Легитимная власть определение. Виртуальный клуб. В чем заключается теория Д. Бетхэма


Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности . Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой . Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия.

Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом. История знает множество подобных примеров: свержение монархий в ходе буржуазных революций, революции в России в 1917 г., провозглашение Наполеона императором. Нарушив предшествующий правопорядок, новая власть в конечном счете обеспечила себе легитимацию.

Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

Легитимность имеет отношение как к политическому режиму , в том числе форме правления , так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.

Каким образом власть приобретает легитимность? Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

· Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

o геронтократия - власть старейшин;

o патриархальная - власть племенных вождей;

o патримониальная - власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, пышностью одежд и трона, специальными изображениями;

o султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях.;

o власть суверена над феодалами-вассалами , которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти является феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

Харизматическаялегитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне . Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особенно большое число харизматических личностей выдвигается в политику именно в переломные и кризисные периоды истории конкретных стран (генерал Ш.де Голль во Франции периода Второй мировой войны и политического кризиса середины 50 - х гг., президент США Ф.Рузвельт в период “великой экономической депрессии”, аятолла Хомейни в период назревания и свершения исламской революции в Иране в 70 - ые гг., и др.). Данное явление вполне объяснимо: в ситуации, когда рушатся все прежние устои жизни, люди больше склонны доверять не разуму, а чувствам, у них усиливается потребность и вера в исключительные способности вождя, защитника и спасителя.

Роль же харизматических личностей в политике весьма неоднозначна . С одной стороны, в ситуации кризиса и раскола общества именно они способны объединить людей и повести их за собой к выходу из кризиса, что сделали в свое время Ш.де Голль и Ф.Рузвельт . Кроме того, силой своей личной популярности они способны убедить народ перетерпеть болезненные и тяжелые перемены, а силой своего авторитета - поддержать слабые и нарождающиеся политические институты (институт президента, правительства, политических партий, и т.д.). Однако в то же самое время харизматический лидер всегда представляет собой потенциальную угрозу для политической стабильности и демократии . Связано это в первую очередь с тем, что такой лидер - всегда потенциальный диктатор : ему тесно в рамках любых формальных юридических ограничений (а без них невозможна устойчивая демократия), он постоянно стремится к самоутверждению и укреплению своей власти . Наконец, он просто теряется в спокойно текущей политической жизни и рутинной каждодневной работе - они не оставляют места для подвигов и “великих свершений”, для демонстрации людям своего “дара”. Чтобы не потерять свой образ, он зачастую возбуждает эмоции людей и провоцирует кризисные ситуации , в которых только и чувствует себя “как рыба в воде”. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах - это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предполагает компетентность, наличие специального образования, следование в управленческой деятельности установленным правилам. Яркий пример такого типа легитимности и политического господства - премьер - министр или президент в современных европейских странах, являющийся просто профессиональным чиновником. Однако такое положение вещей бывает возможным лишь в развитых, экономически благополучных и характеризующихся развитым правосознанием граждан странах. Страны же менее развитые чаще востребуют лидеров харизматического или смешанного традиционно - харизматического типа.

Другие типы легитимности . Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил идеологическую легитимность , которая опирается на убежденность индивидов в правильности тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность , вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональную легитимность , имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть. В условиях демократии подобный тип легитимности проявляется в повторном переизбрании лидеров на выборах. Например, время президентства Б. Клинтона совпало с самой длительной за весь послевоенный период волной экономического роста в США, что ассоциировалось гражданами с успехами деятельности его администрации и предопределило его повторное переизбрание.

Французский политолог Ж.Л. Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности. наконец, реформаторская легитимность (поддержка гражданами власти удачливого реформатора).
Итальянский социолог и историк Г. Ферреро, характеризуя типы легитимности форм правления, в зависимости от источника происхождения власти выделяет два типа легитимности: монархическую и демократическую .

В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Например, в обществах, где сохраняются элементы патриархальной или подданнической культуры, традиции родо-племенных отношений, президенты, прошедшие через процедуру выборов, пытаются заручиться и традиционной легитимностью. Подобное сочетание правовых и традиционных оснований власти наблюдается и в бывших советских республиках СССР, а ныне суверенных государствах Азии. Так, в биографии некоторых президентов включены данные, подчеркивающие их прямое происхождение от правителей или принадлежность древнейшим родам, которые традиционно правили здесь до вхождения этих территорий в состав Российской империи. Возможно сочетание харизматической легитимности с легальной. Так, харизма генерала Ш. де Голля, национального героя Франции, после избрания его президентом получила подкрепление со стороны авторитета права.

Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительным источником легитимности власти является экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, также стремятся заручиться легитимностью. В значительной степени тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей

29. Байдельдинова Л.А. Политология-Алматы: Экономика, 1996

30. Исмаилов А.И.Пак А.И.Тулебекова С.К.. Политология: Учебно-методическое пособие/ - Шымкент: ЮКГУ, 1999

31. Панарин А.С. Политология: Учебник/ А.С.Панарин. - М.: Проспект, 1997

32. Политология: Учебник. - СПб.: Ун-т МВД России, 1999

33. Коротец И.Д. Теория политологии: 100 экзаменационных ответов: Экзаменационный экспресс-справочник студента -Ростов на Дону: Мир Т., 1998

34. Основы политологии: Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000

35. Демидов А.И. Политология в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/-М.: Юристь, 1998

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Понятие «власть» и сущность политической власти………………………...4

2. Легитимность власти ……..…………..………………………………….........5

3. Типы легитимности власти………………………………………….……….12

Заключение………………………………………………………….……………16

Список использованной литературы………………………………………...…17

Введение

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Легитимность власти (от лат. legitimus - законный) - признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного.

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

1. Понятие «власть» и сущность политической власти

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое «власть» - абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо - боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

2. Легитимность власти

Термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Б. Наполеона. (Кстати, в те времена в России Наполеона называли узурпатором). 1

Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Средневековые учения о власти обосновывали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам.

Идея законопослушания, безоговорочного подчинения власти красной нитью проходит через богословские учения Средневековья.

Ф. Аквинский - крупнейший представитель средневековой мысли, призывает граждан к законопослушанию, к повиновению государственной власти. Но если власть приобретена и используется в нарушение божественной воли, то этой власти можно не повиноваться. Более того, народ имеет право на открытое неповиновение, восстание, если правитель недостойный, злоупотребляет властью или узурпирует ее.

Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом.

Требование легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дня является обязательным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим людям. Но легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, анархисты.

Легитимность не означает также, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда есть критики власти, несогласное меньшинство.

Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Что может служить первичным критерием легитимности?

Существуют два подхода к определению первичного критерия легитимности.

Либерально-демократический. Сторонники этой позиции считают легитимной только власть, сформированную в результате демократических процедур.

Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если в результате революции или переворота устанавливается власть, способная поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Так было в СССР после Октябрьской революции, с хунтой Пиночета в Чили и т.п.

Признаками легитимности власти служат следующие:

убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя;

свобода выражения гражданами своей воли.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

В одних политических системах власть может быть легальной и не легитимной, как, например, при правлении метрополий и колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих, - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.

В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционировании политического режима.

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал её только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности. 2

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значительно более широкий круг её источников и форм. Так, в качестве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

Население, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности в главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплиментарность граждан к существующему режиму,

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность, базируемая уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваю излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать любое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться и внешними политическим и центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.

Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента Югославии пользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на международной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Или, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности правительственных органов. Таким образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти.

3. Типы легитимности власти

Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.

Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как:

- «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с её стороны вплоть до угрозы их безопасности;

Легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

- прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;

- нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;

И наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Следует особо сказать об идеологической легитимности. В истории классовых государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти - историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания. Известно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина III, пытались поставить на службу господствующей власти идеи французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических целях, в образе мыслей и убеждений в отношении государства и управления он видел источник повиновения и согласия. Без такого всеобщего убеждения ни одно общество не может процветать, скажем больше - существовать, ибо без идей, которых придерживаются вес, невозможны совместные действия, а без совместных действий могут быть люди, но не может быть никакого социального организма. Для существования общества необходимо, чтобы определенные идеи овладели умами всех его граждан и сплотили их. Цивилизованные правящие элиты в наше время достаточно хорошо усвоили то, что писал Токвиль, а позже - неоднократно подчеркивали теоретики марксизма. В настоящее время для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты используют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей.

Средства массовой информации давно стали «четвертой властью». «Есть сила, - писал Монтескье, - еще известная веку Макиавелли; это пресса, долгое время запрещенная, но постепенно набравшая силу как «четвертая власть». Именно благодаря ей проявляется движение идей у современных народов. Функции прессы, - считал Монтескье, - сходны с функциями полиции: она выражает нужды граждан, передаст жалобы, разоблачает злоупотребления, беззаконные действия, она принуждает к нравственности всех обладателей власти, для чего ей достаточно поставить их перед лицом общественности» 3 .

