Основные психосоматические расстройства. Психосоматические расстройства Психосоматические расстройства у взрослых


Психосоматика отражает процессы дисфункции высшей нервной деятельности и преобразующиеся в телесные (соматические) ощущения, которые проявляются в виде симптомов различных заболеваний отдельных органов или тканей.

Сома — Тело, туловище. Совокупность всех клеток организма, за исключением репродуктивных.

Соматические заболевания — заболевания внутренних органов.

Соматическая сфера — Телесная сфера.

Соматизация – Патоморфоз (или Нозоморфоз, это изменение признаков заболевания, изменение заболеваемости) некоторых психических расстройств, при которых вегетативные расстройства преобладают над психопатологическими. Возникновение заболевания внутренних органов в результате психических конфликтов. Термин «соматизация» был введен в медицинскую практику как альтернатива понятию «конверсия». Первоначально под соматизацией понимали трансформацию интрапсихических психологических конфликтов в истинные соматические заболевания, впоследствии — совокупность различных психопатологических расстройств с преобладанием соматовегетативных компонентов.

Соматизационное расстройство — Психическое расстройство, характеризующееся множеством повторяющихся телесных жалоб при отсутствии нарушений, объясняющих эти жалобы, или адекватны таковым.

Психосоматическая симптоматика часто сопровождаются депрессией или повышенной тревожностью, нарушает личную коммуникабельность и семейные взаимоотношения, приводят к ненужному лечению или операциям.

Психические состояния, сопровождающиеся психосоматической симптоматикой, требуется начинать лечить активными нейрометаболическими препаратами в сочетании с симптоматическими средствами, снимающие патологическое влияние на тот или иной орган. На первых стадиях лечения требуется проведение активной терапии с применением внутривенных вливаний. Это связано с тем, что на первых этапах требуется быстрая локализация и купирование наиболее активно проявляющейся симптоматики, что можно достичь только при непосредственном введении в кровь необходимых восстановительных препаратов. В последующий период назначаются таблетированные формы медикаментов, подключается психотерапевтические методики и методики восстановительной нейротерапии. Иногда может быть применима когнитивная психотерапия и/или мягкие гипнотические техники.

Диагностика и лечение психосоматического расстройства

Психосоматические расстройства, как правило, хорошо поддаются лечению и имеют позитивный прогноз. Лечение психосоматический расстройств обычно проводится под патронажем врача-психотерапевта и невролога, возможно в содружестве с тем специалистом, который занимается лечением того или иного органа, жалобы на который предъявляет человек.

Соматогенная реакция — Термин, употребляющийся для обозначения психических расстройств (астенический синдром, экзогенный тип реакции, преходящие синдромы), возникающих при заболеваниях внутренних органов и других, не психических заболеваниях.

Сомато-вегетативное расстройство — Сочетание вегетативных и соматических нарушений.

Соматоагнозия — Нарушение правильного восприятия схемы тела. Наблюдается при очаговых поражениях теменной доли больших полушарий головного мозга, шизофрении, депрессиях, возрастных изменениях головного мозга (инволюционные процессы), эпилепсии, неврозах, отравлениях.

Соматоформное расстройство — По МКБ-10, F45. Основная характеристика соматоформных расстройств, это упорные жалобы на физические расстройства и настойчивые требования проведения медицинских исследований, несмотря на повторяющиеся негативные результаты и уверения со стороны врачей, что симптомы физически не обусловлены. Если существуют какие-либо соматические расстройства, они не объясняют сущности и размеров симптоматики или дистресса и сверхзанятости ими со стороны пациента.

Существует шесть видов соматоформных расстройств:
1. Соматизированные.
2. Недифференцированные.
3. Конверсионные.
4. Болевые.
5. Ипохондрические.
6. Неуточненные.

Психосоматика

Психосоматика — Направление психических исследований, изучающее влияние психических факторов на возникновение и течение соматических болезней. Направление в медицине, подчеркивающее роль психических факторов в причине возникновения и течения различных функциональных и органических заболеваний.

Психосоматическое расстройство

Этот термин означает соматическое заболевание, которое вызвано психологическими факторами или проявления которого обострилось в результате их воздействия. Стрессы, конфликты и генерализованная тревога в равной степени влияют на большинство соматических расстройств, но в ряде случаев они имеют первостепенное значение. Психосоматические расстройства относятся к категории психических факторов, влияющих на соматическое состояние. Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (стрессы, конфликты, кризисные состояния и т.д.). Иногда этот термин заменяют такими как: «психофизиологическое расстройство», «болезнь стресса», патология современной цивилизации», «болезнь коммуникации», болезнь адаптации и дезадаптации», патология психостаза».

Психосоматическое балансирование

Корреляция по типу обратной пропорциональности между психическими и соматическими проявлениями в клинической картине ряда психосоматических, особенно пограничных, расстройств. Многие современные исследователи приходят к выводу, что психосоматическое балансирование является Законом, определяющим отношения между соматической и психической патологией. При эндогенных депрессиях, например, интенсивность вегетосоматических проявлений тем больше, чем проявление самой депрессии.

Соматоформное расстройство

По существу, это психогенные расстройства, которые составляют наряду с неврозами и психопатиями самый большой удельный вес среди заболеваний, традиционно относимых к малой или пограничной (внебольничной) психиатрии и психотерапии. Общим для всех психосоматозов является острое или постепенное начало, нередко с невротической депрессии. Клиническая картина заболевания представлена разнообразными соматическими жалобами и симптомами, за которыми стоят отчетливые аффективные расстройства, часто квалифицируемые как сенестопатии . Психические проявления при психосоматозах в остром периоде чаще ограничиваются тревогой, реакциями паники, депрессией, СРК . Хроническое течение заболевания приводит к появлению отчетливых неврозоподобных и чаще всего психопатоподобных расстройств. Для диагностики психосоматозов, психосоматического расстройства, соматоформного расстройства — необходимо пройти полное патопсихическое обследование у врача-психотерапевта. Необходимо выявить соматическое расстройство и вызвавшие его психогенные факторы. Например психически значимый внешний раздражитель, имеющий временную связь с возникновением жалоб или обострением соматического заболевания. Соматическое состояние пациента должно быть отмечено выраженным органическим нарушением. Например, ревматоидным артритом или заболеванием сердца. Либо поддающимся идентификации патофизиологическим процессом, например, мигренью.

Хороший врач-психотерапевт способен разглядеть и правильно определить истинные причины появления различного рода психосоматики и соматических заболеваний у пациента.
Врач не должен заниматься убиранием лишь симптомов, он должен заниматься лечением непосредственно истинной причины, по которой и проявляются самые разнообразные телесные симптомы. Наши врачи лечат психосоматическое расстройство не симптоматически, а находят истинную причину, по которой эти симптомы проявляются и уничтожают её.

Психосоматическое расстройство поддаётся лечению. Однако, если до этого пациент лечился у других специалистов, это затрудняет и увеличивает продолжительность терапии. В некоторых случаях людям приходится «перелечиваться» несколько лет.

Звоните +7 495 135-44-02

Мы помогаем в самых тяжелых случаях.

    Пациент

    Здравствуйте. Но в жизни было много стрессовых ситуаций (15 лет назад смерть сына, 4 года смерть мамы, 3 месяца назад умер папа) два года был сильный стресс на воспитании находилась приемная дочь из за нее сильный стресс пришлось ее выселять. появились сильные головные боли У меня год как не проходят желудочные боли, часто рвота кислотой. Проходила лечение в гастроэнтерологическом отделении, частных клиниках у гастроэнтерологов. Они разводят руками почему не проходят незнай. Прошла двух психотерапевтов покекомендовали лечение но они разные амитроптилин 1/ утром, обед. и 1/2 на ночь. . Эгнонил 50мл утром, обед. Фенозепам 1/4 утром и 1/2 ночь пантогам. 500мл утром, обед.
    курс лечения Грандаксин утром, обед. и Фенибут по1/4 в 12, 18, 21 час. Подскажите действительно ли на почве стрессов могут быть боли в желудке и рвота. и какое лечение подойдет лучше. как выбрать?

