Как работает инспектор по делам несовершеннолетних. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. Можно ли обжаловать действия инспектора ПДН


| Марина Емельяненко | 8974

Одной из наиболее социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск возможностей для снижения темпов роста детской преступности и повышения эффективности ее профилактики. Сложная криминогенная обстановка в нашей стране продолжает сохраняться, и во многих правонарушениях все чаще принимают участие именно несовершеннолетние – дети и подростки.

Сегодня в России наблюдается устойчивый рост преступности несовершеннолетних. Это является одной из наиболее негативных тенденций развития преступности в целом, так как говорит о росте привлекательности «преступной модели поведения» среди молодежи.

Инспектор по делам несовершеннолетних – должностное лицо органов внутренних дел, которое проводит надзор за преступностью среди детей и подростков на определенной ему территориальном участке.

Главной обязанностью данного сотрудника МВД является проведение профилактической работы с теми детьми, которые уже совершили какое-либо преступление и с теми из них, которые относятся к группе риска – детьми из неблагополучных семей, бездомными, отличающимися агрессивным и вызывающим поведением и т.д.

Инспектор по делам несовершеннолетних – это юрист и педагог для всех малолетних жителей вверенного ему участка. Он не только должен знать все о малолетних жителях вверенного ему района, но и проводить комплекс организационно –практических мероприятий, направленных на совершенствование правоохранительной системы и профилактику детской преступности.

Профессия инспектора ПДН подразумевает работу как в офисе, так и вне дома. Он посещает места проживания трудных подростков, школы и средние учебные заведения. Проводит профилактические беседы не только с самими правонарушителями, но и их родителями, учителями или опекунами.

Преимущества и недостатки профессии

Как и любая другая, профессия инспектора по делам несовершеннолетних имеет ряд существенных преимуществ и недостатков по сравнению с другими. Среди главных плюсов работы инспектором ПДН можно выделить:

Отсутствие монотонности в работе.
. Высокая гражданская ответственность.
. Возможность оказать реальную помощь формирующемуся поколению.

Каждый выбирает работу инспектора ПДН из-за каких-то личных убеждений и находит в ней свои плюсы. Сразу отметим, профессия довольно сложная, так как потребует от соискателя полной отдачи.

Отрицательными сторонами работы инспектора ПДН являются, конечно же, огромные психологические нагрузки, физические риски при посещении мест проживания неблагополучных семей, необходимость сталкиваться с тяжелыми и особо тяжелыми преступлениями, совершенными детьми или подростками.

Личные и профессиональные качества, необходимые для успеха в профессии

Работа инспектора ПДН – непростой труд. Помимо физической выносливости, она требует огромной моральной отдачи. Кандидат должен понимать, что насколько бы не было сложно ему работать, он должен строго соответствовать закону, но при этом не забывать, что имеет дело с неокрепшей, порой поломанной детской психикой. Профессия инспектора ПДН не может быть шаблонной. Определенный метод воздействия на одного ребенка или подростка совершенно неприемлем для другого. Инспектору по делам несовершеннолетних необходимо обладать достаточной гибкостью и мудростью, чтобы уметь видеть не то, что ему показывают, а то, что кроется за словами и поступками подростков на самом деле.

Чтобы работать инспектором ПДН в России, необходимо соответствовать ряду требований:
. Быть гражданином РФ
. Иметь военный билет
. Иметь оконченное высшее юридическое, педагогическое образование. Обладать знаниями в области психологии, гуманитарных дисциплин, права.
. Не иметь в прошлом судимостей. Не должно быть криминального прошлого и у родственников соискателя.
. Обладать крепким физическим здоровьем и высокой стрессоустойчивостью.
. Быть требовательным и жестким, но вместе с тем уметь находить подход к различным категориям людей.
. Быть терпеливым, выдержанным и обязательно тактичным.
. Уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Профессия инспектора ПДН совершенно не подойдет для того, кто боится или не любит «навязывать свое присутствие». Порой именно так воспринимают сами подростки и их родители посещающего их представителя государственной власти.

Профессия имеет ряд медицинских противопоказаний, например, сердечно-сосудистые заболевания, психические болезни, заболевания нервной системы, выраженные физические недостатки.

Карьерный рост и заработная плата

Важным условием для карьерного роста в данной профессии является наличие высшего юридического образования, стажа работы и соответствующих личностных качеств.

Сотрудник имеет возможность пройти путь от простого инспектора ПДН до начальника отдела по делам несовершеннолетних. Для этого может потребоваться получение второго высшего образования или прохождение курсов повышения квалификации.

