Sds роста расчет. Антропометрические измерения и их оценка. Коэффициент стандартного отклонения


Правильная оценка физического статуса ребёнка невозможна без регулярных измерений и точного соблюдения техники проведения антропометрии .

      1. Рост стоя (длина тела)
один из главных показателей общего размера тела и длины костей. Антропометрия проводится утром.

Методика измерения роста.

Рост стоя у детей старшего возраста определяется вертикальным ростомером с откидным табуретом или подвижным антропометром (без обуви). Ступни должны касаться друг друга и быть максимально плотно прижатыми к полу, а пятки касаться опорной планки или стены (зависит от типа ростомера). Ребёнок должен стоять прямо (ягодицы и лопатки касаются задней стенки ростомера, колени разогнуты и сдвинуты), держа расслабленные руки вдоль тела. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости .

У детей младшего возраста (не умеющих стоять) длину тела измеряют в положении лёжа с помощью горизонтального ростомера. Измерения производят 2 человека (помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомер). Теменная часть головы уложенного ребёнка плотно соприкасается с неподвижной вертикальной планкой ростомера, руки вытянуты вдоль тела, ноги в выпрямленном положении . Расстояние между обеими планками ростомера отражает длину тела.

Оценка измеренного показателя роста проводится путём сопоставления результатов с возрастными нормативами (перцентильные таблицы Мазурина и Воронцова; перцентильные кривые роста и веса) и/или степенью отклонения от средних значений (коэффициент стандартного сигмального отклонения) отдельно для мальчиков и девочек.

Перцентильные таблицы роста.

Допустимые отклонения абсолютного показателя роста находятся в интервале между 3-й и 97-й перцентилями. При этом, в интервале от 25 до 75 центиля находятся средние значения роста для данного возраста и пола; показатели роста в интервале от 25 до 3 центили и от 75 до 97 центили соответствуют уровню физического развития ниже и выше среднего соответственно; а значения роста ниже 3 перцентили и выше 97 перцентили характеризуют низкое и высокое физическое развитие соответственно.

Перцентильные кривые роста.

Оценка уровня физического развития по перцентильным кривым роста (рис. 1, 2) проводится путём сопоставления возраста (нижняя шкала) и роста ребёнка (боковая шкала). Например, физическое развитие девочки 11 лет с ростом 132 см соответствует 3 перцентили (см. перцентильные кривые роста для девочек).

Коэффициент стандартного сигмального отклонения (SDS) роста показывает, сколько стандартных (сигмальных отклонений) составляет разница между средним арифметическим и измеренным значением. Расчёт SDS роста проводят по следующей формуле:

SDS роста = (х – Х)/ SD, где

х – рост ребёнка,

Х – средний рост для данного пола и хронологического возраста,

SD – стандартное отклонение роста для данного пола и хронологического возраста.

Следует отметить, что 3-я перцентиль приблизительно соответствует SDS «–2», а 97-я – SDS «+2». Отклонение показателя роста ребёнка от среднего нормативного значения более 1 сигмы указывает на рост ниже или выше среднего, более 2 сигм свидетельствует о низкорослости или высокорослости .

Рост ниже 3-й или выше 97-й перцентили, либо отклонение показателя роста от нормативного значения более 2-х сигм являются показанием к обязательному обследованию ребёнка у эндокринолога!


З перцентиль

Рис. 1. Перцентильные кривые веса и роста для девочек

Рис. 2. Перцентильные кривые веса и роста для мальчиков

Целевой (конечный) рост. Наряду с анализом перцентильного распределения роста и расчётом SDS, важно сопоставить рост ребёнка с ростом родителей.

Целевой рост рассчитывается по формулам:

для мальчиков: (рост отца + рост матери + 12,5) / 2 (см);

для девочек: (рост отца + рост матери – 12,5) / 2 (см).

В норме целевой рост ребёнка может колебаться в пределах: средний рост родителей ± 8 см.

2.2.2. Скорость роста.

Динамичные регулярные измерения роста ребёнка позволяют определить скорость ростовых процессов в различные периоды жизни ребёнка. Процесс роста человека можно условно разделить на 4 основных периода: пренатальный, младенческий, детский и пубертатный.

Пренатальный период характеризуется максимальными темпами роста. Во втором триместре беременности увеличение длины плода может достигать 7,5 мм в день. Ростовые процессы в этот период зависят от питания и здоровья матери, особенностей функционирования плаценты, активности эндокринной системы матери и плода, а также других факторов, влияющих на течение беременности.

В период младенчества скорость роста остаётся достаточно высокой. За первый год жизни ребёнок вырастает на 24-26 см, при этом прирост за 12 месяцев составляет 50 % от показателя длины тела при рождении. Темпы роста в этот период определяются прежде всего особенностями питания, ухода и сопутствующими заболеваниями и состояниями.

Таблица 1

Прибавка роста у детей первого года жизни


Возраст, мес.

Прибавка роста

за месяц, см.



Прибавка роста

за истекший период, см.



1

3

3

2

3

6

3

2,5

8,5

4

2,5

11

5

2

13

6

2

15

7

2

17

8

2

19

9

1,5

20,5

10

1,5

22

11

1,5

23,5

12

1,5

25

В период детства скорость роста постепенно замедляется, прирост за 2-й год жизни составляет 30% (12-13 см) от показателя длины тела при рождении, а в третий год - 9% (6-8 см). Незначительное ускорение роста отмечается у большинства детей в 6-8 летнем возрасте – «детский ростовой скачок», связанный с повышением секреции надпочечниковых андрогенов (В.А. Петеркова, 1998). До пубертатного периода скорость роста у девочек и мальчиков практически одинакова и составляет в среднем 5-6 см/год.

