Развитие физики в 20 веке. История физики: хронология, ученые-физики и их открытия


(от др.-греч. фюзис «природа ») - область естествознания, наука, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Термин «физика» впервые появился в сочинениях одного из величайших мыслителей древности - Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры. Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимичны, поскольку обе дисциплины пытаются объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика выделилась в отдельное научное направление.

В русский язык слово «физика» было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал первый в России учебник физики в переводе с немецкого языка. Первый отечественный учебник под названием «Краткое начертание физики» был написан первым русским академиком Страховым.

В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Все то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий. Так, исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров.

Физическое понимание процессов, происходящих в природе, постоянно развивается. Большинство новых открытий вскоре получают применение в технике и промышленности. Однако новые исследования постоянно поднимают новые загадки и обнаруживают явления, для объяснения которых требуются новые физические теории. Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика ещё очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы.

Общенаучные основы физических методов разрабатываются в теории познания и методологии науки.

Предмет физики.

Физика - это наука о природе в самом общем смысле (часть природоведения). Она изучает вещество (материю) и энергию, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.

Некоторые закономерности являются общими для всех материальных систем, например, сохранение энергии, - называют физическими законами. Физику иногда называют «фундаментальной наукой», поскольку другие естественные науки (биология, геология, химия и др.) описывают только некоторый класс материальных систем, подчиняющихся законам физики. Например, химия изучает атомы, образованные из них вещества и превращения одного вещества в другое. Химические же свойства вещества однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, описываемыми в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика.

Физика тесно связана с математикой: математика предоставляет аппарат, с помощью которого физические законы могут быть точно сформулированы. Физические теории почти всегда формулируются в виде математических выражений, причём используются более сложные разделы математики, чем обычно в других науках. И наоборот, развитие многих областей математики стимулировалось потребностями физических теорий.

Теоретическая и экспериментальная физика.

1) В основе своей физика - экспериментальная наука: все её законы и теории основываются и опираются на опытные данные. Однако зачастую именно новые теории являются причиной проведения экспериментов и, как результат, лежат в основе новых открытий. Поэтому принято различать экспериментальную и теоретическую физику.

Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. В ее задачи входит обнаружение ранее неизвестных явлений, подтверждение или опровержение физических теорий. Многие достижения в физике были сделаны благодаря экспериментальному обнаружению явлений, не описываемых существующими теориями (например, экспериментально обнаруженная абсолютность скорости света породила специальную теорию относительности).

2) В задачи теоретической физики входит формулирование общих законов природы и объяснение на основе этих законов различных явлений, а также предсказание до сих пор неизвестных явлений. Верность любой физической теории проверяется экспериментально: если результаты эксперимента совпадают с предсказаниями теории, она считается адекватной (достаточно точно описывающей данное явление).

При изучении любого явления роль экспериментальной и теоретической физики одинаково важны.

Основные теории.

Хотя физика имеет дело с разнообразными системами, некоторые физические теории применимы в больших областях физики. Такие теории считаются в целом верными при дополнительных ограничениях. Например, классическая механика верна, если размеры исследуемых объектов намного больше размеров атомов, скорости существенно меньше скорости света, и гравитационные силы малы. Эти теории всё ещё активно исследуются; например, такой аспект классической механики, как теория хаоса был открыт только в XX веке. Они составляют основу для всех физических исследований.

Физика – наука, которая изучает структуру и эволюцию мира, а также является основной и важной областью естествознания. Слово «фюзис» с греческого языка означает – природа. Основой всего естествознания и природы являются законы физики.

Уже в 4 веке Аристотель предал большое значение термину «физика». Масштабность мыслей казались самыми величественными. Казалось, что философия стала больше приближена к физике. Очень важный вопрос объединил их в одну стезю – законы возникновения и функционирования Вселенной. Правда, уже после того как наука стала больше доминировать, стали появляться отдельные подразделения физики.
В русский язык эта наука зашла лишь после появления учебников физики. Автором является – М.В. Ломоносов. Вот, что касается, отечественной учебной книги, то автором стал – Страхов. Подобный маневр русского академика изменил всю систему образования того времени.

В нашем веке физику все стали рассматривать каждый по – своему. Ведь, если подумать, то отличие современного общества от того что было ранее, напрямую зависит от физических открытий. Например, исследования электромагнетизма. Подобные прорывы в науке привели к возникновению телефона. Так, если завести речь об автомобиле, то он возник благодаря термодинамике. Компьютер возник вследствие развития электроники.

Подобные процессы не стоят на месте, а лишь усовершенствуются. Новые открытия способствуют улучшению промышленности и техники. Следует задуматься о новых загадках природы, которые требуют объяснения. В этом поможет – физика.

Конечно, не смотря на то, что наука зашла слишком далеко, невозможно объяснить с первого раза все явления природы. Основы физических исследований и методов разрабатываются тщательно, исходя из накопленных знаний.

Существует: экспериментальная и теоретическая физика. Если рассмотреть экспериментальную, то теории и законы опираются только на данные после исследований.

Теоретическая физика обладает несколькими задачами. Любая теория обладает возможностью рассмотреть на экспериментах всю суть «адекватности» явлений. Любое изучение физики несет в себе возможность расшифровать формулировку разнообразных систем.

Области физики многогранны и тем самым интересны. При классической механике верным будет решение, если атомы меньше чем размеры исследуемых объектов. Важно, чтобы гравитационные силы были малы и чтобы скорость объектов была меньше скорости света.

Физика (греч. от physis - природа) - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира .

Физика - одна из основных областей естествознания - наука о свойствах и строении мира, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений природы .