Что касается воинского звания, то от младшего лейтенанта можно дойти до майора. Однако для этого придется себя полностью посвятить работе.

Заработная плата инспекторов ПДН имеет следующую градацию:
. Средняя по Москве – 27000-48000 рублей.
. Средняя по России – 15000-52000 рублей.

Сумма может быть дополнена выплатами за звание и стаж.

Где можно получить специальность

Освоить профессию инспектора по делам несовершеннолетних можно в следующих ВУЗАХ РФ.

Чем занимаются инспекторы по делам несовершеннолетних

Инспекторы по делам несовершеннолетних проводят профилактические беседы с ребенком, с семьей. Беседуют с родителями, разъясняют статьи Административного и Уголовного кодексов РФ, по которым они могут быть привлечены к ответственности за жестокое обращение с детьми и лишены родительских прав.

Рекомендуют обратиться к врачу-наркологу, если есть необходимость, дают направление к семейному психологу. Если ситуация безысходная и малолетний ребенок находится в социально опасном положении, его изымают из семьи и помещают в приют на полгода. С родителями продолжают вести работу, дают возможность исправиться.

Родительские права могут быть ограничены совместно с комиссией по делам несовершеннолетних. Но ограничение – это не лишение: если родители за полгода исправятся, ребенка можно вернуть в семью. Большинство родителей перестают злоупотреблять алкогольными напитками, и дети к ним возвращаются.

Если родители не исправляются, ребенок остается в приюте, и его опекают сотрудники приюта.

Если родители не работают и злоупотребляют алкогольными напитками, вопрос о профилактической работе не рассматривается, совместно с органами опеки ребенок изымается из семьи. Если ребенка вовремя не изъять, он в этой семье не выживет. Иногда о таких семьях в полицию сообщают соседи, неравнодушные граждане.

Неблагополучной можно считать и ту семью, где только один родитель. Например, отца нет, мать одна воспитывает ребенка, много работает, времени заниматься ребенком у нее нет, ребенок постоянно находится один дома. Таким семьям рекомендуется определить ребенка в спортивную секцию, какой-либо кружок, чтобы в отсутствие родителей он не находился на улице и не попал в плохую компанию

На профилактический учет подростка могут поставить за самовольные уходы из образовательных учреждений, за привлечение к административной ответственности, за употребление спиртных напитков, наркотических, токсических веществ, за антиобщественное поведение, за преступления (чаще всего это кражи мобильных телефонов, драки).

Также родителей и детей могут поставить на учет, если спустя неделю после начала учебного года ребенок не приступил к учебе. Бывает, что семья не вернулась еще с летнего отдыха в город, но иногда таким образом выявляется неблагополучная семья.

В случае если подростка задержали на митинге в первый раз, то протокол не составляют, проводят профилактическую беседу (выясняют, как он оказался на митинге и что делал). Таких детей берут на контроль. В случае их повторного задержания – ставят на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних минимум на 6 месяцев. Данный факт имеет значение при поступлении в учебное заведение. Поскольку сведения о состоящих на учете содержатся в отдельной картотеке ПДН и направляются в учебные заведения по их запросам.

В рамках профилактики конфликтов, возникающих на межнациональной почве, инспекторы ПДН читают лекции старшеклассникам о толерантности, уважении друг к другу.

Инспекция по делам несовершеннолетних (ПДН) всегда была настоящей "страшилкой" для детей-хулиганов и реальностью для подростков, совершивших правонарушение, преступление. Как работает система ПДН? Как родителям уберечь детей от проступка, попадания в дурную компанию? Об этом сайт рассказывает подполковник полиции Григорий Марченков.


Кто управляет делами несовершеннолетних

— Григорий Александрович, в детстве нам говорили: с этим не дружи, он состоит на учете в детской комнате милиции. Как вы работаете с несовершеннолетними хулиганами? Каковы функции и задачи вашего управления?

— Нашими основными задачами, которые прописаны в том числе и в нормативных актах МВД, являются предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий, которые могут совершать несовершеннолетние, выявление причин и условий, которые способствуют совершению этих правонарушений, непосредственное обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, их социально-педагогическая реабилитация, а также выявление и пресечение в случае вовлечения несовершеннолетних в противоправные, преступные, антиобщественные действия.

— Кто работает в вашем управлении? Это в основном — профессиональные педагоги или юристы?

В ПДН в основном — женский коллектив, работают в основном женщины. Мужчины — исключение. Допустим, в нашем подразделении Северо-Восточного округа имеется только один инспектор мужчина. В специализированных учебных учреждениях сотрудники МВД получают высшее, либо среднее юридическое образование. Соответственно по распределению они могут поступить на службу в эти подразделения.

