Традиции празднования дня святых апостолов Петра и Павла. Праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена


Среди самых ранних последователей Иисуса Христа, ставших основателями Его Вселенской Церкви, есть два апостола, именуемых первоверховными. Пётр и апостол Павел. В земной жизни они были совершенно разными людьми не только по своему социальному положению, но и по образу мыслей, и по восприятию мира. Объединила их вера в воскресение Сына Божия, открывшего врата в Вечную Жизнь.

Рыбак с Геннисаретского озера

О святом апостоле Петре нам известно, что он родом из города Вифсаиды, расположенном на севере Геннисаретского озера. Его отец Иона происходил из колена Неффалимова. До встречи с Иисусом Христом апостол Пётр именовался Симоном. Жил он в Капернауме со своей женой и тёщей. Симон был простым и скромным рыбаком. Вместе со своим родным братом Андреем, будущим апостолом Андреем Первозванным, он тяжёлым трудом добывал свой хлеб, не помышлял о тайнах мироздания, и все его интересы сводились к заботам текущего дня.

В самом начале Своего земного служения Иисус, призвав к Себе обоих братьев, дал Симону новое имя ― Пётр, что в переводе означает «камень». Сказанные при этом Иисусом слова о том, что на этом «камне» Он построит церковь, неприступную для ада, свидетельствуют о той особой роли, которая была предначертана Им этому человеку. И Пётр с самого начала беззаветно поверил своему Учителю. В его простой и открытой душе не было места сомнению. Оставив всё, что связывало его с прежней жизнью, он, не задумываясь, последовал за Христом.

Прозрение апостола Павла

Совсем иным представляется нам апостол Павел. Он появился на свет в городе Тарсе, в семье еврея, имевшего римское гражданство, что юридически обеспечивало ему привилегированное положение. Первоначально он носил имя Савл и был фанатичным приверженцем иудейского Закона. В Иерусалиме, примкнув к фарисеям, он получил блестящее образование под руководством одного из известнейших в то время раввинов. Это сделало его ещё большим ревнителем иудаизма и гонителем христиан.

Но Господу было угодно просветить его разум светом истинной веры. Исполненный Духа Святого, Павел со всем жаром своего сердца начал проповедовать в синагогах учение, которое ещё вчера обличал как ложное и сторонников которого обвинял в преступлениях против Закона. Он был человеком образованным, и это предавало его проповедям особую силу. Вступив на этот новый для него жизненный путь, Савл стал именоваться Павлом, что глубоко символично, ― перемена имени означала изменение всей жизни.

Мученический конец святых апостолов

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр и апостол Павел после своего многолетнего служения погибли от рук иудеев в один день ― 12 июля (н. с.). Он стал днём их памяти. Ежегодно в этот день отмечается праздник ― День Петра и Павла. предал смерти апостола Петра после того как ему стало известно, что Пётр своей проповедью значительно умножил число новообращённых христиан. Апостол был осуждён на распятие, как и его великий Учитель, но молил палачей пригвоздить его ко кресту вниз головой, так как счёл себя не достойным повторить смерть Христа, распятого стоя.

Апостол Павел являлся римским гражданином, и, согласно закону, его нельзя было распять, так как подобная казнь считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы и те, кто принадлежал к самым низшим слоям общества. По повелению императора, его вывезли за пределы Рима и на Остийской дороге обезглавили ударом меча. Предание гласит, что на том месте, где упала глава святого апостола, забил из земли чудодейственный источник.

В период раннего христианства почитание этих святых последовало непосредственно за их мученической кончиной, а место погребения явилось одной из величайших святынь. Тогда же начали отмечать и праздник ― День Петра и Павла. Известно, что когда в IV веке при императоре Константине Великом христианство наконец получило официальный статус и стало государственной религией, то в Риме и Константинополе были сооружены храмы в честь этих апостолов.