Основоположниками физики являются такие великие ученые как: Галио Галилей - итальянский физик, астроном, философ, математик, Блез Паскаль - французский математик, физик, религиозный философ, Исаак Ньютон - английский математик, астроном, физик. Ньютона принято считать основоположником физики.

От ранних цивилизаций, возникших на берегах Тигра, Евфрата и Нила, не осталось никаких свидетельств в области физических знаний, на тот момент не было системы физических знаний, а существовали только определенные описания и факты, не подтвержденные теоретическими обобщениями и выводами. Древние называли физикой любое исследование окружающего мира и явлений природы. Такое понимание физики сохранялось до конца 17 века.

Аристотель в IV веке до нашей эры впервые употребил слово «фюзис», что означает природа. Он также употребил слова «материя» и «форма».

Так, с какого же периода истории возникла физика, которую еще нельзя было назвать наукой?

На наш взгляд наблюдение над природой началось в глубокой древности, когда у человека появилась необходимость прокормить себя и своих близких, но человек еще не перешел к земледелию и к скотоводству, а пользовался плодами леса и охотой на диких животных.

Попробуем представить абстрактную картину. Случайно в буреломе, где хаотично повалены деревья, одно из них оказалось на другом так, что корневая система, «выдранного» дерева лежала на земле, ствол его, опираясь на другое дерево, свободно свисал. Древний человек случайно вступил на ствол довольно далеко от точки опоры, своим весом приподнял всю корневую систему дерева весом, гораздо большим, чем вес самого человека.

Человек ничего не понял, но заметил эту особенность, которую и стал применять при необходимости. Так, появился рычаг. Произошло это задолго до исследований Архимеда (287 год до нашей эры). Человек, как мы полагаем, заметил и несколько рассчитал соотношение плеч рычага и действующих на него сил.

Архимед же привел в систему весь накопленный опыт. Согласно преданию Архимед произнес известную всем фразу: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю»!

Конечно, он имел в виду применение рычага.

Вклад Архимеда в математику и физику, безусловно, велик. Архимед является основоположником теоретической механики и гидростатики. Он разработал методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел.

В основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) Архимед дал образцы применения математики в естествознании и технике. Ему принадлежит множество технических изобретений: архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины.

В физике Архимед ввел понятие «центр тяжести». Он установил научные принципы статики и гидростатики, дал образцы применения математических методов в физических исследованиях. Основные положения статики сформулированы в сочинении «О равновесии плоских фигур». Архимед делает вывод о законе рычага. Знаменитый закон гидростатики, вошедший в науку с именем Архимеда (Архимеда закон), сформулирован в трактате «О плавающих телах» .

Появление паруса, как мы считаем, также произошло случайно. Древние люди вновь при помощи наблюдений приобрели опыт. Как мы думаем, человек заметил, что если встать и плыть на бревне с помощью примитивного весла, и при этом дует попутный ветер, то бревно начинает двигаться довольно быстро. Возможно, человек заметил, что плывущий по воде ствол дерева с торчащими ветвями движется быстрее, чем без веток. Позднее человек сознательно соорудил из веток с листьями или из звериной шкуры подобие паруса. Так, появился первый примитивный парус.

Много столетий спустя, в результате накопленного человечеством опыта, появились парусные корабли, которые уже были способны плыть и против ветра. И среди них барк, самый современный парусник. В основе этого явления лежит сложение действующих сил.

Другим величайшим изобретением древности является колесо. Мы полагаем, что это, скорее всего коллективное изобретение, так как один человек не мог придумать колесо, затем посадить его на ось, закрепить на ней платформу и получить, таким образом, телегу. Как мы считаем, древние люди заметили, что если взять толстое бревно, то его легче перемещать по земле, если под бревно подкладывать круглые обрубки дерева. В результате размышлений человека, даже не группы людей, а целых поколений, получилось колесо.

Изобретение колеса дало колоссальный толчок в развитии современной цивилизации.

Здесь хотелось бы упомянуть о цивилизации древних инков. Инки - это индейское племя, которое проживало на землях таких современных стран, как Перу, Эквадор, Боливия и другие. Древние инки не знали и не применяли колесо из-за рельефа земель, которые они занимали. Перу - страна горная, и инками не был замечен тот факт, что пресловутое бревно, можно перемещать качками.

Так, мы полагаем, что физика зародилась на основе сбора наблюдений, опыта, информации. Когда же такой информации накопилось достаточно много, величайшие ученые древности систематизировали накопленные знания, создав фундаментальную теорию механики.

Наше небольшое размышление о том, когда зародилась физика, хотелось бы закончить стихотворением:

Читай, внимай и понимай,

Почаще думай, мысли, познавай,

Ты в жанры разные «влетай»

И книги полностью «глотай»,

Но ничего не упускай!

Учти, что всяк разумный человек

Читает книги разных лет.

Он в них живет, поет и пляшет,

Он знания все там берет

И все дословно узнает,

Внимает, мыслит, познает,

Вернувшись в мир,

Он всем расскажет,

Что дарят чудны пейзажи,

Картин из тех чудеснейших долин,

Где жизнь он мысленно прожил

И мир с других сторон открыл.

За что всю жизнь благодарил

Литературный дивный свет,

Пролитый с древних лет на мир .

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь, гл. ред. Прохоров А. М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1456 с.

2. Житомирский С. В. Ученый из Сиракуз: Архимед. Историческая повесть. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 191 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и выражений/Российская АН. институт русского языка.; Российский фонд культуры. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 960 с.

4. Царева М. В. Стихотворение, «Великий чтива книг», 2015.

Физика относится к числу естественных наук, задачей которых является изучение природы в целях её подчинения человеку.

В древности слово «физика») означало природоведение. Впо-следствии природоведение расчленилось на ряд наук: физику, химию, астрономию, геологию, биологию, ботанику и т. д.