Пубертатный период характеризуется ускорением роста на фоне повышения уровня половых гормонов – «пубертатный ростовой скачок». В этом возрасте скорость ростовых процессов может достигать 9-12 см/год. Через два года, после достижения максимальной скорости роста, у подростков наступает замедление ростовых процессов до 1-2 см/год с последующим закрытием зон роста.

По аналогии с перцентильными диаграммами для роста разработаны диаграммы скорости роста. Имеются также таблицы, позволяющие рассчитать SDS скорости роста.

Для оценки скорости роста необходимо знать результаты двух точных измерений длины тела с интервалом 6 месяцев. Зная рост и хронологический возраст ребёнка в момент обоих измерений, скорость роста рассчитывают по формуле:

скорость роста (см/год) = (рост 2 – рост 1) / (хронологический возраст 2 – хронологический возраст 1).

Скорость роста менее 4 см/год является показанием к обследованию пациента у эндокринолога!

При расчёте SDS скорости роста следует брать средний хронологический возраст между двумя измерениями, т.е. (хронологический возраст 1 + хронологический возраст 2) /2:

SDS скорости роста = (y – Y) / SDS, где

y – скорость роста за период между хронологическим возрастом 1 и хронологическим возрастом 2 ;

Y – средняя скорость роста для данного пола и среднего хронологического возраста;

SDS – стандартное отклонение роста для данного пола и среднего хронологического возраста.

Полученное SDS скорости роста сравнивают с таблицами возрастных нормативов SDS скорости роста для мальчиков и девочек.

2.2.3. Рост сидя

Рост сидя – длина верхнего сегмента тела – измеряется при помощи ростомера с откидным сиденьем.

Пациент садится на откидную скамейку ростомера. Необходимо, чтобы спина и ягодицы ребёнка плотно прилегали к вертикальной планке ростомера, образуя с бёдрами угол 90°, голова должна быть фиксирована так же, как при обычном измерении роста. Длина тела сидя отсчитывается по левой шкале (шкала для длины тела сидя) от нижнего края подвижной планки ростомера.

Определение длины верхнего сегмента тела (роста сидя) позволяет говорить о пропорциональности телосложения.

Таблица 2
Коэффициент «верхний сегмент/нижний сегмент»

у детей (средние значения) (S. Kaplan, 1990)


Возраст (годы)

Мальчики

Девочки

0,5-1,4

1,81

1,86

1,5-2,4

1,61

1,80

2,5-3,4

1,47

1,44

3,5-4,4

1,36

1,36

4,5-5,4

1,30

1,29

5,5-6,4

1,25

1,24

6,5-7,4

1,20

1,21

7,5-8,4

1,16

1,16

8,5-9,4

1,14

1,13

9,5-10,4

1,12

1,11

10,5-11,4

1,10

1,08

11,5-12,4

1,07

1,07

12,5-13,4

1,06

1,07

13,5-14,4

1,04

1,09

14,5-15,5

1,05

1,10

Оценка пропорций тела осуществляется при помощи возрастных нормативов длины верхнего сегмента для мальчиков и девочек. Можно использовать коэффициент соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент» (коэффициент пропорциональности).

Коэффициент соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент» (К) определяется следующим образом:

рост стоя (см) – рост сидя (см) = N.

К = рост сидя/ N.

Полученный коэффициент пропорциональности сравнивают с возрастными нормативами отдельно для девочек и мальчиков (таблицы коэффициента соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент»). У новорождённых этот показатель в среднем составляет – 1,7; в 4-8 лет – 1,05; в 10 лет – 1,0; в более старших возрастах – менее 1,0 (Ж.Ж. Рапопорт 1990). Увеличение коэффициента соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент» наблюдается при различных вариантах скелетных дисплазий.

2.2.4. Масса тела (вес).

Масса тела является одним из важных и в то же время наиболее простым для измерения параметром, позволяет говорить о гармоничности телосложения.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей. Вначале взвешивают пелёнку, которую кладут на лоток весов, а затем на весы укладывают раздетого ребёнка. Взвешивание желательно проводить после мочеиспускания и дефекации. Для определения массы тела ребёнка из показаний весов необходимо вычесть массу пелёнки (распашонки, если была одета).

У детей старшего возраста масса тела определяется при помощи напольных медицинских весов. Взвешивать ребёнка следует утром натощак после дефекации и опорожнения мочевого пузыря в лёгкой одежде. Перед взвешиванием весы уравновешиваются. Ребёнок должен входить на площадку весов и сходить с неё при выключенном коромысле.

Масса тела ребёнка первого года жизни рассчитывается с использованием таблицы 3.

Массу тела у детей первого года жизни определяют также по формулам, предложенным И.М. Воронцовым и А.В. Мазуриным (1977):


  • Масса тела у детей первых 6 месяцев = масса тела при рождении + 800n, где n – возраст в месяцах;

  • Масса тела у детей второго полугодия равна массе тела при рождении + прибавка массы за первое и второе полугодия:
(8006) + 400(n – 6), где n – возраст в месяцах.

Допускаемые пределы колебаний: 3-6 мес. ±1000г; 7-12 мес. ± 1500г.

Другой метод оценки содержания жировой ткани в организме - измерение толщины кожной складки на трицепсе при помощи калипера. Значение толщины кожной складки, превышающего 95-й процентиль указывает на избыточный вес за счет жировой ткани, а не за счет обезжиренного компонента массы тела (табл. 9).

