Почему у Будды большие уши? Почему у будды длинные мочки ушей


В Мьянме ночь наступает внезапно, к 18-00 уже совсем темно. В Шведагоне встречать закат одно удовольствие. Золотые пагоды в лучах заходящего солнца начинают сиять так ярко, что глазам становиться больно. Потом солнечный свет пропадает, поначалу становиться серо, но затем включаются сотни фонарей и со всех сторон подсвечивают сооружения древнего храма.

Тогда Шведагон преображается превращаясь в совершенно мистическое место.

Многие верующие буддисты перемещаются на площадь победы и начинают хором распевать молитвенные напевы. В древние времена на этой площади воины просили у высших сил победу в сражениях. Теперь сюда приходят просить одобрения у небес перед любыми важными начинаниями в жизни. Те же, кто не занят вечерней молитвой идут к главной ступе и зажигают свечи и лампады, расставленные вокруг нее в несколько рядов.

Время, проведенное в Шведагоне заметно восстанавливает силы. Буддисты очень толерантны к иностранцам и представителям иных религиозных взглядов. На территории храма можно зайти в любое помещение, практиковать вместе с верующими медитацию, фотографировать, задавать вопросы. К всему бирманцы относятся спокойно, да и вообще, они очень дружелюбны.

Ну что ж, наверное пора уже задуматься об ужине. Прощай золотой Шведагон.

Питание в Мьянме для туриста это не такой простой процесс как например в Тайланде, Вьетнаме или Филиппинах. Каких-либо приличных с точки зрения европейца заведений не много. В основном местные жители питаются прямо на улицах. Практически во всех оживленных районах стоят небольшие столики, рядом с которыми сидят люди и что-нибудь едят.

Огонь для приготовления пищи иногда разводят прямо на асфальте, иногда в мангалах или металлических тазах — видеть это очень непривычно. Такой бирма-ланч стоит 1-2 доллара, но мы конечно не решились на подобные эксперименты — что для бирманца хорошо, для русского дизентерия, однако. В итоге нашли какую-то внушающую минимальное и достаточное доверие забегаловку. Выбор маленький, еда простая, приемлемая, но какая то невыразительная. Не то, чтобы невкусная, выглядит как обычная азиатская, но увы, ей далеко до китайских или вьетнамских кулинарных шедевров (мы истинные почитатели азиатской кухни). Карты нигде к оплате не принимают, только наличные. Считать деньги удобно: 1 доллар = 1000 бирманских кьят.

С утра продолжаем осмотр города и оставшихся достопримечательностей. Сначала в храм с лежащим Буддой, хотя правильнее говорить «прислонившейся» (reclining) Будде. Находится он в храме Чаутаджи (Chaukhtatky). Пятидесяти-пяти метровая статуя лежащего Будды представляет его в момент подготовки к земной смерти, когда он достиг нирваны, но выглядит это так, как будто он смотрит смотрит по телеку ток-шоу. Самая высокая точка статуи 15 метров.

Будда имеет подозрительно гламурный вид- накрашенные в ярко-красный цвет ногти на руках и ногах, выразительный make-up (точно так выглядит Будда в сериалах, показываемых по бирманскому телевидению), но долой заблуждения, Будда не был метросексуалом.

Просто в буддизме существует 36 телесных признаков Будды и 80 малых признаков тела Будды. Любая скульптура Будды должна создаваться с учетом этих признаков. Отсюда - тонкие длинные брови, большие глаза с прямыми длинными ресницами, губы «красные, как персик», длинные изящные пальцы руки - это все признаки Будды, воплощенные в скульптуре.
И еще одна особенность статуи - на стопах ног нанесены 108 священных символов буддизма.

Эти пиктограммы были обнаружены в отпечатках стопы Будды, оставленных им, в частности, на берегу реки Намада в Индии (разумеется не в таком геометрическом виде, это лишь символы). Имитации отпечатков стопы Будды, которые можно увидеть в некоторых храмах и пагодах, обязательно орнаментированы этими символами, а в ряде случаев они инкрустированы драгоценными камнями, что свидетельствует о высочайшей святости этих реликтов.

Хотя, все же признаки Будды в разные времена понимались по разному. Вот каким видели Будду его создатели в прошлом. Очень брутальный мужчина, похож на гигантского инопланетного робота-каннибала с планеты Кибертрон.

