Украинские ведьмы и колдуны. Украинские ведьмы. Что умели славянские ведьмы


Давно говаривают, что украинская земля полнится мистикой. Из школьного курса литературы помнится Николай Гоголь, так любивший эту землю, которая его вдохновляла писать мистические произведения, за что известен он остается и по сей день уже не только книгами, но и художественными фильмами и театральными постановками. Богата украинская земля сказаниями, легендами, сказками и былинами. Что-то из них правда, что-то - вымысел, мы сейчас не будем об этом гадать. Удивительнее всего все-таки то, с чем сталкиваешься лично, в настоящем моменте. И этот рассказ я хочу посвятить тому, что знаю лично, от людей, которых видела, которые были и есть моими соседями. Да-да, украинские ведьмы действительно существуют, и они могут быть ближе, чем вы думаете, например, соседями, знакомыми, с кем видетесь ежедневно, с кем говорите и делитесь новостями, сплетнями,кого зовете в гости или на помощь. И это удивляет даже более,чем художественные произведения писателей, потому что сюжеты творятся на ваших глазах.

Итак, начнем. Живу я в небольшом городке, имени которого по понятными причинам указывать не стану,на последней его улице, отгороженной, как хутор, от остального города озером и лесом. Улицу многие называли хутором, и она походила на отдельную деревню, насчитывая в лучшие свои времена шестьдесят домов. Все случаи, о которых пойдет речь, были на моей памяти с детства, детали их давно забыты, впрочем, осталась самая интересная суть.

На этой улице, в этом доме, где сейчас живу, ранее жили мои бабушка и дедушка по отцовской линии. Построились они в 50-х годах прошлого века, выбрав этот район как близкий к железнодорожной станции, где работал начальником станции дед. На работу он ходил пешком через лес, поэтому место было выбрано не случайно. До массовой застройки в этом месте располагались военные казармы и улица называлась тогда по-другому - Колонна. Странное название переименовали на более подходящее и красивое.

Когда поселенцы застроились, жизнь потекла по своему руслу. Только спустя время стало понятно, что среди простых жителей улицы есть не совсем обычные. В народе таких называют "ведьмы". Еще стало известно, что плотность их при этом очень велика. Сами посудите, если кто знает в каком-то городе ведьму, ну одну, это и то хорошо. А здесь минимум четверо на шестьдесят домов.

История, которую рассказывала соседка через дом от меня. Давно это было, я училась еще. Как-то заболела эта соседка. И врачи причины не могли найти. Попереживав, пошла соседка к бабке, которая лечит. Та посмотрела и говорит:"Полечу тебя, только домой прийдешь, если кто что просить будет, не давай, иначе болезнь обратно вернется. Завидуют тебе, вот и сделали. А кто придет, тот и сделал." После лечения, пришла соседка домой, глядит, а соседка-тетка к ней бежит, нервная вся, и что-то просит дать взаймы(уже не помню). Та ей отказала, говорит "нету у меня". На следующий день опять приходит за какой-то мелочью, то ли солью, то ли яйцом. Опять отказ. В третий день тетка пришла, а там муж был и дал ей, что она просила. Очень она рада была. А болезнь к соседке вернулась опять. И опять она побежала к бабке. Чем дело закончилось, не помню, только этой соседки нет уже в живых, а тетка,обнаруженная таким образом в нечистых делах, еще здравствует, хоть и старше по возрасту.

Помню в детстве эту тетку хорошо. Выйду погулять на улицу возле дома, и она выйдет, застынет и смотрит на меня недобрым взглядом,что как говорят, кровь стынет в жилах. Обходила её тогда десятой дорогой, понимала, что недобрый человек.

Еще одна ведьма жила чуть дальше с другой стороны. Когда моя бабуля жива была, всё они что-то не делили между собой, скандалили часто. Ну ведьма и проказничала тоже. То на след сделает дочке, то есть тетке моей, то еще какую пакость. Предки мои богато жили, своим трудом, обрабатывали много земли, растили сад и скотину держали, поэтому завидовать было чему.