Также на службу в подразделения ПДН принимаются граждане Российской Федерации, которые имеют педагогическое образование, это тоже приветствуется.

Но говорить о том, что нам нужны именно педагоги, неправильно. У нас скорее всего должны быть юристы, которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и обладают некоторыми педагогическими навыками, а также знакомы с психологией. Потому что общение с несовершеннолетним — это очень сложно, надо проводить беседы, совершать различные действия профилактического характера. Такая работа гораздо сложнее, чем со взрослыми преступниками, это уже доказано.

— То есть надо быть очень заинтересованными в своей работе и уметь найти общий язык с детьми не вполне благополучными?

Все дети — и благополучные и не благополучные — все равно дети. И в любом случае, когда они совершают какое-нибудь правонарушение, по злому умыслу или по ошибке, а может быть под воздействием взрослого, который вводит их в заблуждение, мы реагируем на это.

Часто бывает очень сложно именно найти к ним правильный подход. Поэтому в подразделении в основном работают те, кто может это делать по своим личным деловым качествам, способен правильно общаться с детьми. Научить этому невозможно.

— За что несовершеннолетний может попасть под патронаж ваших сотрудников?

Законодательством предусмотрен ряд ситуаций, условий, при которых возможна постановка несовершеннолетнего на учет. Прежде всего, это факт употребления наркотических средств, каких-либо психотропных веществ, алкоголя. Если выявляются такие факты, то несовершеннолетний, даже если не совершал противоправных действий и не привлекался к ответственности, сразу же ставится на учет и проводится с ним работа.

Несовершеннолетние, которые совершают административное правонарушение или уголовное преступление, сразу же незамедлительно ставятся на учет в ПДН.

- А мелкое хулиганство? Например, многим детям очень нравится какие-то пакетики с водой выкидывать из окон, как-то прикалываться, шалить по-мелкому… Таких ставят на учет?

Мы не должны шалость путать с административным правонарушением. Потому что все-таки хулиганство подразумевает другое, именно — нарушение общественного порядка. За нецензурную брань в общественном месте, повреждение имущества, явное неуважение к обществу, конечно, ставятся на учет. А есть шалость.

Мы не карательный орган и должны четко определять то ли это — просто проступок, то ли это правонарушение. Это разные вещи и очень тонкая грань между ними. Иногда достаточно профилактической беседы, чтобы несовершеннолетний все понял, не обязательно применять к нему жесткие меры. К этому очень аккуратно надо подходить.

Так же к нам ставятся на учет несовершеннолетние, которые освобождаются от уголовной ответственности в случае недостижения возраста ответственности. Закон предусматривает в случае совершения преступлений уголовную ответственность с 14 лет. Если преступление совершено таким подростком, мы ставим его на учет, чтобы впоследствии он не перерос именно в преступника и по достижении 14 лет не совершил что-нибудь противоправное, за что уже будет привлечен к уголовной ответственности.

Работа ведется со всеми субъектами профилактики, начиная с семьи, роль которой очень важна. Если семья не справляется, к этому подключается школа, подключаются различные социальные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

— Как осуществляется надзор за несовершеннолетними, вы влияете на их дальнейшую судьбу?

По всем у нас ведутся соответствующие дела, все протоколируется, есть соответствующие учеты, как списочные, так и электронные. Если несовершеннолетний попадает в наше поле зрения и впоследствии хочет поступить в какое-либо учреждение или учебное заведение системы министерства обороны или министерства внутренних дел, какое-то государственное учреждение, к нам всегда поступает запрос оттуда о характеризующем материале на этого несовершеннолетнего.

И в случае, если подросток состоял на учете за совершение преступления либо правонарушения, однозначно будет принято решение, что его даже на экзамены не допустят.

Потому что по закону в органах государственной власти и в силовых структурах не могут трудится лица, которые ранее привлекались к уголовной ответственности и по некоторым видам административных правонарушений. Ведь в основном на учет ставятся за совершение серьезных административных правонарушений и преступлений.

За какие-то незначительные правонарушения не стоит этого делать, не надо ребенку ломать судьбу, достаточно проведения именно профилактической беседы и осуществления некоторого негласного контроля.

Если уже это не помогает, тогда, конечно, надо ставить на учет и в полной мере проводить с этим ребенком профилактическую работу.

— Много времени дети проводят в школе, других образовательных учреждениях. Как вы с ним сотрудничаете?

