Сочинение-описание животного. Сочинение-описание животного Составить описание животного по русскому языку


Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие ушки. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель расширяется в темноте, что помогает кошке лучше видеть.

Все тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружен острым выгнутым когтем. Кошка умеет сделать свою лапу бархатной. Она ловко прячет когти, чтобы не притупились. Ходит на пальцах, но когтями по полу не стучит.

Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит сырости и грязи. Она привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку.

Докажите, что тип речи в этом тексте — описание.

Составьте план.

Напишите подробное изложение с творческим продолжением на тему: «Рассказ о любимом животном» или «Мое любимое животное».

В тексте дается подробное описание кошки: ее внешнего вида (головы, глаз, тела, хвоста, лап), повадок (высоко прыгает и лазает по деревьям), природных особенностей (аккуратная, не любит сырости и грязи), характера (привязана к своим детям, привыкает к дому).

Сочинения по темам:

  1. Вот и наступила весна. А с приходом весны вся природа вокруг преображается. Сначала увеличиваются дни, и понемногу поднимается температура на...
  2. Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а...
  3. Парикмахер – это человек, который занимается уходом за волосами клиентов, и который запросто сделает любую стрижку и прическу. Парикмахер способен...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема : Описание животного

Цели :

Образовательные:

    повторение особенностей функционально-смысловых типов текстов

    подбор материала для описания животного

    подготовка к написанию сочинения

Воспитательные:

    вовлечение в активную практическую деятельность

    формирование умения работать в группе, взаимодействовать

Развивающие:

    развитие речи учащихся

    формирование умения сопоставлять предметы, строить аналогии

    повышение интереса к животному миру

Тип урока : урок развития речи

Оборудование : мультимедийное оборудование, раздаточный материал, магнитофон, запись «В мире животных»

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка д/з . Слайд 1 (задание), Слайд 2 (ответы)

    Повторение изученного + подготовка к усвоению нового материала:

    Какие типы текста вы знаете? (Слайд 3)

    Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

    Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

    Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли

    Определите тип каждого из текстов. Докажите.

    (Слайд 4) Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? (текст-рассуждение)

***

    (Слайд 5) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену, затаив дыхание. (текст-повествование)

***

    (Слайд 6) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. (текст-описание)

    Сообщение темы (Описание животного) и цели урока (подбор материала для описания животного, подготовка к сочинению). (Слайд 7)

    Организация восприятия и осмысления новой информации. Животный мир очень интересен и многообразен. Каких необычных животных вы знаете? Или каких животных вы считаете необычными? Почему? Давайте заглянем в необычный, волшебный мир животных. (Слайды 8-10)

Мы же будем описывать кошку (Слайд 11) .

    Прием напряженного зрения (общая работа). В таблице № 1 указаны параметры для описания кошки. Найдите слова и словосочетания, описывающие кошку по каждому пункту, и запишите их в правый столбик. (Слайд 12, 13)

Кличка

Возраст

Окрас

Мордочка

Лапки

Хвост

Местообитание

Повадки, поведение

На кого или что похожа (ассоциации)

Мое отношение

    Орфографическая работа

Объяснить правописание: с черным кончиком, длинный хвост, вытянутая мордочка, пятнистая шёрстка, похожи на сапожки…

    Физминутка.

Не отступая от темы, немного расслабимся.

1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево.(Наклоны головы вправо и влево.)

2упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками.)

3 упр.: Кошка потягивается.

    Бином фантазии (работа в группах) . Найдите схожесть предметов (действия, признаки, качества). Запишите в таблицу. (Слайд 14)

Кошка – расческа

Кошка –тапочек

Кошка – компьютер

Кошка – удочка

Кошка – пианино

    Подведение итогов

    Оценки за урок

    Домашнее задание (Слайд 15)

Написать сочинение на тему (по выбору)

    «Моя кошка»

    «Кошка моей мечты»

    «Самая необыкновенная кошка»

    «Приключения кошки»

    «Кошка – друг человека»

Источники:

Слайд 2

Подготовка к сочинению-описанию животного

  • Слайд 3

    Описание животного

    Загрустил котенок мой.Я спросил: “Ну, что с тобой?”Он молчит, сидя в коробке.Я сказал: “Какой ты робкий!Ты, наверное, не спал?”А котенок вдруг ответил:“Ты б не лез ко мне, Петрушка,Я тебе ведь не игрушка!”