Среди этих наук физика занимает в известной мере особое поло-жение, так как предметом её изучения служат все основные, наиболее общие, простейшие формы движения материи.

Накопление знаний о явлениях природы происходило уже в глу-бокой древности. Даже первобытные люди, замечая черты сходства и различия в явлениях окружающего мира, приобретали из своей практики некоторые знания о природе. В дальнейшем систематизиро-вание накопленных знаний привело к возникновению науки.

Расширение и уточнение знаний о явлениях природы производи-лось людьми вследствие практических потребностей посредством на-блюдений, а на более высокой стадии развития науки -- посредством экспериментов (наблюдение -- это изучение явления в естественной обстановке, эксперимент -- воспроизведение явления в искусственной обстановке в целях обнаружения особенностей данного явления в за-висимости от созданных условий).

Для объяснения явлений создавались гипотезы. Выводы из на-блюдений, экспериментов и гипотез проверялись при многообразном взаимодействии науки и практики; практика указывала способы уточ-нения научного опыта (наблюдений и экспериментов), исправляла гипотезы, обогащала науку. Наука в свою очередь обогащала прак-тику.

По мере того как расширялось применение научных знаний к пра-ктике, возникала потребность в использовании этих знаний для пред-сказания явлений, для расчёта следствий того или иного действия. Это привело к необходимости взамен разрозненных гипотез создать обобщающие и обоснованные теории.

Впервые потребность в теории возникла при возведении построек и сооружений и привела к развитию механики, в первую очередь учения о равновесии. В древнем Египте и Греции разрабатывались статика твёрдых тел и гидростатика. Потребность в определении времени для земледельческих работ и необходимость определения направления при мореходстве дали толчок к развитию астрономии. Целый ряд отделов знания был обоснован и систематизирован древ-негреческим мыслителем Аристотелем. Его «Физика» (в 8 книгах) на долгое время определила общее физическое мировоззрение.

Знания о природе по мере их накопления использовались господ-ствующими классами в своих интересах; в глубокой древности наука находилась в руках служителей культа (жрецов) и была тесно свя-зана с религией. Лишь в древней Греции наукой начали заниматься представители других привилегированных слоев общества. Лучшие представители античной натурфилософии, т. е. философии природы (Левкипп, Демокрит, Лукреций), положили начало материалистиче-скому пониманию природы и, несмотря на крайнюю недостаточность фактического материала, пришли к представлению об атомном строе-нии материи.

Распад античного общества временно приостановил развитие науки. В эпоху средних веков христианская церковь, опиравшаяся на господствующие классы феодального строя, чрезвычайными жестокостями, инквизицией, казнями подчинила философию целям богословия. Физика Аристотеля догматической трактовкой её, исключавшей воз-можность прогресса, была приспособлена церковью для укрепления авторитета священного писания. В это время, главным образом у ара-бов, создавших обширные государства и ведших оживлённую тор-говлю с отдалёнными странами, сохранились и получили некоторое развитие элементы наук, воспринятые от греков и римлян, в особен-ности по механике, астрономии, математике, географии.

В XV--XVI вв. на основе развёртывания европейской торговли и промышленности начались быстрый рост и оформление сначала меха-ники и астрономии, а в дальнейшем и наук, составляющих основу промышленной техники, -- физики и химии. Работы Коперника, Кеп-лера, Галилея и их последователей сделали науку мощным орудием борьбы буржуазии с оплотом отживавшего феодального строя -- ре-лигией. В борьбе с церковью был выдвинут научный принцип: вся-кое подлинное знание основано на опыте (на совокупности наблюде-ний и экспериментов), а не на авторитете того или иного учения.

В XVII в. крупная буржуазия стремилась к компромиссу с остат-ками господствующих классов феодального строя. Соответственно представители науки были вынуждены изыскивать компромисс с ре-лигией. Ньютон наряду с гениальными научными работами написал толкование на церковную книгу -- апокалипсис. Декарт в своих фило-софских произведениях старался доказать бытие бога. Учёные поддерживали ложную идею о первом толчке, в котором якобы нужда-лась вселенная, чтобы придти в движение.

Развитие механики наложило свой отпечаток на научную теорию того времени. Учёные пытались рассматривать мир как механизм и стремились объяснить все явления путём сведения их к механическим перемещениям.

В этот период развития естествознания огромное применение по-лучило понятие силы. При каждом вновь открытом явлении приду-мывалась сила, которая объявлялась причиной явления. До сих пор в физике сохранились следы этого в обозначениях: живая сила, сила тока, электродвижущая сила и т. д.

Научные теории этого периода, рассматривавшие мир как неиз-менно движущуюся машину, отрицали развитие материи, переходы движения из одной формы в другую. Несмотря на успехи в расши-рении экспериментального материала, наука оставалась на позиции механистического мировоззрения.

В XVIII в. Ломоносов правильно предугадал картину молекулярно-кинетического строения тел и высказал впервые единый закон веч-ности материи и её движения словами: «... все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила дви-жения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому».

В те же годы теория Канта и Лапласа о развитии солнечной системы из туманности устранила идею о необходимости первого толчка.

В XIX в. на основе колоссального роста производительных сил в период расцвета промышленного капитализма прогресс науки чрез-вычайно ускорился. Потребность в мощном и универсальном двига-теле для индустрии и транспорта вызвала изобретение паровой ма-шины, а её появление побудило учёных к изучению тепловых про-цессов, что привело к развитию термодинамики и молекулярно-кинетической теории. В свою очередь на основе термодинамики оказалось возможным конструировать более мощные и экономичные типы дви-гателей (паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания). Мы видим на этом примере, как практика побуждает к развитию научную теорию, а теория в дальнейшем занимает ведущую роль по отно-шению к практике.

