Всемирно историческое значение русской литературы 19 века. Мировое значение русской литературы XIX века. Основные черты литературных направлений


XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789-1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.

XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796-1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815-1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).

Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811-1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830-1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).

Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.

Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм . Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

ХIX век — век сложения мировой литературы , когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.

Литература

  1. Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
  2. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
  3. Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
  4. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
  5. Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.

Читайте также другие темы главы "Литература XIX века".

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

Во второй половине XIX – начале XX века в России было создано много произведений духовной культуры, которые не только стали важнейшими явлениями мировой общечеловеческой культуры, но которые оказали влияние на всю последующую мировую культуру и даже на социально – политические движения XX века. Неслучайно, в заголовке этого раздела говорится о литературе и философии . Многие выдающиеся деятели культуры России сформулировали философские идеи, распространившиеся по всему миру в литературных художественных произведениях. В первую очередь сказанное относится к творчеству гениальных мыслителей и художников Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Только один знаменитый роман Достоевского «Преступление и наказание» по своей концептуальной насыщенностью стоит нескольких философских направлений. Центральная идея этого романа и других произведений великого писателя, это подчеркивание ценности и духовного богатства каждой личности, каждого человека, независимо от его социального положения, талантов, способностей. Принцип Достоевского - « каждый человек - это Вселенная». Это одно из высших проявлений гуманизма и одно из первых проявлений в России принципа приоритета прав человека.

Следует заметить, что эта идея во многом соответствует идеям великих предшественников Достоевского А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, что подтверждено знаменитым высказыванием ……. о русской литературе: « Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Знаменитая гоголевская «Шинель» и была посвящена защите человеческого достоинства простого человека. В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал богатство духовного мира, сложность переживаний людей из самых низших социальных слоев. Можно напомнить, что самый положительный образ в этом романе (да и во всем творчестве Достоевского) это образ Сони Мармеладовой, девушки, которая вынуждена быть проституткой, чтобы кормить своих отца, мачеху и маленьких братьев. В этом же романе Достоевский, устами своего героя Разумихина прозорливо показал всю опасность и антигуманистическую направленность социалистических идей: "Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!.. Все у них потому, что "среда заела", - и ничего больше!……………………

В другом своем знаменитом романе «Бесы» Достоевский дал убедительный художественный портрет такого опасного явления, как терроризм. Достоевский показал мир террористов изнутри, показал, что даже те люди, которые приходят к террору из-за светлых идеалов, начинают неизбежно служить злу, антигуманизму. На творчестве Достоевского отразились не только идеи его литературных предшественников, но и личная жизнь, поскольку Достоевский в молодости сам увлекался социалистическими революционными идеями, вследствие чего провел несколько лет на каторге и в ссылке. Поэтому, Достоевский лучше других разбирался в мотивах и душевных порывах людей, преступивших закон, исходя из самых разных побуждений. Неслучайно, крупнейший философ XIX века, Фридрих Ницше, оказавший воздействие на многих философов, как-то сказал: "Единственный психолог, у которого я чему-то научился, это Достоевский".

Следует заметить, что Достоевский рано поставил ту важную проблему, которая впоследствии прославила именно Ф.Ницше, проблему сверхчеловека, то есть человека, который считает для себя допустимым преступать общепринятую мораль из соображений высших целей и идеалов. Проблема сверхчеловека стала очень значимой в XX веке, особенно в связи с распространением фашизма и терроризма. Не случайно, этой проблемой долгое время, даже находясь в тюрьме, занимался итальянский мыслитель и политик Антонио Грамши, пытавшийся найти истоки идеи сверхчеловека в фашизме.

Грамши показал, что идея сверхчеловека возникает в европейской культуре еще в начале XIX века. Уже герой великой поэмы Гете "Фауст" назван сверхчеловеком - ubermensch. По мнению Грамши, типичный образ сверхчеловека дан французским писателем А.Дюма в образах его героев Атоса в романе "Три мушкетера"и графа Монте-Кристо в одноименном романе. Эти два человека талантливые и волевые, умные и энергичные, вершат расправу над неугодными людьми, взяв на себя функции высших судей, а иногда даже палачей.

Ницше посвятил проблеме сверхчеловека несколько своих произведений позднего периода своей деятельности. В этих произведениях вопрос о праве сверхчеловека стать над моралью остается открытым. Достоевский же проблему сверхчеловека поставил и решил задолго до Ницше в романе "Преступление и наказание". Герой романа Раскольников задает себе вопрос, имеет ли он право на преступление, убийство скупой старухи проценщицы, для того, чтобы затем творить добро. Достоевский в романе убедительно показывает, что подобный путь ведет только к моральному опустошению человека и Добро на преступлении построить невозможно. Примечательно, что раскаявшийся Раскольников приходит к пониманию величия простых и давно известных гуманистических христианских идей. А главное в этих идеях - возвеличивание нравственности и гуманного отношения к каждому человеку, независимо от его положения и способностей. Не случайно, великий русский философ Н.Бердяев скажет, что права человека это, в сущности, христианская идея. Достоевский приводит к этой мысли читателя художественным способом. Художественными приемами Достоевский развенчивает идею сверхчеловека. Не случайно, Достоевского чрезвычайно ценили великие ученые, великие философы, литераторы, кинематографисты. Не случайно, Достоевского иногда называют одним из предшественников ведущего философского направления XX века экзистенциализма, того направления, которое изучает проблему смысла жизни человека.