И вот пришло время той бабке умирать. И звала она мою бабулю попрощаться. Если учитывать их вражду, это более чем странное мероприятие. Как теперь кажется, ведьма хотела видимо, силу передать моей бабке, без этого тяжело они помирают. А бабуля моя не пошла к ней. Пришлось соседям крышу разбирать на доме ведьмы, только тогда она почила. Я об этом ритуале с разбиранием крыши слышала, но не думала, что это правда, более того, что так делают и сейчас.

Мою бабку тоже обвиняли в колдовстве. Больно скандалила с соседями. Остра на язык, и людей видела насквозь. Но я росла в обычных условиях, и никогда бабку за гаданиями или магией не видела. Работала она много, а вот колдовством врядли занималась. Может проницательность и воспринимали за ворожбу.

Уже много позже узнала, что на краю улицы тоже нечисто. Одна бабка там гадала на картах. Мы с девчонками бегали к ней для интереса. А рядом тоже две соседки напротив друг друга мира не знали. Одна что-то колдует на другую. Идешь мимо,на заборе зеркало висит. Думаешь, что это? Оказывается, защитный амулет от сглаза. Развлекались тетки. Подробностей этой истории тоже уже не помню.

Если не придавать значения этим историям, вроде обычные люди живут своей обычной жизнью.Таких миллионы. А вот если присмотреться, выплывет необычайная правда. Украинские ведьмы могут быть очень близко, значительно ближе, чем можно подумать. И может быть, я - одна из них.

Рецензии

Согласна с Ларисой, тоже про Атлантиду подумала, когда читала.
На самом деле, много таких людей везде, встречается сплошь и рядом. Когда "деревня" поразъехалась по городам, подобные люди как бы разбавились, стали менее на виду, и тут уж можно свои дела вытворять почти без оглядки.
Конечно, это низшая магия, полное отсутствие духовности.
Ну, а Вы, Надежда - ведунья, это уже совсем другое дело.:)

Про Атлантиду имею очень скудные знания. Может быть, расскажите мне об этом поподробнее или может есть где прочитать? В заметке как раз про низшую магию и идет речь. Я воспитывалась в атеистическо-материальной среде и поэтому все происходящее воспринимала больше, как склоки женщин, слухи, глупости от "нечего делать" недобрых людей. В конце я юморю о себе (часто слышала и в свою сторону эпитет "ведьма" особенно когда не получалось меня прогнуть), но вы точно определили, кем меня создали. И это совсем другое дело. Тоже самое я могу сказать и о Вас;)Проникаете в глубину. Именно таких людей я ищу.
А про "этих" могу сказать, что пакости их заставляет делать эта сила, или дух в них. Им становится физически плохо, если не делают зло другим.

Отношение к ведьмам у всех народов было уважительно-боязливым, но каждый из них наделял эту специфическую касту женщин своими особенностями. Названия тоже были разными. Слово «ведьма» произошло от праславянского корня -вед-, который входил в состав лексемы «ведать» и однокоренных ей слов. «Ведать» по-славянски означало «знать».

Славяне называли ведьмами женщин, имевших какие-то тайные знания, умудренных в магии и умевших делать разные фантастические вещи (летать, доить месяц, общаться с чертями и пр.). У южных славян было еще одно определение этих нечистоплотных в духовном отношении дам – «вештицы». В западных регионах их звали «чаровницами», то есть умеющими одурманивать, насылать чары, волшебство.

Что умели славянские ведьмы

Поскольку язычники часто приписывали необъяснимые для них явления действиям злых сил, то ведьм частенько обвиняли во всех возможных бедах. Со временем сложился специфический образ славянской ведьмы как зловредной дамы, с которой шутки плохи. Если в селе у какой-то коровы пропадало молоко, в этом была виновата ведьма. Способностью «отбирать» молоко у дойной коровы владели только славянские ведьмы.

