Зачем никодим приходил к иисусу? new. Разговор с никодимом Беседа с никодимом толкование



Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим , один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа.

Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: "Равви (учитель)! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог".

Спаситель в беседе с Никодимом сказал: "истинно говорю тебе: кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием".

Никодим очень удивился, как может человек родиться снова.

Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное , то есть, - что человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по душе своей - совершенно добрым и милосердным , и что такая перемена в человеке может произойти только силою Божиею.

Спаситель сказал Никодиму: "истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие".

Спаситель объяснил Никодиму, что человек, родившись только от земных родителей, остается таким же грешным, как и они (значит, недостойным Царства Небесного). Родившись же от Духа Святого, человек становится чистым от грехов, святым. А как совершается такая перемена в душе человеческой, этого дела Божия людям не понять.

Потом Спаситель сказал Никодиму, что Он пришел на землю пострадать и умереть за людей, не на царский престол взойти, а на крест : "как Моисей вознес змию в пустыне (т. е. повесил на древо медного змея, чтобы спасти от смерти укушенных ядовитыми змеями евреев), так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос - Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть), и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.

Этот разговор между Иисусом и Никодимом состоялся более двух тысяч лет назад. Однако многие проповедники и богословы постоянно обращаются к теме этого ночного общения между двумя учителями Израиля. Апостол Иоанн очень ярко описал этот эпизод из жизни Иисуса. Несомненно, эта встреча оставила неизгладимое впечатление на Никодима и коренным образом изменила его дальнейшую жизнь.

Что побудило меня ввязаться в эту, казалось бы, до дна вычерпанную тему? Во-первых, эту знаменитую и глубокомысленную беседу растащили на отдельные цитаты и кусочки, что нарушает целостную картину. А картина эта весьма интересна.

Во-вторых, многие проповедники выставляют Никодима этаким тугодумом. Слишком медлительным сердцем и чересчур плотски мыслящим человеком, не могущим духовно воспарить над земным. А это далеко не так.

Вся беседа состоит из, казалось бы, нелогичных и непоследовательных вопросов и ответов. Рассуждения ночного гостя кажутся несуразными и глупыми. Подобные мысли естественно будут возникать у нас, если мы не поймём зачем Никодим приходил к Иисусу? Что ему было нужно? Какая проблема привела его ко Христу?

Когда мы поймем, что волновало Никодима, то не будем над ним смеяться. А увидим, что он был не так глуп, как кажется на первый взгляд. Мы увидим, что этого умного и вдумчивого человека волновал очень важный вопрос, касавшийся не только его, но и всего человечества.

Этой статьей я хочу заступиться за учителя Израилева, чтобы некоторые проповедники больше не относились к Никодиму как к мальчику для битья. Этот мудрый старец достоин уважения и похвалы.

…………………………………..

Для начала необходимо вспомнить, чем жил Израиль. Весь Израиль жил ожиданием прихода обещанного Мессии. В этом был весь смысл существования Евреев как нации. Всё упиралось в явление Христа. Все праздники, всё богослужение, все пророчества были заточены под приход Мессии. Он был средоточием всех чаяний, ожиданий и надежд избранного народа.

Когда Иисус вышел на общественное служение, и чудеса исцелений посыпались как из рога изобилия, то люди, видевшие все это, невольно должны были задуматься - а не Мессия ли это?

“И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.” (Матф.4:23-25)

Ведь это нерядовое событие в жизни Израиля. Чудеса сопровождали Иисуса постоянно. Они не были разовым явлением.

“И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.” (Матф.9:33)

Это более чем весомая заявка на Мессианство.

“И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.” (Мар.7:37)

Обещанный Богом Христос должен был принести эру счастья и всеобщего благоденствия. Царство Мессии – это не общество несчастных, хромых, слепых и бесноватых. Царство Мессии – это царство особой милости от Бога, где царствуют радость, здоровье, мир и покой. Об этом предсказывали и древние пророки. Не зря Иисус на вопрос учеников Иоанна Крестителя: “Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?” (Лук.7:20). Ответил исполняющимися пророчествами Исаии (35 гл.) о Мессии: “слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!” (Лук.7:22-23)

………………………..

Теперь о Никодиме… Вам когда-нибудь доводилось беседовать с раввином-старцем или лицезреть разговор с таким человеком? Если да, то вы никогда не будете считать их за глупцов.

Старец-учитель – это национальная гордость Евреев. Его неторопливая, полная внутреннего достоинства речь производит сильнейшее впечатление на слушателя. Каждое его слово отточено и взвешено. Один его степенный вид чего стоит! Он - представитель величайшего народа в мире. Энциклопедические знания, огромный жизненный опыт и интеллект делают его не просто интересным собеседником. Для многих людей за счастье пообщаться с таким мудрецом. Их духовного наставничества ищут.