Не менее выдающуюся роль в мировой литературе сыграл современник Достоевского Л.Н.Толстой, который, используя иные по сравнению с Достоевским художественные приемы, всем своим творчеством способствовал распространению в обществе гуманистических идеалов. Толстой изображал вроде бы типичные житейские ситуации, типичные характеры, и образы, не старался приукрашивать своих героев, не вкладывал в уста своих персонажей нравоучительные речи или негодующие обличия. Но общее построение произведений Толстого заставляло воспринимать все эти события, образы, характеры, через призму гуманистического мировоззрения Толстого. Таким образом, читая романы Толстого, человек впитывает и гуманистический взгляд на реальный мир, гуманное отношение к реальным людям. Гениальность Толстого заключается и в том, что при этом он увлекает читателя своим повествованием, вызывая эстетический интерес к произведению.

Лев Толстой и до настоящего времени знаменит и уважаем как в России, так и за ее пределами. Но его слава на родине связана в основном и почти исключи­тельно с романами писателя. А за пределами России слава Толстого-философа порой даже превосходила славу Толстого-художника. Следует заметить, что философия Толстого не сводится только к философскому содержанию его романов. Философские идеи Толстого, его понимание смысла жизни, его понимание общественных и нравственных проблем, были четко и последовательно сформулированы в публицистических статьях и научных трактатах. Именно этой части творческого наследия Толстого повезло в Рос­сии меньше всего. Нравственное, общественное, рели­гиозно-философское учение Толстого было с неприязнью встречено официальными лицами еще при жизни автора, некоторые его статьи печатались только за границей.

После 1917 г. отношение к идеям Толстого стало намного хуже, особенно после установления в России диктатуры партии Ленина. К сожалению, Ленин проявил в свое время особый интерес к учению Толстого, и в целом оно Ленину не понравилось. Ленин посчитал его реакционным, идео­логически несовместимым с марксизмом, со всеми вытекающими отсюда по­следствиями. Так уж получилось, что отец индийской нации Махатма Ганди считал себя учеником Льва Тол­стого и гордился этим, а на родине Толстого это обстоя­тельство долго замалчивалось. Это замалчивание вполне объяснимо, идеи Толстого и Махатмы Ганди были абсолютно несовместимы с идеями классовой борьбы и революционного насилия, столь милыми сердцу и уму коммунистических идеологов.

К основным идеям своего учения Лев Толстой при­шел уже в зрелом возрасте. В своей автобиографиче­ской “Исповеди” (1881 г.) Толстой писал, что примерно в пятидесятилетнем возрасте в нем произошла пере­оценка ценностей, переосмысление всей предшествующей жизни. Начался внутренний поиск смысла жизни. Толстой изучил много философских сочинений, массу религиозных текстов. Причем это изучение носило сис­тематический и последовательный характер. Какое-то время, например, Толстой был настолько сильно увле­чен философским пессимизмом А. Шопенгауэра, что даже переводил отдельные сочинения немецкого философа. Но в конце концов, на основе анализа множества фи­лософских и религиозных концепций, Толстой создал свое собственное учение, основные идеи которого были сформулированы в работах “В чем моя вера” (1888), “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908), “Ответ на определение синода” (1901). В рамках, настоящего учебного пособия можно выделить следующие положения учения Толстого:

1. Нравственное содержание всех современных ре­лигий одно и то же, то есть все религиозные учения, рас­пространенные в XX в., призывают к одним и тем же нормам нравственного поведения. Эти нравственные нормы по-разному выражены: в заповедях, притчах, рассказах о жизни основателей религий, в их наставле­ниях, но и Конфуций, и Будда, и Моисей, и Христос, и Магомет учили людей высоконравственному поведе­нию. Поэтому, учитывая ту значительную роль, которую играют религии, основанные этими духовными настав­никами человечества, можно сказать, что в мире есть надежная основа для взаимопонимания и сотрудничества людей всех народов. Не случайно Лев Николаевич с огромным интересом относился к попыткам создания новых религиозных учений на основе идеи родства всех имеющихся религий. А в конце XIX века с проповедью, объединяющей религии, выступили Рамакришна и Вивекананда в Индии, а Баха-Улла в Иране создал рели­гию бахаи. Важно отметить, что Толстой в своем изу­чении предшествующих учений не ограничивался только учениями Европы, но и познакомился со всеми переве­денными на европейские языки философскими и рели­гиозными текстами Востока. То есть идеи Толстого ба­зируются на очень широком культурно-историческом фундаменте. Неслучайно поэтому, что впоследствии идеи Толстого воспринимались с одинаково большим интересом как в Европе, так и в Азии, а так же в Соединенных Штатах Америки.

2. Если религии говорят в сущности об одном и том же, почему же люди разных верований зачастую враждуют между собой? Происходит это, по мнению Толстого, из-за того, что в современном мире для боль­шинства верующих на первый план выступают не нрав­ственные нормы религий, а обрядовые. В самом деле, для большинства верующих быть религиозным человеком - это значит соблю­дать обряды, а не нравственные предписания. Легче выполнить какой-то ритуал моления или даже попости­ться некоторое время, чем искоренить в себе зависть, гнев или подставить правую щеку после удара по левой. Но главное дело не в том, что легче, а что труднее соблюдать. Дело в том, что имеется многочисленный слой людей, прямо заинтересованных в том, чтобы ве­рующие главное внимание уделяли обрядам, а не нрав­ственному содержанию религии. К сожалению, эти лю­ди, как правило, священники. Ведь все их существова­ние связано с обслуживанием обрядов, в том числе даже их материальное благополучие. То есть, в силу своего положения многие священники вынуждены при­влекать внимание верующих к обрядовой стороне рели­гии, а не к нравственной. Толстой в своих произведе­ниях писал, что многие обряды христианства нельзя найти в Евангелиях, но именно эти обряды строго соблюдаются. По мнению Толстого, многие обряды даже про­тиворечат учению Христа, но священники не обращают на это внимания и требуют исполнения обрядов, а не высоконравственной жизни. Поскольку именно об­рядность имеет важное значение для верующих, а об­ряды разных религий различаются, то именно различие в обрядах приводит к людскому непониманию, вражде и даже к убийствам. Напрашивается следующий, по мнению Толстого, естественный вывод: отказаться от обрядов и жить в соответствии с нравственными нор­мами этих религий, то есть видеть в религии прежде всего нравственную систему, а не обрядовую.