Методика измерения кожной складки на трицепсе: определить среднюю точку между акромионом и локтевым отростком на задней поверхности правой руки и отметить ее. Двумя пальцами левой руки захватить кожную складку примерно на 1 см выше отметки (средней точки), слегка оттянуть и на образовавшуюся складку в средней точке разместить ножку калипера, фиксируя толщину складки. Складку нужно брать быстро, так как при длительном сжатии она утончается. Рука пациента должна быть расслаблена. Следить за тем, чтобы мышцы не были захваченными вместе с кожно-жировой складкой.

Таблица 9.

Значения 95- процентиля толщины кожной складки на трицепсе (Sarah E . Barlow , William H . Dietz , 1998)


мужчины

95-й процентиль

женщины

95-й процентиль

возраст

мм

возраст

мм

6-6,9
8-8,9
10-10,9
12-12,9
14-14,9
16-16,9
18-18,9

14

6-6,9
8-8,9
10-10,9
12-12,9
14-14,9
16-16,9
18-18,9

16

Страница 2 из 18

Совершенно очевидно, что правильная оценка роста невозможна без его регулярных и точных измерений. К сожалению, по сложившейся в отечественной педиатрии традиции именно масса тела, а не рост, является основным показателем здоровья ребенка. Поэтому, как показывает опыт, систематическое измерение роста ребенка проводится крайне редко.

Правила измерения роста:

  1. снять обувь и носки, допустимо оставить тонкие обтягивающие носки или чулки (следить, чтобы не было складок);
  2. ступни касаются друг друга, плотно прижимаясь к полу, пятки касаются опорной планки или стены;
  3. ягодицы и лопатки касаются задней стенки ростомера, руки расслаблены;
  4. голова находится в положении, когда воображаемая линия, соединяющая нижний угол орбиты и наружный слуховой проход, располагается горизонтально.

У детей младшего возраста, а также в тех случаях, когда ребенок по каким-либо причинам не может стоять, измерение роста проводят в положении лежа. Измерение проводят два человека: один фиксирует положение головы, другой следит, чтобы спина и ноги касались стола, а ступни всей поверхностью упирались в измерительную планку.
Оценку индивидуальных ростовых показателей проводят путем сопоставления их с возрастными нормами.

Ростовые диаграммы

При оценке роста широкое распространение получили так называемые "перцентильные ростовые кривые", построенные на основании данных антропометрических обследований здоровых детей различного возраста (раздельно мальчиков и девочек).
Перцентиль (или центиль) показывает, какой процент лиц данной популяции имеет значение ниже измеренного у данного пациента. Например, если рост ребенка соответствует 25-й перцентили, то 25% детей в популяции того же пола и возраста имеют рост ниже этого значения, а 75% выше. Таким образом, 50-я перцентиль соответствует медиане, которая при нормальном распределении совпадает со средним арифметическим. Как правило, на кривых, используемых в антропометрии, отражены 3-я, 10-я, 25-я, 50-я, 75-я, 90-я и 97-я перцентили. В отношении роста принято, что значения, располагающиеся между 3-й и 97-й перцентилями, т.е. охватывающие 94 % всего популяционного ряда, являются диапазоном нормальных колебаний.
Таким образом, если рост ниже 3-й перцентили, принято говорить
о низкорослости, выше 97-й перцентили - высокорослости.

Хронологический возраст

Так как в течение года и даже 6 месяцев рост ребенка может значительно измениться, при сопоставлении роста с возрастными нормами недопустимо округление возраста до целых чисел. В связи с этим, в детской эндокринологии принято использовать показатель "хронологический возраст", который представляет собой возраст, рассчитанный до десятой части года. Хронологический возраст может быть рассчитан по специальной таблице (см. приложение табл.2). При этом год записывается как целое, а число и месяц в виде десятичного остатка, рассчитанного по таблице.
Пример: если текущая дата 10.11.2003 г., а дата рождения ребенка 05.12.1996 г., то хронологический возраст будет равен 2003,857 - 1996,926 = 6,93 (6,9).

Коэффициент стандартного отклонения

Для оценки, насколько рост ребенка отличается от среднего, возможна оценка коэффициента стандартного отклонения (SDS, standard deviation score). Расчет SDS роста производят по формуле:
SDS роста = (х - Х) / SD, где х - рост ребенка, Х - средний рост для данного пола и хронологического возраста (см. приложение табл. 3,4), SD - стандартное отклонение роста для данного пола и хронологического возраста.
Пример: если рост мальчика в 6,9 года составляет 123,5 см, то SDS роста будет равен (123,5 - 119,9) / 5,43 = 0,66 (см. приложение табл. 3).
При нормальном распределении числового ряда (что правомочно для роста), 3-я перцентиль приблизительно соответствует SDS -2 (точнее -1,88), а 97-я перцентиль SDS +2 (+1,88).

Целевой рост (средний рост родителей)

Наряду с анализом перцентильного распределения роста и расчета SDS роста, чрезвычайно важно сопоставить рост ребенка с ростом родителей. Рост родителей следует по возможности измерить, а не довольствоваться цифрами, сообщаемыми по памяти. Целевой рост рассчитывается по формуле:
для мальчиков: (рост отца + рост матери + 12,5 см) / 2 для девочек: (рост отца + рост матери - 12,5 см) / 2
В норме целевой рост ребенка может колебаться в пределах: средний рост родителей + 8 см.
График роста здорового ребенка в большинстве случаев соответствует какой-то одной перцентили, которая приблизительно совпадает со средней перцентилью роста родителей. Отклонение от конституционально обусловленного перцентильного графика роста всегда свидетельствует о наличии патологического фактора, влияющего на рост ребенка.

