Неизвестные фото последней царской семьи привезли в Екатеринбург: Николай II выгуливал слона и давал дочери прикурить. Страшные тайны семьи Романовых (19 фото) Фотографии царской семьи


«Комсомолка» впервые публикует редкие снимки императора из его личного альбома, который почти век пролежал в запасниках уральского музея [эксклюзив «КП»]

Изменить размер текста: A A

В Екатеринбург к празднованию 400-летию династии Романовых привезли настоящую реликвию - фотоальбом, принадлежавший Николаю II. В нем 210 редких снимков царской семьи, большинство из них никогда раньше не публиковались. Почти все фото делал Николай Александрович или его дети.

Император очень любил фотографировать и пристрастил к этому и жену Александру Федоровну, и детей, - рассказывает «КП » историк и сотрудник Музея Патриаршее подворье Милена Братухина . - В одном из парковых павильонов в Царском Селе была даже фотомастерская. Николай Александрович снимал в основном американскими камерами, а императрица заказывала фототехнику в Великобритании .

Снимки датированы 1913-1916 годами. В альбоме много кадров армейской жизни. Тогда шла Первая мировая война, и царь вместе с наследником Алексеем часто посещали войска. Но главная ценность этого альбома - карточки повседневной жизни царской семьи. Среди снимков есть даже фото со слоном. Оказывается, первый зоопарк в Царскосельском парке в Петербурге появился еще при Николае I. Закрылся он в 1917 году. Дети Николая II часто вместе с родителями приходили в Царскосельский слоновник. Император писал об этом в своем дневнике: «Привел с Алексеем слона к нашему пруду и потешался его купанию».

Альбом с 30-х годов прошлого века находится в Краеведческом музее Златоуста . Долгие годы он бережно хранился в запасниках, и лишь единицы знали о его существовании. Когда «царская» тема вышла из-под запрета, альбом представили широкой публике. Но просто так его не посмотришь - к альбому могут прикасаться лишь несколько человек. Раз в сутки переворачивают всего одну страницу и сразу под стекло: сотрудники музея опасаются за сохранность фотографий.

Как альбом оказался в Златоусте - тайна, - говорит директор музея в Златоусте Надежда Приходько . - Всем известно, что последние дни своей жизни царская семья провела Екатеринбурге, а это 300 километров от нашего города. Есть версия, что реликвию из Екатеринбурга привез директор музея революции товарищ Чевардин. Музей находился в доме инженера Ипатьева , а именно там жили перед смертью августейшие особы. В 1933 году Чевардина перевели в Златоуст, и он, возможно, привез с собой альбом, чтобы спасти его от уничтожения. По второй версии фотографии перевез революционер по прозвищу Касьян, он же Чудинов Дмитрий Михайлович - один из тех, кто конвоировал царскую семью из Тобольска в Екатеринбург. Он жил в Златоусте. И после страшной расправы над Романовыми присвоил себе часть их вещей, не исключено, что и этот альбом, в том числе.

За предоставленные фото «КП» благодарит Краеведческий музей Златоуста и Екатеринбургскую епархию.


1914 год. Царская семья традиционно отправилась в летнее путешествие по Черному морю на яхте «Штандарт». Но фотографии: великие княжны Татьяна, Мария Ольга, (слева - направо) и Анастасия (в центре). Девочки с детства привыкли к этой яхте. Когда они подросли, родители разреши им самостоятельно купаться. Великие княжны любили дурачиться на палубе, общаться с офицерами и придворными.


1914 год. Петергоф . Император позирует на берегу. Скорее всего, этот кадр сделал кто-то из его детей.


1916 год. Николай II с младшей дочерью Анастасией отдыхают в городском саду Могилева (во время Первой мировой тут была Ставка Верховного главнокомандующего). Великой княжне 15 лет. И пусть вас не шокирует этот кадр - в то время курение не было чем-то аморальным. В 1915 году Анастасия, когда царь был в Ставке, а она в Петербурге, писала отцу: «Я сижу с твоею старою папироскою, которую ты мне дал когда-то, и очень вкусно». Конечно, публично великие княжны не курили. И эта фотография скорее шутка.


