Кто такой Авраам (библейский персонаж)? Жертвоприношение Авраама - библейская притча. История Авраама и Исаака



Авраам жил в стране Халдейской. Он был потомком Сима и со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра, золота и много слуг, но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру через его потомство для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей – язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Пойди из земли твоей... и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… и благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе – в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородной. Там жили тогда хананеи. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованной, то есть обещанной, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиной. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня: если ты – направо, то я – налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамре. Там, около дуба Маврийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу.

Однажды в знойный день Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатер, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал им навстречу, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре».

И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?» Но странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре – 89.

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотой и вывели Лота с его семейством – с женой и двумя дочерями – за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 12-20.

Сима, (семитов) выделилось племя евреев. Потомок Сима Фарра (Терах) жил в вавилонском городе Уре со своими сыновьями, внуками и родственниками. Когда Фарре стало неудобно жить в Вавилонии, он взял всех родных и переселился с ними к северу – в Харан, в страну арамейцев. Здесь он умер, а род его разделился: семья его сына Нахора осталась в Араме и слилась с племенем арамейцев, тогда как другой сын Фарры, Авраам, взял свою жену Сару , племянника Лота и других родичей и переселился с ними в соседний Ханаан (Палестину). Переселенцев здесь прозвали «евреями », то есть «заречными», пришедшими с берега дальней реки.

Еврейский родоначальник (патриарх) Авраам верил в единого Бога (Элохим), творца неба и земли. Предание рассказывает, что сам Бог велел Аврааму идти в Ханаан, сказав ему: «Иди из твоей родной земли и из дома отца твоего в ту землю, которую укажу тебе, ибо там от тебя произойдет великий народ». В переводе с древнееврейского языка имя Авраам и означает («отец многих», «отец народов»).

Авраам переселяется в Ханаан. Мозаика базилики Сан-Марко, Венеция, 1215-1235

Еврейские переселенцы занялись в Ханаане пастушеством, кочуя по стране. Через некоторое время от семьи Авраама отделилась семья его племянника Лота. Обе семьи имели большие стада овец. Между пастухами Авраама и пастухами Лота начались споры из-за пастбищ. Тогда Авраам сказал Лоту: «Нам тесно жить вместе, поэтому разойдемся в разные стороны». Лот удалился со своими людьми к берегам Мертвого моря, где находился город Содом. Авраам же раскинул свои шатры у города Хеврона, у дубравы Мамре. Здесь он вступил в союз с местными князьями народа амореев и жил как старейшина племени евреев.

Военные подвиги Авраама

Однажды в Ханаане наступил голод. Это заставило Авраама на время переселиться в соседний Египет. Там египетский царь (фараон ) вздумал отнять у Авраама его красивую жену Сару – и уже взял ее в свой дворец. Но скоро царь и его домашние заболели проказой: тела их покрылись нарывами и язвами. Царь понял, что это – наказание Божие за похищение чужой жены, отослал Сару к ее мужу и велел им покинуть Египет. Авраам и его семья возвратились в Ханаан.

Вскоре племени Авраама пришлось вести войну против властителей Азии – вавилонян , чью власть признавали цари Содома и еще четырех ханаанских городов на берегу Мертвого моря. Однажды ханаанские цари решили больше не подчиняться иноземцам. Цари эламский и вавилонский в ответ вторглись с войском в Ханаан, разорили Содома и соседние города, захватили много добычи и взяли в плен жившего в Содоме племянника Авраама, Лота. Тогда Авраам взял с собою отряд в несколько сот человек, погнался за эламитами и вавилонянами, настиг их у Дамаска, освободил Лота и других пленных и отнял награбленную добычу. Содомский царь предложил Аврааму, как победителю, взять себе всю эту добычу; но бескорыстный Авраам сказал: «Клянусь, что не возьму ни одной нитки и ни одного башмачного ремешка, кроме того, что ушло на прокормление моих воинов». Этот подвиг Авраама прославил его на весь Ханаан.

Разрушение Содома и Гоморры

Но в Содоме и соседних городах, избавленных Авраамом от иноземного ига, люди были очень порочны, предавались насилиям, грабежу и разврату. Бог открыл Аврааму, что грешных жителей этих городов скоро постигнет страшное бедствие. Авраам умолял Бога пощадить содомитов, среди которых, может быть, найдутся и честные люди. Но Бог ответил: «Я пощадил бы жителей Содома, если бы там нашлось хоть пятьдесят праведников». Авраам упросил Бога пощадить город, если там найдется хоть десять праведных людей; но и стольких не оказалось. Предупреждённый Авраамом Лот поспешил выбраться из Содома с семейством. Вслед за тем полились с неба потоки серы и пламени на Содом, Гоморру и окрестные города. Все люди там погибли, и весь край превратился в мрачную пустыню у Мертвого моря. Лот ушёл со своим семейством в горы. У его дочерей родились два сына: Моав и Бен-Амми. Они стали родоначальниками двух племен: моавитов и аммонитов, которые в позднейшее время создали собственные царства к востоку от реки Иордан.

Сыновья Авраама – Исаак и Исмаил

Авраам и его жена Сара были уже очень стары, а детей у них еще не было. Авраам имел еще одну жену из своих рабынь, египтянку Агарь . Агарь родила ему сына, по имени Исмаил . Но не этому сыну от рабыни, суждено было сделаться наследником Авраама и новым патриархом евреев. Когда Аврааму было уже почти сто лет, Бог возвестил ему, что скоро родится у него сын от Сары. Авраам подумал: разве у столетнего старца могут родиться дети, а девяностолетняя Сара разве может родить? Смеялась и Сара, когда однажды в их шатер зашли три таинственных странника и предсказали ей, что через год она будет держать на руках своего сына. Но через год Сара родила ребёнка мужского пола, которому дали имя Исаак (Ицхак). В христианских преданиях ветхозаветный образ трёх странников, явившихся к Аврааму и его жене, истолковывается как символ троичности Божества, подтверждение догмата Троицы.

