Упражнения на ораторское искусство. Ораторское искусство - упражнения для совершенствования речи Упражнения на развитие ораторских способностей


Красноречие - качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение - заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу - каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение - составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение - «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето - «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача - пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное - упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.

Предлагаем вам практиковать ораторское искусство, упражнения для жестов можно выполнять самостоятельно. Когда вы общаетесь с одним или несколькими собеседниками, оставьте руки свободными и обратите внимание на то, какие жесты вам свойственны. Что делают ваши руки во время разговора, какие движения повторяются чаще остальных? Проанализируйте свои ощущения и поведение, постарайтесь понять, из какой точки начинаются жесты? Как бы вы сами оценили их: это уверенные и широкие движения или мелкие и суетливые, что они могут сказать о вас? Если можно привлечь окружающих – сделайте это, пусть они выскажут свое мнение о жестах оратора в вашем исполнении. В итоге, определите свой уровень умения жестикулировать – эти сведения вам непременно пригодятся.

Ораторское искусство: упражнение «Зеркало»

Его можно назвать ключом к практике грамотного владения жестами. Закрытые и открытые жесты могут быть отшлифованы с его помощью, а суть в следующем:

Ищем образец, который обычно жестикулирует в манере, нам несвойственной, и пытаемся перенять его движения. Прекрасно, если это будет харизматичный лидер и хороший оратор. Если ваши жесты энергичны и быстры, то для «отзеркаливания» нужно выбрать человека спокойного и солидного. Хотя почему человека? Любимый мультперсонаж тоже подойдет! Подобрали образец? Теперь пытаемся копировать его жесты, сначала пусть это будут только жесты рук, подсмотренные за короткое время (полминуты – минуту). Потом увеличиваем временные отрезки, а к движениям рук подключаем походку и мимику. Старайтесь упражняться незаметно для сторонних наблюдателей, на специальном тренинге в кругу единомышленников или дома, при просмотре видео.

В упражнении «Зеркало» возможны варианты, оно поможет не только освоить основные принципы использования жестов , но и потренироваться в применении каждого из них. Так, широту и открытость жестикуляции можно отработать, если принять за образец двух ораторов: симпатичного вам и отталкивающего. Тщательно изучив применение ими жестов, повторяем, заучиваем и запоминаем полюбившиеся движения.

Ораторское искусство: упражнения для симметричности жестов

Недостаток симметричности успешно корректируется практикой, тем более, что упражнений, помогающих выработать красивые, симметричные жесты немало, рассмотрим некоторые из них.

  1. «Левша». Название говорит само за себя – суть упражнения в том, чтобы на пару часов сделать основной ту руку, которая в жестикуляции почти не используется. Делаем левой (или правой) рукой все – моем посуду, держим компьютерную мышку, одеваемся и жестикулируем. Постепенно увеличиваем время «леворукости» и заменяем одну руку другой уже на целый день.
  2. Второе упражнение – это небезызвестное нам «Зеркало», теперь нам нужно постараться повторить все до одного жесты выбранного оратора в зеркальном отражении – он поднял правую руку – мы левую, и наоборот.

Еще одно полезное упражнение называется «пантомима». Оно заключается в сопровождении речи максимумом описательных жестов. Можно его усложнить и для каждого слова в монологе придумать свой жест.

Если ваша проблема — это быстрые, мельтешащие жесты, то поможет упражнение «Король», созданное для формирования солидности и плавности речи и жестикуляции.

Представьте, что вы играете роль короля. Какой он? Какие жесты ему свойственны, какие движения и манера речи? Примеряем царскую осанку и плавность перемещений, манеру спокойно и с достоинством говорить, ведь каждое королевское слово – на вес золота.

Ораторское искусство: упражнения для конгруэнтности

Отработать соответствие жестов их содержанию, то есть конгруэнтность, поможет любое из упражнений, предназначенных для тренировки ораторского мастерства. Можно дополнить наш арсенал тренировок веселым упражнением «Сурдопереводчик» (точнее его обратной версией). Суть его в том, что слушая партнера, мы должны изобразить содержание речи жестами прямо противоположными. А если партнеров под рукой не оказалось, тренируйте креативность при помощи телевизора.

Программа Тренинга ораторского искусства
от Самарского Тренингового Центра

Базовая ступень (12 часов): «Словесная импровизация».

