Введение во храм святой богородицы. Праздник введение во храм пресвятой богородицы. Иконы, посвященные введению


4 декабря - великий двунадесятый праздник Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм.

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее родители Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет посвятить свою Дочь Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной сердечностью.

Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Ее встретил и благословил первосвященник - по преданию это был Захария, отец Иоанна Крестителя.

По особому откровению Божию Захария ввел Марию во Святая Святых , куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Это было пророчество о том, что Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим.

О празднике Введения

Святитель Филарет Московский

Каким образом столь частное, по-видимому, происшествие - введение во храм и посвящение Богу трилетней девы - становится предметом всеобщего торжества в Церкви?

Сие приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу. И потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В чем проводила время преблагословенная Дева во храме? Наученная Самим Духом Святым через посредство дев письменам еврейским и молитве, Она провождала время в молитве, чтении слова Божия, как это вы видите на иконе Благовещения, в богомыслии и рукоделии.

Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу , как воспевает Церковь в стихирах своих на нынешний праздник.

Ангел приносит пищу Деве Марии

Так как Пресвятая Дева введена была во храм для воспитания Господу, то вспомним ныне о пользе и необходимости посещать храм Божий , как дом Божий, и место нашего воспитания для Небесного Отечества.

Мы называемся христианами и все позваны Иисусом Христом в Небесное Отечество быть небесными гражданами, наследниками Божиими, сонаследниками Христу. Звание наше очень высокое, обязанности наши также весьма важные; духа мы должны быть возвышенного, святого, кроткого, смиренного.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Ныне Святая Православная Церковь празднует день Введения Пресвятой Девы в Иерусалимский храм Ее родителями, так как они дали обет посвятить Ее Богу.

В чем же могла заключаться Ее служба? Сначала в прославлении Бога, Который всегда принимает похвалу из уст младенцем. Затем Пресвятая Дева приобрела благодать у Господа послушанием и своим смирением, что и доказала принятием на себя великих и страшных обязанностей Богоматери.

Всю свою жизнь Она служила Богу как истинная раба Господня, то воспитывая Божественного Отрока, страшась за Его жизнь, оберегая Его от врагов; то мучаясь в ожидании Его прославления на земле, когда народ не признавал Его за Мессию, а потом апостолы не имели еще твердой веры; то невидимо для всех несла Она свой крест - бедность и заботилась о нуждах испытуемых Самим Христом.

Она содрогалась при виде увеличивающейся с каждым днем вражды против Иисуса, и, наконец, оружие пронзило Ее материнское сердце во время суда над Христом, когда Она увидала истерзанного, окровавленного и распятого на Кресте Сына Ее, дарованного человечеству на спасение.

То мучилась Она неутешною скорбью одиночества, оставаясь на земле, по вознесении Спасителя. То служила Она Господу, исполняя апостольское назначение и утверждая Христианскую Церковь в языческих землях.

То, наконец, томясь до преклонных лет на земле, ожидая своего переселения в Небесное Царство Сына Ее и Спасителя, Она служит и теперь Богу и людям как Предстательница, Ходатаица, Молитвенница за грехи человечества, как Избавительница от бед и заслуженных наказаний, как Утешительница скорбящих. Эта величайшая служба будет совершаться и продолжаться до Второго Пришествия Христа.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.

Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице - Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую - Христа - Бога и Человека.

Тициан, «Введение во храм» (1538)

Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни - Богоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу.

Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле - праведных родителей, дала обет Богу - до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.

Протоиерей Валериан Кречетов

Престарелые супруги Иоаким и Анна получили от Бога дар - долгожданное Дитя, будущую Матерь Божию. И вот этого, вымоленного многими слезами ребенка, трилётствующую юницу , то есть трехлетнюю маленькую девочку, они отводят в храм Божий и по данному ими ранее обету посвящают Богу. Это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией.

Иоаким и Анна

Кто имеет детей, знает, как это трудно - особенно в том преклонном возрасте, в который тогда вступили Иоаким и Анна - родителям лишиться утешения видеть, растить, воспитывать своего единственного ребенка.

