Триединая модель мозга. Чувство недостаточности, три вида человеческого мозга и три сигнальные системы. Триединая модель головного мозга МакЛина


Прочитано: 6 133

Да, у человека три мозга.

Это доказанный факт, о котором стоит знать.

Почему? Во-первых, это интересно. Во-вторых, это важно.

Три мозга – подарок длительной эволюции, позволивший выжить и стать теми, кто мы есть. Но также три блока мозга – это и сложная система взаимодействий, без понимания логики которой практически невозможно что-либо планировать, достигать и добиваться. Разве что только на интуитивном уровне.

Теория Пола Маклина: три мозга человека

Сначала общая информация.

В голове каждого человека есть трехслойный триединый мозг . Каждый новый уровень появлялся как следствие эволюции и привносил в поведение что-то новое и абсолютно уникальное. Все системы расположены одна над другой, то есть это не отделы и не полушария.

Скорее, оболочки.

Самая глубинная – маленькая по объему и старая по возрасту – оболочка рептильного мозга. Отвечает на выживание в глобальном смысле этого слова.

Второй слой – лимбическая система. Ей лет уже меньше, а зона воздействия на организм человека сильнее. В нее попадает весь эмоциональный спектр чувств – от любви до ненависти.

Заканчивает структуру триединого мозга человека неокортекс. Этот уровень делает нас мыслящими, разумными существами. Главными на этой планете.

Интересная выявлена закономерность: чем старше уровень мозга, тем сильнее его влияние на поведение и привычки, тем сложнее с ним бороться.

Важно. Все три структуру «живут» недружно. Они очень редко взаимодействуют между собой, чаще каждая «отстаивает» свои интересы.

Вот об этом и поговорим.

Рептильный мозг, р-комплекс, инстинкты

Рептильный мозг получил свое название, потому что в целостном сформированном виде существует сегодня у рептилий. Они не пошли дальше по цепочке эволюции, подарив ученым возможность для глобального анализа.

Рептилии обладают полным р-комплексом, деятельность которого направлена на выживания. Для этого нужно:

  1. питаться;
  2. размножаться;
  3. защищаться – убегать или нападать.

Собственно, и все. Если извне никаких воздействий нет, а базовые инстинкты удовлетворены, рептилия будет находится в спячке или неподвижности.

Это огромный плюс для человека, у которого р-комплекс входит в три блока мозга. Почему? Потому что при нормальной жизнедеятельности этот слой мозг практически всегда находится в состоянии стазиса и не мешает.

В случае опасности, голода или появлении иных базовых потребностей просыпается и «митингует». После снова «спит».

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Желания лимбической системы оказывают влияние на все три отдела мозга.

Что хочет лимбика?

  • Бесконечного комфорта!
  • Хорошо и вкусно кушать.
  • Интересно отдыхать.
  • Постоянно радоваться.
  • Наслаждаться жизнью.
  • Любить.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

Слово «надо» лимбической системе не знакомо. Только слово «хочу»!

Неокортекс, новый мозг, разум

Мысли, суждения, способность к аналитике и прочие «плюшки» сознательного бытия есть у человека, дельфинов и некоторых приматов. За что отвечает новый, созданный эволюцией, уровень.

Если сравнивать все три системы мозга, то новой структуре отведено 85%. По объему много, но влияния это не добавляет.

Неокортекс с одной стороны возглавляет все три вида мозга и делает нас «человеками разумными», но при этом он находится в постоянной борьбе с эмоциями и р-комплексом.

Новый мозг хочет:

  • развиваться;
  • думать;
  • анализировать;
  • планировать;
  • оценивать;
  • сравнивать…

Но остальным системам – лимбике и рептилоидной части – этого не надо. Им нужно выжить и получить максимум наслаждений. Всё!

Три оболочки мозга: сложности

Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.

Лимбика не хочет учиться, развиваться, планировать. Она хочет лежать на диване, кушать вкусную еду и наслаждаться легкими книгами.

А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.

Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:

  • двигаться к целям;
  • развиваться;
  • планировать;
  • достигать;

Вот с привычками, кстати, получается все хорошо. Если пережить протесты организма и мозга, то лимбика научится получать кайф от вновь приобретенного навыка и будет воспринимать его уже доброжелательно.

В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.

Синхронизировать блоки и дать каждому уровню важные для него ощущения.

Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.

И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

1. Карта – не территория . Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением . Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности . Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей . Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть . В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».

