Завод арма на курской что было раньше. Московский газовый завод на курской - записки урбаниста. Электростанция в Симоновской слободе


Путеводитель по архитектурным стилям

А в 1865 столица решила ввести газовое освещение. Тогда Московская Городская Дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н.Д. Гольдсмитом о строительстве завода и газификации города из-за выгодных цен: 14 рублей 50 копеек за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2 000 часов. Уголь для получения газа доставляли из Великобритании.

Через 3 года в Москве было уже более 3 000 фонарей, но компания-вендор несла убытки, так как люди не хотели подключать дома к газовой сети из-за слухов о вреде газа для здоровья. Только в 1905 году газовый завод перешел к городу.

Коммуникации к тому времени были запущены: трубы давали утечку газа до четверти от годового расхода. Поэтому Городская Дума выделила на развитие и переустройство завода 4 миллиона рублей.

В 1940-х годах московский газовый завод перепрофилировали сначала на производство ракетных сопл, затем на выпуск газового оборудования (плит и счетчиков), а затем на изготовление газозапорной арматуры. За это время корпуса завода обросли пристройками, а в некоторых газгольдерах прорубили окна и сделали перекрытия. В 2002 году производство остановилось, а площади сдали в аренду.

Сейчас здесь бизнес-центр АРМА. На территории сохранились старинные газгольдеры по проекту Рудольфа Бернгардта (хранилища для избыточного газа и аварийного запаса из-за неравномерного потребления в течение года). Сейчас такие наземные газгольдеры уже не строят.

Продолжаем прогулки по Басманному району Москвы. Зайдём в бывшую промзону, расположенную возле Курского вокзала. Ещё лет 10-15 назад это было достаточно депрессивное место с полузаброшенными производственными зданиями, но зато с богатой историей и прекрасной индустриальной архитектурой. Речь пойдёт о бывшем Московском газовом заводе.


История газового освещения в России началась ещё до войны с Наполеоном. В 1811-м году Пётр Соболевский создал и испытывал первую отечественную установку для получения искусственного газа — «термоламп». А в 1816-м Соболевский успешно применил «термоламп» для освещения мастерских на Пожевском заводе (Пермская губерния). В 1819-м первый газовый фонарь зажгли на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. В 1850-м газовое освещение появилось и в Одессе.
В 1863-м первый газовый завод был построен в Петербурге. Вырабатываемый на нём газ использовался для освещения Большого и Малого Императорских театров. Здесь Москва немного отставала, поэтому в 1864-м провели конкурс на организацию уличного освещения, в которым победила «Букье и Компания». "Компанию" голландцу Букье составил английский инженер Гольдсмит. И уже в следующем году был построен первый в Москве газовый завод.
Темпы развития были такие, что через три года в стране было уже 310 газовых заводов. Светильный газ стал активно вытеснять керосин в городских фонарях и стал основным источником освещения городов до появления электрических фонарей. Газ к фонарям доставлялся через подземные чугунные трубы. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы - возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей.
Надо сказать, что победа в конкурсе досталась «Букье и Компания» благодаря низкой цене, предложенной на торгах. Уголь первоначально приходилось возить аж из самой Англии, потом перешли на донбасский. Систему освещения компания сдавала "под ключ", т.е. определялась цена за один фонарь, который должен был гореть 2000 в год и снабжение его газом. Под строительство завода были выкуплены огороды в Кобыльской слободе на берегу речки Черногрязки.

Технология получения «светильного» газа" заключалась в сухой перегонке каменного угля. В ретортных печах без доступа воздуха уголь нагревался до температуры 1100 °С. В состав завода входили газовые печи, здание охлаждения и очистки газа, здание счётчиков и регуляторов давления газа в городской сети, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа.

Первыми возвели заводские корпуса - сооружения, состоящие из нескольких цехов и предназначенные для производства газа из угля.
Вдоль Нижнего Сусального переулка выросли двухэтажные корпуса - конторский и для рабочих. Архитектор - Фёдор Дмитриев.

2.Позже к ним были пристроены трёхэтажные блоки.

3. Аппаратная и ретортная.

4. Видно, что здание удлинили, изменили форму окон, снесли башенку и две трубы.


5. Очень похоже на католический храм.


6.


7. Желание получить побольше площадей несколько испортило общий вид.


8. Но хорошо, что хоть фасады сохранили.

9. Здание для производства "водяного газа". Справа от него выглядывает маленький газгольдер, в котором хранился аммиак.


10. Так оно выглядит сейчас. "Глубокая" реконструкция его пока не коснулась. Трубу снесли.


11.

12. Газгольдер для аммиака. Тоже ещё не подвергался реконструкции. Только кондиционеры на стене говорят о том. что здание обитаемо. Лет 6-7 назад здесь был ночной клуб


Такие вот металлические пристройки до реконструкции были и у многих других зданий.

13. Угол этого здания выглядывет справа на фото 9..

