Псковский архитектор-реставратор, кузнец всеволод петрович смирнов. Лев Шлосберг. Заметки на камнях архитектор, художник-реставратор, кузнец


1922 - 1996.

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР.

Как солдат Великой отечественной войны дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной Войны, медалями.

В Псков приехал в 1955 году по окончании архитектурного факультета Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был директором псковской «Реставрационной мастерской» приглашен на должность главного архитектора.

В 60-х годах вместе с Михаилом Семеновым им была проведена реставрация стен и башен всемирно известного Печерского монастыря.

Невозможно перечислить все реставрационные работы Всеволода Смирнова. Имя его вошло в историю псковской реставрации и большим количеством работ, и оригинальными идеями. Он предложил и выполнил в частности, необычное завершение башен Псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами: эскизы и воплощение замысла осуществил сам Всеволод Петрович.

В 1967 году Смирнов оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря ему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.

Еще при работах в Псковском Кремле он столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. В то время еще были живы старые псковские кузнецы, двое из них стали его учителями. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. Его пространственные кованые композиции широко известны.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.

Прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, дело рук Всеволода Смирнова. Он выступал и как автор монументальных памятников: Орудия на на могиле неизвестного солдата в Пскове, ансамбль в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарово.

Всеволод Смирнов стал собственно, основателем возрожденной школы русской художественной ковки. Сейчас в Пскове работает коллектив художников-кузнецов - его учеников. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

Пробовал себя В.П. Смирнов как театральный художник, участвовал в многочисленных выставках живописи и графики, в том числе международных. Его акварели Смирнова в Псковском музее-заповеднике.

Похоронен он на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска.

Основные работы Всеволода Петровича Смирнова:

  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Покровская башня
  • Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (соавтор Михаил Семенов)
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (соавтор Вера Лебедева)
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (соавтор Вера Лебедева)
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинcкого заповедника
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (соавторы с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)
  • Памятник убитым большевикам на Талабских островах.


Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы Всеволода Петровича Смрнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева.

На сайте уже размещены несколько заметок о знаменитых реставраторах Псковского края, таких как Борис Степанович Скобельцин и Михаил Иванович Семенов. Продолжим вспоминать достойные имена Земли Псковской. Сегодня речь пойдет об архитекторе, художнике и кузнеце Всеволоде Петровиче Смирнове.

В 1955 году окончил архитектурный факультет института им. Репина. На последних курсах стажировался в мастерской Ивана Владиславовича Колтовского в Москве. Иван Владиславович считал, что в основе творчества любого современного архитектора должно базироваться знание архитектуры предков.

Всеволод Петрович решил начать свою деятельность с изучения древнерусской архитектуры. Он собирался поехать в Ярославль для работы в реставрационных мастерских этого города. Однако, незадолго до распределения в институт приехал Росляков, директор Псковской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Он пригласил Смирнова на работу в г. Псков на должность архитектора. В августе 1955 года Всеволод Петрович переехал из Ленинграда во Псков.

Псков

С 1955 по 1957 годы он работает в ПСНРПМ. Первой его работой было спасение памятника архитектуры XV века — церкви Ильи Пророка в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Памятник был в тяжелом техническом состоянии: связи сгнили, барабан наклонился и мог в ближайшее время рухнуть.

В сжатые сроки был создан проект реставрации, и проведены работы. Барабан был выпрямлен при помощи домкрата. Работа была сложной и опасной, т.к. в толще кладки стен барабана размещались керамические горшки для облегчения веса и голосники. Исследование церкви было проведено Всеволодом Петровичем совместно с архитектором ПСНРПМ Лебедевой Верой Алексеевной.

Одновременно Смирнов начал исследование выдающегося памятника архитектуры крепостного зодчества — Покровской наугольной башни Окольного города во Пскове. Башня, как и большинство строений Окольного города, была засыпана землей по приказу Петра I в начале XVII века и превращена в бастион.

Созданный Смирновым проект предполагал расчистку сооружения от земли с сохранением фрагмента бастиона. Исследования проводились при непосредственном участии архитектора Ю.З.Сусленникова.