Именно так выглядела оригинальная статуя Гаутамы, когда в джунглях ее нашли англичане. Сначала, они приняли ее за гору (более чем на сто лет про нее забыли и она покрылась землей и растениями). Но в результате землетрясения «настоящий мужик» исчез и на смену ему был построен новый, усовершенствованной версии. Еще у Будды длинные мочки ушей, хотя вытянутые уши не вошли в список тридцати двух признаков (лаксана). Почему? Иные могут предположить, что в детстве он не слушался бабушку и она проводила с ним воспитательный процесс используя ушные раковины и мочки. Но нет, это не верно. Изначально Будду изображали с нормальными ушами. Более поздние изображения — с длинными ушами — пошли от тех народов, в культуре которых было оттягивать и обезображивать свои уши, якобы, для красоты (монголоидов, бирманцев и сиамцев). Противоестественно большие уши являются как бы символом всеведения и мудрости и должны были означать и напоминать мощь Того, кто все знает и все слышит, и от благостной любви и заботы которого ко всем созданиям, ничто не может ускользнуть. Альтернативное мнение — будучи принцем, Гаутама должен был носить тяжелые серьги, которые вытягивали его уши. Когда он отрекся от мира, чтобы стать аскетом, он отверг тяжелые серьги, но было слишком поздно и уши были уже неестественно длинными.

Во всех храмах очень красиво, много цветов, фруктов, принесенных в качестве подношения, тлеют благовония.

Напротив «лежащего Будды» есть Будда сидячий (это ж памятник, кто его посадит? — удивился бы один из джентльменов удачи), расположенный в храме Нга Тха Джи Пайя.

Все, что касается изображения Будды крайне стандартизировано, собственно также как и в ортодоксальной живописи икон. То есть, если кто-то создает скульптуру Будды, то он обязан придерживаться канона. Это касается и положения тела — только четыре положения считались подходящими для образа Будды: сидя, стоя, в движении и лёжа. В положении сидя, то существовало ещё три других положения в которых ноги могут быть расположены:
— «поза героя» с ногами сложенными, одна на другой;
— «алмазная поза» с ногами пересеченными таким образом, что каждая ступня лежит на противоположном бедре, ступни смотрят вверх
— западный способ — человек сидит на стуле, обе ноги свисают.

.

Также существуют образы Будды для каждого дня недели:

1. Воскресенье, образ, стоящие с его правой рукой положенной на верхней части бедра
2. Понедельник, статуя, останавливающая борьбу и преодоление болезней
3. Вторник, полулежащая поза
4. Среда, утро, Будда, держащий чашу милостыни;
5: Среда, ночь — уединение в лесу; Будда принимает улей от обезьяны и горшок с водой от слона- Паллайка
6. Четверг, размышляющий Будда
7. Пятница, скульптура с руками, перекрещенными на груди с глубокомысленным видом, положение самоанализа
8. Суббота, фигура, укрытая королем-змеем Нага.

Во всех храмах всегда много людей — некоторые сидят в глубоком самосозерцательном трансе, некоторые молятся.

Но все так или иначе следуют пути. Когда люди спрашивали Будду, почему и чему он учит, Будда отвечал: «Я учу потому, что вы, как и все существа, ищете счастья и стараетесь избегать страдания. Я учу тому, каким всё является на самом деле». «Будда» означает пробудившийся. Смысл этого пробуждения – в избавлении от неведения по поводу природы своего ума и причин страданий. В учениях буддизма говорится, что природа ума одинакова у всех живых существ. Поэтому каждое из них может пробудиться (иными словами, достичь Просветления) и стать Буддой.

По мере постижения основных буддистских истин я внезапно осознал, что переполнен пищей духовной и не отказался бы от обычной, плотской. Отличное место для удовлетворения потребностей желудка — небольшое озеро в центре города. Вокруг него гостеприимно ожидают голодных туристов пара десятков ресторанов.

Озеро очень красивое, но лучше приезжать сюда в сентябре, чтобы насладится цветущими лотосами. К новому году сезон цветения практически закончился, красные бутоны можно пересчитать по пальцам.

Здесь расположен плавучий ресторан. Плата взимаемая за вход включает в себя шведский стол и шоу-программу, так что лучше приходить сюда вечером.

Мы находим небольшое заведение с тайской кухней, перекусываем, делаем фото с зайцами на память и продолжаем осмотр города.

Осталось посмотреть пагоду Суле и пожалуй буддизма уже достаточно. Расположена она в центре города (В 1880 году британцы использовали пагоду в качестве центра их градостроительного плана Янгона) в пяти минутах от отеля в котором мы остановились.

Утверждают, что она тоже была построена 2500 лет назад и в ней замурован волос Будды. Согласно буддийскому канону, описывающему жизнь и последние дни Будды, после его кремации фрагменты его физических останков, которые теперь называются реликвиями, были разделены на восемь частей и распределены между соседними государствами, принявшими к тому времени Буддизм. Согласно традиции существует 3 вида реликвий: — физические (волос, кость, зуб); — утилитарные (предметы, которыми Будда пользовался при жизни, например, чаша для подаяний), и мемориальные — статуи и отпечатки ступы.

Суле место интересное, но после Шведагона выглядит довольно таки просто.