Доктор

Здравствуйте. Лечение необходимо подбирать только индивидуально. А прежде, необходимо установить полный и точный диагноз, выяснить истинную причину формирования психосоматического расстройства.
Да, на почве стрессов могут быть боли в желудке, рвота и т.д.

Психосоматика (от греч. psyche - душа и soma - тело) - раздел медицинской психологии, которая занимается изучением психических факторов в развитии функциональных и органических соматических расстройств.

Быстрое распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX века. В это время были зарегистрированы миллионы случаев так называемых "функциональных" пациентов, «трудных больных», со­матические жалобы которых не подтверждались объективными исследованиями, а лечение ортодоксальными медикаментозными средствами было неэффективным. В первую очередь необходима была коррекция аффективных состояний, затронутых межличностных отношений больных, то есть психотерапия, психологическое консультирование.

Среди изменений соматического самочувствия вследствие эмоциональ­ного воздействия следует различать непатологические психосоматические реакции, психосоматические заболевания, влияние эмоционального состояния на возникновение и течение соматических заболеваний, соматоформные психические расстройства.

В международной классификации болезней 10 редакции термин „психосоматический” не используется в отношении каких-либо заболеваний, чтобы не создалось впечатление, что психосоматические взаимосвязи могут не иметь значения при других расстройствах.

Психосоматический подход как принцип лечебной деятельности предполагает целостное восприятие больного человека, со всеми его личностными особенностями, культурными нормами и ценностями, биологическими наследственно-конституциональными особенностями, влиянием среды и межличностными отношениями. В конце ХХ – в начале ХХІ веков в медицине получает все большее признание биопсихосоциальная концепция болезни, которая базируется на принципах многофакторности в понимании причин возникновения и течения болезни. Таким образом, психосоматический подход на сегодня является практически общеприемлемым.

Психосоматические заболевания возникают вследствие стресса, обусловленного долгосрочно действующими и непреодолимыми психотравмами, внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Предполагается, что некоторые типы мотивационных конфликтов специфические для отдельных форм психосо­ма­тических заболеваний. Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребности индивида во власти. Нереализованная потребность вызывает агрессивность, проявить которую человек не может через социальные установки. При этом в отличие от неврозов, в основе которых также лежит интрапсихический конфликт, при психосоматических заболеваниях происходит двойное вытеснение - не только неприемлемого для сознания мотива, но и невротической тревоги и всего невротического поведения.

Существует тесная система соматопсихических и психосоматических взаимосвязей, которые необходимо распознавать и учитывать в лечении больного. При рассмотрении взаимосвязей между соматическим и психическим состоянием целесообразно различать следующие их типы:

1. Психологические факторы как причина соматического заболевания (собственно психосоматические заболевания).

2. Психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами (соматоформные расстройства).

3 Психические последствия соматического заболевания (в том числе психологическая реакция на факт соматического заболевания).

4 Психическое расстройство и соматическое заболевание, случайно совпавшие по времени.

5. Соматические осложнения психических нарушений.

Психологические факторы играют роль при формировании различных заболеваний, например мигрени, эндокринных расстройств, злокачественных новообразований и др. Среди них следует различать настоящие психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и профилактика которых должна быть направлена прежде всего на устранение и коррекцию эмоционального перенапряжения (психотерапия и психофармакология), и прочие заболевания, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают важное влияние, изменяя неспецифичную резистентность организма, но при этом не являются первопричиной их возникновения. Например, известно, что влияние психоэмоционального стресса может снизить иммунную реактивность, что повысит вероятность заболеваний, включая инфекционные.

Представители психоанализа подходят к объяснению психосоматической патологии, акцентируя внимание на преобладании у больных с психосоматическими симптомами вытеснения эмоциональных переживаний (защитный психологический механизм, который проявляется в подсознательном исключении неприемлемой мысли или эмоции из сознания), которые потом проявляют себя соматическими симптомами. Однако при этом игнорируется органическая патология, а на практике нельзя пренебрегать тем, что у больных с течением времени развиваются и органические поражения, и уже после начала болезни недостаточно только психотерапии, а необходимо соответствующее лечение с использованием современных фармакологических средств, а иногда и хирургическая помощь.

Научное объяснение психосоматических взаимосвязей возможно на основе условно-рефлекторной теории И.П. Павлова. Русский нейрофизиолог П.К. Анохин разработал биологическую теорию функциональных систем - концепцию организации процессов в целостном организме, который взаимодействует со средой. Теория базируется на представлении о функции как достижения организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой. В свете этой теории любая эмоциональная реакция рассматривается как целостная функциональная система, которая объединяет кору большого мозга, подкорковые образования и соответствующие соматические звенья.

С позиций нейрофизиологии в эмоциональных процессах задействованы как центральные (таламус, лимбическая система, структуры активации и вознаграждения), так и периферические структуры (катехоламины, гормоны коры надпочечных желез, вегетативная нервная система). Чрезмерные по силе и продолжительности раздражители изменяют функциональное состояние ЦНС и периферической нервной системы. Так могут возникать функциональные нарушения и так называемые «места наименьшего сопротивления» (locus minoris resistentiae). Существует система постоянных обратных связей, которая определяет возможность терапевтического, лечебного воздействия эмоционального фактора.

Неразрешимый конфликт мотивов (как и не устраненный стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового обращения, которое создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний в виде маскированной депрессии. Поражение тех или других органов и систем обусловлено генетическими факторами или особенностями онтогенетичного развития.

Важность понимания врачом сути защитных психологических механизмов требует приведения в данном разделе их краткой характеристики. Защитные механизмы подразделяются на примитивные, или незрелые (расщепление, проекция, идеализация, идентификация), и более зрелые (сублимация, рационализация и др.). Однако ни количество вариантов защиты (их описано несколько десятков), ни их классификация, ни их названия, не являются общепризнанными.

В одну группу объединяются варианты защиты, снижающие уровень тревоги, но не изменяющие характера побуждений. К ним относятся: подавление или вытеснение из сознания неприемлемых побуждений или чувств,отрицание источника или самого чувства тревоги; проекция или перенесение своих желаний или чувств на других;идентификация - подражание другому лицу с приписыванием себе его качеств;ингибиция - блокирование в поведении и сознании всех проявлений, связанных с тревогой.

В другую группу объединяются формы за­щиты, при которых срабатывают механизмы, уменьшающие выраженность тревоги и при этом изменяющие направленность побуждений: аутоагрессия - обращение враждебности на себя;реверсия - полярное обращение, или измене­ние побуждений и чувств на противоположные;регрессия - снижение, или возвращение к ран­ним, детским формам реагирования;сублимация - преобразование неприемлемых способов удов­летворения потребностей в другие формы - например, в виде творчества в искусстве или науке.

Рассмотрим 9 основных форм психологической защиты независимо от их классификационной принадлежности.