Мозг развивался путем наращивания эволюционных слоев — вначале «рептильный слой», затем «слой млекопитающих» и, наконец, «человеческий».

В середине ХХ века умами бытовало довольно своеобразное представление об устройстве мозга. Считалось, что человеческий мозг развивался путем нарастания слоев — подобно кольцам на древесном срезе. Расположенные в самом основании мозга мозжечок и ствол должны были отвечать за основные функции, такие как равновесие и регуляция деятельности внутренних органов. Полагали, что это — «рептильная» часть мозга, наследство наших далеких предков. Находящийся выше средний мозг — средоточие чувства голода, полового возбуждения и т. п. Считалось, что это «слой млекопитающих». А над ним расположена кора головного мозга — область мыслей и высших психических функций, которые и отличают людей от прочих живых существ. Эта схема, известная под названием «триединый мозг», приобрела популярность благодаря Карлу Сагану (Carl Sagan, 1934-96) и его книге «Драконы Эдема» (1977).

В пользу теории триединого мозга говорит многое. Она проста, привлекательна и логична. Против нее говорит только то, что она в корне неверна.

Во-первых, мозг человека хоть и отличается от мозга других животных, но не так , как считал Саган. Рыбий мозг отличается от человеческого по форме, но все части у них практически и те же. Мозг рыбы и мозг человека разнятся примерно как два автомобиля — существуют явные различия, но у обоих автомобилей есть колеса, двигатель, тормоза и т. п. Тот факт, что человек обладает большей интеллектуальной мощью, объясняется большими размерами коры у человека, но не тем, что у рыбы ее вовсе нет.

Во-вторых, работа мозга — это очень сложный процесс, который невозможно втиснуть в рамки такой простой модели. Сегодня мы знаем, что мозг состоит из многочисленных узкоспециализированных скоплений клеток и что его функционирование зависит от взаимосвязей этих центров друг с другом. Это понятие нередко передается выражением «общность ума».

На примере зрения рассмотрим, как группы нейронов взаимодействуют друг с другом. Первичная обработка входящего света происходит в сетчатке глаза. Сигналы от светочувствительных клеток направляются к специализированным нейронам (см. Распространение нервных импульсов). Одни нейроны приходят в возбуждение, когда к ним поступает сигнал о светлом пятне на темном фоне; другие — когда воспринимают темное пятно на светлом фоне. Сигнал, идущий к мозгу, — это последовательность импульсов, которые представляют зрительный образ в виде последовательности темных и светлых пятен. (На самом деле в сетчатке происходит два вида обработки — одни клетки чувствительны к цвету, другие — к малым различиям в интенсивности света.)

Некоторые нейроны сетчатки связаны (говоря техническим языком, спроецированы на ) с определенным участком теменной области мозга, функция которой — быстрое формирование смутной картины поля зрения и осуществление непроизвольной реакции, если в поле зрения что-то происходит. Именно поэтому люди, находящиеся в комнате, автоматически поворачивают головы к двери, когда она открывается. Большинство сигналов от нейронов передаются к зрительной коре в затылочной области мозга. Там сигналы от разных частей сетчатки вновь собираются вместе (посредством процесса, который мы еще до конца не понимаем) в зрительный образ. Каждый нейрон в зрительной коре связан со многими нейронами в сетчатке. Эти корковые нейроны имеют узкую специализацию. Некоторые из них возбуждаются, только если в поле зрения появится горизонтальная линия, другие — только при появлении вертикальной линии и т. д. У этих нейронов есть проекция на другие отделы мозга, поскольку процесс воссоздания образа выходит на все более высокие уровни. Мы знаем, что в мозгу существуют специализированные нейроны, которые, например, будут возбуждаться только при виде звездочки; другие будут возбуждаться только при виде окружности с полоской внутри и т. п. Представление о том, как с помощью этих специализированных нейронов строится зрительный образ, ученые называют проблемой связывания . То есть нам важно понять, каким образом сигналы от нейронов связываются вместе для получения единого образа.

Этот вид специализации нейронов можно объяснить с точки зрения теории эволюции . Например, способность некоторых нервных импульсов от сетчатки напрямую запускать рефлекс, заставляющий нас подробнее оценить движение внешних объектов, давала очевидное преимущество организмам, живущим в недружелюбной окружающей среде. Быстрый взгляд помогал остаться в живых, если это движение исходило от приближающегося хищника.

