Куклы галины дмитрук. Без заголовка. — Обидно слышать критику от соотечественников


Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты сайт с известным мастером авторской куклы из Беларуси, постоянным участником Бакинского международного биеннале кукол «Fusion doll» Галиной Дмитрук, чьи куклы находятся в частных коллекциях в Германии, Бельгии, Швейцарии, США, Азербайджане и других странах мира.

— Куклы бывают разные. Если говорить о материальной составляющей, то ценовой диапазон весьма широк. Все зависит от имени автора, материала, из которого изготовлена кукла… Уверена, в мире есть очень даже демократичные в этом смысле работы. Но мне более приятна мысль о том, что действительно достойные куклы — это та роскошь, которую могут себе позволить исключительно тонко чувствующие, глубокие люди, обладающие исключительным вкусом. Я нахожусь немного по другую сторону. Я не обладатель своих кукол. Они, как правило, очень быстро находят новых владельцев, но я имею счастье создавать их. Мои куклы — это неотъемлемая часть моей жизни, которая приносит мне огромное удовольствие.

— Давайте непосредственно перейдем к Вашему стилю. Ваши работы сочетают в себе «гламур», «моду», «красоту» и «свободу». Как Вы пришли к такому стилю?

— В разные периоды моего творчества меня «трогали» разные вещи. В более юном возрасте — мода, далее — взаимоотношения людей, какие-то острые, глубоко психологические моменты. С появлением моего сына я стала смотреть на мир в более позитивном ключе и видеть, в первую очередь, красоту. Конечно же, все свое отношение к реальности я честно и откровенно привносила и привношу в кукол. С возрастом мои работы стали мягче, исчезла эпатажность, надрывность и острый драматизм. Сейчас я как будто парю в воздухе, наслаждаясь процессом работы над плавной скульптурой женского тела, созданием исключительно женского и по форме, и по сути образа, вышивкой… Когда что-то кардинально поменяется в моей жизни, зритель незамедлительно почувствует это в моих работах.

— Не хотелось бы Вам создать серию работ в классическом стиле?

— Мне кажется, такие работы есть у меня. Например, последний год я создавала только будуарных кукол в зефирно-ванильных кружевных платьях. Да, у них мои лица, анатомия, мой узнаваемый почерк. Однако по стилю, технологии изготовления, способу крепления частей тела и костюму их вполне можно назвать классическими.

— Вы часто создаете обнаженных кукол, расскажите, чем Вас привлекает жанр ню? Возможно, под обнаженностью Вы хотите показать чувства и эмоции, которые невозможно скрыть. Что Вы об этом думаете?

— Да, вы правы. Цель не столько привлечь внимание к обнаженному телу, сколько персонифицировать куклу, наделить ее человеческими качествами, эмоциями. Детальная скульптура — это всего лишь инструмент, который позволяет мне это сделать, не более того. Я не могу представить себе детально проработанный образ трогательной Леди с живым взглядом, в прекрасном полупрозрачном наряде, не уделив при этом внимание скульптуре тела. В незначительной обнаженности плеч и груди, маленьких складочках тела, манящих женских формах кроется всегда большая часть образа. Мои куклы — это не манекены, плотно одетые в парчу и атлас… Мои куклы — это живые женские образы, лишь слегка прикрытые от посторонних глаз полупрозрачными материями…

— Некоторые специалисты относят жанр, в котором Вы работаете, к эротическому. Не приходится ли Вам сталкиваться с непониманием и критикой в свой адрес?

— (Смеется) С этими «специалистами», к счастью, я не знакома лично. Каждый видит то, что хочет увидеть. Всегда очень четко даю понять, какой концепт я вкладываю в очередную коллекцию. Основными лейтмотивами, как правило, являются любовь, чувственность, спокойная нежность или, наоборот, острый драматизм (в зависимости от настроения всей коллекции). Я не демонстрирую какие-то определенные женские части тела. Я просто создаю женщин, такими, какими я их вижу. Поверьте, зритель, который посмотрит на куклу моими глазами, поймет намного больше… А к вопросу об эротизме… Так он есть в каждой женщине. И уж особенно в привлекательной….

— В одном из своих интервью Вы отметили, что Ваши куклы были восприняты более демократично за рубежом, нежели в Беларуси. Как Вы считаете, почему белорусский зритель так скептически относится к Вашим работам?

— Я не могу сказать, что белорусы относятся скептически. Сейчас белорусская публика знает меня и многие очень даже любят мои куклы. Просто почему-то так сложилось, что признание и поддержку я получила из других государств. Я безумно благодарна в этом смысле Азербайджану, потому что моя выставочная деятельность в вашей стране имела очень теплую министерскую поддержку и помощь. На самом начальном этапе моего творчества меня очень поддержала и продолжает поддерживать большая и известная бельгийская компания производитель товаров для художников, материалами которой я неизменно пользуюсь уже около 10-ти лет. Мои куклы, в своем большинстве, находятся у коллекционеров Европы и России. Надеюсь, что в будущем я, как художник, буду также востребована и в своей стране.

— Поделитесь впечатлениями о Вашей персональной выставке «Ночная сказка» в Баку? Помимо этого, какое впечатление на Вас произвел Баку и его жители, ведь Вы были у нас не в первый раз и уже успели обзавестись азербайджанскими друзьями?

