Николай Дроздов: "Животное, которое хуже всего поддается дрессировке, - это человек". Зверье мое: дрессируем, но… не собак Какие звери не поддаются дрессировке


Тащут муравьи в стельку пьяного мужика… Мужик лежит и еле-еле слышно поет:

ЧУТЬ ПОМЕДЛЕНЕЕ КОНИ, ЧУТЬ ПОМЕДЛЕНЕЕ…

2. Выгул собаки

Одна слепая дама летела из Сиэтла в Сан-Франциско. И самолет совершил непредвиденную посадку в Сакраменто. Стюардесса объявила о задержке и сказала пассажирам, что они могут почти на час выйти из самолета

Из самолета вышли все, кроме той самой дамы. Рядом с ее креслом лежала собака-поводырь. Заметив женщину, пилот подошел к ней и сказал:

Мы вылетим через час, вы не хотите выйти и размять ноги?

Дама ответила:

Нет, спасибо! Но вот мой пес, возможно, хотел бы немного прогуляться.

Многие пассажиры переосмыслили свою поездку, когда наблюдали, как из их самолета выходит пилот в темных очках с собакой-поводырем!

3. Трагедия в природе

Трагедией закончилась ceкcуальная революция в дикой природе!

Освоив позу 69, дятлы оказались на грани вымирания!

4. Отдых на солнце

Бди! (Козьма Прутков).

Лето, теплынь. Мой пес развалился на травке, лег на спину, лапы раскинул, все свои дела наружу вывалил, лежит, балдеет. Подошла курица, уставилась на его красные коки, долго смотрела, не могла понять что же это такое, никогда такого не видела, потом, на всякий случай, решила проверить и клювом по кокам кааак долбанет.

Кипишу было, капец.

5. Происхождение пингвинов

Настала осень, птицы улетают.

На юг дорога сложная и длинная.

Слабейшие, конечно, погибают…

Сильнейшие становятся пингвинами!

6. Собака не поехала

Еду на электричке домой, вечер. Вроде закимарила, и тут слышу какие-то странные крики: - Иди ко мне, мля! Сюда иди, Ззараза!!! и в том же духе. Оборачиваюсь и вижу немолодых и неслабо принявших мужика с теткой колхозной наружности, которые на все лады зовут кого-то в электричку через дверь. Но вот, двери закрылись, электричка тронулась, а опечаленные

«колхозники», так и не дозвавшись кого-то, зигзагообразно прошли по салону и заняли места недалеко от меня. Довольно долго они ехали там мрачнее туч.

Идет контролер. Подходит к этой паре и те дают ему три билета.

Контролер: - А третий билет зачем?

Мужик (мрачно): - На собаку.

Контролер (удивленно осматриваясь): - А собака где?

Мужик, видимо, досадуя, что приходится еще что-то объяснять, бормочет: - Не поехала она.

Контролер, тихо ржа и уже стебаясь: - А чо ж не поехала-то?

НУ НЕ ПОЕХАЛА И ВСЕ!!!

Курица на скейте

Дрессиро́вка живо́тных (от фр. dresser «выправлять; обучать») - комплекс обучающих действий над животными , предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков . Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений, формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимного сосуществования человека с определёнными видами животных.

Для крупных животных (например, лошадей, слонов), а особенно для хищников (львы, тигры, пантеры) - может использоваться более драматичный и пафосный термин укрощение животных (англ. taming ).

Дрессировка - один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди используют дрессировку и подвергаются дрессировке, даже не подозревая об этом, хотя могут использоваться и это научно обоснованное, целенаправленное, методическое и систематическое воздействие на животное, с целью выработки у него конкретных, необходимых навыков и умений для использования какой-либо службе, народно-хозяйственной деятельности или управления поведением в повседневной жизни.

Два главных понятия дрессировки - это управляющие сигналы и подкрепление: положительное или отрицательное. Дрессировку следует отличать от стимулирования, мотивации - системы наград и наказаний. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном преследовании. Подкреплением же называется то, что происходит во время поведения, что сопровождает, как бы «комментирует» поведение и направляет его в ту или иную сторону .

Позитивное подкрепление, например улыбка, ласка, доброе слово, в целом эффективнее, чем негативное, и достаточно широко используется как в отношении животных, так и между людьми. Негативное подкрепление (нахмуренные брови, недовольная интонация и пр.) не эффективно в отношении свободных существ, которые могут просто уплыть, уйти или убежать из-под негативного воздействия.