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрещение политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Предпосылками поддержания легитимности власти являются:

1. Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.

2. Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.

3. Личные харизматические черты политического лидера.

4. Успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.

Заключение

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность» «Легитимность» и "легальность" - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа – общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа – идеологические ценности; традиционная легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа – традиции, традиционное сознание; структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа – специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа – личный авторитет правителя; политическая целесообразность – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Список использованной литературы:

    Д.П. Зеркин Д.П. «Основы политологии» // Изд. «Феникс», Р.-н-Д., 1996г.

    Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. «Введение в политологию»: учебник для студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 2001.

    «Политология. Курс лекций»: под редакцией профессора М. Н. Марченко – издание 3, переработанное и дополненное – М.: издательство Зерцало, 2000.

    Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.

    «Основы государства и права»: учебное пособие для поступающих в вузы: под редакцией О. Е. Кутафина – М.: Юрист, 1994.

2 Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.

3 «Основы государства и права»: учебное пособие для поступающих в вузы: под редакцией О. Е. Кутафина – М.: Юрист, 1994.

Власти власти различают власть харизматическую, традиционную и легальную. Легитимная власть обычно характеризуется... 1. Типы власти по М. Веберу6. Легитимная власть Харизматическая власть Традиционная власть Легальная власть Люди подчиняются лидеру...

Любая власть нуждается в легитимности.

Легитимность - политическое ϲʙᴏйство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, кᴏᴛᴏᴩая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Стоит заметить, что она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, кᴏᴛᴏᴩые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» будет характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа) В случае если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. В случае если же ϶ᴛᴏ не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Уϲʙᴏение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность)

Отметим, что технократическая легитимность

Наряду с традиционными типами легитимности власти (традиционной, харизматической и рационально-правовой) существует и такой тип, как технократическая легитимность.

По той простой причине, что политика имеет дело с интересами и судьбами миллионов людей и цена ошибок в ϶ᴛᴏй сфере нередко принимает форму трагедий целых народов, вопрос об эффективности политики и политиков стоит особо остро. Именно с данным вопросом связана технократическая легитимность, ядро кᴏᴛᴏᴩой составляет требование к власти быть компетентной, быть профессиональной. Следует иметь в виду, что для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что с необходимостью предполагает наличие особых знаний и опыта. В случае если же ϶ᴛᴏ не так, то политика превращается в политиканство, теряет эффективность. Очень образно суть технократической легитимности выражают русские народные пословицы: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Не знаешь броду, не суйся в воду».

В качестве формулы, отражающей соотношение (взаимозависимость) между легитимностью и эффективностью власти, выступает правило: степень легитимности власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. В случае если ϶ᴛᴏй эффективности, что называется «кот наплакал», то изначально легитимная власть, кᴏᴛᴏᴩая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

В случае если через эту призму оценить власть в постсоциалистической России, то ей явно не достает профессионализма. Известно, что побежденным и основательно разрушенным во второй мировой войне Германии и Японии, для того, ɥᴛᴏбы совершить «экономическое чудо» и возродиться как «птица феникс из пепла», понадобилось каких-нибудь 15-20 лет. Мы же за такой же отрезок времени (если датировать старт рыночных реформ августом 1991 г.) пока что даже не восстановили в полном объеме то, что (по недомыслию или по злому умыслу) основательно разрушили.

Не случайно 26 октября 2006 г. — на следующий день после общения Президента РФ В. Путина в прямом эфире с народом, в ходе кᴏᴛᴏᴩого ему пришлось «отдуваться» за все «грехи» власть исполнительную имущих — тогдашний председатель федерального правительства М. Фрадков поставил членам ϲʙᴏего кабинета неутешительный диагноз: «коллективная безответственность», связанная с «организационной немощью и недостаточным знанием предмета» . То есть того, чем руководишь и чем управляешь.

Типы легитимности

Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную , опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия кᴏᴛᴏᴩых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую , кᴏᴛᴏᴩая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную , проистекающую из ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия власти рациональному принципу, с помощью кᴏᴛᴏᴩого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к ϶ᴛᴏму последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо данных трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую , кᴏᴛᴏᴩая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в кᴏᴛᴏᴩой заключено ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.

Структурная легитимность

В наибольшей степени важным фактором признания обоснованности правлении выступает формирование органов власти на базе законности. Это структурная легитимность (первый вид) Стоит заметить, что она называется так потому, что определяет структуру политической системы. Именно такая легитимность может выступать в двух формах. В первую очередь, ϶ᴛᴏ традиционная легитимность , кᴏᴛᴏᴩая подразумевает общественное признание правителей, получивших власть в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с традициями и обычаями данного сообщества: старейшин, вождя (наиболее авторитетного лидера), монарха и др. Во-вторых, ϶ᴛᴏ чаше встречающаяся в демократичных сообществах легальная легитимность , т. е. общественное признание передачи власти в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленными законами о выборах органов власти.

