Святой апостол анания. Значение анания, апостол в православной энциклопедии древо Апостол анания


АНАНИЯ, АПОСТОЛ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Анания (I в.), апостол от 70, епископ города Дамаска.

По повелению Божию, он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего великого апостола и проповедника Павла (Деян. 9, 10 - 19). Святой Анания, несмотря на опасности, смело и открыто проповедовал христианство иудеям и язычникам. Из Дамаска он отправился с благовестием в Елевферополь, где исцелил много недужных. Правитель города Лукиан пытался склонить святого апостола принести жертву идолам, но, видя его непреклонность и твердое исповедание Христа, повелел мучить святого. Страшные пытки не поколебали свидетеля Истины. Тогда мучители вывели его за город и побили камнями. В молитве за своих убийц святой отошел ко Господу. Впоследствии его мощи перенесли в Константинополь.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1639.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАНИЯ, АПОСТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АПОСТОЛ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. посланник) наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях …
  • АНАНИЯ в Словаре значений Армянских имен:
    (муж.) "Единственный в своем …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная …
  • АПОСТОЛ в Словаре церковных терминов:
    (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый …
  • АПОСТОЛ в Кратком церковнославянском словаре:
    - …
  • АПОСТОЛ
    (Мф 10:2; посланник) - слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь …
  • АНАНИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (благодать Иеговы) - имя лиц, упоминаемых в кн. Деяний Апостольских и других: Деян 5:1-10 - один из обратившихся в христианство, …
  • АНАНИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    - один из трех товарищей пророка Даниила, воспитывавшихся вместе с ним при дворе Навуходоносора (Дан, 1:6, 7). Здесь ему было …
  • АПОСТОЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Апостол (греч. гр. άπóστολος от глаг. άποστέλλω “посылать“): последователь Христа, призванный к служению несения Благой …
  • АПОСТОЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз …
  • АНАНИЯ
    Анания, преподобный - иконописец новгородского Антониева монастыря, упоминается между святыми в новгородских летописях. Жил в XVI веке. Место нахождения его …
  • АПОСТОЛ
    христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова …
  • АНАНИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1 в.) апостол от 70-ти, епископ Дамасский, крестивший апостола Павла (Деяния апостолов 9:10-18); священномученик, пострадал в Елевферополе. Память в Православной …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    , по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, …
  • АПОСТОЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АПОСТОЛ
    часть Нового Завета, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла. Разделен на главы, которые читаются во …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. одуш. В христианском вероучении: ученик Христа, распространитель его идей. Апостольский - относящийся к апостолу, апостолам. 2. одуш. …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. 1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для …
  • АПОСТОЛ
    АП́ОСТОЛ, христ. богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова …
  • АПОСТОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АП́ОСТОЛ Дан. Пав. (1654-1734), последний выборный гетман Левобережной Украины (с 1727). Участник Сев. войны 1700-21 и Перс. похода …
  • АНАНИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АН́АНИЯ ШИРАКАЦИ (7 в.), арм. философ, математик, космограф. Естеств.-науч. воззрения А.Ш. сыграли большую роль в истории арм. …
  • АПОСТОЛ в Словаре Кольера:
    (греч. apostolos - посланник), член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении …
  • АПОСТОЛ
    апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стола, апо"столов, апо"столом, апо"столами, апо"столе, …
  • АПОСТОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стол, апо"столы, апо"столом, апо"столами, апо"столе, …
  • АПОСТОЛ в словаре Анаграмм.
  • АПОСТОЛ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. , книжн. 1) В раннехристианской литературе: бродячий проповедник христианства; в Новом Завете - ближайший последователь (ученик) Иисуса Христа. …
  • АПОСТОЛ в Новом словаре иностранных слов:
    ((гр. apostolos посланник) 1) первонач. - странствующий проповедник христианства, позже - каждый из двенадцати учеников христа; 2) перен. ревностный …
  • АПОСТОЛ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. первонач. - странствующий проповедник христианства, позже - каждый из двенадцати учеников христа; 2. * ревностный последователь какого-л, учения, …
  • АПОСТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • АПОСТОЛ в словаре Синонимов русского языка:
    варфоломей, евангелист, иаков алфеев, иаков зеведеев, иоанн богослов, иуда иаковлев, иуда искариот, константин, лука, марк, матвей, матвей левий, павел, первоапостол, …
  • АПОСТОЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Каждый из двенадцати учеников Христа, проповедовавших его учение. 2) перен. Последователь, проповедник какого-л. учения, какой-л. идеи. 2. …
  • АПОСТОЛ
    ап`остол, -а (ученик Христа; последователь какой-н. …
  • АПОСТОЛ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ап`остол, -а …
  • АПОСТОЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    апостол, -а (ученик Христа; последователь какой-н. …
  • АПОСТОЛ в Орфографическом словаре:
    ап`остол, -а …
  • АПОСТОЛ в Словаре русского языка Ожегова:
    последователь и распространитель какой-нибудь идеи Lib А. добра. апостол В христианстве: ученик Христа, распространитель его учения апостол богослужебная книга, содержащая …
  • АНАНИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1 в.), апостол от 70-ти, епископ Дамасский, крестивший апостола Павла (Деяния апостолов 9:10-18); священномученик, пострадал в Елевферополе. Память в Православной …
  • АПОСТОЛ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    апостола, м. (греч. apostolos - посланец). 1. В евангелии - ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди …
  • АНАНИЯ ФИНИКИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Анания Финикийский (+ 295), пресвитер, священномученик. Память 26 января. Пострадал в Финикии …
  • АНАНИЯ ПЕРСЯНИН в Православной энциклопедии Древо.
  • АНАНИЯ ПЕРСИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Анания Персидский (+ ок. 344), священник, священномученик. Память 14 апреля, 17 апреля …
  • АНАНИЯ НОВГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Анания Новгородский (+ 1581), иконописец, преподобный. Память 17 июня. Подвизался в XVI веке …
  • АНАНИЯ ВАВИЛОНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Анания Вавилонский (халдейское имя - Седрах) (V в. до н.э.), отрок, мученик. …
  • АНАНИЯ (ДЖАПАРИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Анания (Джапаридзе) (род. 1949), митрополит Манглисский и Цалкский. В миру Тенгиз Джапаридзе, родился 20 …
  • ЛЮБЕРАС АНАНИЯ-ХРИСТИАН (БАРОН ФОН-ПОТТ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Люберас фон-Потт, барон Анания-Христиан - "прожектер" Петровского времени, шотландец по происхождению. Петру Великому, во время его заграничной поездки в …
  • АНАНИЯ ШИРАКАЦИ в Большом энциклопедическом словаре:
    армянский философ, математик, космограф (7 в.). Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской …

[греч. ̓Ανανίας от древнеевр. , ], ап. от 70, сщмч. (пам. 4 янв., 1 окт., пам. зап. 25 янв.), еп. Дамасcкий. В апостольском списке, к-рый приписывается св. Ипполиту Римскому , А. упоминается на 5-м месте. Обращенный в христианство еврей, А. был призван Господом, чтобы ввести в Церковь буд. апостола язычников Павла. А.- «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями» (Деян 22. 12-16) - находился в Дамаске, когда туда привели ослепшего Савла. Господь в видении приказал А. идти на улицу Прямую, в дом Иуды, найти там Савла и исцелить его. Сначала А. испугался, что Савл, обретя зрение, вновь станет гонителем христиан, но затем, положившись на Господа, открывшего ему перемену, к-рая произошла с Савлом, вернул ему зрение и крестил его (Деян 9. 10-18). Симеон Метафраст , составивший «Страсти» А., сообщает, что он проповедовал Евангелие в Дамаске и в Элевтерополе и претерпел мученическую кончину: был побит камнями. Католич. Церковь не почитает его как мученика. Сохранились 2 греч. жития А.: 1-е, известное в 3 редакциях (BHG, N 75х - 75z), приписывается некоему Варсафте; 2-е составлено Симеоном Метафрастом в Х в. (BHG, N 76).

Память А. 1 окт. обязательно указывается во всех видах календарей, она отмечается в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 56-57), редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (РНБ. Соф. 1136. Л. 61об., XII в.; ГИМ. Син. 330. Л. 82об., XII в.), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 34-35), Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 287-288). По Мессинскому и Евергетидскому Типиконам на утрене полагалось чтение жития А. Симеона Метафраста (PG. 114. Col. 1001-1009). В Иерусалимский Типикон память А. включается начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 31). Память А. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 79-80), Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 75), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (BHG, N 76а), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 339, 342) и Феодора Продрома нач. XII в. (Teodoro Prodromo. Calendario. P. 97). Согласно Иерусалимскому Типикону память А. совершается также 4 янв. в составе Собора 70 апостолов.

