Махашиваратри (Шиваратри) - великая ночь Шивы. Праздник маха-шиваратри в индии


Оценить статью

Махашиваратри переводится с санскрита как «Великая ночь Шивы» («маха» – «великий», «ратри» – «ночь»). Махашиваратри – древний духовный праздник, посвященный Шиве, богу индуистской божественной троицы Брахма-Вишну-Шива.

Праздник Махашиваратри выпадает на новолуние, 14-ю ночь темной половины месяца Пхалгуна по индийскому календарю. Традиция гласит, что Шива так же, как его символ – месяц, появляется, чтобы спасти мир от тьмы невежества.

А если верить астрологии, в этот день определенное сочетание планет благоприятствует пробуждению духовных энергий.

Большинство индуистских праздников отмечается в течение дня, но Махашиваратри празднуют и днем, и ночью. Махашиваратри начинается с восходом Солнца.

Люди просыпаются рано, принимают ритуальное омовение, одеваются в новые одежды. Затем верующие идут в ближайший храм, посвященный Шиве, чтобы принять участие в праздновании. В других случаях проводят молитву в честь праздника дома.

Храмы в Махашиваратри красиво украшены. Вместо обычного богослужения проводятся специальные молитвы. Шиве подносят еду, цветы и благовония, звонят в храмовые колокола.

Празднование достигает апофеоза ночью. В течение всей ночи поют духовные песни (бхаджаны), слушают истории о Шиве, повторяют мантры и принимают участие в молитве. Они звонят в колокола и зажигают множество лампад в честь Великого Бога.

Существует множество легенд, связанных с Махашиваратри. Каждая легенда объясняет тот или иной обычай праздника, однако все мифы сходятся в одном – прославлении величия бога Шивы.

Легенды, связанные с поклонением лингаму в Махашиваратри

Шива изображается в виде лингама, символизирующего бесформенный Абсолют. По преданиям, впервые Шива предстал в виде лингама – столпа Света – в начале сотворения Вселенной, сейчас этот день называют Махашиваратри.

Однажды, в начале творения, Брахма и Вишну поспорили, кто из них лучше. Придя в замешательство от размаха этого спора, другие боги попросили Шиву вмешаться. Чтобы дать Брахме и Вишну осознание тщетности конфликта, Шива принял форму огромного столба Света – лингама – вставшего между ними.

Охваченные благоговением от масштаба этого явления, а также чтобы установить господство одного над другим, боги решили найти начало и конец этого столба.

Брахма принял форму лебедя и полетел кверху, а Вишну в облике кабана направился к Земле.

Но свет не имел границ, и, несмотря на то, что боги преодолели огромное расстояние, ни один из них не смог найти конец столба.

На пути Брахме попался цветок кетаки, медленно опускавшийся вниз. Брахма спросил, откуда он. Кетаки ответил, что он падает со столба в качестве подношения.

Так и не сумев найти верхнюю границу, Брахма решил закончить свои поиски и взял цветок в качестве свидетеля.

Встретившись, Брахма и Вишну рассказали Шиве о результатах поисков. Вишну признался, что не сумел найти окончание столба, а Брахма соврал, что видел его границу. Услышав ложь Брахмы, разгневанный Шива проклял его, что никто никогда не будет ему молиться.

Цветку кетаки за ложное свидетельство он запретил быть подношением в молитвах.

После этого происшествия, на четырнадцатый день темной половины индийского месяца Пхалгун отмечается Махашиваратри в честь появления Шивы в форме лингама.

Легенда о Ганге – другая известная история, связанная с традицией поклонения лингаму и его омывания в ночь Махашиваратри. Живший в древние времена царь Бхагиратх, чтобы освободить своих предков от проклятия мудреца, выполнял медитацию, длившуюся тысячу лет.

В случае удачного завершения духовной аскезы на Землю должны были пролиться воды небесной реки Ганги и смыть грехи предыдущих поколений царя.

Сложность заключалась только в том, что падение Ганги с небес могло разрушить Землю.

Тогда Бхагиратх стал молиться Шиве, чтобы тот сдержал реку в своих спутанных волосах.

Шива смягчил удар от падения реки, и ее святые воды смыли грехи предков Бхагиратхи. Так Ганга стала спутницей Шивы, а Шива стал известен как Гангадхара.

Ритуалы, связанные с поклонением лингаму, длятся в течение всего праздника. Священнослужители читают мантры и проводят специальные обряды, а прихожане наблюдают за проведением молитвы.