Скорость роста

Снижение роста ниже 3-й перцентили (или до SDS -2) в ряде случаев может происходить в течение нескольких лет. Выявить
отклонение от графика роста в более ранние сроки позволяет анализ скорости роста.
По аналогии с перцентильными диаграммами для роста, разработаны диаграммы для скорости роста. Имеются также таблицы, позволяющие рассчитать SDS скорости роста (см. приложение табл.3,4). Для оценки скорости роста необходимо располагать результатами как минимум двух точных измерений роста, произведенных через определенный промежуток времени. Чтобы уменьшить погрешность расчетов, рекомендуется производить измерения роста с интервалом не менее 6 месяцев.
Имея данные о росте и хронологическом возрасте ребенка, можно рассчитать скорость роста по формуле:
Скорость роста = (рост2 - рост1) / (хронологический возраст2 - хронологический возраст1).
Пример: если при первом измерении рост мальчика 6,44 года составил 121 см, а при втором измерении в возрасте 6,9 года 123,5 см, то скорость роста составляет: (123,5-121) / (6,93-6,44) = 2,5 / 0,49 = 5,1 см/год. При нанесении данного показателя на диаграмму скорости роста или расчете SDS, следует брать средний хронологический возраст, т.е. (хронологический возраст2 + хронологический возраст1) / 2.
Необходимо помнить, что скорость роста является динамическим показателем. Поэтому продолжительное снижение скорости роста ниже 25-й перцентили неминуемо приведет к постепенному понижению статического роста ниже возрастной нормы.

Фазы линейного роста
Нормальные темпы роста человека можно разделить натри периода, находящихся под контролем различных факторов: период младенчества, детство и пубертат.
Рост в младенчестве в значительной степени находится под влиянием факторов питания, имеющих решающее значение в первые два года жизни ребенка. В этом периоде у некоторых детей могут наблюдаются ускоренные или замедленные темпы роста, поэтому скорость роста в первые годы жизни в большей степени определяет прогноз конечного роста, чем длина при рождении.
Дальнейший пропорционально стабильный рост в детстве до достижения пубертатного возраста непосредственно регулируется гормоном роста, а также тиреоидными гормонами, гормонами надпочечников.
В пубертатном периоде совместное действие гормона роста и половых стероидов (эстрогенов) приводит к ускорению темпов роста (пубертатный ростовой скачок), прогрессивному костному созреванию, приводящему к закрытию зон роста и, в конечном счете, к достижению конечного роста.

Именно эстрогены ответственны за закрытие зон роста как у женщин, так и у мужчин.

Половые различия
Конечный рост мужчин в среднем на 13 см выше, чем у женщин. В детстве начало пубертатного ростового скачка у девочек наступает раньше, чем у мальчиков. В силу этого, в возрасте 10-13 лег девочки, в среднем, выше мальчиков.

Темпы роста
В пределах одного пола могут наблюдаться межиндивидуальные различия в темпах роста (или скорости достижения конечного роста). Скорость костного созревания, ее задержка или ускорение, определяет время начала и длительность полового развития. Часто эти особенности имеют семейный характер, указывая на вовлеченность генетических факторов. Сравнение «костного возраста» (определяется по рентгенограмме кистей рук с лучезапястными суставами) с хронологическим возрастом имеет важное значение в прогнозировании роста.

Конечный рост
Конечный рост определяется как достигнутый человеком рост на момент снижения темпов роста менее 2 см/год, что можно подтвердить закрытием зон роста на рентгенограмме кистей рук. Конечный рост генетически детерминирован. Прогнозируемый конечный рост может быть рассчитан у каждого ребенка индивидуально, исходя из роста его родителей.

Оценка роста . Измерение роста. От рождения до двух лет рост измеряют в положении лежа, используя специальную измерительную доску. Для фиксирования ребенка ровно на доске обычно требуются двое взрослых. Измерение производят от макушки до пяток.

Детей старше двух лет измеряют стоя, с помощью настенного стадиомстра. Во избежание ошибок измерения ребенок должен стоять в правильной позиции: пятки вместе, пятки, ягодицы и лопатки прижаты к вертикальной основе стадиометра. Голова располагается в позиции «плоскости Франкфурта»: нижний край глаза и наружный слуховой проход должны находиться на одной горизонтальной линии. Измерение производят на выдохе.

В целях минимизации ошибки при расчете скорости роста (см/год), интервал между измерениями роста должен составлять как минимум 6 мсс. Измерения должны проводиться на одном и том же стадиометре, желательно одним и тем же персоналом.
Измерение роста сидя и сравнение с длиной ног (рост стоя - рост сидя) проводят с целью оценки пропорциональности телосложения.

Средний родительский рост определяет генетический рост ребенка, который расчитывается по формуле:
- Для мальчиков = рост отца+рост матери/2+6,5 см;
- Для девочек = рост отца+рост матери/2-6,5 см (коэффициент стандартного отклонения).

Для оценки соответствия индивидуального роста ребен¬ка референсным для соответствующего возраста и пола данным используют «коэффициент стандартного отклонения» (SDS, standard deviation score), показывающий сколько стандартных (сигмальных) отклонений составляет разница между средним арифметическим и измеренным значением. Расчет SDS роста производится по формуле:
- SDS роста = (х-X)/SD, где х - рост ребенка, X - средний рост для данного хроно¬логического возраста и пола, SD - стандартное отклонение роста для данного хронологического возраста и пола Кривые роста.

Скорость роста
Анализ скорости роста позволяет выявить отклонение от кривой роста в ранние сроки. Для оценки скорости роста необходимо располагать данными как минимум двух точных измерений. Для минимизации погрешностей расчетов, предпочтительнее, чтобы интервал между измерениями был не менее 6 месяцев.