В жизни, правда, часто бывает, что родителям приходится разлучаться с детьми. Умирают родители, иногда же умирает ребенок. И если человек не в Бога, а себе богатеет, то есть если он думает только о себе, о своих радостях, то для него это трагедия.

А святые Иоаким и Анна добровольно отдали Дитя, сами лишили себя родительского утешения ради Бога. И Господь воздал им сторицей за это, потому что потом они восприняли Дочь свою как Царицу Небесную, как Матерь Божию. Это даже и представить себе невозможно, какую они получили награду.

В православном христианстве есть праздники, которые относят к главным событиям Таких дней двенадцать. 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы - из их числа. Узнать подробнее о празднике и традициях в этот день можно из этой статьи.

Какой это праздник, что нельзя делать 4 декабря и что можно есть?

Этот день является двунадесятым христианским праздником. Что означает "двунадесятый"? Так называются напрямую связанные с Богородицей (богородичные) и жизнью на земле Иисуса Христа (господские). По их числу и название - двунадесятые ("вунадесять" - двенадцать). Это большой праздник для верующих - 4 декабря, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что нельзя делать: заниматься тяжелой работой, стиркой, шитьем, уборкой и другими домашними делами. И лучше в этот день не давать в долг. Можно сходить в гости или позвать к себе друзей. День 4 декабря приходится на или Филиппов, поэтому можно есть рыбу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Что означает этот праздник?

Вот события этого дня. Марии было всего три годика, ее родители - Анна и Иоаким - решили, что настала пора выполнить обещанное Богу. Ведь когда еще бездетные Иоаким и Анна молили Господа о ребенке, они обещали посвятить дитя служению Царю Небесному. В назначенный день одели Марию в самые красивые одежды, собрали всех родных. С песен родители Марии зажгли свечи и со всеми родственниками пошли в выские и крутые ступени (их было пятнадцать) маленькая девочка преодолела с удивительной легкостью. У дверей ее встречал первосвященник Захария, в будущем отец Иоанна, крестившего Иисуса. Он благословил Марию, как делал это со всеми, кого посвящали Богу.

Как Марию приняли в храме

В день, когда происходило Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, первосвященнику было Божественное откровение. Захария повел Марию в самое Священное место храма, куда разрешалось заходить лишь ему самому один раз за год. Это снова всех удивило. С момента вхождения в храм, Марии, единственной из всех девочек, Захария, по внушению Духа Святого, разрешил молиться не между церковью и алтарем, а во внутреннем алтаре. Богородица осталась на воспитании в храме, а ее родители вернулись к себе домой. Так произошло Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря и начался долгий, земной, славный путь ее.

Что стало с Богородицей после совершеннолетия?

Мария росла очень благочестивой, скромной, трудолюбивой и покорной Господу. Проводила Божия Мать в храме время с другими девами в чтении Библии, молитве, постах и рукоделии вплоть до совершеннолетия. По тем временам оно наступало в пятнадцатилетнем возрасте. Пресвятая Богородица решила отдать всю жизнь свою служению Отцу Небесному. Священники обратились к Марии с советом выйти замуж, так как все израильтяне и израильтянки должны были состоять в браке, так учили раввины. Но Богородица сообщила, что дала Господу обет остаться девой навсегда. Это было странно для священнослужителей. Первосвященник Захария нашел выход из сложившейся ситуации. Марию выдали замуж за ее родственника, вдовца в преклонном возрасте, праведного Иосифа. Замужество было формальным, так как Иосиф становился опекуном юной деве Марии, дабы она выполнила свой обет.

Как и когда начали праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы?

Знаменательный для всех христиан день церковь торжественно праздновала с древних времен. Ведь благодаря введению во храм Дева Мария ступила на путь служения Господу. Стало возможным, впоследствии, вочеловечивание сына Господа Бога, Иисуса Христа, и спасение всех уверовавших в него людей. Даже в первые века после рождения Спасителя построили храм в честь этого праздника, под руководством царицы Елены (жившей с 250 по 330 г.г), которая была канонизирована, то есть стала святой. Праздновать принято Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря. Молитва, произносимая в этот день всеми верующими, воздает хвалу Приснодеве Марии и просит о заступничестве Божией Матери перед Господом за каждого молящегося.

