Военный коммунизм финансы. Финансовая система россии в годы военного коммунизма. Червонец и двойное обращение


Описание


1. Мероприятия государства, именуемые политикой «военного коммунизма»………………………………………………………………………..4


Список использованных источников……………………………………………..14

Работа состоит из 1 файл

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Мероприятия государства, именуемые политикой «военного коммунизма»………………………………………………… ……………………..4

2. Денежное обращение в годы Гражданской войны……………………………..7

3. Деятельность Народного банка……………………………………………..….10

Список использованных источников…………………………………………….. 14

Введение

В октябре 1917 г. пролетариат получил в наследие от буржуазии в корне расстроенную денежную систему. Все сливки эмиссионного налога уже были сняты царским и временным правительствами, которыми всего было выкачено у населения путем инфляции товарных ценностей более чем на 7 млрд. золотых руб. Вооруженной силой сломив сопротивление чиновников Государственного банка, советская власть завладела эмиссионным аппаратом и воспользовалась им для финансирования «издержек революции».

Время от середины 1918 г. до апреля 1921 г. обычно называется периодом «военного коммунизма». В период военного коммунизма все было мобилизовано для борьбы с внутренней и внешней буржуазией.

Введение продразверстки и многочисленных и всеобщих трудоповиностей, национализация всего производства вплоть до мельчайших предприятий, централизованное (через так называемые «главки», т. е. главные управления отдельных отраслей промышленности) управление всей промышленностью, отмена вольного рынка и централизованное снабжение населения и Красной армии продуктами - таковы характерные черты этого периода. Все эти мероприятия привели к тому, что сфера рыночного обмена чрезвычайно сузилась: между тем бумажно-денежная эмиссия продолжала расти; но ее реальная ценность падала ввиду непрерывного возрастания темпа обесценения совзнаков.

1. Мероприятия государства, именуемые политикой «военного коммунизма»

Внутренняя политика Советского государства времен гражданской войны получила название «политики военного коммунизма». Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма» он писал о том, что в годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Это неизбежно требует ограничения в сфере потребления и контроля государства за распределением. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.

Другой причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения. Однако при этом речь шла об индустриально развитых странах и о мировой социалистической революции как о единовременном акте.

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом.

Хронологически «военный коммунизм» приходится на период гражданской войны, однако отдельные элементы политики стали возникать еще в конце 1917 - начале 1918 гг.

Это касается прежде всего национализации промышленности, банков и транспорта. «Красногвардейская атака на капитал», начавшаяся после декрета ВЦИК о введении рабочего контроля (14 ноября 1917 г.), весной 1918 г. временно была приостановлена. В июне 1918 г. темпы ее убыстряются и в государственную собственность переходят все крупные и средние предприятия. В ноябре 1920 г. прошла конфискация мелких предприятий. Таким образом, произошло уничтожение частной собственности. Характерной чертой «военного коммунизма» является крайняя централизация управления народным хозяйством. Сначала система управления строилась на принципах коллегиальности и самоуправления, но с течением времени становится очевидной несостоятельность этих принципов. Фабзавкомам не хватало компетентности и опыта для управления. Лидеры большевизма поняли, что прежде они преувеличивали степень революционной сознательности рабочего класса, который не был готов к управлению. Делается ставка на государственное управление хозяйственной жизнью. 2 декабря 1917 г. создается Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

В задачи ВСНХ входили национализация крупной промышленности, управление транспортом, финансами, налаживание товарообмена и т.п. К лету 1918 г. возникают местные (губернские, уездные) совнархозы, подчиненные ВСНХ. СНК, а затем Совет Обороны определял главные направления работы ВСНХ, ее главков и центров, при этом каждый представлял собой своеобразную государственную монополию в соответствующей отрасли производства. К лету 1920 г. было создано почти 50 главков, осуществлявших управление крупными национализированными предприятиями.

Система централизованного управления диктовала необходимость приказного стиля руководства. Одной из черт политики «военного коммунизма» стала система чрезвычайных органов, в задачи которой входило подчинение всей экономики нуждам фронта.