1916 год. Цесаревич Алексей Николаевич в одном из парков в Царском Селе. В руках у наследника престола любимый черный спаниель Джой (в переводе с английского - «радость»). Пес был с Алексеем до конца его дней. Мальчик взял его с собой в ссылку. Собака пережила своего хозяина - после его смерти спаниеля отправили в Лондон в Букингемский дворец. Обратите внимание: на фото видна тень автора снимка - царя.


1916 год. Император вместе с сыном играет на берегу Днепра . В Могилев они приехали вдвоем 1 октября 1915 года. Царь считал, это поездка пойдет на пользу будущему наследнику престола - вместо обыденных занятий с преподавателем в четырех стенах Алексей мог увидеть жизнь обычных мальчишек.



1914 год. Царское село. Цесаревич вместе с детьми своего воспитателя играют в войнушку. С ними Алексей провел все свое детство. Мальчишки вместе играли, рисовали, лепили снеговиков и катались на каноэ.


1914 год. Царское село. Николай II с сыном катаются на лодке в местном пруду. На берегу их ждут великие княжны Ольга, Татьяна и Мария. Николай II очень много времени уделял своим детям, особенно единственному наследнику.


Несмотря на то, что царская семья в России являлась примером для подражания, многие правители скрывали от народа страшные тайны. За плечами каждого царя и царицы были грехи, о которых почитатели царской семьи стараются не говорить. Об этих страшных тайнах нам поведает данный пост.

Михаил Федорович (с 1613 по 1645)

Первого из Романовых венчали на царство в 16 лет, и на тот момент он едва умел читать. На следующий же год по его указу в Москве повесили трехлетнего сына Марины Мнишек – якобы внука и наследника Ивана Грозного, которому успели присягнуть отдельные города. Это было после тяжелой Смуты, и страх перед новыми возможными самозванцами вынудил устранить конкурента публично.

Алексей Михайлович (1645-1676)

Отец будущего императора Петра Великого был религиозным маньяком, иногда молился по шесть часов кряду и расправлялся с теми, кто пропускал церковную службу: не спрашивая о причинах, приказывал бросать их в ледяную реку.

Петр I (1682-1725)

В истории описано много страшных сцен, когда Петр показал себя буйным, нечеловечески жестоким и неадекватным до безумия. Вот лишь некоторые факты. Стрелецкие казни. 26-летний Петр самолично рубил головы при огромном стечении толпы и заставлял браться за топор каждого из своей свиты (разве что иностранцы отказывались, оправдываясь тем, что боятся навлечь на себя ненависть русских). Массовые казни фактически превратились в грандиозное шоу: толпе бесплатно наливали водку и та ревела от восторга, выражая лихому государю преданность и любовь. В пьяном угаре царь тут же приглашал в палачи всех желающих, и многие соглашались.

Прижизненный портрет 44-летнего Петра, художник Антуан Пэн:

«Утро стрелецкой казни», Василий Суриков:

Смерть царевича Алексея. Остро конфликтуя со старшим сыном, Петр заставил его отречься от престола и принялся рьяно расследовать его проступки, для чего специально создал Тайную канцелярию. 28-летнего Алексея осудили на смерть за измену и уже после приговора подвергли пыткам в тюрьме: в присутствии отца он получил 25 ударов кнутом. По некоторым сведениям, от этого и умер. А Петр на следующий день шумно пировал, с оркестром и фейерверками, по случаю годовщины Полтавской битвы.



«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», Николай Ге:

«Мария Гамильтон перед казнью», Павел Сведомский:

Казнь любовницы. На следующий же год Петр отправил на плаху свою бывшую любовницу, одну из самых красивых фрейлин при дворе Марию Гамильтон (Гамонтову), узнав, что та дважды спровоцировала выкидыши, а третьего младенца удавила. Хотя на тот момент она уже жила с другим, царь, по-видимому, подозревал, что дети могли быть и от него, и пришел в ярость от такого «душегубства». На казни он повел себя странно: поднял отрубленную голову Марии, поцеловал и преспокойно принялся читать народу лекцию по анатомии, показывая затронутые топором органы, после чего снова поцеловал мертвые губы, бросил голову в грязь и уехал.