При этом приобретение правителями полномочий на законной основе еше не гарантирует им сохранение доверия и поддержки, т. е. легитимности. Злоупотребление властью , нарушение законов и представлений граждан о справедливости, неэффективность органов власти в управлении обществом способны вызвать политический кризис, подрыв доверия, т. е. утрату легитимности. В устоявшихся демократиях кризисы легитимности разрешаются цивилизованно. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго предусмотрены процедуры отстранения от власти потерявшего авторитет правителя. К примеру, нарастание внепарламентских форм политической активности (митинги, шествии протеста и т. п.) может привести к добровольной отставке политических лидеров, досрочным выборам, проведению референдума и т. д.

Харизматическая легитимность

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, кᴏᴛᴏᴩый претендует на доступ к политической власти, вею харизму — Божественный дар, благодать. Доверие граждан в ϶ᴛᴏм случае имеет эмоциональный характер и базируется на личной симпатии к лидеру. При ϶ᴛᴏм с обеих сторон принижается значение правовых норм. Харизматический способ легитимации правителей часто используется в периоды революций, когда новые органы власти не могут опереться на закон или традицию.

Названные типы легитимности будут идеальными моделями. В политической практике они взаимопереплетаются и дополняют друг друга. Сегодня побудут новые типы легитимности. Усиление национализма привело к появлению так называемой этнической легитимности — формированию властных структур по национальному признаку. Эту разновидность можно отнести к роду легальной легитимности, когда на выборах явно или неявно используется ценз национальной принадлежности.

Степень легитимности , т. е. доверия к правителям, установить количественно достаточно трудно. При этом существуют определенные показатели, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы для ϶ᴛᴏй цели. Среди них можно выделить: уровень принуждения, необходимый для выполнения управленческих функций со стороны правителей; характер попыток замены представителей органов власти, проявления гражданского неповиновения (бунты, забастовки и т. п.); результаты выборов; результаты опросов; и др.

Легитимность политической власти

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Само слово «легитимность» происходит от лат. legitimus - законный. Но не всякая законная власть может быть легитимной. Уже в Средние века возникают теоретические обоснования того, что монарх, становящийся тираном и не выполняющий ϲʙᴏего предназначения, лишает ϲʙᴏю власть легитимности. В ϶ᴛᴏм случае народ имеет право свергнуть такую власть (об ϶ᴛᴏм, в частности, говорил Ф. Аквинский)

Легитимность — ϶ᴛᴏ уверенность народа в том, что власть будет выполнять ϲʙᴏи обязательства; признание авторитета власти и добровольное подчинение ей; представление о правильном и целесообразном использовании властных полномочий, в т.ч. и насилия. Легитимная властьтрадиционно способна обеспечивать стабильность и развитие общества, не прибегая к насилию.

М. Вебер выделял три основных типа политического господства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им формы легитимности:

  • традиционное господство - легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;
  • харизматическое господство - легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;
  • господство, основанное на рационально созданных правилах — рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Кроме перечисленных существуют и другие виды легитимности, например: онтологическая, идеологическая, структурная и др.

Онтологическая легитимность в наибольшей степени ϲʙᴏйственна древнему и традиционному обществам, когда существующие нормы бытия воспринимаются людьми как естественным (внечеловеческим) образом установленный порядок, а его нарушение — как катастрофа, анархия, хаос. Это признание человеком (обществом) существующего порядка как нормы бытия, кᴏᴛᴏᴩое распространяется не только на общество, но и на все космическое пространство. Именно такая легитимность тесно связана с жизнью и смертью канонизированного политического вождя нации. Его жизнь олицетворяет собой власть и порядок, а смерть — анархию и хаос. История знает немало примеров, когда после смерти ϲʙᴏего вождя народ испытывал страх перед будущим. В качестве примера можно привести смерть В.И.Ленина, И. В. Сталина, Ким Ир Сена (Северная Корея) и др.

В основе идеологической легитимности лежат определенные идеологические «конструкции» — привлекательные идеи, обещания «светлого будущего» или «нового мирового порядка», религиозные догмы и т. д. Так, коммунистическая идеология и обещания скорого построения коммунизма во многом обеспечивали легитимность советскому режиму власти; идеи национал-социа- лизма способствовали легитимизации фашистского режима в Германии. Некᴏᴛᴏᴩые страны Ближнего и Среднего Востока возвели ислам в ранг государственной идеологии.