Одной из основных черт политики «военного коммунизма» является свертывание товарно-денежных отношений. Это проявлялось прежде всего во введении неэквивалентного натурального обмена между городом и деревней.

11 января 1919 г. для упорядочения обмена между городом и деревней декретом ВЦИК вводится продразверстка. Предписывалось изъятие у крестьян излишков, которые вначале определялись «потребностями крестьянской семьи, ограниченными установленной нормой». Однако вскоре излишки стали определяться уже потребностями государства и армии. Государство заранее объявляло цифры своих потребностей в хлебе, а затем их делили по губерниям, уездам и волостям.

Свертыванию товарно-денежных отношений способствовало также запрещение осенью 1918 г. в большинстве губерний России оптовой и частной торговли. Однако до конца уничтожить рынок большевикам все же не удалось. И хотя ими предполагалось уничтожение денег, последние все же были в ходу. Единая денежная система распалась. Только в Центральной России хождение имел 21 денежный знак, деньги печатались во многих регионах. За 1919 г. курс рубля упал в 3136 раз. В этих условиях государство было вынуждено перейти на натуральную заработную плату.

Сложившаяся экономическая система не стимулировала к производительному труду, производительность которого неуклонно падала.

В условиях «военного коммунизма» существовала всеобщая трудовая повинность для лиц с 16 до 50 лет.

Система военно-коммунистических мер включала в себя отмену платы за городской и железнодорожный транспорт, за топливо, фураж, продовольствие, предметы широкого потребления, медицинские услуги, жилье и т.д. (декабрь 1920 г.). Утверждается уравнительно-классовый принцип распределения. С июня 1918 г. вводится карточное снабжение по 4 категориям.

Последствия «военного коммунизма» невозможно отделить от последствий гражданской войны. Ценой огромных усилий большевики методами агитации, жесткой централизации, принуждения и террора сумели превратить республику в «военный лагерь» и победить. Но политика «военного коммунизма» не привела и не могла привести к социализму. К концу войны стала очевидной недопустимость забегания вперед, опасность форсирования социально-экономических преобразований и эскалации насилия. Вместо создания государства диктатуры пролетариата в стране возникла диктатура одной партии, для поддержания которой широко применялись революционный террор и насилие.

2. Денежное обращение в годы Гражданской войны

Летом 1918 г. начался выпуск нового типа бумажных денежных знаков под названием «Расчетные знаки РСФСР». Однако осуществить денежную реформу, т.е. обменять старые деньги на новые, не удалось. Расчетные знаки РСФСР стали обращаться с 1919 г. наравне со старыми денежными знаками. Следует отметить, что в 1917 и 1918 г. в обращении находились денежные знаки, выпущенные царским и Временным правительствами. В 1918 г. были узаконены в качестве платежного средства облигации «Займ свободы» достоинством не свыше 100 руб., серии облигаций и краткосрочные обязательства Государственного казначейства сроком по 1 ноября 1919 г. Для извлечений из оборота всех перечисленных денежных знаков и разного рода денежных суррогатов в обращение были выпущены «Государственные кредитные билеты 1918 г.».

Во второй половине 1918 г. началась военная интервенция и Гражданская война, которая сорвала планы советского государства по налаживанию денежного обращения и созданию денежной системы.

Важнейшим источником покрытия государственных расходов оказалась эмиссия бумажных денег. В 1918 г. она составила 33,6 млрд. руб., в 1919 г. - 163, 6 млрд. руб., а в 1920 г. - 943,5 млрд. руб., т.е. увеличилась против 1918 г. в 28 раз.

Рост денежной массы в обращении сопровождался еще более быстрым обесценением денег. С 1 июля 1918 г. по 1 января 1921 г. покупательная способность рубля упала в 188 раз. Возникшая гиперинфляция была связана со снижением потребностей хозяйственного оборота в деньгах: сокращались производство, товарные фонды, шел процесс натурализации хозяйственных отношений. В отдельные периоды Гражданской войны уменьшалась и территория, на которой обращались денежные знаки. Таким образом, покупательная способность денег падала не по дням, а по часам. Деньги утратили способность выполнять свои функции.