Но что в таком случае остается делать священно­служителям? Реакция большинства из них на идеи Толстого была предсказуемой и естественной. Толстой был отлучен от церкви, несмотря на убежденность писателя, что он поступает в строгом соответствии с заповедями Христа. Правда, в тексте отлучения Л. Толстого от церкви, составленном представителями Святейшего Синода, поводом для отлучения было названо неканоническое отношение Л. Толстого к образу Святого Духа. Оспаривать взгляд Толстого на безнравственность превознесения обрядов в иерархии православной церкви не решились.

3. Наибольшую известность учению Толстого при­несла идея ненасильственного сопротивления злу. Правда, в литературе о Толстом чаще использовалось словосочетание “непротивление злу насилием”, но в этом случае, как правило, упор делался на первых сло­вах - “непротивление злу”, что искажало идеи Толсто­го. А речь шла именно о сопротивлении злу, но сопро­тивлении без применения насилия. Толстой считал, что нужно отстаивать Добро, но не любыми способами. У разных людей могут быть разные представления о Добре, свои представления о способах решения тех или иных общественных проблем, но любые попытки до­биться торжества Добра с примене­нием насилия, закончатся торжеством зла. Применение насилия - все равно физического или психического - обязательно вызовет чувство ненависти у противника, а где царит ненависть, там нет места Добру.

Из этого не следует, что людям надо отказаться от борьбы со злом, совсем нет. Но бороться надо только ненасильственны­ми средствами, отказываясь совершать безнравственные поступки, даже если отказ будет угрожать бла­гополучию или даже жизни человека. Фактически в уче­нии о ненасильственном сопротивлении злу Толстой создал новую концепцию героизма, новое понимание мужества: величие человека не в том, чтобы нанести ответный удар, а в том, чтобы не ответить на удар, даже имея на это силу. Благодаря такому поступку нравственный человек не будет распространять цепь насилия, более того, ударивший человек может заду­маться или даже устыдиться своего поступка, а это уже путь к его нравственному излечению. Подобная концепция героизма позволяет ликвидировать разрыв между нравственными нормами религий и распростра­ненными представлениями о героизме. Например, совет Иисуса Христа подставить щеку для удара, трудно увязать с представлениями о героизме, традиционными даже для людей, исповедывающих христианство. Учение Толстого устраняло это противоречие.

Это учение может показаться совершенно утопичным, то есть, не реализуемым на практике. Но это не так. Тол­стой создавал новый идеал нравственного поведения, к которому должны стремиться люди. Далеко не все могут пойти по этому пути, но ведь и по пути традици­онного героизма идут немногие. На самопожертвование в боевой схватке способны немногие, так же, как и не­многие способны отдать жизнь на пути ненасильствен­ного сопротивления. Главное различие между этими концепциями не в их реалистичности, а в тех идеалах, к которым должны стремиться люди. Идеал, выдвигае­мый Толстым, способствует уменьшению жестокости и агрессивности в обществе, учит людей состраданию, взаимопониманию и любви.

То, что учение о ненасильственном сопротивлении не являлось чистой утопией, было продемонстрировано Махатмой Ганди, который сумел убедить индийцев до­биваться независимости ненасильственными методами. И независимость была достигнута без какой-либо на­ционально-освободительной войны. Концепция ненаси­лия создавалась Толстым на основе анализа политиче­ской жизни России конца XIX - начала XX века. Тол­стой был свидетелем вооруженной борьбы, которую вели между собой правительство России и террористы-рево­люционеры. Великий гуманист призывал тех и других остановиться, убеждал их в том, что, отвечая друг дру­гу ударом на удар, обе стороны увеличивают количе­ство ненависти и агрессивности в России. Все это неминуе­мо приведет к ужасным общественным потрясениям, в которых не будут достигнуты ни цели правительства, ни цели революционеров. Предсказания Толстого под­твердились очень скоро.

Распространение гуманистических идей Льва Нико­лаевича чрезвычайно важно для сегодняшнего времени. Его идеи были сформулированы в результате обобще­ния духовного опыта народов Европы и Азии, в резуль­тате изучения различных религий и нравственных систем. Уже при жизни Толстого представители самых разных народов и вероисповеданий с благодарностью воспринимали учение Толстого. Распространение этого учения поможет уменьшить имеющееся недоверие меж­ду народами, поможет уменьшить агрессивность и фана­тизм в обществе.

Мировое значение русской философии не было связано только с творчеством великих русских писателей.

Особое место в истории русской философии занимает Владимир Сергеевич Соловьев. Об исклю­чительном значении творчества В.Соловьева говорили многие исследователи русской философии, например Н. Лосский, который в своей “Истории. Русской философии” (1948г) заявил, что “именно Соловьев явился создателем оригинальной русской системы философии и заложил основы целой школы русской религиозной и философской мысли, ко­торая до сих пор продолжает жить и развиваться”. Книга Лосского впервые была издана в 1951 г., но влияние идей Вл. Соловьева в последнее время не уменьшилось, а скорее, напротив резко возросло. Связано это с тем, что только в конце 80-х гг. XX в. книги В. С. Соловьева стали издаваться на его родине после долгого перерыва. Дело в том, что правившая коммунистическая партия запрещала издавать в России работы великого русского философа. А коли­чество и объем написанного Вл. Соловьевым потрясает, так же, как оригинальность его идей и разнообразие жанров, в которых работал философ. Это и строгие, систематизированные научные трактаты, и юмористи­ческие стихи, и острые журнальные публикации на ак­туальные в то время политические темы, и лаконичные статьи для энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. При этом все написанное Соловьевым отмече­но печатью творческого гения, но даже не это главное, лучшее в творчестве Соловьева. Главное в том, что все его творчество проникнуто особым нравственным духом, любовью к человеку и человечеству.