Работа была прервана «Постановлением ЦК КПСС» о необходимости беречь государственные средства для создания жилья, а не тратить их на реставрационные работы, как бы не имеющие большой важности. Псковское руководство оперативно отозвалось на «Постановление» и расформировало ПСНРПМ, переведя проектировщиков в «Псковоблпроект», а производственную базу — в «Ремстройконтору».

Реставрация потихоньку сворачивалась. С августа 1957 г. по декабрь 1985 г. Смирнов работает в «Облпроекте», и только после статьи Юрия Дмитриевича Черниченко в центральной «Правде» о необходимости восстановления мастерской во Пскове, руководство области приняло данное решение.

Всеволод Петрович был вновь переведен в мастерскую на должность главного архитектора и продолжил работу над Покровской башней.

После расчистки земли раскрылся величественный интерьер строения, хотя изначально башня имела мосты, конструкция которых была вполне обоснована. Однако, было принято решение не разрушать раскрывшийся объем и экспонировать все ярусы башни одновременно. Для чего был создан проект деревянного шатра без опор, по типу северных построек. Шатер простоял до 1995 года, когда, к сожалению, сгорел от пожара.

В непосредственной близости от башни, в так называемом «Покровском углу», находилась церковь Покрова и Рождества Богородицы XIV века, второе ее название — церковь Покрова от Пролома. Исследование церкви было начато в 1958 году. Существование двух бесстолпных четвериков и иконография определило формы реставрации этой очаровательной «сдвоенной» церквушки.

К 1963 году производство работ по церкви и башне было окончено.

Псково-Печерский монастырь

В апреле 1960 года Всеволод Петрович был назначен исполняющим обязанности директора ПСНРПМ и заключил договор на реставрацию крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Следует отметить, что в те времена подобный договор мог заключить только человек, не состоявший в рядах КПСС.

Монастырь финансировал работы самостоятельно и регулярно, при этом взяв на себя подсобные работы. Поэтому реставрация Псково-Печерской крепости двигалась очень быстро. Соавтором Всеволода Петровича был архитектор Семенов Михаил Иванович . Каменная часть стен и башен хорошо сохранилась. Шатры и покрытие стен в какой-то степени — авторский замысел Смирнова, который можно оспаривать, но нельзя им не восхищаться.

Изборск

Изборская крепость формально не относится к числу авторских работ Смирнова. Автором проекта консервации объекта был Ю.В.Сусленников, но работал он непосредственно под руководством Всеволода Петровича, и четко избранная концепция консервативно-реставрационных работ — есть плод творчества двух архитекторов.

Остров. Пушкинские горы

К 60-м годам относятся реставрации церкви Николы в городе Острове и церкви Пустое Воскресение XV века, осуществление реставрационных работ по объектам Снетогорского монастыря: часовни и Святым воротам.

Реконструкция дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника — также авторская работа Смирнова. Окончена она была в 1961 году.

Художественное творчество

Говоря о Смирнове, нельзя не остановиться на его художественном творчестве. В первую очередь, это касается возрождения традиций кузнечного искусства.

Его первыми учителями были кузнецы-старообрядцы Васильев Кирилл Васильевич и Ефимов Петр Андреевич, работавшие в 50-60-х годах в ПСНРПМ. Свои первые кузнечные изделия, а их при реставрации псковских памятников архитектуры потребовалось много, Смирнов ковал вместе с ними. В дальнейшем, трудами Всеволода Петровича были созданы основные прапоры Псковского кремля, Псково-Печерского монастыря, кресты для храмов.

В 1967 году, после увольнения из мастерской Смирнов занялся художественной ковкой, исполняя заказы в том числе и по линии художественного фонда Российской Федерации. За сорок лет творческой деятельности им было создано более 30 крупных изделий из кованного металла и множество небольших изделий, таких как кресты, подсвечники и т.д.

Псков явился питательной средой для Смирнова: он работал над оформлением нескольких спектаклей Псковского театра, в Псковском музее хранятся выполненные им копии фресок Снетогорского монастыря.