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра I, как и он сам, была большой охотницей до развлечений с участием карликов и «дураков» – придворных шутов. Если многие из них и правда отличались остроумием, то выдумки самой императрицы, приводившие ее в бурное веселье, были скорее похабными. Как-то раз, например, один из ее любимцев, итальянский скрипач Пьетро Миро, прозванный Педрилло (Петрилло, Петрушка), отшутился от попытки высмеять его некрасивую жену, заявив, что его «коза» беременна и скоро принесет «козлят». Анне Иоанновне тут же пришло в голову уложить его в постель вместе с настоящей козой, одетой для смеха в пеньюар, и заставить весь двор подносить им подарки. Угодивший своей хозяйке Педрилло только в этот день обогатился на несколько тысяч рублей. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», Валерий Якоби (Педрилло слева, изображен со скрипкой, в центре картины в желтом кафтане выпрыгивает выше всех знаменитый шут Балакирев):

Императрица вообще обожала всякие непристойности, особенно сплетни и рассказы порнографического свойства. Зная об этом, ко двору присылали специально отобранных девиц, способных вести такие разговоры и выдумывать все новые и новые истории с пикантными подробностями.

Елизавета Петровна (1741-1762)

Дочь Петра I с детства слыла красавицей и только и делала, что развлекалась, да занималась собственной внешностью, оставшись почти необразованной. Она никогда не читала и даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров. Больше всего Елизавету занимали маскарады и особенно так называемые «метаморфозы», куда все дамы должны были являться в мужских нарядах, а мужчины – в женских. Причем императрица была убеждена, что у ее придворных соперниц некрасивые ноги и что в мужских лосинах все, кроме нее, выставляют себя на посмешище. Одну из удачливых соперниц, статс-даму Наталью Лопухину, считавшуюся красавицей, Елизавета «милостиво» избавила от смертной казни, велев вместо этого выпороть кнутом, вырвать язык и сослать в Сибирь. Официально Лопухину арестовали и пытали по делу о политическом заговоре, но неофициально это была месть императрицы за отбитых кавалеров и насмешки в юности.

Наталья Федоровна Лопухина, гравюра Лаврентия Серякова:

Наконец, Елизавета обрекла на жуткое существование законного наследника престола, назначенного перед смертью Анной Иоанновной. Императору Ивану VI было всего полтора года, когда дочь Петра устроила переворот и тайно велела бросить его в тюрьму, навсегда разлучив с родителями и оградив от человеческого общения. «Известный арестант», как его называли после строжайшего запрета упоминать имя, был заколот стражниками в возрасте 23 лет, уже при Екатерине II.

Екатерина II (1762-1796)

33-летняя Екатерина свергла и арестовала собственного мужа и троюродного брата Петра III, отношения с которым не сложились с самого начала. Их поженили, когда ей было 16, а ему 17 лет. По одной из версий, он был инфантилен чуть ли не до слабоумия и 9 лет избегал супружеского долга, якобы не зная, что делать в постели с женщиной. По другой версии (и Екатерина признавала это в биографических записках), он ее не любил и не делал попыток сблизиться. При этом открыто заводил любовниц и на одной даже собирался жениться, но умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после низложения.

Коронационный портрет императора Петра III, Лукас Конрад Пфанцельт:

Между тем саму Екатерину несчастное супружество сделало величайшей любовницей на российском престоле. Своего первенца, будущего императора Павла I, она родила лишь на 10-й год после свадьбы, что породило слухи, будто он не от Петра, хотя внешне на него похож. От разных любовников у императрицы было еще двое детей, причем одного она родила в полной тайне от мужа – чтобы отвлечь императора и увести из дворца, ее верный камердинер устроил пожар в собственном доме.

Современная картина «Триумф Екатерины», Василий Нестеренко (по правую руку от императрицы ее знаменитый фаворит князь Григорий Потемкин)

Последнего фаворита «развратная императрица» завела в 60 лет: им стал 21-летний дворянин Платон Зубов, которого она несказанно обогатила и который через пять лет после ее смерти участвовал в убийстве ее сына Павла I.

Платон Александрович Зубов, художник Иван Эггинк:

Александр I (1801-1825)

23-летний внук Екатерины пришел к власти в результате заговора против собственного отца: он был убежден, что если Павла не свергнуть, тот погубит империю. При этом Александр не допускал убийства, но исполнители – разгоряченные шампанским офицеры – решили иначе: посреди ночи нанесли императору мощный удар в висок золотой табакеркой и задушили шарфом. Александр, узнав о гибели отца, зарыдал, и тогда один из главных заговорщиков произнес по-французски: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!»

