Организация места приема платежей от физических лиц. Агент коммунальной безопасности. Договоренность с платежной системой


…С чего начинать

– Самое главное в бизнесе по приему платежей от населения – установить терминал в проходном месте, – говорит Вадим Лейбин, генеральный директор компании «Международная корпорация беспроводных систем» (производит терминалы для приема платежей).

У каждого из , занимающихся приемом платежей за услуги через терминалы, есть собственный комплект мотиваций для арендодателей – сетей супермаркетов, торговых центров, вузов, метрополитена. Стандартный набор выгод для арендодателя выглядит так: предоставление посетителям супермаркета и торгового центра дополнительного сервиса, как следствие – привлечение новых клиентов, и, разумеется, сама арендная плата за 1 кв. м. площади – именно столько необходимо для установки одного терминала, а иногда и двух (габариты терминала зависят от дизайна).

Иногда арендодатель может отказать в сдаче заветного квадратного метра, сославшись, к примеру, на то, что в торговом центре уже работает точка сотового оператора, который принимает платежи.

– Любые спорные вопросы можно решить в процессе переговоров, – уверен Мальцев. – Надо понимать, что арендодатель тоже делает свой бизнес, и этот квадратный метр он, по большому счету, не сможет использовать никаким другим образом. Из 1300 с лишним терминалов «Элекснета», установленных в Москве, только один работает в часы, когда закрывается точка сотового дилера, арендующего площади в том же магазине.

Надо ли говорить, что «цена вопроса» в данном случае – исключительно размер арендной платы либо разового вознаграждения арендодателя?

Как вспоминают Мальцев и Кузин, когда бизнес «Элекснета» только начинался, сложностей с арендой практически не возникало. Сейчас договариваться все сложнее.

– Проблема в том, что за последние годы в нашем бизнесе появилось множество «старателей», – рассуждает Мальцев. – Интерес к рынку приема платежей взвинтил арендные ставки: порой арендодатель просит за квадратный метр больше $5000 в месяц, хотя экономически обоснованной можно считать плату не более $500. Второй фактор, способствующий повышению арендной платы, это ограниченное предложение площадей при растущем спросе.

Как это работает

Договорившись об установке терминалов, их, понятно, нужно купить и установить. Если место выбрано правильно, то деньги, конечно, не польются рекой, как полились бы несколько лет назад, но ежедневно один терминал будет собирать 20-30 тыс. руб.

Владелец терминала самостоятельно закладывает размер комиссии за перечисление платежа оператору или поставщику услуг ЖКХ, интернет-провайдеру и др. В Москве и Петербурге услуга обходится плательщику, как правило, в 3,5% от суммы платежа, в регионах – чуть дороже. Еще от 1 до 1,5% от суммы собранных платежей начисляет в качестве бонуса сотовый оператор.

Деньги плательщика, оказываясь в терминале, тут же списываются с субдилерского счета компании, владеющей терминалом, и отправляются на счет сотового оператора или поставщика услуги.

После запуска проекта самое главное – обслуживание сети. К примеру, если на счету компании закончились деньги, то терминал перестает осуществлять платежи. Время от времени нужно менять кассовую ленту и устранять случающиеся поломки.

Перспективы в двух столицах

Сегодня в Москве, по оценкам компании «Элекснет», установлено более 2100 терминалов по приему наличных. Более 1000 из них – терминалы самого «Элекснета», который занимает около половины столичного рынка. Остальной рынок поделен между несколькими игроками, построившими сеть из 100 и более терминалов: I-box (257 терминалов), «Спринт-Net» (166 терминалов), «Молния» (108 терминалов), Pay Station (90), «Е-трансфер» (76). Часть терминалов установлена банками: к примеру, в Москве приемом платежей занимается СДМ-банк, в Петербурге – Промстройбанк.

Как говорит Мальцев, столичный рынок по приему платежей в части оплаты за услуги мобильной связи «остывает после перегрева». Так, по итогам 2005 года доля этого вида платежей в общей структуре оборота компании сократилась на 4,1% (до 87,7%). Зато растет доля платежей, связанных с банковскими продуктами – переводом денежных средств, погашением кредитов и т. д. По данным «Элекснета», ежемесячный рост внутри этого сегмента составляет 15-17%.

