Последипломное образование. Последипломное образование Рниму последипломное образование


Я.А. Хананашвили

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

в ростовском государственном медицинском университете: вчера, сегодня, завтра

ГОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

В числе общественно значимых событий социально-экономического развития страны в наши дни важнейшее место, безусловно, принадлежит реформированию отечественного здравоохранения, главной целью которого объявлено улучшение качества медицинской помощи населению.

Качество оказания медицинской помощи - это то, к чему стремятся пациент и врач. Важных компонентов качества оказания медицинской помощи немало, главными из которых представляются сама личность врача, оказывающего медицинскую помощь, особенности его характера, условия осуществления им своей профессиональной деятельности, его социальное благополучие и, безусловно, качество его додипломной подготовки и последипломного профессионального образования.

Последнее обстоятельство усиливает роль учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе Ростовского государственного медицинского университета, в кадровом обеспечении реформирования отечественного здравоохранения.

Текущий 2011 год знаменателен для Ростовского государственного медицинского университета еще и тем, что исполняется 50 лет его деятельности по последипломному профессиональному образованию специалистов здравоохранения. В связи с этой датой ощущается потребность окинуть ретроспективным взглядом истоки деятельности, сделать анализ того, что было вчера и что есть сегодня, наметить перспективы развития.

К сожалению, нельзя объять необъятное, поэтому автор этих строк заранее просит снисхождения у читателя, не обнаружившего упоминания о многом грандиозном из уже сделанного, и обо всех, причастных к сделанному, и тех, кто продолжает создавать историю последипломного образования в университете. Но, тем не менее, только зная прошлое, зная путь по которому прошли предшественники, можно оценить настоящее и, оттолкнувшись от него, наметить пути достижения будущего.

Истоки формирования последипломного образования в Ростовском государственном медицинском университете неразрывно связаны с историей развития вуза в целом.

Как известно, начало деятельности университета в Ростове-на-Дону пришлось на осень 1915 года, когда на базе городской Николаевской больницы был размещен медицинский факультет Варшавского университета. Обосновавшийся в Ростове-на-Дону Варшавский университет в 1917 году был переименован в Донской университет, а в 1925 году - в Северо-Кавказский государственный университет. Осенью 1930 года на базе факультета был создан

Ростовский медицинский институт, и с этого времени началась самостоятельная история развития вуза, который в 1994 году приобрел статус медицинского университета.

Вне зависимости от статуса и названия, университет во все времена традиционно был и остается в числе ведущих в стране по уровню качества подготовки специалистов.

Основы славных традиций университета заложены выдающимися личностями, чьи имена давно вписаны в летопись славы не только вуза, но и всей отечественной медицинской науки и образования. В их числе профессора Н.В. Парийский и З.В. Гутников, А.А. Колосов и И.Ф. Пожариский, Н.А. Богораз и Н.И. Напалков, Н.И. Мухин и К.З. Яцута, К.Х. Орлов и Ш.И. Криницкий, А.И. Шибков и К.Р. Мирам, И.В. Завадский и И.С. Ци-тович, Э.М. Кастанаян и П.И. Эмдин, А.О. Карницкий и Н.А. Рожанский и многие другие.

Последующими поколениями педагогов, укрепивших авторитет вуза, стали профессора Н.Н. Корганов и К.А. Лавров, П.А. Соколов и Н.В. Данилов, А.Н. Горди-енко и Е.М. Губарев, А.А. Колосова и В.А. Никольский, П.Я. Лельчук и И.Я. Серебрийский, Т.Д. Янович и Е.Г. Лок-шина, П.П. Коваленко и В.И. Русаков. Ряд воспитанников университета прославили Alma mater своими выдающимися достижениями, достойно отмеченными Родиной. В их числе Герой Труда академик РАМН С.Н. Федоров, лауреат Государственной премии академик АМН З.В. Ермольева, академик АМН Д.А. Бирюков и другие.

Славные традиции университета приумножены представителями современного поколения профессорско-преподавательского корпуса.

