В Беларуси появились адресные субсидии на жильё. Адресные субсидии на жилье: как будет работать новый механизм


Продолжение. Начало в № 13

Порядок расчета размера субсидии

Порядок расчета величины субсидии и ее использования на улучшение жилищных условий содержится в Положении о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 г. № 555, с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкции о порядке расчета одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждена постановлением Минстройархитектуры от 4 сентября 2003 года №15).

Субсидия является формой государственной безвозмездной материальной поддержки, оказываемой гражданам для улучшения их жилищных условий в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню. Указанные виды государственной безвозмездной материальной поддержки суммарно в стоимостном выражении (с зачетом жилищных квот) не могут превышать 70 процентов стоимости строительства, нормируемой для семьи общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Денежная субсидия может быть начислена в размере до 70 % (с учетом проиндексированных чеков «Жилье») стоимости строительства норматива общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств из расчета 20 кв.метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв.метров).

Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли и жилищных квот (чеков «Жилье») получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с использованием субсидии.

Принимаемый в расчет при начислении суммы базовой доли субсидии норматив общей площади жилого помещения уменьшается на величину, представляющую собой разность между общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания или занимаемого ими по договору найма, и установленной законодательством максимальной нормой предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, причитающейся остающимся проживать в этом жилом помещении членам семьи.

Расчет базовой доли субсидии производится с использованием утверждаемого Министерством архитектуры и строительства норматива предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений, но не выше складывающейся стоимости строительства 1 кв. метра общей площади в конкретном доме.

Конкретная величина базовой доли субсидии, предоставляемой гражданам, определяется (в процентах от стоимости строительства установленного для семьи норматива общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств) в зависимости от времени пребывания на квартирном учете и дохода на одного члена семьи, исчисленного в минимальных потребительских бюджетах (см. таблицу). Гражданам, имеющим право на получение субсидии вне очереди, базовая доля субсидии начисляется независимо от времени нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом остальных установленных критериев.

Порядок предоставления и использования субсидии

Основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии гражданину является его заявление на имя председателя местного исполнительного и распорядительного органа, руководителя организации, в которых гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одновременно с заявлением претендент на получение субсидии представляет в службу субсидирования сведения о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия, в соответствии с Положением об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 1955. Дополнительно претендентом на получение субсидии в службу субсидирования при необходимости представляется:

при строительстве (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов - копия свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка либо копия государственного акта на право собственности на землю или на право пожизненного наследуемого владения землей;

при приобретении жилого помещения - предварительный договор;

нотариально удостоверенное обязательство с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи о неоформлении в собственность занимаемого по договору найма жилого помещения с последующим его освобождением.

Для принятия решения о предоставлении гражданину субсидии служба субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организация запрашивают и получают в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 "О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях" следующие документы:

при строительстве жилых помещений в составе организации застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве по договору с застройщиком или иному договору о строительстве жилья:

выписку из решения местного исполнительного и распорядительного органа о включении гражданина в состав организации застройщиков, либо копию договора о долевом участии в жилищном строительстве, либо копию иного договора о строительстве;

справку о сметной стоимости строительства жилого помещения в базисных ценах и ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии (выдается руководством организации застройщиков, застройщиком);

при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов или квартир:

копии документов, подтверждающих наличие у получателя субсидии согласованной в установленном порядке проектной документации и разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома или квартиры;

справку о сметной стоимости строительства (реконструкции) жилого дома или квартиры, стоимости выполненных работ и закупленных материалов и изделий в базисных ценах и ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии;

при реконструкции и переоборудовании неэффективно используемых зданий (сооружений) под жилые помещения:

копию договора о безвозмездной передаче или льготной продаже неэффективно используемого здания (сооружения), подлежащего реконструкции и переоборудованию под жилые помещения;

копию разрешения на реконструкцию и переоборудование;

копию договора на реконструкцию и переоборудование;

справку о сметной стоимости реконструкции и переоборудования;

при приобретении жилых помещений;

копию технического паспорта на приобретаемое жилое помещение;

справку об оценочной стоимости жилого помещения, выданную территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним или сельским Советом депутатов.