Вот такой убеленный сединами старец и пришёл к молодому тридцатилетнему проповеднику под покровом ночи. Никодим не просто пришёл «пофилософствовать» на отвлечённые темы. Не праздное любопытство или сытое превосходство толкнули знаменитого раввина на эту, как оказалось, историческую встречу. Его привела одна деликатная проблема. Какая? Сейчас узнаем.

………………………

“Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.” (Иоан.3:1)

Не надо думать что все фарисеи были отъявленные негодяи. Слово «фарисей» означало - «обособленные, отделённые». В основе этого религиозного течения лежала идея точнейшего исполнения Закона Моисея, чтобы угодить Богу. Никодим был исключением из толпы лицемеров. Кстати, Апостол Павел - это бывший ревностный фарисей Савл.

«Он пришел к Иисусу ночью…» (Иоан.3:2)

Одни считают, что Никодим приходит под покровом темноты из-за боязни быть увиденным в общении с опальным проповедником. Ведь он официальный представитель власти, которая Иисуса не жаловала. Отчасти согласимся.

Другие в ночном походе усматривают решение иной проблемы. Днём Иисуса всегда окружал народ, многие приходили за исцелениями от различных болезней. В такой обстановке трудно сосредоточиться и спокойно вести богословскую беседу. Ведь Никодим образован. Вдобавок он обладает особым статусом – он один из старейшин Израиля, а не простолюдин. Иисус и сам любил уединяться для молитвы в пустынных местах или по ночам. Поэтому такой формат встречи для них был оптимальным. Отчасти согласимся и с этим.

Но всё-таки основная причина этой ночной встречи тет-а-тет в другом.

“Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.” (Иоан.3:2)

Никодим с порога называет Иисуса Равви. Равви от Бога! Такое признание из уст члена синедриона дорогого стоит. Если озлобленные враги Христа в Его чудесах видели руку Вельзевула, то для Никодима чудеса исцелений человеческих недугов - это верный признак Божьего присутствия.

Никодим неслучайно заводит речь о чудесах. Он как благочестивый старейшина Израиля в надежде ожидал приход обещанного Мессии. Ведь Христос принесёт с собой эру благоденствия и счастья. Будущее царство Христа было вожделенно для Иудеев, мечтавших попасть туда.

Иисус легко читал тайны человеческого сердца. Он догадался с какой нуждой пришел Никодим и отвечает на его личную проблему.

Кажется, что Иисус отвечает невпопад. Но нет, Он не ошибался. Дело в том, что Никодим как образованный и сведущий в Писании человек знал очень хорошо пророчества о Мессии и Его чудесном Царстве. Он держал в уме пророчества Исаии:

«…вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:4-6)

«А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.

И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.

Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.» (Ис.65:18-20)

В Царствии Божием не должно быть хромых, слепых и немых. И это логично. Что это за «счастье» - находиться в слепоте или быть прокаженным? Разве это счастье – быть немым и мычать как животное, а не благодарить Бога стихами и пением? Поэтому, когда Никодим увидел, что Иисус слепых делает зрячими, глухих слышащими, а бесноватых и прокаженных исцеляет одним Своим словом, он понял - это перст Божий.

Иисус сам говорил: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.» (Лук.11:20)

Что же нужно было уважаемому члену синедриона? Хромым он не был, не был и слепым. Не был он прокаженным и бесноватым. Так в чём же дело? А дело в том, что Никодим был… стар. Да-да! В старости и вроде ноги ходят, но уже не так как в молодости. А зрение? И зрение оставляет желать лучшего. И со слухом, и со всеми остальными органами человеческого тела дела обстоят, увы, не самым лучшим образом. Не зря существует поговорка: «старость - не радость». Никодим не хотел быть в Царстве Мессии немощным стариком. Он понял, что старость - это болезнь. Он не хотел смириться с этой болезнью. Все будут от радости ликовать в долгожданном Царстве, а он шаркать немощными ногами?! Нет, не бывать этому! Ведь пророки говорили: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею». (Ис.65:20) Столетний человек будет молод и силен как юноша. Поэтому-то он, пожилой учитель и пришел к Богом посланному чудотворцу за исцелением от старости. Если Иисус одним словом изгонял любую болезнь, значит, Он мог решить и его проблему. Не мог же он наравне со всеми подойти к Иисусу днём и при людях попросить исцелить его от старости. Никодима подняли бы на смех. По этой причине он и пришел со своей деликатной проблемой ночью, когда мог один на один пообщаться со Христом.