В годы войны многие предприятия, организации, города выпускали свои денежные знаки. Особо выделяются выпущенные в Якутии так называемые «винные деньги». На этикетках для винных бутылок местный нарком финансов Семенов А.А. написал от руки: 1 рубль на этикетке с надписью «Мадера», «10 рублей» – на портвейне, «25 рублей» – на хересе. Подобные квитанции, выпущенные Якутским товариществом розничной торговли, были внедрены в оборот и с успехом заменяли отсутствующие денежные знаки. Во Владивостоке торговая фирма «Кунст и Альберс» выпускала собственные пятирублевки. Свои боны имело Мытищенское общество потребителей, Окуловская писчебумажная фабрика и т.д.

Необычным образом решали проблемы разменных денежных знаков в Троицком уезде Забайкальской области. По постановлению Совета народных комиссариатов отделение Народного банка разрезало на четвертинки двадцатирублевые керенки, – которые стали пятью рублями, а сорокарублевые керенки – стали десятью рублями.

В условиях острой нехватки денежных знаков Дальневосточный Совет народных комиссаров принимает решение о выпуске краевых бонн, имеющих хождение одновременно с другими денежными знаками РСФСР. Зейский исполком в конце зимы 1918 г. выпустил вместо денег собственные чеки общим количеством 2 500 штук на сумму 585 тыс. руб., номинал на которых писался от руки. Чеки были выпущены для расчетов со старателями на золотых приисках. После 1 июня 1919 г. зейское казначейство обменяло чеки на кредитные билеты рубль за рубль.

Деньги как таковые не отменялись в этот период, а наоборот, потребность в них ощущались наиболее остро. Декретом от 4 марта 1919 г. были выпущены первые денежные знаки советского государства, которые назывались «расчетные знаки РСФСР» достоинством 1,2 и 3 руб. Новые деньги получили сокращенное название «совзнаки». Позднее появляются расчетные знаки другого достоинства. В 1921 г. были выпущены купюры достоинством 100, 250, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 25 000, 50 000 и 100 000 руб., так как рост цен требовал увеличения купюр. Эмиссия расчетных знаков осуществлялась практически без ограничений. Они должны были вытеснить из обращения все ранее использовавшиеся виды денежных знаков. Одновременно в дополнение к расчетным знакам были выпущены «Обязательства РСФСР» номиналами 1,5 и 10 млн руб., имеющие в отличие от других денежных знаков ограниченные сроки обращения.

Расчетные знаки имели примечательный внешний вид. На купюре изображен герб РСФСР и надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Призыв выглядел весьма необычно для денежных знаков. О характере обеспечения денег наглядно сообщалось – «обеспечиваются всем достоянием республики». Эта норма отсутствует на современных банковских билетах. На расчетных знаках указан организатор выпуска денежных знаков – эмитент – не Государственный банк, а Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Перечисленные характеристики свидетельствовали, что расчетные знаки являются новой формой денежных знаков, отличающейся от кредитных или казначейских билетов.

Бумажные деньги выпускали и белогвардейские правительства, войска интервентов. Свои денежные знаки выпускали в 1919 – 1920 гг. генералы Юденич, Колчак, Семенов, Деникин, Врангель, Шкуро, Родзянко и другие. Такие эмиссии в большинстве осуществлялись за границей или поддерживались иностранными государствами. Так, в Берлине печатались петлюровские «гривны». Барон Врангель напечатал часть своих денег в Англии. Страны Антанты помогали выпускать колчаковские деньги. Контрреволюционные правительства, выпуская собственные деньги, не заботились об их обеспечении и разрешали принимать в платежи все деньги, имевшиеся в тот момент на территории страны, в том числе и фальшивые. Фальшивые деньги обращались свободно по курсу, что и настоящие.