1. Вытеснение . Под вытеснением понимают подавление или исключение из сознания не­приятных или неприемлемых событий и явле­ний, т. е. удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу. При неврозах, например, часто вытесняется основ­ное событие, которое послужило его причиной. Интересны в этом отно­шении такие психологические эксперименты. Испытуемым давали фотографии, на которых отображались специфические ситуации конфлик­тов, близкие к их переживаниям. Ожидалось, что испытуемые будут рассказывать их содержание, но они эти фотографии как бы «забывали» и от­кладывали в сторону. Когда же воспроизведение соответствующих фотографий производилось в ситуации гипноза, защита снималась и фотогра­фии производили адекватный их содержанию эффект. Сходный механизм защиты лежит в ос­нове распространенного явления, когда чужие недостатки в поведении замечаются, а свои - вытесняются. В других экспериментах испытуе­мым предлагали тесты на достижение определен­ного успеха и при выполнении того или иного задания; они вспоминали только те задания, ко­торые выполнили хорошо, и «забывали», т. е. вы­тесняли, невыполненные задания.

2. Замещение - переориентация с одного вы­зывающего тревогу и неприятные переживания объекта (темы) на другой. Этот вариант психоло­гической защиты может быть представлен следую­щими простыми примерами. После конфликта с начальником на работе или ссоры с любимым че­ловеком индивидуум обрушивает гнев на членов семьи (при этом часто имеет место и рационализа­ция, о которой речь пойдет ниже). Человек во вре­мя волнующего разговора комкает бумажку. Девуш­ка при фразе подруги «твой парень вечно тебя под­водит» отшвыривает сидящую на коленях кошку.

3. Рационализация. В этом случае речь идет о попытке рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, призна­ние которой грозило бы потерей самоуважения. Примеров здесь может быть множество. Если у скупого просят взаймы, он всегда обоснует, по­чему не может дать в долг (из воспитательных соображений и т. п.); если неприятен какой-нибудь человек, то всегда легко найти у него массу недостатков, хотя неприязнь может быть связана вовсе не с ними; свой интерес к меди­цинской литературе больной может объяснять необходимостью расширения кругозора.

4. Проекция . Защита в форме проекции пред­ставляет собой бессознательное перенесение собственных неприемлемых чувств и влечений на другое лицо, приписывание своих социально не одобряемых побуждений, желаний, мотивов, действий и качеств окружающим. Ярким при­мером тому может служить поведение молодого обеспеченного человека, который помещает мать в дом престарелых и возмущается тем, что персо­нал равнодушно или плохо к ней относится.

Проекция в известной степени упрощает по­ведение, исключая необходимость в повседнев­ной жизни всякий раз оценивать свои поступки. Мы нередко переносим свое поведение на дру­гих людей, проецируя на них свои эмоции. Если человек спокоен, уверен в себе, доброжелателен, то в его глазах окружающие разделяют его доб­рожелательность, и наоборот - напряженный, фрустрированный человек, неудовлетворенный в своих желаниях, настроен враждебно и припи­сывает, проецирует эту враждебность окружаю­щим.

5. Соматизация . Эта форма защиты выража­ется в выходе из трудноразрешимой ситуации путем фиксации на состоянии своего здоровья (школьники «заболевают» перед контрольными - простейший пример). В этих случаях основ­ное значение приобретает выгода от заболевания - повышение внимания и уменьшение требова­ний со стороны близких. В более тяжелых случа­ях эта форма защиты принимает как бы хрони­ческий характер, при этом, как правило, возни­кает преувеличенное внимание к своему здоро­вью, преувеличение тяжести болезни вплоть до создания собственных концепций заболевания и может формироваться ипохондрический синдром.

6. Реактивное образование . В данном случае речь идет о замене неприемлемых тенденций на прямо про­тивоположные. Так, отвергнутая любовь часто выра­жается в ненависти к бывшему объекту любви, маль­чики стараются обидеть нравящихся им девочек, тай­ные завистники часто вполне искренне причисляют себя к преданным поклонникам того, кому завидуют.

7. Сублимация . При этой форме психологи­ческой защиты происходит преобразование не­приемлемых импульсов в социально приемле­мые формы инстинктивных потребностей, ко­торые не могут быть реализованы в приемле­мый выход и способ выражения (например, без­детные люди заводят животных). В этом отно­шении представляет интерес хобби, которое у некоторых является способом реализации самых невероятных мотивов и влечений Эгоистические и даже «запрещенные» цели могут сублимироваться активной деятельностью в искусстве, литерату­ре, религии, науке.

Агрессивные им­пульсы, например, могут быть сублимированы в спортивной или политической активности. Но о собственно психологической защите речь идет тогда, когда индивидуум не осознает, что его деятельность определяется скрытыми импульса­ми, имеющими подчас биологическую и эгоистическую основу.

8. Регрессия. В этом случае речь идет о возвра­те к примитивным формам реагирования и пове­дения. Особенно часто эта форма психологиче­ской защиты проявляется у детей. Например, при лишении родителей у детей нередко наблюдается поведение, соответствующее задержке развития: ребенок, который начал ходить, вдруг перестает ходить, либо у ребенка возобновляется имевший место в младенчестве энурез. Можно упомянуть и привычку сосать палец в трудных ситуациях (эта особенность иногда проявляется не только у де­тей, но и у взрослых). Элементы психологической защиты в форме регрессии можно наблюдать и при некоторых психических заболеваниях.

9. Отрицание . Эта форма защиты представ­ляет собой защитный меха­низм, посредством которого невыполнимые же­лания, побуждения и намерения, а также факты и действия не признаются, отвергаются путем бессознательного отрицания их существования, т. е. при отрицании реальное явление считается несуществующим. Следует, однако, подчеркнуть, что отрицание не включает в себя сознательную попытку отречься или отступиться, как при при­творстве, симуляции или лжи.

В обыденной жизни большинство реальных ситуаций нередко сопряжено с использованием одновременно нескольких форм психологиче­ской защиты. Это необходимо учитывать в ра­боте врача как со здоровыми, так и с больными людьми.

Изложенные выше механизмы психологической защиты являются частью психологических адаптационных процессов. Адаптация является свойством любой живой саморегулирующейся системы, которая определяет ее устойчивость к изменениям окружающей среды. Выделяютфизиологическую, психологическую, социальную адаптацию индивида. Нарушение приспособления к условиям окружающей среды называютдезадаптацией . Неблагоприятные внешние воздействия (стресс), которые превышают возможности адаптации, называют дистрессом.

В ответ на психоэмоциональные раздражители возникают разнообразные непатологические психосоматические реакции (висцеральные, сенсорные и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические, эмоционально значимые влияния, но и на прямые воздействия раздражителей (например, вид лимона). Представления также могут влиять на соматическое состояние человека. Психоэмоциональные факторы могут вызвать такие физиологические нарушения в разных органах и системах организма:

а) в сердечно-сосудистой системе - учащение сердцебиения, изменение кровяного давления, сосудистый спазм;

б) в системе дыхания - его задержку, замедление или учащение;

в) в пищеварительном тракте - рвоту, поносы, запоры, повышенное слюноотделение, сухость во рту;

г) в сексуальной сфере - усиленную эрекцию, слабость эрекции, опухание клитора и любрикацию (секрецию половых органов), аноргазмию;

д) в мышцах – непроизвольные реакции: мышечное напряжение, дрожь;

е) в вегетативной системе - потливость, гиперемию и т.д.

Психосоматические заболевания - это соматические заболевания, в возникновении и течении которых психологические факторы играют определяющую роль. Причиной возникновения психосоматозов является аффективное (эмоциональное) напряжение (конфликты, недовольство, гнев, страх, тревога и др.) при условии наличия определенных личностных особенностей. Эти заболевания часто называют "большими" психосоматическими заболеваниями, подчеркивая тяжесть заболевания и ведущую роль психогенного фактора в их возникновении.