Гостеприимство Авраама. Византийская мозаика базилики Сан-Витале, Равенна, Италия. VI век

На восьмой день от рождения на теле младенца Исаака был сделан особый знак. Такой же знак сделали себе раньше, по велению Бога, Авраам и все мужские члены его рода, в память вечного союза между Богом и евреями. С тех пор этот обряд, называемый «обрезанием», совершается у религиозных евреев над всеми новорожденными мальчиками.

В детстве Исаак любил играть с побочным братом своим, Исмаилом. Саре не нравилось, что ее сын и сын рабыни воспитываются как равные наследники Авраама; она потребовала от мужа выгнать из дому Исмаила и его мать Агарь. Аврааму было жалко Исмаила, но ему пришлось исполнить просьбу Сары. Он велел Агари и Исмаилу уйти из дома, дав им на дорогу хлеба и мех с водою.

Изгнание Агари и Исмаила. Художник Гверчино, 1657

Агарь и Исмаил заблудились в пустыне. Вода из меха вышла, и им нечего было пить. Агарь оставила сына под кустом, сказав: не хочу видеть, как мое дитя умрет от жажды! Сама же села поодаль и заплакала. И услышала она голос ангела Божия: «Что с тобою, Агарь? Не бойся. Подними своего сына и веди его за руку, ибо от него произойдет великий народ». Агарь подняла глаза и увидела колодец с водой, из которого напоила сына. Исмаил остался жить в пустыне, сделался ловким наездником и стрелком. Потомки Исмаила кочевали к югу от Палестины. От них пошёл народ арабов .

Авраам переселился из Хеврона в город Герар, на юго-западной окраине Палестины. Живя среди язычников-многобожников, он оставался верен единому Богу. Однажды Бог захотел испытать Авраама и сказал ему: «Возьми своего любимого сына Исаака и принеси Мне его в жертву на горе Мориа».

Тяжело было Аврааму исполнить это повеление Божие, но он встал рано утром, взял с собою Исаака и отправился к горе. Исаак думал, что отец принесет в жертву овцу или барана. Когда Авраам уже приготовил все для жертвоприношения, Исаак спросил его: вот дрова, и огонь, а где же овца для жертвы? Авраам молча взял сына, связал его, положил на жертвенник поверх дров и уже простер руку к ножу, – но тут услышал голос с неба: «Авраам, не простирай руки к мальчику. Теперь Я знаю, как сильно ты почитаешь Меня, раз не пожалел ради Меня даже единственного сына». Авраам поднял глаза и увидел невдалеке барана, запутавшегося рогами в кустах. Обрадовавшись, он снял сына с жертвенника и вместо него заклал барана.

Жертвоприношение Исаака. Художник Караваджо, 1597-1599

Бог не хотел человеческих жертв, какие приносились язычниками Ханаана в честь идолов. Он желал лишь испытать своего избранника Авраама – и убедился, что еврейский патриарх предан Ему всей душой и готов жертвовать всем, чтобы исполнить волю Божию.

Последние годы Авраама

Сара, жена Авраама, умерла, когда ей было 127 лет. Авраам похоронил супругу близ Хеврона, в пещере Махпела, и стал теперь думать о выборе жены для Исаака. Он послал своего верного раба и домоправителя Элиезера искать жену для Исаака на древней родине еврейского племени. Нагрузив 10 верблюдов подарками, Элиезер отправился в землю, откуда вышли евреи – в Месопотамию. Среди родственников брата Авраама, Нахора, он нашёл для Исаака красивую и заботливую девушку Ревекку.

Авраам тогда уже пребывал в глубокой старости. Он умер в возрасте 175 лет. Его похоронили рядом с Сарой, в пещере Махпела близ Хеврона.

О том, почему так важны указания на возраст лиц, о которых повествует Библия, что маленький Аврам отвечал Нимроду, с какими событиями связаны места, в которых останавливался , о «доброй» и «недоброй» старости, «огне халдейском» и «украденных святых» рассказывает протоиерей Олег Стеняев, продолжая разбирать Книгу Бытия, главу 12.

Смысл возраста

«И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (Быт. 12: 4).

Некоторое уточнение для любителей Библии. Если в Библии называется возраст человека, то, как правило, Библия хвалит его.

«Пойди из земли твоей , - говорит Господь. Земля наша, то есть наше тело, до крещения было землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих. Это о ней говорит псалмопевец: Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс. 26: 13). Через крещение, как я сказал, мы стали землей живых, а не мертвых, землей добродетелей, а не пороков - если только, приняв крещение, мы не вернемся в трясину пороков; если только, став землей живых, мы не будем совершать постыдных и губительных дел смерти. [И иди] в землю, которую Я укажу тебе , - говорит Господь. И верно, что мы тогда с радостью войдем в землю, которую Господь нам укажет, когда с Его помощью мы сначала исторгнем грехи и пороки из нашей земли, то есть тела нашего», - пишет Цезарий Арльский .

Слова: «и с ним пошел Лот» - надо понимать так, что Лот пошел не за Богом, а за дядей, то есть «за компанию».

Здесь сказано, что Авраму 75 лет. Обычно люди считают, что 50 лет, 60 - и всё, жизнь уже заканчивается. У Аврама же жизнь только начинается! Он проживет 175 лет! Вся жизнь впереди - целый век!

Евреи считают, что он должен был прожить 180 лет. Почему они настаивают на этом? Ведь в Писании прямо сказано, что он умер в 175! Потому что сказано, что Авраам умер в «старости доброй» (Быт. 15: 15). Что же имеется в виду? Его сын Измаил, старший сын, рожденный от Агари, вел преступный образ жизни. Но к концу своей жизни он пережил покаяние и обращение к Богу. И когда говорится о погребении Авраама, то сказано: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре» (Быт. 25: 9). И то, что имя Исаака стоит впереди, а Измаила - вторым, значит, что Измаил признал духовное первенство Исаака, так как пережил покаяние. И действительно, это - добрая старость. Но причем тут пять лет, о которых иногда спорят евреи?