Считается, что для выработки устойчивого целевого поведения у животного требуется от 20 до 200 подкреплений, у человека - от 2 до 20.

Основа дрессировки

Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности . Используя самые различные раздражители , например, такие как звуковые , пищевые и сигналы жестом , являющиеся условными, и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами . Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию , которую пытается закрепить дрессировщик.

Способы и методы дрессировки

Заклинатель черепах

Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно выбрать необходимый для данного животного метод дрессировки.

Контрастные методы

В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения - наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек.

Болевой метод

Поощрительный метод

Подражательный метод

Виды и разнообразие дрессируемых животных

Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных . Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными , например, доярка доит корову , но если животное предварительно не подвергалось определённой дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко . Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом.

Лошадь дрессируют, приучая к хождению в поводе, чистке, закрепленному у неё на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определённых знаний и умений человека.

Дрессировка собак

Основные принципы дрессировки собак

Особенности дрессировки птиц и насекомых

Дрессировке поддаются птицы и насекомые. Например, приручение голубей к перелетам на дальние расстояния. Именно благодаря работе человека с этими птицами, и выработалась способность почтовых голубей находить дорогу к дому.

Пчеловоды , которые хотят получить мёд с определённого вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году . Достигаются необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата определённого медоноса. Привыкнув к определённому виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение.

Сравнительная эффективность дрессировки

Как способ обучения, использующий в первую очередь бессознательные механизмы, дрессировка эффективна в отношении детей и взрослых, не склонных обдумывать свои действия. В частности, Б. Ф. Скиннер показал высокую эффективность дрессировки перед другими методами воспитывающего влияния на заключённых и больных в психиатрических лечебницах («По ту сторону свободы и достоинства»). Как правило, результатом дрессировки является поведение, доведённое до автоматизма, поэтому её часто используют в профессиях и видах деятельности, где необходимо преодолевать страх, например в армии. Близким по форме к дрессировке является метод оперантного обусловливания и программированного обучения.

Во влиянии на взрослых, имеющих адекватные ценности и активно использующих возможности сознания, вместо дрессировки используют договорённости.

Цирковая дрессировка

Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Ещё в

Вы согласны с мнением, что домашние собаки – самые умные животные и лучше других питомцев поддаются дрессировке?

Здесь есть доля истины, но шарики и барбосы – не единственные любимцы, кто с радостью освоит обучение и трюки. Если в вашей квартире имеется живность, внимательно ознакомьтесь с сегодняшней статьей. Возможно, она откроет вам глаза на скрытые таланты любимой зверюшки.

В вашем доме живет хомячок? Наблюдать, как грызун занят своими хозяйскими делами, – занятное дело. Если вам наскучило это занятие, можно попытаться научить пушистый комочек нехитрым трюкам. Правда, ждать интеллектуальных чудес от него не стоит, но удивить родных и друзей вполне под силу. Максимум, на что способен , – отзываться на свою кличку или по команде начинать бег по кругу. Самым подходящим возрастом для обучения является период от 2 недель со дня рождения до 2,5 месяца жизни, а оптимальным временем суток – вечер. Главное в хомячьем образовании – выработка стойких рефлексов. Животное должно понимать, что после выполнения команды его ждет угощение, поэтому будет стараться.

Если ваш меньший брат не кто иной, как хорек , примите поздравления - более активного, веселого, непоседливого и милого зверька трудно себе представить! Несмотря на гиперактивность, хорьки прекрасно поддаются дрессировке. Причем итогом обучения будет не столько развлечение, сколько облегчение вашего совместного существования. Среди обязательной программы зверька можно отметить самостоятельный поход в лоток и прогулки на поводке. Среди произвольной – команды «вперед», «место», «нельзя», «фу». Самым действенным способом дрессировки является метод «наталкивания», когда верное действие животного подкрепляется угощением.

Поцелуи по команде, стойка на задних лапах, реагирование на кличку, игра в мяч, залезание на хозяйское плечо – вот те интересные трюки, что может осилить морская свинка . Однако чтобы процесс обучения был успешен, важно сначала втереться в доверие к милой зверюшке. Побольше держите на руках новое животное, выпускайте гулять из клетки минут на 10-15, оберегайте от громких звуков и резких движений. После обретения взаимного доверия приступаем к упражнениям. Сама по себе – дело несложное, главное - любовь, терпение и желание хозяина, помноженные на выработку условных рефлексов любимца. Например, зовете по имени – поощряете лакомством. По истечении нескольких тренировочных дней свинка сама направится в нужное направление, даже при отсутствии там еды.