Поклонение россиян святым апостолам

С первых дней принятия христианства на Руси апостол Пётр и апостол Павел стали одними из самых почитаемых и любимых россиянами святых. Креститель Руси ― равноапостольный князь Владимир, вернувшись из Корсуни, привёз в Киев икону с их изображением. Впоследствии она была передана в дар Новгороду, где долгое время хранилась в Софийском соборе. Позже она была утеряна, но и в наши дни под сводами этого храма можно видеть старинную фреску XI века, представляющую святого апостола Петра.

О многовековой традиции почитания на Руси первоверховных апостолов свидетельствуют настенные росписи относящиеся к XI-XII векам. На них также изображены апостол Пётр и апостол Павел. Два старинных российских монастыря в честь этих святых были основаны в начале XII века, один ― в Новгороде на Синичей горе, а другой ― в Ростове. Столетие спустя Петропавловский монастырь появился в Брянске. В этот период были написаны многие богослужебные тексты, в том числе и акафист Петру и Павлу.

О популярности апостолов Петра и Павла говорит и то широкое распространение, которое получили их имена среди православных жителей нашей страны. Достаточно вспомнить обширный сонм древнерусских святых. Среди них многие при крещении, а некоторые при монашеском постриге или принятии Великой Схимы нарекались именами первоверховных апостолов. Этот перечень можно продолжить именами людей, оставивших свой след в русской истории, а также теми бесчисленными Петрами и Павлами, прожившими свой век на необозримых просторах России.

Древнейшие изображения первоверховных апостолов

Говоря о развитии иконографии этих образов, нужно отметить, что святые апостолы Пётр и Павел изображались ещё первыми христианами на стенах катакомб, где они совершали свои богослужения. В то время подобные настенные рисунки представляли для адептов новой веры вполне определённую опасность, и по этой причине они часто прибегали к помощи символов. Однако известны отдельные фрески, относящиеся к этому периоду, на которых апостолам приданы вполне определённые, схожие между собой портретные черты, что позволяет исследователям допускать их реальное сходство с историческими прототипами. Следует заметить, что и в литературных памятниках, дошедших до нас из тех далёких времён, замечается та же тенденция: некоторые из них содержат в себе вполне сходные описания внешности апостолов.

Апостолы Пётр и Павел в русской иконописи

С установлением православия св. Петр и Павел стали теми святыми, образ которых непременно входил в число священных изображений каждого храма. Как правило, в основе их композиций были сюжеты Нового Завета, но известны и сцены из Священного Предания. Одной из них является широко распространённая обнимающихся, глядящих в глаза друг другу. Она являет зрителям момент встречи апостолов в Риме незадолго до казни. Подобное изображение в поясном варианте получило широкое распространение.

Однако большую известность со времён Древней Руси получили иконы, на которых апостолы Пётр и Павел представлены стоящими в полный рост, слегка обращёнными друг к другу. Одной из них является самая древняя дошедшая до нас икона, хранящаяся сегодня в Софийском соборе Новгорода. Это та самая икона, привезённая, согласно преданию, князем Владимиром из Корсуни, о которой упоминалось выше.

Возрастание значения апостольских образов

Со временем значение образов святых Петра и Павла столь возросло, что они стали неотъемлемой частью деисусного ряда каждого иконостаса. Вошло в традицию помещать изображение апостола Петра слева от центральной иконы Иисуса Христа, сразу за образами Богородицы и Архангела Михаила, а икону апостола Павла ― справа, непосредственно за иконой Иоанна Крестителя и образом Наиболее известными из таких изображений являются творения Андрея Рублёва, сохранившиеся до наших дней в Успенском соборе Владимира.

С конца XVII века в русской иконописи усилилось влияние западноевропейских школ. Этим объясняется появление тем, связанных с мученичеством апостолов. В прежние времена их традиционными атрибутами были: у Петра ― ключи от Царства Небесного, а у Павла ― свиток ― символ мудрости. Теперь же в руках апостолов мы видим орудия их мученической кончины ― у Петра ― крест, а у Павла ― меч. Известны даже иконы, на заднем плане которых изображены сцены казни.