Свидетельством нравственного содержания творче­ства Соловьева могут служить даже названия некото­рых его произведений - “Оправдание добра как истины”, “Смысл любви”, об этом же свидетельствует основное понятие философской системы Соловьева - Богочеловечество . По мнению Соловьева, Богочеловечество - это цель истории, это то состояние, к которому постепенно при­ближается все человечество. Это такое состояние, при котором не единицы, и даже не тысячи, не миллионы, а все люди будут руководствоваться в своих поступках только гуманными, высоконравственными побуждения­ми, которые даны человеку Богом. Это состояние- все­общее торжество нравственности. Соловьев верил в оптимистический финал человеческой истории и не только верил, но и действовал, старался приблизить состояние Богочеловечества, приблизить своими книгами и статьями.

Весь его огромный труд “Оправдание добра” - это титаническая попытка доказать необходи­мость добра, убедить, что творить добро - это самый разумный, даже самый выгодный путь для человека. В своей книге Соловьев проанализировал огромное чис­ло религиозных” мифологических, научных представле­ний, сопоставлял их между собой, прослеживал судьбу различных нравственных принципов в истории различ­ных народов. И все это для того, чтобы обосновать добро как высший и неизбежный принцип человеческой деятельности. По мнению Соловьева, в величие добра не достаточно верить, это величие можно и доказывать с помощью философских исследований. Таким исследо­ванием и является “Оправдание Добра как Истины”.

Надо сказать, что последние произведения Соловье­ва, например, “Три разговора” (1899), отличает не ха­рактерный для Соловьева пессимизм, предчувствие тра­гического завершения человеческой истории. Пес­симизм был, скорее всего, связан с начавшимся при жизни Соловьева движением ихэтуаней в Китае. Это был мощный протест тех китайцев, кто был недоволен отходом Китая от политики изоляционизма, был недоволен отходом от самых абсурдных традиций, обычаев, начавшимся в то время в Китае процессом приближения к общемиро­вым достижениям в технике, экономике. Ревнители старины, исходя из патриотических и религиозных по­буждений, начали громить все иностранное и даже убивать иностранцев. Соловьев воспринял эти события как крушение надежд на постепенное объединение лю­дей на основе общей нравственности. Но уже после смерти Соловьева движение изоляционистов было раз­громлено китайским правительством (не без помощи иностранных сил), и с той поры Китай стал столь стре­мительно втягиваться в орбиту мировой политики, что через 50 лет там стали повсеместно насаждать идеи европейского происхождения.

Не следует думать, что В.Соловьев был классиче­ским кабинетным ученым, который ограничивался соз­данием произведений на прекрасные, но далекие от практических забот большинства людей темы. Соловьев живо интересовался современными ему политическими событиями, общественными проблемами. Не удивитель­но, что он опубликовал много статей, посвященных на­циональным проблемам в России, в частности, он много внимания уделял нараставшему в России антисемитизму. Соловьев в своих статьях по поводу еврейского вопроса утверждал, что антисемитизм, отрицательное отношение к евреям, - это явление глубоко неправедное с точки зрения нравственности и христианских добродетелей. Он показывал, что антисемитизм связан с невежеством, инстинктами, завистью. Публицистические статьи Со­ловьева вызывали большой интерес и оказывали влия­ние на общественное мнение, чему в немалой степени способствовало литературное мастерство философа, умевшего излагать даже самые глубокие и оригиналь­ные идеи в яркой и ясной манере.

Благодаря своей публицистической деятельности Соловьев был хорошо известен даже за пределами академических кругов. И здесь необходимо заметить, что Соловьев не только писал о гуманизме и нравствен­ности, не только убеждал других жить по законам добра, но и сам жил в соответствии с лучшими нрав­ственными принципами. Соловьев никогда не имел соб­ственного жилья, обитал у друзей, родственников. Воз­ле того дома, где он поселялся в очередной раз, как правило, начинало собираться много нищих, просящих подаяние. Соловьев всегда много подавал таким просителям, а они быстро улавливали эту “закономер­ность”. Эти щедрые подаяния объяснялись не купече­скими замашками, не поисками популярности, а тем чувством вины, которое испытывал Соловьев, считая себя виноватым за разницу в положении, в достатке, которая была между нищими и людьми его круга. Это ощущение вины и не позволяло Соловьеву наживать состояние, заводить дом, добиваться личного матери­ального благополучия.

Невозможно сомневаться в иск­ренности нравственных убеждений творца первой рус­ской философской системы. Не сомневались в этом и люди, лично знавшие Соловьева, и читавшие его фило­софские трактаты, и следившие за его статьями в жур­налах. Владимир Соловьев прожил, к сожалению, не­долго, всего 47 лет. После смерти Соловьева в 1900 году его отпевали в православных храмах, за него молились в синагогах, его оплакивали католические священники, мусульмане. Всеобщая скорбь была объяснима, ведь умер человек, желавший единения всех народов, всех людей в Богочеловечестве, единения всех людей на основе высших нравственных принципов.