    Слайд 4

    Итак, предмет нашего описания – домашнее животное. Что необходимо о нём написать? (Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки).

    Слайд 5

    Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

    Языковые средства. - слова в переносном значении, сравнения (ожерелье); - эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом; б) с суффиксом – оват; - глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия; - предложения вопросительные, побудительные, восклицательные; - предложения сложные, с однородными членами.

    Слайд 6

    Определите тип и стиль речи. О ком идёт речь? В чьём восприятии?

    Ужасное животное шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зелёные глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Во рту…торчали клыки.

    Слайд 7

    Как автор сумел избежать повтора-недочёта?

    Вошёл Михалыч, а следом за ним – большая, красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, а огромные уши свисали вниз. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мускулы.

    Слайд 8

    Отредактируйте тексты, устраните повтор.

    Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зелёные, а зрачки узкие-узкие. У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое серенькое. А глазки у Шуньки как бусинки. Две лапки у Шуньки беленькие, а две – чёрненькие. У Шуньки острые коготки.

    Слайд 9

    Устраните в описании фактические неточности и ошибки. У кошки волосы или шерсть? Ногти или когти? Можно ли сказать, что она среднего роста?

    У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает.

    Слайд 10

    Как можно начать сочинение? Какое начало потребует рассказ о повадках животных, какое – о внешнем виде?

    Ну и забияка наш котёнок (щенок,…)! Какой красавец этот кот (щенок,…)! Ох и хитрец наш щенок (котёнок,…)! Какой ласковый…! Что за чудо эта…! Ох и непоседа…! Очень хороший…! …такой трусливый! У какой злой…! Такой удивительный…!

    Слайд 11

    Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…

    Слайд 12

    Подберите эпитеты, сравнения к данному слову, а также некоторым группам и глаголы, которые могут употребляться с данным словом.

    Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

    Слайд 13

    Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

    Слайд 14

    Усы: длинные, черные, тонкие…Глаголы: топорщатся, торчат,

  • Слайд 15

    Язычок: Красный, шершавый, мягкий, как щёточка

  • Слайд 16

    Ушки: маленькие, черненькие…

  • Слайд 17

    Хвост:: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…

    Котенок

    Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Оно было маленькое, пушистое, черного цвета с белой точечки на лбу. Точка имела форму звездочки, поэтому все стали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордочка с черным носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка.

    Какое оно было смешное! Толстяк, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видели, подбегали, терлося о ноги, будто приглашало поиграть с ним. Котенок мало веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи.

    Больше Звездочка любила играть с бумажным бабочкой. Котенок весело подпрыгивали, становилось на задние ножки, крутило головкой.

    Я очень люблю свою Звездочку и доволен тем, что она у меня есть.

    Рекс

    У моей бабушки есть собака. Это большая среднеазиатская овчарка, которая имеет кличку Рекс.

    У него длинная густая шерсть белого цвета, на спине слегка завихрений. Голова большая, мордочка удлиненная, суженная к носу. Глаза у Рекса темные и умные. Смотрит он на всех бдительным, внимательным взглядом. Стройные длинные ноги заросли гладкой шерстью. Хвост короткий, а из него волнами приходит шерсть. Рекс большой и сильный, и характер имеет добрый и спокойный. И хотя он уже взрослый, любит играть с мячиком, бегать со мной наперегонки.

    Мне нравится Рекс, и я с удовольствием с ним играю.

    Белочка

    Однажды я увидела на дереве в парке белочку. Золотисто-коричневую, только кончик хвостика белый, словно сметаной полит. Хвост гораздо больше самой белочки. Он пышный и пушистый. Лапки у нее короткие с хорошо развитыми пальцами, прочными и жесткими. Благодаря острые коготки зверек быстро передвигается стволами деревьев, легко цепляется за ветки. Зубы у белочки прочные и острые. Они легко разгрызают крепкие орехи. Из всех лесных жителей белочки является наиболее оживленных, найнепосидючимы и красивыми зверьками.

    Мне нравятся белочки, и я с удовольствием наблюдаю за ними.