— В Баку я приезжаю уже, как в родной город. Конечно, в первую очередь, я говорю о людях. Я всегда с большой теплотой еду, в первую очередь, не на очередную выставку, а в Музейный центр к его директору Лиане Везировой, в галерею «Арт Кукла», к моему другу художнице, мастеру авторской куклы Фарах Алиевой и ее семье. Баку всегда в моем сердце, а моя персональная выставка «Сказки на ночь» прошла чудесно и душевно. Когда я планирую новые проекты, Азербайджан всегда одна из первых страх в списке, в которой я бы хотела снова выставиться.

— Не думали ли Вы о создании коллекции кукол представительниц разных народов мира, включая расовые особенности?

— Спасибо, я подумаю над вашей идеей (улыбается). На самом деле, помимо славянских, я часто леплю своим куклам азиатские, восточные, греческие и негроидные черты лица. Правда, одеваю я их или в фантастические наряды, или в соответствии с современными модными тенденциями. Но это, конечно, очень интересно, попробовать поработать и над национальными костюмами разных стран.

— Не сложно заметить, что многие Ваши куклы внешне похожи на Вас. А что касается внутреннего мира Ваших героинь? Имеют ли они сходство с Вами?

— Конечно. Они и есть мой внутренний мир. Как иначе? Художник должен быть честным и показывать именно то, что у него в душе. Это форму носа и разрез глаз я могу подсмотреть в лице модели, а внутренний мир можно вложить только вместе со своей собственной душой.

— Почему Вы создаете исключительно представительниц прекрасной половины человечества. Не хотели бы Вы восстановить гендерный баланс, сделав и мужскую куклу?

— Причина в моем кардинально разном отношении к мужчинам и женщинам. Женщины для меня целиком понятны. Мне легко перенести в кукольную скульптуру те или иные женские черты и характер. Я могу восхищаться и любоваться женщинами. А вот с мужчинами все иначе. Как правило, если это восхищение, то настолько сильное, что тут, как правило, не выразить ни скульптурой, ни словами. За всю историю моего творчества я могу насчитать не более 10-ти мужских кукол, и это притом, что я всего создала более двухсот работ (смеется).

— Галина, для Вас важно знать, кто приобретает Вашу работу?

— Да, это очень важно для меня. Я хочу, чтобы кукла, сделанная моими руками и с частичкой моей души, жила у хороших людей. Если вы зададите этот же вопрос другому художнику по куклам, то он даст вам аналогичный ответ. Если художник творит искренне, а не подстраивается под конъюнктуру рынка, для него всегда важна судьба собственного творения.

— Вы выставлялись в разных странах. Скажите, выставка, в какой стране запомнилась Вам, например, лучшей организацией, лучшей атмосферой или не понравилась вовсе?

— К счастью, мне всегда все нравится. Самый радушный и теплый прием и отличная организация всегда на кукольных биеннале в Баку. Это чистая правда и со мной согласятся многие мои коллеги. Очень люблю выставку Салон кукол на Тишинке (Россия) и нашу белорусскую выставку Панна DOLL’я. Она относительно молодая, но организаторы работают всегда на высоком уровне.

— Кукольное искусство – это довольно дорогостоящее занятие. Насколько окупают себя затраты на материалы и прочее?

— Сложно сказать. Чем больше ты создаешь и продаешь кукол, тем больше приходится тратить на выставки и материалы. Чем успешнее художник, тем больше хочется творить и реализовывать различные проекты. А это всегда тянет за собой еще большие расходы. Но в целом, я не жалуюсь и благодарна судьбе, что я занимаюсь любимым делом и могу жить со своего творчества.

— Расскажите про Вашу последнюю серию работ. Чему она посвящена?

— Весь 2017 год я создаю будуарные куклы. У них довольно легкая и понятная многим миссия — красиво сидеть в интерьере и радовать хозяев дома. Как только я закончу последнюю 12-ую куклу, я, скорее всего, закрою коллекцию и издам красивый красочный каталог.

А в данный момент я работаю над моделью для тиражной полиуретановой куклы. Это будет игровая будуарная кукла с наполовину текстильным телом. Полюбившиеся многим пропорции и лица кукол в них сохранены. Такие перемены в творчестве позволят мне намного быстрее создавать кукол и сократить очередь из желающих их приобрести.

— Говорят, что творчество – это самовыражение автора. В этой связи хотелось бы узнать следующее, что Вы хотите сказать людям своим творчеством? Что донести до зрителя?

— В каждой коллекции, и уж тем более, в каждой конкретной кукле, заложена своя мысль. А иногда их даже несколько. Поэтому всем своим творчеством я неустанно говорю со зрителем… обо всем на свете… Но, пожалуй, все мои персонажи объединяет одно большое желание — любить и быть любимой, понимать и быть понятой. А еще огромная вера в то, что все непременно будет хорошо или еще лучше.

— Галина, большое спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, новых выставок и всегда рады видеть Вас в Баку.

— Благодарю, Рустам! Вам спасибо за интерес к моему творчеству.

Фотографии предоставлены Галиной Дмитрук

Рустам Гасымов

Ее картины раскрывают двойственность понятий «мода», «красота» и «свобода». Мастер авторских интерьерных кукол Галина Дмитрук стремится разрушить привычное представление о кукольном искусстве, смешивая формы, переосмысливая классические образы и отражая разные состояния души. «Мои куклы не имеют ничего общего с фэшн-индустрией. Я не пропагандирую ни эротику, ни анорексичные пропорции как образ женской красоты. На создание этих работ меня вообще вдохновляют мужчины. Ведь дело не во внешних формах, а в эмоциях: влюбленность, сострадание, огромное счастье», - объясняет Галина.