Лекция 6. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ до 1941 года

1. Финансы в период военного коммунизма (1917-1921 годы) 1

2. Экономическое развитие России в 1921-1927 годы как необходимое условие восстановления финансов. 4

3. Финансовая система в период НЭПа. 5

4. Процесс свертывания НЭПа и формирование командно-административной системы 7

5. Развитие финансов в период формирования экономики власти. 8

В основу построения финансовой системы был положен принцип несовместимости Советской власти и товарно-денежных отношений, что на практике означало их ликвидацию. Национализация банков началась с захвата Государственного банка вооружёнными отрядами еще в дни октябрьского переворота. Но только в конце ноября 1917 г. он стал нормально функционировать, поскольку сначала его служащие не соглашались сотрудничать с новой властью.

Следующим этапом была национализация акционерных и частных банков коммерческого кредита: Русско-Азиатского, Торгово-промышленного, Сибирского и др. 27 декабря 1917 г. они были заняты вооруженными красногвардейцами в Петрограде, а на следующий день и в Москве. В это же время ВЦИК утвердил декрет о национализации банковского дела в стране, по которому устанавливалось исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений (государственная монополия).

В январе 1918 г. были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям. Государственный банк был переименован в Народный банк и поставлен во главе всех других. В течение 1919 г. все банки, кроме Народного, были ликвидированы. В приказном порядке были открыты все сейфы и конфискованы ценные бумаги, золото, наличность. Только в Москве из банковских сейфов было конфисковано примерно на 300 тыс. царских руб. золота и на 150 тыс. руб. серебра, да еще золото в слитках и песке.

Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие в 1918-1920 гг. постоянно подчеркивали, что “коммунистическое общество не будет знать денег”, что деньги обречены на исчезновение.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полномуобесценению денег путем их неограниченной эмиссии . Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета . В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В течение 1919 г. количество бумажных денег увеличилось примерно в 4 раза – до 225 млрд руб., в 1920 г. – еще в 5 раз – до 1,2 трлн руб., а в 1921 г. до 2,3 трлн руб. В результате безудержной эмиссииуровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 г. принять за 1, то в 1923 г. – 648 230 000.



Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было, так как население его припрятывало. Однако совсем без полноценных денег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль .

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами . По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались “моржовки”. Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: “туркбоны”, “закбоны”, “грузбоны” и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра.

После Октября практически развалилась налоговая система , что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны “Свободного займа” Временного правительства. Для пополнения бюджета местные Советы прибегали к дискриминационному налогообложению “классовых врагов” в форме “контрибуций”. Так, в октябре 1918 г. на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд руб., а Москве и Петрограду, в свою очередь, следовало заплатить 3 и 2 млрд руб., соответственно.

В результате финансовая система России была разрушена , экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям – “тредам” (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально-техническое снабжение.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др .

Финансы – это денежные отношения, в этой связи говорить о финансовой системе в период политики военного коммунизма сложно. Из всех звеньев финансовой системы в этот период имелся только Государственный бюджет, но и он состоял из денежной и материальной частей. Все налоги с населения и предприятий были отменены. Основными доходными статьями бюджета стали денежная эмиссия и контрибуция.

Финансовая система России 1917-1921 гг.(«военный коммунизм»)

Сформировавшаяся финансовая система в полной мере отвечала задачам централизации экономического развития.

В советской литературе экономическая политика первых лет существования Советского государства делится па три этапа: от Октябрьской революции до периода военного коммунизма, и период нэпа. На каждом из них вопросы возможности использования товарно-денежных отношений и их роли в экономическом строительстве трактовались марксистской наукой исходя из конкретной исторической обстановки и накопленного опыта хозяйственного развития.

На первом этапе одной из важнейших проблем революционного преобразования была проблема овладения и оздоровления финансовой системы, которая находилась в состоянии, близком к окончательному краху. Именно в этой связи В. И. Ленин указывал, что «всякие радикальные реформы наши обречены на неудачи, если: мы не будем иметь успеха в финансовой политике».

Основные меры, направленные па преодоление финансового кризиса, были сформулированы В. И. Лениным и проекте денежной реформы в мае 1918 г., выдвинутом им на Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов: финансовая централизация, подоходное и поимущественное обложение, трудовая повинность, замена старых денежных знаков новыми, строжайший учет имеющихся денег, создание широкой сети сберегательных касс и др.