Притягательная сила Всеволода Петровича привлекала к нему людей. Он снискал всеобщую любовь и уважение, слывя авторитетным судьей даже в тех вопросах, которые были далеки от его специальности.

Нет в Пскове ни одного краеведа, ни одного мало-мальски интересующегося историей города человека, который не знал бы о деятельности Всеволода Петровича. Его мастерскую в звоннице церкви Успения с Парома посещали многочисленные поклонники его таланта и друзья, в том числе: Лихачев Д.С., Б. Окуджава, М. Дудин., Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина.

Великолепные акварели Смирнова хранятся в Псковском музее-заповеднике.

У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

В течение жизни у него прошло восемь персональных выставок. В конце жизни у Смирнова были большие огорчения — его отселили из творческой мастерской, которую он арендовал около тридцати лет. Сгорел шатер Покровской башни…

Скончался Всеволод Петрович 1 января 1996 года. В апреле 1996 г. администрация г. Пскова приняла решение об организации музея архитектора-реставратора, художника и кузнеца Смирнова Всеволода Петровича, как филиала Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Тут располагалась кузница Всеволода Петровича. А потом его просто выгнали. Мол, не есть хорошо — кузница в звоннице. Звонницу тогда так и не стали восстанавливать, и музей Всеволода Петровича открыть в ней не разрешили. Зато тут был склад арбузов…

,
Смирнов, Всеволод Петрович
Основные сведения
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Работал в городах

Псков, Ленинград

Архитектурный стиль

Архитектура, Реставрация

Важнейшие постройки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Градостроительные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реставрация памятников

Псков, Печоры, Остров

Нереализованные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научные труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Премии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Всеволод Петрович Смирнов (2 апреля 1922 г., Тверская губ. - 21 января 1996 г., Псков) - русский советский архитектор, реставратор, художник.

Биография

Реставрационные работы

  • Покровская башня (1955-1963 гг.);
  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах (1955-1957 гг.);
  • Часовня Четырёх Святителей Снетогорского монастыря.
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (1960-1968 гг.; соавтор Семенов М. И.);
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (1963-1964 гг.; соавтор Лебедева В. А.);
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (1963 г.; соавтор Лебедева В. А.);,
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника (1961 г.).
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (1974 г.; совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)

    Церковь Покрова и Рождества

    Pokrovskaia bashnia Pskov.JPG

    Покровская башня

    Псково-Печёрский монастырь.jpg

    Печорская крепость

    Ostrovv1 01.jpeg

    Церковь Св. Николая в Острове

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Неизвестному солдату

Кузнечные работы

    Памятный знак - прапор (Псковский кремль).JPG

    Anna Ahmatova"s grave.jpg

    Могила А. А. Ахматовой

    Покровская башня. Венчание.JPG

    Прапор на шатре Покровской башни

Память

Источники

  • Земля Псковская. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Новости Пскова. № 1150. 3 июля 1996 г. Стр. 5. Распоряжение от 20.06.96 г. № 1402-р О дополнении к Распоряжению № 1049 от 30.04.96 г. "Об организации музея архитектора, художника Смирнова В. П. по ул. К. Либкнехта, 16/2… Первый заместитель главы администрации М. Я. Хоронен.
  • Псковская губерния. № 36 (206). 29 сентября - 5 октября 2004 г. «Кузнец псковского счастья». Прокопьева С.
  • Псковская губерния. № 33 (402). 20-26 августа 2008 г. «Человек эпохи Возрождения». Беседа Е. Ширяевой с Н. С. Рахманиной.
  • Псковская губерния. № 18(489). 12-18 мая 2010 г. «Птица псковская. Прапоры Всеволода Петровича Смирнова вернутся на башни Псковской крепости». Шлосберг Л.
  • Н. С. Рахманина, И. Б. Голубева, Ю. А. Селивёрстов, Д. В. Смирнов «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец.» - СПб., Издательский дом «Петрополис», 2012. - 164 стр.,:илл. ISBN - 978-5-9676-0398-3

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Всеволод Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Смирнов, Всеволод Петрович

И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?

Сегодня в Пскове: May 04, 2019 21:51:14

Статистика:

  • текущий запрос:
  • найдено результатов: 3
  • страниц с результатами: 1

Увы! Но это всё, что было!

