Крещение Господне — иконы, фрески, мозаики, картины. Картина леонардо да винчи "крещение христа" - один из шедевров эпохи возрождения


В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение. ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины «Крещения Христа».

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио».

Будучи прежде всего скульптором, Андреа Верроккьо (1435/1436-1488) выполнял живописные заказы с перерывами, вследствие чего одну из своих картин — «Крещение Христа» — никак не мог закончить. Он попросил довершить начатое своего ученика Леонардо да Винчи (1452-1519), молодого, но уже достигшего к тому времени больших успехов, хотя и остававшегося в мастерской учителя. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа. Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна.

В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов.

Картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками. Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос.

Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей.

Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением.

На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене).

Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа).

Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ). Ангел с право кистей Леонардо… Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. Так, по его инициативе, была основана герцогом Академия Леонардо да Винчи. В Милане он читал лекции и, вероятно, многие из дошедших до нас его рукописей были не более чем конспектами лекций.

Значение Леонардо да Винчи в истории итальянского искусства

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть по очереди картины Леонардо да Винчи и попытаться уяснить себе, что они содержали нового в смысле чувств, форм и красок. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя.

Живопись XV-XVI вв.

Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Исполненный Леонардо портрет Джиневры де Бенчи, в свою очередь, лишен той меланхолии, которой веет от девичьих головок Боттичелли. За этими юношескими произведениями, относящимися к ранней молодости художника, следуют картины, созданные Леонардо да Винчи в Милане.

Художник или изображал, как Христос подходит к ученикам и наделяет их гостией, или же, как они сидят за столом. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Джотто. Крещение Христа (1304 — 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи
Крещение Христа
(~1472-1475) Масло на дереве. Галерея Уффици Флоренция, Италия.

«Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти. Должны оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет. Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов) В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями:
Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше-руки Бога Отца.(14кбт)
Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа. На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы, картина кажется наполненной воздухом.

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины "Крещения Христа".

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.
Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.
Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.
Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований:
тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.
Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками;

Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду.

Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские;

Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17);

Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду.

На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко:

“Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа.

Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета);

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31).

Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем;

Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне.

И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Икона "Богоявление"

Киево-Печерская Лавра. Фреска

источник о Крещении:текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

А Иванов.Явление Христа народу

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х 750.

Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.

Святой любви и страха полный,

В его евангельские волны,

Купель крещенья христиан,

Я погружался троекратно,

Молясь, чтоб и душа моя

От язв и пятен бытия

Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,

Среди житейских попечений,

Как мало свежих впечатлений

Осталось на душе моей!

Они поблёкли под соблазном

И едким холодом сует:

Во мне паломника уж нет.

Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,

Поэт и труженик-художник!

Отвергнув льстивых муз треножник

И крест единый возлюбя,

Святой земли жилец заочный,

Её душой ты угадал,

Её для нас завоевал

Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?

В наш век блестящих скороспелок,

Промышленных и всяких сделок,

Как добросовестен твой труд!

В одно созданье мысль и чувство,

Всю жизнь сосредоточил ты;

Поклонник чистой красоты,

Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,

Как схимник, жаждущий спасенья,

Свой дух постом уединенья

Ты отрезвил, ты окрилил.

В искусе строго одиноком

Ты прожил долгие года

И то прозрел, что никогда

Не увидать телесным оком.

Священной книги чудеса

Тебе явились без покрова,

И над твоей главою снова

Разверзлись в славе небеса.

Глас вопиющего в пустыне

Ты слышал, ты уразумел -

И ты сей день запечатлел

С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки - Предтеча;

Из мест окрестных, издалече,

К нему стекается народ;

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный странник:

«Грядёт он, Господа избранник,

Грядет на жатву Божий Сын.

В руке лопата; придет время,

Он отребит своё гумно,

Сберёт пшеничное зерно

И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня

Тот, кто идёт вослед за мною;

Ему - припав к ногам - не стою

Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

Покайтесь: близок суд. Беда

Древам, растущим без плода:

При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,

В недоуменье ждавшей чуда,

Покрытый кожею верблюда

Посланник Божий, муж святой.

В картине, полной откровенья,

Всё это передал ты нам,

Как будто от Предтечи сам

Ты принял таинство крещенья.

Пётр Андреевич Вяземский

Крещение Господне (Богоявление)

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Крещенское водосвятие.

Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание



отрывок из стихотворениея...(...)

В России в это время года
Стоят крещенские морозы.
На реках толстый лед лежит,
Под солнцем северным блестит.

А накануне Дня Святого
Во льду том прорубь прорубают
«Крестом». В нем воду освящают
И Иорданью называют.

В Крещенье в Иордани может,
Кто хочет, или окунуться,
Или Воды набрать Святой
И принести ее домой.

И в церквях сию воду освящают.
Крещенская Вода- целебна,
Свята и Богоявленна,
Жилища ею окропляют.

Святой водой священник крестит,
Нисходит Дух Святой с небес.
Крещеные- мы члены Церкви,
Нас всех роднит нательный крест.

Он от несчастий охраняет,
Христос в нем с нами пребывает,
С ним крестным мы идем путем,
По жизни крест мы свой несём.