Таким образом, план хозяйственного развития, разработанный под руководством В. И. Ленина весной 1918 г. и рассчитанный на мирный, а значит, и постепенный переход от капитализма к социализму, предусматривал использование для построения социализма денег, кредита, финансов в целом.

Начавшаяся гражданская война и иностранная военная интервенция значительно передвинули сроки осуществления намеченной правительством программы преобразования денежной системы, которую В. И. Ленин определил как «последний решительный бой с буржуазией. . .».

В годы военного коммунизма в стране была проведена широкая национализация промышленных предприятий, введена продразверстка, запрещена частная торговля товарами, подпавшими под государственную монополию, строгая централизация всего производства и распределения, широкое развитие получала трудовая повинность. В те годы господствующим являлось представление о том, что товарно-денежные отношения несовместимы с социализмом и что, используя обстановку гражданской войны и опираясь па военно-революционный энтузиазм масс, можно и должно нанести сокрушительный удар но капитализму и резко сократить исторические сроки движения к социализму, ликвидировать в этих целях наряду с собственностью буржуазии па средства производства и товарно-денежные отношения. Перспектива отказа от товарно-денежных отношений была четко зафиксирована в Программе партии, принятой па ее VIII съезде: «РКП будет стремиться к возможно более быстрому проведению самых радикальных мер, подготовляющих уничтожение денег. . .» Это не могло не сказаться па практике хозяйствования. В годы военного коммунизма проводилась, в частности, система мероприятий, создающих предпосылки для ликвидации денег. Советские экономисты пытались в этой связи обратиться к проблеме безденежного хозяйства и в первую очередь безденежного народнохозяйственного учета. В данном случае важно учитывать и практическую обусловленность поисков безденежного народнохозяйственного учета, поскольку деньги были крайне обесценены и с их помощью невозможно было хоть сколько-нибудь решать задачу соизмерения затрат и результатов производства.

В годы военного коммунизма фактически осуществлялась политика неограниченного использования печатного станка для покрытия финансовых нужд государства. Если в 1918 г. эмиссия бумажных денег составляла 33,6 млрд. р., то в 1919г.- 163,0, а в 1920 г. - 943,5 млрд. р.5 Эмиссия денежных знаков в те годы являлась методом перераспределения материальных ценностей в пользу диктатуры пролетариата, служила средством финансирования военной экономики. Большую роль сыграла эмиссия в обеспечении бумажноденежных накоплений буржуазии и кулачества, в ослаблении их экономического и политического потенциала. Однако хозяйствование при помощи типографского станка как элемент системы военного коммунизма носило временный характер, ибо сам военный коммунизм по ленинской оценке «не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой».5

Интересно отметить, что в годы военного коммунизма В. И. Ленин не раз подчеркивал, что при переходе от капитализма к социализму сразу уничтожить деньги нельзя, что для этого нужно много технических, организационных завоеваний, нужно наладить организацию распределения продуктов для сотен миллионов людей, нужно перевести индивидуальное крестьянское хозяйство на социалистические рельсы.7

И в этом его позиция принципиально отличалась от воззрений «левых коммунистов», предлагавших немедленную ликвидацию денег и. товарных отношений в целом. Поскольку конкретная действительность показала, что каким-либо единовременным актом деньги ликвидировать нельзя, то объективно возникала необходимость, регулирования денежного обращения.

Всего на территории России в годы гражданской войны и военной иностранной интервенции «обращалось около 200 видов денежных знаков». К ним относились, разнообразные денежные знаки дореволюционных образцов; расчетные знаки РСФСР; денежные знаки суверенных советских республик, каждая из которых обладала самостоятельной денежной системой (Закавказские республики, Бухарская Народная Республика); денежные знаки, выпускавшиеся самовольно местными органами Советской власти, различными кооперативными и другими общественными организациями, а также частыми предприятиями; денежные знаки белогвардейских органов, власти (Деникина, Колчака и т. д.); денежные знаки военных интервенционных властей, которые выпускались и в валюте интервентов (англ. ф. ст., яп. иены и т. п.) и в денежных наименованиях нашей страны (рубли, карбованцы); денежные суррогаты, выпускаемые городскими и областными органами власти, общественными организациями и частными предприятиями на. временно оккупированных территориях. Обращение бумажных денег в таком разнообразии формировало небывалую по своей сложности картину денежного хозяйства страны, создавало возможность; авантюристическим элементам обогащаться па фабрикации денежных суррогатов, усиливало процесс обесценения денег. Все это способствовало развитию у населения тенденции, обращать денежные знаки в материальные ценности, что, в свою очередь, увеличивало скорость оборота бумажных денег, приводило к развитию натурального обмена продуктами. Процесс распада единой денежной системы страны, обозначившийся еще в 19Н г., принял катастрофические размеры.