На основании сведений о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия, служба субсидирования определяет наличие либо отсутствие у претендента на получение субсидии средств, необходимых на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии.

Для граждан, имеющих право на совместное использование льготных кредитов и субсидий, справка о размере открытой кредитной линии на жилищное строительство, размере кредита, полученного в счет открытой кредитной линии, или справка о том, что кредит не выдавался, предоставляется обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк" по запросу службы субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432.

При отсутствии у претендента средств на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии местный исполнительный и распорядительный орган, руководство организации могут отказать в начислении субсидии. Претендент имеет право повторно подать заявление на предоставление субсидии после появления у него необходимых средств.

Служба субсидирования проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, производит расчет размера субсидии, разъясняет получателю субсидии условия ее перечисления на специальный счет "Субсидия" и порядок дальнейшего использования, вносит на рассмотрение местного исполнительного и распорядительного органа проект решения о начислении субсидии, а в случаях отказа в предоставлении субсидии информирует претендента на получение субсидии о причине отказа.

Одна копия решения органа, предоставляющего субсидию, с указанием суммы начисленной субсидии, собственных или заемных денежных средств получателя субсидии, целевого направления использования субсидии выдается гражданину, другая копия направляется в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк".

Если законодательством предусмотрена плата за выдачу документов, запрашиваемых службой субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организацией, копия решения органа, предоставляющего субсидию, выдается гражданину после внесения им такой платы. Плата за выдачу гражданину копии решения о начислении субсидии не взимается.

На основании указанной копии решения обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" заключает с получателем субсидии договор на открытие специального счета "Субсидия" и выполнение им по поручению получателя субсидии платежей в ходе строительства (реконструкции) или при приобретении жилого помещения.

Гражданам, имеющим право на совместное использование субсидии и льготного кредита, специальный счет "Субсидия" открывается в обособленном подразделении АСБ "Беларусбанк" по месту их кредитования.

Гражданам, реализующим право на совместное использование субсидии и льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения, субсидия предоставляется в процессе строительства (реконструкции). Кредитование осуществляется в установленном порядке в пределах стоимости строительства оставшейся части нормируемого размера льготно кредитуемой площади за вычетом размера полученной субсидии.

При обращении граждан, получивших льготные банковские кредиты, субсидия предоставляется в размере, начисленном в установленном порядке, в пределах оставшейся части стоимости строительства нормируемого размера льготно кредитуемой площади жилого помещения.

При представлении всех необходимых документов субсидия перечисляется на специальный счет "Субсидия" на имя ее получателя в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" в зависимости от способа осуществления строительства (реконструкции) либо приобретения жилого помещения:

по местонахождению текущего (расчетного) счета организации застройщиков или организации, заключившей договор с гражданином - получателем субсидии на долевое участие в строительстве;

по месту приобретения жилого помещения, не завершенного строительством здания (сооружения), подлежащего реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, или строительных материалов, изделий и оборудования при строительстве жилья собственными силами.

После перечисления субсидии на специальный счет "Субсидия" в учетном деле гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на специальный счет которого перечислена субсидия, делается соответствующая отметка.

Предоставляемые гражданам денежные субсидии используются в безналичной форме в виде платежей, перечисляемых по письменному поручению владельца субсидии обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк":

организации застройщиков, застройщику (подрядчику) - при строительстве жилых помещений долевым, подрядным способом;

продавцу - при приобретении жилых помещений, не завершенных строительством зданий (сооружений), подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, строительных материалов, изделий и оборудования при строительстве жилья собственными силами.