Собственно психосоматические заболевания характеризуются следующими особенностями:

    Психический стресс является решающим при провоцировании;

    После манифестации заболевание принимает хроническое или рецидивирующее течение;

    Первым появлением в любом возрасте (но чаще в позднем подростковом).

Исторически к психосоматическим относятся классические картины семи заболеваний, а именно: эссенциальная гипертония; язвенная болезнь; бронхиальная астма; нейродермиты; тиреотоксикоз; язвенный колит; ревматоидный артрит.

Характеристика психосоматических расстройств .

Поиски психологических особенностей, ответственных за возникновение психосоматических заболеваний, на сегодня привели к описанию таких характерологических черт, которые в разных соединениях встречаются у больных с разными заболеваниями. Это такие черты, как замкнутость, сдержанность, тревожность, сенситивность, и т.д. Ниже приводятся некоторые особенности больных с отдельными психосоматическими расстройствами.

Гипертоническая болезнь (эссенциальная артериальная гипертензия). Основными свойствами личности, склонной к формированию эссенциальной гипертонии, считается внутриличностный конфликт, интерперсональное напряжение между агрессивными импульсами, с одной стороны, и чувством зависимости, с другой. Появление гипертонии обусловлено желанием открыто выражать враждебность при одновременной потребности в пассивном и адаптированном поведении. Данный конфликт можно охарактеризовать, как конфликт между такими противоречивыми личностными устремлениями как одновременная нацеленность на прямоту, честность и откровенность в общении и вежливость, учтивость и избегание конфликтов. В условиях стресса такой человек склонен сдерживать собственную раздражительность и подавлять желание ответить обидчику. Подавление отрицательных эмоций у человека в период стресса, сопровождающегося естественным по­вышением артериального давления, способно ухудшить общее состояние человека и даже способствовать развитию инсульта.

При обследовании психического состояния у больных с артериальной гипертензией в сочетании с суточным мониторированием артериального давления выявлено, что на ранней стадии артериальной гипертензии после повышения артериального давления у больных происходит снижение уровня тревоги, что подтверждает компенсаторную роль подъема артериального давления вследствие длительного психоэмоционального напряжения.

В начальной стадии гипертонической болезни большинство больных адекватно оценивают свое состояние здоровья, правильно воспринимают рекомендации и назначения врача. Часть больных с тревожно-подозрительными чертами повышение артериального давления воспринимает как трагедию, катастрофу. Настроение у таких больных сниженное, внимание фиксируется на ощущениях, круг интересов суживается, ограничивается болезнью.

У другой группы больных диагноз гипертонической болезни не вызовет никакой реакции, они игнорируют заболевание, отказываются от лечения. Такое отношение к болезни наблюдается преимущественно у людей, которые злоупотребляют алкоголем.

Необходимо отметить, что не обнаруживается паралеллизма между уровнем артериального давления (АД) и вероятностью развития психических нарушений. При обследовании психического состояния у больных с артериальной гипертензией в сочетании с суточным мониторированием АД впервые установлены показатели суточного мониторирования АД, значимые в отношении прогноза развития психических нарушений при этом заболевании. Такими являются высокая вариабельность АД в течение суток и нарушение циркадного ритма колебаний АД: усиление или отсутствие физиологического ночного снижения уровня АД.

Больному гипертонической болезнью следует объяснить причину его состояния, сказать, что расстройства нервной системы у него функционального характера, что они временны и при соответствующем систематическом лечении затронутая функция будет восстановлена.

Ишемическая болезнь сердца. На протяжении многих лет считалось, что эмоциональный стресс предрасполагает к ишемической болезни сердца. В литературе описана «коронарная личность». Идеи подобного рода тяжело проверить, так как только проспективные исследования позволяют отделить психологические факторы, которые имели место к развитию сердечного заболевания, от психологических следствий, обусловленных влиянием самой болезни. При исследованиях, проведенных в 80-е годы, внимание концентрировалось на нескольких группах возможных факторов риска, которые включают хронические эмоциональные расстройства, социально-экономические трудности, переутомление или другом постоянно действующие на протяжении продолжительного времени агрессоры, а также паттерн поведения типа А. Наиболее подкреплен доказательствами паттерн поведения типа А, для которого характерны такие основные черты, как враждебность, чрезмерное стремление к конкуренции, честолюбие, постоянное ощущение нехватки времени и сосредоточенность на ограничениях и запретах. При проведении исследований, посвященных первичной и вторичной профилактике, основной подход состоял в устранении таких факторов риска, как курение,неправильное питание, недостаточная физическая нагрузка.

Стенокардия . Приступы стенокардии часто провоцируется такими эмоциями, как тревога, гнев и возбуждение. Пережитые во время приступа ощущения временами бывают чрезвычайно ужасающими, и нередко больной со временем становится излишне осторожным, несмотря на все заверения врачей и вопреки их стараниям побудить его возвратиться к обычному активному образу жизни. Стенокардия может сопровождаться нетипичной болью в груди и одышкой, вызванными тревогой или гипервентиляцией. Во многих случаях наблюдается несоответствие между реальной возможностью пациента переносить физические погрузки, установленной с помощью объективных измерений, и их жалобами на боль в груди и ограничение активности.

Хороший эффект в преодолении этих проблем обычно дает консервативное лечение в соединении с соответствующими состоянию пациента регулярными физическими упражнениями. Некоторым больным помогает снова обрести уверенность в себе поведенческая терапия, проведенная по индивидуально разработанной программе.

Кардиофобия. Одним из психовегетативных синдромов, который часто наблюдается в медицинской практика, является кардиофобия. Дискомфорт и непривычные ощущения в левой половине грудной клетки, возникающие сначала в условиях ситуации, которая психотравмирует или даже при ее отсутствии после продолжительной астенизации, определяют нарастающую тревогу и настороженность больных, фиксацию на деятельности сердца, которые усиливают уверенность в наличии у них серьезного сердечного заболевания и страх смерти. Сначала неопределенная обеспокоенность и нарастающее аффективное напряжение, тревожность, подозрительность, страхи, конституциональные, а также приобретенные особенности личности становятся основой для развития острого кардиофобического приступа. Невыносимый, витальный страх, который ощущают больные в связи с сердечно-сосудистыми нарушениями, нельзя сравнить с обычными человеческими ощущениями и переживаниями ни по их интенсивности, ни по их характеру. Ощущение близкой смерти становится для больного единой существующей реальностью. И тот очевидный факт, что десятки уже перенесенных им прежде подобных сердечных приступов не привели ни к инфаркту, ни к сердечной недостаточности, не имеет для него никакого значения. Поскольку давно известно, что страшно не умереть - страшно умирать, судьба этих больных, которые "умирают" неоднократно, действительно трагическая. Здесь особое значение получает рациональная психотерапия и суггестия. От их правильного применения врачами в отдельных случаях зависит даже жизнь больного.

Одышка, которая вызывается многими респираторными и сердечными расстройствами, может увеличиваться под влиянием психологических факторов. В некоторых случаях одышка имеет чисто психологическое происхождение: характерным примером есть гипервентиляция, связанная с тревожным расстройством.

Астма. Предполагают, что астма вызывается неразрешенными эмоциональными конфликтами, связанными с отношениями подчиненности, но удовлетворительных доказательств в пользу этой идеи еще нет. При бронхиальной астме отмечаются противоречия между «желанием нежности» и «страхом перед нежностью». Такой конфликт описывается как конфликт «владеть-отдать». Люди, страдающие бронхиальной астмой часто обладают истерическими или ипохондрическими чертами характера, но они не способны при этом «выпустить гнев на воздух», что провоцирует приступы удушья. Также отмечается такое качество астматиков, как сверхчувствительность, в особенности к запахам, которая связана с пониженной аккуратностью.