Тем не менее организовать выставку таких откровенных работ в Минске довольно сложно: «Многие картины прикрыты. Эта нагота воспринимается как эротика, порнография, как эпатаж. Но ведь моя нагота - это откровение, беззащитность, оголенный нерв, - рассказывает художница. - Я не хочу шить складочки на платьях. Гораздо интереснее показать человеческое тело, поработать с формами, с мышцами, с движением. Поэтому мои куклы зачастую скорее не одеты, чем одеты».

Впрочем, Галина предлагает зрителю не делить кукол на составляющие, разглядывая ноги, губы или глаза. Лучше всматриваться в символы, вглубь картины. «Это мышка, пойманная в мышеловку, - объясняет наша героиня. - Она сделана как механическая мышь, как игрушка, которая стала жертвой собственных желаний. Например, жертва чревоугодия».

А вот эта колдунья варит зелье. «Она вваривает туда свои волосы. Никому нельзя желать зла, - уверена Галина. - Когда готовишь зелье для кого-то, ты ввариваешься в это сам, а потом страдаешь от этого».

Одна из любимых работ художницы - кукла в содранной кроличьей шкуре. Своего рода альтер эго Галины: «Это не Playboy, не зайчик с ушками в красивом красном пеньюаре. Это человек, с которого содрали его собственную шкуру в угоду моде. „Красная комната“ очень близка мне. Не куклы голые, а я голая перед зрителем. Часто себя так чувствую. Будто с меня что-то срывают».

В повседневной жизни Галина - очень энергичный и веселый человек. Мы спросили, почему же все ее куклы такие грустные.

«Я боюсь клоунов. Мне кажется, что застывшая улыбка - это лицемерие. Практически у каждой моей куклы есть маленькая слезка. Ведь плач - очень чистая эмоция. Плакать можно от счастья, от горя, от ностальгических воспоминаний, от хорошей музыки, - рассказывает мастер. - При этом не обязательно улыбаться широкой улыбкой или кривить губы в трагической линии. Иногда происходит катарсис, и вы плачете от того, что наконец-то поняли смысл этой жизни».

«Улитка и ее идеальный дом» - работа, с которой началась идея о комнатах и пространствах. «Мы не должны мешать другим, создавая свое пространство. Всем должно быть комфортно. Эта работа - обращение к людям, которые думают, что я в депрессии и делаю каких-то мрачных чертиков, - объясняет героиня. - Нет, я вижу все в ярких, контрастных цветах. Черный для меня не символизирует траур. Черный - полотно, на котором видна любая фальшь, ложь, любой недостаток».

За семь лет своего творчества Галина сделала около ста кукол. На создание одного персонажа требуется минимум два месяца. Сейчас в работе еще шесть фигурок. «Я хочу, чтобы мои куклы прожили не 2-3 года, а остались после меня на 50 или даже на 100 лет, - улыбаясь, рассказывает художница. - Поэтому я делаю их из дорогостоящей фурнитуры, очень качественных антикварных тканей. Глаза покупаю в Германии. Но мои картины - не декоративная вещь. Это форма, в которую вложено очень глубокое содержание: мое отношение к людям, к миру, к красоте. Это моя жизнь».

Кукол Галины чаще можно увидеть на выставках за границей, чем в Беларуси. Ее работы охотно приобретают коллекционеры из Германии, Бельгии, Швейцарии, США. «Я не хочу экспонировать свои работы там, где публика посмеется или скривится, - говорит мастер. - Не стоит кого-то лишний раз раздражать, навязывать то, что не нравится. Думаю, белорусский зритель должен воспитать себя сам. А мне нужно развиваться, ехать куда-то, демонстрировать свои куклы-картины».

Нередко приходится сталкиваться с непониманием и осуждением со стороны белорусов: «Зачастую что-то новое воспринимается белорусским зрителем очень скептически. А принимать и понимать начинают только после того, как это похвалено в Европе. Почему нашему зрителю так сложно понять, что белорусское искусство тоже имеет место быть, что оно достойно уважения?» Даже в мусульманской стране к куклам Галины отнеслись гораздо лучше, чем дома: «У меня был чудесный опыт экспонирования своих кукол в Азербайджане. Там мои работы были восприняты более демократично, нежели в Беларуси».

Получить такую куклу может далеко не каждый. «Я никогда не делаю кукол на заказ. Это не рынок, не коммерческий проект, - рассказывает Галина. - Если мне понравился человек, у него будет моя работа. Такие люди специально создают пространство для моих картин, вписывают их в свои дома. А если я вижу, что человек хочет от меня просто декоративную вещь, то извините, моя кукла не для вас».

Последний временный дом для новых Галининых работ - Музей современного искусства. Выставка под названием Lux interior проходила до 30 марта.

«В переводе с латыни „Lux interior“ означает „внутренний свет“. Название не имеет ничего общего с евроремонтами, - объясняет Галина. - Мои куклы не являются рабами интерьеров. Они не сделаны под фиолетовый комод или под розовую комнату. Ведь кукла никогда не поменяется. А зритель либо изменит свое отношение к миру, либо уйдет, поняв, что он здесь лишний».

Художница уверена, что ее фантазия может изменить мир к лучшему: «Я не живу в замке и не питаюсь летучими мышами, как многие думают. На мне большая ответственность за то, как люди меняются, глядя на мои работы. Пока я только надеюсь, что меня правильно поймут. Если кроме оголенной скульптуры человек не видел других работ в стиле ню, то довольно сложно судить о моих картинах. Очень хочется, чтобы белорусский зритель стал более открытым для того, чего он раньше не видел».