Если слава Юрия Куклачева не дает спокойно спать по ночам, можно начать дрессировать любимую мурку. Вопреки распространенному мнению, кошки прекрасно обучаются. Главное – помнить: те, кто гуляют сами по себе, ни за что не станут делать то, что им не по нраву. Кошачья дрессировка – прежде всего игра для животного, за участие в которой оно получает угощение. В ходе обучения запрещено кричать на питомца и уж тем более бить его. Продолжительность самой тренировки должна составлять не более 3 минут с минутными паузами между подходами. Начать следует с самой элементарной команды «сидеть», далее можно освоить «дай лапу», «ко мне», «стоять», «принеси».

Можно ли научить трюкам попугая ? Практика показывает, что да. Важно только запастись упорством и не забрасывать тренировки. Самая первая команда, которую стоит освоить – «вперед». Птице легче всего ее понять, ведь в течение дня она часто находится в движении. Дополнительный бонус первых птичьих знаний – возникновение положительных эмоций от обучения, ведь достается ваше внимание и угощение. После этого нехитрого трюка можно приступить к освоению команд «назад» (передвижение с руки хозяина на иной объект) и «лесенка» (переход с пальца на палец, что расположен выше).

Удивительно, но обучению поддаются даже домашние тортиллы! Конечно, по уровню интеллекта красноухие черепахи проигрывают кошкам и собакам, но и им не чуждо освоение простых трюков и игр. Кстати, черепашья дрессировка – не столько прихоть хозяина, сколько необходимость. Дело в том, что в неволе черепахи становятся вялыми и пассивными, т.к. в искусственной среде им ничего не угрожает. Нехитрые трюки – возможность расшевелить неторопливых животных. Черепаху можно научить легкой проделке с едой, когда она будет находить корм в кормушке в любой части клетки. Или приучить тортиллу безбоязненно брать корм с вашей руки. Ее даже можно натренировать встречать хозяина у порога или играть с маленьким мячиком.

Не бойтесь общаться . Даже если в начале тренировок вам кажется, что обучение зашло в тупик, не бросайте дело на полпути. Результатом усилий станет не только совместное шоу, что принесет радость вашим зрителям, но и укрепление дружеских уз, улучшение взаимопонимания и искренняя взаимная любовь со зверюшкой, что будет крепнуть день ото дня. Старания и потраченное время окупятся сторицей!