Никодим пришел за молодостью и силой первозданного Адама. Но он стесняется, поэтому и начинает издалека, говоря о чудесах Иисуса вообще. Христос сердцеведец сразу же отвечает на его непроизнесенный вслух вопрос, говоря о новом рождении:

“Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.” (Иоан.3:3)

Может быть Никодим ожидал, что Иисус прикоснется к нему или скажет слово, чтобы произошло чудо, как Он обычно делал, и это не единожды наблюдал старик. Но раз Равви от Бога заговорил о новом рождении, старик готов подчиниться. Он согласен, но… Но как?! Как это сделать?! Как это вообще может быть?!

Если бы старец пришел не за тем о чём я писал выше, то он бы повёл себя совсем по-другому. На предложение Иисуса о новом рождении он замахал бы руками со словами: «Ну что вы милейший?! О чём вы?! Я пришел совсем не за этим!»

Но Никодим серьёзен как никогда и начинает мыслить и обдумывать решение своей проблемы вслух.

“Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Иоан.3:4)

Не будем строго судить старца Израилева за несообразительность. Лучше вспомним столетних Авраама и Сарру, которые не сразу поверили Богу, что у них может родиться ребёнок. Вспомним и деву Марию, которая на речь Ангела о том, что она зачнет и родит сына, вначале ответила: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук.1:34) Бог был очень снисходителен к ним, по понятной причине.

И наш герой был первопроходцем в своём роде. Именно поэтому Иисус снисходит к почтенному возрасту и продолжает урок. Ведь он Равви от Бога!

“Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.” (Иоан.3:6)

Иисус как хороший учитель немного перефразировал свой ответ. Христос делает подсказку. Он говорит то же самое, что и в первом случае, только свой ответ, немного разжевал для удобоваримости разума слушателя.

“Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Иисус заговорил открытым текстом о духовном, а не плотском рождении и вхождении в Своё незримое Царство. Оно, как ветер, не видимо для глаз, однако мы слышим его «голос», что убеждает нас в его реальности (видимо во время этой ночной беседы дул легкий бриз, что и использовал Иисус как наглядное пособие).

“Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?” (Иоан.3:9)

А вот за этот вопрос Иисус уже пожурил Никодима, правда в мягкой форме.

“Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?” (Иоан.3:10-12)

Они ждали земного Царства, а Христос пришёл строить духовную державу в сердцах верующих людей. Они ждали освобождения родины от оккупантов, а Иисус пришёл освободить их из греховного рабства. Они благоговели пред каменными скрижалями завета, а Бог желал написать заповеди на их сердцах. Они хвалились храмом, а Бог хотел их самих сделать храмом Духа.

Никодим конечно умница! Он догадался, что старость - это не нормально, что это болезнь, которой болеют все люди. И с этой болезнью необходимо бороться. За старостью следует смерть. А ведь люди были Богом сотворены не для смерти.

Однако кардинальное решение этой проблемы, предложенное Иисусом, повергло престарелого Раввина в недоумение. Божий план построения духовного, а не земного Царства поверг его в лёгкий шок. Вся их богословская доктрина, которую они выстроили в своей голове, рушилась.

……………………

Никодим пошёл домой таким же стариком, как и приходил. Пошел, щурясь своими старческими глазами в предрассветной мгле. Однако внутренне он стал другой. Эта ночная беседа оказала на его дух неизгладимое впечатление. Эта ночь многое изменила в его мировоззрении. Это был его Пенуэл (Быт.32:30-31). Никодим, как некогда его предок Иаков, шёл внутренне окрылённый после этой судьбоносной ночной встречи. Он шел и думал, как он, придя домой, немедля сядет за Писание. Как раскроет заново священные свитки пророков и прочтет в них, вытирая слёзы умиления то, что раньше было для него закрыто. Молодой проповедник из Назарета дал ему больше чем молодость. Иисус указал ему новый путь, по которому он, Никодим,

должен пойти, и не только он.

Впоследствии именно Никодим уже днём, при всех мужественно заступится за Иисуса в синедрионе, когда Христа хотели арестовать (Иоан.7:50).

А когда Иисуса убили, то Никодим открыто почтил Его, принеся около ста литров дорогих благовоний (быть может приготовленных для себя) для погребения своего Учителя (Ин.19:38-42).

Никодим – это фарисей, начальник иудейский, член Синедриона, знаток Писания и, по-видимому, учитель.

За ревность к духовному просвещению Спаситель открывает Никодиму тайны о Царствии Небесном:

· О рождении свыше, от Духа

· О Себе как о Сыне Божием, как об Искупителе (т.н. объективные причины спасения)

· Об условиях спасения со стороны человека и о причинах веры и неверия в Него. (т.н. субъективные причины спасения ).

Никодим не был чужд ложных представителей о Мессии. Но вместе с тем он был одним из лучших фарисеев, он был добр и стремился к истине. Почему же Никодим пришёл ко Спасителю ночью? Вряд ли он в этом случае следовал обычаю раввинов беседовать ночью. Никодим боялся разглашения факта своей беседы с Иисусом.