Базовая ступень тренинга направлена на то, чтобы снять страх выступления перед аудиторией, чтобы вы могли спокойно выйти перед слушателями и начать говорить практически на любую тему, при этом удерживая внимание публики, говоря на хорошем уровне энергетики, активно и грамотно используя жесты, интонации, контакт глазами. Чтобы вас слушали и восхищались вашей словесной импровизацией! Чтобы ваша речь была яркой, интересной, увлекательной, живой, зажигающей, харизматичной!!!


Темы

Содержание блока

Грамотные советы

Теория:

  • Как грамотно давать друг другу обратную связь (как быть хорошим тренером по ораторскому искусству для других).
Практика:

  • Мини-самопрезентации с отработкой навыка давать обратную связь.
*** Запускаем механизм самообучения, чтобы развитие ораторских навыков продолжалось и после окончания тренинга.

Энергетика речи

Теория:

  • Об энергетике. Шкала для измерения. Демонстрация разных уровней. Что создает высокую / низкую энергетику. Демонстрация работы на разных уровнях энергетики.
Практика:

  • Отработка навыка работать на разных уровнях энергетики.

  • Отработка навыка работать на высокой энергетике (вдохновляющая речь, призыв).

  • Отработка навыка перехвата лидерства с помощью высокой энергетики.
*** В этом же блоке на 50% прорабатывается страх публичных выступлений.

Техника речи

Теория:

  • Короткая лекция: на какие параметры в выступлении оратора обращать внимание (первые 6 параметров).
*** По итогам курса у участников семинара остается в голове матрица из 10-12 параметров, составляющих основу ораторского мастерства.

Постановка на публике

Теория:

  • Основная поза оратора.

  • Базовое положение рук.
Практика:

  • Запоминаем телом основную позу оратора.

  • Тренируем разные варианты базового положения рук.

  • Находим наиболее удачное для себя положение.

Словесная импровизация

Теория:

  • Демонстрация. Разбор приемов, которые позволяют импровизировать легко и спонтанно.
Практика:

  • Отработка навыка словесной импровизации (2 раза).

  • Отработка приема «импровизация по последнему слову».

  • Отработка навыка импровизировать, сохраняя контакт глазами.

Уверенность в себе

Теория:

  • Мозговой штурм «приемы для снятия волнения».
Практика:

  • Отработка навыка сохранять спокойное состояние, несмотря на провокации группы.

Работа с возражениями

(сложные вопросы)


Теория:

  • Демонстрация.
Практика:

  • Тренируем эмоциональную устойчивость при ответах на неожиданные вопросы.

  • Отрабатываем навык быстро, спонтанно, «сохраняя лицо», отвечать на сложные вопросы.

Работа с жестами

Теория:

  • На что обращать внимание при жестикуляции.
Практика:

  • Упражнения на отработку «говорящих» и «коммуникационных» жестов.

Актерское мастерство

Практика:

  • Изменение стиля своего выступления за счет вхождения в разные роли (отрабатываем 5 ролей).

  • Тренировка умения выступать в агрессивно-наезжательной манере (роль разозленного начальника).

Работа с голосом

Теория:

  • Приемы для лучшего владения своим голосом.
Практика:

  • Гимнастика для лица. Голосовая разминка.

  • Подстройка по голосу (при телефонных переговорах).

  • 2-3 упражнения на развитие интонационного / эмоционального богатства.

Словесная импровизация

Теория:

  • Демонстрация. Разбор двух основных стратегий для увязывания всего со всем.
Практика:

  • Тренируем навык перехода с текущей темы на тему, нужную оратору, с помощью импровизации .

Контакт глазами

Теория:

  • Контакт глазами: тонкости…
Практика:

  • Отработка умения поддерживать со слушателями хороший контакт глазами.

Продвинутая ступень (12 часов): «Видеотренинг (работа в жанрах)».

Продвинутая ступень тренинга направлена то, чтобы развить ваши ораторские навыки, чтобы научиться грамотно выступать в наиболее частых жанрах: «убеждающее выступление», «рассказывание историй», «произнесение тостов». Чтобы сделать несколько видеозаписей ваших выступлений и дать вам возможность проанализировать таким образом свои сильные и слабые стороны. Просмотр себя по видео дает поистине бесценную обратную связь о вашем стиле выступления. У многих именно видеотренинг приводит к скачкообразному росту ораторского мастерства!