В феврале в Минске выставка похожих откровенных кукол. Телеведущая и модель Ирина Хануник-Ромбальская продемонстрировала в своих работах изнанку модельного бизнеса. Тогда у некоторых зрителей возникло чувство дежавю. «К куклам Ирины Хануник-Ромбальской никакого отношения не имею. Я не учила ее, не давала никаких мастер-классов, - рассказывает Галина. - Года два назад Ирина приобрела у меня куклу. С этого, наверное, началось ее увлечение. Но я хотела бы предостеречь белорусского зрителя и объяснить, что есть фейк, а есть оригинал. Это очень важно. Работы Ирины - это чистой воды плагиат как минимум у двух художников. Ситуация с выставкой очень затронула и поразила многих людей: кукольников, коллекционеров».

Ирину Хануник-Ромбальскую такое обвинение шокировало: «Если углубиться в дефиниции модного понятия фейк, то есть еще и люди-фейки. Безумно жаль, что человек, которого считал близким, оказался одним из них. Ни одного плохого слова от меня в адрес Гали никто и никогда не слышал. Лишь уважение, радость ее достижениям и защита, когда те самые пресловутые кукольники обвиняли в плагиате у одного российского автора ее саму. Хотелось эпатажа или скандала? Автор ошиблась. Есть у меня на данном жизненном этапе другие занятия и чаяния».

С древности люди придавали изображению человека почти мистические свойства . Недаром многие религии, например мусульманство, вообще запрещали изображать не только фигуры людей , но и животных. Осмелившийся воссоздать образ живого существа считался грешником, который стремится стать равным самому Богу, ведь вдыхать душу в неживую глину может только Создатель.

К счастью, христианские религии были терпимее к стремлению людей создавать собственные изображения. Поэтому и сохранились до наших дней некоторые языческие обряды, связанные с фигурками человека , вырезанными из дерева или слепленными из глины. Например, считалось, что с их помощью можно навести на своего врага «порчу». При этом портретное сходство не учитывалось, основополагающей была вера в то, что в этой кукле сосредоточена сущность жертвы, ее душа

Однако фигурки людей нашли себе и безобидное применение - их создавали для игры детям. Куклы , красивые, но порой пустые и бездушные, с большими стеклянными глазами, в которых только дети с их фантазией могли отыскать чувства, стали желанным подарком для любого ребенка, а еще можно вместе с детьми развлекаться, проговаривая скороговорки с буквой р

Памятные, тщательно сделанные фигурки люди берегли, хранили на видном месте. Так появились декоративные куклы , предназначенные уже для украшения дома . Их стали производить специально, причем с годами сформировался определенный образец “кукольной ” красоты. Золотокудрых голубоглазых барышень и розовых пупсов веками штамповали на радость людям.

Но… куда подевалась душа творенья? Где же та энергетика , которую испокон веков вкладывали в собственные изображения наши предки? Неужели в эпоху массовой культуры не осталось даже следов исконной уникальности каждого созданного человеческого образа?

К счастью, не все так драматично. Авторские интерьерные куклы - это и пышное великолепие, призванное радовать избалованный взгляд зрителя, и тот внутренний стержень, что внезапно заставит вас оглянуться, чтобы еще раз убедиться, что кукла на вас пристально смотрит…

Чтобы понять этот необычный вид искусства , предлагаем взглянуть на него глазами мастера интерьерной куклы - глазами Галины Дмитрук .

Воплощенная мечта

Галина Дмитрук - одна из тех счастливых людей, которые сумели превратить хобби в профессию. Но идти к этому пришлось очень долго. Несмотря на увлечение живописью в детстве, Галина не получила художественного образования. Судьба привела ее в педагогический институт, где будущий мастер кукол постигала также азы журналистики.

Параллельно учебе печаталась в республиканской прессе, а также была заместителем главного редактора студенческой газеты «Шкаляр «, работала в студенческом пресс-центре. А на пятом курсе пришла на СТВ корреспондентом. Но все свободное время посвящала творчеству, будь то отпуск или перерывы между работами. И этого времени катастрофически не хватало. Поэтому, решив не разрываться и не терзаться выбором, Галина в мае этого года покинула журналистику. Увлечение оказалось сильнее, потому что, как она призналась, открывает возможности полной искренности в самовыражении.

- Свою первую куклу я сделала еще в десятом классе. Желание создавать было настолько сильным, что я взяла в руки резак и принялась бороться с деревом. В итоге творенье было щедро полито потом и кровью, причем в прямом значении последнего слова , – улыбается Галина.

Она всегда бралась за самое сложное. В Мастерскую авторской куклы Ирины Штефан пришла учиться именно работе с фарфором . Несмотря на то, что теперь создает своих героев не только из этого материала, но и из пластика , он остается любимым. Ведь для фарфоровой скульптуры характерны пластичность жестов и поз, тончайшие переливы цвета, а также четкость и строгость, что особенно важно для художницы.

- Я не делаю ничего мягкого и пушистого, потому что сама не такая! – с особым блеском в глазах уверяет Галина.

Фантастические персонажи, мистические образы, утонченные готические красавицы в полной мере характеризуют ее почерк. Кроме того, она считает, что ей характерно именно мужское видение в творчестве.