Cв. Кирилл Александрийский: «…недобрый стыд и слава человеческая; побуждения, обличения совести (чудеса поразили). И у своих остаться в чести и Богу угодить . Исповедал открыто при снятии Христа со Креста. (Ин 5): "как можете веровать славу друг от друга приемля, а славы от Бога не ищете"

Еп. Михаил (Лузин): "В положении Никодима извинительно. Осторожность как достоинство "

Никодим, не успев задать вопрос, получает точный ответ от Господа. Господь сказал именно то, что и волновало Никодима, то есть явил Своё всеведение.

О необходимость рождения свыше : "Как может родиться вновь, войти в утробу матери будучи стар и т.д. ". Толкователи выдвигают разные гипотезы о причине повторного вопроса:

1) В арамейском языке слова свыше и снова употребляются как синонимы. Поэтому Никодим переспрашивает.

2) Духовная примитивность обусловлена у Никодима приоритетом чувственных представлений. Никодим совсем не понимает слов Господа о втором рождении.

3) Это притворное непонимание, чтобы провоцировать Господа на более детальное объяснение. Эта гипотеза представляется нам самой правдоподобной. Никодим был хитрым, иначе не пришёл бы ночью.

Рождение свыше есть крещение. В греческом тексте слово дух здесь употребляется без артикля, т.е. имеется в виду духовная область в целом. Наличие артикля диктовало бы совсем другой смысл: имелся бы в виду Сам Дух Святой, Третья Ипостась Святой Троицы. Подобные тексты (например, разговор с самарянкой) нуждаются в скрупулёзном филологическом анализе для выяснения их истинного догматического содержания.

Аналогия с медным змием заставляет понимать слова Иисуса о вознесении как о вознесении именно на крест. Учить о небесном посреди мрака развращённого мира – это прерогатива Сына Человеческого.



Иоан.3:12-15. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Св. Иоанн Златоуст: По-видимому, нет связи с предыдущим словом о крещении, однако о возрождении через крещение указал и причину очищения и возрождения – крест, те есть связь. Страсти Христовы как проявление любви Божией к человеку, жизнь вечная. Для спасения должен быть вознесен. Страдает за рабов не благодарных, чего и за друга никто не сделает.

Современные библеисты спорят о принадлежности слов (Ин 16:21): это слова Господа или это прибавка Иоанна? Древние Отцы признавали этот фрагмент словами Самого Христа. Зачем Евангелисту заканчивать и подтверждать слова Господа своими собственными словами?

Блж. Феофилакт: Что значит: верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится. Ибо таких и Павел не называет искренно верующими. Показывают, говорит (Тит. 1, 16), что они знают Бога, делами же отрекаются Его. Впрочем, здесь говорит о том, что не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому, что за один раз уверовал. "А неверующий уже осужден". Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение; ибо быть вне света - одно только это - величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. И Адам умер в тот же день, в который вкусил от запрещенного дерева; хотя он был жив, но по приговору и по существу дела был мертв. Итак, всякий неверующий уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий придти на суд, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Ибо от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11) как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель. Если же в притчах (Мф. 23, 14-32; Лк. 19, 11-27) Господь вводит и подлежащих наказанию дающими отчет, то не удивляйся, во-первых, потому, что говоримое есть притча, а говоримое в притчах не нужно принимать все, как законы и правила. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судию в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя; во-вторых, потому что Господь вводит дающими отчет не неверующих, а верующих, но несострадательных и немилостивых. Мы же говорим о нечестивых и неверующих; а иное - нечестивый и неверующий и иное - немилосердый и грешный. - "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир". Здесь неверующих показывает лишенными всякого оправдания. В том, говорит, состоит суд, что свет пришел к ним, а они не устремились к нему. Не тем только они согрешили, что сами не искали света, но, что всего хуже, тем, что он пришел к ним, и они однакож не приняли. Посему-то они и осуждены. Если бы свет не пришел, то люди могли бы сослаться на незнание добра. А когда Бог Слово пришел и предал Свое учение, чтобы просветить их, и они не приняли, тогда они уже лишились всякого оправдания. - Чтобы кто-нибудь не сказал, что никто не предпочтет тьму свету, выставляет и причину, по которой люди обратились к тьме: потому что, говорит, дела их были злы. Так как христианство требует не только правого образа мыслей, но и жизни честной, а они пожелали валяться в грязи греха, то посему делающие худые дела не пожелали идти к свету христианства и подчиниться Моим законам. "А поступающий по правде", то есть ведущий жизнь честную и богоугодную, стремится к христианству, как к свету, чтобы еще более преуспеть в добре и дабы явны были дела его по Боге. Ибо таковой, правильно веруя и проводя честную жизнь, светит всем людям, и Бог прославляется в нем. Посему причиною неверия язычников была нечистота их жизни. Быть может, скажет иной, что же, разве нет христиан порочных и язычников одобрительных по жизни? Что есть христиане порочные, я и сам это скажу; но чтоб нашлись язычники добрые, не могу сказать решительно. Некоторые могут найтись "от природы" кроткими и добрыми, но это - не добродетель, а добрым "от подвига" и упражнения в добре - никто. Если же некоторые казались добрыми, то все делали из-за славы; делающий же для славы, а не для самого добра, с охотою предастся злому пожеланию, когда найдет к тому случаи. Ибо если у нас и угроза геенною, и всякое иное попечение, и примеры бесчисленных святых едва удерживают людей в добродетели, то бредни и гнусности язычников тем менее удержат их в добре. Велико и то, если не сделают их совершенно злыми.