Если после нас остаются дурные внуки, невоспитанные дети, это и означает: недобрая старость

В это время в семье Авраама бегал мальчик, которого звали Исав. Он был юный (15 лет). Исав и Иаков - это дети Исаака, сына Авраама. Евреи говорят: «Исав - о, он был миленький, кошерный, хорошенький мальчик! Разбирался в вопросах дозволенного и не дозволенного. Он еще не успел испортиться! А вот если бы он испортился и дедушка Авраам видел это - это была бы уже недобрая старость !» То есть если мы умираем и после нас остаются дурные внуки, невоспитанные дети, вот это и означает: недобрая старость. Но если мы умираем и нас хоронят наши близкие с молитвой, с благоговением, с усердием - это добрая старость, которой можно ожидать для каждого человека.

Как я уже говорил, если Библия называет возраст человека, она хочет его похвалить. Например, когда в Библии говорится об обрезании Измаила, сына Агари, сказано, что ему было 13 лет (см.: Быт. 17: 25). И комментаторы задавали вопрос: а зачем Моисей уточнил, что ему было именно 13 лет? чему это может нас научить?

В 13 лет он мог испугаться того, что происходило, он мог убежать - обрезывали всех мужчин! Но он, как взрослый, встал в очередь, и Авраам совершил над ним обрезание. И чтобы похвалить его, дается вот это уточнение: «был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» (Быт. 17: 25). Так что каждая цифра Писания и каждые буква и слово имеют для нас огромное значение, как и сказал Христос: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18).

«Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все - сравнением с этой буквой (י ) показывается, что даже то, что в законе кажется самым малейшим, исполнено духовных тайн и все будет сжато повторено в Евангелии», - пишет блаженный Иероним .

В какого бога веруешь?

И Аврам - а это был человек, которому было предсказано, что благословятся в нем все племена земные, - выходит из Харрана. В Книге Бытия Аврам - родоначальник евреев, первый еврей , вместе с отцом Фаррой, женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан (см.: Быт. 11: 31).

Фарра (Терах ) умер по дороге в Харране. Там же Бог повелел Авраму оставить страну, обещая сделать его потомство большим народом.

Авраму было 75 пять лет при выходе его из Харрана (см.: Быт. 12: 4). А Фарре (Тераху ) было 70 лет, когда родился Аврам (см.: 11: 26). Значит, Фарре было 145 лет, когда Аврам покинул Харран, и ему еще оставалось жить много лет. Почему же Писание говорит о смерти Фарры до ухода Аврама? Чтобы об этом не было известно всем, чтобы не сказали, что Аврам не исполнил долга почитания отца, оставил его на старости лет и ушел. Поэтому Писание говорит о нем как о мертвом. Надо понимать, что он был духовно мертв, то есть так и остался язычником. Следовательно, Аврам мог покинуть его; ср.: «И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4: 22); и еще: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29).

Αврам, тогда - 75-летний старик, отправился в Ханаан вместе с Сарой и Лотом. Около Сихема Бог снова явился ему и обещал всю эту страну в наследство его потомкам (см.: Быт. 12: 1-9). Это был не просто исход, скорее это выглядело как бегство, изгнание.

Как происходит это изгнание?

В Библии это не описано, но об этом событии сохранились предания, одинаковые у разных этнических и религиозных групп. И евреи, и мусульмане, и христиане одинаково рассказывают о бегстве Аврама, ссылаясь на древних. Это - предания о детстве Аврама, очень интересные предания. Подобное мы находим в Лицевом своде Иоанна IV Грозного (XVI в.), у блаженного Иеронима и в Палее Толковой (XI-XII вв.), у святителя Димитрия Ростовского в его чудесном «Келейном летописце» .

Когда Аврам был маленьким мальчиком , его отец Фарра (Терах) занимался тем, что продавал идолов: изготовлял их и продавал. И вот маленький Аврам однажды сидел, смотрел в окошко и думал о Боге: «Кого из богов избрать, кому поклоняться?» Он увидел звезды, луну. Какая красота! И он подумал: «Вот мой бог - луна! Звезды ей помогут!»

Но луна и звезды зашли, и Аврам сказал:

Не люблю богов, которые заходят!

Появилось солнце - древние египтяне почитали солнце как бога Ра, славяне, наши предки, почитали солнце как бога Ярило. Но и солнце зашло…

И тогда маленький мальчик понял то, что многим не дано было понять, как мы можем прочесть это у ; внутренний голос совести подсказал этому маленькому мальчику идею единства Бога. Юный Аврам понял, что Бог - это Тот, Кто сотворил и солнце, и звезды, и луну, и землю.

И он разрушил в лавке отца, пока того не было дома, всех идолов. Был там и большой идол, которого Аврам не мог сдвинуть. И когда отец вернулся, посмотрел на учиненный беспорядок и строго спросил маленького Аврама: «Кто это сделал?», Аврам ответил:

Вот этот большой перебил всех маленьких!

Отец тогда вскричал:

Ты что, смеешься надо мною? Он же не может ходить!

На что Аврам, этот отрок Божий, резонно заметил:

А что же, отец, ты ему поклоняешься, если он даже ходить не может?

Возник скандал: жители Ура Халдейского узнали о случившемся. По древнему преданию, правителем Ура Халдейского был тогда не кто иной, как Нимрод, построитель Вавилонской башни. И вот он позвал Аврама на допрос.

Маленький Аврам стоит перед тираном, и тот его спрашивает:

В какого Бога ты веришь? Ответь, ребенок!

И Аврам сказал:

Я верю в Бога, Который дает жизнь и отнимает ее.

Тогда Нимрод говорит:

Так это же я! Я даю жизнь, когда отменяю казнь, и я умерщвляю, когда выношу смертный приговор!