– Сейчас на банковские продукты приходится уже около трети платежей в нашей системе, а доля платежей за мобильную связь сократилась до 65-70%, – говорит Сергей Кузин.

«Элекснет» уделяет банковским платежам наибольшее внимание, связывая свое дальнейшее развитие с этой линейкой.

Несколько иначе обстоят дела в Северной столице. Сегмент платежей за мобильную связь пока растет, а доля платежей по банковским продуктам в структуре оборота «Элекснета» уже превышает 50%, как говорит Юрий Мальцев.

Вперед, в регионы

Помните армейское «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? Перспектив стать генералом на рынке терминалов моментальной оплаты в Москве и Петербурге у новичков практически нет. Другое дело – регионы. Здесь рынок ненасыщен и есть масса возможностей стать если не первым, то заметным и успешным игроком. Как, к примеру, тверская компания «Санрайз», учрежденная Сергеем Павловым и двумя его партнерами четыре месяца назад.

27-летний Павлов сотоварищи пришли в по моментальной оплате услуг из бизнеса игорного. В течение последних трех лет они устанавливали в родной Твери игровые «столбики», работая в качестве наемных менеджеров за зарплату и процент от прибыли. Расстаться с этим источником доходов, а заодно и начать собственное дело Павлова заставили последние изменения в законодательстве, направленные на борьбу со «столбиками».

– За последнее время многие операторы игорного рынка переключились на терминалы по оплате услуг, поскольку с технической точки зрения рынки можно назвать смежными, – так объясняет Павлов свой новый бизнес-интерес. – И хотя пока мы только вкладываем деньги, не видя прибыли, я верю, что потенциал бизнеса огромен: к концу первого рабочего дня мы вынули из терминала 500 руб., а сегодня он собирает десятки тысяч рублей.

Пока партнеры установили 10 терминалов в крупных тверских сетевых магазинах «Волжанка», «Тверской продукт» и «Пеликан», в планах установить еще 15-20 устройств, а затем заняться освоением Тверской области.

Кстати, результаты, которых пока не видят учредители «Санрайза», уже успели заметить владельцы салонов сотовой связи, расположенных в тех же супермаркетах, где установлены терминалы компании.

– Слышал, что они уже косо смотрят на ребят: посетители салонов предпочитают быстро пополнить счет через стоящий неподалеку терминал, а не стоять в общей очереди с покупателями телефонных аппаратов, – отмечает Вадим Лейбин из «МКБС».

«Чем я лучше?»

Очевидно, что рынок мобильных платежей становится все более конкурентным. Поэтому, прежде чем заняться «моментальным» бизнесом, стоит задать себе вопрос: «Чем я лучше лидеров?».

Оборудование

У кого купить терминалы

Компания «Международная Корпорация Беспроводных Систем» производит терминалы для моментальной оплаты мобильной связи и других услуг с 2004 года. Последняя модель, предлагаемая производителем, – T3. В ней воплотилось все, что нужно «идеальному» терминалу. В отличие от своих предшественников, он снабжен купюроприемником на 1500, а не на 600 купюр, чековой лентой на 180 м., а не на 60 м. Все это облегчает обслуживание терминалов.

Т3 работает через самую успешную в России платежную систему CyberPlat и собирается из комплектующих от ведущих производителей мира, поэтому случаи поломок и неисправностей сведены к минимуму. Если проблемы все же возникают – без этого невозможна эксплуатация ни одного технического устройства, – то они решаются в оперативном порядке. Партнеров, работающих в удаленных регионах, в «МКБС» консультируют по телефону. Неисправные части терминала бесплатно обмениваются на новые в течение гарантийного срока (1 год). Для отдельных комплектующих может быть установлен более длительный гарантийный срок.