С годами установилось чинопоследование посвящённых им церковных служб. Тексты сопровождающих их песнопений относятся в основном к VII-VIII векам. Их авторство приписывается таким столпам христианской церкви, как Герман и святитель Андрей Критский, чей покаянный канон читается ежегодно во дни Великого Поста. Кроме них упоминаются имена преподобного Иоанна Дамаскина и Козмы Маюмского. На службах всегда исполняется акафист Петру и Павлу, а также торжественные стихиры.

Имена святых, увековеченные в зодчестве

Имена святых апостолов Петра и Павла навсегда увековечены в храмовом зодчестве. Это в равной степени относится и к России, и к странам Запада. Достаточно вспомнить главный католический храм ― Собор Святого Петра в Риме. Над созданием этой крупнейшей исторической христианской церкви трудились величайшие художники и архитекторы. Среди них следующие: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и многие другие.

На православной Руси традиция возводить храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла уходит своими корнями во времена святого князя Владимира. Известно, что в период его княжения появилась на Днепровских берегах первая церковь апостолов Петра и Павла, а вслед за ней на всей территории необъятной России, в городах, сёлах и даже совсем глухих деревнях во множестве строились храмы, посвящённые этим двум великим подвижникам.

Собор на Неве

Собор апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге занимает среди них особое место. Его называют также Петропавловским собором. Воздвигнутый по проекту архитектора Д. Тризини в 1712-1733 годах, он стал усыпальницей русских царей. Собор находится на территории Петропавловской крепости, заложенной в 1703 году по повелению Петра I для защиты устья Невы от возможного вторжения шведов.

Вначале появилась деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. Когда же в 1712 году началось строительство каменного храма, то оно велось таким образом, что прежняя постройка оставалась невредимой внутри вновь возводимых стен, и службы в ней не прекращались всё время работ. Новый собор, построенный в стиле петровского барокко, стал одним из шедевров архитектуры, доныне украшающих город на Неве.

Храм в Сестрорецке

В 2009 году был торжественно освящён построенный в пригороде Санкт-Петербурга храм Петра и Павла. Сестрорецк ― это небольшой курортный город вблизи Северной столицы. Ещё в начале XVIII столетия здесь была выстроена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов. Со временем её сменил каменный храм, ставший выдающемся достижением зодчества. Однако в годы богоборчества он был разрушен, и только с наступлением демократических реформ началось его восстановление.

Выстроенный заново и освящённый, храм Петра и Павла (Сестрорецк) является мемориальным памятником российским подводникам. Дело в том, что выстроен он на том самом месте, где в давние времена русский гений-самородок, крестьянин Ефим Никонов, демонстрировал царю Петру I своё изобретение ― первую подводную лодку. Это сохранилось в памяти сегодняшних моряков, и на территории храма создан целый мемориал памяти героев российского подводного флота.

Храмы разных городов и разных конфессий

Нельзя не вспомнить и ещё два храма, находящихся в Санкт-Петербурге. Один из них ― храм апостолов Петра и Павла при Медицинской академии. Он находится на Пискарёвском проспекте. И другой, который расположен в самом центре города на Гороховой улице ― он является домовым храмом Педагогического университета имени А. И. Герцена. Оба они, созданные ещё до революции, были закрыты в советский период, и в наши дни вновь открыли свое двери для прихожан.

Во многих городах страны действуют ныне храмы в честь святых апостолов. Среди них Москва, Смоленск, Севастополь, Караганда, Барнаул, Уфа и многие другие. Кроме православных храмов служба Петру и Павлу регулярно совершается и в соборах иных христианских конфессий. Жителям столицы, например, хорошо знакомо восстановленное после атеистического лихолетья здание лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Величественный католический храм упомянутым святым высится также в Великом Новгороде. И этот перечень можно продолжать долго.