Россия и дальше дарила всему миру великих писателей и философов, которые на протяжении всего XX века способствовали гуманизации человечества. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Декла­рация, состоящая из 30 статей и преамбулы, выражает общественные идеалы, к которым пришло человечество в ходе своей долгой истории, пришло методом проб и ошибок, ценой миллионов жертв и трагических заблуж­дений. Декларация включает в себя все лучшее из са­мых различных философских учений, общественных тео­рий. Декларация прав человека не просто очередной набор лозунгов. На основе Декларации разработаны международные пакты, и страны, присоединившиеся к этим пактам, обязаны соблюдать принципы Декларации прав человека. Деклара­ция была создана после второй мировой войны, после разгрома фашизма, вернее, после разгрома первой попытки фашизма утвердиться на Земле. Но возможны и другие подобные попытки. Декларация 1948 года и закрепляет такие принципы общественного устройства, которые не позволяют фашизму или другой диктатуре захватить власть сначала в одной стране, а затем и во всем мире.

Исходный принцип Декларации - это принцип за­щиты прав и интересов отдельной личности. Права и свободы каждого человека, каждой личности выше и ценнее интересов классов, сословий, наций, государств, религиозных общин. Этот прин­цип полностью соответствует философским идеям Бер­дяева. Совпадение не случайное. За год до того, как ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, Кембриджский университет присвоил Бердяеву звание почетного доктора теологии. Наряду с Бердяевым на это звание претендовали крупнейшие философы Европы К. Барт и Ж. Маритен, но Бердяеву было отдано пред­почтение, как мыслителю, выразившему наиболее полно и точно гуманистические идеалы человечества. Бердяев сделал это в своих философских статьях и книгах, а в момент присуждения Бердяеву почетного звания в 1947 г. разрабатывалась правовая форма выражения этих идей - Декларация прав человека, которая, веро­ятно, создавалась не без участия выпускников того же Кембриджского университета. Поэтому Бердяева можно назвать философом, одним из первых выразившим всемирно-гу­манистические общественные идеалы.

Идеи Бердяева не возникли вдруг, он опирался на всю гуманистическую культуру человечества. Вместе с тем - и это очень важно с точки зрения мирового зна­чения русской философии - Бердяев продолжал луч­шие традиции русской философии, русской культуры. На философское учение Бердяева, несомненно, оказали влияние гуманистические идеи Вл.Соловьева, учение о Богочеловечестве, понимание Соловьевым националь­ных и межрелигиозных проблем, толстовское неприятие насилия. Мысли Толстого о духовном единстве всех ре­лигий также соответствует духу Всеобщей Декларации прав человека.

Впрочем, учение Толстого о ненасильст­венном сопротивлении злу имело и более непосредствен­ное значение для мировой культуры. Достаточно на­помнить о деятельности Махатмы Ганди, считавшего себя учеником Толстого и названного отцом индийской нации. Между прочим, именно этот пример влияния идей Толстого позволяет автору настоящего пособия скептически относиться к деятельности кришнаитов и других про­водников индийских религиозно-философских идей в России. Уж кто-кто, а Ганди хорошо знал и Веды, и Бхагават-Гиту, и многие другие памятники великой ин­дийской культуры, но, в конце концов, обратился за советами к русскому мыслителю, правда, к такому, кото­рый старался обобщить всю гуманистическую культуру человечества. Идеи Толстого оказали влияние и на Мартина Лютера Кинга, видного общественного деятеля США, который во многом способствовал мирному раз­решению расовых противоречий в США в 60-е гг. Таким образом, идеи Толстого оказали огромное влия­ние не только на взгляды других мыслителей, но и на мировую историю, прежде всего в Англии, Индии, США. Возможно, что, пользуйся идеи Толстого большим влиянием в России и Германии, судьбы этих стран не сложились бы столь трагическим образом.

Гуманизм, уважение к личности каждого человека, неразрывно связан­ные с этим уважением демократические принципы и традиции можно найти на протяжении всей истории русской культуры. Достаточно привести идеи Фе­дотова о демократической основе русской культуры, достаточно вспомнить творчество Андрея Рублева, Сер­гия Радонежского, Нила Сорского. Эта особенность русской культуры очень символично отражена великим Пушкиным в его стихотворении “Памятник”. Поэт, который лучше всего выразил предшествующую ему национальную культуру и во многом определил после­дующую, так видел смысл своего творчества и своего существования:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В этих строчках - и Андрей Рублев, и Нил Сорский, и Владимир Соловьев, и Толстой, и Бердяев, и Федотов. Это фактически предсмертное поэтическое за­вещание поэта является тем более примечательным, что Пушкин свой “Памятник” противопоставил одноимен­ному стихотворению Г. Державина. В державинском стихотворении поэт считал своей главной заслугой вос­певание подвигов великих людей и военных побед. Пушкин в молодые годы, подобно Державину, тоже воспевал победы и призывал к насильственной борьбе против тиранов. Но, умудренный жизнью, он посчитал, что его творчество выше военных побед, выше Алексан­дрийского столба. Пушкин прославил свободу наряду с доб­рыми чувствами и милосердием - и это главное, что сделал он сам и что было предназначено сделать рус­ской культуре.

Гуманизм и общечеловеческая значимость русской философии объясняются исторической судьбой России. В России встретились, и долгое время сосуществовали различные культуры и религии. В эпоху Киевской Руси тесно переплетались судьбы восточных славян и тюрк­ских народов - предков современных башкир, татар, казахов и многих других народов, принявших мусуль­манскую религию. Тем не менее, Россия не знала меж­религиозных войн. Западноевропейские философы в ос­новном были ориентированы на два направления хри­стианства - католицизм и протестантизм. Русские фи­лософы учитывали опыт и этих религиозных направле­ний, но при этом были обогащены опытом православ­ной религии. Некоторые западные философы проявля­ли интерес к буддизму, особенно с XIX века, но в России жили целые народы, исповедовавшие буддизм - калмы­ки, буряты. Россия имела огромную границу с Китаем, так что китайская культура не была для России замор­ской экзотикой. Таким образом, можно сделать вывод о том, что великая русская философия XIX и XX веков синтезировала общечеловеческий и гуманистический опыт тысячелетней истории и культуры России.