Мальчик посмотрел на этого языческого монстра и сказал ему:

И тогда мальчик сказал правителю: «Солнце восходит на востоке. Повели, чтобы оно взошло на западе!»

Солнце восходит на востоке. Повели, чтобы оно взошло на западе!

И этот правитель страшно разозлился и велел разжечь очаг, который у него был, и бросил Аврама в эту печь.

Дело в том, что слово «ур» может означать «огонь», и вот это название Ур Каздим (Ур Халдейский) может означать «халдейский огонь». И когда в Писании говорится, что он покинул Ур Халдейский, можно перевести так, что он убежал оттуда, спасаясь от огня.

Святитель Димитрий Ростовский писал в «Келейном летописце»: «…халдеи разгневались на Аврама за гибель своих идолов и ввергли его самого в огонь, но он вышел оттуда, сохраненный силою Божиею невредимым от огня».

И вот смотрит этот тиран на Аврама, Аврам же, как и те три отрока в печи во дни пророка Даниила (см.: Дан. 3: 92), ходит, молится, прославляет единого Господа… Тогда Нимрод его вызывает оттуда и говорит:

Убирайся со своей семьей, чтобы здесь вас не было!

Блаженный Иероним писал: «Таким образом, верно предание евреев, о котором я сказал выше, что Фара вышел со своими сыновьями из “огня халдейского” и что Аврам, находясь среди вавилонского огня за то, что не пожелал ему (огню - божеству халдеев. - прот. О.С. ) поклоняться, был освобожден благодаря Божией помощи; и с того времени, когда он исповедовал Господа… исчисляются дни его жизни и возраст» .

«И с того времени, когда исповедовал Господа, исчисляются дни жизни и возраст»

То есть неважно, сколько тебе лет - 15 или 70, - подлинная жизнь начинается тогда («исчисляются дни его жизни и возраст»), когда человек обращается от тьмы неверия к Божественному свету («с того времени, когда он исповедовал Господа»).

Я помню, когда был ребенком, моя бабушка позвала меня в церковную сторожку:

Пойдем попьем чай с девочками.

Я с радостью согласился. Заходим в сторожку, а там одни бабушки лет по 70-80. И я спросил:

А где девочки?

Бабушка сказала:

Все перед тобою! - И указала на старушек.

Одна из них говорит:

Мы все тут девочки! Я уверовала десять лет назад, кто-то еще моложе.

Мы не можем купить жизнь вечную ценою временной жизни. Мы не можем купить ценою тленной жизни жизнь нетленную, как бы правильно мы здесь ни жили! Мы не можем ценою жизни на земле приобрести жизнь на Небесах! Это - несоизмеримые и несопоставимые вещи! Поэтому были ли подвиги Аврама, не было ли этих подвигов - Бог избрал этого человека! И этот человек пошел за Ним.

Несколько слов об «украденных святых»

Кстати, в русском народе больше всего любят тех святых, которых у нас не украли. Я поясню, что я имею в виду. Я совершенно согласен с профессором А.И. Осиповым, который говорит, что, когда составлялись жития святых в XVII веке, многие тексты были списаны с католических источников, где имелись во множестве невероятные фантазии. И в результате теперь мы получили украденных святых. Что значит «украденный святой»? Вот Симеон Новый Богослов пишет (я не решился привести его текст без сокращений):

Я был убийцей - слушайте все!…
Я был, увы мне, и прелюбодеем в сердце…
Я был блудником, магом…
Употребителем клятв и стяжателем,
Вором, лжецом, бесстыдником, похитителем - горе мне! -
Оскорбителем, братоненавистником,
преисполненным зависти,
Сребролюбцем и совершителем
Всякого другого вида зла.
Да, поверьте, я говорю об этом правду
Без притворства и без лукавства!

Я прочитал и думаю: надо бы его биографию почитать - когда это он успел-то? Открываю его биографию: «С детских лет посещал монастырь, процвел величайшим благочестием, достиг вершин духовной жизни, был переведен в другой монастырь… там достиг еще большей высоты и был возвращен в свой монастырь, где до смерти подвизался в благочестии».

Или, например, читаю Макария Великого: «Все считают меня святым и праведным, мне уже много лет, а до сих пор блудные страсти одолевают меня…»

У нас украли святых! Это очень серьезная проблема. И народ чувствует это. Раньше на Руси каждый день за службой читалась книга, которая называлась «Пролог». В этой книге читалось житие святого того или иного дня. Русский народ теперь ничего не читает из Пролога, кроме всего лишь одного жития! Это житие преподобной Марии Египетской. Потому что здесь явно ничего не украли, она такая, какая она была. И такое житие может вдохновить грешного человека задать себе вопрос: «А что же я стою на месте? Почему же я ничего не предпринимаю для того, чтобы моя жизнь изменилась?»

«И всех людей, которых они сделали»

«И взял Аврам с собою Сару , жену свою, Лота , сына брата своего (его брат умер. - прот. О.С. ), и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране» (Быт. 12: 5).

Вот тут с иврита нужно перевести буквально так: «и всех людей, которых они сделали в Харране». А как это понять: «сделали в Харране»?

Если о человеке скажут: «Он делает деньги», это же не значит, что он фальшивомонетчик, правильно? Он просто умеет их зарабатывать. И слова: «они взяли всех людей, которых они сделали в Харране» - нужно понимать следующим образом: Аврам проповедовал мужчинам Единобожие, веру в одного Бога, а Сара проповедовала женщинам.

«Сия сопряженная плотью и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом . В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого Бога и веровали в Него и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое» .

И они, Аврам и Сара, создали религиозную общину. И слово «еврей», действительно, в первоначальном значении означает не нацию, а именно религиозную принадлежность. И христиане никогда не воспринимали слово «иудей», или «еврей», как обозначение национальности.

Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28-29). И древние пророки призывали так называемых этнических иудеев (евреев): «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4: 4). Да, они были обрезаны - тем самым внешняя форма была соблюдена, - но сердца их не были обрезаны для Бога.

В земле Ханаанской

«И вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12: 5-6).

Аврам словно намаливал места, в которых потом происходили значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события

Если мы внимательно выпишем все стоянки Аврама, где он делал жертвенники, где он просто останавливался на какое-то время, и посмотрим, где эти места встречаются в Библии, мы увидим, что он как бы намаливал места, в которых потом происходили какие-то очень значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события.

Вот Сихем. В Сихеме была изнасилована девятилетняя Дина, дочь Иакова, которая пошла посмотреть, как живут жители этой области. Принц Сихема влюбился в эту маленькую Дину, забрал ее к себе, надругался над нею, но потом испугался из-за содеянного, и начались переговоры.

Братья Дины Левий и Симеон, которые были братьями ей и по отцу, и по матери, узнали, что сделали с девятилетней Диной, и решили отомстить. Они сказали жителям Сихема: «Не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас» (Быт. 34: 14).

И все жители Сихема обрезались. А когда человек совершает обрезание, то по особенностям физиологии три дня он лежит в горячке, ему очень тяжело передвигаться. И вот когда обрезанные жители находились в горячке, Левий и Симеон, братья этой девочки, вырезали всех мужчин Сихема. А потом отдали весь этот город на разграбление своим другим братьям (см.: Быт. 34: 18-31).

Они, конечно, имели право отомстить насильнику за сестру, но без этой крайней жестокости! Позже патриарх Иаков скажет о них: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49: 7).

Сихем - это и «дубрава Море», место между горою Гаризим и горою Гевал. При входе в землю обетованную потомки Авраама проклинали грешников на горе Гевал и благословляли на горе Гаризим (Втор. 11: 29).

И Аврам останавливается в Сихеме, он - Божий пророк.

«И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12: 6).

А почему Моисей употребляет эту фразу: «в этой земле тогда [жили] Хананеи»?

Вот если, например, мы выйдем на улицу, и я скажу: «А вот тут недавно стояли узбеки и чеченцы», что это значит? Это значит, что они ушли! А когда Моисей пишет, что на той земле тогда еще жили Хананеи, имеется в виду, что они и тогда еще продолжали жить, когда Моисей писал эти слова.

Этим самым бытописатель Моисей показывает, что Хананеи захватили эту землю. Помните, как в Книге Деяний сказано: «От одной крови (то есть от крови Адама. - прот. О.С. ) Он (то есть Господь. - прот. О.С. ) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26)? И вот эта земля, святая земля, была предназначена для потомков Сима, Евера и Авраама. Поэтому здесь и сказано: «В этой земле тогда жили хананеи» - то есть жили незаконно.

«И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12: 7).

В Сихеме создается жертвенник Господу, и Господь говорит, что Он будет заботиться о потомстве Аврама: «потомству твоему отдам Я землю сию». То есть потом отдам, когда сгоню с нее чужаков.

«Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт. 12: 8).

Слова: «шатер свой» - надо понимать так, что сначала поставил шатер жены, потом свой. В написании אָהֳלֹה, буква ה «хет » в конце слова вместо ו «вав » означает: «ее шатер». Сначала раскинул шатер своей жены, а затем свой. Это урок для мужей: позаботься сначала о жене, потом о себе. Сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7). Оказывается, если кто не уступает место женщине, например в автобусе или метро, молитвы того несовершенны.

Интересные уроки семейной жизни оставили для нас эти два праведника - Авраам и Сарра!

Произошло смешение языков и люди расселились по разным странам. Вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество - поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Но был один человек по имени Авраам, который, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Вот история Авраама и Сарры, его супруги.

Авраам - потомок Сима и родоначальник еврейского и арабского народов.

Когда Аврааму было 75 лет, Бог явился ему и сказал: "Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении".

Авраам послушался повеления Божьего. Взял свою жену Сарру, слуг, рабов и, покинув город Ур, в котором родился и прожил всю жизнь, отправился в путь.

Бог привел Авраама в землю Ханаанскую. Там жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Ханаанская земля была обширна и плодородна, но мало заселена. Бог пообещал Аврааму, что со временем вся эта земля станет принадлежать его потомкам. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной.

Авраам поселился со своей семьей в Ханаанской земле и стал вести привычную жизнь скотовода. Бог еще несколько раз являлся Аврааму, чтобы подтвердить пророчество о многочисленности и величии будущего авраамова потомства. Но жена Авраама, Сарра, была бесплодна, и у Авраама не было детей.

Тогда, следуя древнему обычаю, Сарра избрала среди своих рабынь наложницу для мужа, египтянку по имени Агарь, чтобы рожденного ею ребенка воспитать как собственного. Вскоре Агарь забеременела. Она сразу же возгордилась и перестала оказывать почтение Сарре, своей госпоже. Сара пожаловалась мужу: "Я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня".

Авраам сказал жене: "Служанка твоя в твоих руках, - делай с нею, что тебе угодно". Сарра стала притеснять Агарь, и та, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, Агарь целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: "Возвратись к госпоже своей и покорись ей!" Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Измаил, что значит "Бог слышит". Прошло несколько лет.

Однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться.

Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: "Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей".

Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было 90 лет, подумала: "Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар". Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились.

Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился сам Бог. (Их изображение - так называемая "ветхозаветная Троица" - является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой "Троицы" Андрея Рублева).

Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: "Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется". Сарра назвала сына Исаак, что значит "смех".

Исаак был законным сыном Авраама, но Измаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: "Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком".

"Показалось это Аврааму весьма неприятным", он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Измаила, которому так же, как и Исааку, суждено стать родоначальником великого народа.

Ручной лазер

Сбылась мечта фантастов прошлого, теперь в руках любого жителя Земли за символическую плату в 299$ может оказаться настоящий...