Более ничего примечательного в Янгоне мы не обнаружили. Может что то упустили, но пора двигаться дальше.

Навеки ваши,

Валерий и Глеб.

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

— Бабушка-бабушка, почему у тебя такие большие уши?
— Потому что я – Будда, деточка!

Когда впервые путешествуешь по буддийским местам, удивляет тот факт, что Будда часто изображается с оттянутыми длинными мочками ушей, иногда они даже достают до плеч.

Почему Будду изображают с длинными мочками ушей

Я знаю несколько версий такого изображения:

  1. Основатель буддизма Гаутама Сиддхартха происходил из царского рода, в юности был принцем и жил во дворце, купаясь в роскоши, пока не покинул свой дворец и не распрощался с царской жизнью. В те времена и в той местности, где он рос, нормой для мужчин было показывать свое богатство, вставляя в уши тяжелые украшения из драгоценных металлов и камней. В результате мочки сильно вытягивались.
  2. Мочки ушей Будды оттянуты тоннелями.
    Мне кажется, эта версия больше похожа на правду, чем первая. Тяжелые украшения тоже, конечно, могут оттянуть мочки ушей, но не до такой степени, как тоннели.
    Исторически тоже все сходится: в древние века тоннелям придавалось сакральное значение, их вставляли после прохождения определенных инициаций. С тоннелями в ушах часто изображается Бхайрава — грозная ипостась бога Шивы.
  3. Следующая версия. Восточные культуры всегда считали большие уши благоприятным знаком и признаком мудрости и сострадания (в отличие от западной культуры, где самой красивой считается голова с маленькими ушами, плотно прижатыми к голове). Поскольку Будда мудрый и сострадательный, то вполне логично для художников Востока изображать его с длинными мочками ушей.
  4. Такое изображение дает буддистам уверенность, что Будда слышит все их взывания, знает о страданиях мира смертных и не оставит их без помощи.
    (- Чебурашка, ты меня слышишь?
    — Гена, посмотри на мои уши. Ну конечно же, слышу!)
  5. Возможно, Будда просто был слегка лопоухим, это отразилось в его первых изображениях, а все последующие скульпторы-художники считали необходимым подчеркнуть эту особенность. Так и выросли уши у Будды.
  6. Еще одна версия. Уши такие длинные потому, что Будда слушает вибрации Вселенной.
  7. И наконец — Будда принадлежал к более древней расе и имел характерные для той расы признаки.

Но! С длинными мочками ушей изображается не только Будда.

У изображений джайнских тиртханкаров тоже длинные мочки ушей

Года четыре назад в Гвалиоре меня заинтересовали огромные джайнские скульптуры 7-15 веков. В скалах вокруг древней крепости стоят (и сидят) фигуры 24-х тиртханкаров – великих учителей религии джайнизм. В 16 веке мусульманские варвары отбили лица у большинства скульптур, но уши, которые нас так интересуют в данном контексте, практически не пострадали, и хорошо видно, что они свисают до плеч.
Я тогда подумала, что это не сами уши свисают, а какое-то «нечто» в ушах, и что эти тиртханкары — вообще представители древних цивилизаций.

Вот они, длинноухие красавцы

Но вот какую трактовку я нашла у своего любимого Раджниша. Он, как всегда, с юмором замечает, что иногда у человека могут, конечно, встретиться длинные уши, но чтоб настолько… И чтоб сразу у всех 24-х тиртханкаров… Как такое возможно? Они же не ослы. Длинные уши — это просто символ. А как еще показать в мраморе, что человек слышит голос Бога, слышит истину. Когда вы успокоили свой ум, вы начинаете слышать голос Бога. В этом смысл, говорит Раджниш.

Потому что в молодости Сиддхартха Гаутама был баснословно богат


Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама происходил из царского рода Шакья и юные годы провел во дворце, купаясь в роскоши. Мочки его ушей оттянулись под тяжестью серег, которые он носил. От огромного богатства он отказался, чтобы встать на путь духовного просветления. В буддийской иконографии образ Будды Гаутамы детально регламентирован. Так, в тибето-монгольском словаре буддийских терминов «Источник мудрецов» приводится 32 основных и 80 второстепенных признаков, отличающих его от прочих людей. В частности, на голове Просветленного находится ушниша (овальный выступ) — чакра соединения с космосом. Между пальцами его рук — перепонки, говорящие о том, что он способен существовать в воде (в буддизме вода — один из символов иных миров). На канонических изображениях Будда обычно предстает сидящим в позе лотоса на символических дисках солнца и луны как повелитель мира. Поза лотоса означает углубленное созерцание. Правая рука Будды касается земли, символизируя просветление, достигнутое вопреки козням злого демона Мары: когда Шакьямуни обрел освобождение, он призвал в свидетели мать-землю.