— В обязательном порядке у каждого инспектора имеется территория определенная обслуживания, куда попадают все учреждения, которые связаны с несовершеннолетними. Будь то школа, гимназия, какие-то секции, кружки, все, где проходит обучение несовершеннолетних подпадает под наш контроль. Они посещаются ежемесячно, проводятся беседы с педагогами, руководством учреждения, если есть какие-то проблемы, так и непосредственно с детьми, которые плохо себя ведут. Школа — это основной субъект профилактики.

— Самый большой бич сегодняшнего дня — хулиганство, драки или все-таки наркотики?

— Самой большой бич — безразличие родителей при воспитании своих детей. Все беды идут оттуда. Многие родители считают, что, купив какую-то вещь, дав несовершеннолетнему какую-то сумму денег, они тем самым уже исполнили родительские обязанности. Это далеко не так. Нельзя компенсировать внимание деньгами или вещами. Обязательно со своим ребенком надо общаться, чтобы знать, чем он живет, какие у него интересы, чтобы он не попал в дурную компанию и не начал совершать преступления, не стал употреблять алкогольные напитки и наркотики.

Факты употребления наркотиков все-таки единичны. Нельзя сказать, что это какой-то бич. Тем более сейчас в Москве среди несовершеннолетних популярен здоровый образ жизни. Это интересно. Много детей занимаются спортом, ходят в какие-то спортивные секции. Велосипеды, скейтборды, другие спортивные вещи есть у многих. Практически во всех дворах есть площадки специальные, где они могут этим заниматься. Это модно и правильно.

Естественно, большая проблема сейчас — неограниченный доступ в интернет. Через интернет на несовершеннолетних происходит непосредственно воздействие. Они забывают, что такое общение, реальное, живое со сверстниками и родителями, фактически перестают учиться и даже на улицу не выходят.

Если родители не ограничивают детей каким-либо образом, ставя соответствующие программы, то они могут зайти на опасные сайты и воспринять это все за чистую монету, подумать, что так и надо жить. Родители должны это контролировать в обязательном порядке. Есть даже такой термин — зависимость от интернета. Очень многие дети попадают под нее, это очень серьезная проблема.

— Для этого надо просто общаться почаще со своими детьми…

Обязательно. Самое главное пожелание — это общайтесь со своими детьми, знайте чем они живут, знайте об их интересах, разделяйте с ними их интересы. Нравится ребенку кататься на велосипеде — купите себе велосипед. Проводите время с детьми, не откупайтесь от них какими-либо вещами, подарками, деньгами. Дарите им больше внимания. Не портите детей вещами.

Дети должны не просто жить, а общаться с родителями, не закрываться в себе, а интересоваться спортом, наукой, учебой. Это действительно должно быть им интересно, чтобы они свое время с толком проводили, могли получить образование и пойти работать туда, куда они хотят. Вот этого я и желаю.

Извините,все тоже.Подскажите,как быстро отреагирует инспектор по делам несовершеннолетних,если вчера учителя отправили документы? (Позвонит или поидет) И что будет если никого не будет дома или не ответит на звонок

Могут ли несовершеннолетнего поставить на учет?

Здравствуйте,мои учителя отправили документы инспектору по делам несовершеннолетних из-за 2 прогулов.Могут ли меня поставить на учёт? И придет ли инспектор ко мне домой?

Что делать, если есть несоразмерность ответственности за ложный вызов МЧС ребенком?

Добрый вечер. Ребенок 8 лет позвонил в 112, наплел про аварию,назвался чужим именем и бросил трубку. Ему тут же перезвонили,он рассказал кто он,дал адрес. Вечером пришла инспектор по делам несовершеннолетних, сфотографировала всб квартиру,проверила...

13 Декабря 2017, 22:36, вопрос №1845054 Марина, г. Краснознаменск

Имеет ли право инспектор ПДН насильно забирать подростка в отделение и снимать его на видеокамеру?

Добрый вечер, ситуация следующая: в пятницу мой несовершеннолетний сын с компанией таких же подростков, выпили бутылку шампанского, об этом каким то образом узнали в отделении инспектора ПДН, когда дети сидели уже в макдоналдсе, туда пришли два...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Имеет ли право полиция опрашивать несовершеннолетнего ребенка без уведомления?

В школе, в ходе проверки мою несовершеннолетнюю дочь вызвали с урока в кабинет завуча, и там ее опрашивала инспектор по делам несовершеннолетних. Все было зафиксировано на бумагу, после чего, не дали ей прочитать эту бумагу, и попросили написать в...

Семейные ссоры и инспектор по делам несовершеннолетних

Здравствуйте! Сегодня произошла неприятная ситуация. Старший ребенок (9 лет) не хотел делать уроки. Естественно дома произошол скандал. Вначале ругались на ребенка, чтоб сделал уроки, потом когда старший сын всё таки сделал уроки и ушёл в школу, мы...