14. А эту трубу сохранили. Надолго ли?

15. Это здание выбивается из общего архитектурного ансамбля.


16. Построено в 1931-32 годы.

Его технологическая функция - газогенератор. Но вот какой именно газ здесь генерировался, затрудняюсь сказать. Либо тот, который шёл потребителю, либо который шёл на подогрев угля.
Вообще сейчас трудно определить, в каком году построены здания. С уверенностью можно сказать только то, что 4 больших газгольдера и два конторских корпуса построены в 1865-м, да и те перестраивались. В 1912-м году завод пережил достаточно серьёзную реконструкцию, были построены 6 новых корпусов. Возможно, часть из них была построена на месте старых.

Газгольдеры (четыре кирпичных строения: 20 м высотой, 10м глубиной и 40 м в диаметре) построили по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда, профессора Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. В газгольдеры поступал газ для хранения и последующей подачи в распределительную сеть. Заводские корпуса расположились между зданием конторы и газгольдерами. Расположение рядом с железной дорогой, в центре города облегчало подачу газа в городской центр, а также давало возможность поставлять уголь по железной дороге.

Такие большие объёмы газгольдеров нужны были для компенсации неравномерности потребления газа. Газ вырабатывался равномерно в течение суток, а потреблялся только в тёмное время. Сейчас система газоснабжения действует с запасом, поэтому суточная неравномерность ей не опасна, а вот сезонная покрывается в основном за счёт подземных хранилищ газа.

17. Газгольдеры, фото приблизительно 1911 года. Видно, что второй от нас ниже остальных.


18. Они же, три года спустя. Надстроенный "этаж" выделяется цветом.


19. А это современное фото, сделанное примерно с той же точки.


20. Растёсаны окна, сделан новый купол.


21. Вот что мне не нравится, так это то, что не оставили натуральный цвет кирпича.


22. Сейчас в газгольдерах размещаются офисы.

23. Рядом со старыми добрыми газгольдерами построили новый офисный корпус в тех же цветах и почти такой же высоты.

Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов. Когда в 1946-м в Москву пришёл первый магистральный природный газ из Саратовской области, он был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопел, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали делать газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". Это, последнее его название, осталось на картах города. Бизнес-квартал "Арма" - так сейчас называется это место.

24. А о газовом прошлом напоминает расположенное теперь уже по соседству АО "Мосгаз".

То, что мы видим сегодня - это результат серьёзной борьбы за сохранение архитектурно-исторического наследия. Когда завод практически прекратил своё существование, возникло несколько проектов использования территории.
Один из проектов был разработан «Моспроектом-4». Он предполагал сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними планировалось построить «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль должен был быть построен многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки.
Альтернативный проект был разработан творческим объединением «Газгольдер», он предусматривал реконструкцию территории завода, сохраняющую все исторические здания, но предполагающую освобождение их от всяких уродливых пристроек советской эпохи.

25. В качестве примеров приводился районы "Газометр" в Вене, где аналогичный завод с газгольдерами был перестроен в квартал с жильём, торговыми и развлекательными заведениями.


Эти газгольдеры хорошо видны с шоссе, по которому въезжаешь в Вену с восточной стороны.

Как мы видим, в результате получился хоть и компромиссный, но не худший вариант. Большинство зданий удалось сохранить хоть и не в первозданном, но похожем на него виде.

26. И по вечерам и по выходным, когда офисы уже не работают, здесь достаточно многолюдно, особенно много молодёжи.


Надеюсь, что и те здания, которые ещё не подверглись реконструкции, будут сохранены в своём первоначальном историческом облике.
А мы от газового завода пойдём на расположенный совсем рядом Винзавод.

МОСКОВСКИЙ ГАЗОВЫЙ ЗАВОД moscowhite wrote in April 3rd, 2009

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграла фирма голландского предпринимателя А. Букье и английского инженера Н. Гольдсмита «Сity of Moscow gas company limited».

В 1865 году фирма выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.

В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.

В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.


Это не часы с одной потерянной стрелкой:) Это старинный газовый счетчик, который показывал, сколько газа осталось в газгольдере.

В девяностые годы производство на территории завода, по печальной традиции, захирело, а его помещения заняли многочисленные коммерческие арендаторы. Но затем там стали появляться дизайн-студии, галереи и репетеционные базы, и появился проект реконструкции газового завода под многофункциональный художественный центр . Такой опыт в мировой культуре уже имеется - переоборудование аналогичного завода в Вене вызывает восхищение смелостью архитектурного решения и тщательностью сохранения уникального памятника. Но у нас на такую благую цель инвестора не нашлось, и проект так и остался проектом. Так же как и дипломная работа выпускниц МАРХИ О. Дихтенко и Е. Винтовой, которые еще в 1998 году разработали проект, предлагавший конверсию бывших газгольдеров в полифункциональный комплекс. Башни газгольдеров должны были превратиться в Клуб, Аттракционы, Выставочный павильон, Цирк и Оранжерею, а цеха завода адаптировались под «Площадь Мастеров» – магазины при творческих мастерских. Всем этим радужным надеждам и красивым планам не суждено было сбыться...