Структурная легитимность базируется на утвердившихся в обществе правилах и нормах установления и смены власти, например, конституции (конституционная легитимность) В случае если большинство граждан недовольны существующей в обществе политической властью, то они «терпят» ее до новых выборов.

Легитимность власти тесно связана с ее эффективностью. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате ϲʙᴏей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Процесс признания легитимности власти называется се легитимизацией, а потеря ею легитимности - делегитимизацией.

Любая политическая власть, даже самая реакционная, стремится выглядеть в глазах ϲʙᴏего народа и в глазах мирового сообщества как эффективная и легитимная. По϶ᴛᴏму процесс легитимизации власти будет предметом особой заботы правящей элиты. Важно заметить, что один из самых распространенных приемов — замалчивание негативных результатов ϲʙᴏей политики и всяческое «выпячивание» реальных и мнимых успехов. Довольно часто помехой в такой подмене негативных факторов на позитивные становятся независимые средства массовой информации. Нелегитимная и неэффективная власть боится вступать в диалог с обществом и со ϲʙᴏими оппонентами, ɥᴛᴏбы окончательно не проявить ϲʙᴏю несостоятельность. По϶ᴛᴏму она всеми способами стремится ограничить деятельность независимых средств массовой информации или поставить их мод ϲʙᴏй контроль.

Базируется на убеждении "мишени", что агент влияния имеет законное право осуществлять свое влияние и что "мишень" обязана подчиняться ему. Это приводит к личному одобрению "мишенью" действий агента влияния, и потому не требуется надзора с его стороны. Главное основание подчинения легитимной власти может быть выражено следующей фразой: "Я делаю так, как он говорит, потому что он имеет право требовать от меня сделать это, и поэтому я обязан повиноваться". Итак, данное право обязательно должно быть признано лицом, на которое осуществляется воздействие. Например, когда человек заявляет: "По правде говоря, мне не хочется этого делать, но поскольку такое распоряжение отдал мой руководитель, я его выполню".

"Долг", "обязанность", "необходимость" и подобные слова свидетельствуют о взаимоотношениях с легитимной властью. Такая власть наиболее явственна в организациях с четкой формальной структурой – в армейских подразделениях, индустриальных организациях, правительственных органах. В общем, многие работники в различных официальных организациях считают, что те лица, которые находятся выше их по служебной лестнице, облечены властью на законной основе. Предполагается, что такой тип власти может в наименьшей степени вызывать раздражение у подчиняющегося лица. Во всяком случае, легитимная власть является функцией позиции руководителя в организации и не зависит от каких-либо его личностных черт.

Легитимная власть проявляется не только в официальных организациях, но и в менее формальных социальных единицах. В традиционной российской семье отец часто принимает на себя легитимную власть в определении обязанностей членов семьи и их распорядка дня. Мать может иметь легитимную власть, решая, как украшать квартиру или что семья будет есть за обедом. Дети имеют меньшую легитимную власть, хотя, возможно, им может быть предоставлено право решать, куда именно семья отправится в воскресенье на загородную прогулку.

Легитимность неформальной власти обусловлена также особенностями культуры данной общности людей. Например, в узбекской семье (особенно сельской) воля ее главы – мужа, отца намного более значима для всех ее членов, чем в российской семье. Отметим также, что в некоторых культурах (в Средней Азии, на Кавказе) легитимный вид власти приходит к мужчине вместе с его почтенным возрастом. Слово аксакала, старейшины, традиционно наделяется здесь гораздо большей законной силой, чем во многих других местностях.

Имеются и другие формы легитимной власти, которые являются более тонкими, вытекающими из других социальных норм.

Легитимная власть взаимности основана на следующем положении: "Я делаю что-то для вас, поэтому вы, в свою очередь, должны чувствовать обязанность сделать нечто для меня". Это можно назвать стремлением "дать, чтобы взять".

Приведем примеры. Так, некий человек предлагает взятку какому-то должностному лицу, а тот ее берет. Далее предполагается, что у этого должностного лица появляются вполне определенные обязательства перед взяткодателем. Можно даже сказать, что это должностное лицо находится во власти взяткодателя, так как последний определяющим образом влияет на его поведение.

Другой пример. Некто из новых знакомых приглашает нас к себе в гости, а мы принимаем это приглашение. Через какое-то время этот человек опять зовет нас к себе в гости, и мы идем снова. В итоге наши нравственные чувства говорят нам, что мы также должны пригласить к себе в гости этого человека. Легитимная власть взаимности начинает господствовать над нами.