Шивалингам омывается молоком, водой и мёдом, затем обмазывается сандаловой пастой и украшается цветами и цветочными гирляндами. Затем лингаму подносятся цветы, фрукты и листья бильвы.

Махашиваратри – день свадьбы Шивы и Парвати

Шива без Парвати обычно ассоциируется с божественной энергией, не имеющей образа. Вместе со своей супругой он приобретает форму, и становится Богом, которому можно возносить молитвы. Индуисты верят, что господь Шива женился на Парвати именно в день Махашиваратри.

Есть другая версия легенды, связанной с соединением Шивы и Парвати: для благополучия своего мужа богиня Парвати совершала суровую аскезу в безлунную ночь Шиваратри.

Махашиваратри – праздник, особенно благоприятный для женщин.Шива считается идеальным мужем, поэтому девушки просят его супругу Парвати дать им удачное замужество и красивых детей.

Замужние индианки молятся о благополучии своих мужей и сыновей. Все женщины просят о семейном счастье и процветании в новом году.

Третья версия легенды о Шиве, Парвати и Махашиваратри гласит следующее. Однажды все три мира были полностью поглощены Шивой. Вся Вселенная погрузилось в мрак. Только Парвати сохранила свое полное преданности поклонение.

Шива, довольный молитвой, предстал перед ней, пообещав выполнить её просьбу. Парвати попросила блага для всех живых существ. Тогда Шива дал благословение, что в ночь Махашиваратри преданное поклонение ему будет очень легким путем к освобождению от цикла перерождений.

Индийцы верят, что эта ночь помогает ближе соприкоснуться с великой милостью и добротой Шивы, что искреннее поклонение в Махашиваратри освобождает их от грехов и дарует освобождение от колеса рождений и смертей.

Даже маленькая мышка, случайно задевшая хвостом лампадку в эту ночь, тем самым дав ей сильнее разгореться, по легенде, стала великим царем Махабали.

Махашиваратри – день, когда боги пахтали океан

Пураны приводят ещё одну историю происхождения Махашиваратри.

В течение великого мифического пахтания Океана из вод появился горшок с ядом. Боги и демоны были в ужасе, потому что этот яд мог разрушить всю Вселенную.

Они побежали к Шиве за помощью, так как только этот милосердный бог был способен защитить мир. Шива выпил смертельный яд, но вместо того, чтобы проглотить, задержал его в горле.

Яд окрасил горло в синий цвет, и с тех пор Шива стал известен как Нилакантха, Синегорлый , а празднование Махашиваратри – это день благодарности Шиве за спасение мира.

После истории с пахтанием Океана Шиве посоветовали бодрствовать в течение ночи, чтобы уменьшить последствия принятия яда. Так, Шива не спал всю ночь, а боги исполняли перед ним различные танцы и играли на музыкальных инструментах.

Удовлетворенный проявленной преданностью, на следующее утро Шива благословил их всех.

Махашиваратри – праздник, в течение которого совершается пост

В течение Махашиваратри верующие соблюдают пост и ночное бдение. Пост – одна из важных духовных практик, в этот праздник имеющая особенное значение.

Пост направлен на успокоение физической, умственной и эмоциональной энергий и, таким образом, помогает человеку приблизиться к собственной душе.

У некоторых пост настолько строг, что они не позволяют себе и капли воды. Другие решают для себя есть фрукты, молоко или рис.

Многие индусы участвуют во всенощном бдении в храмах, посвященных Шиве.

Есть история, иллюстрирующая обычай поститься и не спать в ночь Махашиваратри. Однажды один преданный Шивы пошел в лес за хворостом. Потеряв дорогу, он так и не смог вернуться домой дотемна. С наступлением сумерек лес стал казаться устрашающим.

Вокруг было слышно рычание диких зверей. Испугавшись за свою жизнь, человек решил забраться на дерево.

Этим деревом был куст Бильвы, очень любимый Шивой. Чтобы не заснуть, мужчина срывал листья и кидал их вниз. Так продолжалось всю ночь. Утром человек обнаружил под деревом шивалингам.

Так, мужчина всю ночь провел в посте и бдении, неосознанно совершая молитву Богу. Удовлетворенный этим, Шива даровал своему преданному благословение и освобождение от цикла перерождений.