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской. В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел. В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле поэтессы А. А. Ахматовой. Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Место рождения - Удомельский р-н Тверской губ.. Место смерти - Псков. Архитектор-реставратор, художник. Окончил Л-дский инженерно-строительный ин-т (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более 10 лет был ведущим специалистом Пск. науч.-реставр. мастерской, гл. архитектором и директ.. В соавторстве с В. А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, Св. Николы Чудотворца в г. Остров и в с. Пустое Воскресение. В 1950 - 1960-х (совм. с М. И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского м-ря. С 1967 С. посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского м-ря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб., Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. С. - автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник «Партизанская слава» (1984) на пл. Победы в Пскове и др.. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. С. - чл. СА и СХ. В 1996 принято решение об организации музея архитектора С. по ул. К. Либкнехта, 16. На доме, где жил С., установлена мем. доска (1997).

ПСКОВСКИЙ АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР, КУЗНЕЦ ВСЕВОЛОД ПЕТРОВИЧ СМИРНОВ. Родился Всеволод Петрович 2 апреля 1922 года. С 1940 по 1946 год воевал, дошел до Берлина. В 1955 году окончил архитектурный факультет института им. Репина. На последних курсах стажировался в мастерской Ивана Владиславовича Колтовского в Москве. Иван Владиславович считал, что в основе творчества любого современного архитектора должно базироваться знание архитектуры предков. Всеволод Петрович решил начать свою деятельность с изучения древнерусской архитектуры. Он собирался поехать в Ярославль для работы в реставрационных мастерских этого города. Однако, незадолго до распределения в институт приехал Росляков, директор Псковской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Он пригласил Смирнова на работу в г. Псков на должность архитектора. В августе 1955 года Всеволод Петрович переехал из Ленинграда во Псков. Псков. С 1955 по 1957 годы он работает в ПСНРПМ. Первой его работой было спасение памятника архитектуры XV века - церкви Ильи Пророка в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Памятник был в тяжелом техническом состоянии: связи сгнили, барабан наклонился и мог в ближайшее время рухнуть. В сжатые сроки был создан проект реставрации, и проведены работы. Барабан был выпрямлен при помощи домкрата. Работа была сложной и опасной, т.к. в толще кладки стен барабана размещались керамические горшки для облегчения веса и голосники. Исследование церкви было проведено Всеволодом Петровичем совместно с архитектором ПСНРПМ Лебедевой Верой Алексеевной. Одновременно Смирнов начал исследование выдающегося памятника архитектуры крепостного зодчества - Покровской наугольной башни Окольного города во Пскове. Башня, как и большинство строений Окольного города, была засыпана землей по приказу Петра I в начале XVII века и превращена в бастион. Созданный Смирновым проект предполагал расчистку сооружения от земли с сохранением фрагмента бастиона. Исследования проводились при непосредственном участии архитектора Ю.З.Сусленникова. Работа была прервана «Постановлением ЦК КПСС» о необходимости беречь государственные средства для создания жилья, а не тратить их на реставрационные работы, как бы не имеющие большой важности. Псковское руководство оперативно отозвалось на «Постановление» и расформировало ПСНРПМ, переведя проектировщиков в «Псковоблпроект», а производственную базу - в «Ремстройконтору». Реставрация потихоньку сворачивалась. С августа 1957 г. по декабрь 1985 г. Смирнов работает в «Облпроекте», и только после статьи Юрия Дмитриевича Черниченко в центральной «Правде» о необходимости восстановления мастерской во Пскове, руководство области приняло данное решение. Всеволод Петрович был вновь переведен в мастерскую на должность главного архитектора и продолжил работу над Покровской башней. После расчистки земли раскрылся величественный интерьер строения, хотя изначально башня имела мосты, конструкция которых была вполне обоснована. Однако, было принято решение не разрушать раскрывшийся объем и экспонировать все ярусы башни одновременно. Для чего был создан проект деревянного