Наличие такой специализации — еще и причина того, что многие ученые (включая автора) непоколебимо уверены, что мозг — не компьютер. Просто вычислительные машины работают совсем не так, как мозг, и каждая из них подходит для решения определенных задач (см. Тест Тьюринга). К примеру, даже небольшой компьютер превзойдет любого человека по способности считать и запоминать, но ни один ныне существующий компьютер не способен говорить, как пятилетний ребенок. Компьютер являет собой орудие труда (такое же, как молоток), помогающее людям в достижении их целей, и ничего более.

Трудно поверить, но в день у человека могут возникать до 100 000 мыслей, это по мысли в секунду. Мы зачастую не отслеживаем этот поток, мысли проносятся в голове с огромной скоростью, оставляя за собой совершенно разное «послевкусие».

Сейчас очень популярна теория о том, что мысли материальны, что они могут влиять на сценарий развития жизни, на эмоциональное и физическое благополучие человека. И это действительно так!
Необходимо относиться к своим мыслям внимательно и осознанно, ведь они напрямую влияют на работу нашего мозга, давайте разберемся — как?

Американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean) еще в 1960-х годах разработал модель структуры и эволюции мозга, которую он назвал «триединым мозгом». Ее суть заключается в том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке:

1. ретикулярный (рептильный) мозг

2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг

3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

Человеческий мозг, считает Маклин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

Рептильный мозг — самый древний. Его возраст насчитывает более 100 млн. лет. Он регулирует жизненно важные функции организма: дыхание, сон, кровоснабжение организма, сокращение мышц. Единственная функция рептильного мозга – ВЫЖИВАНИЕ. Рептильный мозг отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением человека, его рефлексами и инстинктами.

Лимбическая система — более молодая, ее возраст насчитывает более 50 млн. лет и человек унаследовал ее от древних млекопитающих. Лимбическая система отвечает за генерацию ЭМОЦИЙ, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, печаль, веселье, смена настроений. Вся гамма чувств генерируется именно этой частью мозга человека. Лимбическая сиситема отвечает также за социальную адаптацию человека, взаимодействие с другими людьми, эмпатию.

Неокортекс – самая молодая структура мозга, кора головного мозга. Ее возраст насчитывает около 2 млн. лет и она есть у всех высших млекопитающих. Неокортекс отвечает за РАЗУМ человека в самом широком смысле этого слова. Благодаря неокортексу современный человек имеет возможность размышлять, делать выводы, анализировать, сравнивать, познавать. Т.е. именно неокортекс дает нам возможно ЗДРАВО оценивать ситуации, опираясь на разум, а не только на инстинкты и эмоции, принимать взвешенные решения, анализировать свой опыт, рефлексировать.

Теперь, когда мы рассмотрели все три структуры мозга, мы можем сделать правильный вывод, что для ведения осознанной жизни, для принятия логичных, правильных и взвешенных решений – мы должны активно задействовать неокортекс . Но хитрость заключается в том, что эволюционно – рептильный мозг выполняет самую важную функцию – обеспечивает выживаемость рода, и, соответственно, является самым сильным, доминирующим из всей структуры триединого мозга. И именно рептильный мозг первым реагирует на любые внешние раздражители, тем более если они имеют негативную окраску.
Очень важно помнить особенность рептильного мозга — когда он проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях, т.е. эмоциональный мозг и неокортекс просто отключаются и человек действует на уровне инстинктов, а значит он проявляет агрессию (инстинкты оборонения, защиты, борьбы за власть и территорию), либо уходит в пассивное поведение (инстинкт побега), либо начинает заедать стресс (инстинкт уничтожения, поедания противника), либо действует иным, инстинктивным способом, далеким от разумного, «взрослого» поведения.

Рептильный мозг – это некий Цербер, который стоит на защите нашего тела, нашей жизни. Любая негативная информация, полученная извне, как и любая негативная мысль, воспоминание – моментально активизируют рептильный мозг и парализует эмоции и разум. Человек просто НЕ МОЖЕТ разумно мыслить.

Отследите, сколько негативных мыслей пролетают в вашей голове за день. Проанализируйте, сколько негатива Вы получаете из средств массовой информации (интернет, телевидение, радио).