Существенный рывок в развитии университета, расширении и укреплении его материально-технической базы, освоении и внедрении новых образовательных технологий, создании медицинских центров и научных школ, проявившийся в 80-90 годы прошлого столетия благодаря настойчивости и самоотверженному труду ученого совета и ректората во главе с профессором В.Н. Чер-нышовым, получил в настоящее время новый импульс и продолжается под руководством ректора профессора А.А. Сависько. Одним из заметных достижений университета в последнее время является укрупнение службы последипломного образования. Этой деятельности в вузе придается первостепенное значение, базирующееся на неизбежности перехода профессиональной подготовки врачей от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Свидетельством исключительно важного внимания к работе на последипломном этапе служат такие факты как создание в университете в 2010 году факультета послевузовского профессионального образования, центра содействия трудоустройству выпускников, новых кафедр и курсов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, расширение спектра специальностей, по которым проводится послевузовское и дополнительное профессиональное образование врачей. А главное, - сопутствующая этому работа по укреплению кадрового и материально-технического потенциала.

Отмечая достижения нынешнего поколения работников университета и нисколько не приуменьшая значимости их вклада в развитие последипломного образования, следует признать, что работа вуза по усовершенствованию врачей своими глубокими корнями уходят в далекие от сегодняшнего дня годы.

Как свидетельствуют архивные данные, работа с врачами городских и областных учреждений здравоохранения практически все годы была в сфере внимания коллективов кафедр медицинского университета. Так, первые сведения об усовершенствовании в университете врачей с хирургическим уклоном приходятся на 1929 год. В том же году по инициативе донского областного отдела здравоохранения работниками кафедр было разработано «Положение о Северо-Кавказских краевых курсах усовершенствования врачей».

С 1930 года, при хирургических кафедрах Ростовского медицинского института, возглавляемых профессорами Н.А. Богоразом, Н.И. Напалковым, П.И. Бухманом, а также при кафедре психиатрии под руководством профессора А.И. Ющенко по их инициативе практиковалось так называемое «стажерство» врачей соответствующих специальностей.

В 1947 году на кафедре детских болезней лечебного факультета под руководством и по инициативе профессора И.Я. Серебрийского началась планомерная последипломная подготовка врачей-педиатров для учреждений здравоохранения Ростова-на-Дону и области по специально разработанной учебной программе.

Имеются документальные подтверждения и тому, что кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения в 1948, 1952 и 1957 годы были организованы занятия для организаторов здравоохранения и санитарных врачей. Из воспоминаний профессора А.С. Громова о кафедре следует, что в 1952 году ими было подготовлено свыше 100 врачей для местного здравоохранения, проведены 2 учебных цикла для заведующих райздравотделами. С 1952 года стали регулярными «циклы специализации» и для санитарных врачей. Наряду с этим кафедра проводила «декадники» и семинары с врачами и других специальностей.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что работа по дополнительному обучению врачей стала для университета традиционной. Опыт работы, накопленный коллективами ряда кафедр с 30-х по 50-е годы прошлого XX столетия, послужил основанием для руководства вуза во главе с ректором профессором П.П. Коваленко направить в 1960 году в министерство здравоохранения ходатайство об организации факультета усовершенствования врачей.

Вскоре в жизни института произошло знаменательное событие - приказом министра здравоохранения РСФСР от 25.08.1960 года № 424 в Ростовском медицинском ин-

ституте был создан факультет усовершенствования врачей, который был взят на государственный бюджет и включен в сеть немногочисленных в то время образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Факультет усовершенствования врачей начал свою работу 27 января 1961 года. Этот день является началом летоисчисления деятельности университета по последипломному профессиональному образованию.

Таким образом, Ростовский государственный медицинский университет одним из первых медицинских вузов в стране начал деятельность по усовершенствованию врачей. За прошедшие 50 лет здесь воспитано много поколений врачей для Ростовской области, других территорий Российской Федерации и зарубежных государств, воплощая на практике систему непрерывного медицинского образования. В настоящее время по объему выполняемой работы университет входит в пятерку самых крупных образовательных учреждений страны, осуществляющих последипломное образование врачей, координирует деятельность по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Южного федерального округа.

Общее руководство последипломным образованием, разработка основных направлений его развития осуществляется ученым советом университета и ректором. Коллегиальным органом, реализующим выработанные направления и координирующим деятельность структурных подразделений университета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию, является ученый совет по последипломному образованию. Работа кафедр университета по реализации последипломной подготовки организуется под руководством проректора по последипломному образованию деканатами факультета послевузовского профессионального образования, факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, а также отделом сертификации специалистов и центром содействия трудоустройству выпускников.