Темы

Содержание блока

Метасообщение

Теория:

  • О важности того, что говорит наша невербалика: тело, мимика, жесты… Метасообщение о себе, услуге, слушателях…
Практика:

  • Тренируем навык выдавать нужные метасообщения. Замечать и расшифровывать метасообщения, идущие от других ораторов.

  • Тарабарский язык. Умение передать нужное метасообщение на несуществующем языке.

Цепляющие

вопросы


Теория:

  • Приемы для удержания внимания слушателей с помощью цепляющих вопросов. Демонстрация.
Практика:

  • Тренируемся выступать с использованием цепляющих вопросов .

Парламентские дебаты

с видеосъемкой


Теория:

  • Структура убеждающего выступления. Основы построения аргументации.
Практика:

  • Подготовка к выступлению.

  • Выступления в дебатах.

*** В этом упражнении суммируются все навыки, которые изучались на семинаре. Задача ораторов – выступить с учетом всего , что они уже знают. Видеосъемка – отличное средство выявления дальнейших направлений развития себя как оратора.

Художественный рассказ

с видеосъемкой


Теория:

  • Как создавать яркие, интересные истории-зарисовки из своей жизни. Композиция художественного рассказа.
Практика:

  • Подготовка выступления.

  • Выступление.

  • Получение обратной связи на выступление.

Сочинение сказки

сходу


Теория:

  • Основные элементы любой сказки. Демонстрация.
Практика:

  • Словесная импровизация по созданию сказки без подготовки.

Паузы.

Передвижения по аудитории


Теория:

  • О важности пауз . О том, как правильно ходить.
Практика:

  • Тренируемся держать паузы и ходить перед аудиторией.

Трудная аудитория

Теория:

  • Что делать, если в группе один-два человека находятся в роли «вредных» слушателей.
Практика:

  • Тренируемся: сохранять свое состояние, удерживать внимание дружелюбной части группы, перетягивать внимание «вредных» слушателей.

Парная работа

Теория:

  • Как грамотно выступать в паре. Преимущества парной работы. Приемы для передачи хода.
Практика:

  • Тренируем умение работать в паре.

Чтение незнакомого текста

Теория:

  • Как читать текст с листа (выступать, когда нужно часто подглядывать в текст). Разбор приемов. Демонстрация.
Практика:

  • Тренируем навык читать даже незнакомые тексты – ярко, интересно, увлекательно…

Тосты

Теория:

  • Разбор одной из самых простых и при этом самых эффективных стратегий произнесения тостов.
Практика:

  • Тренируемся произносить тосты.

Манера, в которой человек говорит, порой не менее важна, чем то, что он говорит. Будь вы гениальным ученым или маркетологом, если вы не можете грамотно, красиво и убедительно изложить свою мысль — о ней, увы, никто не узнает.

Как говорить грамотно — учат на курсе «Техника речи», как говорить убедительно — на «Публичных выступлениях». На курсе «Ораторское искусство» вы научитесь говорить красиво: управлять голосом, блокировать страх публичного выступления, заинтересовывать слушателя парой слов и даже немного манипулировать аудиторией.

Страх публичных выступлений входит в список самых распространенных боязней, так что можно сказать, что нервничать перед выступлением на публике — это нормально. Однако мы знаем, как не позволить этому страху сорвать выступление и как сделать так, чтобы этого волнения не заметили окружающие. Да, это возможно. Немного теории и практики — у вас получится.

Курс «Ораторское искусство» одинаково полезен для тех, кто выступает перед небольшими группами (например, на рабочем совещании из 5 человек), и тех, кому предстоит говорить перед большой аудиторией, исчисляемой десятками и сотнями слушателей.

Обязательным для студентов курса является посещение 4 занятий по «Технике речи», которые необходимы для того, чтобы освоить азы владения голосом и упражнения разработке речевого аппарата.

В рамках курса вы узнаете:

  • что нужно выделять громким голосом, а что, наоборот, тихим;
  • как и когда переключаться с низкого на высокий голосовой регистр;
  • что важнее всего продумать перед тем, как вы произнесете первое слово;
  • как сохранить уверенность от начала до конца выступления;
  • в каком порядке выдавать слушателю информацию, чтобы сохранить его интерес;
  • как интонацией обозначать важную информацию, а как — дополнительную.

Программа курса

Занятие №1 . Как быть интересным во время публичного выступления? Отработка позы оратора, создание высокой энергетики перед выступлением.