- Мои работы отражают взгляд на женскую красоту. Причем в некоторые из них вложена доля эротики.

Галина Дмитрук приняла участие уже более чем в 10-ти международных и республиканских выставках . Несмотря на то, что времени на одну работу уходит очень много, за последние три года создала около 35 работ. Некоторые из них уже нашли своих хозяев и пополнили частные коллекции Беларуси, России, Швейцарии, США.

Мистика и реальность

- Авторские куклы всегда очень живые, ведь они созданы руками человека , – воодушевленно рассказывает художница. - Не только я в процессе работы могу разговаривать с ними, но и посетителям выставок кажется, что у кукол действительно есть душа . И если это сильный образ, обладающий ярким темпераментом, то с виду неживая фигурка может конфликтовать с человеком. Думаю, многие верят в энергетику и ощущают ее. Бывают случаи, когда куклы буквально выживают хозяев. Тогда творенье возвращают автору, и я всегда с пониманием относилась к таким ситуациям. Я сама могу жить только с теми из моих созданий, с кем мне комфортно, у кого такой же внутренний мир. Наиболее мне близки по духу Валькирия (королева перелетных птиц) и Берта (прима погорелого театра). Нелюбимые - хранятся за дверью, я показываю их только посетителям.

Почему же то, что художник делает своими руками, внезапно приобретает черты характера ему не свойственные?

- Куклы легко выходят из-под контроля, можно сказать, диктуют свои условия. Бывает, задумаешь один образ, а в итоге получится ему противоположный. С этим приходится мириться, но, если новый образ тебя разочаровал, очень сложно заставить себя завершить работу. Когда все сделано, кукла живет и обязательно понравится кому-нибудь другому, но, конечно, автору приятнее, когда посетителей впечатляют именно его любимцы.

“Панна DOLL/Я”

Именно так называется первый авторский проект Галины Дмитрук . Выставка разместилась в Литературном музее Максима Богдановича. Кроме интерьерных кукол посетителям представлены избранные работы фотохудожника Николая Маминова .

- С Николаем Маминовым мы знакомы около года. Из всех доступных мне фотохудожников он самый талантливый, и мне очень нравится специфика его съёмки. Тем более, что мы вдвоём выбираем главным объектом творчества женскую натуру.

Суть этого проекта в противопоставлении рожденных фантазией образов авторской куклы и художественного фото, синтезе “остановленной жизни ” и “мечтаний, воплощенных в скульптуре ”. Саму выставку кукол по замыслу можно разделить на три части.

Первая – это персонажи “Алисы в стране чудес ”. Галина предлагает свое видение этой взрослой сказки, в каждый образ вносит что-то новое, пытается продолжить Кэрролла , воссоздает ненаписанные строки предыстории некоторых персонажей, например Герцогини.

Часть вторая - “Королевны ”. Это коллекция больших фарфоровых кукол (высотой более метра ). Нестандартные образы знакомых фантастических героев, виртуозное исполнение и, конечно, тот самый темперамент, что заметен в каждом штрихе и жесте.

Третью часть составляют более старые творения, потому что автор решила ничего не скрывать от зрителей и выставила все, что только было у нее дома. А это 20 скульптурных работ . Здесь можно увидеть и самую первую деревянную куклу Галины, и необычного мужского персонажа с именем Моц Арт, прототипом которого является ее муж.

Разумеется, выставка привлекает внимание не только поклонников изящного искусства , но и детишек. Они просто в восторге от увиденного, и единственное, что мешает им чувствовать себя на седьмом небе, - это то, что нельзя такую красоту потрогать собственными руками. В отличие от дам, что пишут на форуме про прямую угрозу для детской психики, исходящую от кукол , дети не видят в живых и загадочных героях ничего страшного. Пугаются только взрослые. А ведь арт-объекты совсем не рассчитаны на детей, как раз наоборот.

Однако радует то, что способных понять это удивительное искусство все же больше.

Если вы тоже хотите увидеть все своими глазами, приходите в Литературный музей Максима Богдановича : Минск, ул. Богдановича, 7а; с 10:00 до 17:00 . Выставка продлится до 13 октября включительно.

Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты сайт с известным мастером авторской куклы из Беларуси, постоянным участником Бакинского международного биеннале кукол «Fusion doll» Галиной Дмитрук, чьи куклы находятся в частных коллекциях в Германии, Бельгии, Швейцарии, США, Азербайджане и других странах мира.

— Куклы бывают разные. Если говорить о материальной составляющей, то ценовой диапазон весьма широк. Все зависит от имени автора, материала, из которого изготовлена кукла… Уверена, в мире есть очень даже демократичные в этом смысле работы. Но мне более приятна мысль о том, что действительно достойные куклы — это та роскошь, которую могут себе позволить исключительно тонко чувствующие, глубокие люди, обладающие исключительным вкусом. Я нахожусь немного по другую сторону. Я не обладатель своих кукол. Они, как правило, очень быстро находят новых владельцев, но я имею счастье создавать их. Мои куклы — это неотъемлемая часть моей жизни, которая приносит мне огромное удовольствие.

— Давайте непосредственно перейдем к Вашему стилю. Ваши работы сочетают в себе «гламур», «моду», «красоту» и «свободу». Как Вы пришли к такому стилю?