Многие верующие соблюдают также и молчание в Махашиваратри, стараясь не отвлекаться на внешнее и направить все свое внимание вглубь себя – к Богу. Эта практика успокаивает ум и помогает лучше понять суть явлений и вещей, а также свою душу.

Существуют и другие мифы, связанные с Махашиваратри, например, считается, что в этот день были проявлены 12 саморожденных из Света лингамов и Шива исполнил свой космический танец Тандава – танец первичного творения, сохранения и разрушения.

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива известен как великий аскет и покровитель аскетов.

Махашиваратри – не просто праздник. Он имеет большое духовное значение. Махашиваратри напоминает людям о великом вселенском Законе, выраженном в форме Шивы.

Он помогает на время отвлечься от суеты будней и погрузиться во внутренний мир, приблизиться к своей божественной душе. Он дарит внутренний покой, помогающий открыть свет духовного Знания.

Индийского календаря (февраль - март). Считается, что в Священную Ночь МахаШиваРатри молитвы беспрепятственно доходят до Бога (т.к. все небожители, и суры, и асуры заняты поклонением Шиве и не могут мешать молящимся людям).

Махашиваратри (ратри - санск. ночь) - это ночь поста и молитвы , её проводят в размышлении о Господе Шиве , разрушителе невежества, грехов. Верующие читают истории про Шиву , поют гимны в честь Шивы .
Махашиваратри проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Господу Шиве, Махадэву . Верущие в этот день постятся, не едят и не пьют, не принимают даже прасад Махашиваратри .

Праздник Махашиваратри начинается с восходом солнца в день Шиваратри месяца пхальгуна (февраль-март), Чатурдаши кришна пакша, 14 лунный день тёмной половины месяца, (это 29 лунный день по другим традициям) и продолжается всю ночь в храмах и у домашних алтарей.

А ежемесячный Шиваратри соблюдается в Чатурдаши (четырнадцатый лунный день тёмной половины месяца (перед Новолунием). Шиваратри считается очень благоприятным временем во всех отношениях, способствующим как духовному, так и материальному прогрессу.

Луна, покровительница ума, в период тёмной половины месяца (кришна пакша) каждый день теряет одну шестнадцатую часть своего блеска, своей силы. И в ночь Шиваратри , в Чатурдаши, она уже очень слаба, у неё остаётся лишь одна шестнадцатая часть силы. Поэтому в это время ум контролировать легче, нам дана уникальная возможность - контролировать лишь 1/16 часть капризного ума. А лучшее средство для контроля ума (согласно Писаниям) - это повторение святых имён Бога, концентрация на Его Образе.

Во время Шиваратри Луна и Солнце находятся в очень благотворном аспекте друг с другом. Поэтому именно это святое время благоприятно для того, чтобы установить свою связь с Богом, ощутить Его присутствие. Особенно - раз в год, в период Махашиваратри , когда накладываются несколько циклов, когда аспект Божественного наиболее проявлен в природе.

МахаШиваРатри - это великий праздник, исключительная, чудесная возможность, Ночь духовных Даров. Это одна из самых святых ночей года, которая может глубоко трансформировать нас. В эту Ночь можно родиться заново и начать новую жизнь, новый благой цикл развития.

Для того, чтобы отвлечься от мирских вещей и обратить свой ум к Богу, Писания рекомендуют практику повторения имен Бога (для кали-юги это лучшая практика). И такая практика в период МахаШиваРатри обещает принести наилучшие плоды.

Шива разрушает невежество. Искренняя политва, пуджа, пост в период МахаШиваРатри (маха - великий, Шива- благой, ратри - ночь (т.е. оочень благоприятная ночь)) помогут улучшить и материальную, и духовную сферы жизни. Духовная практика в Великую Ночь Шивы поможет достичь даже самых трудно достижимых целей.

Почитают Шиву , совершая каждые три часа пуджу (богослужение). Каждое поклонение связано с одним из аспектов Шивы.

I. Приблизительно с 19.00-22.00 произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний, материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к Тебе, даруй мне истинные Знание и Гуру!» - такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа).
Шива почитается в образе Рудры.
молока.

II. Ближе к полуночи начинается вторая пуджа, когда уже просят о процветании, богатстве, славе, карьере. Но это не означает, что нужно обязательно о чём-то просить. Можно просто славить Шиву , наслаждаться самим процессом поклонения.
Шива почитается в образе Садашивы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта .

III. Далее совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят об избавлении от негативных качеств и о приобретении добродетельных качеств. Кто-то свои просьбы пишет на бумаге и потом предаёт огню.
Шива почитается в образе Бхайравы.
Пуджа завершается возлиянием на Лингам гхи (топлёного масла).

IV. Четвёртая, заключительная транцендентная пуджа, даёт нам возможность - ощутить Шиву как своё Высшее Я. Почитается высший аспект, ПарамаШива.
Пуджа завершается возлиянием мёда.

О Господь Благой и Всепроникающий, носящий чашу из черепа,
Чьей божественной лилой стало нищенствование!
Прими эту обезьяну моего ума, как подношение Тебе,
свяжи её шнуром преданности и оставь под своим неусыпным надзором!
Чрезвычайно упрямая и своенравная, блуждает она неустанно в лесу невежества, танцуя
на вершинах грудей молоденьких красавиц, беспорядочно прыгая с ветки на ветку мирских желаний! (Шиванандалахари) .

пАпотпАтавимочанАйа ручираишварйАйа мртйумджайа
стотра дхйАна нати прадакшина сапарйАлоканАкарнане
джихвА читта широнгхри хаста найана шротраирахам прАртхито
мАмАджнАпайа таннирУпайа мухур мАм ева мА ме вачах

О Мритьюнджая, Разрушитель смерти! Для уничтожения грехов и достижения освобождения
я прошу язык восхвалять Тебя, ум - медитировать, голову - склоняться,
ноги - совершать прадакшину вокруг Тебя, руки - поклоняться, глаза - смотреть на Тебя,
уши - внимать Твоим лилам! Повелевай этими моими стараниями и напоминай мне о них.
Да не утратят силу какие-либо из этих органов чувств,
чтобы и дальше мог я беспрепятственно служить Тебе! (Шиванандалахари) .

Один из самых прекрасных гимнов , написанных на санскрите - Шива-махимнах-стотрам - написанный гандхарвом Пушпадантой. Стотра - сакральный текст, от воспевания которого ум наполняется блаженством, считается, что слушание и воспевание этого гимна дает огромное благо. Гимн величествен по содержанию, возвышен по интонации и имеет мало равных себе по воздействию. Он оказывает огромное воздействие на сознание читающего, даже если смысл не понятен.
* Текст гимна и аудио здесь Шива-махимнах стотрам ГИМН ВЕЛИЧИЯ ШИВЫ или смотрите эпизод 640 сериала Devon Ke Dev… Mahadev.

Для размышления:
"Этот Праджапати - год, [он состоит] из шестнадцати частей. Его ночи - пятнадцать частей, неизменна его шестнадцатая часть. Благодаря ночам он и растёт, и уменьшается. В ночь новолуния он проникает этой шестнадцатой частью во всё, что одушевлено, и рождается на следующее утро. Поэтому из почтения к этому божеству в такую ночь нельзя пресекать дыхание у одушевлённого, будь то даже ящерица.
Поистине, человек, который знает это, - есть сам год. Праджапати из шестнадцати частей. Его имущество - пятнадцать частей, Атман - его шестнадцатая часть. Благодаря имуществу он и растёт, и уменьшается. Этот Атман - ступица колеса, имущество - обод колеса. Поэтому, когда [кто-нибудь] теряет всё, но его Атман живёт, то говорят, что он потерял обод колеса" (Брихадараньяка упанишада 1.5.14-15).
◊ "Дейсен указывает, что Нилаканта... ссылается на Брих. уп 1.5.11, где говорится, что Праджапати, подобно месяцу, состоит из 16 частей (14 ночей возрастания, 14 ночей убывания, 1 ночь новолуния,
1 ночь полнолуния). Шестнадцатая часть его неизменна (ночь новолуния); войдя этой (невидимой) частью во всё, обладающее дыханием, Праджапати на утро рождается как новый месяц. Пятнадцать частей принадлежат Праджапати как сменяющиеся, шестнадцатая же, всегда неизменная, невидимая (новолуние), есть его Атман. Неизменный Атман есть втулка, пятнадцать переменных частей - спицы колеса" (Комментарии Б.Л. Смирнова к Махабхарате (Нараяния)).

Статью подготовила: Наталья Дементьева
Книги Издательства Натальи Дементьевой

Выдержки из книг см в соц сетях:
VK:
Царство Богини - Территория гармоничных женщин.
Интернет-магазин ПЧЕЛА - Духовный мёд - духовным искателям.
Шиванандалахари, Махабхарата Нараяния.