Укрощение животных - У. животных и преимущественно диких зверей, как стремление человека подчинить их своей воле, составляло любимое занятие многих еще в глубокой древности. Присутствие зверинца и людей, занимавшихся У. этих зверей, не представляло редкости при дворах королей и властителей древних ассирийцев, вавилонян, греков и римлян. Когда однажды один из львов Сарданапала вырвался из зверинца и бегал по всему городу, приводя всех в ужас, - Сарданапал вышел к нему навстречу, подозвал его, и лев, увидав короля, пошел за ним, как собака за своим хозяином. Во многих же подобных случаях дикие звери были, по указаниям древних авторов, искусственно обезоруживаемы (exarmatos), т. е. лишены зубов и когтей. Сенека пишет в письме к Люцилию: "Существуют укротители диких зверей, которые... не довольствуются одним уничтожением зверских инстинктов у зверей, но стараются приучить их жить под одним кровом с человеком. Укротитель льва кладет свою руку в его пасть; приставленный к тигру сторож целует последнего; эфиопский скоморох приучает слона становиться на колени, ходить по канату". Наконец, на некоторых древних камнях находятся изображения медведей и их укротителей, что также ясно свидетельствует о том, что У. животных было хорошо известно и древним народам. В настоящее время У. животных процветает почти во всех городах мира, и те поразительные результаты, которые достигаются некоторыми выдающимися укротителями, привлекают тысячи людей. Весь секрет У. животных и, преимущественно, диких зверей заключается в отсутствии боязни - в бесстрашии. В каждый момент, по словам одного укротителя Д.,укротитель должен иметь такой подъем энергии, чтобы быть в состоянии дойти до зверя и хлыстом заставить его подчиниться себе, т. е. исполнить то, что от него требуется. Это присутствие энергии, и непременно активной, необходимо действительно иметь, а не показывать только ее. Зверя обмануть очень трудно; приемы острастки на него почти не действуют; он подчиняется только настоящей сильной воле, выраженной в ясных, решительных и ловких, в смысле техники, приемах. Не требуется, однако, какой-либо особенной формы для проявления такой энергии, т. е. это не значит, что укротитель должен обязательно обладать выразительными, огненными глазами, атлетической фигурой, широкими пластическими жестами и т. п. Энергия, сильная решительная воля или то, что в спорте называется "сердцем", может проявляться и в неблагоприятной наружной форме. С дикими зверями следует обращаться как с детьми, которых желаешь воспитать (см. напр. Upilio Faimali, "Memoiren eines Thierb ä ndigers, gesammelt von P. Mantegazza", 1880). Они должны убедиться в том, что укротитель имеет самые благие намерения, что пища и молоко приносится им регулярно все тем же лицом. Но в то же время они должны твердо знать и помнить, что тот же человек их превосходит своими силами. Эти представления должны быть им внушены с самого начала, смотря по обстоятельствам - в зависимости от рода и характера зверей - то ласковым обращением, то помощью кнута, снабженного металлической кнопкой, возвышением голоса, повелительным, энергичным взглядом. Чары взора укротителя, о которых так много говорят, на самом деле имеют значение лишь настолько, насколько во взоре выражается большой запас хладнокровия, силы и мужества, возможность, так сказать, этого запаса скрытой энергии перейти моментально, при первом же протесте со стороны животного, в свободную энергию, в ряд быстрых и опасных для животного движений. О каких-либо особых воздействиях взора укротителя на зверя, приводящего его в особое состояние наподобие гипнотического, и речи быть не может. Большинство современных укротителей убедительно доказывают несправедливость такого предположения тем, что становятся спиною к зверям во время исполнения своих фокусов с последними. Понятно, с другой стороны, укротитель имеет в своем распоряжении во время дрессировки животных целый ряд орудий, которыми и пользуется в случае надобности. Сюда относятся, напр., кроме вышеупомянутого кнута, постоянно имеющегося в руках укротителя: железный прут, конец которого накаливается подчас, пара деревянных тяжелых палок, служащих для усиления повелительности тона при возвышении голоса и т. п. Кроме того, при дрессировке очень опасных зверей опытная прислуга, находящаяся вне клетки, все время зорко следит за всеми движениями укрощаемого животного, чтобы действовать, в случае необходимости,длинными палками или железными прутами, снабженными крепкими крючками или без таковых, но накаленными предварительно, и удержать таким образом зверя при его желании кинуться на укротителя. Интересно, с психологической точки зрения, то, что некоторые укротители прибегают к сомнительному приему, когда впервые входят в клетку какого-либо дикого зверя: они показываются ему в обнаженном виде. По рассказам некоторых укротителей, вид обнаженного человека производит на зверей сильное впечатление и вызывает даже страх. Гораздо рациональнее познакомиться с характером зверя заранее, до вхождения в клетку, через решетку и познакомить, с другой стороны, и самого зверя с собою, пpиучить его к своему голосу, движениям и т. д. и тогда только войти в клетку. При обладании "сердцем" , в спортивном смысле слова, и умением распознавать психику животных, т. е. характер и данное настроение животного, искусство У. и дрессировка зверей низводится к сравнительно несложному занятию, ибо технические приемы, употребляемые при дрессировке, довольно просты и однообразны. При помощи этих двух качеств укротителю удается в скором времени пpиyчить укрощаемого зверя видеть в себе высшее для него существо, снабжающее его, смотря по обстоятельствам, то вкусной пищею, то жестокими ударами. Укротитель должен быть в глазах животного источником всего хорошего и всего дурного - высшим созданием в составляющей