Как отбирали молоко у чужих коров

Женщины могли быть ведьмами от рождения (перенять колдовство по наследству от матери или бабки) или «учеными». Первые доили коров вручную, как это делают простые селянки. Чтобы не быть замеченными, они превращались в предметы (колесо от телеги, вилы) или животных (черных котов, собак, жаб или свиней) и тайком пробирались в хлев. Процесс дойки продолжался до тех пор, пока у скотины не текла из вымени кровь. Интересно, что женщины, уже рожденные ведьмами, имели самый настоящий хвост.

«Ученые» ведьмы становились таковыми, заключив договор с дьяволом. Они могли добывать молоко и другим способом. Один раз выдоив буренку вручную, женщина делала отверстие в углу своего дома и затыкала его чопиком. После этого ведьма могла в любое время вытащить этот чопик и получить только что выдоенное молоко, которое текло от ничего не подозревающей коровы прямо к ведьме в жилище.

Молоко, разведенное свежесобранной росой, было излюбленным лакомством этих женщин. Ведьмы на праздники устраивали приемы для нечистой силы, где угощали молоком с росой. Нередко доили для этой цели и месяц на небе. Дойкой месяца обычно занимались именно южнославянские вештицы. Эти случаи описаны в украинском фольклоре.

Помимо таких пакостей, славянские ведьмы могли насылать болезни, засуху или град, который уничтожал весь урожай и угрожал людям голодом. Если ведьма делала на поле «закрутки» из колосков пшеницы или ржи, она насылала таким образом проклятие на смерть. Также если происходило лунное или солнечное затмение, в этом обязательно обвиняли неугомонную ведьму, которой не терпится извести род людской.

Полеты ведьм

Чтобы подоить молодой месяц или из вредности украсть его – что тоже нередко случалось, - ведьме необходимо было подняться в воздух. Для славян умение летать было самым необычным из того, что могли эти дамы. Славянские ведьмы обычно летали на кочерге или помеле (большой, грубо сработанной метле). У скандинавских народов аналогичные персонажи воспаряли в небо на прялке или на конском черепе, в который был впряжен красный петух.

Еще одно средство для полетов – втирание в кожу особым образом приготовленного снадобья. Оно готовилось заранее из разных трав и других «волшебных» предметов, как то: белладонна, мухоморы, змеиный жир, измельченная кора волчьего лыка и пр. Эти рецепты описаны в памятнике XVII века «Вечірній колдовник».

Перед полуночью ведьма раздевалась и натирала все свое тело этим средством. И помело, и секретная мазь использовались также для полетов на шабаш. Вылетала из своего дома славянская ведьма через трубу, пользуясь ею, как своеобразным порталом для быстрого подъема в небо.

Ведьмы могли летать и на спине у черта. Чтобы оседлать это существо, нужно было сначала приманить его к себе в дом. Черт может залететь через печную трубу или отверстие в потолке. Чтобы это произошло, ведьма держала открытой заслонку в печи или выламывала несколько досок в потолке. Способов оседлать черта у славян описано множество. Один из них – плюнуть ему на хвост, после чего нечисть становилась податливой.

Контакты с чертом

Главным отличием настоящей ведьмы от обычной сельской знахарки, которая собирала травы и умела лечить людей, являлось подписание договора с нечистой силой. Таким образом женщина продавала свою душу и после этого делала только зло. Проданная душа попадала после смерти человека всегда только в ад. Интересно, что с чертями ведьмы общались самым тесным образом и в обычной жизни.

Одни ведьмы мучительно переживали свое вынужденное общение с чертями. Другие дамы чувствовали себя равными этим существам. Могли, например, заигрывать с ними или даже общаться еще теснее. Обычно интимные контакты с чертями или демонами-инкубами происходили на регулярными сходках ведьм на Лысой горе.