— В разные периоды моего творчества меня «трогали» разные вещи. В более юном возрасте — мода, далее — взаимоотношения людей, какие-то острые, глубоко психологические моменты. С появлением моего сына я стала смотреть на мир в более позитивном ключе и видеть, в первую очередь, красоту. Конечно же, все свое отношение к реальности я честно и откровенно привносила и привношу в кукол. С возрастом мои работы стали мягче, исчезла эпатажность, надрывность и острый драматизм. Сейчас я как будто парю в воздухе, наслаждаясь процессом работы над плавной скульптурой женского тела, созданием исключительно женского и по форме, и по сути образа, вышивкой… Когда что-то кардинально поменяется в моей жизни, зритель незамедлительно почувствует это в моих работах.

— Не хотелось бы Вам создать серию работ в классическом стиле?

— Мне кажется, такие работы есть у меня. Например, последний год я создавала только будуарных кукол в зефирно-ванильных кружевных платьях. Да, у них мои лица, анатомия, мой узнаваемый почерк. Однако по стилю, технологии изготовления, способу крепления частей тела и костюму их вполне можно назвать классическими.

— Вы часто создаете обнаженных кукол, расскажите, чем Вас привлекает жанр ню? Возможно, под обнаженностью Вы хотите показать чувства и эмоции, которые невозможно скрыть. Что Вы об этом думаете?

— Да, вы правы. Цель не столько привлечь внимание к обнаженному телу, сколько персонифицировать куклу, наделить ее человеческими качествами, эмоциями. Детальная скульптура — это всего лишь инструмент, который позволяет мне это сделать, не более того. Я не могу представить себе детально проработанный образ трогательной Леди с живым взглядом, в прекрасном полупрозрачном наряде, не уделив при этом внимание скульптуре тела. В незначительной обнаженности плеч и груди, маленьких складочках тела, манящих женских формах кроется всегда большая часть образа. Мои куклы — это не манекены, плотно одетые в парчу и атлас… Мои куклы — это живые женские образы, лишь слегка прикрытые от посторонних глаз полупрозрачными материями…

— Некоторые специалисты относят жанр, в котором Вы работаете, к эротическому. Не приходится ли Вам сталкиваться с непониманием и критикой в свой адрес?

— (Смеется) С этими «специалистами», к счастью, я не знакома лично. Каждый видит то, что хочет увидеть. Всегда очень четко даю понять, какой концепт я вкладываю в очередную коллекцию. Основными лейтмотивами, как правило, являются любовь, чувственность, спокойная нежность или, наоборот, острый драматизм (в зависимости от настроения всей коллекции). Я не демонстрирую какие-то определенные женские части тела. Я просто создаю женщин, такими, какими я их вижу. Поверьте, зритель, который посмотрит на куклу моими глазами, поймет намного больше… А к вопросу об эротизме… Так он есть в каждой женщине. И уж особенно в привлекательной….

— В одном из своих интервью Вы отметили, что Ваши куклы были восприняты более демократично за рубежом, нежели в Беларуси. Как Вы считаете, почему белорусский зритель так скептически относится к Вашим работам?

— Я не могу сказать, что белорусы относятся скептически. Сейчас белорусская публика знает меня и многие очень даже любят мои куклы. Просто почему-то так сложилось, что признание и поддержку я получила из других государств. Я безумно благодарна в этом смысле Азербайджану, потому что моя выставочная деятельность в вашей стране имела очень теплую министерскую поддержку и помощь. На самом начальном этапе моего творчества меня очень поддержала и продолжает поддерживать большая и известная бельгийская компания производитель товаров для художников, материалами которой я неизменно пользуюсь уже около 10-ти лет. Мои куклы, в своем большинстве, находятся у коллекционеров Европы и России. Надеюсь, что в будущем я, как художник, буду также востребована и в своей стране.

— Поделитесь впечатлениями о Вашей персональной выставке «Ночная сказка» в Баку? Помимо этого, какое впечатление на Вас произвел Баку и его жители, ведь Вы были у нас не в первый раз и уже успели обзавестись азербайджанскими друзьями?

— В Баку я приезжаю уже, как в родной город. Конечно, в первую очередь, я говорю о людях. Я всегда с большой теплотой еду, в первую очередь, не на очередную выставку, а в Музейный центр к его директору Лиане Везировой, в галерею «Арт Кукла», к моему другу художнице, мастеру авторской куклы Фарах Алиевой и ее семье. Баку всегда в моем сердце, а моя персональная выставка «Сказки на ночь» прошла чудесно и душевно. Когда я планирую новые проекты, Азербайджан всегда одна из первых страх в списке, в которой я бы хотела снова выставиться.

— Не думали ли Вы о создании коллекции кукол представительниц разных народов мира, включая расовые особенности?

— Спасибо, я подумаю над вашей идеей (улыбается). На самом деле, помимо славянских, я часто леплю своим куклам азиатские, восточные, греческие и негроидные черты лица. Правда, одеваю я их или в фантастические наряды, или в соответствии с современными модными тенденциями. Но это, конечно, очень интересно, попробовать поработать и над национальными костюмами разных стран.

— Не сложно заметить, что многие Ваши куклы внешне похожи на Вас. А что касается внутреннего мира Ваших героинь? Имеют ли они сходство с Вами?

— Конечно. Они и есть мой внутренний мир. Как иначе? Художник должен быть честным и показывать именно то, что у него в душе. Это форму носа и разрез глаз я могу подсмотреть в лице модели, а внутренний мир можно вложить только вместе со своей собственной душой.

— Почему Вы создаете исключительно представительниц прекрасной половины человечества. Не хотели бы Вы восстановить гендерный баланс, сделав и мужскую куклу?