Легитимная власть справедливости основана на таком положении: "Я работал усердно и терпеливо, поэтому у меня есть право требовать от вас сделать что-нибудь, чтобы возместить мои затраты". Это может быть также названо "компенсаторной нормой". Например, отец или мать обращается к своему нерадивому отпрыску с такими словами: "Мы все делаем для тебя. Мы устроили тебя в хорошую школу. Мы купили тебе компьютер. Мы наняли тебе репетитора. Пора уже тебе взяться за ум и больше заниматься учебой". Можно сказать, что родители, вложившие много сил и денег в обеспечение учебы сына, "законно", "по справедливости" требуют от него ответных усилий.

Легитимная власть ответственности (или зависимости) основана на том, что у пас есть обязательства помогать другим – тем, кто нс может помочь себе сам, или тем, кто зависим от нас. Эта форма легитимной власти иногда называется "силой слабости". Социальные нормы современного цивилизованного общества подчеркивают обязанность помогать тем, кто слабее нас, оказался не столь удачлив в жизни и обездолен судьбой. Так, слепой человек вполне "законно" обращается к зрячему с тем, чтобы тот перевел его через улицу. Ребенок, который имеет незначительную формальную легитимную власть в семье, может "законно" попросить отца помочь ему зашнуровать свои ботинки.

Легитимная власть зависимости обычно используется теми людьми, которые чувствуют недостаточность у себя других форм власти. Есть немало свидетельств того, что женщины вообще чаще, чем мужчины, прибегают к такой власти. Не зря говорят: "Сила женщины – в ее слабости". Отмечено, что дети и представители тех или иных меньшинств, находящихся в неблагоприятном положении, также обращаются к власти зависимости.

Легитимная "сила слабости" порой проявляется даже на международном уровне. Так, в 1970-е гг. между Великобританией и Исландией возник спор по поводу принадлежности некоторых богатых рыбой акваторий Атлантического океана. При этом исландские власти делали акцент на том, что Исландия гораздо слабее Великобритании в экономическом отношении и потому последняя должна пойти на уступки. Когда этот спор достиг своей высшей точки, одна из лондонских газет с неудовольствием заявила: "Исландия должна прекратить эксплуатацию того факта, что она является маленькой и слабой страной по сравнению с большой и могущественной".

Еще один пример из собственного опыта автора этих строк, которому довелось летом 1968 г. в составе делегации ЦК ВЛКСМ принять участие в фестивале дружбы молодежи СССР и Японии в г. Саппоро. В рамках фестиваля состоялся ряд встреч с японскими политическими деятелями. На этих встречах они постоянно поднимали вопрос (неразрешенный до сих пор) о так называемых северных территориях – четырех островах Большой Курильской гряды, на которые претендует Япония. При этом японцы обычно начинали свои выступления примерно так: "Велик и могуч Советский Союз. На тысячи километров протянулись его просторы с запада на восток, с севера на юг. Богаты его недра..." и т.п. А под конец следовало: "Почему же вы так держитесь за эти маленькие каменистые острова?" Подтекст ясен: если вы уступите их Японии, России от этого не убудет.

Рассмотрев различные основания власти, отметим, что они не являются независимыми друг от друга . Они часто проявляются не обособленно, а в различных сочетаниях. Более того, использование одного типа власти может сильно повлиять на другие.

Так, обращение к власти принуждения часто ослабляет референтную власть, поскольку людям свойственна неприязнь к тем, кто наказывает их. Другой подобный пример: поскольку лица с высоким статусом, как правило, привлекательны для других людей, то наличие легитимной власти нередко приводит к возрастанию референтной власти. А референтная власть, в свою очередь, может увеличивать и экспертную, и легитимную власть, поскольку людям кажется, что привлекательные персоны обладают еще и многими другими позитивными чертами. Таким образом, можно говорить о взаимозависимости различных типов власти.

Конечно, чем больше источников власти имеет тот или иной человек в своем распоряжении, тем успешнее он сможет воздействовать на других людей. Однако недостаточно обладать потенциальной возможностью проявления тех или иных форм власти. Необходимо, чтобы объекты влияния – подчиненные в организации или другие люди были убеждены в этих возможностях субъекта влияния. Так, какой-либо официальный руководитель располагает возможностями поощрения или наказания подчиненных, имеет большие профессиональные знания, чем они, и т.д., но если эти подчиненные не уверены, что руководитель обладает всеми этими атрибутами, они будут нс склонны с готовностью выполнять его распоряжения. Очевидно, что официальному руководителю следует осуществлять определенную подготовку для проявления своей власти.