Сохраняется неясность также в отношении (Ин 3:8) "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ". Разные толкователи видят в этих словах указание либо на Третью Ипостась Св. Троицы, либо на ветер как на предмет, упоминаемый в притчах.

Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из «князей» или начальников иудейских, член синедриона (см. Ин 7:50) Никодим пришел к Иисусу. Пришел он ночью, очевидно, он очень хотел услышать Его учение, но опасался навлечь на себя злобу своих товарищей, враждебно настроенных по отношению к Господу. Никодим называет Господа "Тавви,» то есть учителем, тем самым признавая за Ним право учительства, которое, по воззрению
книжников и фарисеев, не мог иметь Иисус, не окончив раввинской школы. И это уже показывает расположение Никодима к Господу. Далее он называет Иисуса «учителем, пришедшим от Бога,» признавая, что Он творит чудеса с присущей Ему Божественной силой. Никодим говорит не только от своего имени, но и от имени всех иудеев, уверовавших в Господа, а может быть, даже от имени и некоторых членов синедриона, хотя, конечно, в основной массе эти люди были враждебно настроены к Господу.
Вся дальнейшая беседа замечательна тем, что она направлена на поражение ложных фантастических воззрений фарисейства на Царство Божье и условий вступления человека в это Царство. Беседа эта разделяется на три части: Духовное возрождение как основное требование для входа в Царство Божье; Искупление человечества крестными страданиями Сына Божья, без чего невозможно было бы наследование людьми Царства Божья; Сущность суда над людьми, не уверовавшими в Сына Божья.
Тип фарисея в то время был олицетворением самого узкого и фанатического национального партикуляризма: они считали себя совершенно отличными от всех остальных людей. Фарисей считал, будто уже только по одному тому, что он иудей и, тем более фарисей, он есть непременный и достойнейший член славного Царства Мессии. Сам же Мессия, по воззрению фарисеев, должен быть подобным им иудеем, который освободит всех иудеев от чужеземного ига и создаст всемирное царство, в котором они, иудеи, займут господствующее положение. Никодим, разделявший, очевидно, эти общие для фарисеев воззрения, в глубине души, возможно, чувствовал ложность их, и потому пришел к Иисусу, о замечательной личности Которого распространилось так много слухов, узнать, не Он ли тот ожидаемый Мессия? И потому он сам решил пойти к Господу, чтобы удостовериться в этом. Господь же с первых слов начинает свою беседу с того, что рушит эти ложные фарисейские притязания на избранность: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божья.» Или, другими словами, недостаточно быть иудеем по рождению, нужно полное нравственное перерождение, которое дается человеку свыше, от Бога, и надо как бы заново родиться, стать новою тварью (в чем и состоит сущность христианства). Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством физическим, земным, то нет ничего удивительного в том, что Никодим понял эти слова Господа тоже в физическом смысле, то есть что для входа в Царство Мессии необходимо вторичное плотское рождение, и высказал свое недоумение, подчеркивая нелепость этого требования: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Тогда Иисус объясняет, что речь идет не о плотском рождении, а об особом духовном рождении, которое отличается от плотского как причинами, так и плодами.
Это - рождение «от воды и Духа.» Вода - средство или орудие, а Дух Святой - Сила, производящая новое рождение, и Виновник нового бытия: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье.»«Рожденное от плоти есть плоть,» - когда человек рождается от земных родителей, то наследует от них первородный грех Адама, гнездящийся во плоти, мыслит сам по плотски и угождает своим плотским страстям и похотям. Эти недостатки плотского рождения можно исправить рождением духовным: «Рожденное от Духа есть дух.» Тот, кто принял возрождение от Духа, тот сам вступает в жизнь духовную, возвышающуюся над всем плотским и чувственным. Видя, что Никодим все же не понимает, Господь начинает объяснять ему, в чем именно состоит это рождение от Духа, сравнивая способ этого рождения с ветром: «Дух [в данном случае Господь подразумевает под духом ветер] дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.» Иными словами, в духовном возрождении человеку доступна наблюдению только перемена, которая
происходит в нем самом, но возрождающая сила и способ, которым она действует, а также пути, по которым она приходит, - все это для человека таинственно и неуловимо. Также мы чувствуем на себе действие ветра: слышим «голос его,» но не видим и не знаем, откуда приходит он и куда несется, столь свободный в своем стремлении и ничуть на зависящий от нашей воли. Подобно этому и действие Духа Божья, нас возрождающего: очевидно и ощущаемо, но таинственно и необъяснимо.