«МКБС» предлагает и другие дополнительные выгоды для клиентов. Так, каждый 11-й терминал предоставляется бесплатно (стоимость Т3 в конечной комплектации – $3350). При покупке крупных партий действует система скидок, размер которых обсуждается индивидуально. «МКБС» подберет нужную именно в вашем случае комплектацию терминала. Помимо этого, производитель работает с банками и лизинговыми компаниями – при условии, что с ними договаривается сам заказчик.

Терминалы «МКБС» установлены не только в Москве и регионах, но и за рубежом: в некоторых российских посольствах – например, в Казахстане – и некоторых отелях, популярных среди российских туристов – к примеру, в Турции.

Терминал Т3 – это:

– системная плата (информация по сборке уточняется)
– антивандальный сенсорный монитор 17"" (TFT 17"" LCD ACER 1716s)
– сенсорная панель A-Touch
– металлический корпус толщиной 2-3 мм.
– купюроприемник-валидатор Cash Code (на 1500 купюр)
– принтер чеков AV-268 с автоматическим отрезанием ленты

Наверно многие из вас задумывались начать свое дело, и например, открыть бизнес по приему платежей. Попробуем рассмотреть этот вид бизнеса более детально. И так Вы решились организовать собственный бизнес, на что стоит обратить внимание начиная эту простую с виду деятельность.

Первое что нужно понимать, что конкуренция в этой области очень велика. Но без конкуренции нет и развития и поиски новых методов снижения издержек приема платежей, увеличения оборотов принимаемых денежных средств, расширения числа услуг и сопутствующих способов увеличения прибыли.

Одним из примеров таково развития слали платежные терминалы, способные упростить и автоматизировать этот процесс. Платежные автоматы постепенно завоевывают доверие простых пользователей, своей простотой, удобством, скоростью оплаты и широкой функциональностью, исключая возможности ошибок операторов, как человеческого фактора. Но о терминалах мы погорим позже.

И так вы решили открыть точку приема. Первоначально вам следует оформить индивидуальное предпринимательство или зарегистрировать юридическое лицо, отсутствие необходимой регистрации повлечет наказание и штрафы со стороны государственных органов, да и заключить договоры с платежной системой и арендодателями вам скорей всего просто не удастся. Выбор организационно правовой формы, оставляем на ваше усмотрение, в прочем как и выбор налогообложения. Но при наличии грамотного бухгалтера наиболее приемлемой будет упрощенная система налогообложения (доходы уменьшенные на расходы). После регистрации в налоговых органах следует заключить договор на прием платежей с платежной системой.

Платежных систем сейчас существует большое количество, возможности их достаточно велики. Используя платежную систему вы сможете принимать платежи за более чем 300 услуг. При этом рост числа услуг постоянно увеличивается и ваши возможности соответственно. Наиболее основными в приеме платежей является оплата услуг сотовой связи (МТС, Билайн, Мегафон, Смартс...), услуги по приему коммунальных платежей, оплата цифрового телевидения, погашение потребительских кредитов, пополнение электронных кошельков Яндекс Деньги, WebMoney. Вот не полный список ваших будущих возможностей в приеме платежей. Предложения платежных систем могут различаться условиями работы (предоплата или кредитование), ставками процентного вознаграждения, сроками выплаты вознаграждения, технической поддержкой, предоставлением программного обеспечения для приема платежей. Сроки подключения к системам разняться, но обычно договорные отношения разрешаются сроком в один месяц. После заключения договора с платежной системой Вы получаете статус агента и можете осуществлять прием платежей.

Если предыдущие шаги по организации приема платежей были типичными для всех, то следующие будут зависеть только от Вас. Выбор торгового места, очень важный момент, не стоит пренебрегать этим очевидным моментом. Наиболее проходимые места, часто посещаемые заведения, супермаркеты и крупные продуктовые магазины, это лакомые места в данном бизнесе. Попробуйте заглянуть в психологию человека идущего в магазин, посетитель магазина уже психологически готов потратить определенную сумму денег. Как известно что большинство покупок в супермаркетах происходит незапланированно (увидел-купил), в таком случае прием платежей в вашей торговой точке будет успешен. Оплата за мобильную связь носит регулярный характер, по этому доход будет более стабилен в хороших торговых местах.