Американский психолог Б. Рэйвен приводит ряд таких "стратегий самопрезентации".

Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (от лат. legitimus - законный) власти.

Легитимность состоит в естественном, добровольном признании большинством населения страны системы, к которой оно принадлежит, в длительном согласии принять правление и власть данного класса, иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает из однородности политических установок, нравов, традиций, экономической системы, единого духа данного народа.

Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывает ей народ, а не о правовом, формальном закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Следовательно, следует различать понятия «легитимность власти», которое носит оценочный, этический и политический характер, и «легальность власти», имеющее юридический и этически нейтральный характер. Власть может быть легальной, но нелегитимной и наоборот.

Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления, т.к. в обществе, где народ с уважением относится к существующим властным структурам, политическим персоналиям и правилам, требуются минимальные условия для принуждения.

В политической науке выделяется широкий круг источников легитимности. Так, в качестве основных источников легитимности , как правило, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры, что определяет различную интенсивность легитимности.

Легитимность, которая означает положительное отношение, одобрение и поддержку власти со стороны широких слоев населения , обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Признание большинством правомочности правящей элиты, реальная расположенность и комплементарность граждан к существующему режиму, может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления, поэтому властные структуры чрезвычайно заинтересованы в ней.

Легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима, поддерживать определенный порядок отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей формировать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. Большое значение при этом приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства.

Легитимность может формироваться и внешними политическим и центрами - дружественными государствами, международными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.



Внутри государства различные политические субъекты могут иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента Беларуси, пользующийся широкой поддержкой внутри страны, осуждается некоторыми субъектами международных отношений. И, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения.

Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация власти не во всех случаях представляет собой однотипный процесс. М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенности мотивов подчинения.

Традиционнаялегитимность возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, в непоколебимость и священность издавна существующих порядков, традиций. Традиционное господство присуще патриархальным обществам с монархической формой правления, где люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Здесь действует определенный автоматизм политического поведения, авторитет «вечно вчерашнего», освященный историей. В этом случае повинуются потому, что «так было испокон веков». Традиционная легитимность отличается прочностью.

Харизматическая легитимность - это определенная фетишизация человека, являющаяся результатом харизмы – необычного личного дара, благодаря чему личность оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными, специфическими качествами и свойствами, недоступными другим людям. Такой человек рассматривается как избранный богом. Он рассчитывает на искреннее, эмоциональное отношение. Харизматический лидер - всегда в той или иной степени ассоциируется с «отцом», указывающим «детям» единственно верный путь. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру, его непогрешимости.

Харизматическое господство носит ярко выраженный личностный характер, и в этом отношении существенно отличается от традиционной и рационально-легальной власти, основанных, соответственно, на традициях и законе - фактах общественной жизни. Личность носителя харизматического авторитета заслоняет стоящие за его спиной политические институты, функции и позиции в политической организации общества. От традиционной власти харизматическая отличается также своей внеисторичностью. Для законности власти харизматического лидера безразлично, что было раньше. Харизматический авторитет заставляет людей отказаться от прежних стереотипов в восприятии власти, взглянуть на нее по-новому. Однако новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого способствует принятию населением институтов власти. Этот образ наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти.

Харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Во-первых, со смертью харизматического политического лидера все меняется. Во-вторых, данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен - революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы, и люди не могут опереться на бывшие нормы и ценности, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей мобилизовать, повести за собой весь народ, преодолеть общественную инерцию. Харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. В-третьих, носители чисто харизматической формы власти обычно оторваны от обычного хода вещей, воодушевлены идеальным образцом общественного устройства, в осуществлении которого преобладает утопичность, а не внимание к практическим нуждам социально-экономической жизни.

Источником легальной или рационально-правовой легитимности является общепризнанный правовой порядок, действующее законодательство (Конституция). Данный тип основывается на добровольном признании гражданами справедливыми тех юридических норм, которые четко обозначают правила функционирования государства и направлены на регулирование отношений управления и подчинения.

Система власти формируется на основе узаконенной процедуры. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится на признании разумности, рациональности существующего политического уклада.

Нормативная основа легитимности характерна для политической власти в сложно организованных современных обществах, государствах с демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком необходимости выработки правил общего поведения, следование которым создает возможность для реализации и его собственных целей.