Тайна Ватикана - возникновение славян

Не секрет, что Ватикан хранит множество тайн.Одним из самых мрачных его периодовстали крестовые походы. Отрадно, что в настоящее...

Информация знания данные

Поддавая логическому анализу, целесообразно размежевывать понятия "информация", "знание", "данные", поскольку "знание" является понятием более широким, чем...

Развитие двигателя em-drive

Новую версию «невозможного» двигателя EmDrive запатентовал разработчик Роджер Шойер. Работу агрегата невозможно объяснить с точки зрения законов сохранения. ...

Суставы пневмо-андроида

У большинства человекообразных роботов, разработанных в последние десятилетия, «негнушиеся» суставы - это создает большие проблемы при взаимодействии...

Свящ. Александр Мень

§ 21. Авраам — «Отец верующих» (Быт 12-25)

1. Значение Авраама в священной истории . Православная Церковь чтит в лице Авраама не только отдаленного предка Иисуса Христа (Мф 1:1), но и духовного «отца верующих». В Новом Завете имя Авраама встречается 72 раза. Сам Господь называет истинного Бога библейской веры «Богом Авраама, Исаака и Иакова» (Мф 22:32). По слову ап. Павла, Авраам, безгранично доверившийся Богу, «есть отец всем нам». Ибо он «сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов» (Рим 4:16-18). Это значение патриарха было осознано еще в ветхозаветную эпоху. В 2 Пар 20:7 автор называет Авраама другом Божиим, а Сирах пишет, что он «в испытании оказался верным, поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы» (44,21-22). Таким образом, в личности и вере патриарха Слово Божие усматривает такие черты, которые делают его подлинным родоначальником ветхозаветной Церкви и через это связывают со вселенской Церковью Завета Нового. Начиная с Быт 12 , Авраам и его наследники становятся центром повествования. В них сосредоточиваются замыслы Божии о духовном будущем мира.

Иными словами, история ветхозаветной Церкви начинается с призыва к исходу, призыва, который повторится во дни Моисея и в конце вавилонского плена. Авраам внемлет небесному голосу и смело отправляется в путь, в чужую ему страну, не колеблясь и ни о чем не спрашивая. Лишь в Ханаане, где Бог уже не только «говорит», а является Аврааму в видении, патриарх спрашивает: как может совершиться обещанное, раз он бездетен. Но Бог еще раз подтверждает обетование. «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6).

3. Личность Авраама . Народных героев в легендах обычно изображают в идеализированном виде. Библия, напротив, рисует Авраама реалистично, со всеми его слабостями. Он не сверхчеловек. На первый взгляд, он — обычный сын своего времени. Ему не чужды сомнения и уныние (15:2), порой он проявляет малодушие (12,10-20, 20,1-8), не может воспротивиться злым настояниям жены (16,1-6). Однако тем рельефней выступают на фоне этих слабостей человеческие достоинства Авраама. Он дружелюбен и стремится избегать ссор (13,8-10), но, если нужно, готов с оружием в руках защитить сродника (). Гостеприимство для него — священный закон (18,1-8 , ср. Мф 25:35) Он не желает породняться с распутными и нечестивыми хананеями и посылает за невестой для сына в родной Арам (). Как пророк (20,7) он отвергает их мерзости. Недаром великий борец против ханаанских Ваалов Илия будет взывать к «Богу Авраама, Исаака и Иакова» (3 Цар 18:36). Тем не менее Авраам не испытывает никакой вражды к жителям Ханаана и охотно заключает с ними союзы (21,22-34). Более того, он даже молит Бога, вступаясь за грешных содомлян (18,22-33) и за Авимелеха Гегарского ( , ,).

4. Вера Авраама . Сказание об отце верующих построено на трех очень сходных преданиях (Я, Э, С). Оно содержит четыре основные темы:

  • Бог Авраама;
  • Вера Авраама;
  • Обетование;
  • Завет.

БОГ АВРААМА (впоследствии именуемый «Богом Авраама, Исаака и Иакова»). В собственных именах времени патриархов очень часто встречается сочетание имени Бога с приставками: аб — отец, ах — брат, ам — народ. Этот факт указывает на своеобразную традицию: считать своим личным покровителем не божество той или иной страны, а бога, который находится в тесной, как бы «родственной» связи с данной семьей или племенем (напр., Авимелех значит «божественный царь — мой отец», Илабиха — «бог твоего отца»). Подобные личные, семейные религии впоследствии исчезают.

Авраам поступил так же, как его современники, — признал своим Отцом и Покровителем Бога, Которого называл: Эль Элион — Бог Всемогущий, или Эль Шаддай — Бог Вышний, или Эль Олам — Бог Вселенной (Вечности), или Эль Рон — Бог Всевидящий — или, наконец, просто «своим Богом» («Богом Авраама», ср. Быт 14:18 ; Быт 16:13 ; 17,1 ; 21,33 ; 28,13). Но Бог этот отличался от языческих божеств: Он требовал разрыва с другими культами, у Него не было изображений, Он почитался владыкой неба и земли (14,19).

Пытаясь проникнуть в тайну обращения Авраама к вере в этого Бога, позднейшие предания изображали долгий процесс его духовных поисков. По словам И. Флавия, патриарх пришел к вере в Творца путем «созерцания изменяемости земли и моря, солнца и луны, и всех небесных явлений. Ибо (так рассуждал он), если бы всем этим телам была присуща (собственная) сила, то они сами заботились бы о сохранении порядка между собой; но так как этого-то у них как раз и нет, то очевидно, что они полезны нам не в силу собственного присущего им могущества, но вследствии власти Повелевающего ими, Которому Одному подобает воздавать честь и благодарность» (Археология, 1,7,1). Подобное же предание есть и в исламе, который ведет свою родословную от Авраама (см. приложение).

Все заставляет думать, что библейские сказания о начале мира и человека с их месопотамским колоритом восходят к Аврааму, уроженцу Двуречья.