для него весь мир клетке. С этой точки зрения, становится понятной и возможность соединения различных диких зверей, не терпящих обыкновенно друг друга; объясняется это именно его безграничным авторитетом:появляясь среди своих львов, тигров и пантер он отвлекает их друг от друга и принуждает, приневоливает их сосредотачивать все их внимание на нем - он царствует между ними. В хорошем укротителе должен соединяться и гармонически действовать целый ряд разнообразных качеств: страстная любовь к опасным предприятиям, бесстрашие, мужество, хладнокровие, но не бесчувственность, железная воля, ловкость, но, прежде всего, необычайная наблюдательность. Техническая сторона У., т. е. самые приемы, несложны и меняются, как было упомянуто выше, в зависимости от рода, возраста и характера зверя. Главный прием - это ласка с теми, которые поддаются ей, и строгость с другими. В том и другом случае требуется постепенность действия, спокойствие и много терпения. Есть звери, которые повинуются только ласковым приемам; есть звери, которых только хлыстом или палкой можно заставить слушаться, но есть и такие, которых нельзя ударить и разу. Некоторые из зверей совсем не поддаются дрессировке, как, напр., ягуар , принадлежащий к породе кошек и отличающийся кровожадностью и строптивостью. До сих пор все попытки дрессировки этого вида кошек не увенчались успехом, междутем как тигры, когуары - так наз. серебристые львы, пумы, пантеры или леопарды легче поддаются дрессировке. Но все они, в особенности леопарды, злы, фальшивы, мало привыкают к человеку и бросаются при дрессировке не спереди, а исподтишка сзади, ничем не выразив своего желания напасть, как это делают другие звери, напр. лев, медведь и др. За ягуаром, по малой пригодности к дрессировке, следует белый медведь . Он поддается дрессировке туго, к человеку не привыкает, ласка к нему неприменима, понятливостью обладает очень ограниченной. Если нет хлыста или железного прута и ничто не напоминает о недавнем наказании, он катится в ноги или поднимается на задние лапы, чтобы заключить укротителя в свои могучие обьятия. Все, чему можно научить его - это прыгание через барьеры и участие в фигурах, пирамидах, где он усаживается в определенное место и сидит векоторое время до перемены группы. Белого медведя можно выдрессировать только пойманного молодым или рожденного в неволе. Чтобы смирить их кровожадность, белых медведей не следует кормить мясом, а лишь хлебом и овощами (см. J. ν. Pleyel, "Moderne Tierdressur", "Zoolog. Garten", 41 Jahrg., стр. 174, 1900). За белым медведем можно поставить тигра, королевского и простого. Его укрощать легче белого медведя, он лучше привыкает к человеку, к ласке, в особенности, если он родился или вырос в неволе. По своим кровожадным инстинктам, ловкости, силе и хитрости - это был бы опаснейший зверь, но он труслив, в нем нет королевской отваги льва, а потому с ним легче справляться. Если дрессированных тигров и встречается меньше, чем львов, то это лишь потому, что тигры хуже переносят неволю, часто заболевают (воспалением легких) и крайне туго плодятся. Тигрицы, как и леопарды, часто не донашивают, а родившихся очень редко выкармливают. Леопарды, которые во многом похожи на тигров, в неволе очень часто даже съедают молодых. Это знают в зверинцах, следят за самками и принимают против этого необходимый меры: отнимают у самок только что родившихся и выкармливают их искусственно, т. е. рожком или при помощи собаки. Дрессировка пантер и леопардов трудна и опасна: они изумительно подвижны, очень хитры , а главное - фальшивы; на них нельзя полагаться, им нельзя доверять, как бы они не казались добры и апатичны. Дрессированных леопардов в зверинцах имеется всегда по нескольку; один был бы не эффектным номером. Это-то и представляет опасность во время занятия и требует сноровки следить за всеми. Вообще же леопарды и пантеры мало способны к выполнению чего-либо, кроме прыжков. За леопардами идут гиены . Пятнистые более злы и менее понятливы, чем полосатые. Последние легко приучаются к человеку, ласке не поддаются и повинуются только хлысту. Гиены крайне опасны своими укусами. Волка, тигра и даже льва можно заставить выпустить свою жертву, когда же хватит гиена , от неё отбиться нет возможности. Высшее искусство и укротительскую энергию можно показать только со львами. Лев больше других зверей подчиняется психической силе человека - несмотря на свою силу и смелость, подчиняется даже энергичному жесту. Вообще сильной воле лев подчиняется совершенно, иногда ходит как очарованный, не опуская своего взгляда от укротителя; когда же ее нет, ничто не может испугать его. По смелости, как и по благородству, лев превосходит всех зверей. Он лучше других зверей размножается в неволе, привыкает к человеку, любит ласку, обладает большой понятливостью, легко запоминает порядок упражнений, часто привязывается к укротителю, как собака, а иногда и выручает его при нападении на него своих собратьев. По понятливости, после льва можно поставить волка и за ним медведя, сначала нашего, потом гималайского, черного с белой грудью. Серый американский медведь "гризли", как и ягуар, не поддается дрессировке совершенно. Волк смышлен и способен к прыжкам, к укротителю привыкает легко и вследствие трусости редко бросается на укротителя. Тем не менее, соединение 5 или более волков прсдставляет большую опасность: они охотно поддерживают товарища, дружно набрасываются за первым на укротителя. Особенную опасность как волки, так и медведи представляют в период течки . Медведя можно считать одним из самых способных к дрессировке зверей. К сожалению, к старости инстинкты дикого зверя почти всегда пробуждаются в медведе: он становится зол, раздражителен и непослушен. Интересно, что львы, наоборот, успокаиваются, делаются с годами спокойнее, смирнее и апатичнее.