Легитимность власти не ограничивается указанными тремя классическими типами. В политической науке выделяется также идеологический тип легитимности, суть которого состоит в оправдании власти с помощью идеологии. Ее формированию способствуют активные агитационно-пропагандистские мероприятия правящих кругов, проводимые с помощью научно-технических и информационных средств и воздействующие на сознание и подсознание людей методами убеждения и внушения. Благодаря этому у людей складывается искренняя убежденность или вера в правильность провозглашаемых властью идеологем. В образе мыслей и убеждений граждан в отношении государства видится источник повиновения и согласия. Идентификация личных ценностей с ценностными установками власти означает, что властные отправления не встретят сопротивления со стороны общества и будут успешно претворены в жизнь. Идеологический мотив побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним применение негативных санкций.

В целом, для стабильного существования и развития общества действительно необходим консенсус между государством и гражданами. Важно, чтобы общие ценности и идеи овладели умами и сердцами граждан, сплотили их и нашли свое отражение в совместных действиях.

Многие государства в период своего становления, пытаясь получить признание и поддержку населения, прибегают к усилению этнической (националистической) легитимности, когда шанс сделать политическую карьеру, быть рекрутированным в политическую элиту, органы власти выпадает только представителям титульной нации.

Персональная легитимность – признание власти основано на уважении политического лидера за счет трезвой оценки людьми преимуществ данного политика, его опытности, компетентности, принципиальности и т.п. Основа – личный авторитет правителя, складывающийся благодаря профессионально-деловым, нравственным, психологическим качествам.

Прагматическая (технократическая) легитимность, т.е. доверие, приобретаемое посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности.

Следует иметь в виду, что в реальной политической жизни едва ли можно найти какие-то «чистые» типы легитимности. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение и взаимное дополнение различных видов при преобладании одного из них, исходя из конкретной политической действительности, разного рода социокультурных традиций.

Отметим, что добровольно, осознанно и единодушно принятая власть - сравнительно редкий вариант легитимации. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и её легитимация, поиск специальных способов легитимировать власть, оправдать её перед обществом являются предметом особой заботы правящих сил, ведь поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. И именно поэтому важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимации (утраты властью поддержки населения), обострение которых влечет за собой кризис политической системы, который может разрешиться открытыми формами недовольства властью – революцией, государственным переворотом.

Основными причинами делегитимации являются следующие:

o противоречие между господствующими в обществе ценностями и эгоистическими интересами властвующей элиты,

o игнорирование политической системой прогрессивных требований основных групп общества;

o рутинность, невозможность власти адаптироваться к изменяющимся социальным условиям;

o противоречие между заявленными властью целями и социально-политической практикой;

o отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс, наличие не решаемых властью проблем экономического, социального, культурного характера, следствием чего является понижение уровня жизни различных групп населения, рост преступности;

o нарастание бюрократизации и коррумпированности;

o национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении центральной власти;

o возникновение внутри правящей элиты острых идейно-политических противоречий, столкновение разных ветвей власти;

o частое применение силовых методов принуждения, нарушение носителями власти законов;

o предрассудки, стереотипы и традиции, действующие среди населения.

Урегулирование кризиса легитимности должно строиться с учётом конкретных причин снижения поддержки политической системы в целом или ее конкретного компонента, а также источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для демократического государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:

o поддержание постоянных контактов с населением, которые позволяют получить информацию о состоянии, настроениях, ожиданиях общества;

o проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

o усиление роли правовых методов достижения целей и разрешения конфликтов, а также постоянное обновление законодательства, преодоление правового нигилизма населения, соблюдение правил политической игры участвующими в ней силами;

o баланс ветвей власти, их взаимный контроль и сотрудничество;

o организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

o продуманное, взвешенное реформирование различных областей общественной жизни, своевременное внесение корректив во внутри- и внешнеполитический курс;

o отказ от шаблонной модели действий, позиции самоуспокоения.

Определяясь по вопросу о доверии власти, следует помнить, что не существует власти совершенной, идеальной. В политике часто приходится делать «выбор между гибельным и малоприятным». В данном случае «малоприятным» будет то, что люди вынуждены мириться с определенными ее недостатками, чтобы избежать «гибельного»: всемогущества, насильственных принудительных мер, собственного бесправия, которые являются результатом страха власти перед народом, потерявшим веру в справедливость власти.

Итак, мы затронули только некоторые аспекты труднейшей проблемы политического знания - проблемы власти, ее природы и функционирования. Но и рассмотренные вопросы дают возможность увидеть: власть – противоречивое, но такое необходимое и незаменимое явление в общественной жизни.