Русская литература XIX века

XIXвек- эпоха расцвета русской литературы, которая развивается в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой; каждое десятилетие имеет свою поэтику, свою идеологию, свой художественный стиль. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

К началу XIX столетия русская литература, испытав благотворное воздействие классицизма и сентиментализма, обогатилась новыми темами, жанрами, художественными образами и творческими приемами. В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.

В России романтизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма

Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.

Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности , требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы - но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин

Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.

В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.

Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:

Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.

Наиболее решительно осудил заблуждения консервативной и реакционной критики В.Г.Белинский, увидевший в поэзии Пушкина переход к реализму, считающий вершинами “Бориса Годунова» и “Евгения Онегина”, отказавшийся от примитивного отождествления народности с простонародностью. Белинский недооценил прозу Пушкина, его сказки, он в целом, верно, очертил масштаб творчества писателя как средоточия литературных достижений и новаторских начинаний, определяющих дальнейшие пути развития русской литературы в XIX веке.

В поэме Пушкина “Руслан и Людмила” ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина, а в поэмах “Бахчисарайский фонтан”, «Кавказский пленник” Пушкин переходит на позиции романтизма.

Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы начала XIX столетия. Вместе с тем Пушкин стоит у истоков русской литературы, он - основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка.

Гениальное творчество Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу.

В романах “Преступление и наказание”, “Идиот” Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя.

Одним из писателей 30-х годов является Н.В.Гоголь. В произведение “Вечера на хуторе близ Диканьки” ему отвратителен чиновничий мир и он, так же как и А.С.Пушкин погрузился в сказочный мир романтики. Созревая, как художник, Гоголь отказался от романтического жанра и переходит к реализму.

Также к этому времени относится деятельность М.Ю.Лермонтова. Пафос его поэзии заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Истоки творчества Лермонтова связаны с культурой европейского и русского романтизма. В ранние годы он написал три драмы, отмеченные печатью романтизма.

Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.

К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.

Изучив письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю мы видим, что оно направлено не только противообщественно-политических и нравственных проповедей Гоголя, но во многом и против его литературных суждений и оценок.

В условиях пореформенной жизни общественная мысль России, находившая преимущественное выражение в литературе и критике, все настойчивее обращалась от настоящего к прошедшему и будущему, чтобы выявить законы и тенденции исторического развития.

Русский реализм 1860-1870х годов, приобрёл заметные отличия от западноевропейского. В произведениях многих писателей-реалистов той поры появляются мотивы, предвещавшие и подготовившие тот сдвиг к революционной романтике и социалистическому реализму, который произойдет в начале XX века. С наибольшей яркостью и размахом расцвет русского реализма проявился в романе и повести второй половине XIX века. Именно романы и повести крупнейших русских художников той поры приобрели наибольший общественный резонанс в России и за рубежом. Романы и многие повести Тургенева, Л.Н.Толстого, Достоевского почти немедленно после своего выхода в свет получали отклик в Германии, Франции, США. Зарубежные писатели и критики ощущали в русском романе тех лет связь конкретных явлений российской действительности с процессами развития всего человечества.

Расцвет русского романа, стремление проникнуть в глубины человеческой души и одновременно постичь социальную природу общества и тех законов в соответствии, с которыми происходит его развитие, стало основным отличительным качеством русского реализма 1860-1870х годов.

О смысле жизни, о совести, о справедливости размышляли герои Достоевского, Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Некрасова. В структуре нового реалистического романа и повести их гипотезы подтверждались или отвергались, их понятия, и представления о мире при столкновение с действительностью слишком часто развеивались как дым. Их романы должны расцениваться как настоящий подвиг художника. Для развития русского реализма много сделал своими романами И.С.Тургенев. Наибольшую известность приобрёл роман “Отцы и дети”. В нём изображена картина русской жизни на новом этапе освободительного движения. Последний роман Тургенева “Новь” был воспринят русской критикой. В те годы народничество являлось наиболее значительным явлением общественной жизни.

Расцвет критического реализма проявился и в русской поэзии 1860-1870х годов. Одной из вершин русского критического реализма 60-80х годов становится творчество Салтыкова-Щедрина. Гениальный сатирик, пользуясь иносказаниями, олицетворениями умело ставил и проводил острейшие вопросы современной жизни. Обличительный пафос присущ в творчестве этого писателя. Душители демократии имели в его лице заклятого врага.

Заметную роль в литературе 80-х годов сыграли такие произведения, как “Мелочи жизни”, ”Пошехонская сатира”. С большим мастерством он воспроизвёл в них ужасные последствия крепостного быта и не менее ужасные картины нравственного падения пореформенной России. “Повесть о том, как мужик 2-х генералов прокормил» или “Дикий помещик”, посвящены важнейшим проблемам русской жизни, они проходили в печать с большими цензурными затруднениями.

Величайшие писатели-реалисты не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.

Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.

Список литературы.

