Ученик который считал что все знает. Век живи - век учись (Хорватская народная сказка). Вопросы к сказке про ученика, который думал, что он всё знает


Сказка Афанасьева: Арысь-поле

Арысь-поле
    У старика была дочь красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма.
    Не возлюбила она падчерицу, пристала к старику: "Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видала".
    Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.
    А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены.
    Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди - никто обмана не видит.
    Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится. С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

    Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, пить-есть хочет.
    Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес.
    "Куда это мамка с ребенком ходит?" - думает отец.
    Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку.
    Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее. "Ах, что-то дымом пахнет; никак моя шкурка горит!" - говорит Арысь-поле.
    "Нет, - отвечает мамка, - это, верно, дровосеки лес подожгли".
    Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказала все своему мужу.
    Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с ее дочерью.

Русские волшебные сказки - очень древние произведения, созданные в эпоху общеславянского единства, когда соседи называли наших предков венедами (2 в. до н. э. - 4 в. н. э.). Сказки донесли образ развитого варварского общества, хорошо знакомого нам по ирландским и скандинавским сагам, поэмам Гомера и греческим мифам. Русская волшебная сказка открывает нам окно в мир далеких предков.

Сказки не появились сами собой - у каждой сказки был автор. Одни сказки исполнялись среди знати и народа для развлечения, а другие создавались для поучения. Сказки для поучения создавались в жреческой среде, потому что главным в них были не приключения героев, а добродетели героев. Обычно сюжет таких сказок строится вокруг различных злоключений главного героя, который преодолевает беды благодаря языческим добродетелям - послушанию богам и родовым законам. В финале герой побеждает своих врагов с помощью высших сил и получает награду в виде счастливой жизни. Если в сказках "Василиса Прекрасная" и "Морозко" главными героинями выступали добродетельные девицы, то в сказке "Арысь-поле" главная героиня - добродетельная мать. Не нужно удивляться, что добродетельными выступают в сказках женщины. Мужчинам родовое общество предъявляло другие требования, главным образом воинские.

Сказка "Арысь-поле" дошла до нас с большими потерями. Видимо, популярностью она не пользовалась, потому что популярные сказки обрастали деталями, подробностями, диалогами. От "Арысь-поле" сохранился только стержневой сюжет. Но в таком виде сказка интересна мотивами черной магии, оборотничества, подменной жены, которые сами по себе очень древние и восходят времена индоевропейской общности.

У старика была дочь красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не возлюбила она падчерицу, пристала к старику: «Прогони её из дому, чтоб я её и в глаза не видала» .

Современное изображение Арысь-поле. Неверное.

Комментарий . Начало традиционное: отец, овдовев, снова женился. Новая жена оказалась колдуньей. Этот момент был утерян в сказке "Морозко", но сохранился в "Арысь-поле". То что колдунья была злая дает нам право предположить, что новая жена не была славянкой, потому что свой колдун никогда своему роду вредить не стал бы. А вот поверье, что другие земли населены злобными колдунами, существовало у всех древних народов. Новая жена могла быть или из германского, или из балтского племени, с которыми контактировали венеды.

Хотя в сказке отец назван стариком, но на самом деле это не так. Дети в те времена рано становились взрослыми в 13-14 лет, то есть отцу девушки было самое большее лет за тридцать. Женился он по двум причинам: нужен был наследник и он был молодым, полным сил мужчиной. Стариком он стал уже более поздние времена, когда появилась причина объяснить мотив покорности отца новой жене. Мы уже никогда не узнаем причину по которой мачеха потребовала выгнать девушку из дома - этот мотив был утерян. Отец при родовом строе имел полное право над жизнью и судьбой своих детей, поэтому в те времена решение главы семейства никто оспорить не мог. Римские легенды рассказывают, что отец мог даже убить своих сыновей за нарушение его воли.

Сам мотив колдовства в сказке показывает отношение языческого жречества венедов к колдунам и ведьмам. Оно было отрицательным. Общество венедов развивалось, имущественное и социальное расслоение ознаменовало начало образование классов. Разумеется из среды общинников выделились служители богов - жрецы. Они сами вышли из древних племенных колдунов, но став специалистами не только по заклинаниям и ворожбе, но и специалистами в проведении обрядов, жрецы увидели в колдунах и ведьмах конкурентов. В самом деле, если человек при беде или болезни шел храм с приношениями и жертвами не, а к колдуну, то это било престижу и доходам жрецов. Поэтому жрецы в своих сказках прославляли богобоязненных добродетельных героев и всячески чернили своих конкурентов - колдунов. Вспомним, для примера, греческий миф о колдунье Медее, которая убила своих детей из мести мужу. Кстати, тоже иностранка.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живёт она с мужем да радуется и родила ему мальчика .


Примерно так выглядели вожди венедов. Кельтское влияние на культуру венедов было очень сильным, как сейчас европейское.

Комментарий . Здесь мы потеряли целую сюжетную линию. Не ясно, кто был человек на котором женили Арысь, какие были отношения отца девушки с будущим зятем. Ясно что отец каким-то образом перехитрил свою жену. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что за детьми приглядывала мамка, то есть служанка. В те времена это могла быть только рабыня. Рабов себе мог позволить иметь только зажиточный или знатный человек. Можно предположить, что Арысь стала женой местного вождя. Стало быть и отец Арыси был не простым общинником, а знатным человеком, который мог дать за дочь богатое приданное.