— Причина в моем кардинально разном отношении к мужчинам и женщинам. Женщины для меня целиком понятны. Мне легко перенести в кукольную скульптуру те или иные женские черты и характер. Я могу восхищаться и любоваться женщинами. А вот с мужчинами все иначе. Как правило, если это восхищение, то настолько сильное, что тут, как правило, не выразить ни скульптурой, ни словами. За всю историю моего творчества я могу насчитать не более 10-ти мужских кукол, и это притом, что я всего создала более двухсот работ (смеется).

— Галина, для Вас важно знать, кто приобретает Вашу работу?

— Да, это очень важно для меня. Я хочу, чтобы кукла, сделанная моими руками и с частичкой моей души, жила у хороших людей. Если вы зададите этот же вопрос другому художнику по куклам, то он даст вам аналогичный ответ. Если художник творит искренне, а не подстраивается под конъюнктуру рынка, для него всегда важна судьба собственного творения.

— Вы выставлялись в разных странах. Скажите, выставка, в какой стране запомнилась Вам, например, лучшей организацией, лучшей атмосферой или не понравилась вовсе?

— К счастью, мне всегда все нравится. Самый радушный и теплый прием и отличная организация всегда на кукольных биеннале в Баку. Это чистая правда и со мной согласятся многие мои коллеги. Очень люблю выставку Салон кукол на Тишинке (Россия) и нашу белорусскую выставку Панна DOLL’я. Она относительно молодая, но организаторы работают всегда на высоком уровне.

— Кукольное искусство – это довольно дорогостоящее занятие. Насколько окупают себя затраты на материалы и прочее?

— Сложно сказать. Чем больше ты создаешь и продаешь кукол, тем больше приходится тратить на выставки и материалы. Чем успешнее художник, тем больше хочется творить и реализовывать различные проекты. А это всегда тянет за собой еще большие расходы. Но в целом, я не жалуюсь и благодарна судьбе, что я занимаюсь любимым делом и могу жить со своего творчества.

— Расскажите про Вашу последнюю серию работ. Чему она посвящена?

— Весь 2017 год я создаю будуарные куклы. У них довольно легкая и понятная многим миссия — красиво сидеть в интерьере и радовать хозяев дома. Как только я закончу последнюю 12-ую куклу, я, скорее всего, закрою коллекцию и издам красивый красочный каталог.

А в данный момент я работаю над моделью для тиражной полиуретановой куклы. Это будет игровая будуарная кукла с наполовину текстильным телом. Полюбившиеся многим пропорции и лица кукол в них сохранены. Такие перемены в творчестве позволят мне намного быстрее создавать кукол и сократить очередь из желающих их приобрести.

— Говорят, что творчество – это самовыражение автора. В этой связи хотелось бы узнать следующее, что Вы хотите сказать людям своим творчеством? Что донести до зрителя?

— В каждой коллекции, и уж тем более, в каждой конкретной кукле, заложена своя мысль. А иногда их даже несколько. Поэтому всем своим творчеством я неустанно говорю со зрителем… обо всем на свете… Но, пожалуй, все мои персонажи объединяет одно большое желание — любить и быть любимой, понимать и быть понятой. А еще огромная вера в то, что все непременно будет хорошо или еще лучше.

— Галина, большое спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи, новых выставок и всегда рады видеть Вас в Баку.

— Благодарю, Рустам! Вам спасибо за интерес к моему творчеству.

Фотографии предоставлены Галиной Дмитрук

Рустам Гасымов

В малом зале Музея современного изобразительного искусства вечером 19 марта буквально яблоку негде было упасть. Минчане хлынули на открытие выставки мастера интерьерной куклы Галины Дмитрук Lux interior, что в переводе с латыни обозначает "внутренний свет". Куклы Галины не так просты, какими могут показаться на первый взгляд. Убедиться в этом пришли и стар и млад, несмотря на возрастное ограничение "18+" для посетителей выставки.

Галина редко выставляет свои удивительные работы в Беларуси: раз, максимум два раза в год. Поэтому люди, пришедшие на открытие дерзкой, провокационной экспозиции обступили автора плотной стеной и забрасывали вопросами: "А почему куклы такие мрачные?", "Вам не кажется, что они жуткие?", "Что вы хотели сказать этой куклой?", Из чего вы их делаете?", "Как влияют куклы на вашу жизнь?"... Галина с улыбкой на лице спокойно и подробно отвечала на все вопросы, неустанно повторяя, что в ее работах нет ничего демонического, кровавого.



"Это не просто куклы — это куклы-картины, раскрывающие двойственность понятий "свобода", "мода" и "красота", которые смотрят на нас из полумрака композиций глазами, полными внутреннего света. Интерьер переосмысливается Галиной Дмитрук как внутреннее пространство. А куклы становятся не только частью интерьера — в них заложено свое собственное внутреннее пространство, наполненное противоположными эмоциями" , — сообщают пришедшим на выставку ее кураторы. Но сама Галина понятие "мода" относительно своих кукол отвергает напрочь: "Тем, кто пришел сюда, я хочу сказать, что эти куклы не имеют ничего общего ни с женской грациозностью, ни с модельным бизнесом ничего абсолютно" .


"А автор этих кукол такая милая! Странно…" — послышалась реплика в толпе, оброненная молодой девушкой, которая старательно снимала кукол на телефон. Впрочем, не только она была удивлена тем, что Галина Дмитрук очень милая, общительная и веселая девушка, которая говорит о своем серьезном творчестве, смеясь. Многие, познакомившись с экспозицией, ожидали увидеть молчаливую женщину с суровой печатью многоговорящего страдания на лице.