Рассказы о плясках с чертями на шабаше на Лысой горе характерны именно для поверий украинцев и белорусов. На их фольклор повлияли предания западноевропейских народов. У русских ведьмы чаще собираются небольшими группами на старом тополе, вязе или иве. Происходит это обычно на Купалу. Нечисть во время таких сходок решает, кому достанется какая жертва для разных нечистых забав.

Насколько распространена магия в Украине? Много ли в Украине ведьм и колдунов?

В одном из интервью я как-то сказал, что в любой другой стране у меня не было бы такого количества посетителей, сколько бывает у меня на приёме здесь, в Украине. В России повсеместно распространено мнение, что в Украине "ведьм и колдунов огромное количество". Некоторые россияне вполне серьёзно считают, что магия - столь же типичное для украинцев занятие, как увлечение салом.

Как-то я полюбопытствовал, что есть по этому вопросу в интернете. Всё подтвердилось. Можете сами в этом убедиться, стоит лишь ввести в поисковую строку запрос: магия в Украине ли колдуны в Украине. Вот некоторые из обнаруженных мною ключевых фраз: "Современная Украина. Колдунов тут видимо-невидимо", "Этот колдун тоже был с Украины", "Белорусские земледельцы пригласили колдуна с Украины для помощи и, наконец, пошли дожди", "Пять лет он обучался у колдунов Западной Украины", "Украина вообще полна тайн, как былая обитель сечевых колдунов и киевских ведьм", "Украина - это удивительный край. На Украине что ни шаг, то ведьма или колдун, Гоголь всё правильно описывал", "Ведьмы и колдуны пришли в русский фольклор с Украины", "На Украине в силу каких-то причин сохранилась преемственность знахарства. Знахари, лекари, ведьмы, колдуны - всё это здесь есть" и т.д.

Многие, практикующие в России, знахари и целительницы любят упомянуть о своих, якобы, "украинских корнях". Этот факт придаёт им особый авторитет в глазах публики. В московских газетах нередки объявления, типа: "Ведьма с Конотопа" или "Потомственная украинская целительница". Заявления, типа: "Я прошла обучение у потомственной украинской ведьмы" производят на слушателей особый эффект, будто художник скажет: "Я лично обучался у Сальвадора Дали".

Вот выдержка с какого-то религиозного сайта: "Село, где служил батюшка, сплошь из колдунов состоит, на Украине это обычное дело". Вот так, ни больше, ни меньше: "На Украине это обычное дело!"

Ещё одна интересная фраза: "С Бенина, где колдунов больше, чем на Украине, культ вуду перекочевал в Новый Свет и стал широко известен..." Следует заметить, что государство Бенин считается мировой колыбелью колдовства, где было рождено такое колдовское направление, как "Вуду". "Визитная карточка" этого магического направления - производство зомби. Говорят, что в Бенине едва ли не всякий туземец знаком с колдовской практикой. И вот такую страну сравнивают по уровню развития колдовства с Украиной!

Первые исторические упоминания об Украине имелись, по-видимому, у Геродота. В своей знаменитой "Истории" Геродот называет население нынешней Украины "неврами" и считает всех "невров" - колдунами.

В целом, по уровню развития колдовства среди населения, Украина явно в лидерах! И это, кстати, печальный факт, поскольку он, в частности, отражает низкий уровень нашей официальной медицины и отсутствие доверия к ней населения. Что же касается "цветовых" характеристик колдовства, то "черный" цвет здесь подавляет все прочие: наводят порчу сотни, снимают ее единицы.