Города, названные именами апостолов Петра и Павла

Память святых апостолов увековечена и в названиях некоторых городов. Наиболее известный среди них ― это Санкт-Петербург, носящий имя своего небесного покровителя ― апостола Петра. Он был основан в 1703 году. Именем святых апостолов назван и город на Дальнем Востоке ― Петропавловск. Острог, ставший его колыбелью, был заложен казаками в 1697 году. Со временем вокруг него образовалось поселение, из которого вырос город.

Ещё один Петропавловск находится на территории, которая в наши дни принадлежит Казахстану. Первоначально это была военная крепость, стоящая на пересечении важных торговых путей. Со временем она лишилась своего военного значения и превратилась в крупный населённый пункт ― узловую станцию транссибирской железнодорожной магистрали.

Искажение апостольских образов в современной культуре

С давних времён первоверховные апостолы Пётр и Павел становились персонажами как апокрифов (отвергнутых церковью, и не вошедших в число канонических, книг Ветхого и Нового Завета), так и народных фольклорных сюжетов. Традиционно апостол Пётр был представлен в них ключарём у райских ворот либо спутником Иисуса Христа, когда Он являлся людям. Апостолу Павлу соответствовал образ жителя или стража рая. Ему часто приписывалось покровительство огню и солнцу.

Эта вульгарная, свойственная народным низам трактовка священных образов, к сожалению, получила распространение в наши дни, она укоренилось во многих областях современной культуры. Особенно это заметно в кино и анимации. По той причине, что оба апостола традиционно изображаются вместе, и день их памяти отмечается одновременно - 12 июля, Петра и Павла объединили в некий единый образ. Например, в народном сознании оба считаются покровителями рыбаков, несмотря на то что только апостол Пётр занимался этим промыслом. Также несправедливо обоих отождествляют с тем камнем, на котором воздвигнуто здание церкви, поскольку эти слова Иисуса относятся лишь к апостолу Петру.

Среди всех последователей Христа первоверховные апостолы Пётр и Павел занимают совершенно особое место. Именуя их «первоверховными», Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения. Слово «апостол» в переводе с греческо го означает «посланник».

Иисус Христос, посылая их на проповедь, сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). «Научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19).

И апостолы, повинуясь голосу Бога, пошли по всей земле и понесли свет Христовой веры. Мир, куда они пошли, был развращён и пресыщен, сиял в блеске и величии. Могущественный и великолепный по внешности, это был мир Спартака и Цезаря, Плиния и Тацита, то есть это были Рим и Греция в эпоху своего самого блестящего и утончённого тлена.

С человеческой точки зрения, задача, которая стояла перед апостолами, людьми из далекой провинции, а именно духовное завоевание этого античного мира, могла показаться совершенным безумием. Иудеи требовали знамений, эллины — философского доказательства, а в ответ слышали: «Мы проповедуем Христа распятого», ибо апостолы знали, что с ними Господь. Они помнили Его слова: «Мужайтесь, Я победил мир! Я с вами до скончания века». И апостол Павел радостно восклицает: «Если Христос с нами, кто же против нас?».

При жизни оба апостола были совершенно разными и непохожими друг на друга людьми. Пётр был сельским жителем приморской деревушки Виф-саиды с берегов Тивериадского озера. Павел происходил из малоазийского города Тарса и даже имел римское гражданство (Деян. 16, 37).

Апостол Пётр был женат. Из Евангелия известно, что Господь исцелил его больную тещу. Апостол Павел был холост. В Иерусалиме у него жили только замужняя сестра и племянник.