Убедительные факты свидетельствуют о том, что такие эмоции, как гнев, страх и возбуждение, могут провоцировать и увеличивать отдельные приступы у больных с астмой. В литературе сообщалось, что среди детей, которые страдали тяжелой астмой и умерли от этого заболевания, чаще отмечались хронические психологические и семейные проблемы, чем среди других детей с тяжелой астмой.

Психическая заболеваемость среди больных астмой детей ненамного выше, чем среди детского населения в целом. Тем не менее, если у таких детей возникают психологические проблемы, то лечение, как правило, существенным образом усложняется.

Предпринимались попытки лечить астму с помощью психотерапии и поведенческой терапии, но нет убедительных данных, которые свидетельствовали бы о том, что эти методы более эффективны, чем простой совет и поддержка. Индивидуальная и семейная психотерапия может принести пользу при лечении больных астмой детей в тех случаях, где важное значение имеют психологические факторы.

Гастрит. У больных с гастритом и язвенной болезнью в раннем детстве формируется своеобразный характер, приводящий к тому, что индивид испытывает во взрослом состоянии постоянную потребность в защите, поддержке и опеке. При этом в нем одновременно воспитано и уважение к силе, самостоятельности и независимости, к которым он стремится. В результате происходит столкновение двух взаимоисключающих потребностей (в опеке и самостоятельности), что приводит к неразрешимому конфликту.

Язвенная болезнь . Людям, которые заболевают язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, присущи определенные характерологические особенности. Среди них часто встречаются лица с бурными эмоциональными реакциями, с категоричностью суждений, прямолинейностью в оценке поступков окружающих. Другая категория больных не склонна к внешним проявлениям эмоций. Часто встречаются хмурые, всем недовольные, недоверчивые люди. Некоторые авторы язвенную болезнь связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и заступничестве.

Сильные длительные аффекты, отрицательные эмоции, такие, как постоянный страх, большое горе, сильный испуг при перенапряжении и истощении корковой деятельности может привести к продолжительному спазму кровеносных сосудов стенки желудка, при сниженной сопротивляемости его слизистой оболочки к действию гиперацидного желудочного сока, приводят к возникновению язвы. Дальнейшее развитие язвенной болезни зависит как от действия указанных факторов, которое не прекращается, так и от возникновения болевых импульсов от интерорецепторов пораженного органа. Психотерапия сильно влияет на течение заболевания и эффективность лечения.

Колит. При язвенном колите замечено возникновение заболевания после переживаний «по­тери объекта» и «катастроф переживания». У больных отмечается заниженная самооценка, чрезмерная чувствительность к собствен­ным неудачам и сильное стремление к зависимости и опеке. Заболе­вание часто рассматривают как эквивалент печали.

Сахарный диабет . Личность больного сахарным диабетом описывается как в обязательном порядке включающая чувство хронической неудовлетворенности. Однако, считается, что в отличие от представителей других психосоматических заболеваний не существует определенного диабетического типа личности.

Нейродермит. К нейродермитам психосоматическо­го генеза относят экзему и псориаз. Пациенты часто характеризуются пассивностью, им трудно дается самоутверждение.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Для пациентов с ревматоидным артритом специфичными считаются «застывшая и преувеличенная позиция» пациента, демонстрация высокого уров­ня самоконтроля. Характерна также тенденция к самопожертвованию и преувеличенной готовности помочь окружающим. При этом отмечается «агрессивная окраска помощи».

Принципы профилактики психосоматических заболеваний

Терапевтическая тактика в лечении психосоматических заболеваний предусматривает основную роль специалистов-соматологов и соответствующие методы терапии. Однако психотерапия играет важную роль в профилактике возникновения этих заболеваний и на всех этапах лечения и реабилитации. В профилактике психосоматических заболеваний важную роль играет своевременное выявление личностной предрасположенности и проведение длительной личностно-ориентированной психотерапии с помощью специалиста-психотерапевта. Врачи общей практики и семейной медицины должны овладевать сами и обучать пациентов навыкам психической саморегуляции, аутогенной тренировки с целью мобилизации или релаксации в стрессовых ситуациях.

Другой подход применяется к лечению невротических и соматоформных расстройств, когда соматические жалобы больного связаны с функциональными соматическими расстройствами, основной причиной которых является психическое заболевание. В этих случаях лечение проводится психиатром с использованием психотерапии и психофармакотерапии.

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств:

Материал, с которым работает телесная психокоррекция, тесно связан и с психосоматическими заболеваниями. Психосоматические расстройства представляют собой не что иное, как интенсивные телесные проявления психологических проблем (обычно длительно существующих). Соответственно специфика этих расстройств лишь отчасти определяется конкретным диагнозом (нозологической принадлежностью). В не меньшей степени она зависит и от характера самой психологической проблемы, и от личностных особенностей носителя этой самой проблемы. Поэтому и телесные проявления психосоматических расстройств, как правило, не замыкаются в тесных рамках отдельного диагноза — можно говорить лишь о ведущих проявлениях, соответствующих определенной болезни. В то же самое время, как правило, присутствуют также и другие психосоматические симптомы, свойственные для других диагностических единиц, хотя и менее выраженные. Поэтому и различные психосоматические симптомы целесообразно рассматривать не в рамках отдельных заболеваний (нозоцентрический подход), а отдельных соматических проявлений (симптомоцентрический подход).

Говоря о симптомах психосоматических расстройств, в первую очередь необходимо перечислить симптомы телесные, являющиеся на физиологическом уровне следствием реакции напряжения, а на психологическом — тревоги и фрустрации. При этом психосоматические нарушения со стороны внутренних органов представляют собой неадаптивные проявления стрессовой готовности (В. Икскюль), болевые ощущения связаны с мышечным напряжением в сочетании с повышением болевой чувствительности (гиперестезией). Некоторые психосоматические жалобы имеют еще один механизм происхождения — регрессионный, сочетающий в себе и физиологические, и психологические факторы. Физиологически это возврат нервной системы в «детское» состояние, психологически — воспроизведение на бессознательном уровне раннего детского опыта.

Проявления психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение («язык тела»), являются также проявлением защитно-компенсаторных механизмов, способом противостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со стороны сознательной цензуры. Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность, противоречивость человеческой психики. В клинической психологии существует даже точка зрения, что любое хроническое соматическое (неинфекционное) заболевание начинается с эпизода личностной диссоциации, хотя бы кратковременного (Шульц Л., 2002).

Наиболее типичными соматическими проявлениями затяжного стресса и накопленных неотреагированных отрицательных эмоций служат:

А) боль в области сердца, возникающая вне связи с физической нагрузкой и имитирующая стенокардию. Не случайно подобные функциональные кардиалгии, боли в области сердца психогенного характера описываются интуитивно-образным выражением «принимать близко к сердцу».

Б) Боли в области шеи и головы, особенно в затылочной области или боли мигренозного характера, охватывающие половину головы; реже — боли в височной области или в области лица, имитирующие невралгию тройничного нерва.

Боли в височной области часто связаны с хроническим напряжением мышц, сжимающих челюсти: в моменты неприятных переживаний человек автоматически, не замечая этого, стискивает зубы (подобная «стрессовая» привычка может приводить к неприятному состоянию, именуемому «синдромом височно-нижнечелюстного сустава»). Головные «боли напряжения» нередко проявляются и как ощущение надетой на голову и тягостно сдавливающей ее тесной «каски» (в медицинском языке есть даже образное выражение «шлем неврастеника»). Напряжение же мышц шеи и затылка приводит не только к болям в этой области, но может сопровождаться еще и головокружением и другими весьма неприятными проявлениями. Нередко появление болей, тяжести в шейно-затылочной области совпадает и с повышением артериального давления (см. далее). Эти проблемы имеют и регрессионный компонент (напряжение мышц задней поверхности шеи впервые возникает у ребенка раннего возраста, который учится держать голову).