Другим примером сложного взаимодействия теории и практики является развитие теории электричества и электротехники. Отрывоч-ные сведения об электрических явлениях имелись уже давно. Но только после того, как была открыта электрическая природа молнии, а затем был открыт гальванический ток, физика концентрирует своё внимание на изучении электричества. Фарадей, Максвелл, Ленц и др. разработали физические основы современной электротехники. Про-мышленность быстро использовала научные открытия и широким раз-витием техники открыла небывалые возможности для научного экспе-римента. Исследование молекулярного строения тел вскрыло электри-ческую природу молекулярных и атомных взаимодействий, что в свою очередь привело в наши дни к открытию атомной формы движения материи, раскрывающей необозримые перспективы для новой тех-ники.

Ряд открытий -- закон сохранения и превращения энергии, теория электромагнитных волн, открытие электронов и радиоактивности -- окончательно ниспроверг учение о неизменности природы. Механицизм потерпел крушение.

Правильно оценить, понять суть новых научных открытий оказалось возможным только с позиций созданной Марксом и Энгель-сом философии диалектического материализма.

«Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диале-ктическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория--материалистической».

Явления природы при диалектическом подходе к ним нужно рас-сматривать в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависи-мости и в их развитии, учитывая при этом, что количественные изме-нения приводят к коренным качественным превращениям, что разви-тие явлений порождается борьбой скрытых в них противоречий.

Диалектический подход к явлениям природы обеспечивает неиска-жённое, правильное отражение действительности в нашем сознании. Это решающее, абсолютное преимущество диалектического метода над всеми другими подходами к изучению явлений природы объ-ясняется тем, что основные черты, характеризующие диалектический метод, не придуманы произвольно, не навязывают нашему познанию искусственных, не свойственных ему мёртвых схем, но, напротив, точно воспроизводят самые общие, не имеющие исключений законы диалектики природы.

Все науки, в частности физика, наглядно, каждым фактом под-тверждают, что:

во-первых, любое явление происходит в органической, неразрыв-ной связи с окружающими явлениями; желая обособить явление, разорвать его связь с окружающими явлениями, мы неизбежно иска-жаем явление;

во-вторых, всё существующее подвержено закономерному и неис-черпаемому изменению, развитию, присущему самой природе вещей;

в-третьих, при непрерывном развитии накопление количественных изменений приводит к прерывистым, скачкообразным качественным превращениям; в-четвёртых, развитие всего существующего происходит в вечной борьбе противоположных тенденций, в борьбе между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся.

Диалектический метод изучения явлений природы отражает эти всеобщие объективные законы, воспроизводит в принципах познания диалектику объективного мира. Верное отражение действительности в нашем сознании при диалектическом подходе к явлениям природы обязывает признать диалектический метод единственно правильным методом изучения явлений природы. Только диалектический материа-лизм является строго научным мировоззрением). Все остальные фи-лософские воззрения ошибочны, оторваны от действительности, метафизичны.

Однако буржуазия в силу своих классовых интересов не может принять философию пролетариата -- диалектический материализм. Учёные XIX в. в своей научной работе не могли не исходить из убеждения в реальности внешнего мира, который они изучают; по--этому в своей работе они являлись стихийными материалистами, но в своём мировоззрении они отражали взгляды господствующего класса и в той или иной степени отдавали дань идеализму, особенно в во-просах, связанных с философией. Бурный рост естествознания и вместе с тем упадок буржуазной философии породили характерные для тео-ретиков XIX в. идеологический разброд и недоверие к философии.

С наступлением империализма, в конце XIX и в начале XX вв., идеализм принял утончённую форму махизма (по имени основателя этого учения австрийского физика и философа Эрнста Маха). Махисты утверждали, что в своём «опыте» мы познаём не свойства объективной реальности, а лишь свои собственные ощущения. Следует иметь в виду, что слово «опыт» понимается махистами иначе, чем материа-листами. Материалисты называют опытом проверку практикой теоре-тических выводов о закономерностях внешнего мира; эксперимент является решающим мерилом верности той или иной научной теории, её соответствия объективной реальности. Для махистов опыт есть совокупность наших ощущений, а наука -- их упорядочивание в на-шем сознании.

Разновидностью идеализма является также агностицизм, утвер-ждающий, что мы познаём явления, но не «вещь в себе», которая не-познаваема.

В результате несоответствия между колоссальным ростом поло-жительных фактических знаний о природе и теми идеалистическими выводами, которые из этих знаний стремятся сделать буржуазные учё-ные, современная физика переживает глубокий кризис. В. И. Ленин

в книге «Материализм и эмпириокритицизм» не только разоблачил махизм, но и дал глубокий анализ кризиса физики.

Успехи нашей страны в строительстве коммунизма пугают импе-риалистов и в то же время пробуждают политическую активность у миллионов трудящихся в капиталистических и особенно в колони-альных и зависимых странах, и это заставляет деятелей капиталисти-ческого мира какими угодно средствами противодействовать росту авторитета и влияния Советского Союза. В качестве одного из ме-тодов идеологической борьбы империалистов служит фальсификация истинной картины развития науки: замалчиваются, скрываются дости-жения Советского Союза и принижается роль русских учёных в раз-витии науки.

Что касается успехов советской физики, то лучше всего о них свидетельствуют два факта: первый -- в нашей стране техника до-стигла небывалого расцвета, а физика служит основой научного совершенствования техники; второй -- Советская Армия явила всему миру беспримерную мощь своего оружия, физика же, как известно, играет немаловажную роль в усовершенствовании военной техники.