Самую дрессировку можно разделить на два типа: на ручную и дикую. Первый вид дрессировки применим к таким зверям, которые подпускают человека к себе, терпят его близость, дают себя трогать, ласкать, кормить, носить или сами носят укротителя. Если это один из больших зверей, то его можно приучить к большой покорности, и даже вкладывание головы в пасть такого экземпляра не будет представлять большой опасности. При ручной дрессировке имеются особенные номера, которым нельзя научить зверей, не склонных к этому виду дрессировки. Какой из двух видов применим в данном случае, не зависит от укротителя, а всецело определяется самим зверем, т. е. свойствами его характера. Часто из трех или четырех молодых, рожденных от тех же родителей, один или два выходят спокойные, флегматичные, ленивые; их ничто не пугает, к присутствию человека они относятся спокойно. Другие - наоборот. Они не подпускают к себе укротителя, не принимают ласки и не поддаются, стало быть, ручной дрессировке. Таких животных можно обучить только с помощью дикой дрессировки, т. е. строгостью и то лишь простым номерам, как-то: прыганию через барьеры, через обручи, без пакли и с горящей паклей, и эффектному номеру, называемому "Wilde Jagd". Последний состоит в том, что зверя гонят из одного конца клетки в другой; делается это на большом ходу, и львы, которых все сказанное, главным образом, и касается, исполняют это весьма красиво, с рычанием, при поворотах они поднимаются передними лапами на короткие стенки клетки, быстро проносятся у решетки мимо укротителя и, наконец, задерживаются командой "halt!" в противоположном двери углу, чтобы дать возможность укротителю выйти из клетки. Львы, по своему характеру склонные к дикой дрессировке, в работе очень эффектны: они рычат, бросаются на укротителя, при выходе его из клетки они идут за ним, пытаясь его повалить лапой, или же стремительно бросаются за ним, когда укротитель уходит в дверь. Спокойные и флегматичные львы не так эффектны, но, как было уже сказано, они способны к более сложным номерам, составляющим ручную дрессировку. Опасность, грозящая человеку как от тех, так и от других львов одинакова. Если первые опасны своей нервностью, порывистостью, зато со вторыми приходится проделывать более опасные опыты, как, например, кормление мясом из рук, изо рта и вкладывание головы в пасть. Лучше всего начинать У. в большой клетке, где зверь не поставлен лицом к лицу с укротителем. В маленькой клетке близость укротителя так волнует зверя, что он, желая предупредить кажущуюся ему опасность, спешит напасть сам. Большая клетка в этом отношении дает такие выгоды, что само У. в ней, как искусство, истинными знатоками ценится гораздо ниже У. в маленькой клетке, в особенности со зверями дикой дрессировки. Главный прием, повторяем, как при дрессировке, так и при У. - это ласка. Она не применима совершенно с белыми медведями, с гиенами , отчасти с леопардами и с нервными экземплярами других животных, напр., львов, тигров, волков. К угрозе и наказанию следует прибегать с экземплярами, дрессируемыми ручной дрессировкой, только в крайних случаях, но зато уже решительно и строго. Как только зверь выполнил приказание, его следует обласкать. Сама ласка должна быть сообразована с породою и характером зверя. Все кошачьи породы, тигры, леопарды, пумы, львы, и др. любят поглаживание по шерсти вдоль спины, это успокаивает их. Ласка в форме похлопывания пугает их и видимо неприятна им. Волки и медведи (бурые и черные), наоборот, лучше переносят похлопывание. Ласковый успокаивающий разговор хорошо действует на всех зверей. Кошачьи породы любят и почесывание, а для волков это - самая приятная из ласк . Необходимо также награждать зверя за послушание чем-нибудь особенно любимым, напр., медведей сахаром, волков, гиен, леопардов, тигров и львов - мясом. Дрессированных дикой дрессировкой кормить во время упражнений не рекомендуется. У. требует времени, и продолжительность его зависит как от характера и породы зверя, так и от искусства укротителя. Для У. и дрессировки существуют особенные клетки. Величина их сообразуется с числом зверей, которые участвуют в номере. Эта клетка занимает среди обыкновенных клеток центральное положение, и в нее через двери перегоняют зверей из других клеток или по особенным коридорам. Эта центральная клетка, отличающаяся от остальных величиной, имеет приспособление для входа в нее укротителя. Это приспособление называется коридором и состоит из маленькой клетки, приставленной к дверям большой. В нее-то сначала и попадает укротитель, а затем уже в самую клетку. Дверь, ведущая в коридор, отворяется наружу, а дверь клетки вовнутрь. При этом дверь помещается у самой стены, а петлями она прикреплена к решетке, так что зверь не имеет возможности зайти с противоположной стороны, т. е. с той, где находится затвор. Таким образом, для выхода из клетки укротителю необходимо потянуть дверь к себе и затем быстро выскочить в пристройку - коридор. В такую клетку выпускается зверь, предназначенный для У., т. е. пойманный взрослым или выросший в неволе, но еще не укрощенный. Два надежных человека с палкой и железными шестами находятся наготове у решетки. Когда все это готово, укротитель прутом отгоняет зверя через решетку в дальний угол от двери. Затем входит в коридор, отворяет дверь в клетку, толкая ее от себя, стараясь не шуметь, чтобы не волновать зверя. Войдя