* ФИЛЬМЫ О ШИВЕ

! Есть потрясающий индийский сериал про Махадэва "Devon Ke Dev Mahadev, Бог Богов Махадэв".
Год выпуска: 2011. На основе Писаний, отличное качество, отлично поставлен и чудесное музыкальное сопровождение. Первые 10 серий идут по 3 часа, далее эпизоды по 20 мин, начиная с 201 эпизода.
* "Махакали. Конец - это начало" Mahakaali - Ant hi aarambh hai Сериал о Махакали, разрушающей эго и зло.
* Сериал Матушка Шакти.
*

Махашиваратри (ратри — санск. ночь) это ночь поста и молитвы. Священное время праздника открывает нам возможности для духовного «ускорения» так как во вселенной подобно нектару распространяется уникальное сочетание энергии. Вибрации этой ночи подобны прохладному лунному свету, озаряющему наш внутренний мир, успокаивающие и охлаждающие наш ум. Проведя хотя бы часть этой ночи в медитации и молитве мы можем получить ответы на вопрос: как и что нужно сделать для того чтобы достичь желаемого освобождения.

Эту ночь проводят в размышлении о Господе Шиве, разрушителе препятствий и иллюзий. Верующие читают истории про Шиву, поют гимны в честь Шивы. Пураны рекомендуют поститься и бодрствовать в ночь Махашиваратри.

Махашиваратри не относится исключительно к праздникам Индии. Этот праздник можно назвать интернациональным и не привязанным к религиозному культу какой-либо страны. В эту ночь уникальное расположения орбит Луны, Солнца и Земли на 12 часов освобождает нас от оков, позволяя взлезть ввысь… туда к бесконечным горизонтам духа и бесконечному небу преданности, любви и блаженства.

Считается, что в эту ночь наш ум, поддерживающий наши иллюзии, генерирующий практически бесконечный поток желаний, обретает успокоение — таковы благословения Шивы. И в этой тишине мы получаем уникальный шанс осознать свою природу, прикоснуться к своему существу.

Вселенная дарует нам уникальный шанс устранить со своего пути препятствия мешающие нам жить счастливой и полноценной жизнь, пребывая в мире с собой и другими людьми. И не важно, что это за препятствия — материальные трудности или неумение строить отношения с другими людьми. У якорей, держащих нас в мире собственных иллюзий, могут быть разные названия, но суть одна. они не дают нам быть свободными и счастливыми. Так что не теряйте времени.

Махашиваратри и астрология

Шива считается покровителем и сигнификатором Луны. Если в ваше гороскопе Луна имеет неблагоприятное расположение или сейчас идет период Луны в вашей карте рождения, эта ночь дает вам возможность обрести особые благословения и гармонизировать влияние Чандры (Луны).

Пост и бодрствование в эту ночь, рекомендуется представителям лунных Весов так как в вашей астрологической карте сейчас действует вторая стадия «Саде — сати» и Луна будет соединена с Сатурном. Ваша аскеза в эту ночь поможет решить проблемы со здоровьем, уменьшить количество препятствий на вашем пути и помочь обрести новое понимание себя.

Благословение Махашиваратри

В эту святую ночь почитают Шиву, совершая каждые два — три часа пуджу (богослужение).

Приблизительно с 19.00−22.00 (время московское) произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к тебе, даруй мне истинное Знание и Гуру!». Вы можете использовать это время для совершение своей повседневной садханы или молитвы.

С 0:00—3:00 (время московское) вторая пуджа, в это время просят о процветании, богатстве, славе, карьере.

С 4:00—6:00 (время московское) совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят о приобретении добродетельных качеств и об избавлении от негативных. Если у вас есть проблемы которые вы не можете решить своими силами, то это время подходит для того чтобы попросить о помощи. Только помните об экологичности, исполнение вашего желания не должно причинять вред другим людям.

Последняя пуджа связана с почитанием Шивы как Абсолюта, находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Время Брахма-мухурты (06:19 — 07:07 по московскому времени) предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием. Четвёртая, заключительная пуджа, даёт нам возможность — ощутить Шиву как своё Высшее Я.

Пуджу (священнослужение) можно заменить молитвой.

Для женщин эта ночь также особенно благоприятна. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постят и молят Шиву дать им хороших мужей. Замужние — молят о семейном благополучии и процветании в новом году. Ведь Парвати, супругу Шивы, считают дарующей семейное счастье и счастливую семейную жизнь.