О почитании А. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 226об.) и наличие службы в Минее РГАДА. Син. тип. № 89, 1096 г. (Ягич. Служебные Минеи. С. 1-11). В 1-й пол. XII в. был сделан рус. перевод краткого жития А., включенный в состав нестишного Пролога 1-й и 2-й редакций. В ВМЧ кроме проложного жития помещено пространное житие А. (BHG, N 75х), написанное Варсафтой, в конце к-рого говорится: «Аз же Варсапта написах си поминаниа его и положих я близ мощеи добляго страстотерпца» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 69-70). По описанию свт. Антония , архиеп. Новгородcкого (1200 г.), глава и мощи А. находились в к-польском мон-ре его имени (Книга Паломник. С. 35).

Гимнография

Типикон Великой ц. Х в. указывает А. тропарь на 50-м псалме и на входе , что свидетельствует об особом почитании святого (Мateos. Typicon. P. 52). По Студийско-Алексиевскому Типикону А. поется служба, аналогичная шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), в соединении со службой прп. Романа Сладкопевца , на полях рукописи приписаны указания о празднике Покрова Пресв. Богородицы (ГИМ. Син. № 330. Л. 83, ХII в.). По Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. 1 окт. поется будничная служба 2 святых - А. и прп. Романа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 287-288). По италийской редакции Студийского устава - Мессинскому Типикону - поется будничная служба А. с прибавлением стихир прп. Романа (Аrranz. Typicon. P. 34-35). В греч. рукописях Иерусалимского устава указывается будничная служба А. и прп. Романа, то же и в печатных богослужебных книгах, принятых в наст. время в греч. Церквах. По рус. первопечатному Типикону 1610 г. служба А. и прп. Романа соединена с бденной службой праздника Покрова. По Типикону, принятому в наст. время в РПЦ, 1 окт. под числом указана служба А. и прп. Романа без знака (Типикон. Т. 1. С. 189-190); за числом указана служба только на праздник Покрова (Там же. Т. 1. С. 190-192). Далее следуют 2 главы, где описывается порядок соединения служб Покрова и святых (Там же. С. 192-196), однако в богослужебной практике многих храмов РПЦ эти указания игнорируются. В нек-рых поздних афонских редакциях Иерусалимского устава также встречаются указания о соединении службы А. и прп. Романа с празднованием Покрова (Соборный Типикон мон-ря св. Павла, 1850.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 643; Соборный Типикон мон-ря Кастамонит, 1854.- Там же. С. 698).

Тропарь А. 3-го гласа « » (общий тропарь апостолам) указывается в студийских и иерусалимских Типиконах. Типикон Великой ц. содержит особый тропарь «Τὸν πρὸ τοῦ Παὺλου ἀπόστολον ἀρχαιότατον» (Апостола древнейшего до Павла). Канон А. Иоанна монаха (акростих «̓Ανανίου με τὸ κλέος δοξαζέτω» - Анании слава да прославится) 8-го гласа - один и тот же в студийских и иерусалимских Минеях , однако в первых его авторство приписывается Феофану. Корпус стихир, среди к-рых есть 2 самогласна, в основном не изменился со времен действия Студийского устава, однако в студийских Минеях стихир содержится неск. больше (XII в. Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 2. С. 16). Седален и светилен греч. и рус. печатных Миней не совпадают. Типиконы Великой ц. и Студийско-Алексиевский указывают А. на литургии 131-е зачало 1 Кор (Апостол общей службы апостолам) и 4-е зачало Ин (Евангелие службы ап. Андрею Первозванному); Евергетидский, Мессинский и иерусалимские Типиконы указывают 21-е зачало Деян (Крещение ап. Ананией ап. Павла) и 51-е зачало Лк (Евангелие общей службы апостолам).