    История русской литературы XI-XX веков

    Учебник по русской литературе

(Ю.М.Лотман)

3. Великие русские писатели XIX века

(К.В.Мочульский)

4. Русская литература XIX века

(М.Г.Зельдович)

5. История русской литературы первой

половины XIX века

(А.И.Ревякин)

6. История русской литературы XIXвека

(С.М.Петрова)

7. Из истории русского романа XIX века

(Э.Г.Бабаев)

Тест

    Н.В.Гоголь (1809-1852)

а) повесть “Шинель”

б) повесть “Вий”

в) поэма “Ганц Кючульгартен”

2. Ф.М.Достоевский (1821-1881)

а) роман “Бесы”

б) роман “Записки из мёртвого дома”

в) роман “Игрок”

г) роман “Подросток”

3. В.А.Жуковский (1783-1852)

а) баллада “Людмила”

б) баллада “Светлана”

4. А.С.Пушкин (1799-1837)

а) поэма “Руслан и Людмила”

б) драма “Борис Годунов”

в) поэма “Домик в коломне”

г) поэма “Гаврилиада”

д) повесть “Кирджали”

е) сказка “Жених”

5. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889)

а) сказка “Баран-непомнящий”

б) сказка “Коняга”

в) сказка “Работник Емеля и пустой барабан”

г) сказка “Самоотверженный заяц”

д) роман “Господа Головлевы”

6. М.Ю.Лермантов (1814-1841)

а) поэма “Мцыри”

б) драма “Маскарад”

7. Л.Н.Толстой (1828-1910)

а) роман “Анна Каренина”

б) повесть “Поликушка”

в) роман “Воскресение”

План

1. Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в литературе первой половины XIX века

2. Развитие реалистических традиций в литературе

пореформенной России.

Контрольная работа

по культурологи

Тема: Русская литература XIX века русской литературе 20 века в хронологическом порядке.Реферат >> Литература и русский язык

Чтобы совершить такой поворот! Русская литературы первых десятилетий 19 века была аристократична – Чацкий, Онегин... биографий выдающихся людей 19 века . Т.о. Былое и думы- наиболее универсальное п оизведение русской литературы . Только Древнерусская...

  • Шпаргалка по Русской литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Традиции русской литературы 19 века на рубеже веков . Реализм в литературе серебряного века . 2.Л-ра и искусство на рубеже 19 -20 ... реалист. рассказов Горького. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой - босяк, человек...

  • Русская философия XIX века (3)

    Реферат >> Философия

    Роль в различных национальных литературных традициях. Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией... наиболее полно рассмотрены вопросы формирования русской философии в 19 веке , философские учения западников и славянофилов...

  • Театр 18-19х веков в России

    Реферат >> Литература и русский язык

    Основывается слава русской литературы 19 века русской литературы . Слово Карамзина... основывается слава русской литературы 19 века . Велико значение деятельности Ка­рамзина для русской литературы . Слово Карамзина...

  • Завершившееся знакомство с курсом истории русской литературы 18 в позволяет подвести некоторые итоги, касающиеся развития русской литературы, ее своеобразия и закономерностей.

    Во- первых, русскаыя литература постоянно расширяла освоение тех пластов жизни, из которых черпала темы и сюжеты своих произведений и все глубже проникала во внутренний мир человека, в тайны его души.

    Во- вторых, история русской литературы- это история смены жанров и стилей. От почти безусловного господства поэзии в начале и в 1й трети 19 века русская литература неуклонно двигалась к прозе. Торжеством повествовательных форм отмечена последняя треть 19 столетия. Это не значит, что поэзия прекращает свое существование. Она лишь уступает место на литературной арене прозе, но при всяком благоприятном случае готова взять реванш в состязании за власть над умами и чувствами читателей.

    В- третьих, русская литература, преодолев в ходе своего движения жанровое мышление, перешла к мышлению стилями, как это наглядно выступает в творчестве пушкина, лермонтова, и гоголя, а затем к господству индивидуально- авторских стилей, когда каждый писатель мыслил в духе индивидуальной стилистической системы. Это хорошо видно на примерах Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского, Чехова, Лескова.. При этом жанры никуда не исчезают, но стиль не находится в жестокой зависимости от жанра, а освобождается от строгой жанровой нормативности. Поэтому в русской литературе особенное распространение получили гибридные жанровые формы, спаянные из различных жанров. Н-р «Евгений Онегин»- роман в стихах, «Мертвые души»- поэма, «Записки охотника»- рассказ и очерк. Достоевский- философско- идеологический роман, Толстой- роман-эпопея.

    Расцвет русской классики в XIX в. многие зарубежные исследователи называют «золотым веком», своеобразным Ренессансом, последним и «самым великим из всех даже по сравнению с итальянским, немецким и французским Ренессансом» (Дж. Маккэйл). Другой английский критик М. Марри также замечал: «Могучее вдохновение, которое так странно и величественно исходило от старых поэтов английского возрождения, вновь возникает в современных русских романах».



    В настоящее время факт универсального значения русской литературы не только общепризнан, но является объектом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. И многие критики в самых различных странах, анализируя те или иные явления современной литературной действительности, неизменно обращаются к произведениям русской классики как к недосягаемым эталонам в художественной сфере.

    В Европе уже в 70-х годах прошлого века обратили внимание на своеобразие и глубину русской литературы, отразившей духовный и нравственный опыт своего народа и поднявшей искусство романа, новеллы, драмы на новую высоту, «русский роман очаровывает "дыханием жизни", искренностью и состраданием, ? утверждал видный французский литературовед прошлого века Э. М. де Вогюэ. ? Молодежь находит в нем интеллектуальную пищу, которой она страстно жаждет и которой ей не может предложить наша изысканная литература. Я убежден, что влияние великих русских писателей будет благотворным для нашего истощенного искусства».

    Говоря о роли русской классики в развитии критического реализма в литературе США, французский исследователь Р. Мишо подчеркивает, что современный роман в США не мог стать тем, что он есть, без Достоевского, Толстого и Чехова. О пристальном внимании к творчеству Пушкина, Толстого, Достоевского и Маяковского, Есенина, Булгакова писал и американский критик И. Уайл: «Ни одна другая страна не располагает литературой, которая бы пользовалась среди американских интеллектуалов более высокой репутацией, чем русская и советская литература».