С каждым годом во всех странах мира всё большее влияние на сознание народных масс оказывает философия диалектического мате-риализма. Стремясь противодействовать этому влиянию, истинные Хозяева империалистических государств щедро поощряют глашатаев всевозможных идеалистических течений в науке.

Успехи современной физики с очевидностью показывают торжество диалектического материализма. Тем не менее печать капиталисти-ческих стран особенно рекламирует и вводит в моду такие разно-видности физических теорий, которые своим беспримерным форма-лизмом открывают дорогу для идеалистических извращений. Не случайно, что в последние годы зарубежные научные журналы по физике охотно уделяют место обсуждению некоторых неометафизи-ческих теорий. Например, видные зарубежные учёные заняты попыт-ками извлечь из физической теории относительности вывод о конеч-ности вселенной и вычислить «радиус» и «возраст» мира.

А. А. Жданов в выступлении на философской дискуссии в 1947 г. показал, что модные зарубежные идеалистические извращения физики играют прислужническую роль в походе зарубежной реакции против марксизма. «Взять хотя бы учение английского астронома Эддингтона о физических константах мира, которое прямёхонько приводит к пифагорейской мистике чисел и из математических формул выводит такие „существенные константы" мира, как апокалиптическое число 666, и т. д. Не понимая диалектического хода познания, соотноше-ния абсолютной и относительной истины, многие последователи Эйн-штейна, перенося результаты исследования законов движения конеч-ной, ограниченной области вселенной на всю бесконечную вселенную, договариваются до конечности мира, до ограниченности его во вре-мени и пространстве, а астроном Мили даже „подсчитал", что мир создан 2 миллиарда лет тому назад. К этим английским учёным при-менимы, пожалуй, слова их великого соотечественника, философа Бэкона о том, что они обращают бессилие своей науки в клевету против природы.

В равной мере кантианские выверты современных буржуазных атомных физиков приводят их к выводам о „свободе воли" у элек-трона, к попыткам изобразить материю только лишь как некоторую совокупность волн и к прочей чертовщине» (А. А. Жданов).

Идеалистические течения в зарубежной науке повлияли и на не-которых советских физиков. Откровенная проповедь идеализма у нас затруднена тем, что она встречает отпор со стороны научной об-щественности. Тем не менее вследствие преклонения перед зарубежной наукой некоторые наши теоретики в скрытой, схоластической форме иногда выступают с деятельной защитой идеалистических концепций. Они пытаются доказать, что хотя Эйнштейн, Эддингтон, Бор, Гейзенберг и др. искусно поворачивали физику на путь к махизму, но развитые ими воззрения будто бы нетрудно согласовать с диалекти-ческим материализмом, если «отбросить махистскую фразеологию» и те же воззрения снабдить «диалектическими пояснениями». Эту -- крайне опасную для нашей отечественной физики -- позицию подчас оправ-дывают стремлением не утратить имеющиеся в тех или иных физи-ческих теориях ценные математические методы. При этом забывают (или умалчивают), что для усовершенствования этих методов давно назрела необходимость разработать другую методологическую основу их применения (см. т. III).

Обманчивы заявления, будто любая «верная» теория материи ма-териалистична. Господствующие теории всегда представлялись совре-менникам «верными теориями», но со временем выяснялось, что в них имеется только зерно истины, а многое, привнесённое физико-фило-софскими воззрениями авторов теорий, оказывалось ошибочным. Так, Сади Карно открыл второе начало термодинамики, но представление о теплороде, лежавшее в основе его теории, через тридцать--сорок лет было отброшено. Ампер открыл некоторые законы электродинамики, но методологические основы электродинамики Ампера оказались ложными и были отброшены вместе с представлением о том, что электричество лишено инерции. Крупнейшие завоевания в оптике были сделаны Гюйгенсом и Френелем на базе исключённых в настоящее время пред-ставлений о механических колебаниях эфира, и т. д.

Нет никаких оснований абсолютизировать современные физические теории; нельзя воображать, что они окажутся вечными, что после-дующее развитие физики не уточнит их, и не только в деталях, но и в некоторых исходных положениях.

Диалектико-материалистический подход к физическим теориям освещает правильные, здоровые, прогрессивные направления в теоре-тической физике и выявляет методологически ошибочные звенья тео-рий, обнаруживает лженаучность отдельных теоретических предпосылок и выводов, показывает, где, в каких предположениях та или иная теория отдаляется от действительности, в каких своих частях она нуждается в усовершенствовании, в переработке.

Несомненно, потребуется много труда и таланта, чтобы осущест-вить необходимую для прогресса науки переработку, перестройку некоторых физических теорий, которые их авторами были развиты, в махистском или идеалистическом духе. Эта задача трудна, но по-сильна для советской физики, которая уже показала свою зрелость и силу.

Введение

Рост физики не только оказывал воздействие на идеи о материальном
мире, математике и философии, но также и преобразовывал человеческое
общество, путем совершенствования его технологий, в целом. Физика - это
не только знания, но и, что даже скорее больше, практический опыт.
Научная революция, начавшаяся в XVI веке, является удобной границей
между древней мыслью и классической физикой. Год 1900 - начало более
современной физики. Появились новые вопросы, которые и сегодня ещё
очень далеки от своего завершения.

Альберт Эйнштейн



В начале XX века
физика столкнулась с серьёзными проблемами. Начали возникать
противоречия между старыми моделями и эмпирическим опытом. Так,
например, наблюдались противоречия между классической механикой и
электродинамикой при попытках измерить скорость света.
Выяснилось, что она не зависит от системы отсчёта. Физика того времени
также была неспособна описать некоторые микроэффекты, такие как атомные
спектра излучений, фотоэффект, эффект Комптона, энергетическое равновесие электромагнитного излучения и вещества. Таким образом, была необходима новая физика.