Как соблюдать пост

Для исполнения желаемого или освобождения от желаний (кому что больше нравится) в период Махашиваратри постятся, не едят и не пьют (телевизор так же смотреть нельзя, этот день можно провести без компьютера, это хороший пост для современного человека).

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОСТ. Постятся с захода солнца 10 марта до восхода солнца 11 марта. (С 10.03.2013 . начало поста 19:15 окончить пост 11.03.2013 . в 8:05 по московскому времени)

СТРОГИЙ ПОСТ. Если позволяет здоровье, вы можете держать строгий пост (без воды и пищи). Он длиться с 10.03.2013 . начало поста 2:35 окончание поста 11.03.2013 . в 1:00. Если вы можете, держите строгий пост до рассвета 11 марта. Если здоровье не позволяет, то вы можете выпить воды или фруктового сока после 1:00, но от пищи лучше отказаться.

ПРОСТОЙ ПОСТ. Самый простой пост с 10.03.2013 . начало 18:00 - выход из поста 11.03.2013 6 часов утра

Шива покровитель аскетов, поэтому эта ночь предполагает, что вы отказываетесь от любой привязанности пусть и на время. Если вы не можете отказаться от еды, вы можете дать обет молчания и молчать в течении указанных промежутков времени. Или отказаться от курения и употребления алкоголя. Возможно, вы подвержены приступам гнева и грубите другим людям, откажитесь в этот день от агрессии и проведите день в покое.

Выход из поста это вкушение прасада, пищи которую вы предлагали Высшим силам как дар. Как приготовить Прасад читайте ниже.

Простой ритуал Махашиваратри

Помимо соблюдения поста вы можете провести небольшой ритуал в эту ночь.

Вам понадобится:

  • Цветок красного цвета
  • Молоко (молоко из тетрапака не используйте, лучше из пакета или от бабушки).
  • Новая кружка без рисунка, выберите в магазине самую красивую. Главное требование кружка должна быть новой и без рисунка. Потом вы сможете ею пользоваться, и она станет вашим амулетом на этот год.
  • Фрукты
  • Свеча
  • Благовония
  • Место для алтаря, если у вас нет постоянного.

Место для алтаря найдите заранее. Если у вас нет постоянного алтаря, вы можете соорудить его на окне или в любом другом удобном месте, во время сна ваши ноги не должны быть направлены к алтарю.

Вечером 10 марта, после того как вы завершили все свои дела, примите омовение и оденьте чистую одежду желтого или белого цвета.

Положите на алтарь цветы, мед, фрукты. Зажгите благовония и свечи. Откройте пакетик с молоком и, наливая его в кружку, прочтите 3 раза мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ». Поставьте кружку на алтарь. В течении этой священный ночи молоко приобретет целебные свойства амриты (напиток бессмертия), а кружка станет вашим амулетом. В течении года, кружка будет работать как аккумулятор, наполняя вас энергией и покоем. Если у вас возникнут сложности или проблемы со здоровьем вы можете пить чай из кружки.

Итак, после того как вы подготовили алтарь в зависимости от ваших предпочтений проведите описанные ниже ритуалы.

Если у вас имеются четки и вам нравятся мантры, вы можете читать мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Минимальное количество повторение мантры 108 раз. Если получится, прочтите 1008, ведь это особенная ночь, можно один раз в году победить свою лень.

Если вы не поклонник чтения мантр и не сторонник медитации, проведи простой ритуал избавления от препятствий. Разложив все на алтаре, сядьте как вам удобно и подумайте о своей жизни. Куда вы идете и чего вы хотели бы достичь в жизни? Что вам мешает это сделать, напишите об этом. Обратитесь в молитве к Высшим силам с просьбой помочь вам избавиться от собственных иллюзий, мешающих вам увидеть верное решение или не позволяющих разрешить проблемы в отношениях. Затем выйдите на балкон и сожгите этот листок. Пепел обязательно нужно развеять по воздуху, так как священный пепел или вибхути один из атрибутов Шивы.

Обязательно минимум 30 минут побудьте в тишине и покое. Затем можно потушить свечи и лечь спать. Утром разделите фрукты между членами семьи. Прасад обладает чудодейственной силой.

Выйдя на балкон и читая мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» разбрызгайте несколько капель молока по воздуху (прикасайтесь к молоку только правой рукой). Остальное молоко выпейте сами или разделите между членами семьи, оно дарует исцеление и заряд бодрости.