При нормальном или незначительно сниженном росте, скорость роста является ключевым показателем патологического процесса. Поскольку параметр оценивается в возрастном аспекте, предпочтительнее пользоваться SDS скорости роста. Скорость роста и SDS скорости роста наиболее информативны у детей допубертатного возраста. У детей старше 10-11 лет оценка данных показателей может быть сопряжена со значительными погрешностями в связи с быстрой динамикой скорости роста в этом возрасте и разными сроками вступления в пубертат.

Проблема задержки роста у детей является одной из актуальных проблем современной педиатрии . По данным популяционных исследований 3% детского населения Российской Федерации страдают низкорослостью .

Причины задержки роста гетерогенны, в связи с чем необходимо проведение своевременного комплексного обследования для дифференциальной диагностики клинических вариантов, от правильного определения которых зависит дальнейшая тактика ведения больного .

Расширение современных возможностей диагностики эндокринных и неэндокринных причин низкорослости, расшифровка молекулярно-генетических основ гормональной регуляции роста ребенка позволяют установить этиологию у подавляющего числа детей с задержкой роста .

Целью настоящего исследования было изучить структуру задержки роста у детей в возрастно-половом аспекте на основании применения современных методов диагностики.

Материалы и методы исследования

Обследовано 128 детей с диагнозом «задержка роста», находящихся в стационаре клиники пропедевтики детских болезней Клинической больницы им. С. Р. Миротворцева г. Саратова в период с 2014 по 2015 г. Мальчиков — 92 и девочек — 36. Возраст обследуемых составил от 1 до 17 лет.

В исследование не включались дети с задержкой роста, обусловленной генетическими и хромосомными заболеваниями, а также дети с тяжелой сопутствующей соматической патологией.

Методы исследования включали в себя: сбор жалоб и анамнестических данных с оценкой роста родителей пациента, комплексную оценку физического развития: антропометрию, подсчет показателей коэффициента стандартного отклонения (SDS) роста, индекса массы тела (ИМТ), SDSИМТ при помощи программы «Медицинский калькулятор Auxology». Половое развитие оценено соответственно стадиям по шкале Таннер, дополнительно у мальчиков проведена орхиометрия орхидометром Прадера с определением объема яичек. Костный возраст детей, а также его степень отставания от паспортного были определены при рентгенографии запястья кисти с помощью радиологического атласа (W. W. Greulich, S. I. Pyle, 1959). Лабораторные исследования включали в себя: определение уровня инсулиноподобного фактора роста 1 (ИФР-1) сыворотки крови, базальный уровень тиреотропного гормона (ТТГ), Т4 св, гонадотропинов (лютеинизирующий гормон, фолликулостимулирующий гормон), тестостерона методом иммуноферментного анализа. Соматотропный гормон (СТГ) — стимулирующие пробы (клофелиновая и инсулиновая проба) проводились по строгим показаниям: SDS роста — 2 и более, отставание костного возраста на 2 года и более. Референсные значения: выброс СТГ более 10 нг/мл — отсутствие СТГ дефицита, СТГ от 7 до 10 нг/мл — парциальный дефицит, СТГ менее 7 нг/мл — тотальный дефицит СТГ. При подтвержденном диагнозе «СТГ-дефицит» пациентам проводились магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, а также молекулярно-генетическое исследование на панели custom Amliseq_HP (панель гипопитуитаризма).

Статистический анализ данных выполнен с помощью пакета программ XLStatistics, Version 4.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ полученных данных показал, что задержка роста в 2,5 раза чаще встречалась у мальчиков во всех возрастных группах (72% — мальчики, 28% — девочки соответственно). Медиана возраста обращения составила 11 лет у девочек, 12 лет у мальчиков.

При оценке возраста обращения было выявлено, что 70% детей обратились за медицинской помощью в возрасте старше 10 лет, 24% — в 4-9 лет и 5,5% — в возрасте 1-3 лет. При оценке сроков начала видимого отставания в росте выявлено, что только у 13% задержка роста впервые была зафиксирована старше 10 лет, в то время как у 39% — с 1-3 лет, у 13% — от 4 до 6 лет, у 11% — от 7 до 10 лет, у 11% — с рождения. Анализ полученных данных указывает на преобладание детей с задержкой роста в старшей возрастной группе. Однако выявленное несоответствие сроков начала отставания в росте со средним возрастом обращения детей свидетельствует о низкой настороженности к проблеме задержки роста в младшем возрасте, несмотря на ежегодную диспансеризацию.

При оценке физического развития было отмечено, что SDS роста составлял у 25% детей -1,8/-2,0; у 55% пациентов -2,0/-3,0; и 20% больных имели SDS роста ниже -3,0. Медиана SDS роста составила -2,3 (min -1,8, max -4,6). По показателям SDSИМТ 53% имели нормальные показатели веса, у 34% — отмечено пониженное питание, 8% — избыток массы тела и у 5% — ожирение 1 ст.

При оценке полового развития было выявлено, что 78% детей вступили в возраст пубертата. Однако 16% из них имели сочетание задержки роста и полового развития, причем у мальчиков подобное нарушение встречалось в 7 раз чаще.

При оценке костного возраста детей было отмечено, что у 37% — костный возраст отставал от паспортного менее чем на 2 года, у 13% костный возраст отставал на 2-3 года, у 34% — более чем на 3 года. У 16% обследуемых детей костный возраст соответствовал паспортному, в данной подгруппе в 3% случаев имелась семейная отягощенность по низкорослости.

Следуя алгоритму обследования, всем детям была проведена оценка функции щитовидной железы и половых желез. Результаты гормонального профиля позволили исключить гипотиреоз и первичный гипогонадизм как причины эндокринно-зависимой задержки роста.