Вправе ли инспектор ПДН осуществлять работу в вечернее время?

сегодня инспектор по делам несовершеннолетних самостоятельно открыл дверь моей комнаты в грубой форме начал мне хамить чтобы я не выражался при детях не предьявив своих документов а когда я подошол к двери чтобы прикрыть дверь еще и начала мне...

02 Августа 2017, 23:23, вопрос №1713621 СЕРГЕЙ, г. Благовещенск

Правомерность действий инспектора по делам несовершеннолетних

Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних задерживать ребенка возраста 9 лет по подозрению в совершении преступления(кража велосипеда) и производить опрос без присутствия законного представителя?Спасибо!

Может ли инспектор ПДН проводить следственные действия, не связанные с несовершеннолетними?

Может ли инспектор ПДН проводить следственные действия (составлять протокол ОМП)не связанные с несовершеннолетними?

Можно ли избежать постановки на учет несовершеннолетнего

Здравствуйте! Мою дочь 14 лет задержали с компанией подростков за курение, доставили в отделение. Когда мы, родители, забирали детей, начальник отдела всех пожурил, сказал, что на первый раз обойдется. Но в случае повторных нарушений обещал...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Могут ли принять на работу инспектором по делам несовершеннолетних со средним спец образованием?

Как долго будут нас беспокоить инспектора ПДН?

Здравствуйте, у нас случилась неприятность 15 января, ребёнок достал со шкафа таблетки и съел 20шт таблеток, мы перепугались и сразу вызвали скорую, приехала скорая вызвали рвоту ребёнку, повезли нас в больницу, осмотрели и отпустили, как только мы...

Введение

В систему органов внутренних дел Министерства внутренних дел РФ в качестве самостоятельной подсистемы входит полиция. Правовой основой ее организации и деятельности является Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции» с изменениями и дополнениями.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения и др.

Актуальность прохождения практики в органах внутренних дел, а именно в подразделении по делам несовершеннолетних, обусловлена тем, что сама деятельность по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних является достаточно сложной и необходимой областью познания.

Цель прохождения производственной практики – ознакомление с деятельностью подразделения по делам несовершеннолетних.

Объект исследования – Инспекция по делам несовершеннолетних отдела № 3(по обслуживанию Железнодорожного района) УМВД России по г. Рязани.

Предмет исследования – деятельность подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Для достижения цели прохождения производственной практики поставлены следующие задачи:

– освятить общие принципы деятельности подразделения «ПДН»;

– изучить нормативно-правовую базу, устанавливающую общий порядок функционирования;

– ознакомиться с полномочиями должностных лиц «ПДН», в рамках своих обязанностей.

Таким образом, ответив на все вышеназванные вопросы, будет достигнута поставленная цель. А результатом самой практики станут новоприобретенные навыки.

Общая характеристика подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 № 845 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, далее ПДН, основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной обязанностью данных подразделений МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к лицам, состоящим на особом учете. Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Функции и полномочия подразделений по делам несовершеннолетних

К функциям подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел можно отнести:

1. Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении:

– несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

2. Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Осуществление в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

4. Рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

5. Участие в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел несовершеннолетних.

6. Участие в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Внесение в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

8. Информирование заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

9. Принятие участия в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

ст. 5.35 КоАП - Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

ст. 5.36 КоАП - Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

ст. 20.20 КоАП - Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

ст. 20.22 КоАП - Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

Таким образом, мы рассмотрели функции и полномочия деятельности ПДН. Они заключаются в том, чтобы обеспечить защиту прав и свобод несовершеннолетнего, выявить лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, вести учет родителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотики, пьянствуют, дебоширят, тем самым не занимаются воспитанием своих детей и т.д.

Права и обязанности должностных лиц ПДН

Инспектор по делам несовершеннолетних - это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами:

– в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:

– доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

– вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

– принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

– вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

Заключение

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность подразделения ПДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел полномочны, проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

– употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.

– совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.

– совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Целью деятельности подразделения «ПДН» является:

– выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

– осуществление в пределах своей компетенции мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

– рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

На основании пройденной практики можно сделать вывод о том, что усвоение теоретического материала административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства в целом проходит более полно и объемно, если есть возможность реально при прохождении практики лично увидеть его (законодательства) применение.

Общее впечатление от пройденной учебной практики – положительное.

Считаю, что цель проделанной работы – углубление и расширение теоретических знаний, получение практического опыта – выполнена.

Подводя итог можно сделать вывод, что все поставленные задачи были выполнены, соответственно цель достигнута.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016).

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».


Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 № 845.

Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».