вовнутрь, укротитель останавливается у двери, окликает ласково зверя и следит за ним зорко, чтобы предупредить зверя в случае внезапного нападения. Если зверь уже знает укротителя, т. е. укротитель раньше через решетку познакомил его с собою, то этот первый вход не представляет особенной опасности. Еще до входа в клетку всякий укротитель легко определяет, какому виду дрессировки поддается данный экземпляр. При первом входе нужно ограничиваться немногим, вполне достаточно первые три, четыре дня только входить в клетку, постоять несколько минут и осторожно выйти. Так делают сначала раз, два, а потом и 5 раз подряд с перерывами в 5 - 10 минут. До сих пор все обыкновенно идет просто и особенной опасности не представляет. На третий или на четвертый день укротитель, войдя в клетку (с хлыстом и железным прутом; многие имеют хлыст с ручкой, налитой свинцом), двигается от двери к большой задней стене, идет около неё ко льву, голосом и кнутом понуждая его перейти с этой стороны к противоположной, т. е. к двери. Здесь уже требуются спокойствие и выдержка . Неосторожные, не в меру быстрые движения и понукания могут испугать зверя, и он, чтоб предупредить опасность, может броситься. Тогда все зависит от выдержки и искусства укротителя. Львов и тигров, которые не берут сразу зубами, а бьют лапой, чтобы сначала опрокинуть, хороший, спокойный укротитель может задержать ударами хлыста в морду. Удара по глазам зверь боится. Если укротитель не понадеялся на себя и взял прут с накаленным концом, он действует им. Прислуга пытается остановить прутами, действуя через решетку, со стороны от укротителя. Если зверя задержать не удалось или он напал с прыжка и опрокинул укротителя, нужно дать укротителю встать, стоя он снова хозяин положения. Для этого льют помпой воду, действуют прутами, а в крайнем случае, когда укротитель сильно поранен или ошеломлен, прислуге приходится вскакивать в клетку. Как только удастся отогнать зверя от укротителя, сейчас же быстро задвигают заготовленную перегородку, чтобы разобщить зверя от укротителя. Если укротитель не сильно ранен и не потерял энергии, следует сейчас же сделать вторую попытку, приняв большие предосторожности. С белыми медведями, с волками и гиенами (все они могут бросаться в ноги) на первых уроках укротители берут деревянную решетку в левую руку, в правую - прут и, держа решетку перед собой для защиты ног, проделывают то же, т. е. перегоняют зверей с одной стороны на другую. С белыми медведями, как и было сказано, дрессировка возможна только в том случае, если они еще малы, т. е. не достигли полного возраста, и лучше, если они родились в неволе. Когда зверь исполнит требование укротителя, т. е. перейдет сначала раз, а потом и несколько с одной стороны клетки в другую, укротитель ласковыми словами и прозвищами поощряет его и, задержав его словом "halt" y дальней от двери стены, пятясь задом и зорко следя, двигается к двери. Тут он на момент останавливается, не спуская взгляда со зверя. При этом он должен иметь такой запас энергии, чтобы в случае, если зверь сделает попытку тронуться для нападения, он мог бы от двери двинуться на зверя. Такая энергия покоряет зверя. Он особенно восприимчив к ней. Проявляясь в глазах укротителя, в позе и в движении, она якобы очаровывает зверя. Зверь не спускает взгляда с укротителя, но тронуться не может. Иногда он сидит точно прикованный и бросается, когда укротитель уже за дверью. Когда таким образом зверь несколько привыкнет к присутствию укротителя в клетке, можно при перегонке его преградить ему путь сначала невысоким барьером, а затем повышать его до требуемой высоты. Если зверь будет покойно исполнять это, и вместе с тем покажет свойства, дающие возможность применить ручную дрессировку, следует при перегонке его через барьер во время прыжка дотрагиваться осторожно рукой до спины, потом проводить по ней как бы оглаживая. Затем, остановив его после прыжков, пробовать подойти к нему и, если он относится к этому спокойно и не делает попытки броситься, нужно звать его к себе, называя по имени и стараясь говорить мягко и ласково. Когда он подойдет или подпустит к себе, нужно его поласкать, но не оставаться около него долго. Повторяя это несколько дней сряду, можно легко дойти до того, что зверь совершенно привыкнет, будет идти на зов, спокойно прыгать и менять место. Все это касается ручной дрессировки, дикая - менее сложна, но зато не менее опасна. Когда укротитель дойдет до дня, когда ему нужно перегнать зверя из одного угла в другой, он, как уже было сказано, пойдет к нему по задней стене и, укрощая хлыстом и голосом, заставит перейти его в другой конец, т. е. к двери. Это положение считается опасным, так как зверь, заслонив выход, лишает возможности укротителя выйти. Чтобы зверь не задержался в этом углу, укротитель не дает ему останавливаться, а пробует повернуть его на ходу, при входе к углу, где находится дверь. Это представляет трудность. Часто зверь, бросившись с одной стороны, заседает у двери, и выпроводить его отсюда бывает не легко. Это положение еще невыгодно и тем, что прислуга не может помочь укротителю и понудить зверя прутами. Укротитель находится взаперти, и каждое понукание зверя может заставить его броситься на укротителя. Таким образом, укротитель в этом положении должен рассчитывать только на себя. Решительное наступление обыкновенно действует на зверя, и он с рычанием повинуется.