Пётр до своего призвания занимался рыболовством и был совершенно неграмотным. Павел получил блестящее образование в академии иерусалимского раввина Гамалиила и хорошо знал греческую философию и классическую литературу. В пользу этого говорят не только его цитаты из языческих малоизвестных поэтов, а именно из Арата и афинского поэта Клеандра (Деян. 17, 28), из критского поэта Эпименида (Тит. 1, 12) и афинского поэта Менандра (1 Кор. 15, 23), но и его ещё более глубокие мысли о существе и развитии языческой религии и философии (1 Кор. 1).

Апостол Пётр с момента призвания постоянно был со Христом. Апостол Павел, по некоторым сведениям, до своего обращения никогда не видел Христа. Апостол Пётр в начале своей деятельности был весьма далёким от верного понимания дела Божия и часто старался даже перечить Христу. Апостол Павел сразу же после призвания стал неутомимым последователем Христа до своего последнего часа на земле.

Почему же Господь избирает этих двух таких разных людей для великого служения Евангелию? Потому что, несмотря на ошибки, сердца их были чисты и в них было великое горение веры. Кроме того, обоих апостолов уравнивала горячая любовь ко Христу и всему человечеству. Поэтому и Церковь объединила их память в одном празднике.

По своей родословной апостол Пётр происходил из колена Симеонова и вначале носил имя Симон. До встречи с Христом он, вместе с братом Андреем, ловил рыбу. Господь, проходя по берегу Тивериадского озера, увидел их и сказал: «Следуйте за Мною. Я сделаю вас ловцами человеков». И они, оставив всё, пошли за Христом.

Душа у апостола Петра была простая и беззлобная, как у ребёнка. По пылкости сердца он быстрее других откликался на слова Христа, часто обнаруживая при этом свои человеческие немощи и непонимание духа учения Христова, за что Господь иногда его строго обличал. Но зато раньше других Пётр выказывал свою веру и горячую любовь к Спасителю. Так он первым исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 16, 16). С мечом в руках он защищал Христа в Гефсиманском саду. Но когда настал страшный час испытания, Пётр не устоял и трижды отрёкся от своего Учителя. Однако горячее сердце апостола не выдержало взгляда Господа после этого малодушного поступка, и Пётр горько каялся. Древнее предание говорит, что всю последующую жизнь, когда ему случалось по ночам слышать крик петуха, он пробуждался ото сна, вставал на молитву и начинал плакать. От этих частых слёз под глазами апостола пролегли две глубокие борозды.

Сперва Пётр проповедовал Евангелие только иудеям. Но потом ему было сказано, чтобы он шёл и к язычникам. Тогда апостол крестил семью Корни-лия-сотника и с этого момента стал проповедовать языческому миру. Велика была духовная сила Петра. В Писании сказано, что когда он проходил по городам и сёлам, то «выносили больных на улицы, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них... и исцелялись все».

За веру и преданность Господь назвал Петра «камнем» и обещал дать ему ключи Царства Небесного, то есть власть разрешать и связывать грехи человеческие. Поэтому в христианской иконографии апостол Пётр часто изображается с ключами.

Первоверховный апостол Павел до своего призвания также носил иное имя — Савл. Он обладал сильным и стремительным характером. Ревнивый последователь еврейского закона, он был вначале непримиримым врагом христианства. «Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса... я много святых заключал в темницы... и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26, 9-11). Так свидетельствует он сам.

Расправившись с христианской общиной в Иерусалиме, Савл отправился в Дамаск продолжать гонения и там, но на пути вдруг был объят сильным светом и услышал голос Христа, который упрекал его за гонения. Свет стал настолько ярким, что ослеплённый Савл упал на землю. Переворот, происшедший в его душе в эту минуту, — это одно из необычных событий, ставшее величайшим и сложным психологическим актом. Упал на землю гонитель христиан Савл — а восстал великий апостол языков Павел.