Занятие №2 . Избавление от страха. Виды страха. Упражнения на вектор внимания. Приемы эффективного снятия стресса. Изменение эмоционального состояния.

Занятие №3 . Жесты. Язык телодвижений. Метасообщение. Правила верного истолкования жестов. Базовые положения рук.

Занятие №4 . Техники речевого воздействия: интонация. Логическое ударение. Смысловое ударение. Закон о новом понятии. Закон противопоставления. Приемы для вызова нужной эмоции. Видеосъемка выступлений, их анализ.

Занятие №5 . Словесная импровизация. Основные приемы. Интонация и техника речи.

Занятие №6 . Структурирование речи. Закон композиции.

Занятие №7 . Внешняя техника речевого действия. «Колесо оратора». Дикция. Артикуляция.

Занятие №8 . Поведение в стрессовых ситуациях. «Вредный» слушатель. Отработка конструктивных навыков.

Пояснительная записка

"Люди теряют уважение к тем,

кто не может говорить как следует,

и они проникаются уважением к другим,

Кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани

"Никакая другая способность человека

не даст ему возможности с такой быстротой

сделать карьеру и добиться признания,

Как способность хорошо говорить"
Ч. Депью

Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) .

Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность.

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.

Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Творческое объединение «Юный оратор» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.

Ораторское искусство - это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.

Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
  2. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  3. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Формы и методы работы на занятиях кружка - это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении - примерно 60-70%.

Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Планируемые результаты:

Овладение техниками построения устной монологической речи;

Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

Умение противостоять словесной агрессии;

Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

Умение готовиться к выступлению;

Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.

Количество участников: группа из 12 учеников.

Учебно-тематический план работы

кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»

(мастерская искусства речи)

Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох - длительный, лавный.

Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении.

Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.

Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.

Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.

Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса.

Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения.

Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники.

Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум.

Воспитательная работа с кружковцами

  1. Воспитание любви и уважения к русской речи.
  2. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
  3. Воспитание культуры поведения в семье, в школе и в общественных местах.
  4. Творческое развитие личности школьников.
  5. Развитие навыков публичного выступления (ораторского искусства).
  6. Воспитание культуры поведения на сцене.
  7. Участие в общешкольных мероприятиях, в праздничных концертах.

Работа с родителями

Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей.

Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики.

Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев.

Проводить родительские собрания один раз в полгода.

Литература

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1982.
  2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. - М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - С. 85 - 86.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1995.
  5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1989.
  6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. - №2.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.
  8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416с.
  9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1998.
  10. Скворцов Л.И. Культура языка - достояние социальной культуры. - М.: Просвещение, 1992.
  11. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. - 2008. - № 1. - С. 103 - 106.
  12. Теплов Б. М. «Способности и одаренность». М, 1961, с. 9—20.
  13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  14. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. - 2008. - № 2. - С. 69 - 76.
  15. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия. 1997. - 78с.
  16. http://www.odardeti.ru
  17. www.ustinow.ru
  18. golos.net

Приложение 5.

Скороговорки

С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

11. Ткет ткач ткани на платки Тани.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

15. В один, Клим, клин колоти.

16. Стоит копна с подприкопёночком.

17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

23. На меду медовик, а мне не до медовика.

24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

32. Рододендроны из дендрария даны родителями.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

41. Клара-краля кралась к ларю.

42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

43. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?

52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

61. Король-орел.

62. Курьера курьер обгоняет в карьер.

БЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.

65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

66. Гонец с галер сгорел.

67. Талер тарелка стоит.

68. Идти на рать, так бердыш брать.

69. Интервьюер интервента интервьюировал.

70. Либретто Риголетто.

71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

74. Во мраке раки шумят в драке.

75. На дороге с утра тарахтят трактора.

76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.

77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

78. Город Нерль на Нерли-реке.

79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.

81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

83. А мне не до недомогания.

з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

85. У осы не усы, не усища, а усики.

86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

87. Осип охрип, а Архип осип.

88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

89. Сачок зацепился за сучок.

90. По семеро в сани уселися сами.

91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

92. Свиристель свиристит свирелью.

93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

100. Четверть четверика гороха без червоточинки.

101. Инцидент с интендантом.

102. Прецедент с претендентом.

103. Константин констатировал.

104. У ежа ежата, у ужа ужата.

105. Жутко жуку жить на суку.

106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

107. Тщетно тщится щука ущемить леща.

108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

109. Яшма в замше замшела.

110. В Чите течет Читинка.

Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 354с.