В случаях отказа гражданина от строительства жилого помещения либо исключения его из числа застройщиков денежные средства, перечисленные со специального счета "Субсидия", должны быть возвращены в местные бюджеты или на счет организации, предоставившей субсидию. Возврат денежных средств обеспечивается организацией застройщиков, осуществляющей строительство жилого дома, или гражданином, осуществлявшим строительство одноквартирного жилого дома либо квартиры в порядке долевого участия.

Если на дату возврата субсидии региональный индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ увеличился по отношению к индексу, действовавшему на дату перечисления субсидии на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк", производится индексация возвращаемой субсидии. Для этого сумма начисленной субсидии умножается на коэффициент, вычисляемый делением действующего на дату индексации регионального индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ на индекс, действовавший на дату перечисления субсидии.

Если денежные средства не были перечислены со специального счета "Субсидия" на строительство жилого помещения, возврат их производится обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк" с учетом начисленных процентов в размере, предусмотренном для вкладов до востребования.

В случае выбытия гражданина из членов организации застройщиков и включения в их состав другого гражданина, имеющего право на субсидию, субсидия в установленном порядке возвращается организацией застройщиков в местный бюджет или на счет организации, предоставившей субсидию.

Гражданину, включенному в состав организации застройщиков вместо выбывшего, субсидия предоставляется в установленном порядке.

Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

ТАБЛИЦА

для определения размера базовой доли субсидии

(в процентах от стоимости норматива строительства жилых

помещений типовых потребительских качеств)

Время пребыва- ния на учёте, лет Доход на одного члена семьи, исчисляемый в минимальных потребительских бюджетах
до 1,0 включ. свыше 1,0 до 1,1 свыше 1,1 до 1,2 свыше 1,2 до 1,3 свыше 1,3 до 1,4 свыше 1,4 до 1,5 свыше 1,5 до 1,6 свыше 1,6 до 1,7 свыше 1,7 до 1,8 свыше 1,8 до 1,9 свыше 1,9 до 2,0 свыше 2 до 2,5 свыше 2,5 до 3
До 5 лет 30 26 21 17 13 9 0 0 0 0 0 0 0
6 32 28 23 19 15 11 6 0 0 0 0 0 0
7 34 30 25 21 17 13 8 0 0 0 0

Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои «квадратные метры» государство поддержит рублем? Национальный правовой интернет-портал pravo.by составил «шпаргалку».

Право на льготы получит только тот, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На погашение процентов субсидии выдадут :

1. Льготникам из 13-го указа

Льготной категории граждан, перечисленных в указе от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».

(Это военнослужащие; многодетные семьи; граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы; граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь; граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, живущие в общежитиях или более 10 лет снимающие жилье и не имеющие ни метра жилья в собственности на территории РБ и еще несколько малочисленных категорий.)

2. Прокурорским работникам

Действующим прокурорским работникам и уже уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Важное значение здесь имеет выслуга лет в органах прокуратуры — не менее 5 календарных.

3. Жителям бедного региона

Малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области (на территориях Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).

На погашение основного долга и части процентов субсидии выдадут:

1. Многодетным семьям с 3 и более несовершеннолетними детьми.

2. Молодым малообеспеченным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка.

3. Детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей.

4. Нанимателям социального жилья, которое им предоставили как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидия может быть выделена, пока действует срочный договор найма такого жилого помещения.

На что будут выдавать субсидии?

1. На строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах экономкласса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также на строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов (на строительство в таких домах в порядке очередности направляют исполкомы).

2. На реконструкцию жилых помещений.

Что можно оплатить субсидиями?

1. Только часть процентов по кредиту на строительство жилья, полученному в любом коммерческом банке.

2. Часть процентов и основной долг по кредиту.

В отличие от льготного кредита компенсации из бюджета выплатят не банку, а напрямую гражданину.

Каков размер субсидий на уплату части процентов кредита?

1. Для многодетных семей с 3 несовершеннолетними детьми — ставка рефинансирования + 2%*.

2. Для многодетных семей с 4 и более несовершеннолетними детьми — ставка рефинансирования + 3%*.