Основным ударом по старой парадигме стали две теории: это теория относительности Эйнштейна и Квантовая физика. Общая теория относительности была создана в 1916
году, и она позволила связать в одних уравнениях гравитационную и
инертную массы. Необходимость во второй физической революции появилась
в связи с открытием микромира элементарных частиц, а также многих явлений, происходящих с ними.

Ко второй половине XX века в в физике сложилось представление, что
все взаимодействия физической природы можно свести к всего лишь четырём
типам взаимодействия:

  • гравитация
  • электромагнетизм
  • сильное взаимодействие
  • слабое взаимодействие

В последнюю декаду XX века накопились астрономические данные, подтверждающие существование космологической постоянной, тёмной материи и тёмной энергии. Идут поиски общей теории поля - теории всего, которая описала бы все фундаментальные взаимодействия обобщённым физико-математическим образом. Одним из серьёзных кандидатов на эту роль является М-теория, которая, в свою очередь, - недавнее развитие теории суперструн.

Всё больше проблем связано с эволюцией Вселенной, с её ранними
этапами, с природой вакуума, и, наконец, с окончательной природой
свойств податомных частиц. Частичные теории являются в настоящее время
лучшими, что физика может предложить в настоящее время. См. также Последние достижения в физике.

Список неразрешенных проблем в физике постоянно множится; однако,

«Мы больше атома, но, кажется, уже знаем о нём все.» - Ричард Фейнман

Ранняя физика

По природе своей, человек - существо любопытное. Ещё с древних пор
его начали интересовать вещи, казавшиеся ранее обыденными, относящиеся
к окружающему миру. Тогда давно основной причиной этого любопытства,
скорее всего, был страх. И лишь немногих это интересовало из чистого
любопытства, любопытства ради любопытства.

Действительно, почему, например, происходит притяжение, почему
разные материалы имеют разные свойства? Ну почему же солнце заходит с
одной стороны, а восходит с другой?! Люди всегда интересовались миром.
Многие свойства природы приписывались богам. Неправильные теории
приобретали свойства религии. Их передавали из поколения в поколения.
Многие теории того времени были в значительной степени изложены в форме
философских строк. Мало было людей, готовых в них сомневаться. Тем
более на том этапе развития наличие любой теории или отсутствие таковой
большого влияния на жизнь не оказывало.

Античная физика

Средств для проверки теорий и выяснения вопроса, какая из них верна,
в древности было крайне мало, даже если речь шла о земных каждодневных
явлениях. Единственная физическая величина, которую умели тогда
достаточно точно измерять - длина; позже к ней добавился угол. Эталоном времени служили сутки,
которые в Древнем Египте делили не на 24 часа, а на 12 дневных и 12
ночных, так что было два разных часа, и в разные сезоны
продолжительность часа была разной. Но даже когда установили привычные
нам единицы времени, из-за отсутствия точных часов большинство
физических экспериментов были просто невозможно провести. Поэтому
естественно, что вместо научных школ возникали полурелигиозные учения.

Преобладала геоцентрическая система мира, хотя пифагорейцы развивали и пироцентрическую , в которой звёзды, Солнце, Луна и шесть планет обращаются вокруг Центрального Огня . Чтобы всего получилось священное число небесных сфер (десять), шестой планетой объявили Противоземлю . Впрочем, отдельные пифагорейцы (Аристарх Самосский и др.) создали гелиоцентрическую систему. У пифагорейцев возникло впервые и понятие эфира как всеобщего заполнителя пустоты.

Первую формулировку закона сохранения материи предложил Эмпедокл в V веке до н. э.:

Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться.

Позже аналогичный тезис высказывали Демокрит, Аристотель и другие..

Термин «Физика»
возник как название одного из сочинений Аристотеля. Предметом этой
науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений:

Так как научное знание возникает при всех исследованиях, которые
простираются на начала, причины или элементы путём их познания (ведь мы
тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаём её первые причины,
первые начала и разлагаем её впредь до элементов), то ясно, что и в
науке о природе надо определить прежде всего то, что относится к
началам.

Такой подход долго (фактически до Ньютона)
отдавал приоритет метафизическим фантазиям перед опытным исследованием.
В частности, Аристотель и его последователи утверждали, что движение
тела поддерживается приложенной к нему силой, и при ее отсутствии тело
остановится (по Ньютону, тело сохраняет свою скорость, а действующая
сила меняет ее значение и/или направление).

Некоторые античные школы предложили учение об атомах как первооснове материи. Эпикур даже полагал, что свобода воли человека вызвана тем, что движение атомов подвержено случайным смещениям.

Кроме математики, эллины успешно развивали оптику. У Герона Александрийского
встречается первый вариационный принцип «наименьшего времени» для
отражения света. Тем не менее в оптике древних были и грубые ошибки.
Например, угол преломления считался пропорциональным углу падения (эту
ошибку разделял даже Кеплер). Гипотезы о природе света и цветности были многочисленны и довольны нелепы.

Индийский вклад


Таблица механики , 1728 Cyclopaedia .



В позднюю Vedic эру (c IX по VI в. до н.э), астроном Яджнаволкья
(Yajnavalkya), в своей Shatapatha Brahmana, упомянуто раннее понятие
гелиоцентр (heliocentrism), в котором Земля была круглой, и Солнце
являлось «центром сфер». Он измерил растояния от Луны и Солнца до Земли
в 108 диаметров самих объектов. Эти значения практически совпадают с
современными: для Луны - 110.6, и для Солнца - 107.6.