Александр II (1855-1881)

Взойдя на престол, Александр, живший до того в счастливом многодетном браке, стал заводить фавориток, от которых, по слухам, имел внебрачных детей. А в 48 лет начал тайно встречаться с 18-летней княжной Катей Долгоруковой, спустя годы ставшей его второй женой.

Сохранилась их обширная эротическая переписка – возможно, самая откровенная от лица главы государства: «В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине»; «Мы обладали друг другом так, как ты хотела. Но должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей...»

Николай II (1894-1917)

Самой страшной тайной была и остается гибель семьи последнего российского императора. Еще много лет после расстрела в подвале без суда и следствия советские власти врали всему миру, что убит только Николай, а его жена, четыре дочери и сын живы-здоровы и «перевезены в надежное место, где им ничто не угрожает». Это породило популярные слухи о якобы спасшихся княжнах и царевиче Алексее и способствовало появлению громадной армии авантюристов-самозванцев. В 2015 году по настоянию Церкви расследование гибели царской семьи начали «с чистого листа». Новая генетическая экспертиза подтвердила подлинность останков Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, найденных под Екатеринбургом в 1991 году и захороненных в Петропавловском соборе.

Реконструированные по останкам лица Николая II и княжны Анастасии:

Затем их начали сличать с генетическими материалами Алексея и Марии, найденными в 2007-м. Сроки их захоронения зависят от готовности Церкви признать останки

Х удожник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых - Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи .

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым , Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века - в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина - этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее .

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II , подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека - уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов - торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова - это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры - угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен - 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Катание на санях по снегу, охота, семейная прогулка по озеру в белых платьях и шляпах с широкими полями - так выглядит обычная семья на фотографиях начала XX века. Семья, перед которой лежит неизвестное будущее и долгие годы жизни и процветания. По крайней мере, такие мысли возникают при первом взгляде на недавно обнаруженные фотографии Романовых .

На них последняя царская семья России выглядит беззаботной и веселой всего за несколько лет до того, как их расстреляют.

Семейные кадры были сделаны фотографом Гербертом Галлоуэем Стюартом, преподавателем английского языка, которого пригласили для обучения племянников Николая II, в период между 1908 и 1916 годом. Сейчас 22 аннотированных фотоальбома входят в экспозицию выставки в лондонском Музее науки под названием The Last Tsar. Blood and Revolution («Последний царь. Кровь и революция»).


Куратор выставки Наталия Сидлина рассказала, что ранее неизвестные фотографии она обнаружила совершенно случайно. Изначально искусствовед искала материалы для выставки о космонавтах, и среди предметов, предоставленных хранителями Национального музея науки и средств массовой информации в Брэдфорде, наткнулась на деревянную клеть из-под шампанского из лондонского универмага Harrods. «Когда я ее открыла, там были 22 фотоальбома - с фотографиями Романовых».


Посвященная Романовым выставка открылась 20 сентября. Сидлина рассказала The Guardian, что организаторы выставки хотели показать науку, медицину и технологии как ключевые моменты в истории семьи Романовых - как в их жизни, так и в смерти.


«Семья была очень могущественна и богата, но Романовы были развиты и с научной точки зрения - у них во дворце был рентген, старшие дочери и царица были квалифицированными медсестрами Красного Креста, у них был доступ к последним технологиям своего времени, по крайней мере что касалось медицины.


Наша выставка прольет немного света на неизвестные стороны очень запутанной и сложной истории, которая привлекает так много внимания даже 100 лет спустя».


«Что меня поразило больше всего, так это как эти фотоальбомы похожи на альбомы обычных семей... Романовы выглядели и вели себя как самая обычная семья среднего достатка».


Николай II с детьми на озере около Большого Гатчинского дворца, Санкт-Петербург, 1915 год.


Дети семьи Романовых катаются на санях.


Николай II играет в детьми в снежки.


Дети катаются на велосипедах по снегу.


Дети императорской семьи катаются на санках у дворца.


Николай II с детьми на охоте.