В соответствии с ленинским планом финансовой централизации правительство РСФСР проводило линию на унификацию денежной системы сначала в рамках РСФСР, а затем па всей советской территории. Ежегодно сокращалась эмиссия денежных знаков дореволюционных образцов. На территориях, освобождаемых Красной Армией, деньги интервентов и антисоветских органов власти аннулировались. Денежные суррогаты па советской территории постепенно заменялись па совзнаки. К концу гражданской войны советское правительство в основном справилось с задачей унификации денежной системы. Совзнаки почти повсеместно вытеснили из обращения все другие виды денег.

Вместе с тем окончательная унификация была достигнута позднее, в ходе денежной реформы 1922-1924 гг., проведенной в рамках новой экономической политики, осуществление которой во многом зависело от решения задачи стабилизации рубля и оздоровления финансовой системы в целом.

Огнев, Л. В.
Вестник Ленинградского Университета. Серия 5. Экономика. – Л., 1991. Вып.1.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 351.
2 См. там же. С. 351-354.
3 Там же. С. 354.
4 Там же. Т. 38. С. 122.
5 Атлас 3. В. Социалистическая денежная система. М., 1969. С. 105.
6 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 43: С. 220.
7 См. там же. Т. 38. С. 352-353, 363, 441.
8 Атлас 3. В. Социалистическая денежная система. М., 1969. С. 112.
9 В сборнике Академии паук УССР «Нумизматика и сфрагистика» JM» 5 за 1974 г. па с. 78-80 приводятся примеры выпуска бон некоторыми кооперативами Украины в целях «как-то удержать покупательскую способность заработной платы рабочего и служащего. Эти платежные знаки принимались в лавках выпустившей их организации по более пли менее твердому курсу».

Новая финансовая система строилась на принципе несовместимости Советской власти и товарно-денежных отношений, поэтому деньги должны быть ликвидированы.Социалистическая экономика должна иметь натуральный и безденежный характер с централизованным распределением ресурсов и готовой продукции.

Исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений (государственная монополия) было утверждено декретом о национализации банковского дела в стране. Сначала был национализирован Государственный банк, а потом Русско-Азиатский, Торгово-промышленный, Сибирский и другие акционерные и частные банки. В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям.

Государственный банк был переименован в Народный банк, а течение 1919 года все банки были ликвидированы, а ценности конфискованы.

Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие в 1918-1920 гг. постоянно подчеркивали, что “коммунистическое общество не будет знать денег”, что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля и им еще надо было платить за продукты.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полномуобесценениюденег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность, что означало гиперинфляцию, которая была осуществлена сознательно.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В феврале 1919 г. были выпущены первые советские деньги, которые назывались “расчетные знаки РСФСР”. Они находились в обращении вместе с “николаевками” и “керенками”, но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег.

В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 г. принять за 1, то в 1918 г. он составил 102, в 1920 г. – 9 620, 1922 г. – 7 343 000, а в 1923 г. – 648 230 000.В результате советские деньги были полностью обесценены. Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было.

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались “моржовки”. Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: “туркбоны”, “закбоны”, “грузбоны” и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра.


После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны “Свободного займа” Временного правительства. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд. руб., а доходы – не более 5 млрд руб.

Для пополнения бюджета местные Советы прибегали к дискриминационному налогообложению “классовых врагов” в форме “контрибуций”. Так, в октябре 1918 г. на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд. руб.

В результате финансовая система России была разрушена, экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям – “тредам” (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально-техническое снабжение.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др.