Что могло произвести такой переворот в душе преследователя? Какая сила превратила убийцу в благовестника? Мы напрасно стали бы искать земного источника этой чудесной силы, ибо она нездешняя. Как над Петром пылал язык Божественного пламени в горнице Сионской, так и Павлу воссиял с небес неизречённый свет на пути в Дамаск. Оттуда, из запредельных высот, он услышал голос, говорящий: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?».

Под руки спутники Савла отвели его в Дамаск, где он три дня ничего не видел и не ел. Затем принял Крещение и стал называться Павлом.

Когда Дамаск облетела весть, что вчерашний гонитель крестился во имя Иисуса, страх христиан сменился радостью. Павел же удалился в Аравию, где несколько лет прожил в одиночестве. Всё происшедшее требовало уединения и подготовки к новой жизни. Эти годы были временем напряжённой духовной работы.

По возвращении в Дамаск Павел начал проповедь о Христе и вскоре сам подвергся жестоким гонениям. Враги христиан сговорились убить Павла, у ворот города были расставлены патрули, но верующие ночью спустили апостола с городской стены в корзине, и ему удалось избежать ареста. После этого Павел отправился в Иерусалим, город, где его помнили как гонителя Церкви. Поэтому он был встречен сдержанно и даже с некоторой подозрительностью. Апостол чувствовал себя в Иерусалиме чужим и одиноким, и только добрый и проницательный христианин Варнава был обеспокоен его судьбой. Он сделал всё, чтобы рассеять недоразумения и сблизить апостола Павла с Петром. Две недели, которые Павел провёл под гостеприимным кровом галилейского рыбака, остались как одно из наиболее светлых воспоминаний. Здесь он впервые услышал о жизни Спасителя из уст очевидцев. Так началась дружба двух великих апостолов, которая не нарушалась до конца их жизни.

После этой встречи начинаются знаменитые миссионерские путешествия апостола Павла, сперва с Варнавой в Сирию, затем на Кипр, в Малую Азию, Македонию, Грецию и Рим, где он основывал церкви и утверждал христианство. Ему сопутствовал племянник Варнавы Марк, который и написал второе Евангелие.

Тысячи километров прошёл апостол пешком, проповедуя Слово Божие. Свою проповедь он подкреплял силою чудес, совершённых его руками. Даже платки и пояса с его тела верующие возлагали на больных и у тех прекращались болезни. За проповедь Евангелия его много раз заключали в темницу. Бесчисленное количество раз он был на волосок от смерти. Фанатики побивали его камнями, оставляя полумёртвым, а римская стража бросала в темницу. Три раза он терпел кораблекрушение и целые сутки плыл на обломке корабля. Но Господь хранил Своего избранника. Помня о том, что когда-то он был гонителем христиан, Павел с глубокой скорбью говорил: «Я, как некий изверг, недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию».

В довершение всего апостола постоянно сопровождал мучительный недуг, который он называл «жалом плоти». «Бедный я человек, — восклицает апостол, — кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим. 7, 2-4). «Три раза умолял я Господа, чтобы Он избавил меня от этого. Но Господь сказал: «Довольно с тебя и благодати Моей, а сила Божия в немощи совершается».

Иоанн Златоуст, восхищаясь апостолом Павлом, говорит: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого апостола. Его любовь была шире океана и жарче огня. Он любил людей так, как будто был их отцом; готов был сам пойти в ад, только бы спаслись те, которым он проповедовал Слово Божие».

За то суждено было ему самому первому из апостолов ступить на землю Европы для просвещения язычников. Первый европейский город, куда прибыл Павел, находился на севере Греци!}, в Македонии, и назывался Филиппы. Апостол основал здесь Церковь и, уходя дальше, оставил его жителям письменное назидание, которое называется «Послание к Филиппийцам».

Особая трудность в деле проповеди ожидала его в Афинах. Здесь слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» — философам, риторам, поэтам. Город был полон языческих идолов, и, осмотрев его, апостол возмутился духом. Но среди множества греческих богов Павел нашёл надпись «Неведомому Богу». И тогда он стал говорить: «Афиняне! Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Здесь, в афинском ареопаге, у Павла, благодаря проповеди, нашёлся последователь и ученик — Дионисий Ареопагит.