Вы можете проводить свой маленький ритуал, выбрав промежуток времени в соответствие с теми намерениями, которые вы хотите реализовать. В Индии принято бодрствовать всю ночь.

Пусть божественная вибрация этой ночи поможет всем нам обрести благосостояние, найти свой путь, даст силы пройти этим путем к бесконечному сиянию божественности.

Бога-аскета Шиву на родине почитают много раз в году, однако этот его праздник занимает особо почётное место религиозном календаре Индии.

Маха-Шиваратри («Великая ночь Шивы») является главным праздником года для миллионов индийских, непальских и ланкийских шиваитов. Последователи этого древнейшего течения в индуизме, выдвигающих на первый план поклонение одному из триады верховных ведических богов – Шиве, олицетворяющем вечное «мужское» начало вселенной. Шиваиты верят, что преданное обращение к Шиве как к источнику космического сознания способно разрушить оковы иллюзорного материального мира и помочь осознать свою истинную природу. Считается, что любая медитация или духовная практика, проведённая в «Ночь Шивы», действует в 100 раз сильнее.

Праздник в честь Шивы начинается с восходом солнца в день перед новолунием в весеннем месяце пхалгун. Верующие индуисты начинают готовится к «Великой ночи Шивы» заранее – соблюдая определённый пост и обращаясь к философским текстам Пуран, помогающим постичь разнообразные аспекты Шивы. Перед началом торжеств индусы отправляются к ближайшим водоёмам, где совершают очистительное омовение. Ближе к вечеру в индийских городах и деревнях верующие стекаются целыми семьями к шивмандирам (храмам Шивы), чтобы принять участие в торжественном богослужении-пудже, где божеству подносят традиционные жертвенные предметы - молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д. Празднование Маха-Шиваратри в храмах и у домашних алтарей продолжаются всю ночь.

В Индии существует множество легенд, связанных с происхождением Маха-Шиваратри. Согласно одной из самых популярных из них, этот праздник отмечает день бракосочетания Шивы и его небесной супруги Парвати, воплощающей «вечное» женское начало природы. Гостями этого события был весь высший ведический пантеон, включая бога-создателя Брахмой и бога-хранителя Вишну, которые вместе с Шивой входя в Тримурти или троицу главных божеств индуизма. По преданию, именно тогда Шива впервые предстал перед собравшимися в форме бесконечного лингама или космического Абсолюта, который стал его самым узнаваемым символом. Тогде же Шива исполнил знаменитый танец разрушения и творения Тандава, который был запечатлён во многих скульптурных изображения этого божества.

Шиву часто почитают не только в виде священных изваяний, но и в безличностной форме лингама – фалического символа, олицетворяющего божественную производящую силу мироздания. Обязательная часть ритуалов Маха-Шиваратри – многократное воспевание священной маха-мантра «Ом намах Шивая», которая упоминалась ещё в одном из 4 главных ведических кодексов «Яджурведе» («Веде жертвоприношений»), составленном около X века до н. э. В эту ночь многие индианки обращаются к Парвати с просьбой о удачном замужестве, красивых детях и семейном счастье. Аскетичные отшельники-садху поклоняются Шиве в весьма экстремальной форме, вводя себя в исступление с помощью курения «бханга» (конопли) или употребления психоделического напитка «тхандаи».

Праздник Маха-Шиваратри широко отмечают в разных регионах Индии массовыми религиозными церемониями, культурными мероприятиями и ночными ярмарками. Один из крупнейших фестивалей в честь этого события проходит в городе Коимбатур, индийского штата Тамил Наду. Торжества у подножья пещерного комплекса, на вершине которого находится гигантский бюст Шивы (Адийоги), собирают 600-800 тыс. верующих ежегодно. Самая высокая в Индии статуя Шивы (76,5 м.) в раджастанском городе Натхдвара также привлекает на Маха-Шиваратри внимание паломников со всей страны.

Некоторые исторические алтари-лингамы, упомянутые в древних шиваитских текстах, становятся в эти дни местами массового поклонения как божественные проявления Абсолюта или Джьотирлингамы («Сияющие Лингамы»). Двенадцать крупнейших Джьотирлингамов Индии находятся в штатах Гуджарат (храмы Сомнатх и Нагешвара), Уттар-Прадеш (Каши Вишванатх), Андхра-Прадеш (Малликарджуна), Мадхья-Прадеш (Махакалешвар, Омкарешвар), Уттаракханд (Кедарнатх), Махараштра (Бхимашанкар, Тримбакешвар, Гришнешвар), Джаркханд (Вайдьянатх), Гуджарат (Нагешвара) и Тамил Наду (Рамалингешвара).