Но буквально несколько дней назад появилась информация еще более пугающая - некоторые здания уникального завода собираются снести ! Уже готовы данные экспертизы, что в них нарушены нормы по количеству тяжелых металлов, и вообще они, дескать, сильно обветшали. А один из газгольдеров и вовсе "случайно" сгорел - что ж, методы очень знакомые. Надежда, конечно, умирает последней, но, видимо, в первозданном виде мы уже не увидим этот прекрасный псевдоготический заводской комплекс никогда.

Местонахождение комплекса.
На территорию вход по пропускам, но если кто хочет успеть поснимать - пишите мне в личку, я расскажу, как пробраться на завод.


Над Обводным каналом возвышается аж целых четыре газгольдера, возведенных в период с 1858 по 1872 для газового завода «Общество столичного освещения». Один из них как раз-таки и является одним из самых известных газгольдеров города на Неве. Для хранения запасов газа кирпичное здание использовали вплоть до начала XX века, когда на смену газовому освещению пришло электрическое. Примечательно, что сегодня постройка не пустует. Ведь под ее крышей расположился мото-центр, клуб и кафе «Башни», гости которого могут насладиться разнообразной мототехникой, послушать музыку, а при желании хорошенько подкрепиться или выпить чего-нибудь эдакого. Кроме того, в газгольдере общества расположилось ещё и креативное пространство «Люмьер-холл», где показывают проекционные выставка вроде оживших полотен Ван Гога. В целом газгольдер «Общества столичного освещения» на сегодняшний день находится в неплохом состоянии во многом благодаря клубам - сотрудники поддерживают его в чистоте и ремонтируют. Кстати, практически никаких особо сильных изменений в исторический облик они не внесли - все-таки газгольдер является важным объектом исторического наследия. А вскоре под куполом стариной постройки раскинется самый большой в мире планетарий. Говорят, он может претендовать на рекорд Гиннесса.

    наб. Обводного канала, 74


Так как фонари в городе на Неве были сконцентрированы в самом центре Северной столицы, газгольдеры возводили неподалеку, и располагаются они не так уж далеко даже друг от друга. Так, на улице Заозёрной стоит утративший свою историческую функцию газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». Построили его в 1881 году по проекту архитектора Ивана Мааса для конкурирующего с «Обществом столичного освещения» предприятия – «Общества освещения газом Санкт-Петербурга». После того, как в газгольдере прекратили хранить запасы газа, здание приспособили под различные производства. А сегодня его вместе с прилегающей территорией выкупила строительная компания - здесь будут возводить жилой комплекс. Однако не стоит думать, что газгольдер снесут - напротив, компания приняла решение сохранить газгольдер как памятник и собирается его отреставрировать и привести в порядок. Сейчас известно, что его внутреннее пространство поделят на уровни, а в свое время в "РБК" писали о том, что здесь будет организована автомобильная стоянка.

    Заозёрная ул., 3а


Многим знаком заводской сад Сан-Галли на Лиговском, который является частью некогда обширного комплекса чугунного и механического завода, появившегося в здешних местах в далеком 1853 году по инициативе немецкого предпринимателя, изобретателя и короля российского чугунного литья Франца Карловича Сан-Галли. В 1867 году на территории был возведен весьма необычный газгольдер. Он, в отличие от своих "собратьев", не снабжал газом фонари, а хранил запасы горючего для нужд предприятия. Также отличает этот газгольдер и форма - он вовсе не круглый, а шестигранный и больше всего напоминает гайку. Использовали «гайку» не так долго - уже в 1894 ее переоборудовали под обыкновенный склад. Ну а буквально несколько лет назад, в 2012, газгольдер отремонтировали, почистили от копоти и грязи и превратили в огромный клуб.

    ул. Черняховского, 75


С Екатерингофского моста открывается отличный вид на это экстравагантное строение конца XIX века. При этом газгольдер никогда не использовался для питания газом петербургских фонарей, а был построен для снабжения частного спиртоочистного завода, продукцию которого приобретала казна. Естественно, газгольдер использовали по назначению непродолжительное время. Сегодня он стал памятником эпохи ранней газификации Петербурга, а также базой научно-исследовательского института синтетического каучука.

    набережная Екатерингофки


Есть в Петербурге Газовая улица, которую в свое время называли "Газовой пустошью", хотя строений здесь хватало. Одной из ее достопримечательностей является как раз-таки Газгольдер. Построили его в 1902 году по проекту инженера Василия Корвина-Круковского специально для французского газового завода, который располагался неподалеку и был предназначен для переработки и хранения природного газа, использовавшегося для обеспечения уличного освещения.

    Газовая ул., 10

Фото: realty.rbc.ru, citywalls.ru, karpovka.com, wikimapia.org