Какое количество точек приема платежей стоит открывать? Ответ на этот вопрос однозначный, чем больше, тем лучше. Однако без изначальных капиталовложений этого не сделать. Затраты на торговое оборудование, кассовый аппарат, оплату кассиру, компьютерную технику или POS-терминал стоит учитывать. Стоит также учесть сроки раскрутки точки, а это не один месяц. По этому наиболее приемлемо стремиться развивать сеть торговых точек, но если прием платежей не основной для вас бизнес, то лучше использовать в своем помещении автомат по приему платежей. Сенсорный киоск можно подобрать нужного цвета и формы, благо компаний осуществляющих продажи платежных терминалов сейчас достаточно много.

И так в чем выгода приема платежей с помощью платежных терминалов? Выгода состоит в том, что используя сенсорный киоск Вы можете принимать платеже круглосуточно, 24 часа в сутки 365 дней в году, исключая затраты на оплату кассиру- продавцу, значительно снижая затраты на арендуемую площадь. Вам достаточно иметь 1 кв. м. Плюс к этому отсутствуют затраты на покупку кассового аппарата и оборудование торгового места оператора. Стоимость такого платежного терминала составляет от 2000$. Затраты на обслуживание одного автомата не велики, это инкассация, замена бумаги термопринтера и оплата GPRS связи. Такие затраты практически равны тем, что вы бы несли используя кассира-оператора на своей точке. Автомат является полностью автономным и не требует кроме обслуживания, какого либо участия человека. При использовании такого автоматизированного приема платежей вам будет легче договориться с арендой площади под киоск в супермаркетах и крупных магазинах, где остро стоит проблема со свободным местом. Использование сети сенсорных автоматов Вам стоит подумать о системе управления терминалами, которая в режиме on-line проинформирует вас о возникшей неполадке или ошибке возникшей в определенном терминале. Приобретение такого программного обеспечения может стоить вам определенных средств, но такие затраты избавят вас от возможных простоев сенсорных киосков, что может являться более худшим для вас вариантом. Однако, некоторые платежные системы могут предоставлять системы управления и мониторинга бесплатно.

Стоит отметить, что автоматизация приема платежей с помощью платежных киосков хоть и выглядит оптимистично, и при этом имеет ряд нюансов. При выборе терминала уделите внимание качеству комплектующих, использование надежных купюроприемников, термопринтеров и сенсорных мониторов это сделает процесс оплаты в вашем киоске удобным и простым, а это безусловно отразиться на лояльности ваших пользователей. Сделать прием платежей комфортным и быстрым это должно стать вашей основной целью, при соблюдении этих условий успех и прибыль будут вашими спутниками.

Увеличить прибыть сенсорного терминала можно и за счет установки программного обеспечения для продажи контента. Мобильный контент пользуется спросом и контент провайдеры разрабатывают свои собственные терминалы и программы способные также осуществлять и прием платежей в адрес сотовых операторов, цифрового телевидения, коммунальных платежей и многих других. По этому увеличивать доходы от терминалов вам позволит качественное программное обеспечение, благодаря которому можно расширять возможности ваших киосков.

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи , если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи , а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

В одном из предыдущих номеров журнала была затронута тема правового регулирования деятельности по приему платежей, обсуждались положения вступающего в силу со следующего года Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами <1>. Сегодня мы решили обратиться к учету и налогообложению данного вида бизнеса, в котором компания связи может выступать как от имени поставщика услуг, так и от имени оператора по приему платежей.

<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.

Как квалифицировать прием платежей для целей учета и налогообложения?

Думаем, читатель согласится, что от того, насколько объективно будет квалифицирована деятельность по приему платежей, будут зависеть достоверность учета и порядок налогообложения. С позиций вышеназванного Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласитесь, перечисленные действия напоминают посредническую деятельность, однако нормы гражданского законодательства сформулированы несколько иначе. В частности, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Прием платежей от населения - это не одна и не несколько сделок, а непрерывные действия, совершаемые платежным агентом в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Поэтому отношения между платежным агентом и поставщиком более соответствуют отношениям между агентом (посредником) и принципалом. Тем не менее ставить знак равенства между агентским договором и договором на прием платежей от клиентов поставщиков с юридической точки зрения преждевременно. Ведь в Законе о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, нет указания, что к правоотношениям сторон применяются нормы агентского договора.