Семья Романовых оставила потомкам богатейшее фотографическое наследие. Императорскую семью снимали лучшие фотографы Российской империи. В заграничных поездках непременно заказывали фотопортреты у известных иностранных мастеров. В семье же Николая II все были увлечены фото.

В фотографическом наследии Романовых особенно много снимков связано с семьей Николая II. Императорскую семью портретировало много известных фотографов. Остались студийные съемки выдающихся мастеров отечественной фотографии Г. Деньера, С. Л. Левицкого, А. Пазетти, К. Бергамаско. Во время пребывания за границей царскую семью снимали известные зарубежные фотографы: в Дании — Л. Даниельсон, М. Стин, Г. Гансен, в Польше — Л. Ковальский, в Германии — О. Сковранек, Ф. Тельгман и другие. При посещении Романовыми городов Российской империи съемку доверяли лучшим городским фотомастерам: Ф. Орлову в Ялте, М. Мазуру в Севастополе, В. Барканову в Тифлисе, А. М. Иваницкому в Харькове и т. д.

Император. (rosphoto.org)

Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерьми. (rosphoto.org)

Самую большую коллекцию снимков последнего российского императора и его семьи оставило фотоателье «К. Е. фон Ган и К°". Ателье было открыто в Царском Селе в 1887 году. Им владела жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. В 1891 году совладельцем ателье становится Александр Карлович Ягельский, который с 1897 года получает исключительное право фотосъемки императора Николая II и его семьи.

А. К. Ягельский снимал императора во время дипломатических приемов и визитов, в поездках по стране, во время военных маневров и смотров, официальных придворных мероприятий, на отдыхе на императорской яхте «Штандарт», в финских шхерах, в Ливадии, на охоте в имениях Спала и Беловеж. Эти снимки редко доходили до публики и составляли собственный фотоархив императорской семьи. В 1911 году А. К. Ягельский получил почетное звание Фотографа Двора Его Величества.


Парад войск Московского гарнизона. Москва. 1903. (rosphoto.org)

Ягельский также был единственным, кому дозволялось проводить киносъемку царской семьи. С 1900 и до самой своей смерти в октябре 1916 года он был личным кинооператором императора Николая II и оставил весьма значительный киноархив.


Перетягивание на веревке. Финские шхеры. 1911. (rosphoto.org)


Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Царское Село. 1903. (rosphoto.org)

Много снимал Николая II знаменитый репортажный фотограф К. К. Булла. В 1904 году он получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии». От Главного штаба Военного министерства Булла имел свидетельство о разрешении «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни».


Наследник цесаревич Алексей Николаевич. 1911. (rosphoto.org)

Множество личных альбомов с фотографиями оставили сами Романовы — император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями. С тех пор, как в 1896 году у Николая II появился первый фотоаппарат, он уже никогда с ним не расставался. Часть альбомов заполнял сам император, собственноручно вклеивая и подписывая фотографии. Личные фотоальбомы были у каждого члена семьи, обычно ежегодные или за два-три года вместе.

Император и Императрица в костюмах русских царей XVII века. (rosphoto.org)

Еще одна категория фотографического наследия Романовых — это фотоальбомы их приближенных, тех, кто по долгу службы находился с императором и его семьей в поездках по стране и за рубеж, и особенно во время отдыха. Наибольшее количество семейных фотографий сами Романовы, их личный фотограф А. К. Ягельский и приближенные императора делали именно на отдыхе, когда члены августейшей семьи были предоставлены сами себе и менее связаны условностями придворного этикета. К этому близкому кругу, имевшему возможность делать неформальные фотографии семьи Николая II, принадлежали крупные придворные чины, члены свиты императора, фрейлины, статс-дамы, офицеры императорской яхты «Штандарт» и целый ряд других людей.


Царская охота в Беловежской пуще. (rosphoto.org)

Судьба фотографического наследия семьи Романовых в Советской России довольно запутана и носит на себе отпечаток трагической судьбы своих владельцев. После расстрела документы и фотографии дома Романовых не раз передавались из архива в архив. Фотографическое наследие до сих пор изучено недостаточно. Мы не знаем даже примерного количества фотографических объектов в государственных хранилищах Российской Федерации; также неизвестно, какое наследие сохранилось в странах СНГ и за рубежом.

Николай II в своем кабинете, 1900. (rosphoto.org)