮТ ДЕТИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» Родительское собрание в средней группе Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Вот.

Артотека игр. 1. «Клубочек» Цель: Игра полезна в компании малознакомых детей: способствует снижению мышечного напряжения, созданию доверительных.

Рисование- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.

Игровой образовательный проект во второй младшей группе «Играют мальчики. Играют девочки» ТЕМА ПРОЕКТА: «Играют мальчики. Играют девочки.» Возрастная группа: 2 младшая группа (3 – 4 года). Цель проекта: развитие социального поведения;.

Как играют дети в нашей группе Как играют дети нашей группы. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается.

Конспект досуга по ПДД в подготовительной группе на тему: «Внимание дети!» (игра путешествие) Цель: формирование знаний, умений и практических.

К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в раннем возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и психическое развитие малыша.

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие
малышей. Уже с 1,5-2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам,
водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. При этом
родители мало задумываются о том, насколько это действительно необходимо
крохе. И к сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым
важным в этом возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и
психическое развитие малыша
. Они стараются заполнить жизнь любимого чада
различными познавательными занятиями и спортивными тренировками, строя
график таким образом, чтобы у ребенка не оставалось свободного времени на
«ерунду», типа игр и беготни. Однако, исключая из жизни дошкольника
«примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный
урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и
чудодейственная игра, рассказывает педагог-психолог, президент Фонда
социальной и психологической помощи семье и ребенку Татьяна ШИШОВА.

Чем сильна игра?
Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для
полноценного психического развития личности. Он разработал систему
периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2
до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое
развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии
именно игровой опыт станет крепким фундаментом для учебной, а потом и
трудовой деятельности. «Основной формой развития сверхсознания…служит игра,
требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в
постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог. Вершиной игр
Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном
развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу
спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в
настоящие спектакли.
Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную
смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться
«перепрыгнуть» этап игры, и сразу приступать к интеллектуальному развитию,
психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется
серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «недоиграли» в
детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать
причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо
разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в
коллективе, дружить, любить, строить семью.

Согласно ГОСТу, маркировка на игрушке обязательно должна содержать название
товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские
свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота может
свидетельствовать о том, что игрушка поддельная.

Выбор игрушки
Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он
соответствовал не только стандартам качества, но и подходил малышу по
возрасту и по психологическим параметрам. Например, различные монстры
противопоказаны детям любого возраста, поскольку могут вызывать страхи или,
наоборот, пробуждать агрессию. Помните, что игрушки и игры оказывают
мощнейшее воздействие на психику ребенка: они могут как деформировать
личность малыша, так и развивать или корректировать.
Игровая прививка
Игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и
общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может
свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в
игре, он осваивает легко и ненавязчиво. Так, посредством игры дети могут
почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные
жизненные ситуации. Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода
«прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной
историей, они отреагируют адекватным образом.

В чем соль?
Впрочем, с помощью игротерапии можно не только предупредить развитие
комплексов или фобий у детей, но и вылечить их.
Когда ребенок приходит на первый прием к психологу, игротерапевт составляет
психологический портрет ребенка и выявляет основную проблему поведения. В
процессе терапии психолог установит и саму причину трудностей, и будет уже
работать непосредственно с ней.
Важно, чтобы малыш не знал о том, что с ним занимаются терапией. Он должен
быть уверен, что с ним просто играют.
Существуют две основных формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли
взрослого (родителя, психолога, психотерапевта, воспитателя) в игре:
направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).
В директивной терапии психолог берет инициативу на себя, создает игровую
ситуацию с подсказки ребенка, управляет ходом событий, фиксируя все
проявления активности маленького пациента. Он обрисовывает малышу дальнейшие
действия, дает советы, указывает ребенку правильный выход из ситуации.
Терапевт пользуется методическими приемами, играми со структурированным
игровым материалом и сюжетом. Это могут быть игры по сказкам. Терапевт
подбирает героя, близкого к ребенку по возрасту, полу, характеру, и
описывает его жизнь в сказочной стране, чтобы малыш увидел в ней сходство с
собственной жизнью. С этим персонажем происходят различные истории, и
возникают непростые ситуации, которые случаются с ребенком в реальной жизни.
Герой ищет выход из положения и в итоге находит идеальное решение с помощью
мудрого наставника, которого встречает по ходу сюжета. Цель психолога –
показать ребенку его поведение со стороны и ненавязчиво в игровой форме
подсказать наиболее благоприятный стиль поведения. Проживая трудные ситуации
в волшебном мире сказки, ребенок понимает, в чем ошибка его поведения, и
находит выход из тупика.