В такой ситуации правового вакуума бухгалтеру следует обратить внимание на экономическую сущность отношений сторон - участников приема платежей. Расчеты между поставщиком товаров (работ, услуг) и платежным агентом имеют элементы посреднических взаиморасчетов принципала и агента, поэтому в бухгалтерском учете и налогообложении при отсутствии других альтернатив можно остановиться на посреднической (агентской) модели взаимоотношений участников приема платежей. В пользу такого мнения может свидетельствовать тот факт, что согласно п. 4 ст. 1005 ГК РФ особенности отдельных видов агентского договора могут быть предусмотрены законами. Одним из них как раз и является Закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Таким образом, можно утверждать, что договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц - разновидность агентского договора, который в данном случае может быть не в чистом виде агентским, а смешанным договором и содержать элементы различных соглашений. Но это уже нюансы для юриста, бухгалтеру достаточно того, что с экономической точки зрения операции, связанные с приемом платежей, могут рассматриваться как посреднические, что дает право применить порядок учета и налогообложения, предусмотренный для агентских отношений.

В деятельности по приему платежей физических лиц оператор связи может выступать как в роли поставщика услуг, так и в роли платежного агента - оператора по приему платежей для других поставщиков товаров (работ, услуг). Салоны связи, которые принимают платежи от населения в пользу коммуникационных компаний, в первом случае выступают в роли оператора по приему платежей, во втором - могут являться платежными субагентами. Мы уделим внимание учету и налогообложению хозяйственных операций у оператора связи.

Компания связи в роли поставщика услуг

В таком случае оператор связи может организовать учет так, как это делает принципал. Договорные отношения он оформляет с агентом (например, с сетью салонов связи, отделениями почты или даже с кредитными организациями), а агент в целях исполнения основного договора может нанять субагентов. Предприятие связи как поставщик услуг в любом случае производит расчеты с платежным агентом (оператором по приему платежей). Обратим внимание еще на один нюанс: для того чтобы оперативно осуществлять расчеты, поставщик может предусмотреть в условиях договора внесение агентом авансового платежа на депозитный счет поставщика, который в дальнейшем по мере получения информации от платежного агента производит зачет внесенной суммы в оплату услуг своих клиентов.

Пример 1 . Допустим, оператор связи заключил агентский договор с организатором платежной системы, по которому вознаграждение составляет 5% от суммы принятых платежей от абонентов. По условиям заключенного договора организатор платежной системы перечисляет аванс на расчетный счет оператора связи в размере 5 000 000 руб. В отчетном периоде он самостоятельно и через своих субагентов принял платежи на сумму 4 000 000 руб. По условиям посреднического договора оператору связи перечисляется сумма оплаты в полном объеме, после чего он выплачивает вознаграждение платежному агенту. Платежному агенту не разрешено взимать дополнительное вознаграждение с абонентов оператора связи, являющегося поставщиком услуг.