По стандарту обследования 48 детям с выраженным отставанием костного возраста от паспортного, а также по показателям SDS роста -2 и более были проведены СТГ-стимулирующие тесты для выявления дефицита гормона роста. По результатам обследования 33% больных имели тотальный дефицит гормона роста, у 46% детей выброс СТГ соответствовал парциальному дефициту, 21% детей имели выброс СТГ выше 10 нг/мл, что исключало диагноз СТГ-дефицит.

38 детям с подтвержденным диагнозом «СТГ-дефицит» была проведена МРТ головного мозга с целью исключения органических причин нарушения секреции гормона роста. У 4 детей были выявлены структурные изменения гипофизарной области в виде гипоплазии гипофиза, септооптической дисплазии, аплазии межжелудочковой перегородки, аденомы и микроаденомы гипофиза.

Следуя алгоритму обследования, детям с подтвержденным СТГ-дефицитом (n = 38), с целью выявления генетических дефектов — как причины нарушения функции гипофиза, было проведено молекулярно-генетическое обследование методом параллельного секвенирования (платформа Ion Torrent) на панели custom Amliseq_HP. Данная панель охватывает 45 400 пар оснований генов (95,6%), ответственных за развитие гипопитуитаризма. У 4 обследуемых детей были выявлены известные гемизиготные мутации генов, описанные при задержке роста: p. L139R в гене GLI2, p. D310V в гене IGSF1, p. S4R в гене GNRHR, p. S241Y в гене SPRY4.

В ходе обследования группы детей с подтвержденным СТГ-дефицитом (n = 38) достоверной связи между структурными изменениями гипоталамо-гипофизарной области и генетическими дефектами не было выявлено.

Таким образом, результаты комплексного обследования позволили установить структуру и этиологию задержки роста у детей.

Выводы

  1. В структуре низкорослости СТГ-дефицит составил 30%, конституциональная задержка роста — 56%, конституциональная задержка роста и пубертата — 12% и семейная низкорослость — 2%.
  2. Выявлены половые различия: у мальчиков низкорослость встречалась в 2,5 раза чаще, чем у девочек, и в 7 раз чаще сочеталась с задержкой пубертата.
  3. Установлено несоответствие сроков начала отставания в росте со средним возрастом обращения детей, что свидетельствует о позднем обращении и низкой настороженности к проблеме задержки роста в младшей возрастной группе, несмотря на ежегодную диспансеризацию.
  4. Применение современных методов обследования позволяет уточнять этиологию различных вариантов низкорослости у детей в подавляющем числе случаев.

Литература

  1. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Петеркова В. А. Соматотропная недостаточность. М.: ИндексПринт. 1998.
  2. Касаткина Э. П. Задержка роста у детей: дифференциальная диагностика и лечение: метод, рекомендации / М., 2003.
  3. Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, отклонения, патология и превентивная терапия // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. Прилож. 80.
  4. Дедов И. И., Семичева Т. В., Петеркова В. А. Половое развитие детей: норма и патология. 2002.
  5. Кравец Е. Б. Особенности психологической адаптации детей и подростков с низкорослостью // Российский педиатрический журнал. 2001. № 4. С. 17-20.
  6. Петеркова В. А., Касаткина Э. П. Задержка роста у детей. Дифференциальная диагностика и лечение, методическое пособие. М.: ИМА-пресс. 2009.
  7. Кучумова О. В. Факторы риска и клинико-патогенетическая характеристика различных форм низкорослости у детей. Авторефер. дис. … канд. мед. наук. 2008.

Н. Ю. Филина 1 , доктор медицинских наук
Н. В. Болотова, доктор медицинских наук, профессор
К. А. Назаренко