Как-то я был на концерте сатирика Михаила Задорнова, и он назвал Украину "шабашем ведьм и парапсихологов". Что ж, если есть спрос, будут и ведьмы с парапсихологами.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Славянская магическая тардиция возникла в результате причудливого сплетения исконного волхования, основанного на язычестве, и православном христианстве, которое всегда было лояльнее католицизма.
У славян колдовали преимущественно женщины, так как считалось, что они ближе к природе, чем мужчины. Самые сильные ведьмы обитали на Полесье, в Украине. Киев же издревле считался столицей славянских ведьм.
В то время, когда Европа полыхала кострами инквизиции наши ведьмы, наоборот, не испытывали особых притеснений, а даже наоборот охранялись законом, запрещавшем расправы и самосуд над ними.
Результатом многовекового пиара священной инквизции стал нелициприятный облик европейской ведьмы - уродливой старухи, покрытой бородавками. На самом же деле все, как вы понимаете, совсем не так.
Ведьмы бывают «родЫми» и «вчЭни». Говорят, если в семье подряд рождается семь девочек, то самая последняя - родыма ведьма, если в роду из поколение в поколение рождаются внебрачные девочки - то третья и родится ведьмой. Еще одна интереснейшая версия гласит, что ведьмой станет дочь той матери, которая свое чадо кормила грудью более двух лет.
Отличительной особенностью украинских ведьм являются глаза. У европейских "коллег" они красные, так как воспалены после бессонных ночей. У наших - завораживающе прекрасны.
Исследователи делят украинских ведьм на полесских и карпатских, последних еще называют босорками.
Если полесская ведьмачка могла выступать в образе обольстительной красавицы, то босорка - всегда страшна, безобразная старуха, ведьма - двоедушница. Как и полиссянка. Босорка могла превращаться в различные предметы и животных, насылать порчу и красть молоко. Только была у нее еще одна совершенно неприятная способность - красть ребенка из чрева матерей, а еще они могли подменивать младенцев на своих - уродливых и горбатых Босорки вредили людям преимущественно ночью.
Образ украинской ведьмы очень "еротизований". т.е. эротизированный. Это очень привлекательные женщины, особыми чарами вызывают сильное половое влечение у представителей противоположного пола. Мужчин у них уйма. К тому же, украинская ведьма очень сексуальна даже в не очень молодом возрасте.
Украинская ведьма ведет двойную жизнь, потому что ей присущи как бесчеловечные, так и человеческие качества. Днем она обычная женщина, а ночью - ведьма. Через двойную природу ее сущности и отношения к ней двойственное. Характер отношений ведьмы с другими людьми можно охарактеризовать как "вооруженный нейтралитет". Он может превратиться в открытую вражду или иметь характер тайного соглашения в зависимости от обстоятельств.
После смерти ведьму хоронили, как обычного человека. Только добавляли к погребальному ритуалу отдельные магические действия: сыпали в могилу мак и забивали колышек.

Украинские ведьмы.

Как появляются. Внешний вид. Праздники.


«Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш. Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч. Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей »

«О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Владимир Даль

Украинская ведьма привлекательна и немного парадоксальна. В некотором роде, она счастливица, потому что, практически избежала ужасов "охоты на нечисть" оголтелых инквизиторов и костров. Досталось. конечно, но не так сильно как могло бы. Украинская может воспитать своего ребенка послушным христианином, несмотря на то, что сама с чертом танцует и месяц крадет, она любит летать по ночам и превращаться в собак и котов, а еще она любит молоко. О ней сложено немало песен и сказок, о ней писали Николай Гоголь и Михаил Булгаков, и, что самое интересное, украинские ведьмы по прежнему тихо-мирно селятся в святых местах и занимаются своими любимыми занятиями.

Итак, ведьма - это женщина, которая связала себя и свое существование с нечистой силой и поэтому занимается только порчами и пакостничеством. Ведьмы бывают «родЫми» и «вчЭни». Первая категория ведьм рождается со всеми нужными навыками и с пресловутым хвостиком пониже спины. Хвостик этот поначалу маленький и неприметный, но с возрастом и с накопленным опытом он увеличивается в размере и становится весьма длинным, примерно как у собаки. Если в семье подряд рождается семь девочек, то самая последняя - родыма ведьма, если в роду из поколение в поколение рождаются внебрачные девочки - то третья и родится ведьмой. Еще одна интереснейшая версия гласит, что ведьмой станет дочь той матери, которая свое чадо кормила грудью более двух лет.