Для отражения расчетов платежного агента с клиентами и абонентами в учете поставщика услуг (оператора связи) воспользуемся субсчетом 76-5, отметим, этот же субсчет можно использовать для отражения суммы внесенного аванса. Для расчетов поставщика услуг с платежным агентом по агентскому вознаграждению выберем другой субсчет, например 76-6. Посредническое вознаграждение, выплачиваемое оператором связи агенту по приему платежей, составит 200 000 руб. (4 000 000 руб. x 5%). Для учета задолженности абонентов выберем традиционные субсчета 62-1 (задолженность по оказанным услугам) и 62-2 (задолженность по авансам).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс оператору на депозитный
счет
51 76-5 5 000 000
Начислен НДС с аванса в счет платежей 76-НДС 68-2 762 712
Отражена сумма принятых платежей на
основании отчета платежного агента и
показаний оборудования
76-5 62-2 4 000 000
Оказаны услуги абонентам на сумму предоплаты 62-1 90-1 4 000 000
Начислен НДС с оказанных абонентам услуг 90-3 68-2 610 169
Принят к вычету НДС с ранее начисленного
аванса
68-2 76-НДС 610 169
Произведен зачет аванса в счет оказанных
услуг
62-2 62-1 4 000 000
Поступили на счет оператора средства от
платежного агента в счет следующего аванса
51 76-5 4 000 000
Начислен НДС с аванса в счет следующего
периода
76-НДС 68-2 610 169
Учтено посредническое вознаграждение в
расходах по обычным видам деятельности <*>
20,
30-02
76-6 200 000
Перечислено вознаграждение посреднику 76-6 51 200 000
<*> Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет доходов и расходов, вознаграждение посредника могут учесть в составе затрат основных производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи.

Нужно отметить, что приведенные проводки отражают синтетический учет компании связи. Между тем ей как поставщику услуг нужны данные аналитического учета по каждому абоненту для того, чтобы отслеживать, кто и как оплачивает оказанные услуги связи. Такую информацию фиксирует оборудование, используемое платежным агентом, он предоставляет соответствующие сведения оператору связи, у которого задолженность абонентов, в свою очередь, обрабатывается на оборудовании с использованием средств автоматизации.

Компания связи в роли оператора по приему платежей

Коммуникационная компания, выступающая в роли оператора по приему платежей (платежного агента), должна обеспечить раздельный учет собственных доходов и доходов поставщиков услуг, в пользу которых она принимает платежи от населения. Отражать в учете в составе выручки можно только суммы посреднического (агентского) вознаграждения, поступления от клиентов других поставщиков не признаются доходами посредника (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и учитываются на счетах расчетов. В таком же порядке отражается перечисление денежных средств поставщику услуг, не увеличивая расходы оператора по приему платежей (п. 3 ПБУ 10/99 "Доходы организации"). В состав затрат посредника включаются собственные затраты, связанные напрямую с посредническим договором (амортизация платежных терминалов, заработная плата, социальные отчисления, арендные и иные платежи), и учитываются на соответствующих счетах затрат. Организация связи самостоятельно решает, в составе каких расходов отражать доходы и расходы от ведения посреднической деятельности, в зависимости от объемов приема платежей этот бизнес можно считать обычным или прочим видом деятельности оператора связи.

Пример 2 . Допустим, оператор связи занимается деятельностью по приему платежей в пользу третьих лиц - других операторов и исполнителей коммунальных услуг. За прием платежей взимается комиссия 4% с других операторов связи и 3% с исполнителей коммунальных услуг. Оператор связи, выступающий в роли платежного агента, может взимать дополнительное вознаграждение с клиентов исполнителей коммунальных услуг (не более 1%), с абонентов других операторов связи он не может взимать это вознаграждение согласно заключенным договорам.

В отчетном периоде оператор связи через свои терминалы и офисы продаж принял платежей на сумму 10 000 000 руб., из них 4 000 000 руб. - в пользу других компаний сферы связи, а 6 000 000 руб. - в пользу исполнителей коммунальных услуг. По условиям заключенных посреднических договоров платежный агент вносит авансовый платеж на депозитный счет других операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, в общей сумме 5 000 000 руб. С исполнителями коммунальных услуг оператор связи, выступающий в роли платежного агента, рассчитывается без авансового депозита, по мере поступления средств от клиентов и их перечисления на расчетный счет поставщика.

Разобьем пример на две части: прием платежей от абонентов других операторов и прием платежей от потребителей коммунальных услуг.

Прием платежей от абонентов других операторов.

  • 76-5-А - для расчетов оператора связи (в том числе и по суммам перечисленного аванса на депозитный счет), выступающего в роли платежного агента, с другими коммуникационными компаниями;
  • 76-6-А - в отношении расчетов с абонентами других операторов (по данному подсубсчету по абонентам разных операторов будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения данная детализация не показывается).