Примечание . Бытописатель, говоря о Боге Авраама, употребляет св. Имя Ягве. Это сознательный анахронизм, призванный показать, что «Бог Авраама, Исаака и Иакова» есть тот же Бог, что и Бог Моисея (ср. Исх 3:6).

ВЕРА АВРААМА . «В праведность» Аврааму вменяется не то, что он уверовал в Бога, в Его существование, а то, что поверил Богу, доверился Ему. Библия не имеет в виду теоретическую веру в бытие Божие. Такую веру могут обрести и язычники (ср. Рим 1:19). Но язычники нередко представляли Божество равнодушным к человеку и даже злонамеренным. Величие же Авраама заключалось в том, что он проникся доверием к Творцу. Безоговорочно следуя по указанному Им пути, Авраам доказал свою веру в благость Божию. Еврейское слово «эмуна» (вера) происходит от корня «аман», что значит твердо, верно, надежно (откуда слово «аминь»). Авраам не сомневался, что Бог будет верен Своему обетованию, что слово Его непреложно. И он сам пребыл верным Богу.

ОБЕТОВАНИЕ . Обещание, данное Аврааму, заключается в трех тайнах:

  • Тайна обетованной земли и народа Божия. Речь идет о ветхозаветной Церкви в св. земле. Внешне этому противоречило то, что Авраам был чужаком и странником в этой земле и не имел детей.
  • Тайна Христа . Благословение придет через «семя» Авраама (ср. Деян 3:25). В явлении Мессии осуществилось обещанное, поэтому Пресвятая Дева в Своем славословии вспоминает об Аврааме (Лк 1:55), а Спаситель говорит иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» (Ин 8:56).
  • Тайна Вселенской Церкви . Благословение Авраамово распространится на «все народы земли».

Знаком обетования была «клятва» Божия. «Люди клянутся высшим, — поясняет апостол, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр 6:16-17).

ЗАВЕТ . В подтверждение открывшемуся Бог «полагает», то есть Сам устанавливает, Завет, или Союз, с Авраамом. Человек, в котором заключено будущее Церкви, получает от Бога знамение того, что Слово Божие неотменяемо.

В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками (Иер 34:18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот «дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (15,17). Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником. В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога («напал на него ужас и мрак великий»). В вещем сне он слышит пророческие слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему.

Что же требовалось от самого Авраама по этому Завету? Первая его заповедь: «Я Бог Всемогущий (Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен» (17,1 ). В Быт 18:19 Господь говорит: «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (т.е. правду и справедливость).

Знаком Завета стало имя патриарха — Авраам. Прежде он именовался Аврам, что значит «Высший (Бог) — Отец»; новое имя переводится как «Отец множества». Само переименование, как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §17). Другим знаком было обр`езание. Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян, хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным вероисповедным знаком иудеев.

В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он, однако, сохранен).

5. Испытания Авраама . Долгая жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило.

I. Ничто не доказывало, что у Авраама или его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной земле. До самой смерти патриарха на это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться. Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:

  • Перейдя границу св. земли, вероятно у реки Яввока, Авраам раскидывает свои шатры в центре Ханаана, близ города Сихема, где Господь является ему и где он сооружает первый жертвенник (12,6-7).
  • Далее патриарх двигается на юг и останавливается у города, носящего название своего святилища Вефиль (евр. Бетэль) — Дом Божий. Там он вновь возвигает жертвенник (12,8-9).
  • Голод, вызванный, по-видимому, вторжением войск фараона, вынуждает Авраама искать убежища в Египте, как делали другие кочевники (см. приложение). Боясь, что его убьют из-за красавицы-жены, он выдает ее за сестру, и «взята она была в дом фараона». Но Бог «поражает тяжкими ударами фараона и дом его», и Сару немедленно отпускают. Здесь мы видим не только малодушную робость Авраама, но и покров Промысла, Который охраняет его (13,10-20).
  • После возвращения в окрестности Вефиля от Авраамова клана отделяется группа во главе с его племянником Лотом, поскольку между их пастухами начались распри из-за пастбищ. Лот выбрал цветущую долину Сиддим у города Содома, хотя его жители «были злы и весьма грешны перед Господом». Зная это, Авраам не прельстился злачными пастбищами, а выбрал суровые окрестности Хеврона, где он смог раскинуть шатры в теребинтовой роще (синод. пер. «в дубраве») Мамре. Там Господь снова является ему, и Авраам приносит Ему жертву ().
  • Когда Авраам узнает, что Лот захвачен проходившими по долине Содомской войсками эламитов, он собирает своих людей, ночью нападает на неприятеля и освобождает пленников. Его подвиг вызывает радость в городе Салиме. Царь его Мелхиседек выходит навстречу Аврааму и выносит хлеб и вино (знак дружеского союза, скрепленного жертвой). Он благословляет патриарха от имени Бога Всевышнего (Эля Шаддая) и предлагает воспользоваться отнятой у врагов добычей. Но Авраам отказывается (гл. ).

II. Таким же образом испытывается и вера Авраама обетованию о его потомстве:

а) Проходят годы, а жена патриарха остается бесплодной. Авраам недоумевает. Как совершится предсказанное, когда он вынужден будет оставить все свое имущество и наследство Елиезеру, слуге, которого он взял в Дамаске (15,2)?

Согласно хурритским законам и кодексу Хаммурапи (отражавшим восточное право начала II тысячелетия), усыновленный работник имел право наследства в доме (Хаммур., § 191).

б) Следуя законам своего времени (хурритское право, кодекс Хаммурапи, § 145), Авраам берет себе наложницу-египтянку Агарь. Согласно закону Хаммурапи (§ 146), даже если эта наложница-рабыня родила ребенка, она не должна «равнять себя со своей госпожой». Однако Агарь, зачав дитя, «стала презирать госпожу свою» (16,4). По одному преданию (Я), не выдержав притеснений госпожи, беременная Агарь убежала от нее в пустыню (видимо, пытаясь добраться до родины, Египта). По другому (С) — Агарь была изгнана уже после рождения Исаака. В первом случае Авраам лишался единственной надежды, что рожденный от Агари сын будет его долгожданным наследником.