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

  • Узи органов мошонки у мальчиков
  • Узи надпочечников
  • 9. Определить костный возраст по степени развития ядер окостенения пястных костей с использованием таблиц и атласа. Костный возраст
  • 10. Оценить состояние турецкого седла на рентгенограмме. Оценка турецкого седла по данным краниограммы в боковой проекции
  • Определение гликемии глюкометрами и визуальными тест-полосками
  • 13. Определить и оценить уровень глюкозы, белка и кетоновых тел в моче, степень микроальбуминурии. Определение глюкозурии, кетонурии и микроальбуминурии визуальными тест-полосками
  • 14. Сформулировать клинический диагноз по принятой классификации.
  • 15. Назначить питание больному сахарным диабетом и ожирением. Расчёт питания больному сахарным диабетом.
  • 16. Рассчитать дозы инсулина.
  • 17. Ввести инсулин и гормон роста шприц-ручками и шприцами.
  • 2. Цикл обучения «Пульмонология»
  • 1. Установить психологический и речевой контакт с пациентами и их родителями.
  • 2. Собрать и оценить генеалогический анамнез, анамнез жизни и болезни ребёнка.
  • 3. Провести клиническое обследование больных с заболеваниями бронхолёгочной системы (анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) Сбор анамнеза и жалоб у пульмонологического больного
  • Пальпация
  • Перкуссия грудной клетки
  • Аускультация лёгких
  • 5. Оценить результаты рентгенологического исследования органов дыхания (рентгенограммы, бронхограммы).
  • 6. Исследовать и оценить псв с помощью пикфлоуметра, оценить результаты спирографии.
  • 8. Оценить анализ мокроты при заболеваниях органов дыхания.
  • 15. Провести ингаляции лекарств, перкуссионный и вибрационный массаж.
  • 3. Цикл обучения «Неонатология в родильном доме для срочных родов»
  • 1. Соблюдать санитарно-гигиенический режим в отделении новорождённых.
  • 2. Установить психологический и речевой контакт с матерью и другими родственниками новорождённого ребёнка.
  • 4. Провести клиническое обследование новорождённого ребёнка, оценить показатели физического развития, морфо-функциональной зрелости.
  • 5. Оценить физиологические рефлексы.
  • Безусловные рефлексы, определяемые в положении ребёнка на спине. А. Оральные рефлексы.
  • Б. Спинальные двигательные автоматизмы.
  • Безусловные рефлексы, определяемые в вертикальном положении ребёнка.
  • Безусловные рефлексы, определяемые в положении новорождённого ребёнка на животе
  • Сухожильные рефлексы у новорождённых детей
  • Исследование функции черепные нервов
  • 6. Знать принципы сбора материала у новорождённого ребёнка для лабораторных исследований: мочу (катетером), спинномозговую жидкость (люмбальная пункция), фекальные массы.
  • Люмбальная пункция у новорождённых детей
  • Нормальные показатели лабораторного исследования спинномозговой жидкости (смж) у новорождённых детей
  • И при гнойном менингите (Mc Cracken, 1992)
  • Исследование ликвора при бактериальном менингите включает:
  • 7. Забрать кровь и заполнить бланк для исследования на врождённую патологию (гипотиреоз, фенилкетонурию).
  • 8. Оценить результаты дополнительных методов обследования новорождённых детей: анализ крови клинический и биохимический (показатели гликемии, билирубинемии), анализ мочи, кала, пота, экг.
  • 4. Лейкоцитоз:
  • Биохимические анализы крови, газы крови, анализы мочи. А. Биохимические анализы крови
  • 3. Гипербилирубинемия транзиторная:
  • 4. Гипербилирубинемия патологическая:
  • Б. Газы крови.
  • В. Анализы мочи (табл. 29).
  • Исследование кала.
  • Электрокардиография у новорождённых детей.
  • 9. Провести тест Апта.
  • 11. Промыть желудок новорождённому ребёнку.
  • 12. Провести очистительную и лечебную клизму. Очистительная клизма
  • Гипертоническая (очистительная) клизма
  • Лекарственная клизма
  • 13. Определить режим тепла и влажности для новорождённого ребёнка в зависимости от степени зрелости и тяжести состояния.
  • 14. Назначить метод и объём вскармливания новорождённому ребёнку в зависимости от массы тела, суток жизни.
  • 10 Принципов успешного грудного вскармливания (группа экспертов воз/юнисэф, 1989 г., программа «Baby friendly hospital»):
  • Энтеральное питание новорождённых детей
  • 15. Энтеральное кормление новорождённого ребёнка через зонд и через соску.
  • Требования к питательным смесям для эффективного зэп:
  • Противопоказания для зэп:
  • Осложнения зэп и их профилактика
  • 16. Обосновать этиотропную, патогенетическую и посиндромную терапию при различных патологических состояниях новорожденных детей (при оформлении истории развития новорожденного).
  • 19. Оформить медицинскую документацию (история развития новорождённого, обменная карта).
  • 20. Работать с медицинской аппаратурой в отделении новорождённых (кардиомонитор, пульсоксиметр, перфьюзер, кувез, электронные весы, респираторы).
  • 4. Цикл обучения «Неонатология в родильном доме для преждевременных родов»
  • 1. Установить психологический и речевой контакт с матерью и другими родственниками новорождённого ребёнка.
  • Диагностические критерии недоношенных новорожденных детей:
  • Внешний вид недоношенных новорождённых детей
  • 5. Провести утренний туалет недоношенного новорождённого: туалет глаз, кожи, пуповинного остатка и пупочной ранки, носовых и ушных ходов.
  • 6. Назначить вскармливание недоношенному новорождённому ребёнку в зависимости от массы тела, суток жизни (кормление из рожка, через зонд или грудью матери).
  • Этапы грудного вскармливания недоношенного ребенка.
  • Критерии для определения времени первого кормления недоношенного ребёнка.
  • Потребность недоношенных детей в энергии, питательных веществах и жидкости.
  • 7. Обосновать этиотропную, патогенетическую и посиндромную терапию при различных патологических состояниях новорождённых детей (при оформлении истории развития новорождённого).
  • 9. Работать с медицинской аппаратурой в отделении новорождённых (кардиомонитор, пульсоксиметр, перфьюзер, кувез, электронные весы, респираторы). Работа с кувезом
  • 10. Соблюдать противоэпидемический и санитарно-гигиенический режим в отделении новорождённых.
  • 11. Оформить медицинскую документацию (ф. 097-у, бланк обследования на наследственную патологию).
  • 5. Цикл обучения «Гастроэнтерология»
  • 4. Оценить физическое и нервно-психическое развитие по данным антропометрического и нервно-психического обследования (см. Цикл «Эндокринология»).
  • 5. Подготовить больного к проведению зондирования, ультразвукового сканирования, холецистографии, фгс, иригоскопии, колонофиброскопии.
  • 6. Провести и оценить фракционное желудочное зондирование, pH-метрию.
  • 1). Развернутый анализ крови:
  • 4). Показатели бактериологического посева кала (см. Табл. 67).
  • 10. Оценить результаты эндоскопической эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии.
  • 11. Оценить результаты фракционного дуоденального зондирования.
  • 12. Назначить режим, лечебное питание при заболеваниях пищеварительного тракта (см. Приложение 1).
  • 13. Обосновать этиотропную, патогенетическую, посиндромную терапию при изучаемой патологии (при оформлении истории болезни).
  • 14. Рассчитать дозы, разведение лекарственных средств, применяемых в гастроэнтерологии.
  • 15. Оказать неотложную помощь при желудочном, кишечном кровотечении (по ситуационным задачам).
  • 16. Оформить историю болезни.
  • 1. Паспортные данные:
  • 3. Анамнез.
  • 4. Данные объективного обследования.
  • 5. Анализ имеющихся результатов обследования.
  • 7. Дифференциальный диагноз.
  • 16. Профилактика и прогноз.
  • 17. Эпикриз:
  • 6. Цикл обучения «Патология детей раннего возраста»
  • 6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:
  • Количественная оценка нервно-психического развития детей
  • Приложения
  • Приложение 2 Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
  • До­пол­ни­тель­ная
  • Целевой (конечный) рост.