Посредническое вознаграждение оператора по приему платежей составит 160 000 руб. (4 000 000 руб. x 4%), а сумма НДС - 24 407 руб. (160 000 руб. x 18/118).

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс на депозитные счета другим
операторам связи, выступающим как поставщики
76-5-А 51 5 000 000
Получены денежные средства от абонентов 50, 57 76-6-А 4 000 000
Осуществлена инкассация выручки из
терминалов и кассы
51 50, 57 4 000 000
76-6-А 76-5-А 4 000 000
Перечислены средства другим операторам, в
том числе для пополнения депозита на будущее
76-5-А 51 4 000 000

посредника
62 90 160 000

вознаграждения
90 68 24 407
Поступило на счет агента вознаграждение 51 62 160 000

Прием платежей от населения за коммунальные услуги. Для отражения расчетов платежного агента воспользуемся следующими подсубсчетами:

  • 76-5-К - для расчетов оператора связи, выступающего в роли платежного агента, с исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ, ЖК);
  • 76-6-К - в отношении расчетов с клиентами исполнителей коммунальных услуг (по данному подсубсчету также по клиентам разных исполнителей будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения нет такой детализации).

Вознаграждение, которое платежному агенту будет причитаться с исполнителей коммунальных услуг, составит 180 000 руб. (6 000 000 руб. x 3%), налог - 27 458 руб. (180 000 руб. x 18/118). Агентская комиссия с потребителей коммунальных услуг - 60 000 руб. (6 000 000 руб. x 1%), с нее сумма НДС - 9153 руб. (60 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли платежного агента, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Получены денежные средства от населения 50, 57 76-6-К 6 000 000
Произведена инкассация выручки из терминалов 51 50, 57 6 000 000
Начислен НДС в части агентского
вознаграждения
76-НДС 68-2 9 153
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 60 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 9 153
Принят к вычету ранее начисленный НДС <*> 68-2 76-НДС 9 153
Удержана комиссия, взимаемая с населения 76-6-К 62 60 000
Перечислены деньги за вычетом комиссии 76-5-К 51 5 940 000
Произведен зачет обязательств 76-6-К 76-5-К 5 940 000
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 180 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 27 458
Поступило вознаграждение агента от
поставщиков
51 62 180 000
<*> Если оператор по приему платежей участвует в расчетах и (внимание!) удерживает суммы своего вознаграждения из средств, поступивших от населения, сумму вознаграждения нужно включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором получены средства. Объясняется это тем, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (или частичной оплаты) (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Как и бухгалтерский учет, порядок налогообложения расчетов поставщиков услуг с платежными агентами (операторами по приему платежей) имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробно.

Нюансы налогообложения приема платежей

С позиции поставщика услуг. Для операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, посредническая комиссия платежных агентов при исчислении налога на прибыль включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и при применении метода начисления признаются либо на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если используемое агентом оборудование для приема платежей позволяет, то операторы связи, выступающие в роли поставщиков услуг, могут признавать в налоговом учете поступления от абонентов ежедневно, что должно вытекать уже из условий заключенных договоров. При этом следует помнить, что налоговый учет - это не бухгалтерский, он нужен для правильного расчета налога, размер которого определяется по итогам отчетного (налогового) периода. Поэтому именно на эту дату важно признать все расходы, относящиеся к прошедшему отчетному (налоговому) периоду. Очевидно, что при кассовом методе признания доходов и расходов поставщик услуг учитывает комиссионное вознаграждение либо на дату его выплаты агенту, либо на дату удержания агентом комиссионных (как погашение задолженности иным способом) (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В случае если оператор связи имеет относительно небольшие доходы и применяет "упрощенку", он может признавать комиссионные в составе уменьшающих доходы расходов (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) при условии, что им выбран объект налогообложения "доходы за вычетом расходов". В Письме УФНС по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@ обращено внимание на то, что посредническое вознаграждение может учитываться в составе расходов комитента на дату утверждения отчета комиссионера, в котором указываются суммы выручки, полученной от покупателей, и вознаграждения, причитающегося посреднику. При этом в целях налогообложения комитент должен отражать в составе доходов сумму выручки, перечисленную посредником с учетом его вознаграждения, даже при условии, что она удержана посредником самостоятельно. Ситуация меняется, если поставщик услуг рассчитывается с бюджетом исходя из объекта налогообложения "доходы". Тогда "упрощенец" не должен уменьшать свои доходы на сумму вознаграждения и возмещаемых расходов, удерживаемых посредником из выручки, полученной от населения (Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/107).