А ведьма ещё пуще злится, зависть ей покоя не даёт; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила её вместо настоящей жены. Так всё хитро сделала, что ни муж, ни люди - никто обмана не видит. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится .

Комментарий . Не только зависть мучила мачеху. Казалось бы она избавилась от ненавистной падчерицы - живи спокойно. Но если, принять во внимание другие русские сказки, то, можно предположить, что дочь мачехи никто не хотел брать в жены. Отсюда план хитрой мести. Так как мачеха была колдунья, то местью была магическая - обращение Арыси в животное.


Почему Арысь была превращена в рысь? Оборотни во множестве встречаются в русском фольклоре. Мужчины превращаются в волков или в медведей, что вероятно является воспоминанием о древних культовых воинских мужских союзах, возникших во времена индоевропейской общности. Женщины-ведьмы чаще превращаются в сорок, свиней, жаб, но в рысей никогда. Видимо, перед нами единичный случай, потому что так захотел автор сказки. Рысь была выбрана по нескольким причинам: рысь - красивое животное и рысь никогда не нападает на человека, то есть мотив, что рысь могла кормить ребенка у слушателей сомнению не подвергался. Были ли какие-то мифологические мотивы для выбора рыси в качестве животного-оборотня я ничего не могу сказать - данных для этого нет.

Статья из книги Е. Грушко и Ю. Медведева "Славянская мифология", 1996 г.

С 90-х годов с легкой руки писателей-фантастов Ю. Медведева и Е. Грушко Арысь-поле из сказочного персонажа превратилась персонажа славянской мифологии, некоего существа - полурыси-получеловека. С тех пор это ошибочное мнение кочует по различным справочникам и подхвачено неоязычниками (что само по себе говорит о неоязычестве, как о новоделе, не имеющего никакого отношения к настоящему древнему язычеству). На самом деле русский фольклор знает Арысь-поле только по одной сказке.

Наряду с оборотничеством древний автор ввел сказку сюжет с подменной женой. Это, скорее всего, так же древнейший индоевропейский сюжет. Так, в индийской мифологии известен миф о Вивасвате и его жене Саранью, которая после рождения детей создала свое магическое подобие (или преобразила служанку) и, превратившись в кобылицы умчалась на вольные хлеба. Но славянский автор по своему переработал древний сюжет: если у индийцев мать бросила своих детей, то у славян наоборот продолжила кормить и заботиться.

Так же можно предположить еще одной потерю сюжетной линии: в сказке фигурирует платье, благодаря которому никто не заметил подмены. Оно скорее всего было волшебное. Не понятно так же, как Арысь превратилась в животное. По русским поверьям оборотнем можно было стать двумя способами: первый - по личному желанию, перепрыгнув через магический предмет (отсюда и название - оборотень), то есть человек как бы выворачивался звериной шкурой наружу; второй - через проклятие, одним из способов было накидывание шкуры на жертву, от такой шкуры жертва самостоятельно избавиться не могла. Видимо, шкуру рыси на Арысь накинули обманом. Но этот сюжетный ход был утерян.

С того самого дня, как только ребёнок проголодается, мамка понесёт его к лесу и запоёт:

Арысь-поле! Дитя кричит,

Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмёт мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдёт в лес .

Однажды я пришла в гости к дедушке. Как-то раз я пошёл с дедушкой в лес.
Он увидел мой сотовый телефон и спросил: Я собрал корзину грибов, но оказалось,
"Как им пользоваться? я показала ему как. что они были ядовитые. В этот день я
Дедушка Воскликнул: "Век живи - век учись!" научился различать съедобные грибы.
(Света Груздева) (Антон Якушечкин)

В одной семье жила девочка Маша. Мама Как-то раз пошли дедушка с внуком
часто учила её месить тесто. Сначала на рыбалку. у них было мало червей.
Маша научилась делать колобки. Подрос- и говорит внук дедушке: "Давай хле-
ла Маша и стала печь пироги. А сейчас она бушек на крючок нацепим. И они на-
выпекает торты. Век живи - век учись. ловили много рыбы. Дедушка поду-
(Инна Луца) мал: "Век живи - век учись".
(Дима Рыбкин)

Об ученике, который считал, что он всё знает

Жил-был мальчик, который думал, что всё У одного кузнеца был ученик. Кузнец учил его
знает. Однажды проходили на уроке части кузнечному делу: ковать подковы, доспехи...
слова: корень, приставку, суффикс. Ученик Прошло некоторое время и ученик решил, что
говорит: "А я думал, что корни бывают только уже всё умеет. И начал работать один, но у
у деревьев" него ничего не выходило.. Он пришёл к куз-
(Илья Загоруйко) нецу и попросил прощения. Кузнец продол-
жил передавать ему свои знания.
(Оля Сидорова)