В 14 день (чатурдаши) кришна-пакша (темной половины) месяца Магха празднуется Великая Ночь Господа Шивы - Махашиваратри.

В этот великий день у нас есть возможность для получения великой милости — продвижения, как в духовной практике, так и в материальной жизни. Это одна из самых священных ночей, которая может полностью трансформировать нас.

В переводе с санскрита Махашиваратри означает — Великая Ночь Шивы. Это день и ночь преданности и поклонения Господу Шиве и Его божественной супруге Парвати.

Он никогда не рождался, Он вечный и бесконечный. Он – сокровищница всего знания. Он – неразрушимый. Он Вишванатха (Господь Мира). Он не подвластен времени. Он Господь Пяти Основных Стихий. Он Бхутaнатх (Повелитель духов).Его дом - Кайлаш. Тем не менее, весь Мир является Его обителью. Он вездесущий. И Он первопричина всех причин. Он Величайший Йог. Он аскет и в тоже время семьянин. Эти два качества сочетаются в Нём потому что Он всегда находится в состоянии высшего блаженства. И это Его чувство высшего блаженства необходимо всему миру. Оно распространяется всюду благодаря единению Шивы и Шакти. Он лишён формы. Он безличный. Он Гангадхара (носит Гангу в своих волосах). Он также и Чандрашекхара (повелевает Луной). Он Трёхокий. И Он также Натараджа (царь танца). Он чистый и белый, как камфара. Он Нилакантха (тот, кто держит яд в горле для спасения мира). Змей обвит вокруг Его шеи подобно гирлянде. Множество рудракш украшают Его. Он держит трезубец, и пепел покрывает Его тело. В Его глазах высшее блаженство. А на Его лице отражается простодушие. Он выражение красоты. Он недостижимый. Он ужасающий Махакала (повелитель времени). Он великая гора, а также маленькая травинка. Он земля и небо. Он – узы, а также освобождение. Он – время, загадка, яд и нектар бессмертия. Он – и знание, и невежество. Он – и свет, и тьма. Он и Брахма, и Нараяна. Он - Бог Богов, — Махадев.

Махашиваратри любимый праздник во всех областях Индии, но с особым размахом его празднуют в Варанаси (Каши) - священном городе Господа Шивы. Праздник начинается с самого восхода солнца и продолжается всю ночь напролет. В этот день не принято заниматься мирскими делами. С самого утра нужно принять омовение в водах священной реки. В идеале это должна быть Ганга. После омовения надевается новая одежда, и толпы людей стекаются в ближайшие храмы, чтобы предложить Господу цветы и благовония, воду и молоко, фрукты и огонь… Улицы полнятся перезвоном колоколов и напевами мантры «Ом Намах Шивайя».

А ночью в храмах проводятся специальные службы. Люди собираются вместе, бодрствуют всю ночь, предлагают Господу огонь в масляных лампах, поют гимны и рассказывают истории о Шиве.

Если вы хотите предаться служению Господу Шиве в этот день, проведите его в молитве и строгом посте. А ночью предложите огонь, цветы и прасад.

Суть этого праздника – неоценимый духовный опыт, который человек может пережить всего за одни сутки. Забыть о материальных потребностях, о воде и еде, полностью открыться самоосознанию – вот основная цель празднования Махашиваратри.

По милости Шивы этот праздник действительно особенный. Тем, кто бодрствует всю ночь Махашиваратри в Пуранах обещано материальное процветание и освобождение от грехов и цикла рождений и смерти.

Особое значение Махашиваратри имеет для женщин. Женщины в этот день могут попросить Парвати дать им удачное замужество (Шива, ведь идеальный муж), здоровья и процветания супругу, много детей и семейного благополучия. Считается, что для того, чтобы удачно выйти замуж, девушка должна не менее 4 раз поститься на Маха Шиваратри.

В этот прекрасный день и ночь хочу поздравить вас, дорогие друзья и пожелать всем удачной садханы, побед над иллюзиями, веры и любви к Господу и Гуру, истинных знаний! И конечно же, милости Шивы.

Ом Шанти Шанти Шанти! Ом Намах Шивайя!