Практически все фольк источники убеждены, что лучше иметь дело с природной ведьмой, потому что она может совершать и неплохие поступки, например, исправить сделанное, а вот та, которой пришлось ведьмовской науке учиться - никогда хорошего дела не сделает и ждать нечего тут!!!

Вообще, становление ученой ведьмой процесс трудоемкий и малоприятный. Во-первых, надо найти достойного учителя - это, согласно поверьям, либо другие ведьмы, либо сам черт. Для того, чтобы отречься от Б-га перед началом ученья, будущей ведьме придется, по разным источникам: топтать иконы, читать молитвы задом наперед, перекидываться через нож, голой по земле ползать - жуть, одним словом. Финал - экзамены на Лысой Горе, и про лысые горы стоит поговорить отдельно. Вот у меня, к примеру, есть камень со Львовской Лысой горы, хотя проще было бы до Киевской добраться, но про все по порядку, а еще лучше прямо сейчас пройти по ссылке и прочитать про Лысые Горы Киева.



На Лысых горах украинские ведьмы, как и их товарки из Европы, проводили свои праздники - шабаши.

2 июля/29 июня , по новому и по старому стилю соответственно, все украинские ведьмы слетались на самый главный шабаш в Киев, а помимо этого, веселье могли устроить и в такие даты: 2 февраля, 30 апреля, 23 мая, 22-23 июня, 7 июля, 31 октября . Что означают эти числа вы можете узнать из пройдя по ссылке ниже - это коротко так)


А если уж совсем на чистоту говорить, то шабаш можно было устроить в любой день, вернее ночь, только не в воскресную. Как говориться, если очень хочется, то можно).

На шабаш ведьмы слетались не только на метлах, в ход могли пойти и скамейка, и кочерга, и дерево...

«Накануне Купалья один молодой человек ожидал свою девушку под старой вербой, как было условлено. Ждал долго - пару часов. И вот в полночь вдалеке показался ее силуэт.

Тогда парень, решив подшутить, спрятался за дерево и стал наблюдать, что будет делать опоздавшая.

Девушка подошла к вербе и... стала на нее забираться. Юноша очень удивился, но все же последовал за ней.

Когда та прочно уселась, то стала читать: "Гайда вярба да Киева!" Тут дерево оторвалось от земли и полетело...

Вскоре приземлилось в каком-то странном месте, где проходили не менее странные гуляния. Стало очевидно, что молодой человек оказался на так называемом шабаше, а та, которую он любил, - самая настоящая ведьма

источникhttp://kryptocom.org/publ/21-1-0-143

Ведьмы бывают разные....


Исследователи делят украинских ведьм на полесских и карпатских , последних еще называют босорками .

Если полесская ведьмачка могла выступать в образе обольстительной красавицы, то босорка - всегда страшна, безобразная старуха, ведьма - двоедушница. Как и полиссянка. Босорка могла превращаться в различные предметы и животных, насылать порчу и красть молоко. Только была у нее еще одна совершенно неприятная способность - красть ребенка из чрева матерей, а еще они могли подменивать младенцев на своих - уродливых и горбатых Босорки вредили людям преимущественно ночью. Но было у них время особой активности, когда они могли действовать в любое время суток. Такими днями традиционно считались Иванов день (24 июня), день святой Лукии (венгр. Луцы) (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля). Считалось, что на Иванов день босорки собираются на свои шабаши, в день святого Георгия на рассвете голыми руками собирают росу, чтобы увеличить удой своих коров.

http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s00/e0000859/index.shtml

В последнее время, совершенно отдельной категорией выступают киевские ведьмы, но о них речь пойдет немного позднее.