Послевузовское профессиональное образование в университете осуществляется по программам интернатуры и ординатуры

Интернатура в университете была открыта на основании приказа МЗ СССР № 575 от 25 января 1968 года для выпускников по специальности «лечебное дело» и «педиатрия». Первый выпуск врачей-интернов состоялся в 1969 году. Начиная с 1990 года, проводится подготовка в интернатуре выпускников по специальности «медико-профилактическое дело». С 2010 года функционирует интернатура для выпускников по специальностям «стоматология», «фармация» и «высшее сестринское дело». За прошедшие годы работы в интернатуре подготовлено около 14 тысяч врачей. В последние годы обучение в интернатуре осуществляется по 25 специальностям, по которым в период с 2006 по 2010 годы подготовлено 1568 врачей, из них 1312 по свободному конкурсу, 256 на контрактной основе. Показатель итоговой аттестации интернов составил 4,4 балла. В текущем учебном году общее число обучающихся в интернатуре достигло 654 человек, из которых 400 врачей приняты на бюджетной основе, 90 врачей зачислены по целевому набору и 164 врача обучаются на контрактной основе. Для здравоохранения Ростовской области ведется подготовка 78 врачей по целевому набору и 44 врачей по заказу Администрации области за счет средств областного бюджета.

Обучение специалистов по программе ординатуры осуществляется в университете уже свыше 40 лет, в течение которых подготовлено около 5000 врачей. В последние годы проводится подготовка в ординатуре по 40 специальностям, по которым за последние 5 лет обучено 1122 человека, из них 724 по свободному конкурсу, 398 на контрактной основе. Показатель итоговой аттестации ординаторов составил 4,6 балла. В текущем учебном году общее число обучающихся в ординатуре составляет 487 человек, из которых 160 врачей приняты на бюджетной основе, 180 врачей зачислены по целевому набору и 147 врачей обучаются на контрактной основе. Для Ростовской области ведется подготовка в ординатуре 89 врачей по целевому набору и 79 врачей по заказу Администрации области за счет средств областного бюджета.

Таким образом, университетом проводится интенсивная работа по послевузовскому профессиональному образованию специалистов, о чем свидетельствуют приведенные выше цифры. Так, только за последнее 5 лет по программам интернатуры и ординатуры обучено в общей сложности 2690 врачей. При этом средний балл в 4,5 позволяет утверждать о высоком качестве подготовки специалистов.

В то же время ближайшие перспективы совершенствования подготовки врачей по программам послевузовского профессионального образования видятся в следующем:

Дальнейшее укрепление взаимодействия с территориальными органами управления здравоохранением (в первую очередь с министерством здравоохранения Ростовской области) по долгосрочному планированию структуры целевой подготовки кадров, обеспечению образовательного процесса современно оснащенными клиническими базами, содействию трудоустройству и закреплению молодых специалистов в районах;

Создание в университете центра практических навыков;

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий (телекоммуникационных и интерактивных методик);

Повышение образовательной мотивации обучающихся;

Совершенствование порядка нормативно-правового регулирования послевузовского профессионального образования.

Центральное место в осуществлении принципа «образование через всю жизнь» принадлежит системе дополнительного профессионального образования, реализуемой в университете посредством подготовки по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки на рабочем месте.

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов является правопреемником факультета усовершенствования врачей, который как указывалось выше, начал свою работу 27 января 1961 года. В 1997 году факультет усовершенствования врачей во исполнение приказа министра здравоохранения РФ от 16.05.1997 года № 148, решения Ученого совета университета (протокол № 10 от 14.10.1997) и на основании приказа ректора от 31.10.1997 № 115 был преобразован в факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Существенный вклад в становление и развитие факультета был сделан деканами, в должности которых

всегда работали прекрасные организаторы, истинные профессионалы, квалифицированные преподаватели и ученые, которые своим самоотверженным трудом создавали авторитет вузу и вывели факультет на передовые позиции в стране. Первым деканом факультета стал, в то время ассистент, а в последующем - доцент кафедры госпитальной хирургии, кандидат медицинских наук, Н.И. Федоров, который руководил работой факультета до 1964 года. В последующие годы факультет возглавляли доктор медицинских наук профессор Г.И. Трегубов (19641977 гг.), доктор медицинских наук профессор Г.В. Хорунжий (1977-1985 гг.), доктор медицинских наук профессор Г.Н. Калмыкова (1985-2001 гг.), доктор медицинских наук профессор В.К. Татьянченко (2001-2004 гг.), кандидат медицинских наук доцент И.В. Черникова (2004-2007 г.г.), кандидат медицинских наук доцент Ю.И. Перфильев (2007-2008 гг.), доктор медицинских наук профессор А.А. Яковлев (2009-2010 гг.). С марта 2010 года по настоящее время деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов является кандидат медицинских наук доцент И.Г. Дяди-кова.