Однако, Никодим продолжает оставаться в непонимании, и в следующем его вопросе «Как это может быть?» выражены и недоверие к словам Иисуса и фарисейская гордыня с претензией все понять и все объяснить. Это-то фарисейское высокомудрствование и поражает в Своем ответе Господь с такой силой, что Никодим не смеет потом уже ничего возражать и в своем нравственном самоуничижении мало-помалу начинает подготавливать в своем сердце почву, на которой Господь сеет потом семена Своего спасительного учения: «Ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Этими словами Господь обличает не столько самого Никодима, сколько все высокомерное фарисейское учительство, которое, взяв ключ от понимания тайн Царства Божья, ни само не входило в него, ни других не допускало войти. Как же было фарисеям не знать учения о необходимости духовного возрождения, когда в Ветхом Завете так часто встречалась мысль о необходимости обновления человека, о даровании ему Богом сердца плотного вместо каменного (Иез 36:26). Ведь и царь Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс 50:12).
Переходя к откровению высших тайн о Себе и о Царстве Своем, Господь в виде вступления замечает Никодиму, что в противоположность фарисейскому учительству, Он Сам и ученики Его возвещают новое учение, которое основывается непосредственно на знании и созерцании истины: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете,» - то есть вы, фарисеи - мнимые учителя Израилевы.
Далее, в словах: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» - под земным Господь подразумевает учение о необходимости возрождения, так как и потребность возрождения, и его последствия происходят в человеке и познаются его внутренним опытом. А говоря о небесном, Иисус имел в виду возвышенные тайны Божества, которые выше всякого человеческого наблюдения и познания: О предвечном совете Троичного Бога, о принятии на Себя Сыном Божьим искупительного подвига для спасения людей, о сочетании в этом подвиге Божественной любви с Божественным правосудием. Что совершается в человеке и с человеком, об этом, может быть, знает отчасти сам человек. Но кто из людей может взойти на небо и проникнуть в таинственную область Божественной жизни? Никто, кроме Сына Человеческого, Который и сойдя на землю, не покинул небес: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.» Этими словами Господь открывает тайну Своего воплощении, убеждает его в том, что Он - больше, чем обыкновенный посланник Божий, подобный ветхозаветным пророкам, каким считает Его Никодим, что Его явление на земле в образе Сына Человеческого есть схождение от высшего состояния в низшее, уничиженное, потому что Его истинное, вечное бытие не на земле, а на небе.
Затем Господь открывает Никодиму тайну Своего искупительного подвига: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.» Почему Сын Человеческий для спасения человечества должен быть вознесен на крест? Это и есть именно то небесное, чего нельзя постигнуть земной мыслью. Как на прообраз Своего крестного подвига Господь указывает на медного змия, вознесенного Моисеем в пустыне. Моисей воздвиг перед израильтянами медного змия, чтобы они, поражаемые змеями,
получали исцеление, взирая на этого змия. Так и весь род человеческий, пораженный язвой греха, живущего во плоти, получает исцеление, с верою взирая на Христа, пришедшего в подобии плоти греха (Рим 8:3). В основе крестного подвига Сына Божья лежит любовь Божья к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Вечная жизнь устраивается в человеке благодатью Святого Духа, а доступ к престолу благодати (Ев 4:16) люди получают через искупительную смерть Иисуса Христа.
Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь же поясняет, что Он послан теперь не для суда, но для спасения мира. Неверующие сами себя осудят, ибо с этим неверием обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к темным делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел.

Ин. III , 1-21: 1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? 11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Руководство к изучению Четвероевангелия.


Прот. Серафим Слободской (1912-1971).

По книге «Закон Божий», 1957.

Беседа Иисуса Христа с Никодимом

(Ин. III, 1-21)

Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа.

Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: «Равви (учитель)! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог».

Спаситель в беседе с Никодимом сказал: «истинно говорю тебе: кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием».

Никодим очень удивился, как может человек родиться снова.

Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное, то есть, – что человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по душе своей – совершенно добрым и милосердным, и что такая перемена в человеке может произойти только силою Божиею.

Спаситель сказал Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие».

Спаситель объяснил Никодиму, что человек, родившись только от земных родителей, остается таким же грешным, как и они (значит, недостойным Царства Небесного). Родившись же от Духа Святого, человек становится чистым от грехов, святым. А как совершается такая перемена в душе человеческой, этого дела Божия людям не понять.