"Я о куклах говорить вообще не люблю у меня лучше получается их делать , — делится с посетителями выставки Галина. — Мой муж такого же мнения. Вообще, я не планировала делать выставку в Беларуси. Те люди, которые меня знают, подтвердят, что я очень искренний, честный и честолюбивый человек. Если я вижу, что публика меня не понимает, я не пойду к ней. Так получается, что с белорусским зрителем мне находить контакт непросто, хотя здесь очень много удивительных, добрых и умных людей и у меня самые добрые посылы. Но я вижу, что вас пришло так много, значит, есть люди, которым это интересно" .

"Вы видите, что здесь большинство женских образов, но, как ни странно, на их создание меня вдохновляли мужчины. Мне часто говорят: "Галя, твои куклы так похожи на тебя!", но моя главная муза мой супруг, и все мои куклы похожи на него! Он видит меня постоянно: в грязной рубашке, среди разбросанных кисточек и красок… Но я не думаю об этом. Мне кажется, я живу совершенно другой жизнью, не такой, как другие люди, я вечно в своих фантазиях. Мне хочется верить, что мои фантазии изменят мир к лучшему…"


"Это не злые, не черные, не драматичные работы. Они просто сложные , — объясняет Галина. Если вы это поймете, то наградой вам за это будет катарсис это я вам обещаю!"

Поздравить Галину Дмитрук с персональной выставкой пришла известная белорусская художница Анна Силивончик . Она поделилась с Naviny.by впечатлениями от сложных работ Галины: "Меня привлекает и восхищает то, что Галя как художник очень органична в своем творчестве. То, что мы видим в ее работах, это, наверняка, автопортреты художника, какие-то ее состояния и настроения и наоборот — глядя на Галю, сразу представляешь ее кукол. Это говорит о том, что художник в своем творчестве настоящий, честный, не лукавит, а это дорогого стоит.

Конечно, европейский зритель более подготовлен к чему-то такому нестандартному и, может быть, провокационному, к тому, что не прилизано, как часто бывает у нас. Но, с другой стороны, именно поэтому у нас такая выставка может вызвать какой-то резонанс, какой-то отклик, и не важно, отрицательный или положительный это в любом случае хорошо. В Европе же, наверное, такая выставка уже не вызовет резонанса" .


Тем временем Галина активно общалась со своим зрителем: "Видите, у них очень фактурные лица, поэтому они постоянно меняются: иначе упадет свет, и кукла уже другая. Как портрет Дориана Грея, только без мистической окраски. Я с ними как с людьми, бывает, чувствую себя, такие они живые…"


Когда я обратилась к Галине за комментарием, она нисколько не удивилась белорусскому языку и не начала, как часто бывает, извиняться за то, что любит язык, но не может на нем говорить. Художница легко перешла на белорусский, приятно удивив меня гладкой и красивой речью: "Канешне, я ведала, што рэакцыя гледачоў будзе рознай і неадназначнай, бо мяне прынята лічыць падпольшчыцай я маю на ўвазе, што я не мэйнстрым, а хутчэй андэрграўнд. Паколькі я свае работы выстаўляю вельмі рэдка ў Беларусі, то людзі чакаюць выставу, каб паглядзець на іх. Некаторыя нават да мяне дадому прыходзяць, каб паглядзець на новыя лялькі! Вельмі часта мае лялькі наогул не бачаць шырокага гледача, бо адразу трапляюць у калекцыю куды-небудзь за мяжу і натуральна іх убачыць ужо немагчыма.


А неадназначны погляд на мае творы гэта нармальна, я сама такая неадназначная (усміхаецца). Ніколі не варта меркаваць нешта пра чалавека па ягоным знешнім выглядзе. І па мне таксама. Я не жыву ў нейкім палацы, не харчуюся кажанамі ці іншымі пачварамі. Я звычайны чалавек, у мяне ёсць сям"я: муж, сын. Пра лялек можна думаць рознае. Для мяне яны добрыя, яркія, неардынарныя. Яны не нясуць ні смерць, ні нейкі гвалт… Я столькі разоў чула просьбы кшталту: зрабіце мне ляльку пад мой інтэр’ер, пад мой камод… Канечне, я не раблю. Гэта мой лёс я не дзіцёнку ўвагу лішні раз надам, а сяду рабіць ляльку. Таму я маю права рабіць тое, што я хачу.

З беларускімі гледачамі і калекцыянерамі мне чамусьці складана камунікаваць. У нас літаральна тры-чатыры чалавекі, якія набываюць мае лялькі. Затое з еўрапейцамі, больш рухавымі, больш жывымі я лёгка знаходжу кантакт шмат маіх лялек у прыватных калекцыях у Еўропе. Прычым, калі чалавек набыў адну ляльку, ён абавязкова набудзе і другую, і трэцюю — зацягвае як наркотык. І трапляюць яны да людзей, якім за сорак, а зусім не да моладзі, як многія думаюць. Гэта працы для тых, хто пажыў на свеце і разумее мае работы" .

Художница также отметила, что Ирина Хануник-Ромбальская , которая недавно выставила своих манекенщиц, очень похожих по манере исполнения на работы Галины, никакого отношения к ее куклам не имеет. Галина опровергла слухи о том, будто она учила телеведущую кукольному ремеслу.