Сегодня факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов является одним из крупных центров по осуществлению дополнительного профессионального образования врачей в Российской Федерации. В его состав входят 31 кафедра и 3 курса, возглавляемые известными в стране и за ее пределами учеными, педагогами и клиницистами. На факультете работают 4 заслуженных деятеля науки РФ, 56 докторов наук, 114 кандидатов наук, 31 профессор, 22 доцента, 167 ассистентов. В текущем учебном году общая численность профессорско-преподавательского состава факультета составляет 217 ставок, число курсанто-месяцев достигло 13060.

За последний 5-летний период работниками кафедр ФПК и ППС защищено 20 докторских и 91 кандидатских диссертаций, получено 65 патентов, 10 авторских свидетельств, издано 36 монографий, 79 учебников и учебных пособий, 249 наименований учебно-методической литературы, опубликовано 1724 научных работы, из которых 435 в журналах, рекомендуемых ВАК.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка с последующей сертификацией специалистов на факультете осуществляется по 82 специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. За период с 2006 по 2010 годы организовано всего 2421 учебных циклов на бюджетной основе, в рамках которых подготовлено 32310 человек, в том числе 19530 работников здравоохранения Ростовской области. За этот же период проведено 215 учебных циклов на договорной основе, на которых обучено 1068 врачей, в том числе 760 врачей по заказу Администрации Ростовской области. В настоящее время по заказу Администрации Ростовской области дополнительно к плановой проводится профессиональная переподготовка 81 специалиста из учреждений здравоохранения области.

Факультет является базовым подразделением университета для реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Основной вклад в этом в течение 2006-2009 годов принадлежал кафедрам внутренних болезней № 4, детских болезней № 4 и общей врачебной практики (семейной медицины), которые до-

полнительно к учебно-производственному плану проводили работу по обучению врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики для амбулаторно-поликлинических учреждений Ростовской области и Чеченской Республики.

В наши дни, когда особую остроту приобрела проблема здоровья населения России, кафедры факультета обеспечивают успешное выполнение университетом Государственного задания в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», решая одну из его главных задач по повышению квалификации врачей центров здоровья Ростовской области и других территорий Южного федерального округа (Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Волгоградская и Астраханская области, Краснодарский край), а также Чеченской Республики.

Начиная с 2006 по настоящее время, в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в общей сложности проведена подготовка 1311 специалистов, 711 из которых являются работниками учреждений здравоохранения Ростовской области.

Перспективы развития факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов напрямую связаны с кадровым обеспечением реформирования здравоохранения в Российской Федерации. В этом направлении накопилось много проблем, вытекающих из необходимости решать широкий спектр вопросов, начиная от вопросов нормативно-правового регулирования и материально-технического переоснащения учебного процесса до разработки эффективных систем контроля знаний и системы стимулирования мотивации врачей к систематическому повышению квалификации.

Самыми сложными в достижении представляются следующие:

Материальное и учебно-методическое обеспечение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации;

Применение в образовательном процессе тренажеров и симуляционных систем;

Внедрение кредитно-накопительной системы в непрерывном профессиональном образовании;

Повышение квалификации преподавателей с применением принципов андрогогики;

Нормативно-правовое регулирование процессов сертификации и аттестации врачей, а также проведения производственной практики обучающихся на базе учреждений здравоохранения.

Подводя итог краткому экскурсу в прошлое, настоящее и будущее последипломного образования в Ростовском государственном медицинском университете можно заключить, что коллектив университета, благодаря прекрасному наследию и славным традициям, заложенным нашими Учителями, таланту, самоотверженному труду, прозорливости и настойчивости нынешнего поколения, оказался в готовности к современным тенденциям в отечественном образовании и здравоохранении.