Очень часто при директивной игротерапии психологи прибегают к ролевым играм
с куклами. Это могут быть как простые «дочки-матери», так и настоящий
кукольный театр. Через разыгрываемые сценки малыш видит «со стороны»
различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их
действия. Сюжеты могут быть от самых банальных до фантастических: прием
гостей, драка в песочнице или полет на Луну в целях спасения маленького
принца. В этих играх замечательно то, что ребенок играет не за себя, а «как
бы» за другого персонажа (куклу), и совсем необязательно за того, который
ведет себя, как сам малыш. Даже наоборот если ребенок играет не трусишку
(если малыш трусит), а защитника слабых, – достигается наибольший
терапевтический эффект, поскольку ребенок словно примеряет на себя
правильную роль. Таким образом ребенок начинает понимать, как его поведение
выглядит со стороны и как можно преодолеть собственный недостаток.
Недирективная терапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка, которая
помогает ему выразить свои чувства, свой внутренний мир. Такую игротерапию
еще можно назвать импровизированной, поскольку психолог не диктует жестко
сюжет игры, а предоставляет самому ребенку придумать сценарий. Или же
психолог выбирает игру, правилам которой подчиняются все: как дети, так и он
сам. Цель терапии – создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального
сопереживания ребенку, а также активная борьба с конкретной проблемой.
Например, для малыша, которого мучат страхи, отлично подойдут «жмурки»,
«привидение» или «прятки». А для снятия напряжения и выплеска агрессии –
«казаки-разбойники», «салочки», «злые-добрые кошки», когда дети поочередно
превращаются то в злых царапающихся и шипящих кошек, то в добрых,
мурлыкающих и ласковых. Для снятия напряжения и налаживания
детско-родительских отношений подойдут игры «Доверяющее падение», когда
ребенок падает спиной к взрослому, а тот подхватывает малыша на руки, или
«Ласковые лапки»: ребенок закрывает глаза, а родитель или психолог
поочередно водит по его ручке то перышком, то ваткой, то листочком бумаги –
и малыш должен угадывать предметы.

В помощь маме
Психологи утверждают, что каждый человек рождается с уже заложенным
характером, талантами и даже вкусовыми пристрастиями. Если понаблюдать за
годовалым младенцем, можно увидеть, что это действительно так. Один малыш
невозмутим, даже когда у него отнимают лопатку в песочнице, а другой – с
криком бросается на обидчика; один любит побегать, другой тихо посидеть на
коленях у мамы.
Учитывая эти наблюдения, можно сказать, что задача воспитания состоит не в
том, чтобы «на белом листе нарисовать нужную картину», а в том, чтобы
развить заложенные достоинства и способности, и максимально приглушить
недостатки. И сделать это можно с помощью обыкновенных игр, многие из
которых мы помним с детства. Главное только проявить побольше фантазии и
терпения.

» появилась новая статья ««. Это статья про «зависимость» детей от компьютерных игр (и как с ней справиться). Многие считают увлечение детей компьютерными играми чрезмерным, а пристрастие приравнивают к болезни. Отсюда практически единственное решение — ЗАПРЕТ, наказание и отчуждение.

Которые, как вы догадываетесь, не срабатывают (иначе проблема не была бы проблемой).

Но есть . О которой рассказывают наши читатели на своём собственном практическом многолетнем опыте работы с группами детей.

Известный факт: большинство детей обожают компьютерные игры. Ещё один, менее известный факт: без компьютера и телефона дети создают аналоги компьютерных игр (о чём подробнее — далее). То есть, налицо явление, попахивающее игроманией и зависимостью .

Реальный пример: дело в детском палаточном лагере. Полно интересных занятий:

  1. Можно изучать разные виды костров.
  2. Печь картошку и шашлык.
  3. Петь песни и рассматривать созвездия.
  4. Тренировать выживание.
  5. Купаться и загорать.
  6. Проходить тренинги, курсы и всячески развивать способности.
  7. Рукоделить, рисовать, творить.
  8. Можно играть в десятки других реальных и полезных на практике игр.

В лагере правило: Днём нельзя играть на телефонах. Значит, полно свободного времени. Как раз можно заняться делом…

Но нет. В любое свободное время дети играют в имитацию компьютерной игры. Например, по мотивам компьютерной игры про зомби играется похожая игра, сюжет сочиняется по ходу одним из детей по одним им известным правилам. Точно так же создаются игры про космос, пиратов и пр.

Почему это происходит? Почему бы не отвлечься и не заняться жизнью? Попробуем разобраться.

Первое, что бросается в глаза:

дети не играют в настоящие игры, так как не могут.

Есть лишь подмена настоящих игр (комп или устная игра) — насколько хватает способностей.

Простейший выход – запретить любую форму подмены настоящих игр. Тогда, в теории , детям придётся играть в реальные жизненные игры, и всё будет ок.

Но, обратите внимание: подмена — не от хорошей жизни.

По тем или иным причинам детьми утрачена способность играть в жизнь . Поэтому запрет любой подмены уничтожает остатки способностей — становится не к чему приложить оставшиеся крохи. А способности без применения, как известно, постепенно отмирают.

Что делать? Налицо дилемма:

  1. Запретить – не выход.
  2. Не запрещать – оставить проблему без решения.