Иконы, посвященные введению

Конечно, такое великое событие не могло не найти отражения в иконописи. На иконах изображают Деву Марию в самом центре. С одной стороны от нее стоят родители Девы, с другой стороны изображен встречающий девочку первосвященник Захария. Также на иконе можно встретить изображение Иерусалимского храма и пятнадцати ступеней, тех самых, что преодолела маленькая Мария без посторонней помощи.

Народные традиции в этот день

Отмечается по старому стилю 21 ноября, по новому - 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы в народе называли просто - Введение, Ворота зимы или Праздник молодой семьи, или Ввезение. Существуют народные поговорки, относящиеся к началу зимы и ледостава: "Введенье пришло - зиму привело"; "На Введенье - толстое ледененье". В этот день везде проводили веселые, шумные и многолюдные ярмарки, катались на санях с горок и на тройках лошадей. После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с летнего транспорта (телеги) на зимний (сани). Они совершали пробный выезд, прокладывая санный путь. Молодожены, сыгравшие накануне, осенью, свадьбу, наряжали сани и выезжали на люди, чтобы, как говорили, "показать молодую". Именно на Введение ставили в воду за икону сломленные ветки вишни и смотрели накануне нового года, распустились они или засохли. Веточки с листочками сулили хорошее в новом году, а засохшие - плохое.

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Приметы

Если выпадал снег до этого дня, то ждали его таяния. Слушали колокольный звон: ясный - к морозам, глухой - к снегу. Примечали, что снежный покров, который укрывал землю после Введения, уже не растает до весны. Смотрели, морозная ли погода в этот день. Считалось в случае мороза, все будут морозными, и наоборот - тепло, значит торжества зимой теплые предвидятся. Если с этого дня устанавливалась глубокая зима, ждали хорошего урожая зерновых.

Земная жизнь Богородицы от рождения до кончины окутана тайной и святостью. Ее введение во храм, чтобы посвятить Богу, стало отправной точкой для возможности спасения душ людских через рожденного Божией Матерью Иисуса. Именно поэтому 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы - великий праздник для верующих, когда появилась надежда на то, чтобы хоть немного стать ближе к Господу. Пречистая Дева Мария связала невидимой нитью людей и обитель Отца Небесного. Она и теперь помогает молитвами всем нуждающимся. Богородица является заступницей детей и ее милосердие не знает границ. Невозможно представить себе более почитаемую святую в христианстве. Молитесь, и она непременно услышит и поможет.

Праздник Русская Православная Церковь отмечает во время Рождественского поста 4 декабря - смысл, значение, история, икона, особенности богослужения, тропарь.

4 декабря 2017 года . В начале Церковь вспоминает событие, описанное в Предании – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это двунадесятый богородичный праздник, который является непереходящим, то есть всегда отмечается 4 декабря по новому стилю.

Этот праздник окончательно дополнил ряд основных церковных событий только к IX веку, хотя уже в исторических памятниках V века можно встретить упоминание о нем.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы установлен в память приведения в Иерусалимский храм по обету Девы Марии в возрасте 3-х лет. Описание этого события дошло до нас в Священном Предании. Там сказано, что Младеница буквально взбежала по высоким ступеням храма, а у входа ее встретили два первосвященника. Православная Церковь придерживается мнения, что одним из них был Захария, позже ставший отцом Иоанна Крестителя. Мария была введена в Святая Святых, где хранился Ковчег Завета - то особое место храма, куда и первосвященники могли входить очень редко. Именно так было приказано Захарии в предвидении. Мария жила в храме до того, как стала взрослой - трудилась, вышивая пелены и покровы.

Этот праздник являет нам чудесное событие - милостивый Господь впервые после грехопадения, приблизил к Себе потомка Адама и Евы - Праведную Деву, для того что бы сделать ее Матерью Христа, Спасителя человечества.

Богослужение Праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается вечером 3 декабря, когда служится малая вечерня и всенощное бдение (с литией). Утром читаются часы и служится Божественная литургия. Облачения священнослужителей голубые, реже белые. Устав службы мало отличается от устава других двунадесятых богородичных празднований, особенностью являются только песнопения праздника.