Иконография

А. изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 76, 976-1025 гг.) - в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пуст. (Тбилиси. А 648. fol. 10v (20), 1030 г.) - в рост, с омофором; Минологий (Vind. hist. gr. 6. fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост; Служебное Евангелие с минологием (Vat. gr. 1156. fol. 255v, 3-я четв. XI в.) - в рост; Минологий (ГИМ. Греч. 175. Л. 1об., посл. четв. XI в.) - в рост; Минологий (Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 11v, 1327-1340 гг.) - по пояс; Погодинский Пролог (РНБ. Погод. 59, кон. XIV в.) - в омофоре (юным!); греко-груз. рукопись (РНБ. O. I. 58. Л. 80, 100об., XV в.) - в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; настенный минологий ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 г.,- оплечно; настенный минологий ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- оплечно; настенный минологий ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; настенный минологий ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в мучении; в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае) представлен в мучении. Изображения А. имеются в рус. минейных иконах на октябрь посл. трети XVIII в. (ЦМиАР) и кон. XVIII в. (ЦМиАР); в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского , 1713-1714 гг. (РНБ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать А. старцем с длинной, остроконечной бородой (Ч. 3. § 7. № 7), а в сцене мучения указывает, что А. «был побит камнями» (§ 22. Окт. 1); в рус. иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., о нем сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нем амфор [омофор], риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга» (Большаков. С. 35).

Ист.: Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г. / Под ред. Х. М. Лопарева // ППС. СПб., 1899. Вып. 51 (Т. 17. Вып. 3). С. 35; BHG, N 75x - 76a; ActaSS. Ian. T. 2. P. 613-615, 1151; PG. 114. Col. 1001-1010 [Симеон Метафраст].

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 156; Большаков . Подлинник иконописный. С. 35; MenolBas. Tav. 76; Алибегашвили Г . В . Художественный принцип иллюстрирования груз. рукописной книги XI - нач. XIII в. Тбилиси, 1973. Илл. 8; Миjовић . Менолог. С. 291, 320, 350; Евсеева . Афонская книга. с. 239, 278.

О. В. Титова, О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная, Э. П. И.

Св. Анания, крестивший Савла — ап. Павла, был из числа 70 учеников Господа и занимал между ними почетное положение (Деян. XXII, 12), но, к сожалению, о нем достоверно только то, что сообщается в апостольских Деяниях. «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, прославляющих Твое имя». Но Господь сказал Анании: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: «брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился св. Духа, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел и крестился» (Деян. IX, 10—18). Ап. Павел в речи своей, произнесенной в Иерусалиме, (в 62 г.) пред иудеями в свою защиту так отзывается об Анании: «Анания муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске» (Деян. XXII, 12)... Без сомнения, Анания был наставником Савла (Павла) в новом спасительном его пути и, вероятно, содействовал спасению жизни вел. апостола (2 Кор. XI, 32 и Деян. IX, 23—24). Св. Анания в церков. службе называется первым «учеником Иисуса Христа, слушавшим Его божественное учение», — что указывает на призвание его Самим Господом, называется также свидетелем и Самовидцем Его чудес; можно думать, что Анания возвратился из Иерусалима в Дамаск после крестной смерти Спасителя… В той же службе (I отд.) Анания называется «пастырем верным, стражем Нового Завета, Божеств, проповедником», и др., что указывает на положение его, среди других верующих, как представителя церкви. Церк. предание Анании приписывает просвещение Дамаска, где и был первым епископом (в службе: назван иерархом, Архиереем), но в списке 70 апостолов Анания считается епископом Елевферополя, но там был на святительской кафедре — св. Иocия-Иуст (см. выше № 7). Апостольские труды св. Анания закончил мученическою кончиною; он по повелению игемона Лукиана за распространение христианства был побит камнями, но ученики Анании тайно перенесли его тело в Дамаск и с честью похоронили. Св. Анания считается покровителем Дамаска (стихиры на стиховне). В каком году пострадал св. Анания — неизвестно. Путешественникам и доныне в Дамаске показывают дом св. Анании (Олесницкий, св. Земля, вып. 2, 630 стр.). В Православной церкви память Анании 1 октября и 4 января, а в римской 25 января. (Подробнее о св. Анании.

С вятой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего, апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (134; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка - агнцем, из терния - виноградом, из плевел - пшеницей, из врага - другом, из богохульника - богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11 -18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим - она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «...празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов... Петр есть предводитель апостолов, Павел - учитель вселенной и причастник горних сил. Петр - узда беззаконных иудеев, Павел - призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла - из скинотворцев. Петр - начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел - великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI - XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.