Эти миссионерские путешествия апостола Павла имели великое значение. Во-первых, на европейском континенте был основан целый ряд церквей, во-вторых, они положили начало литературным памятникам христианской культуры. Эти письменные назидания, в неповреждённости дошедшие до нас, Иоанн Златоуст называет «неиссякаемым кладезем премудрости». Сколько бы мы ни учились на этих апостольских посланиях, сколько бы ни черпали из этого кладезя — всегда в нём для нас много нового, назидательного и нужного для нашего спасения и укрепления нашей слабой веры.

Основав ряд церквей в Греции, апостол Павел решил отправиться на запад и дойти до Испании. Опорным пунктом для этого путешествия он мог избрать Рим, где в это время была уже большая христианская община. Апостол написал Послание к Римлянам, в котором системно изложил свой взгляд на отношение Ветхого Завета к Евангелию. В Риме произошла и последняя встреча двух великих апостолов.

В это время столица мира представляла собой печальное зрелище. Последний император из династии Юлиев-Августов, цезарь Нерон (54-68 гг. н.э.) добился римского престола ценою многих преступлений. Он установил в Риме настоящий террор (Тацит. «Анналы» 13, 45). Забросив государственные дела, часто выступал перед публикой в качестве певца, заставляя аплодировать себе. (Светоний. «Нерон» 2, 20). Одержимый безумными идеями, он решил перестроить Рим и поджёг старые кварталы предместья. Но загорелся весь город. Из зверинцев были выпущены звери, и началась паника. Тысячные толпы людей, спасаясь от огня и диких животных, давили друг друга. Пламя бушевало целую неделю, погибли десятки тысяч римлян. Из четырнадцати кварталов столицы уцелело только четыре, и тогда в народе поползли зловещие слухи. Зрело восстание против цезаря. Желая снять с себя вину, Нерон обратил народный гнев против христиан, обвинив их в поджоге. Начались массовые аресты и казни всех, кто открыто исповедовал Христа. Среди множества мучеников, имена которых нам неизвестны, были апостолы Пётр и Павел.

По преданию, Пётр успел бежать из Рима под покровом ночи вместе с женой. Но ранним утром на Аппиевой дороге ему явился Христос, и после этого апостол вернулся в Рим, где его распяли на кресте вниз головой. Уже во II веке на месте казни апостола Петра была сооружена гробница, открытая археологами в 1950 году.

О последних днях жизни апостола Павла нам известно гораздо меньше. Во всяком случае, он провёл их в темнице при обстоятельствах, о которых красноречиво свидетельствует его второе послание к Тимофею. Это лебединая песнь апостола, идущего навстречу смерти. Давая последние указания Тимофею, Павел сообщает о безнадёжности своего положения. «Я уже становлюсь жертвой, — пишет апостол, — и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизни) совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его...» (2. Тим. 4, 6-8). В этом же послании есть знаменательные слова, свидетельствующие о несокрушимой силе, которая поддерживала измученное тело и истомлённую душу: «Я знаю, в Кого уверовал».

Он жил Христом и во Христе, через него Господь обращался к миру, и огненное слово Божие пылало в сердце сгорбленного старца так же, как оно пылало в сердце юноши Савла, который много лет назад вступил в Дамаск. Как римского гражданина его не стали подвергать крестным пыткам, но обезглавили мечом. Древнее предание говорит, что он был казнён в один день и час с апостолом Петром. По свидетельству Тертуллиана, это произошло в трёх милях от Рима, на Остийской дороге.