Потом Спаситель сказал Никодиму, что Он пришел на землю пострадать и умереть за людей, не на царский престол взойти, а на крест: «как Моисей вознес змию в пустыне (т. е. повесил на древо медного змея, чтобы спасти от смерти укушенных ядовитыми змеями евреев), так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос – Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть), и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.

Никодим с этого времени сделался тайным учеником Иисуса Христа.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом

(Ин. III, 1-21)

Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из «князей», или начальников иудейских, член синедриона (см. Иоан. 7:50) Никодим пришел ко Иисусу ночью, очевидно желая слышать Его учение, но опасаясь навлечь на себя злобу своих сотоварищей, враждебно настроенных по отношению к Господу. Придя к Господу, Никодим называет Его: «Равви», т. е. «учителем», тем самым признавая за Ним право учительства, которого, по воззрению книжников и фарисеев, Иисус, как не окончивший раввинской школы, не мог иметь. Это уже доказывает расположение Никодима к Господу. Затем он называет Его «учителем, пришедшим от Бога», признавая, что Он творит чудеса соприсущею Ему Божиею силою. Говорит это не только лично от своего имени, но и от имени всех уверовавших в Господа иудеев, может быть, даже кое-кого из фарисейской секты и из членов синедриона, хотя в основной массе своей эти люди несомненно были враждебно настроены к Господу. Вся дальнейшая беседа замечательна тем, что она направлена на поражение ложных фантастических воззрений фарисейства на Царство Божие и условия вступления человека в это Царство. Беседа эта распадается на три части:1) Духовное возрождение, как основное требование для входа в Царство Божие, 2) Искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно было бы наследования людьми Царства Божия, и 3) Сущность Суда над людьми, неуверовавшими в Сына Божия.

Тип фарисея в то время был олицетворением самого узкого и фанатического национального партикуляризма: «несмь, якоже прочие человецы». Фарисей считал, что он уже по одному тому, что он иудей, а тем более и фарисей, тем самым есть непременный и достойнейший член славного Царства Мессии. Сам Мессия, по воззрениям фарисеев, будет подобным им Иудеем, который освободит Иудеев от чужеземного ига и оснует всемирное царство, в котором Иудеи займут господствующее положение. Никодим, очевидно, разделявший эти общие для фарисеев воззрения, хотя, может быть, в глубине души и чувствовавший ложность их, пришел к мысли, не есть ли в самом деле Иисус, о замечательной личности Которого распространилось так много слухов, ожидаемый Мессия. И он решил сам пойти к Нему, чтобы удостовериться в этом. Господь и начинает Свою беседу с ним с того, что сразу же разбивает это ложное фарисейское воззрение.

«Аминь, аминь глаголю тебе», говорит Он ему: «аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия», т.е. недостаточно быть по рождению иудеем: нужно полное нравственное перерождение, которое дается человеку свыше, от Бога, надо как бы заново родиться, стать новою тварью (в чем и состоит сущность христианства). Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством чувственным, земным, то нет ничего удивительного, что Никодим понял эти слова Господа тоже в чувственном смысле, т.е. что для входа в Царство Мессии необходимо вторичное плотское рождение и высказал свое недоумение, подчеркивая нелепость этого требования: «Како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матери своея и родитися?» Тогда Иисус разъясняет ему, что Он говорит не о плотском рождении, а об особом духовном рождении, которое отличается, как причинами, так и плодами, от рождения плотского. Это — рождение водою и Духом. Вода является тут средством или орудием, а Святый Дух — Силою, производящий новое рождение, как Виновник нового бытия: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие». Это новое рождение отличается от плотского и по своим плодам. «Рожденное от плоти плоть есть» — когда человек рождается от плотских родителей, то наследует от них первородный грех Адамов, гнездящийся во плоти, мыслит сам плотское и угождает плотским страстям и похотям. Эти недостатки плотского рождения, и исправляются рождением духовным: «Рожденное от Духа дух есть». Кто принял возрождение от Духа, тот сам вступает в жизнь духовную, возвышающуюся над всем плотским и чувственным. Видя, что Никодим все же этого не понимает, Господь начинает объяснять ему, в чем состоит это рождение от Духа, сравнивая способ этого рождения с ветром. «Дух, в данном случае «духом» Господь здесь называет ветер, идеже хощет дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа». Иными словами, в духовном возрождении человека наблюдению доступна только та перемена, которая происходит в самом человеке, а возрождающая сила, пути, коими она приходит, способ, которым она действует, — все это для человека таинственно и неуловимо. Это подобно тому, как мы чувствуем на себе действие ветра, слышим «глас его», т.е. шум, но откуда приходит он и куда несется, столь свободный в своем стремлении и столь мало зависящий от нашей воли, — мы не видим и не знаем. Точно также и действие Духа Божия, нас возрождающего, очевидно и ощутительно, но таинственно и неизъяснимо. Никодим продолжает не понимать, причем в его вопросе: «како могут сия быти?» выражается и недоверие к словам Иисуса, и его фарисейская гордость с претензией все понять и объяснить. Это фарисейское высокомудрствование и поражает в своем ответе Господь со всей силою, так что Никодим не смеет уже потом ничего больше возражать, и в своем нравственном самоунижении мало-помалу подготовляет в своем сердце ту почву, на которой Господь сеет потом семена Своего спасительного учения: «Ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?» Этими словами Господь обличает не столько самого Никодима, сколько все высокомерное фарисейское учительство, которое, взяв ключ разумения тайн Царствия Божия, ни само не входило в него, ни других не допускало войти. Как было фарисеям не знать учения о необходимости духовного возрождения, когда и в Ветхом Завете так часто встречалась мысль о необходимости обновления человека, о даровании ему от Бога сердца плотяного вместо каменного (Иезек. 36:26). Ведь и царь Давид молился: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