В) Боль в области живота, имитирующая заболевания органов пищеварения.

Боль в подложечной области имитирует язвенную болезнь желудка. Возникая вначале в связи с наплывами отрицательных эмоций, постепенно она может перерасти в действительный гастрит или язвенную болезнь — дистанция до «неврогенного» органического заболеваня здесь довольно близка (особенно если человек страдает заниженной самооценкой, занимается «самоедством» как в переносном, так и в прямом смысле).

Боль опоясывающего характера, отдающаяся в поясницу, часто имитирует панкреатит (в отличие от истинно соматического заболевания, объективные отклонения по данным лабораторных анализов здесь незначительны). Человек при этом как бы «не переваривает» некоторую жизненную ситуацию.

Боли в правом подреберье, связанные с состоянием желчных протоков, имитируют холецистит, а при отсутствии объективных данных нарушения оттока желчи (данные ультразвукового исследования органов брюшной полости и уровень билирубина крови) носят специальное название «дискинезии желчевыводящих путей». Связь этих болей с эмоциональным состоянием (подавленностью, склонностью к депрессии, раздражительностью или скрываемой агрессивностью) известна со времен Гиппократа и получила название «меланхолии» (в буквальном переводе — «черная желчь», что отражает действительный факт изменения окраски желчи, ее «сгущения» — повышения концентрации желчных пигментов в случае застоя в желчевыводящих путях). С регуляцией моторики желчевыводящих путей связана выработка вещества с локальным гормоноподобным действием — холецистокинина, нарушение образования которого является одним из возможных физиологических компонентов приступов страха ().

Боли в средней и нижней трети живота могут возникать как в момент острого стресса, так и в качестве интуитивного сигнала внешнего неблагополучия, как телесное проявление депрессивного прогноза развития событий (образное выражение «нутром чувствовать опасность»). Они связаны с повышением сократительной активности гладких мышц стенки кишечника — тоническими (спастическое состояние кишечника, запоры) или динамическим (повышением его моторики). В последнем случае боли нередко бывают блуждающего или схватывающего характера и могут сопровождаться расстройством стула, носящим народное название «медвежья болезнь» и диагностируемым как «синдром раздраженного толстого кишечника». (Регрессионный механизм — ранний детский опыт, связанный с приучением к личной гигиене).

Необходимо учесть, что вегетативные нервные сплетения пищеварительного тракта (расположенные в стенке кишечника) интенсивно синтезируют нейромедиаторы. В первую очередь это биогенные амины (дофамин, серотонин), снижение содержания которых в организме отмечается при депрессии. И как известно, снижение аппетита и торможение моторной активности кишечника являются типичными телесными проявлениями депрессии. Отчасти повлиять на подобное состояние в сторону нормализации могут разгрузочно-диетические мероприятия. Тем самым любимые российским народонаселением «очищение организма» и «лечебное голодание» (так же, как и религиозные посты) во многом являются интуитивными способами самопомощи при депрессивных состояниях.

Г) Боли в спине (в пояснице, в межлопаточной области), либо расцениваемые как проявления остеохондроза позвоночника, либо провоцирующие действительные обострения этого в прямом смысле болезненного процесса. Нередко повышение тонуса околопозвоночных мышц сочетается с «застойным» напряжением мышц конечностей, приводя к отдаленным, так называемым мышечно-тоническим проявлениям остеохондроза позвоночника.

Д) Скачки артериального давления (обычно его повышение, реже понижение), преимущественно проявляющиеся в колебаниях давления систолического (и изменении пульсовой амплитуды давления).

Е) Сердцебиение или перебои сердца, заставляющие человека болезненно, с тревожным ожиданием вслушиваться в свой сердечный ритм.

Ж) Нарушение глотания и ощущение «комка» в горле. Сюда же может присоединяться спазм мышц, управляющих голосовыми связками, что приводит к нарушению голосообразования («перехватило голос»). Именно таким образом человек нередко теряет голос в минуты сильного душевного волнения. Можно упомянуть два регрессионных механизма подобных нарушений: во-первых, это подавленный крик у грудного ребенка («первичный крик», по А. Янову); во-вторых, подавленная речь в более старшем возрасте (на фоне строгих окриков родителей, запрещающих ребенку словесное выражение своего мнения и своих эмоций).

З) Одышка, не связанная с болезнями органов дыхания и проявляющаяся как чувство «неудовлетворенности» вдохом, сопровождающееся желанием вздохнуть поглубже. (Последнее может приводить к избыточно глубокому дыханию — так называемый гипервентиляционный синдром). Регрессионных механизмов здесь также как минимум два. Наиболее ранний из них — это запечатлевшийся в памяти на подсознательном уровне первый вдох, по механизму импринтинга становящийся стереотипной реакцией на стресс. Второй регрессионный компонент гипервентиляции — подавляемая детская реакция плача (ребенок рефлекторно пытается остановить плач за счет частых глубоких вдохов с коротким выдохом).

И) При этом часто возникает ощущение онемения и покалывания в руках (и как составная часть гипервентиляционного синдрома, и как самостоятельное проявление). Аналогичные ощущения в ногах могут сопровождаться болезненными судорогами икроножных мышц. (Вносит свой вклад и вызванное длительными стрессами и сдвигом гормонального баланса нарушение обмена микроэлементов, в первую очередь кальция, приводящее к повышению нервно-мышечной возбудимости. «Вымывание» кальция из организма у женщин старше 40 лет может приводить к остеопорозу, сопровождаться болями в костях.)

К) Заложенность носа, затрудняющая носовое дыхание и расцениваемая как «вазомоторный ринит». В отличие от «чистых» ринитов, ухудшение состояния обычно отчетливо связано с обострением психологических проблем (конфликтами, перегруженностью на работе, переутомлением у учащихся и т. д.) При этом часто также обнаруживается болезненное напряжение мышц задней поверхности шеи (телесное отражение неспособности нести бремя ответственности). Регрессионный механизм — также задержанный плач («невыплаканные слезы»).

Л) Кратковременное нарушение зрения (предметы как бы расплываются перед глазами, и человеку приходится напрягать зрение, чтобы сфокусировать его и увидеть окружающее более отчетливо). Регрессионный механизм — «расфокусированное» зрение новорожденного ребенка (переход из водной среды в воздушную, неумение фиксировать взгляд).

Связанное со стрессом напряжение может приводить и к более серьезным нарушениям со стороны органа зрения, начиная со зрительного утомления, спазма аккомодации, которое может со временем приводить к близорукости, или повышению внутриглазного давления (ведущему к глаукоме). Символический, конверсионный механизм связанных со стрессом нарушений зрения — «Не вижу, потому что не хочу видеть».

М) Предыдущее часто сопровождается головокружением («как подумаю о проблемах, голова идет кругом»), а последнее, в свою очередь, также может быть связано с неуверенностью при ходьбе, ощущением «ватных» ног или чувством, что «земля уплывает под ногами». Регрессионный механизм — ощущения ребенка, который еще только учится стоять и ходить. К головокружению могут добавляться приступы тошноты, шума в ушах, снижающего остроту слуха — так называемый меньероподобный синдром (лабиринтный отек). Конверсионно-символический подсознательный механизм подобных нарушений — «Не слышу, потому что не хочу слышать».