Ариадна Лещинская, прихожанка
Январь 2003г.
Написано для Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном
Острове г. Санкт- Петербурга.
источник Русская Православная Община Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день – 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.
В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир:
Рождество – это начало его земной жизни, Крещение – выход Спасителя на общественное служение.
Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.
Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения.
Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.
В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января.
В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю –
Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи.
Праздником Богоявления называется теперь только Крещение – 19 января.
Сейчас это синонимы.

Для сравнения западная живопись

Хуан Карреньо де Миранды. Крещение Христа. Испания, приблизительно 1680 г.

Коллекция Уильям Coesvelt, Амстердам, 1814 г.

Мазолино да Паникале. Крещение Иисуса. 1430-е годы

Эль Греко. Крещение Христа. 1596 -1600 г.г.

Салимбени. Крещение Христа. 1416 г.

Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо. Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и "забросил кисть". Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами.

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи "Крещение Христа". Примерно 1472-1475 год.

Пьеро делла Франческа "Крещение Христа". Примерно 1450 год.

Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более "человеческой" форме, нежели "божественной". В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан. Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе.

Теодор Аксентович "Праздник Иордана (Благословение воды)". 1893 год.

Вспоминая работы польского художника армянского происхождения Теодора Аксентовича, современники обычно называют его портретистом. Конечно, его портретные работы не зря удостоились отдельного места в польских музеях, но кто интересовался его творчеством, знает, что писал он не только лица - славу он получил и благодаря изображению жанровых сцен. Теодор работал как над исторической тематикой, так и над "народной". Одна из известнейших его работ в этом направлении картина "Праздник Иордана" 1893 года. Из-за прохладных оттенков передается ощущение утреннего мороза. Укутавшись потеплее, жители небольшого поселка приходят к водоему, чтобы послушать праздничную литургию и набрать освященной воды. Казалось бы, картине больше века, а традиции в тихих и негусто населенных селах не изменились.

Николай Грандковский "Купание после освящения воды шестого января". 1903 год.

Это еще одна картина, смотря на которую можно с восторгом воскликнуть: "За сто лет ничего не изменилось!" Название работы говорит само за себя - жители поселения собираются у проруби после освящения воды 6 января (19 января). Николай Грандковский при жизни работал как над портретами, так и изображением динамичных народных сцен, поэтому его крещенское творение передало всю атмосферу праздника - раздетые люди ныряют в воду, омывая себя с ног до головы холодной водой, рядом стоит хорошо укутанная детвора, использующая сено в виде подстилки. И только женщины наблюдают за всем со стороны… Правильно, негоже дамам в холодной воде плескаться - лучше дома, да водицей, нагретой на печке.

Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год.

Да-да, художник Кустодиев на своих полотнах изображал не только пышнотелых красоток с розовыми щечками и губками. Борис Михайлович работал и над воплощением атмосферы народных гуляний, а также праздников. Созданием одной из самых ярких и живописных работ и послужил праздник Крещение. Работа затем так и вошла в историю под названием "Крещенское водосвятие". В ней он уделил внимание каждой мелочи - в самом низу у вырезанной в виде креста проруби стоят священники, недалеко видна вмерзшая и укутанная снегом лодка. На самой верхушке под блеск колокольни церкви и дымок из труб уже собралась огромная очередь из местных, которые, видимо, часами стоят на горке, ожидая возможности набрать воды. Чем вам не праздничная атмосфера?

Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год. Да-да, художни

СПРАВКА "КП"

Крещение Господне является двунадесятым не переходящим праздником, поэтому каждый год его отмечают в один и тот же день - 19 января. Однако это дата для православных, католики празднуют его 6 января. В 2017 году Крещение у православных выпадает на четверг. Крещение - завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в возрасте 30 лет.


Поленов Василий Дмитриевич. Крещение. 1887-1888.


Крещение Христа - Тинторетто.


Живопись на дереве. 1500 ХЛОДВИГ I (крещение Хлодвига)


Крещение Спасителя Иванов Андрей Иванович. Вторая половина 1800-х г


Андреа Вероккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа. 1472 - 1475 г.г. "Крещение Христа" (итал. Battesimo di Cristo) - картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи


Крещение Господне " Семирадский Генрих Ипполитович


Baptism Christ Baptized by Saint John Art. Nicolas Poussin


THE BAPTISM OF CHRIST ADAM ELSHEIMER


Antoine Coypel - The Baptism of Christ


PRETI_Mattia_The_Baptism_Of_Christ.jpg Mattia Preti (1613-1699)


Pietro Perugino. Крещение


Пьетро Перуджино. "Композиция пределлы полиптиха из церкви Сантиссима Аннунциата: Крещение"


крещение, Пьетро Перуджино


Baptism Of Christ Joachim Patenier


Patenier Joachim Trittico (1487-1524)


The Baptism Of Christ Cornelis Van


Цангвиди, Якопо, Прозванный Бертойя Крещение Господнее


Алтарь Святого Иоанна Крестителя. Ханс Бальдунг Дата завершения картины: 1520.


The Baptism of Christ by Guido Remi, c. 1622




Крещение, Piero della Francesca, the baptism of christ


Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция


Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия

Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос - новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.


Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Это самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске - сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.
Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого - Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17)