В истории человечества трудно найти более целостные образы, чем апостолы Пётр и Павел. На них была возложена великая миссия: нести миру свет Царства Божия, и они отдали жизнь на служение этой миссии. В течение тридцати лет, от первых шагов проповеди до самой смерти, они сохраняли единство в своей деятельности. Это духовное единство было создано их любовью к Богу и людям. Эта преданность Христу в деле распространения Евангелия, чуждая национальной ограниченности, была целью их жизни. И ничто не могло отклонить их от крестного пути. Благодаря этим двум апостолам, все народы греко-римского Средиземноморья получили христианское просвещение. Именно они вдохнули в одряхлевшие формы античного мира новую жизнь, давшую великие плоды в европейской культуре.

Достигли славы в веках эти апостолы и вся первохристианская Церковь, конечно же, не земными путями и не человеческой мудростью, не ухищрением слова и умением использовать обстановку, а только силой веры, молитвы и любви. Невыразимая человеческими средствами похвала, которую заслужили апостолы, должна прежде всего воздаваться Тому, чьей силой совершилось призвание Петра и обращение Савла в Павла, и Кто Сам всё трудное сделал исполнимым, ибо «сила Божия в немощи совершается».

Пройдут века, пронесутся тысячелетия. Но в недрах Святой Церкви и в памяти народной всегда будут жить имена апостолов Петра и Павла.

Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

«Паси агнцев Моих».

Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

« Что нам делать? » — спрашивали его.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

«Куда идешь Господи?»

и услышал ответ:

«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

Апостол позже так писал об этом:

«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

«уверовал, дивясь учению Господню».

После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

Такие разные личности, такие различные судьбы!

Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

ВИДЕОФИЛЬМ

в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Такие разные Петр и Павел. Рыбак-трудяга и умник. Ближайший ученик Христа и проповедник, не имевший никакого отношения к евангельским событиям. История Петра и Павла - история разнообразия человеческих характеров и путей, ведущих к Богу.

1. Апостола Петра до встречи со Христом звали Симон, он был простым бедным рыбаком, почти безграмотным. Симон занимался ежедневным тяжелым трудом, зарабатывая себе на пропитание ловлей рыбы на Галилейском озере. По первому же слову Спасителя, благодаря пламенной вере и страхе Божием, он оставил все: ремесло, дом, имущество – и пошел за Христом.

Св. Петр и Павел в житии. Из церкви св. Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. XVI в.

2. Павел происходил из знатной семьи, был родом из колена Вениаминова и до своего обращения носил имя Савл. Почетный римский гражданин, cтрожайщий исполнитель иудейского закона, воспитанник знаменитого законоучителя Гамалиила, уважаемый всем народом человек - вот кем был Савл. Он был наделен большой властью: имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Но однажды Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, тогда Савл с прежней ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.

Петр и Павел. Карелия. XV в.

3. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три и даже по пять тысяч человек. Он исцелял безнадежных больных, воскрешал умерших. Люди выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. Он был первым апостолом, заключенным в темницу, подвергнутым преследованиям и побоям. Однако Петр только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать в разных странах.

Петр и Павел. С. Слудка Ильинского района 1603-1624 гг.

4. Павел постоянно странствовал, проповедуя Евангелие, за это время он написал 14 посланий. Иоанн Златоуст говорил, что послания эти ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Он обращал ко Христу своими мудростью и красноречием. Когда на больных и страждущих возлагали платки взятые у апостола Павла, у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Иудеи неоднократно пытались убить апостола Павла, однажды свыше сорока человек даже поклялись не есть и не пить, пока не убьют его. Но Павел продолжал свое служение.

Первоверховные апостолы Петр и Павел, с деяниями в 12 клеймах. Север. Вторая половина XVII в.

5. "Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум”, – говорится в стихире праздника. “Петрова твердость" – мужество в исповедании веры и в принятии страданий. Недаром имя «Петр», нареченное Симону Господом, означает "камень". А "Павлов разум" – необыкновенная мудрость, которая уже две тысячи лет привлекает сердца людей к Богу.