    Наряду с анализом перцентильного распределения роста и расчётом SDS, важно сопоставить рост ребёнка с ростом родителей. Целевой рост рассчитывается по формулам:

    для мальчиков : (рост отца + рост матери + 12,5) / 2 (см);

    для девочек : (рост отца + рост матери – 12,5) / 2 (см).

    В норме целевой рост ребёнка может колебаться в пределах: средний рост родителей ± 8 см.

    Скорость роста

    Динамичные регулярные измерения роста ребёнка позволяют определить скорость ростовых процессов в различные периоды жизни ребёнка.

    Процесс роста человека можно условно разделить на 4 основных периода: пренатальный, младенческий, детский и пубертатный.

    Пренатальный период характеризуется максимальными темпами роста. Во втором триместре беременности увеличение длины плода может достигать 7,5 мм в день. Ростовые процессы в этот период зависят от питания и здоровья матери, особенностей функционирования плаценты, активности эндокринной системы матери и плода, а также других факторов, влияющих на течение беременности.

    В период младенчества скорость роста остаётся достаточно высокой. За первый год жизни ребёнок вырастает на 24-26 см, при этом прирост за 12 месяцев составляет 50 % от показателя длины тела при рождении. Темпы роста в этот период определяются прежде всего особенностями питания, ухода и сопутствующими заболеваниями и состояниями.

    В период детства скорость роста постепенно замедляется, прирост за 2-й год жизни составляет 30% (12-13 см) от показателя длины тела при рождении, а в третий год - 9% (6-8 см). Незначительное ускорение роста отмечается у большинства детей в 6-8 летнем возрасте – «детский ростовой скачок», связанный с повышением секреции надпочечниковых андрогенов (В.А. Петеркова, 1998). До пубертатного периода скорость роста у девочек и мальчиков практически одинакова и составляет в среднем 5-6 см/год.

    Таблица 1

    Прибавка роста у детей первого года жизни

    Возраст, мес.

    Прибавка роста за месяц, см.

    Прибавка роста за истекший

    период, см.

    Рис. 1. Перцентильные кривые веса и роста для девочек.

    Рис. 2. Перцентильные кривые веса и роста для мальчиков.

    Пубертатный период характеризуется ускорением роста на фоне повышения уровня половых гормонов – «пубертатный ростовой скачок». В этом возрасте скорость ростовых процессов может достигать 9-12 см/год. Через два года, после достижения максимальной скорости роста, у подростков наступает замедление ростовых процессов до 1-2 см/год с последующим закрытием зон роста.

    По аналогии с перцентильными диаграммами для роста разработаны диаграммы скорости роста. Имеются также таблицы, позволяющие рассчитать SDS скорости роста. Для оценки скорости роста необходимо знать результаты двух точных измерений длины тела с интервалом 6 месяцев. Зная рост и хронологический возраст ребёнка в момент обоих измерений, скорость роста рассчитывают по формуле:

    скорость роста (см/год) = (рост 2 – рост 1 ) / (хронологический возраст 2 – хронологический возраст 1 ).

    Скорость роста менее 4 см/год является показанием к обследованию пациента у эндокринолога!

    При расчёте SDS скорости роста следует брать средний хронологический возраст между двумя измерениями, т.е. (хронологический возраст 1 + хронологический возраст 2) /2:

    SDS скорости роста = (y Y ) / SDS , где

    y – скорость роста за период между хронологическим возрастом 1 и хронологическим возрастом 2 ;

    Y – средняя скорость роста для данного пола и среднего хронологического возраста;

    SDS – стандартное отклонение роста для данного пола и среднего хронологического возраста.

    Полученное SDS скорости роста сравнивают с таблицами возрастных нормативов SDS скорости роста для мальчиков и девочек.

    Рост сидя (длина верхнего сегмента тела) измеряют при помощи ростомера с откидным сиденьем. Пациент садится на откидное сиденье ростомера. Необходимо, чтобы спина ребёнка плотно прилегала всей поверхностью к вертикальной планке ростомера, образуя с бёдрами угол 90°, голова должна быть фиксирована так же, как при обычном измерении роста. С помощью планшетки определяют длину туловища по тем же правилам, что и рост.

    Определение длины верхнего сегмента тела (роста сидя) позволяет говорить о пропорциональности телосложения.

    Оценка пропорций тела осуществляется при помощи возрастных нормативов длины верхнего сегмента для мальчиков и девочек. Можно использовать коэффициент соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент» (коэффициент пропорциональности). Коэффициент соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент» (К) определяется следующим образом:

    рост стоя (см) – рост сидя (см) = N.

    К = рост сидя/ N.

    Полученный коэффициент пропорциональности сравнивают с возрастными нормативами отдельно для девочек и мальчиков (таблицы коэффициента соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент»). У новорождённых этот показатель в среднем составляет – 1,7; в 4-8 лет – 1,05; в 10 лет – 1,0; в более старших возрастах – менее 1,0 (Ж.Ж. Рапопорт, 1990). Увеличение коэффициента соотношения «верхний сегмент/нижний сегмент» наблюдается при различных вариантах скелетных дисплазий.

    Таблица 2

    Коэффициент «верхний сегмент/нижний сегмент»

    у детей (средние значения)

    Возраст (годы)

    Мальчики

    "