Н) Приливы жара («кровь бросилась в голову») или озноба («от страха все внутри заледенело»), иногда волнообразно сменяющих друг друга («бросает то в жар, то в холод»), которые могут сопровождаться мышечным тремором (пациент описывает свои ощущения, как «волнуюсь буквально до дрожи в руках и ногах»). Регрессионный механизм — несовершенство механизма терморегуляции у новорожденного ребенка, физически нуждающегося в тепле материнского тела.

О) Нарушение аппетита — от полного отвращения к еде до приступов «волчьего» голода. (Обычно пациент рассказывает, что для того, чтобы успокоиться в эмоциогенной ситуации, ему необходимо «заесть свой стресс»). Здесь имеют место как физиологический механизм, связанный с депрессивными расстройствами (описанный выше), так и собственно психологический, регрессионный механизм — аналогия с грудным вскармливанием, когда ребенок в состоянии дискомфорта либо отказывается от груди, либо, наоборот, ищет материнскую грудь и успокаивается. Для грудного ребенка кормление — это не только удовлетворение физиологической потребности в пище, но и важнейший способ получения положительных эмоций, и канал близкой телесной коммуникации с матерью (бондинга, вегетативного резонанса).

П) Приступы психогенной тошноты (реже — рвоты), возникающие непосредственно в стрессовой ситуации или же в преддверии («в предвкушении») эмоционально насыщенных событий, нежелательных встреч, связанных с неприязненными отношениями («меня от него тошнит»). Чаще встречается у детей и подростков, — например, у ребенка, который не хочет идти на уроки, где подвергается давлению (или унижению) со стороны учителя, возникают приступы рвоты во время утренних сборов в школу (при мысленном представлении травмирующей ситуации). Психогенная рвота встречается также при юношеской дисморфофобии, в связи с недовольством собственной внешностью и навязчивым желанием похудеть. Регрессионный механизм — «срыгивание» у грудного ребенка при перевозбуждении.

Р) Нарушения сна — бессонница или, наоборот, сонливость, сопровождающаяся ощущением того, что сна было недостаточно. Иными словами, человек после пробуждения чувствует себя «разбитым», иногда может даже жаловаться на боли в мышцах (следствие того, что даже во сне он не расслабляется), описывая свои ощущения «как будто всю ночь мешки таскал» или даже «как будто палками колотили» (подобное самонаказание может быть подсознательно желаемым для критически настроенного Супер-Эго).

С) Обильное мочеиспускание, которое обычно возникает после приступов паники. (Здесь стрессовые расстройства пересекаются с проявлениями так называемого несахарного диабета и могут утяжелять протекание последнего).

Т) Разнообразные сексуальные проблемы (как снижение сексуального влечения и потенции, так и в некоторых случаях гиперсексуальность). Нередко они могут быть вызваны привычным напряжением мышц области таза. Тем самым подобные проблемы, как обнаружил В. Райх, могут быть напрямую связаны просто с неумением человека расслабиться в прямом смысле, то есть снять мышечное напряжение. Регрессионный механизм нарушений потенции у мужчин, женской холодности — инфантильный отказ от «взрослости», от своей половой роли. Сюда же примыкают функциональные нарушения менструального цикла у женщин (нерегулярность цикла, аменорея, предменструальный синдром).

Главным отличием всех вышеописанных психосоматических расстройств от обычных телесных страданий является характер их протекания: отчетливые ухудшения совпадают с моментами бурных душевных переживаний. Важно подчеркнуть также наличие личностной предрасположенности, или личностно-типологических особенностей, предрасполагающих к возникновению психосоматических нарушений.

Подобные расстройства могут возникать как в непосредственной связи со стрессом (в момент острого стресса или на фоне продолжающейся хронической нервно-психической напряженности), так и иметь отставленный по времени характер. В последнем случае организм начинает «сыпаться» спустя какое-то время после стрессовых событий. Это так называмый «синдром рикошета», который следует за стрессом наподобие хвоста кометы. Причем подобное может происходить, даже если эмоционально значимые события были позитивными, связанными с жизненными успехами — «синдром достижения», вызванный переживанием бурных положительных эмоций и, самое главное, обретением долгожданных радостей, к которым человек упорно стремился.

К чему все эти недомогания приводят, помимо плохого самочувствия? Физические страдания вызывают, в свою очередь, страдания душевные. Первичные эмоциональные проблемы перерастают во вторичный психологический дискомфорт. Перечислим самые частые проявления психосоматических, связанных со стрессом расстройств на психологическом уровне:

А) беспокойство, тревога в чистом виде. (Тревога — это не что иное, как страх, не направленный на какой-либо конкретный предмет). Особенно характерна для затяжного стресса так называемая «свободно плавающая», немотивированная тревога, иными словами — беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, которые возможно никогда не произойдут.

Б) Подавленное настроение (вплоть до стойко пониженного, доходящего до степени депрессии. От тревоги до депрессии один шаг…) Возможны также резкие перепады настроения, нередко сопровождающиеся эмоциональной неуравновешенностью — неконтролируемыми бурными вспышками эмоций и «выплескиванием» агрессивности.

В) Немотивированная раздражительность и конфликтность, вызванные не внешними причинами, а внутренним состоянием человека.

Г) Нарушение отношений с людьми. В соответствии с типологией К. Хорни, отношения могут изменяться от эмоциональной холодности, бесчувственности (движение «от людей») до открытой враждебности по отношению к окружающим(движение «против людей»). Либо, напротив, моет возникать инфантильная зависимость от окружающих (движение «против людей») — демонстрация своего душевного разлада и беспомощности, приниженность, поиск внешней поддержки и сочувствия.

Д) Стремление отгородиться от реальной жизни как источника стресса, изолироваться от повседневной суеты, напоминающей о стрессовых событиях, и от людей, с ними связанных — уединиться в воображаемой келье или «башне из слоновой кости». Средствами ухода от реальности могут быть различного рода зависимости, как химические — будь то алкоголь или наркотики, так и зависимое поведение — игры азартные (gambling) или игры компьютерные, интернет-зависимость или различного рода фанатизм.

Сочетанный — и психологический, и физиологический — характер носят приступы паники, варьирующие от опасения потерять контроль над собой до всепоглощающего страха смерти. Регрессионный механизм — оживление у взрослого человека первичных детских страхов (описанных далее).

Естественно, обе описанные группы причин приводят в итоге к снижению социальной активности и трудоспособности. В первую очередь, вследствие постоянной (даже в начале рабочего дня или после отдыха) и внешне беспричинной усталости, связанной с истощением нервной системы. Свой вклад в снижение работоспособности вносит и повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.

Отдельно нужно сказать о страхах, являющихся формой выхода создаваемой стрессом внутренней психологической напряженности и одновременно проекцией детских негативных переживаний. По крайней мере, упомянем наиболее Универсальные формы страхов — такие, как:

1) Страх смерти — первичный, «животный» правополушарный страх. (На самом деле это не страх смерти как таковой, так как страх по определению связан с чем-то конкретным и известным. Опыт же умирания обычно у человека отсутствует — за исключением тех немногих, кто перенес клиническую смерть.) То, что ассоциируется со смертью — в первую очередь боязнь чего-то неизведанного, опасного для жизни, неподвластного человеческим силам и неумолимого. Такова изнанка первичной травмы рождения — страха ребенка перед неопределенностью, перед слепой безжалостной силой, которая нарушает его привычное существование. (Этот сопровождающий процесс рождения страх описан С. Грофом (1994) как опыт переживания базовых перинатальных матриц). Во взрослой жизни детский страх рождения перерастает в страх перед всем неизведанным, неподконтрольным, захватывающим и подчиняющим себе, перед всевластным провидением, а на сознательном уровне он интерпретируется как страх смерти.