шатра без опор, по типу северных построек. Шатер простоял до 1995 года, когда, к сожалению, сгорел от пожара. В непосредственной близости от башни, в так называемом «Покровском углу», находилась церковь Покрова и Рождества Богородицы XIV века, второе ее название - церковь Покрова от Пролома. Исследование церкви было начато в 1958 году. Существование двух бесстолпных четвериков и иконография определило формы реставрации этой очаровательной «сдвоенной» церквушки. К 1963 году производство работ по церкви и башне было окончено. Псково-Печерский монастырь. В апреле 1960 года Всеволод Петрович был назначен исполняющим обязанности директора ПСНРПМ и заключил договор на реставрацию крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Следует отметить, что в те времена подобный договор мог заключить только человек, не состоявший в рядах КПСС. Монастырь финансировал работы самостоятельно и регулярно, при этом взяв на себя подсобные работы. Поэтому реставрация Псково-Печерской крепости двигалась очень быстро. Соавтором Всеволода Петровича был архитектор Семенов Михаил Иванович. Каменная часть стен и башен хорошо сохранилась. Шатры и покрытие стен в какой-то степени - авторский замысел Смирнова, который можно оспаривать, но нельзя им не восхищаться. Изборск. Изборская крепость формально не относится к числу авторских работ Смирнова. Автором проекта консервации объекта был Ю.В.Сусленников, но работал он непосредственно под руководством Всеволода Петровича, и четко избранная концепция консервативно-реставрационных работ - есть плод творчества двух архитекторов. Остров. Пушкинские горы. К 60-м годам относятся реставрации церкви Николы в городе Острове и церкви Пустое Воскресение XV века, осуществление реставрационных работ по объектам Снетогорского монастыря: часовни и Святым воротам. Реконструкция дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника - также авторская работа Смирнова. Окончена она была в 1961 году. Художественное творчество. Говоря о Смирнове, нельзя не остановиться на его художественном творчестве. В первую очередь, это касается возрождения традиций кузнечного искусства. Его первыми учителями были кузнецы-старообрядцы Васильев Кирилл Васильевич и Ефимов Петр Андреевич, работавшие в 50-60-х годах в ПСНРПМ. Свои первые кузнечные изделия, а их при реставрации псковских памятников архитектуры потребовалось много, Смирнов ковал вместе с ними. В дальнейшем, трудами Всеволода Петровича были созданы основные прапоры Псковского кремля, Псково-Печерского монастыря, кресты для храмов. В 1967 году, после увольнения из мастерской Смирнов занялся художественной ковкой, исполняя заказы в том числе и по линии художественного фонда Российской Федерации. За сорок лет творческой деятельности им было создано более 30 крупных изделий из кованного металла и множество небольших изделий, таких как кресты, подсвечники и т.д. Смирнов является автором значительных произведений монументального искусства, среди которых «Могила Неизвестного солдата» в городе Пскове, надгробие на могиле Анны Ахматовой и многие другие композиции. Псков явился питательной средой для Смирнова: он работал над оформлением нескольких спектаклей Псковского театра, в Псковском музее хранятся выполненные им копии фресок Снетогорского монастыря. Притягательная сила Всеволода Петровича привлекала к нему людей. Он снискал всеобщую любовь и уважение, слывя авторитетным судьей даже в тех вопросах, которые были далеки от его специальности. Нет в Пскове ни одного краеведа, ни одного мало-мальски интересующегося историей города человека, который не знал бы о деятельности Всеволода Петровича. Его мастерскую в звоннице церкви Успения с Парома посещали многочисленные поклонники его таланта и друзья, в том числе: Лихачев Д.С., Б. Окуджава, М. Дудин., Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина. Великолепные акварели Смирнова хранятся в Псковском музее-заповеднике. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной. В течение жизни у него прошло восемь персональных выставок. В конце жизни у Смирнова были большие огорчения - его отселили из творческой мастерской, которую он арендовал около тридцати лет. Сгорел шатер Покровской башни… Скончался Всеволод Петрович 1 января 1996 года. В апреле 1996 г. администрация г. Пскова приняла решение об организации музея архитектора-реставратора, художника и кузнеца Смирнова Всеволода Петровича, как филиала Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.