Хор Валаамского монастыря исполняет тропарь Введения во храм византийским распевом

Традиционно, во многих православных храмах, тропарь исполняется на 4 глас

На канонических православных иконах изображается основное событие праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мария одета в свое традиционное одеяние замужней женщины с мафорием. Рядом расположены Ее родители, праведные Иоаким и Анна. Храм изображается часто символично, в виде шатра над престолом, перед которым не всегда есть ступени. Приснодеву встречает Захария в одеянии первосвященника Иерусалимского храма.

На изображениях академической школы и католических иконах, событие изображается с большим количеством деталей.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4 декабря (согласно старому стилю – 21 ноября). Он основан на событии, описания которого нет в Библии, но есть в апокрифических евангелиях.

История православного праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

Анна и Иоаким – земные родители Пречистой Марии, долгое время были бездетными. Изо дня в день они молили Господа о ребенке. Согласно иудейской традиции, дети, которые вымолены у Бога, отдавались в служение Ему. Так и Иоаким с Анной дали Творцу обет, что жизнь их дитя будет посвящена Ему.

Когда Мария вступила в трехлетний возраст, ее родители привели дочь свою в храм, чтобы оставить там для служения. Для семьи это было торжественное событие, перед которым они долго молились, подбирали для Марии самую лучшую одежду. Во время похода от родительского дома Марии в Назарете к церкви в Иерусалиме, которая длилась в течение трех дней, присутствовали все родственники и близкие семье люди. Перед храмом Отроковицу встречали священники. Когда Ей предстояло преодолеть 15 ступеней лестницы, ведущей ко входу в церковь, Ей не понадобилась посторонняя помощь. Марию отправили в обитель, где жили и молились девственницы, а когда Она немного подросла, они стали обучать Ее рукоделию, изучению христианской литературы. Для молитв, по указанию первосвященника, Марии позволялось входить в святилище.

Распорядок дня Пречистой Марии во время ее жития в храме был строгим, почти все свое время Она посвящала молитвам, изучению слова Божьего, что с каждым днем делало ее все ближе к Господу. При церкви Отроковица прожила в течение 11 лет, после чего, по законам храма, Она должна была его покинуть, и идти замуж. Родителей Пресвятой Марии к тому времени в живых уже не было. Мария отвечала, что хочет сохранить свою чистоту, поэтому замуж Ей идти нельзя. Тогда было решено выдать Ее замуж за старца Иосифа, который бы принял Деву Марию в свой дом, и хранил Ее девство.

Праздник Введения во храм Пречистой Девы впервые отпраздновали в 6 столетии. В это же время была возведена церковь в честь Пресвятой Марии. Празднование посвящается не только Ее праведности, но и праведности Ее родителей, которые выполнили свое обещание, и отблагодарили Господа за подаренное дитя. Иоаким и Анна стали примером для других родителей, учившим, что детей нужно воспитывать в любви к Богу.

Богородица всегда была покровительницей детей. Будущие и молодые родители обращались к ней с просьбой дать им мудрости в воспитании своих чад, поэтому праздник, издавна, называли еще Днем Материнской святости. Женщины обращаются к Ней с просьбами об избавлении от бесплодия во все праздники, посвященные Богоматери, в том числе, и в день Введения Богородицы во храм.

День Введения во храм Пречистой Богородицы на Руси у славян

Древними славянами 21 ноября (4 декабря) отмечалось вступление зимы в свои права. С Крещением Руси многие обычаи, традиции и обряды продолжали проводить в этот день. Он был символом отдыха – после тяжелых и длительных работ в полях для селян наступал период отдыха, когда можно отдыхать, жить в свое удовольствие, проводить больше времени с семьей, родственниками, друзьями. В народе так и говорили – зима пришла с морозами, а мужику – праздник.

Традиции празднования Введения во храм Пречистой Богородицы

Издавна в этот день с самого утра люди отправлялись в церковь на службу, посвященную празднику, молились, ставили свечи о здравии себя и членов своей семьи, благодарили Богородицу за все блага, которые Она им дарит.