Сегодня Ростовский государственный медицинский университет - процветающее и авторитетное учреждение. Обладая собственной клиникой, оснащенной современным оборудованием и высокими медицинскими технологиями, университет в состоянии на современном уровне проводить обучение практикующих врачей.

Однако самое главное достояние университета - это его сотрудники - замечательные люди, истинные ученые, педагоги и клиницисты. Мы гордимся своими сотрудниками!

Последипломное образование

Последипломное образование

Уважаемые посетители нашего сайта!

История последипломного образования в Ростовском государственном медицинском университете неразрывно связана с историей становления и развития ВУЗа в целом.

В настоящее время университет относится к числу самых крупных вузов страны, осуществляющих последипломное образование врачей: по подготовке кадров высшей квалификации и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Южного федерального округа и других субъектов Российской Федерации.

Обучение по программам высшего образования программам — ординатуры реализуется по 62 специальностям под руководством высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава: засуженные врачи Российской Федерации, заслуженные изобретатели Российской Федерации, более 30 докторов медицинских наук, более 100 кандидатов медицинских наук. Практическая подготовка осуществляется на 30 клинических базах с использованием возможностей симуляционного центра РостГМУ.

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки проводит обучение врачей по 86 специальностям. Всего на факультете функционирует 33 кафедры и 3 курса. Общее количество врачей — ординаторов и слушателей, получающих последипломное образование в университете, составляет свыше 9000 человек в год.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в университете осуществляется согласно государственного задания, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Наряду с этим обучение врачей проводится на основании договоров с органами управления здравоохранения Ростовской области и Южного федерального округа и с другими учреждениями и ведомствами Российской Федерации.

Послевузовская подготовка врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в РГМУ проводится на факультете постдипломного образования в клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре. Истоки подготовки в стенах вуза молодых квалифицированных кадров уходят в далекое прошлое – на медицинские факультеты сначала МВЖК, а затем 2-го МГУ. Еще в 1913 г было утверждено «Положение об оставлении при МВЖК для усовершенствования в научных познаниях лиц женского пола, окончивших названные курсы». Срок дополнительного обучения 2 года, а ряду слушательницам предоставлялись стипендии из средств курсов.

В бытность мед. факультета 2-го МГУ вокруг него формируется целая сеть научно-исследовательских институтов, которые оказали значительное влияние на становление отечественных научных разработок по многим направлениям исследований. Вполне естественно, что создаваемые научные учреждения нуждались в квалифицированных кадрах и новых методах их подготовки. 30 июня 1925 г. Президиум Коллегии Наркомпроса РСФСР утвердил «Положение о порядке подготовки научных работников», в соответствии с которым началось обучение научных кадров страны через аспирантуру вузов. Срок работы аспиранта исчислялся 3 годами. 12 сентября 1925 г. Государственным ученым советом был утвержден список первых аспирантов 2-го МГУ, в том числе на мед.факе. К следующему 1927 г. на медфаке уже обучалось 44 штатных и сверхштатных аспирантов. В 1925 г. была открыта также клиническая ординатура, мед.факультету было выделено 58 штатных и 19 сверхштатных мест. Можно сказать, что медфак 2-го МГУ был научно-педагогической базой-лабораторией опыта по совершенствованию высшего медицинского образования.

Когда мед.факультет реорганизуется в самостоятельный 2-ой Мединститут, процесс подготовки и усовершенствования знаний кадров медицинских работников получает дальнейшее развитие. На июль 1940 г. в институте числилось 155 аспирантов. К началу 70-х гг в стенах института работало 320 аспирантов и 300 ординаторов на 47 кафедрах.

В разное время руководителями отдела аспирантуры и ординатуры нашего института были: О.В. Гринина, Т.В. Журавлева, Г.А. Пашинян, Н.А. Чечков, Н.П. Оленина, Н.А. Зыбина, Н.И. Фрумкина. Первым деканом был избран профессор В.Г. Владимиров. С 1989 г. деканом факультета является профессор, заслуженный врач России О.Д. Мишнев. В настоящее время в отделе аспирантуры трудятся: зав. отделом, проф. М.И. Савина и старший методист Ю.А. Егорова; в отделе ординатуры – зав. отделом М.В. Вирясова и старшие методисты Н.П. Оленина, Н.А. Кузнецова.