90% информации, которую мы получаем из средств массовой информации – негативные, связанные с насилием, смертью, катастрофами, войнами. Как мы реагируем на эти новости? Верно, на уровне инстинктов. Наш рептильный мозг полностью завладевает нашим сознанием, лишая нас возможности трезво мыслить и рассуждать. Все что мы может – это реагировать инстинктивно: проявлять агрессию (а в большинстве случаев – аутоагрессию, т.е. направленную на самого себя, так как внешнюю агрессию нам направить не на кого), впадать в депрессию (как вариант пассивного поведения), зарабатывать пищевые расстройства, неврозы, панические атаки и т.д.

То же самое происходит и тогда, когда мы мыслим негативно, ведь мозг не делает различий между обстоятельствами реальной жизни и картинками, которые мы представляем в нашей голове. Реакция мозга одна и та же и на реальное, и на воображаемое – включается рептильный мозг и мы «сваливаемся» на уровень инстинктов. Людям, страдающим аэрофобией, достаточно только услышать слово «самолет» или представить картинку полета – как они впадают в паническое состояние, близкое к обморочному, проявляя все признаки поведения и физиологической реакции, как если бы им в действительности грозила беда.

Может ли поведение на уровне инстинктов быть продуктивным и рациональным? Скорее нет.

Наша задача – ограждать себя от внутреннего и внешнего негатива всеми возможными способами. Мы не привыкли контролировать свои мысли. Зачастую мы просто об этом не задумываемся, воспринимая поток мыслей как нечто само собою разумеющееся, нечто неотъемлемое от нас. Крайне важно заниматься профилактикой мыслей. Анализировать, выявлять и нейтрализовывать негативные картинки, возникающие в нашей голове. Заполнять сознание продуктивной, позитивной информацией. Оставаться в состоянии разумности и осознанности.

Нам нужно успокаивать и приручать своего внутреннего Цербера, иначе мы рискуем оказаться полностью в его власти.

Случайно отыскал, роясь в поисках картинок:

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРЕХСЛОЙНОГО МОЗГА

В течение десятилетий невролог Пол МакЛин был главой Департамента эволюции и поведения мозга в Государственном институте здоровья - одном из лучших исследовательских центров нашего времени. Его выдающиеся исследования растянулись на шестьдесят лет. Еще в 1997 году он продолжал издавать блестящие работы. Работа МакЛина частично основана на умении распознать поразительное сходство между тремя нервными системами в нашей голове и структурой мозга трех основных животных групп в истории эволюции: рептилиями и млекопитающими, новыми и древними. Более полувека он со своими сотрудниками прослеживал это сходство и выявил, каким образом каждая из наших нервных систем несет в себе схему потенциальных возможностей, способностей и навыков, развитых в каждый из эволюционных периодов.

Природа никогда не бросает ту или иную функционирующую систему: на старой основе она выстраивает новую, более сложную и более эффективную. Кажется, будто природа создавала каждый новый, эволюционировавший вариант мозга, чтобы исправить ошибки прежней системы или же расширить её возможности. К трем унаследованным от прежних нервным схемам добавляются, в силу постоянно меняющихся условий жизненной среды, новые, что является причиной чрезвычайно высокого уровня приспособляемости человека. Поразительные различия трех нервных систем мозга делают наше наследие и благом, и проклятием. Интегрированные, эти три системы открывают нам бесконечные возможности, а именно возможность развиться и преодолеть все преграды и ограничения. Но когда это взаимодействие систем теряет эффективность, сознание человека становится похожим на дом, расколотый изнутри, а его поведение напоминает абсурдную гражданскую войну, в ходе которой человек становится собственным злейшим врагом.

Рисунок 1. Любезно предоставлен фондом "Прикоснись к будущему"

В конце этой главы мы рассмотрим структуру эволюционировавшего мозга в том виде, как его идентифицировал и исследовал МакЛин, сосредоточившись на действии этих частей во время их совместной или самостоятельной работы.

Исследователи нервной системы изначально разделили мозг человека просто на лобные и задние доли - и поныне приемлемое описание. Затылочная часть - это мозг рептилии (в системе МакЛина именуемый Р-системой). Он состоит из сенсорно-моторной системы - спинного мозга, широкой сети нервных окончаний тела и первичной нервной системы сердца. Лобные доли мозга состоят из мозга древних млекопитающих и мозга новых (коры головного мозга).

Перед тем как перейти к обсуждению того, каким образом человеческий мозг развился до своего нынешнего состояния и стал функционировать как единое целое, опишем вкратце первые три части. Мозг человека, состоящий из четырех частей, включает в себя переднюю часть коры головного мозга, история развития которой требует отдельной главы - а именно, второй.