Индусы представляли мир состоящим из пяти основных элементов: земля, огонь, воздух, вода и эфир/пространство. Позже, с VII в. до н.э, они сформулировали теорию атома,
начиная с Kanada и Pakudha Katyayana. Поклонники теории полагали, что
атом состоит из элементов, до 9 элементов в каждом атоме, каждый
элемент имеет до 24 свойств. Они развивали следующие теории, о том как
атомы могут объединяться, реагировать, вибрировать, перемещаться и
выполнять другие действия. Также разрабатывались теории того, как атомы
могут сформировать двойные молекулы, которые объединяются далее, чтобы
сформировать ещё большие молекулы, и как частицы сначала объединяются в
пары, и затем группа в трио пар, которые являются наименьшими видимыми
единицами материи. Эти схождения с современными атомными теориями
потрясают воображение. Ещё у индусов атомы были делимыми частицами, до
чего мы догадались лишь в 30-х годах ХХ века, и что положило начало
всей ядерной энергетике.

Принцип относительности (чтобы не перепутать с теорией относительности Эйнштейна)
был доступен в зачаточной форме с VI в. до н.э в древнем индийском
философском понятии «sapekshavad», буквально «теория относительности»
на Санскрите.

Две школы, Samkhya и Vaisheshika, развивали теории света с VI-V в.
до н. э. Согласно школе Samkhya, свет - один из пяти фундаментальных
элементов, из которых позже появляются более тяжелые элементы. Школа
Vaisheshika определила движение в терминах немгновенного движения
физических атомов. Лучи света считались потоком высоких скоростных
атомов огня, которые могут проявлять различные особенности в
зависимости от скорости и мер этих частиц. Буддисты
Дигнга (V в.) и Dharmakirti (VII в.) развивали теорию света, состоящего
из частиц энергии, подобных современному понятию фотонов.

Почетный австралийский специалист по индийской культуре (indologist)
A. L. Basham заключил, что «они были блестящими образными объяснениями
физической структуры мира, и в основном, согласились с открытиями
современной физики.»

В 499 году астроном-математик Арьябхата (Aryabhata) представлял на обсуждение детальную модель
гелиоцентрической солнечной системы тяготения, где планеты вращаются
вокруг своей оси (сменяя таким образом день и ночь) и имеют
эллиптическую орбиту (приобретая таким образом зиму и лето).
Удивительно, что в такой системе луна не являлась источником света, а
только отражала солнечный свет от своей поверхности. Арьябхата также
правильно объяснил причины солнечных и лунных затмений и предсказал их
времена, дал радиусы планетарных орбит вокруг Солнца, и точно измерил
длины дня, звездного года, и диаметра Земли. Его объяснение затмений и
намёки на вращение Земли вызвало негодование правоверных индуистов, к
которым присоединился даже просвещённый Брахмагупта:

Последователи Ариабхаты говорят, что Земля движется, а небо
покоится. Но в их опровержение было сказано, что если бы это было так,
то камни и деревья упали бы с Земли…
Среди людей есть такие, которые думают, что затмения вызываются не
Головой [дракона Раху]. Это абсурдное мнение, ибо это она вызывает
затмения, и большинство жителей мира говорят, что именно она вызывает
их. В Ведах, которые есть Слово Божие, из уст Брахмы говорится, что
Голова вызывает затмения. Напротив того, Ариабхата, идя наперекор всем,
из вражды к упомянутым священным словам утверждает, что затмение
вызывается не Головой, а только Луной и тенью Земли… Эти авторы должны
подчиниться большинству, ибо всё, что есть в Ведах - священно.

Брахмагупта, в его Brahma Sputa Siddhanta в 628 году представляет гравитацию как силу притяжения и показывает закон притяжения.

Индийско-арабские цифры стали ещё одним важнейшим вкладом индусов в науку. Современная позиционная система счисления (индусско-арабская система цифр) и ноль была сначала развита в Индии, наряду с тригонометрическими функциями синуса и косинуса .
Эти математические достижения, наряду с индийскими достижения в физике,
были приняты Исламским Халифатом, после чего и начали распространяться
по Европе и другим частям света.

Китайский вклад

В XII веке до н. э., в Китае был изобретен первый редукционный механизм , the South Pointing Chariot , это было также первым использованием дифференциальной передачи .

Китаец «Мо Чинг » в III веке до н. э. стал автором ранней версии закона движения Ньютона.

«Прекращение движения происходит из-за противодействующей силы… Если
не будет никакой противостоящей силы …, то движение никогда не
закончится. Это верно настолько же, как и то, что бык не лошадь.»

Более поздние вклады Китая включают изобретения бумаги, печатного дела , пороха, и компаса. Китайцы первыми «открыли» отрицательные числа, которые оказали сильное влияние на развитие физики и математики.

Средневековая Европа

XIII век: изобретены очки, правильно объяснено явление радуги, освоен компас.

XVI век: Николай Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира.

Симон Стевин в книгах «Десятая» (1585 ), «Начала статики» и других ввёл в обиход десятичные дроби,
сформулировал (независимо от Галилея) закон давления на наклонную
плоскость, правило параллелограмма сил, продвинул гидростатику и
навигацию. Любопытно, что формулу равновесия на наклонной плоскости он
вывел из невозможности вечного движения (которое считал аксиомой).

Иоганн Кеплер
значительно продвинул оптику, в том числе физиологическую (выяснил роль
хрусталика, верно описал причины близорукости и дальнозоркости),
существенно доработал теорию линз. В 1609 году он издал книгу «Новая астрономия» с двумя законами движения планет; третий закон он сформулировал в более поздней в книге «Мировая гармония» (1619 ).
Заодно он формулирует в ясном виде первый закон механики: всякое тело,
на которое не действуют иные тела, находится в покое или совершает
прямолинейное движение. Менее ясно формулируется закон всеобщего
притяжения: сила, действующая на планеты, проистекает от Солнца и
убывает по мере удаления от него, и то же верно для всех прочих
небесных тел. Источником этой силы, по его мнению, является магнетизм в
сочетании с вращением Солнца и планет вокруг своей оси.