Из всех ее звеньев финансовой системы в период военного коммунизма имелся только Государственный бюджет, но и он состоял из денежной и материальной части. Основными доходными статьями бюджета стали денежная эмиссия и контрибуция.Сформировавшаяся финансовая система в полной мере отвечала задачам централизации экономического развития.

7 ноября 1917 г. в шесть часов утра, по предписанию Петроградского Военно-революционного комитета, вооруженные моряки Гвардейского флотского экипажа, не встретив никакого сопротивления, заняли здание Государственного банка. Днем представители новой власти потребовали у Банка денег. В ответ руководство Государственного банка дало указание прекратить обслуживание клиентов. 12 ноября Государственному банку было предъявлено требование об открытии в Петроградской конторе текущего счета на имя СНК и представлены образцы подписей В. И. Ленина и временного заместителя наркома финансов В.Р.Менжинского. Но служащие Банка продолжали осуществлять операции на основании финансовых документов, оформленных Министерством финансов. Даже однодневный арест Управляющего Банком И.П.Шипова не заставил их изменить свою позицию. С 8 ноября по 23 ноября 1917 г. Государственный банк клиентов не обслуживал, но в течение этого времени он продолжал осуществлять свою основную функцию - эмиссионную. В обращение было выпущено 610 млн. руб. и 459 млн. рублей выслано в конторы и отделения Банка.

В декабре 1917 г. началась реорганизация кредитной системы страны. 8 декабря 1917 г. был принят Декрет СНК "Об упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка". Находившиеся в собственности этих кредитных организаций земля, инвентарь и городская недвижимость передавались крестьянам, организуемым в это время совхозам и местным органам Советской власти.

Одним из вопросов теории и практики социалистического строительства, который в общих чертах был решен В.И. Лениным еще до Октябрьской революции, был вопрос о роли товарно-денежных отношений и путях их использования в народном хозяйстве при диктатуре пролетариата.

Первым шагом Советской власти в области денежного обращения явился декрет от 14 декабря 1917 г. "О национализации частных банков".

Национализация банковской системы означала не только переход ее в распоряжение государства и централизацию управления, но и быстрое отмирание прежних функций банков. Сохранилась и выполнялась лишь одна -- выпуск кредитных билетов, но с национализацией она приобрела совершенно иной характер. Дело даже не в том, что она стала по своему существу чисто казначейской, важно то, что идеология денежной политики, проводимой Советской властью в первые годы, основывалась на "отрешении от прежних капиталистических взаимоотношений в производстве и устранении в конечном итоге всякого влияния денег на соотношение хозяйственных элементов".

Вопрос о том, какими должны быть деньги при социализме, впервые возник весной 1918 г., когда стала очевидной неспособность старой формы обращения решать новые задачи. Однако у Советской власти не было строгого плана нового денежного обращения. В период гражданской войны отношение к деньгам менялось несколько раз. На первом этапе считалось, что для переходного периода деньги необходимо сохранить, заменив старые единицы новыми.

К весне 1918 г. в рамках общего плана хозяйственного строительства, принятого I Всероссийским съездом Советов народного хозяйства, была разработана программа восстановления финансового хозяйства страны путем проведения денежной реформы и реорганизации банковского дела. Она предполагала завершение национализации банков, постепенный переход к обязательным и охватывающим все население текущим счетам, самое широкое развитие чекового обращения и переводов, создание общей бухгалтерии всех национализированных предприятий. В рамках утвержденной программы съезд принял решение о замене дореволюционных денег новыми. Летом 1918 г. начался выпуск "нового типа бумажных знаков" под названием "расчетные знаки РСФСР".

Поворотным пунктом в отношении к деньгам стал начавшийся осенью 1918 г. переход организации народного хозяйства на принципы военного коммунизма, продолжавшийся до второй половины 1921 г.

В годы военного коммунизма, когда широкое распространение получила идея о возможности форсированного перехода к социализму-коммунизму, исключение товарно-денежных отношений из народно-хозяйственных связей многие экономисты стали рассматривать как одну из первоочередных задач. Вынужденная хозяйственной разрухой натурализация экономической жизни страны представлялась естественным, закономерным процессом, а это на практике приводило к еще большей натурализации хозяйственных связей, уменьшению роли денег в экономическом обороте и к постепенному их устранению как таковых.