    Воробьи

    Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чириканье этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.

    В воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задорные птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают с ветки на ветку, то шепчутся между собой, затевают шумные драки.

    Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада.

    Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.

    Сочинение-описание по картине Я. Паладия «Лошади на выгоне»

    На картине изображены лошади и малое жеребенок. С любовью выписано художником жеребенок.Бдительные глаза смотрят на зрителя, маленькие ушки улавливают каждый звук, маленькое копытце правой ноги почесуе хрупкую с белым пятном Мордочи-к у. Оно спокойное, игривое, никакого внимания не обращает на волнение взрослых. Жеребенок уверенно и уютно чувствует себя у своей матери — белой красавицы. Нельзя не любоваться ее стройными ногами с небольшими копытами, грациозно выгнутой шеей, пышным хвостом. Она пощипывает сочную травку, как бы приглашая и свое жеребенок присоединиться к ней.

    Трое других лошадей, написанных темными красками, отчетливо выделяются на светлом фоне. Они с трех сторон окружают мать с Младенцем. Своим видом подчеркивают, что готовы встать на их защиту. Встревоженные взгляды, беспокойные движения, развеяны гривы и хвосты, напряженные мышцы. Кажется, еще мгновение и скакуны понесутся, вырвутся за рамки картины.

    Мне нравится эта картина. Она полна любви к добрых и вечных спутников человека — лошадей.

    Сочинение-описание по картине С. Васильковского «Казачья левада»

    Для своей картины С. Васильковский выбрал наиболее типичный для Украины вид. Бескрайние просторы полей, луга, покрытые густой травой, леса и перелески, насыщенные яркими красками.

    В центре картины — воли, пасущиеся на зеленом лугу возле озера. Справа — высокое обширное дерево, под которым покоятся люди. Для них вол — показатель достатка семьи, своеобразный символ земледелия. Человек на картине отошла на второй план, выдвинув на первый своих верных помощников. Ведь эта ласковая, красивая и сильная животное сопровождала крестьянина от колыбели до могилы.

    Пейзаж «Казачья левада» — это чистосердечное признание художника своей родине в сыновней любви.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙОБЛАСТИ

    ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

    ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    В 5 КЛАССЕ

    ПО ТЕМЕ «ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО»

    и литературы

    ГБОУ ООШ №9

    г. Новокуйбышевска

    Новокуйбышевск, 2013 г.

    Тема урока: Описание животного.

    Цели урока :

    Научить правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. (Объявить цели и задачи урока)

    Ребята, сегодня у нас новая тема. Мы познакомимся с описанием животного. Вашим домашним заданием будет сочинение – описание. Чтобы хорошо подготовиться к нему, мы должны:

    · определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;

    · отработать элементы композиции;

    · собрать материал для сочинения.

    2. Запись в тетрадях числа, темы.

    3. Повторение. Опрос.

    · Какие стили речи вы знаете? (научный, разговорный, художественный)

    · Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

    · Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).

    · Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

    4. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.


    Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.

    · А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

    Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

    · В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

    Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

    · Отличаются ли эти описания?

    (Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

    · Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

    (Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

    · Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

    · Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

    5. Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

    Вернемся к Тексту № 2.

    · Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

    Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

    1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

    Работа с текстом.

    - Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

    · Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

    · Запишем в тетради:

    2. Повадки, привычки . Ведь это тоже важно.

    В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

    Запишем в тетради:

    3. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

    6. Предупреждение ошибок.

    Послушайте предложения.

    Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

    «Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».


    · Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

    Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

    Найдите, в чем ошибка!

    · Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

    · Кот был среднего роста.

    · У животных волосы или шерсть?

    · Ногти или когти?

    · Нос или клюв? (у птиц)

    · Лицо или морда, мордочка, мордашка?

    · Руки или лапы?

    Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

    7. Подведение итогов

    Давайте подведем итоги урока.

    · О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

    8. Выставление оценок.

    Домашнее задание : написать сочинение - описание животного «Мой любимый домашний питомец», «Любимое животное».

    Текст № 1

    Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

    Болонка Пушок - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.

    Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.

    Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

    Текст № 2

    Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

    Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.

    Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.

    У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.

    Он был очень беззащитный , поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

    Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

    Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.