Какую молитву читать Пресвятой Богородицы

Во время службы в церкви можно прочесть такую молитву Богородице:

«О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

После посещения церкви люди с песнями и танцами отправлялись на массовые гуляния, посещали ярмарки, устраиваемые в этот день, и называемые Введенскими. На них торговали не только горячими булочками и кренделями, но и многими другими товарами. Одним из самых распространенных товаров были сани. Продавали на ярмарках теплые платки, шали, шубы, шапки, телогрейки, зазывая покупателей веселыми присказками, шутками. Это называлось балагурством.

К кому сходить в гости на православный праздник Введения во храм Пречистой Богородицы

Обязательно в праздник нужно посещать с подарками, в том числе, сладостями, своих крестников. Сладости лучше приготовить самим, а не покупать в магазине. это принесет здоровья и удаси на целый год Вам и Вашим крестникам. Вкусные и полезные .

Одной из традиций этого дня на Руси была смена транспорта, когда с телеги переходили на сани, и проезжали по дорогам, которые обычно к этому празднику уже были укрыты снегом.

Празднование для молодожёнов на Введения во храм Пречистой Богородицы

Молодые пары, поженившиеся осенью этого года, наряжались сами и наряжали свои сани, выезжали на прогулку, чтобы показать себя. Для получения больших впечатлений, и чтобы муж перед большим количеством людей мог похвастать молодой супругой, ездили не только по своим селениям, но и в соседние деревни. Вместе с ними могли ехать их друзья, родственники, односельчане – все, кто пожелает, но впереди кортежа ехали молодые. Чем больше народу собиралось, тем веселее была поездка – люди пели песни, шутили, веселились. Прежде чем отправляться в поездку, устраивали пышное застолье в доме молодых, которое прерывали на середине. Родители молодых давали сопровождающим их с собою угощенья, мед, крепкие напитки, и просили, чтобы они молодую жену (княгинюшку) не проглядели. По возвращении, в дом первыми заходили молодожены, самой первой шла жена, ступая на расстеленную мужем шубу, мехом вниз. За ними заходили остальные гости, и продолжали прерванное застолье. Эта традиция укрепляла союз молодых пар.

В наши дни эта традиция тоже имеет место быть. Для семейного благополучия, счастья и мирной семейной жизни. Соберите дома близких друзей в этот день и покатайтесь по городу с друзьями, сделайте памятные фотографии, а после устройте дома застолье. Это привлечет в дом мир, покой и семейное счастье.

Что нельзя делать до Введения во храм Пречистой Богородицы

До Введения во храм Богородицы нельзя было ни ходить, ни кататься по льду, укрывавшему озера, реки. После праздника это делать уже можно было, потому что лед становится крепким. Если в день праздника уже лежит лед, молодежь отправлялась на катания по нему. В снежную погоду детвора и взрослые катались с горок на санях.

Во многих деревнях до сих пор поддерживается традиция, пришедшая с языческих времен – чествование братьев Морозов. Для этого в доме растапливали печь, чтобы парко было, пели песни, веселились, и обращались к братьям Морозам с просьбой дать семье радость, счастье, здоровье, силы, достаток.

Традиции для рыбаков на хороший улов во Введения во храм Пречистой Богородицы

У рыбаков в этот день была своя традиция. Считалось, что до Введения хороший лов, рыба здоровая и вкусная, а после введения она становится вялой и болезненной, поэтому в этот день устраивали последний в этом году лов рыбы. Этому имеется объяснение – под толстым слоем льда, рыба испытывает недостаток кислорода, потому и становится вялой. Но опытные рыболовы знали, где можно ловить рыбу и после праздника. Поэтому данная традиция была, скорее, забавой, чем фактически последним ловом рыбы.

Остальную информацию про праздник Введения во храм Пречистой Богородицы читай . А про все православные праздники вся информация .

Вконтакте

Двунадесятый православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы церковь празднует 21-го Ноября/ 4 декабря, имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.

Старинное предание сохранило нам следующие подробности о Введении во храм Пречистой Девы:

Введение во храм, с житием Богоматери, Иоакима и Анны Третьяковская галерея XVI в. икона

Когда Мария достигла трехлетнего возраста, святые Иоаким и Анна решились исполнить свой обет, для чего и отправились в Иерусалим. По установленному обряду, Деву Марию сопровождали несколько чистых дев, которые несли зажженные свечи и пели псалмы.