В 1608 году в Голландии изобретена зрительная труба. Галилео Галилей ,
усовершенствовав её, строит первый телескоп и проводит исследование
небесных объектов. Открывает спутники Юпитера, фазы Венеры, звёзды в
составе Млечного пути и многое другое. Решительно поддерживает теорию
Коперника (но столь же решительно отвергает теорию Кеплера).
Формулирует основы теоретической механики - принцип относительности, закон инерции, квадратичный закон падения, даже принцип виртуальных перемещений , изобретает термометр.

Зарождение теоретической физики

XVII век. Метафизика Декарта и механика Ньютона.

Во второй половине XVII века интерес к науке в основных странах Европы резко возрос. Возникают первые Академии наук и первые научные журналы.

1600 : первое экспериментальное исследование электрических и магнитных явлений проводит врач английской королевы Уильям Гильберт . Он выдвигает гипотезу, что Земля является магнитом. Именно он предложил сам термин «электричество».




1637 : Рене Декарт
издал «Рассуждение о методе» с приложениями «Геометрия», «Диоптрика»,
«Метеоры». Считал пространство материальным, а причиной движения -
вихри материи, возникающие, чтобы заполнить пустоту (которую считал
невозможной и поэтому не признавал атомов), или от вращения тел. В
«Диоптрике» Декарт впервые дал правильный закон преломления света . Создаёт аналитическую геометрию и вводит почти современную математическую символику.

В 1644 году
вышла книга Декарта «Начала философии». В ней провозглашается, что
изменение состояния материи возможно только при воздействии на неё
другой материи. Это сразу исключает возможность дальнодействия
без ясного материального посредника. Приводится закон инерции. Второй
закон взаимодействия - закон сохранения количества движения - тоже
приводится, однако обесценивается тем, что чёткое определение
количества движения у Декарта отсутствует.

Декарт уже видел, что движение планеты - это ускоренное движение.
Вслед за Кеплером Декарт считал: планеты ведут себя так, как будто
существует притяжение солнца. Для того чтобы объяснить притяжение, он
сконструировал механизм Вселенной, в которой все тела приводятся в
движение толчками вездесущей, но невидимой, «тонкой материи». Лишенные
возможности двигаться прямолинейно, прозрачные потоки этой среды
образовали в пространстве системы больших и малых вихрей. Вихри,
подхватывая более крупные, видимые частицы обычного вещества, формируют
круговороты небесных тел. Они вращают их и несут по орбитам. Внутри
малого вихря находится и Земля. Круговращение стремиться растащить
прозрачный вихрь вовне. При этом частицы вихря гонят видимые тела к
Земле. По Декарту, это и есть тяготение. Система Декарта была первой
попыткой механически описать происхождение и движение планетной системы.

Исаак Ньютон



1687 : «Начала» Ньютона . Физические концепции Ньютона находились в резком противоречии с декартовскими. Ньютон верил в атомы,
считал дедукцию вторичным методом, которому должны предшествовать
эксперимент и конструирование математических моделей. Ньютон заложил
основы механики, оптики, теории тяготения, небесной механики, открыл и далеко продвинул математический анализ.
Но его теория тяготения, в которой притяжение существовала без
материального носителя и без механического объяснения, долгое время
отвергалась учёными континентальной Европы (в том числе Гюйгенсом, Эйлером и др.). Только во второй половине XVIII века, после работ Клеро по теории движения Луны и кометы Галлея, критика утихла.

XVIII век. Механика, теплород, электричество.

В XVIII веке ускоренными темпами развивались механика, небесная механика, учение о теплоте. Начинается исследование электрических и магнитных явлений. Картезианство, не подтверждаемое опытом, быстро теряет сторонников.

Создание аналитической механики (Эйлер, Лагранж) завершило превращение теоретической механики в раздел математического анализа. Утверждается общее мнение, что все физические процессы - проявления механического движения вещества. Ещё Гюйгенс решительно высказывался за необходимость такого представления о природе явлений:

Истинная философия
должна видеть в явлениях механических первопричину всех явлений; по
моему мнению, иное представление и невозможно, если мы только не желаем
потерять надежду что-либо понимать в Философии. («Трактат о свете»).



Герман фон Гельмгольц



Даже в XIX веке в первичности механики не сомневался Гельмгольц :

Конечной целью всех естественных наук является разыскание движений,
лежащих в основе всех изменений, и причин, производящих эти движения,
то есть слияние этих наук с механикой.

Представление о «тонких материях», переносящих тепло, электричество
и магнетизм, в XVIII веке сохранилось и даже расширилось. В
существования теплорода, носителя теплоты, верили многие физики, начиная с Галилея ; однако другой лагерь, в который входили Декарт, Гук, Даниил Бернулли и Ломоносов, придерживался молекулярно-кинетической гипотезы.

В начале века голландец Фаренгейт изобрёл современный термометр на ртутной или спиртовой основе, и предложил шкалу Фаренгейта. До конца века появились и другие варианты: Реомюр (1730 ), Цельсий (1742 ) и другие. С этого момента открывается возможность измерения количества тепла в опытах.

1734 : французский учёный Дюфе обнаружил, что существуют 2 вида электричества: положительное и отрицательное.

1745 : изобретена лейденская банка. Франклин развивает гипотезу об электрической природе молнии, изобретает громоотвод . Появляются электростатическая машина, электрометр Рихмана.

1784 : запатентована паровая машина Уатта. Начало широкого распространения паровых двигателей.

1780-е годы: открыт и обоснован точными опытами закон Кулона.