3. Многодетным семьям с 3 и более детьми в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам — ставка рефинансирования + 2%*.

*если меньшая процентная ставка по кредиту не установлена в договоре

4. Другим нуждающимся в улучшении жилищных условий: ставка рефинансирования минус 2%. То есть сейчас это 9,5%.

Каков размер субсидий на погашение основного долга?

Только молодым и многодетным семьям, детям-сиротам:

1. Для многодетных с 3 несовершеннолетними детьми — 95% основного долга по кредиту.

2. Для многодетных с 4 и более несовершеннолетними детьми — 100% основного долга по кредиту.

3. Для молодых семей при рождении (усыновлении, удочерении):
— первого ребенка — 10% основного долга по кредиту;
— второго ребенка — 20% основного долга по кредиту.

4. Для детей-сирот — 35% основного долга по кредиту.

Размер субсидии пересчитают при изменении состава семьи (сначала пересчитают базовую стоимость кредита, затем внесут соответствующие изменения в решение районного (городского) исполкома).

Поскольку сейчас Беларусбанк и Белагропромбанк для строительства жилья выдают кредиты на 20 лет под 14,5% годовых (ставка рефинансирования + 3%), на практике погашение долга этим банкам за счет адресной субсидии выглядит так:

1. Многодетным с 3 детьми субсидия покроет 13,5% (ставка рефинансирования 11,5% + 2%) годовых из 14,5%.

2. Многодетным с 4 детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту (14,5% годовых — 14,5% субсидия)

3. Всем остальным субсидия покроет 9,5% годовых из 14,5%.

Субсидии в цифрах и примерах

Пример 1. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра — 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 35 640 рублей: 20 кв. метров* x 3 человека х 660 рублей** х 90%.

Пример 2. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра — 800 рублей. Однако в собственности семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

В этом случае максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 17 820 рублей: (20 кв. метров x 3 человека — 30 кв. метров) х 660 рублей х 90%.

Пример 3. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра — 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов для данной многодетной семьи составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Пример 4. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра — 800 рублей. В собственности у семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 46 200 рублей: (20 кв. метров x 5 человек — 30 кв. метров) х 660 рублей х 100%.

Пример 5. Многодетная семья с 3 детьми берет кредит на строительство одноквартирного жилого дома общей площадью 150 кв. метров в населенном пункте с населением до 20 тыс. человек. Стоимость 1 кв. метра дома (без учета стоимости хозпостроек) — 1000 рублей. Строительство жилого дома (без учета стоимости хозпостроек) обойдется семье в 150 000 рублей. Стоимость хозяйственных построек — 15 000 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий этой многодетной семье (без учета стоимости хозпостроек) составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий данной многодетной семье с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозпостроек составит 79 200 рублей: 66 000 рублей х 20% + 66 000 рублей.

Пример 6. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра — 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составила 35 640 рублей: 20 кв. метров x 3 человека х 660 рублей х 90%.

Однако пока квартиру строили, в семье родился еще один ребенок. А потому максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье пересчитали. В итоге она составила 47 520 рублей: 20 кв. метров x 4 человека х 660 рублей х 90%.

Справочно:
20 кв. метров — норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленный в подпункте 1.5 указа № 13.
660 рублей — предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенный абзацем вторым пункта 8 постановления Совета министров от 29 декабря 2016 г. № 1113.

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Александр Горваль. Фото БЕЛТА

Как сообщалось, Александр Лукашенко 4 июля подписал «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - государственные адресные субсидии. Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13 2012 года.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки», - отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», - пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», - сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом № 13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 - 347 рублей; для семьи из 4-х человек - 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми - 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства - можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия», - считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья может быть отменена

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть сделан шаг к рыночным механизмам», - считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему», - сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует», - подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди - молодые семьи, 30,5 тыс. - многодетные, 29 тыс. - дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) - 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) - около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.

Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои «квадратные метры» государство поддержит рублем?

Только тот, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом на погашение процентов субсидии выдадут:

  1. Льготной категории граждан, перечисленных в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
  2. Действующим прокурорским работникам и уже уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Важное значение здесь имеет выслуга лет в органах прокуратуры – не менее 5 календарных.
  3. Малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области (на территориях Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).
На погашение основного долга и части процентов субсидии выдадут:
  • многодетным семьям с 3 и более несовершеннолетними детьми;
  • молодым малообеспеченным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
  • детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей;
  • нанимателям социального жилья, которое им предоставили как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидия может быть выделена, пока действует срочный договор найма такого жилого помещения.
На что будут выдавать субсидии?
  • на строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах эконом-класса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также на строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов;
  • на реконструкцию жилых помещений.

Что можно оплатить субсидиями?

1. Только часть процентов по кредиту на строительство жилья, полученному в любом коммерческом банке.

2. Часть процентов и основной долг по кредиту.

! В отличие от льготного кредита компенсации из бюджета выплатят не банку, а напрямую гражданину.

Каков размер субсидий на уплату части процентов кредита?

1. Для многодетных семей с 3 несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 2%* .

2. Для многодетных семей с 4 и более несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 3%* .

3. Многодетным семьям с 3 и более детьми в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам – ставка рефинансирования + 2%* .

* если меньшая процентная ставка по кредиту не установлена в договоре

4. другим нуждающимся в улучшении жилищных условий: ставка рефинансирования – 2%. То есть 9,5%.

Каков размер субсидий на погашение основного долга?

Только молодым и многодетным семьям, детям-сиротам:

– для многодетных с 3 несовершеннолетними детьми – 95% основного долга по кредиту;

– для многодетных с 4 и более несовершеннолетними детьми – 100% основного долга по кредиту.

– для молодых семей при рождении (усыновлении, удочерении):

  • первого ребенка – 10% основного долга по кредиту;
  • второго ребенка – 20% основного долга по кредиту.
– для детей-сирот – 35% основного долга по кредиту.

! Размер субсидии пересчитают при изменении состава семьи (сначала пересчитают базовую стоимость кредита, затем внесут соответствующие изменения в решение районного (городского) исполкома).

Калькулятор «МП»

Поскольку сейчас Беларусбанк и Белагропромбанк для строительства жилья выдают кредиты на 20 лет под 14,5% годовых (ставка рефинансирования + 3%), на практике погашение долга этим банкам за счет адресной субсидии выглядит так:

  • многодетным с 3 детьми субсидия покроет 13,5% (ставка рефинансирования 11,5% + 2%) годовых из 14,5%;
  • многодетным с 4 детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту (14,5% годовых – 14,5% субсидия);
  • всем остальным субсидия покроет 9,5% годовых из 14,5%.

Картина цифрами

Всегда проще понять суть любого нововведения на примерах. Берем за образец разные семьи, которые могут рассчитывать на господдержку по Указу № 240, и подсчитываем: насколько в денежном выражении коммерческий кредит на жилье стал доступнее.

На какую часть жилплощади предоставят субсидии для уплаты части процентов кредита?

Пример 1.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 35 640 рублей: 20 кв. метров* x 3 человека х 660 рублей** х 90%.

Пример 2. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. Однако в собственности семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

В этом случае максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 17 820 рублей: (20 кв. метров x 3 человека – 30 кв. метров) х 660 рублей х 90%.

Пример 3. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов для данной многодетной семьи составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Пример 4. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. В собственности у семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 46 200 рублей: (20 кв. метров x 5 человек – 30 кв. метров) х 660 рублей х 100%.