Весь Иерусалим вышел навстречу Пречистой Отроковице. Перед вратами храма Богородицу встретили священники, и, когда родители Святой Девы поставили ее на первую из пятнадцати ступеней храмовой паперти, отроковица без чужой помощи, одна скоро и бодро взошла на самый верх храмового помоста.

Здесь встретил Марию сам первосвященник Захария. Вместо того, чтобы по существовавшему обычаю ввести Отроковицу в святилище — так называлась та часть храма, куда имел доступ весь народ, Захария по особенному откровению Божию, ввел Пречистую Деву в Святое Святых, в самое священное место храма, куда имел вход только первосвященник, и то однажды в год с очистительной кровью за себя и за грехи народа, и куда вход другим был запрещен законом, под страхом смертной казни.

… и потрепа Мария от радости ногами своими

Такой поступок первосвященника изумил не только людей, но и ангелов: «Ангели вхождение Пречистые зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых» .

В одном из зданий, возведенных около стен иерусалимского храма для проживания служащих, поселилась и Мария вместе с другими девами. Там же проживали вдовы, посвятившие себя служению Господу (как, например, Анна Пророчица)(Лук. 2, 37), и Назореи, а равно были принимаемы на время странствующие и пришельцы, все они питались от доходов церкви, состоя в ее распоряжении и службе.

Пребывание во храме

Она охотно училась, часто читала святое писание и размышляла о нем, пряла шерсть и лен, вышивала шелками. Особенно любила Мария шить одежды, которыми облачались священники во время богослужения, и вообще занималась таким рукоделием, от которого впоследствии могла иметь честное пропитание.

Франсиско де Сурбаран «Отрочество Богоматери»

Ее благоразумие удивляло всех. Пресвятая Дева с раннего утра до трех часов дня молилась, с третьего до девятого часа занималась рукоделеем или читала. Потом от девятого часа она опять начинала молиться, и вкушала пищу, только окончив свою вечернюю молитву.

Мария для молитвы часто удалялась и во Святая Святых. Здесь, в священном уединении, она беседовала с ангелами, которые, по воле Божией, посещали ее. Однажды священник Захария, исполняя в святилище свое служение, видел, как ангел принес пищу святой Отроковице и беседовал с ней.

Так готовилась Пренепорочная Дева к своему высокому назначению: послужить матерью царя Христа.

Девицы израильские, по окончании воспитания при храме, обыкновенно вступали в супружество. Но Пресвятая Дева Мария, достигнув четырнадцатилетнего возраста, объявила первосвященнику, что не может вступить в брак, потому что и родители посвятили ее Богу, и она сама дала обет остаться навсегда девою.

Обручение Иосифа с Марией Кахрие Джами, монастырь Хора Ок. 1316–1321 гг.

Когда же созрела она невестой, архиерей, по велению ангелову, сзывает всех холостых мущин и велит каждому принесть с собою жезл, на котором Бог и откроет, кому из них взять за себя Марию. Из Иосифова жезла расцветает лилия, и из него же вылетает голубь.

Барсов Е.В.

Так, по совету и согласию всего священного собора, Пресвятая Дева была поручена и обручена родственнику, 84-летнему старцу Иосифу, происходившему также от рода царского, из дома Давидова и Соломонова, который принял название ее мужа с обязанностью хранителя и блюстителя ее целомудрия. Оставив убежище свое при храме, она переселилась в дом Иосифа, в Назарет Галилейский.

По свидетельству Иеронима, Григория Нисского и других учителей церкви, Пресвятая Дева первая обручила девство свое Богу: добродетель эта, восхваляемая впоследствии Евангелием и апостольским учением, не была тогда так уважаема у Иудеев. Но Бог вдохнул избраннице своей святое желание девства, несходное с чувствами и обычаями народа, да сбудется писание: «се дева во чреве приимет».

Обручение Девы Марии Иосифу — деталь, Рафаэль

Праведные родители св. Марии достигли глубокой старости. Иоаким, скончался спустя несколько лет после введения во храм Преблагословенной дочери своей в возрасте 80 лет. Анна, оставшаяся вдовою и переселившаяся из Назарета в Иерусалим, прожив там еще два года рядом с Марией, скончалась 79 лет от роду.