Сын Агари Измаил получает Божие благословение (его имя встречается в текстах Мари ХVIII в.). Его потомки измаильтяне рассматривались как сородичи израильтян. Их судьба косвенно связана с обетованием, данным Аврааму. Сыны Измаила оставались кочевыми бедуинами Синайской пустыни. Последователи ислама считают их своими предками, хотя само понятие «араб» было тогда более широким и включало всех обитателей пустыни (евр. арава).

в) Когда Авраам состарился и надежда на наследника, казалось бы, уже несбыточна, Бог снова подтверждает ее в особом явлении у Мамре. Там патриарх принимает трех странников. Один из них оказывается Ангелом Ягве, то есть явлением Самого Бога. Он пришел испытать как веру Авраама, так и жителей Содома и Гоморры, грех последних исполнил меру долготерпения Божия.

Сарра засмеялась, услышав предсказание. Оно казалось ей невероятным. Но Авраам непоколебимо уповает на Слово Божие. Рождение сына у престарелых или бездетных родителей описывается в Библии несколько раз (Иаков, Исав, Самсон, Самуил, Иоанн Креститель). Этим Писание показывает, что и жизнь даруется человеку по воле Божией.

Сказание в образной форме излагает и библейскую философию истории, согласно которой судьбы народов связаны с их нравственным состоянием. Умоляя Бога о содомлянах, Авраам уверен в Его справедливости. Патриарх не желает гибели грешников и смиряется, лишь убедившись, что тяжкие грехи обрекают города у Мертвого моря на гибель ().

Примечание. Данные геологии и археологии подтверждают, что в районе Сиддим действительно произошла катастрофа, погубившая прибрежные города. Часть суши опустилась и была затоплена водами Мертвого моря. После ХIХ века названия городов долины исчезают из документов. Конкретный характер катаклизма остается неясным.

Бегство Лота (еще один малый «исход») знаменует повеление Божие отделиться от зараженных грехом хананеев. Лот вошел в их среду, соблазненный удобствами благодатного края, но теперь вынужден бежать, не оглядываясь и бросив все. Это был урок народу Божию, которого так часто манили блага ханаанской цивилизации.

Бл. Августин видит здесь урок и для Церкви новозаветной. «Какой имеет смысл, — пишет он, — запрещение со стороны ангелов освобожденным озираться назад, как не тот, что если мы желаем избежать последнего суда, то не следует возвращаться душою к ветхой жизни, которой возрожденный совлекается благодатью?» (О Граде Божием, ХVI,30).

Рассказ свидетельствует о непреклонной вере патриарха, готовой на любую жертву. Он также указывает, что каждый первенец принадлежит Богу (ср. Исх 34:19-20), но, в отличие от хананеев, сыны Авраамовы должны приносить в жертву не детей, а животных. Сама жертва и посвящение первенца призваны были напоминать о том, что все принадлежит Творцу. Отдавая Ему то, что поддерживает их жизнь, древние израильтяне исповедовали свою веру в верховную власть Бога над жизнью и смертью.

В лице Иисуса Христа Сам Бог принесет Себя в жертву и этим уподобится жертве ветхозаветной (агнцу). Отсюда наименование «Агнец Божий», которое Библия прилагает к Спасителю (Ин 1:29 ; Откр 5:12).

Примечание . В рассказе о женитьбе Исаака () не просто изображается быт еврейских патриархов, а подчеркнуто твердое намерение Авраама не вступать в родство с хананеями. Это намерение превратилось позднее в строгий запрет, который был продиктован угрозой нравственного и религиозного разложения, идущей от ханаанского язычества. Образ Исаака в Бытии менее рельефен, чем образы Авраама и Иакова. Только подтверждается, что благословение Авраамово почиет и на Исааке (26,2-5), и рассказывается о случае с Исааком, который во всем аналогичен подобному эпизоду в истории Авраама (26,6-33 ; ср. 20). В обоих сказаниях допущен анахронизм: юго-запад Ханаана назван землей филистимской, хотя филистимляне появились там на несколько веков позже.

6. Заключение . Авраам не случайно назван «другом Божиим» (Иак 2:23). Его вера проникнута и духом безоговорочного доверия к Создателю, и чувством таинственной близости к Нему. Господь приходит в шатер Авраама, чтобы разделить с ним трапезу. Эта трапеза, — когда патриарх догадывается, что его посетил небесный Гость, — становится образом жертвы. Ведь жертва в древности понималась как священный пир, на котором присутствует Сам Бог. Трапеза — знак единения людей, трапеза-жертва — знак их соединения с Богом.

Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия, символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой.

Вопросы для повторения

  1. В чем заключено значение Авраама как «отца верующих»?
  2. Когда произошло переселение Авраама из Месопотамии?
  3. Каково было первое слово Божие к Аврааму?
  4. Укажите четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама.
  5. Как именовался Бог Авраама?
  6. В чем заключалась вера Авраама?
  7. В чем заключалось данное ему обетование?
  8. Как был ознаменован Завет с Авраамом?
  9. Чем характеризуется личность Авраама в Библии?
  10. В чем заключались испытания Авраама?
  11. Укажите основные пункты странствия Авраама.
  12. Кто был Мелхиседек?
  13. Какой залог содержался в приобретении Авраамом Махпелы?
  14. Какие древние законы объясняют поступки Авраама?
  15. В чем смысл сказания о явлении Бога в Мамре?
  16. О чем свидетельствуют судьбы Содома и Лота?
  17. Почему невеста для Исаака была взята не в Ханаане?
  18. В чем смысл жертвоприношения Авраама?
  19. Как связана икона Рублева «Троица» с рассказом Бытия и тайной жертвы-трапезы?