Жил на свете ученик по имени Петя. Он Жил Петя Иванов. Он считал себя великим
учился в первом классе. Петя хвастался, умником. Однажды к нему приехала его
что он всё знает. но оказалось это не так. маленькая сестрёнка и стала задавать свои
Когда учительница вызвала его к доске, детские вопросы: "Почему небо синее, вода
он ответил наугад и получил двойку. прозрачная, трава зелёная. И Петя не знал
(Егор Манылов) что ответить.
(Женя Кондратьева)

Жил на свете мальчик, который считал, Жил- был ученик Вася Петров. Он думал,
что всё знает. Однажды к нему пришёл что всё знает. Как-то раз мама попросила
его друг и задал ему вопрос: "Есть ли Васю пожарить курицу и Вася сказал: "Я
начало и конец у вселенной?" Мальчик лучше тебя пожарю!". Поставил он курицу
подумал-подумал и ответил: "Не знаю". на сильный огонь, а см ушёл. Пришёл, а
(Настя Молоснякова) на сковороде - угольки.
(Егор Малов)

О человеке, который умел учиться хорошему у людей,
животных и растений

Жил мальчик. Ему было скучно и грустно, Жил на белом свете паренёк. Он не любил рабо-
когда шли дожди. Но однажды он увидел, тать и не умел запасать еду на зиму. Ему нрави-
как воробьи чирикают и купаются в луже, лось сидеть в лесу под деревом и смотреть, как
цветы блестят на солнце, как будто гово- весело бегают по стволу белки.
рят дождю "спасибо". Теперь мальчик, - Наверное, играют в догонялки, - думал паре -
как птицы и растения радуется дождю. нёк. Пригляделся он и понял, что белки не игра-
(Антон Тертычный) ли, а таскали в дупло орехи, грибы и мягкий мох
на подстилку. они готовились к зиме. Парень по-
думал и тоже пошёл собирать грибы и ягоды.
Так он научился у белок делать запасы.
(Валерия Сухова)

Конечно же, есть на свете ученики, которые считают, что они всё знают. К таким ученикам относился и Слава Ведёркин, что из нашей сказки. Но в результате произошедших сказочных событий его мнение изменилось…

Сказка про ученика, который думал, что он всё знает

Жил-был ученик Слава Ведёркин. Учился он так себе, но считал себя рассудительным и знающим.

— Я умный, — сказал как-то Славик коту Ваське.

— Мяу-мяу, умный, — согласился кот.

— Я грамотный, — сказал Слава вороне, которая провожала его до школы.

— Карр, карр, грамотный, — подтвердила ворона.

— Я всё знаю, — утвердился в этой мысли ученик Ведёркин и отправился домой, на диван. Но отдохнуть на мягкой лежанке ему не пришлось. Какой-то сильный вихрь подхватил его и понёс неведомо куда.

Слава не успел и глазом моргнуть, как оказался в необычном месте.

— Слава Ведёркин! – кричали люди. – Смотрите, настоящий Слава Ведёркин!

— Нам нужна помощь, — сказали люди. – Попутный ветер принес весть, что ты – умный, грамотный и всё знаешь. Помоги нам построить космический корабль. Мы уже начали его конструировать, но у нас не хватает знаний.

Испугался Славик. Никаких космических кораблей строить он не умел. Он обладал навыками постройки только песочных домиков.

— Нет, не смогу помочь, — сказал Славик людям и пошёл дальше.

— Смотрите, идёт Слава Ведёркин, — обрадовано закричали ученики незнакомой школы. – Слава – ты грамотей! Помоги, друг… И тут каждый начал просить Славу помочь ему сделать какое-то задание — одним решить задачу, другим – примеры, третьим – написать сочинение, кому-то выполнить анализ стихотворения…

— Я не смогу помочь, — сказал красный, как варёный рак, Слава.

И тут он услышал за спиной:

— Вот кто вылечит моего сына. Это же ты, Слава Ведёркин? Ты всё знаешь. Доктор ещё не приехал, может быть, ты сможешь поставить диагноз больному?

Слава вобрал голову в плечи и отказался.

— Как мало я, оказывается, знаю. Мне надо ещё учиться и учиться, — наконец-то понял Слава. — А я-то себя воображал знающим! Хорошо, что вовремя выяснил, что мне надо ещё многое освоить!

Услышав эти правильные слова, всё тот же сильный вихрь подхватил ученика Ведёркина и доставил его прямо к школе. Хорошо, что у мальчика ранец был за плечами.

— Здравствуй, любимая школа! – сказал Слава. – Я пришёл учиться!!!

Вопросы к сказке про ученика, который думал, что он всё знает

Кто назвал Славу умным и грамотным?

По какой причине ученик Слава Ведёркин решил, что он всё знает?

Почему Слава отказался принимать участие в строительстве космического корабля?

Почему Слава не помог ученикам другой школы выполнить задания?

Имел ли Слава медицинские знания?

Правильные ли выводы сделал ученик Ведёркин по результатам своего путешествия?

Какие пословицы подходят к сказке?
Знания – истинная ценность.
Кто много знает, тот много умеет.
Хвались, да не обожгись.


помогите написать изложение

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло;

окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он66не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать - и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.
помогите написать изложение