Пример 5. Многодетная семья с 3 детьми берет кредит на строительство одноквартирного жилого дома общей площадью 150 кв. метров в населенном пункте с населением до 20 тыс. человек. Стоимость 1 кв. метра дома (без учета стоимости хозпостроек) – 1000 рублей. Строительство жилого дома (без учета стоимости хозпостроек) обойдется семье в 150 000 рублей. Стоимость хозяйственных построек – 15 000 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий этой многодетной семье (без учета стоимости хозпостроек) составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий данной многодетной семье с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозпостроек составит 79 200 рублей: 66 000 рублей х 20% + 66 000 рублей.

Пример 6. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составила 35 640 рублей: 20 кв. метров x 3 человека х 660 рублей х 90%.

Однако пока квартиру строили, в семье родился еще один ребенок. А потому максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье пересчитали. В итоге она составила 47 520 рублей: 20 кв. метров x 4 человека х 660 рублей х 90%.

Справочно

* 20 кв. метров – норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленный в подпункте 1.5 Указа №13.

** 660 рублей – предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенный абзацем вторым пункта 8 постановления Совета Министров от 29 декабря 2016 г. № 1113.

Кредит, полученный по 240-му указу, гражданам обойдется дороже, чем по указу о господдержке граждан. Более 4 тысяч семей могут рассчитывать на господдержку в решении квартирного вопроса.

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - государственные адресные субсидии. Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Бюджет больше не вливает деньги в прежних объемах в льготное кредитование строительства жилья. Банки преимущественно используют на эти цели возвратные ресурсы, а государство только компенсирует разницу между рыночными и льготными ставками.

Как объясняет “СБ.Беларусь сегодня”, в общих чертах механизм субсидирования будет выглядеть так. Претендовать на поддержку смогут только те граждане, о которых идет речь в Указе № 13, с теми же нормативами цены и ограничениями по квадратным метрам. Пример. Семья из 3 человек строит квартиру площадью 60 кв. м по цене 660 рублей за метр, получив льготный кредит 35.000 рублей. Ежемесячный платеж по обязательствам перед банком у таких новоселов составит 224 рубля. Но если такую же сумму кредита семья получит по новому Указу № 240, то платеж увеличится до 347 рублей. Для семьи из 4 человек платежи по кредиту с субсидией вырастут с 298 до 463 рублей. Для многодетных семей с 3 детьми - соответственно c 45 рублей до 80 рублей. Ничего не меняется только для многодетных семей с 4 детьми. Им государство и в первом, и во втором случае полностью погашает и основной долг, и проценты по нему.

Кто сможет получить?

«Гражданин, имеющий право на получение господдержки по указу №13 при подходе очереди оповещается исполкомом либо органом госуправления (силовые структуры, где состоит на учете). Он обращается в банк, заключает договор на кредитование, предоставляет его в исполком. Исполком производит начисление субсидии в погашение кредита. Если ставка, условно, 20% годовых, то договор заключается на 20%, а уже расчетно определяется тот объем субсидии, который будет гражданину начисляться», – Александр Горваль привел пример работающей схемы.

Размер субсидий на уплату процентов составит:

  • многодетным семьям с тремя несовершеннолетними детьми - ставка рефинансирования плюс 2 процентных пункта;
  • многодетным семьям с четырьмя и более детьми - ставка рефинансирования плюс 3 процентных пункта;
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (если они учатся, совместно проживают), - ставка рефинансирования плюс 2 процентных пункта;
  • другим гражданам, имеющим право на господдержку, - ставка рефинансирования минус 2 процентных пункта.

Размер субсидии будет определяться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства. Субсидия будет выплачиваться ежемесячно в период кредитования, ее размер будет корректироваться в зависимости от изменений ставки рефинансирования, при изменении состава семьи.

Кредиты будут дороже

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется» , - сказал начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки» , - отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», - пояснил Горваль.

Выделенные деньги пропорционально распределят по районам и городам персонально на каждую семью. Однако пока, как и в случае с Указом № 13, построить с госсубсидией можно не всякую квартиру, а только в тех домах, которые войдут в специальный перечень для финансирования за счет субсидий.