Еще несколько слов о дрессировке и заклинании змей. "Змеи , содержимые в неволе, - пишет Брэм, - постепенно вступают в дружеские отношения с ухаживающим за ними человеком, берут предлагаемую им пищу у него из рук или из щипцов, позволяют трогать себя, брать, носить в руках и даже могут быть до некоторой степени дрессированы; но истинной привязанности к хозяину совершенно не замечается, а скорее даже наблюдается обратное у сильных видов или способных к обороне благодаря их ядовитым зубам". О дрессировке в собственном смысле слова здесь речи быть не может. Ловкий индус или брамин может проделывать фокусы с каждой змеей, только что пойманной или долго содержавшейся взаперти. Все искусство заклинателей основано на точном знании характера и нравов змей и на проворстве и внимательности самого фигляра. Заклинатель змей старается обыкновенно привести змею сначала в спокойное, сонное состояние . Для этого он начинает играть на особого рода кларнете или дудке протяжную, жалобную и однообразную мелодию, все время не сводя глаз с змеи и смотря на нее пристальным взглядом. Когда змея вполне успокоилась или впала даже в состояние сонливости и её глаза смотрят уже неподвижно, как бы очарованные, на заклинателя, тогда фигляр пользуется этим мгновением слабости змеи, осторожно приближается к ней, не переставая играть, и проделывает с ней свои фокусы. Следует еще прибавить, что пристальность взгляда не играет особенной роли и применяется далеко не всеми заклинателями.

Индусы , брамины и египтяне ведут игру с самыми ядовитыми змеями; в руках заклинателей можно видеть: очковую змею (кобру), аспида и королевскую наю. У тех змей, которых постоянно употребляют для представлений, почти всегда чрезвычайно тщательно вырывают ядовитые зубы. Тем не менее, следует признать, что опытные заклинатели превосходно справляются и с такими ядовитыми змеями, которые вполне обладают своим смертоносным оружием. (Брэм, "Жизнь животных"). Дрессировка лошади - см. Дрессировка и выездка лошадей . Дрессировка собак - см. Дрессировка охотничьих собак.