В воспоминание Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковью учрежден двунадесятый праздник 21 Ноября (4 декабря), ставший известным еще в IV веке, что можно видеть из преданий христиан палестинских, которые указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы, приписывая построение ее царице Елене.

В VIII же веке говорится о нем в поучениях Германа и Tарасия - константинопольских Патриархов, и других. Но в некоторых местах он установлен гораздо позже, как например, во Франции, где стали чтить его в 1372 г., и в Германии около 1460 г.

В церковных песнях, которые поются в этот праздник на богослужении, вспоминаются все обстоятельства введения во храм Пресвятой Богородицы и пребывания ее там, прославляется величие ее и Спаса Господа, имеющего родиться от нее. Призываются верующие славить Богоневестную отроковицу.

В кондаке святая церковь, прославляя Пречистую Деву, называет ее пречистым храмом, спасовым, многоценным чертогом, священным сокровищем славы Божией.

В этот праздник, точно так же, как и в праздник Рождества Богородицы, вместе с Девой Марией, св. церковь воспоминает и ее родителей, посвятивших Богу единственное дитя свое. Призывает христианских родителей подражать праведным Иоакиму и Анне, хотя бы, воспитанием своих детей в страхе Божием, вселять в сердце детей своих любовь к Спасителю и его святой церкви, которая навсегда останется с ними и сделает их истинными христианами и честными, добрыми гражданами.

Со дня праздника Введения во Храм Богородицы православная церковь начинает петь ирмосы канона на Рождество Христово: «Христом рождается, славите», и проч. Это установление сделано потому, что во введении во храм Богородицы, церковь видит предвозвестие рождения Христа и потому заранее начинает готовить верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова.

Введение Богородицы — народные традиции

Продолжается Рождественский пост, но в праздник разрешается пища с растительным маслом и рыба. В народном представлении этот день своего рода введение в зиму, введение в Рождественский пост, введение в предпраздничные, предрождественские дни. Именно на этот праздник впервые звучат уже рождественские песнопения «Христос раждается, славите…» отголоском будущего праздника, к которому мы все готовимся – Рождества Христова.

Несколько русских поговорок на этот день, играющих, как и многие другие, на созвучии слов, указывают на происходящий в эту пору установ рек, за исключением одной Тульской и одной Московской примет, согласно которым морозы в это время еще ненадежны, и можно даже ожидать взлома льда, в случае наступления теплой погоды, хотя такое явление и должно, казалось бы, считаться более или менее исключительным

  • Введенье пришло и зиму привело.
  • Введенье пришло - зиму в хату завело.
  • На Введенье толстое леденье (Рязан. губ.)
  • Наложило на воду Введенье толстое леденье.
  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили.
  • Введенье ломает леденье (Тульск. губ.).
  • Введенские морозы зимы не ставят (Моск. губ.).

Отмечаемые в некоторых губерниях «введенские оттепели» должны считаться явлением неблагоприятным, если судить по примете, обещающей хороший урожай в том случай, если с Введения наступит глубокая зима:

  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов.

В старые годы Введенье было первым днем зимнего торга, началом зимних катаний и гуляний. На Лубянскую площадь в этот день свозилось огромное количество саней – изделий лубяного и щепного промысла, оправдывая ее название.

Горюшкин-Сорокопудов. Базарный день в старом городе. 1910 г

Торговля санями шла бойко. К вечеру чуть ли не пол Москвы каталось на новых, искусно и ярко расписанных, санях. По традиции, выезжали кататься молодожены. В некоторых местах выезд молодых происходил 24 ноября/7 декабря в Катеринин день, народное его название Катерина санница.

Юон Константин Федорович 1911 Вид Лавры с Вокзальной улицы

  • Зима за морозы, мужик за праздники

В Малороссии на Введенье святили хрен и морковь. Местные знахари и лекарки верили в их чудодейственную силу и целебные свойства против «куриной слепоты».

Литература:

Протоирей Иоанн Яхонтов, СПб, 1864
Журнал «Мирской Вестник» СПб, 1865
Г. Лаврентьев, Дванадесятые праздники православной церкви. СПб, 1862
Барсов Е. В., 1885