Сюда же примыкает Страх одиночества — детский страх покинутости, именуемый в психоанализе страхом «потери объекта», потери «защитника» или «кормильца», а по сути — страх потери матери (или заменяющего ее лица, заботящегося о ребенке), острое переживание собственной беспомощности и беззащитности. Именно поэтому приступы паники у взрослых людей всегда облегчаются в присутствии значимых для них близких, которые в буквальном смысле слова держат больного за руку, символически заменяя родителей.

2) Страх потери контроля — «левополушарный». Страх потерять контроль над собой — это продукт дремлющих в психике взрослого человека суровых родительских указаний, усвоенных им в детстве (Супер-Эго, внутренний «Родитель»). Можно назвать его страхом рациональной части сознания перед собственным «непослушанием». Ведь то, что больше всего страшит подобную воспитательно-критическую часть личности — это именно боязнь совершить что-либо предосудительное, недозволенное (то, что старшие строго-настрого запрещали) из-за высвобождения дремлющих в собственной психике скрытых сил, не управляемых логикой и здравым смыслом (на самом деле, всего-навсего непослушным внутренним «Ребенком» — детской, непосредственной и «шаловливой» частью личности).

  • Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств: Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации Соматический (клинический) подход к психологическим проблемам...

  • Однажды на приеме у знаменитого психотерапевта Милтона Эриксона молодая женщина пожаловалась, что ее тело, руки и шея покрыты псориазом. Эриксон ответил ей: «У вас нет и трети того псориаза, который, как вы считаете, у вас есть» . Эриксон настаивал на своем мнении, чем вызвал у нее сильное раздражение: по ее мнению он сильно преуменьшил тяжесть ее заболевания. Эриксон продолжал: «У вас много эмоций. У вас есть немножко псориаза и очень много эмоций. Очень много эмоций на ваших руках, на вашем теле, и вы называете это псориазом» .

    Он продолжал в том же духе, и пациентка ушла в сильном раздражении и злилась на Эриксона две недели. Через две недели она пришла снова и показала несколько пятнышек на руках. Это было все, что осталось от ее псориаза. Вызвав у нее раздражение и спровоцировав злиться на себя, Эриксон дал выход ее эмоциям.

    Психосоматические расстройства - это заболевания, разного рода недомогания и нарушения телесного функционирования, возникающие, главным образом, под воздействием психологических причин. У человека, страдающего психосоматическим заболеванием, эмоциональные переживания выражаются в виде телесных симптомов.

    Уже давно замечено, что телесные симптомы, появляющиеся при психосоматическом расстройстве, очень часто (хотя, возможно, и не всегда) в символическом виде отражают проблему пациента. Иными словами, психосоматические симптомы часто являются телесными метафорами психологических проблем.

    Например, один мужчина обратился ко мне по поводу экстрасистолии. Как известно, наше сердце сокращается в определенном ритме. Между двумя сокращениями следует пауза, во время которой сердце отдыхает. Если сердце не выдерживает эту паузу отдыха и сокращается вне очереди, это называется экстрасистолой. Сам человек при этом испытывает неприятные ощущения «перебоев» в сердце.

    Этот мужчина в своем профессиональном развитии дорос до определенного потолка, и жаждал сделать качественный скачок в своей карьере, чтобы подняться на ступень вверх. Продвижение по карьерной лестнице затягивалось, что вызывало у него постоянное напряжение. Внеочередные сокращения его сердца как будто выражали его желание поскорее сделать этот шаг в своей карьере.

    Другая пациентка в недавнем прошлом пережила крайне неприятное для себя событие, по поводу которого продолжала испытывать мучительное чувство вины. Бессознательно ей очень хотелось вернуться в прошлое, и прожить тот отрезок времени заново, без этого события.

    В результате у нее возник рефлюкс эзофагит - заболевание, при котором желудочный сок из желудка движется в обратном направлении - в пищевод, вызывая его воспаление. Изменение моторики желудка в обратном направлении в символическом виде выражало стремление пациентки отыграть назад важные события своей жизни.

    Еще одна пациентка переживала в течение двух лет измену мужа, у них исчезла интимная жизнь и муж «шарахался» от нее. В конце концов, она стала чувствовать себя «неприкасаемой». В итоге у нее возник нейродермит.

    К классическим психосоматическим заболеваниям относят: бронхиальную астму, неспецифический язвенный колит, эссенциальную гипертензию, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

    В настоящее время этот список значительно расширился - от ишемической болезни сердца до некоторых инфекционных заболеваний и онкологии. К психосоматическим относятся также функциональные синдромы, например синдром раздраженного кишечника, аритмии, а также конверсионные синдромы, такие, как психогенная слепота, глухота, психогенные параличи и.т.д.

    Причины психосоматических заболеваний

    Среди причин возникновения психосоматических заболеваний важное значение имеют внутриличностные конфликты, психологические травмы раннего возраста, алекситимия (неумение осознавать и выражать словами свои чувства), некоторые черты характера, такие, как неспособность приемлемым образом выражать агрессию, гнев, отстаивать свои интересы; вторичная выгода от заболевания.

    Лечение психосоматических заболеваний

    Лечение пациентов с психосоматическими заболеваниями может осуществляться представителями различных психотерапевтических школ и направлений. Это может быть психоанализ, гештальт терапия, НЛП, когнитивно-поведенческая и семейная терапия, различные виды арт-терапии и.т.д. Для пациентов, которым свойственна алекситимия, возможно, более подходящими методами могут быть разнообразные модификации телесно-ориентированной терапии или гипноз.

    Приведу пример лечения из своей практики. Ко мне обратилась пациентка, у которой время от времени без всяких видимых причин внезапно возникал стоматит (язвы слизистой оболочки полости рта). Накануне очередного обострения, пациентка вместе со своей четырехлетней дочкой возвращалась из гостей. Всю дорогу домой дочка ныла и жаловалась, как она устала, как ей хочется есть, спать. Пациентка чувствовала себя виноватой и все больше нервничала. К тому моменту, когда они с дочкой вернулись домой, пациентка настолько распереживалась, что потеряла над собой контроль и шлепнула дочку по попе.

    В детстве мать пациентки била и ругала ее, и она дала себе обещание, что никогда не будет обижать своих детей. После того как она шлепнула свою дочь, она почувствовала себя еще более виноватой. Наутро появился стоматит.

    На консультации мы пришли к согласию, что стоматит является реакцией на переживание гнева и вины, связанные с материнской ролью: гнев ее матери по отношению к ней, ее гнев в отношении дочери, чувство вины перед матерью и перед дочерью - все, сплетенное в один клубок.

    Поскольку пациентка интересовалась профессионально русскими народными сказками, в качестве образа, символизирующего ее гнев, она выбрала медведя. Во время сеанса эриксоновского гипноза в состоянии транса в воображении она увидела этого медведя и поиграла с ним. На следующем сеансе пациентка «увидела» себя в зрительном зале кинотеатра. На экране была видна лесная поляна, на поляне стояла ее мать, а напротив матери она - маленькая девочка, а между ними - медведь. Он закрывал ее от матери и бил мать своими лапами. Пациентка при этом испытывала бурю чувств, ее «трясло». Вероятно, во время этого сеанса произошло отреагирование и трансформация ее накопившегося в отношении матери гнева.

    После этого сеанса стоматит больше не беспокоил пациентку, самочувствие которой удалось проследить впоследствии на протяжении семи лет. (Эта пациентка упоминается также в статье