Переходя затем к откровению высших тайн о Себе и о Своем Царстве, Господь, как бы в виде вступительного замечания, говорит Никодиму, что в противоположность фарисейскому учительству, Он Сам и ученики Его возвещают новое учение, которое основывается на непосредственном знании и созерцании истины: «Еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства нашего не приемлете», т.е. вы — фарисеи, мнимые учители Израилевы.

Далее в словах: «Аще земная рекох вам, и не веруете, како, аще реку вам небесная, уверуете?» Господь под «земным» разумеет учение о необходимости возрождения, так как и потребность возрождения и его последствия бывают в человеке и познаются его внутренним опытом, а под «небесным» возвышенные тайны Божества, которые выше всякого человеческого наблюдения и познания: как о предвечном совете Троичного Бога, о принятии на Себя Сыном Божиим искупительного подвига для спасения людей, о сочетании в этом подвиге Божественной любви с Божественным правосудием. Что совершается с человеком и в человеке, об этом может отчасти знать сам человек. Но кто из людей может взойти на небо и проникнуть в таинственную область Божественной жизни? Никто, кроме Сына Человеческого, Который и сошедши на землю, не оставил небес: «Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси». Этими словами Господь открывает Никодиму тайну Своего воплощения; убеждает его в том, что Он больше, чем обыкновенный посланник Божий, подобный ветхозаветным пророкам, каким считает Его Никодим, что Его явление на земле в образе Сына Человеческого есть низшествие из высшего состояния в низшее, уничиженное, потому что Его вечное, всегдашнее бытие не на земле, а на небе.

Затем Господь открывает Никодиму тайну Своего искупительного подвига. «И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому». Почему Сын Человеческий для спасения людей должен быть вознесен на крест? Это именно и есть то «небесное», чего нельзя постигнуть земной мыслью. Как на прообраз Своего крестного подвига, Господь указывает на медного змия, вознесенного Моисеем в пустыне. Моисей воздвиг перед израильтянами медного змия, чтобы они, поражаемые змеями, получали исцеление, взирая на змея. Так и весь род человеческий, пораженный язвой греха, живущего во плоти, получает исцеление, с верою взирая на Христа, пришедшего в подобии плоти греха (Рим. 8:3). В основании крестного подвига Сына Божия лежит любовь Божия к людям: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный». Вечная жизнь устрояется в человеке благодатью Св. Духа, а доступ к престолу благодати (Евр. 4:16) люди получают чрез искупительную смерть Иисуса Христа.

Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь поясняет, что Он послан теперь не для суда, но Для спасения мира. Неверующие же сами себя осудят, ибо в этом неверии обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к злым делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел.

Новый Завет

Беседа Иисуса Христа с Никодимом

Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим , один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа.

Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: "Равви (учитель)! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог".

Спаситель в беседе с Никодимом сказал: "истинно говорю тебе: кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием".

Никодим очень удивился, как может человек родиться снова.

Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное , то есть, - что человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по душе своей - совершенно добрым и милосердным , и что такая перемена в человеке может произойти только силою Божиею.

Спаситель сказал Никодиму: "истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие".

Спаситель объяснил Никодиму, что человек, родившись только от земных родителей, остается таким же грешным, как и они (значит, недостойным Царства Небесного). Родившись же от Духа Святого, человек становится чистым от грехов, святым. А как совершается такая перемена в душе человеческой, этого дела Божия людям не понять.

Потом Спаситель сказал Никодиму, что Он пришел на землю пострадать и умереть за людей, не на царский престол взойти, а на крест : "как Моисей вознес змию в пустыне (т. е. повесил на древо медного змея, чтобы спасти от смерти укушенных ядовитыми змеями евреев), так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос - Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть), и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.