Напоминаем, все сказанное касалось расходов поставщика на оплату услуг посредника. Доходы оператор связи признает в традиционном порядке: по мере оказания абонентам услуг платежный агент лишь принимает плату за оказанные или еще не оказанные услуги (аванс), поэтому его отчет о полученных платежах не меняет порядок признания выручки в налоговом учете у оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг.

С позиции платежного агента. Оператору связи, выступающему в этой роли, в налогообложении, так же как в бухгалтерском учете, нужно обеспечить раздельный учет собственных доходов (расходов) и доходов (расходов) поставщиков услуг, в пользу которых компания связи принимает платежи. Доходом платежного агента (оператора по приему платежей) является комиссия, взимаемая с поставщика услуг, а также дополнительная комиссия, взимаемая с населения (если это предусмотрено договором с поставщиком услуг). При расчете налога на прибыль комиссионное (агентское) вознаграждение у платежного агента признается согласно условиям заключенного договора.

Оказывая услуги, платежный агент должен не только принять платежи, но и перечислить их на счет поставщика услуг населению. Поэтому дата приема платежей от населения сама по себе не свидетельствует, что платежный агент полностью исполнил свои обязательства по договору и может отразить выручку. Это можно сделать после подписания поставщиком услуг отчета платежного агента, который является приложением к реестру платежей, принятых агентом от населения. На основании поименованных документов производятся взаиморасчеты поставщика услуг и платежного агента (оператора по приему платежей).

В отношении НДС нужно отметить, что прием платежей от населения, осуществляемый кредитной организацией, подпадает под банковские операции, освобождаемые от взимания НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-05/29). Однако деятельность платежных агентов, не относящихся к кредитным организациям, не льготируется при расчете налога. В частности, как следует из п. 2 ст. 156 НК РФ, на оказание услуг по посредническому договору не распространяется освобождение, предусмотренное ст. 149 НК РФ. Даже если услуги по приему платежей производятся платежным агентом от своего имени, но за счет кредитной организации, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 30.01.2007 N 03-07-05/02). Поэтому если агент не применяет спецрежим, освобождающий от уплаты НДС, то при оказании посреднических услуг он должен начислить НДС с комиссионных и предъявить его поставщику. Тот, в свою очередь, имеет право принять к вычету "входной" налог при условии, что платежный агент выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога.

Скажем несколько слов о применении специальных налоговых режимов. Платежный агент может рассчитывать только на уплату единого налога в рамках "упрощенки" при выполнении установленных гл. 26.3 НК РФ условий. Другой спецрежим - "вмененка", применяемый только для определенных видов деятельности, не подойдет для платежных агентов (операторов по приему платежей). Дело в том, что среди всех "вмененных" видов деятельности наиболее близкой к приему платежей от населения, в том числе с помощью терминалов, является группа бытовых услуг. Но и под нее не подпадает прием платежей от населения за различные услуги (мобильной связи, коммерческое телевидение, телефон, Интернет и др.) через терминалы. Данный бизнес финансовое ведомство считает финансовым посредничеством (код по ОКУН 801300), которое не относится к бытовым услугам населению (код ОКУН 010000) (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-05/63). Также не подпадает под уплату ЕНВД прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и др. с использованием медиатерминала (Письмо Минфина России от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282). Названные виды деятельности по приему платежей облагаются традиционными налогами или единым налогом на "упрощенке". Иными словами, оператору связи, наряду с основным видом деятельности, занимающемуся приемом платежей от населения в пользу других поставщиков услуг, следует применять по перечисленным видам бизнеса один режим налогообложения.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"