Правом поступления в клиническую ординатуру РГМУ из числа выпускников пользуются лица, имеющие хорошую успеваемость, выдержавшие гос. экзамены и прошедшие государственное распределение на кафедры. Сегодня обучение проводится на 83 кафедрах по 48 специальностям, согласно «Номенклатуры врачебных специальностей».

Все кафедры раз в 5 лет пересматривают программы обучения в ординатуре на основе «Макета государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки». В программы 2-х годичного обучения входят:

Для ординаторов 1-го года – фундаментальная подготовка в виде лекций по микробиологии, пат. анатомии, пат.физиологии, иммунологии, клинической биохимии;

Для ординаторов 2-го года – семинарские занятия по фтизиатрии (2 нед.); лекционный курс по смежным дисциплинам: клинической фармакологии, медицинской этике, семейной психотерапии, организации здравоохранения, страховой медицине.

Отдел клинической ординатуры организует работу кафедр института. Проводятся совещания, где заслушивают сообщения ответственных за работу с ординаторами сотрудников кафедр о методах контроля и подготовки клинических ординаторов, анализируются индивидуальные планы, обсуждается тематика лекций и семинарских занятий, составляются планы унифицированных зачетов по специальностям и т.д.

Итогом завершения клинической ординатуры является государственный квалификационный экзамен, по результатам которого ординаторы получают сертификат специалиста и удостоверение об окончании ординатуры.

Подготовка в аспирантуре РГМУ ведется по 64 направлениям согласно действующей номенклатуры специальностей научных работников. Учебные планы и программы обучения аспирантов разрабатываются и пересматриваются кафедральными коллективами совместно с работниками деканата.

Основу обучения аспирантов составляют: расширенная теоретическая, медико-биологическая и клиническая подготовка на кафедрах и клинических базах университета. На основании типовых программ разработаны оригинальные программы по истории и философии науки, иностранным языкам, информатике, основам интеллектуальной собственности, педагогике и психологии, биомедицинской этике.

РГМУ выполняет головные функции по подготовке врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для ВУЗов и органов здравоохранения страны. Результатом этого направления деятельности является подготовка кадров для регионов России: Тульской, Владимирской областей, республик Северного Кавказа и др. Целевые аспиранты составляют до 40 %. Наряду с очной формой обучения, имеется заочная. Доля заочных аспирантов - 30 %.

Уровень подготовки аспирантов определяется высоким научным потенциалом вуза, существованием крупных научных и клинических школ, руководимых академиками, чл.-корр. РАМН и профессорами - В.С.Савельевым, Ю.Ф.Исаковым, Г.М.Савельевой, Е.И.Гусевым, А.П.Нестеровым, Ю.К.Скрипкиным, Ю.П.Лисицыным и др.

Имеется преемственность в обучении - доля выпускников РГМУ, окончивших клиническую ординатуру и прошедших годичную стажировку, от общего числа поступивших в аспирантуру составляет до 60 %.

Подготовка научных кадров через стажировку. Стажеры-исследователи на рабочих местах под руководством научных сотрудников и профессоров РГМУ осваивают современные технологии и выполняют фрагменты комплексных научных исследований и диссертационные работы.

Ежегодно сотрудниками деканата организуется сессия экзаменов кандидатского минимума, позволяющая оценить уровень знаний и степень готовности к защите диссертаций не только аспирантов, но и соискателей, выполняющих свои научные работы в университете.

С 1988 г. в вузе работает докторантура как высшая ступень профессионального медицинского образования. Подготовка в докторантуре утверждается планами Минздрава России. За этот период в докторантуру было зачислено свыше 100 чел., из них 85 % из регионов России. Подготовка докторантов осуществляется в научных школах, руководимых ведущими учеными–медиками России, по 17 специальностям.

Основная цель подготовки докторанта - работа над докторской диссертацией. Докторант должен соответствовать критериям научно-педагогического работника и врача высшей квалификации. Оценкой выполнения плана является положительное заключение кафедры (отдела, лаборатории). Защита диссертаций, как правило, проходит после окончания обучения в докторантуре. Многие бывшие докторанты работают профессорами, зав. кафедрами ВУЗов РФ и стран СНГ.

В настоящее время в аспирантуре и клинической ординатуре постоянно обучается до 1500 клинических ординаторов, стажеров, аспирантов и докторантов по теоретическим и клиническим специальностям.

Декан постдипломного образования, проф.О.Д.Мишнев