    В свое время Достоевский на вопрос «Кого вы ставите выше: Бальзака или себя?» ответил: «Каждый из нас дорог только в той мере, в какой он принес в литературу что-нибудь свое, что-нибудь оригинальное». В этих словах затронута суть творческих взаимоотношений, на основе которых складывается мировой литературный процесс. Каждая из национальных литератур вносит в этот процесс то, что отсутствует в других литературах мира или имеется там в недостаточно развитом виде. Размышляя над процессом литературных взаимосвязей, Лев Толстой в свое время заметил: «Я думаю, что каждый народ употребляет различные приемы для выражения в искусстве общего идеала и что благодаря именно этому мы испытываем особое наслаждение, вновь находя наш идеал выраженным новым неожиданным образом. Французское искусство произвело на меня в свое время это самое впечатление открытия, когда я впервые прочел Альфреда де Виньи, Стендаля, Виктора Гюго и особенно Руссо».

    «Святая русская литература, святая прежде всего в своей человечности» (Т. Манн), поразила мир сочувствием униженному и оскорбленному человеку. Оскар Уайлд, утверждая, что одним из источников его собственного морального обновления было «сострадание в русских романах», заявил в одной из бесед: «Русские писатели? люди совершенно изумительные. То, что делает их книги такими великими? это вложенная в их произведения жалость... Жалость? это та сторона, которая раскрывает произведение, то, благодаря чему оно кажется бесконечным».

    Возникающий этический пафос русской литературы был следствием неистребимой устремленности ее творцов к идеалу духовно-нравственного совершенства, т.е. к выполнению евангельского: «Будьте совершенны как совершенен Отец наш Небесный».

    Знакомясь с русской литературой, читатели за рубежом поражались и другому: у каждого персонажа, каково бы ни было его социальное положение, есть душа. Иными словами, русские классики в лице Гоголя и Тургенева, Толстого и Достоевского, Чехова и Лескова еще раз напомнили о том, что человек? не только физическое и интеллектуальное существо, он обладает еще душой, которая часто бывает не в порядке, которая может болеть, мучиться, страдать и которая нуждается в любви, жалости, сострадании. Примечательна в этом отношении статья английской писательницы Вирджинии Вулф «Русская точка зрения», в которой она утверждает, что у Чехова сущность его рассказов можно определить словами: «Душа больна; душа излечилась; душа не излечилась... Читая Чехова, мы обнаруживаем что повторяем слово "душа" снова и снова... Действительно, именно душа? одно из главных действующих лиц русской литературы... Тонкая и нежная, подверженная уйме причуд и недомоганий у Чехова, она гораздо большей глубины и размаха у Достоевского; склонная к жесточайшим болезням и сильнейшим лихорадкам, она остается основным предметом внимания».

    Роль русской классической литературы в современном мире предопределила и глубина художественно-философского осмысления проблем личности. Стремление русских классиков к решению коренных вопросов бытия придает их творениям особую философскую напряженность. Герои русской литературы, решая личные вопросы своей жизни, неизменно сталкиваются с нравственно-философскими и религиозными проблемами, которые занимают значительное место в поэзии и прозе Лермонтова и даже в лирических по своей сути пьесах Чехова. Крупнейшие представители европейской философской мысли? от Хайдеггера до Сартра? утверждают, что у истоков развиваемых ими доктрин стоят Достоевский и Толстой, затронувшие по их мнению, такие проблемы человеческого существования, как абсурдность бытия, отчуждение человека и пр.

    Решая проблему личности, русские классики показывали, как естественное человеческое стремление к раскрытию своей индивидуальности нередко трансформируется в неограниченное своеволие, хищнический эгоизм, ведущий не к расцвету личности, а к ее духовной деградации и физической гибели. Исследуя бесперспективность таких форм самоутверждения, они приходили к выводу, что подобные способы самореализации личности? фикция, иллюзия.

    Художественно-философскую глубину русской классики некоторые критики на Западе видят в ее борьбе с концепцией человека, как «несложного, однозначного существа, способного разрешать встающие перед ним проблемы рациональным путем». Об этом пишет английский литературовед Р. Пийс в книге о Достоевском, изданной в Кембридже. Эта мысль встречается и в других работах западных исследователей, утверждающих, что русская литература порывает с традициями эпохи Просвещения, воспринимавшего человека именно рационалистически. Однако дело обстоит несколько иначе. Русская классика XIX века, будучи наследницей и продолжательницей классической традиции прошлых эпох, в том числе и эпохи Просвещения, значительно расширила и углубила просветительское понимание гуманизма. А в чем конкретно заключается расширение и углубление? на этот вопрос даются порой самые разнообразные ответы.

    Русская классика противостояла и продолжает противостоять декадансу и модернизму, бездуховности и отчаянию, порождаемыми ощущением абсурдности бытия, эстетизацией зла, отождествлением его с добром, и неверие в возможность победы над злом.

    В то время, когда европейское сознание стало проявлять терпимость к идеям вседозволенности и избранничества, к призывам освободиться от нравственных уз, любви и сострадания, этих, по выражению Ницше, догм, которыми якобы «руководствуются рабы», ? русская литература всеми возможными художественными средствами вскрывала античеловечность подобных теорий. Она доказывала бесперспективность и иллюзорность антигуманных форм самоутверждения, жизненную необходимость духовно-нравственного самосовершенствования, в котором русские классики видели цель и смысл земного существования, залог преодоления хаоса и энтропии, царящих в современной действительности.