Учитывая особенности хозяйственного положения страны в период военного коммунизма и поставленную практическую задачу ликвидации товарно-денежных отношений в 1919--1920 гг., многие советские экономисты направили свои усилия на разработку вопросов организации безденежного хозяйства. Одна из наиболее актуальных проблем, которую необходимо было решить для полного исключения денег из экономического оборота, состояла в нахождении новой формы хозяйственного учета, не требующей применения стоимостных показателей. Эта задача была тем более настоятельной, что в условиях обесценения денег и расстройства всего финансового хозяйства денежный учет не давал должного эффекта, так как не только не отражал, а нередко и искажал результаты производственной деятельности предприятий. В процессе работы выявились самые различные, подчас противоположные точки зрения.

Следующий этап развития денег связан с переходом к новой экономической политике. НЭП вызвал глубочайшие перемены в хозяйственном механизме. Признание необходимости рынка превратило продукты труда в товары, вступила в свои права категория цены, и руководящим принципом Советской власти в области финансов стало "восстановление денежного обращения на металлической основе (золото)" Первым шагом в этом направлении стало возрождение деятельности Государственного банка РСФСР. Он учреждался с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных на установление правильного денежного обращения. Однако вновь созданный Государственный банк имел ряд специфических черт, отличавших его от государственных банков капиталистических стран. Банк не принимал никакого участия в регулировании денежного обращения, поскольку эмиссию совзнаков осуществлял Наркомфин.

Эмиссионная функция у банка возникла позже, когда он выпустил в обращение банковские билеты, обозначавшиеся в новой золотой денежной единице -- червонце. Червонец содержал в себе 1 золотник -- 78,24 долей чистого золота, что приравнивалось к золотому содержанию прежней российской десятирублевой монеты. Исходя из этого соотношения, Госбанк должен был регулировать курс червонца в иностранной валюте. Какой-либо фиксированной количественной связи между червонцем и совзнаком не устанавливалось.

Обеспечением банкнот служили: -- золото и иностранная устойчивая валюта, акцептированные товарные векселя и легко реализуемые товары государственного сектора. Банковские билеты подлежали размену на золото. Начало размена должно было быть установлено особым правительственным актом, однако он так и не был принят. Одновременно в обращении сохранялись и совдензнаки, причем их количество продолжало расти в связи с дефицитом государственного бюджета, для покрытия которого они печатались.

Завершающим моментом денежной реформы послужил декрет Совнаркома от 5 февраля 1924 г., в соответствии с которым в обращение выпускались казначейские билеты Наркомфина. 10 рублей в казначейских билетах приравнивались к одному червонцу. Таким образом, через золотое содержание червонца рубль де-факто приобрел золотое содержание и стал называться червонным в отличие от рубля, представленного в совзнаках.

Согласно закону общая сумма находившихся в обращении казначейских билетов не должна была превышать половины суммы обращавшихся в стране червонцев. Чуть позже был объявлен фиксированный курс совзнаков в червонцах и начался их выкуп в обмен на казначейские билеты.

В результате денежной реформы 1922--1924 гг. в Советском Союзе сложилась денежная система, своеобразие которой определялось следующими обстоятельствами:

  • 1. Денежная система опиралась на взаимодействие двух неразменных видов денег: банкнот и казначейских билетов. Банкноты обеспечивались золотом и имели золотой паритет, однако золотое денежное обращение отсутствовало. Преимущество такой системы состояло в том, что не могло быть недостатка в платежных средствах, и в то же время опасность увеличения бумажных денег нейтрализовывалась регулированием выпуска банкнот.
  • 2. Червонец как основа национальной валютной системы предполагал, с одной стороны, взаимосвязь, а с другой - автономию своего валютного курса и внутренней покупательной способности. Внешний курс опирался на монополию внешней торговли и валютные интервенции; внутренняя покупательная способность -- на стабильность цен в обобществленном секторе производства.