Кстати, почему дети находятся на уровне «подмена настоящей игры», а не «иметь настоящую игру» или «создавать настоящую игру»? Хороший вопрос с простым ответом.

Очень многим детям с рождения не позволено играть в жизнь.

Контакт, в основном, лишь с подменой:

  • игрушки как имитация настоящих вещей,
  • общение со стороны старших – как с неполноценными недоумками,
  • общение со сверстниками – пародия взрослого общения со всеми подсмотренными драматизациями.

Вдобавок, в большинстве случаев:

  1. Настоящая помощь родителям (например, по дому) исключена по причине «косорукости» и неумения работать.
  2. Тренировка полезных для жизни навыков (общаться, решать проблемы, договариваться, любить, распознавать ложь и так далее) отсутствует как класс.
  3. Зато идёт обучение бесполезным в реальной игре умениям типа писать сочинения или зазубривать стихи.

Итак, с рождения, в течение десятилетия, а то и двух, доступна лишь подмена настоящей игры.

Детям некогда было научиться – не было доступа к игре в жизнь!

О каком переходе от подмены к реальности может идти речь? Даже дома подростки с боем заставляемы выносить мусор и худо-бедно мыть посуду. Что говорить про детский лагерь…

В лучшем случае – человек годам к тридцати наберётся опыт для настоящих игр (как раз потерянное десятилетие набежит).

Но с правильным подходом освоить игру в жизнь можно и раньше.

Практический пример: в лагере уже шесть лет постоянно действуют два правила:

  1. Увеличить ответственность детей (они – причины над состоянием своих тел, они отвечают за сухость вещей, за обгорание на пляже и т.д.)
  2. Общаться с детьми как с равными полноценными людьми, отлично и самостоятельно решающими проблемы, а не как с источниками проблем.

В обычных условиях двух правил целиком достаточно для создания хорошей спокойной обстановки и сотрудничества. Но участия в реальных играх правила сами по себе не добавляют. Поэтому в последних лагерях введено новое правило:

  1. Мягко и постепенно добавлять реальные игры в жизнь.

Обычные, стандартные игры в жизнь:

  • дежурство на кухне (самая сложная игра, даже 12-13-летние к ней совершенно не приспособлены),
  • мытьё посуды в полевых условиях,
  • душ-топтун,
  • нанесение воды в бочку,
  • обучение,
  • рукоделие,
  • пробежки,
  • стирка вещей,
  • походы,
  • борьба со стихией
  • и так далее.

В принципе, это то, что родители пытаются навязать детям (примерно к подростковому возрасту). Но «навязать» после полного отсутствия игр в жизнь в течение десяти лет и «мягко и постепенно добавлять» — это разные вещи. Ключ — постепенность. Когда освоен один пункт — добавляется второй. После второго — третий. Когда освоены пять-шесть практических жизненных навыков, можно вводить по два-три пункта за раз.

Очень важно: отсутствуют подавление, наказание, обесценивание, негативное сравнение и другие способы навязывания. Присутствуют

  • поддержка
  • ободрение
  • помощь
  • приязнь
  • радость и лёгкость

Да, сначала дети могут ходить грязноватыми и спать в слегка влажной палатке. Вначале обед готовится 3 часа, а завтрак (рекорд) — 2,5 часа. Да, вначале 90 % свободного времени — игра в имитацию компьютерной игры. Вначале постоянные попытки играть в игры на телефоне.

Но постепенно, мягко, ко второй неделе лагеря ослабела тяга к подмене игры :

  1. Намного реже пришлось «арестовывать» телефоны.
  2. Дети реже играли в устную игру.
  3. В игру включены не только разговоры, но и палки, пробежки, засады – больше реальных действий .
  4. Каждый из детей вырубил палку (что в начале лагеря делать отказались).
  5. Они тренировались с палками на зарядке, чего в начале боялись (несмотря на опасность столкновения с палкой).
  6. Больше общения между собой и с воспитателями не на игровые темы (без усилий общаться со стороны воспитателей).
  7. Сон под звёздами (по собственному желанию).
  8. Костры, шашлык и картошка.
  9. Под конец в ход пошли даже песни у костра (дети пели, по своему желанию, свои песни 🙂).

И, самое важное:

Дети начали создавать собственные игры в жизнь.

Один из примеров: найденная собака накормлена, напоена и не хотела уходить. Другой пример — помощь потерявшейся девочке. Третий пример — отличные фото-задания типа «лучшая текстура» или «лучший экстремальный раккурс».

Налицо переход к большему количеству настоящих игр в реальной вселенной. Выводы на будущее:

Не запрещать подмену настоящих игр. Просто добавлять больше игр в жизнь

И, главное – добавить большую сложную цель, общую игру для всех для совместной работы. И, как минимум, просто не будет времени на подмену настоящих игр 🙂

Само собой, тем, кто добавляет игры в жизнь, стоит самим уметь в них играть. Но это не проблема, всегда можно научиться или усовершенствоваться. Особенно когда есть большая цель для совместной работы.

Надеемся, наш опыт «отучения» от «игромании» вам пригодится 🙂